Логопедическое занятие по лексической теме осень. Фронтальное логопедическое занятие на тему "осень"


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся об осени (дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают); исчезают насекомые, улетают перелётные птицы; животные готовятся к зиме, люди собирают урожай овощей и фруктов.

Задачи:

Образовательные:

  • Согласование прилагательных с существительными.
  • Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Развивающие :

  • Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме.
  • Способствовать развитию просодической стороны речи.
  • Способствовать развитию фонематического восприятия.
  • Развитие навыка связной речи.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Приветствие учителя.

Чтение отрывка из поэмы А. С. Пушкина “Евгений Онегин”:

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Какие чувства вы испытываете при прослушивании стихотворения?

Как вы думаете, о каком времени года говорится в отрывке?

II. Сообщение темы занятия.

Правильно, в отрывке говорится об осени. И тема нашего занятия “Осень”

Когда осень начинается по календарю?

Назовите осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя, золотая)

Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая)

Как назвать осень в ноябре? (Поздняя)

Что вы можете сказать про солнце осенью? (Греет плохо, солнечных дней стало меньше)

А какое небо осенью? (Хмурое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, тёмное)

А, что происходит осенью с деревьями? (Листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают.Деревья стоят голые)

Правильно ребята. Осенью листья начинают желтеть. Жёлтые листья первая примета осени.Так как удлиняются ночи, растения получают меньше света. Зелёный цвет в листе убывает. И заметным становится жёлтый цвет. Но листья бывают разного цвета. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе. Поэтому листья бывают и красного цвета.

Давайте вспомним, как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Листопад)

Необходимость листопада. Это защита дерева от зимней засухи. Так как листья испаряют много влаги. Избавление дерева от ядовитых, накопленных в листьях, веществ из земли и воздуха. А также защитатонких и хрупких веток от тяжести выпадающего зимой снега Деревья первыми освобождаются от листьев, чтобы не погибнуть в зимние морозы. Голыми и унылыми стоят лес и поле, когда пройдёт период золотой осени.

Ребята, а чем отличаются листья? (Формой, размером, цветом)

А, что происходит с травою? (Она засыхает, желтеет, увядает)

Слайд №10

А, что делают насекомые с приходом осени? (Прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору деревьев.)

Правильно ребята, осеннее похолодание и увядание растений повлияли на насекомых. Их стало меньше, а к концу осени они совсем исчезнут.

Слайд №11

Что делают птицы осенью? (Улетают в тёплые края)

А как называются птицы покидающие осенью родные края? (Перелётные)

Увядание растений, исчезновение насекомых, в некоторых случаях замерзание водоёмов ведут за собой отлёты перелётных птиц. Ранее других улетают птицы питающие насекомыми: стрижи, кукушки, ласточки, иволги. Перед отлётом птицы собираются в стаи. Первыми улетают птицы, которым не удалось вывести птенцов. За ними летят молодые, но уже окрепшие птицы. Некоторые птицы, прежде чем улететь кочуют с места на место. С понижением температуры и отсутствием корма связаны изменения и в жизни животных.

Слайд №12

Что делают животные осенью?

(Готовятся к зиме.Одни укладываются спать на всю зиму (медведь, ёж, барсук.) другие меняют шкурку (заяц, белка, лиса), третьи делают запасы на зиму (белка, ёж).

Слайд №13

Осенью на полях, в садах и огородах идёт уборка урожая. Люди собирают урожай овощей и фруктов.

А для чего собирают люди урожай овощей и фруктов? (Делают запасы на зиму.)

Слайд №14

Ребята, какая погода бывает осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.)

Слайд №15

III. Физминутка

Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на пальчиках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают)
И под ногами шуршат, шелестят, (Движение руками вправо-влево)
Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся)

Слайд №16

IV. Материал для закрепления.

Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Дерево-деревья-деревьев.

Лист-листья-листьев.

Трава-травы-трав.

Слайд №17

2. Подбор слов-антонимов.

Тепло - холодно.

Пасмурный день - солнечный день.

Сухой лист – мокрый лист.

Высокое дерево – низкое дерево.

Слайд №18

3. Правильное употребление предлогов: в, на, около, под, с, из- за, из- под.

4. Чтение и пересказ рассказа “Осень”

Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся всё пасмурнее, солнце всё светит реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди - долгие, моросящие. Листья на деревьях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листья с веток, и они падают на землю, укрывая золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в тёплые края. На улицу не выйдешь без зонта, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог.

Слайд №19

V. Итог занятия.

Ребята, о каком времени года мы вами сегодня говорили на занятии?

Чем отличается осень от лета? (Рассказы учащихся)

Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлёт птиц, листопад)

Вы сегодня очень хорошо работали на занятии, правильно отвечали на вопросы.

На этом занятие окончено. До свидания.

Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия по теме «Осень»

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия направлен на активизацию словаря по теме «Осень» у детей с ОНР.

Коррекционно-образовательная задача: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; активизировать глагольный словарь по данной теме; продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ; продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением; продолжать учить согласовывать движения с речью. Коррекционно-развивающая задача: развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику; продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

Коррекционно-воспитательная задача: воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.

Оборудование: осенние листья, музыка «Звуки осеннего леса», мяч.

Ход занятия

1 Организационный момент

Логопед: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.

Каждый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте с вами поздороваемся.

Песенка –приветствие ЗДРАВСТВУЙ Т. Сикачевой

Здравствуй солнце золотое! Руки над головой, пальцы раздвинуты в виде лучей

Здравствуй, небо, голубое! Показать небо

Здравствуй, вольный ветерок! Показать ветерок (машем руками влево-вправо)

Здравствуй, маленький дубок! Показать дубок.

Здравствуй, Утро! Жест вправо

Здравствуй, День! Жест влево

Нам здороваться не лень! Руки к груди, затем развести в стороны.

У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать! Отгадайте, в какое время года мы отправимся? Несу я урожаи, поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и елочек. Я … (осень) Логопед: Правильно, мы отправляемся в Осень. Звучит музыка осеннего леса.

2. Игра «Осенняя копилка». Логопед: - Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь). - Расскажите стихотворения об осени (Дети рассказывают стихи об осенних месяцах). Опустел колхозный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ… Что за месяц к нам пришёл? Всё мрачней лицо природы, Почернели огороды, Оголяются леса, Смолкли птичьи голоса. Медведь в спячку завалился… Что за месяц к нам явился? Поле чёрно-белым стало. Падает то дождь, то снег, А ещё похолодало, Льдом сковало воды рек. Мёрзнет в поле озимь ржи… Что за месяц, подскажи? Логопед: - Ребята, назовите, какие осенние признаки вы знаете? Небо покрыто тучами. Солнышко все реже выглядывает из-за туч. Дует злой северный ветер. Часто идет холодный дождь. Листья на деревья желтеют, краснеют, опадают. Листья покрывают землю разноцветным ковром. Птицы улетают в теплые края. Люди собирают урожай. В лесу появились грибы и ягоды.

3. Игра «Подбери действие». Логопед: - Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч. Мяч осенний и волшебный, Будет в руки к вам скакать И вопросы задавать. Логопед: - Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист. Листья осенью (что делают?) - Листья осенью желтеют, опадают и т.д. Дождь осенью - Дождь осенью моросит, идет и т.д. Урожай осенью - Урожай осенью убирают. Птицы осенью - Птицы осенью улетают. Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья. Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

4. Дыхательная гимнастика Логопед: - Возьмите тот лист, который вам нравится больше всех и тихонечко подуйте на него. А теперь с силой подуем на листочки. Выполняем дыхательную гимнастику. Вот какой листопад у нас с вами получился.

5. Игра «Осенние листочки». Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение. Листопад, листопад, (в руке листья, взмахи поочередно обеими руками) Листья желтые летят, Под ногами шелестят (приседают, бросают листья на пол) И летят, летят, летят…

6. Пальчиковая игра “Осенний букет”. Логопед: - Ребята, давайте соберём осенний букет. Дети произносят хором: Раз, два, три, четыре, пять – Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки). Листья берёзы. Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы). Мы соберём В вазу осенний Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).

7. Пересказ рассказа по картинкам. Логопед: - Послушайте рассказ и постарайтесь его пересказать по картинкам. «Осень» Наступила осень. Солнце греет слабо. Дует сильный ветер. По небу плывут серые тучи. Часто идет холодный дождь. Ветер срывает с деревьев жёлтые листья. Листья покрывают землю разноцветным ковром. Птицы улетают на юг. Пересказ рассказа.

8. Релаксационная минутка. Логопед: - А теперь давайте отдохнём. Ложитесь на жёлтую осеннюю полянку, закрывайте глазки, расслабьтесь. Дети лежат «на полянке», логопед читает стихотворение. «Осенью» (А. Плещеева) Осень наступила. Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях. Туча небо кроет, Солнце не блестит; Ветер в поле воет; Дождик моросит. Воды зашумели Быстрого ручья Птички улетели В тёплые края. Звучит спокойная музыка.

9. Итог занятия. Логопед: - Занятие подошло к концу, скажите, о каком времени года мы говорили на занятии? Что бывает только осенью?

Конспект логопедического занятия

Тема «Осень»

(фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка)

Образовательные цели:

Закреплять и уточнять знания детей об осени, осенних изменениях в природе;

Расширять и активизировать словарь;

Совершенствовать грамматический строй речи (образовывать прилагательные от существительных, образовывать существительные в уменьшительно - ласкательной форме).

Коррекционно-развивающие цели:

Развивать координацию движений с речью;

Развивать связную речь;

Развивать зрительное восприятие;

Развивать память, внимание, мышление, смысловую догадливость при отгадывании загадок.

Воспитательные цели:

Формировать навыки самостоятельности, активности;

Формировать навыки сотрудничества.

Оборудование:

Раздаточный материал - картинки с осенними приметами;

Магнитная доска;

Рисунки с зашумленным изображением листьев по количеству детей;

Карандаши по количеству детей ;

Мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед. Здравствуйте, ребята. Сегодня наше занятие мы начнем с загадок. Слушайте внимательно.

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так,

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто... (Листопад)

Гнёт к земле деревья,

Тучи нагоняет,

Пыль с дороги тёмной

Нам в лицо бросает.

И в реке, и в море

Волны поднимает.

Кто о нем загадку,

Дети, отгадает? (Ветер)

Что это за птица?

Черная, большая.

Над землёй повисла,

Солнце закрывая.

Как она примчится,

Всё вокруг темнеет,

Чтобы не промокнуть,

Убегу скорее. (Туча)

Крупно, дробно зачастил,

И всю землю намочил.

( Дождь )

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует - оно задрожит.

(Лужа )

Время года отгадай

Собирают урожай,

Грибники в леса спешат,

Листья жёлтые летят,

Тучи по небу гуляют.

Птицы к югу улетают.

(Осень)

Логопед. Молодцы. Все загадки отгадали. А кто запомнил все отгадки и может их назвать?

Дети. Листопад, ветер, туча, дождь, лужа, осень.

Логопед. Как вы думаете, о чем сегодня на занятии мы будем говорить?

Дети. Мы будем говорить об осени.

2. Введение в тему занятия.

Беседа об осени с опорой на личный опыт детей.

Логопед. Назовите осенние месяцы? Какой первый месяц осени?

1-й ребенок. Первый месяц осени сентябрь.

Логопед. Какой месяц наступит после него?

2-й ребенок. После сентября наступит октябрь.

Логопед. Какой месяц завершает осень?

3-й ребенок. Завершает осень ноябрь.

Игра «Приметы осени»

Логопед. А какие приметы осени вы знаете? Мы проверим, поиграем в игру «Приметы осени».

Логопед. У меня в шкатулке лежат картинки – приметы. Возьмите картинку, и узнает, какая примета осени изображена на ней.

Дети берут из шкатулки картинки с нарисованными приметами осени и называют их. Каждый ребёнок прикрепляет картинку – примету к магнитной доске.

Дети. Осенью солнышко светит меньше и совсем не греет. Холодает. День становится короче, а ночь длиннее.

Часто идут дожди. На дорогах лужи.

Дует сильный, холодный ветер.

Листья желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад.

С полей и огородов убирают урожай.

Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края.

На магнитной доске получается картинная схема рассказа об осени.

Игра «Какая погода»

Логопед. Осенью погода изменчивая. Подумайте, какая она бывает, поиграем в игру «Какая погода?» .

Логопед. Если пошел дождь, значит погода какая?

Дети. Погода дождливая.

Логопед. Если светит солнце.

Дети. Погода солнечная.

Логопед. Если на улице холодно.

Дети. Погода холодная.

Логопед. Если дует ветер.

Дети. Погода ветреная.

Логопед. Когда дует ветер что происходит с листьями?

Дети. Падают с деревьев, кружатся.

Логопед. Как это называется?

Дети. Листопад.

Логопед. Сейчас мы пройдем на коврик отдохнем и поиграем.

Дети проходят на коврик и проводим физминутку

Физминутка

Листопад.
Листопад, листопад,

(выполняют волнообразные движения рук из стороны в сторону )
Листья осенние тихо кружатся,

(кружатся на носочках )
Листья желтые лежат,

(выполняют наклоны с движением рук )
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок -

( )
Папа, мама и листенок.

( )

Шурш, Шуршиха и Шуршонок -

(идут по кругу, шоркая ногами по полу, и произносят звук [Ш-Ш-Ш] )
Папа, мама и листенок.

(имитируют подбрасывание листьев вверх )

Работа по картинке – загадке «Что ты видишь?».

Логопед раздает каждому картинку-загадку с зашумленными изображениями листьев.

Логопед. Мы поиграем в игру «Что ты видишь?». У каждого из вас на столе есть картинка, на которой изображены листья. Посмотрите внимательно, листья спрятались друг за друга. Определите и скажите, какие вы видите листья? Каждый называет по одному листочку и обводит его.

1-й ребенок. Я вижу кленовый лист.

2-й ребенок. Я вижу березовый лист.

Обводит изображение карандашом.

3-й ребенок. Я вижу дубовый лист.

Обводит изображение карандашом.

4-й ребенок. Я вижу рябиновый лист.

Обводит изображение карандашом.

Логопед. Молодцы. Это было трудное задание. Вы отлично справились с ним.

Логопед. Сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру «Большой – маленький» . Я буду бросать мяч, и называть большой предмет, а вы будете называть маленький.

Дети выходят на коврик и встают в круг.

Лист – листочек, листик, гриб - грибок, грибочек, ягода – ягодка

Дерево – деревце, куст – кустик, ветка - веточка

Солнце – солнышко, дождь – дождик, ветер – ветерок, туча - тучка

Логопед. Поиграли, молодцы.

Работа по составлению рассказа с опорой на картинки - схемы.

Логопед. А сейчас посмотрите внимательно на доску, на ней изображена картинная схема рассказа. Я предлагаю вам попробовать составить рассказ об осени вместе со мной, глядя (опираясь) на схему – подсказку.

Дети пробуют составить рассказ с помощью логопеда.

Наступила осень. Стало холодно. День становится короче, а ночь длиннее. Часто идут дожди, на дорогах лужи. Дует сильный, холодный ветер. Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад. С полей и огородов убирают весь урожай. Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края.

Логопед. Молодцы, вам понравилось составлять рассказ по картинкам - схемам?

Завтра вы попробуете самостоятельно составить рассказы об осени, а помогут вам наши картинки – схемы.

3. Итог занятия.

Логопед. Что мы сегодня с вами делали на занятии? О каком времени года мы говорили? Что вам запомнилось? Как вы работали?

Логопед: Молодцы! Вы хорошо работали. Спасибо за работу.

Кириллова Ю., учитель-логопед .

ТЕМА: “ОСЕНЬ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ”.

Цель:- расширение и активизация словаря.
Задачи: - образовывать множественное число существительных;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- подбирать прилагательные к существительному;
- согласование существительных с числительными;
- развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.
Оборудование: картинки с изображением осени, листьев мяч.
Ход занятия:

1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика. “ОСЕНЬ

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.

2. Введение в тему.

Какое сейчас время года? (осень)
Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Назовите признаки осени? (дождь, листопад, холод, ветер, овощи, фрукты, грибы).

3. Игра “Большой - маленький”
В гости пришел гномик. Он из сказочной страны. В стране гнома все маленькое, поэтому и говорят они про все ласково. И мы будем говорить ласково.
Гриб- грибок, грибочек ягода- ягодка
Дерево- деревце куст- кустик
Лист- листочек солнце- солнышко
Цветок- цветочек ветка- веточка
Лес- лесочек трава- травка
Дождь- дождик ветер- ветерок
Туча- тучка

4. Игра “Один - много”
Гриб - грибы ягода - ягоды
Дерево - деревья куст - кусты
Лист - листья лужа - лужи
Дождь - дожди ветка - ветки
Сук- сучья туча - тучи.

5. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)

5. Игра “Наоборот”

6. Игра “Подбери признак”.
Осень (какая?) – ранняя, поздняя, золотая, дождливая, солнечная, урожайная, холодная,…
Листья (какие?) – желтые, красные, разноцветные, сухие,…

7. Игра “Назови лист” (по картинкам).
Березовый, дубовый, рябиновый, липовый, кленовый, осиновый,…

8. Игра “1, 2, 5”
Один дуб, два дуба, пять дубов;
(клен, тополь, лист)
Одна липа, две липы, пять лип;
(сосна, калина, осина)

9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Игра “Четвертый лишний”.
Береза, осина, сирень, дуб.
Шиповник, орешник, сирень, липа.

ТЕМА: “ОСЕНЬ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ”.

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: - учить распространять предложения прилагательными;
- учить составлять рассказ по картине с опорой на схему.
- учить образовывать существительные род. падежа;
- учить подбирать слова- антонимы;
- развивать мелкую моторику, внимание, мышление.
Оборудование: картина с изображением осени, фланелеграф, картинки для фланелеграфа, опорные картинки.
Ход занятия:

1. Орг. момент. Отгадывание загадок.
Когда это бывает? (Осенью)
Шумит он в поле и в лесу, а в дом не попадет.
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)
Падают с ветки золотые монетки. (Листья)

2. Игра “Чего не стало?”
(картина на фланелеграфе).

3. Игра “Что изменилось?”
(картина на фланелеграфе).

4. Игра “Наоборот”
Дерево высокое – низкое лист широкий – узкий
Ствол толстый – тонкий деревья мокрые - сухие
Дорожка грязная – чистая день осенью короткий – летом длинный

5. Распространение предложений прилагательными.
Наступила осень. Наступила холодная, дождливая, поздняя осень.
Идет дождь. Идет холодный, мелкий, моросящий, дождь.
Дует ветер. Дует сильный, холодный ветер.

6. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.
(Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, “срывают” грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

8. Пальчиковая гимнастика. “ОСЕНЬ”

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н. Нищева (Плавные, волнообразные движения ладонями.)

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
(Спокойно укладывают ладони на стол.)

9. Составление рассказа по картине с опорой на схему.
Наступила холодная осень. Небо осенью серое, хмурое, часто идет мелкий дождь. Дует холодный ветер. Листья желтеют и опадают на землю. Трава сохнет и чернеет. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Мне нравится осень потому, что осенью красивые деревья.

10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.

Надежда Аникина

Конспект занятия для логогруппы по лексической теме «Осень » .

Коррекционно-образовательная задача :

Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях ;

Активизировать глагольный словарь по данной теме ;

Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;

Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;

Продолжать учить согласовывать движения с речью.

Коррекционно-развивающая задача :

Развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику;

Продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

Коррекционно-воспитательная задача :

Воспитывать положительное отношение к временю года «Осень » , показать детям, что у погоды нет плохой погоды, что каждое время года особенно по своему;

Контроль за собственной речью и речью других ребят.

Оборудование : презентация (картинки осень , кубики по временам года, картинки для дыхательной гимнастики, мяч, панно из листьев.

Дети должны знать :

1. ПРЕДМЕТНЫЙ СЛОВАРЬ :

Осень , листва, листопад, стая, заморозки, дождь, (осенняя ) пора, тучи, лужи, туман, животные, берлога, дупло, нора, слякоть, увядание, сентябрь, октябрь, ноябрь, зонт, дерево, сосна, ель, ива, береза, клен, рябина, дуб, осина.

2. ГЛАГОЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ :

Опадать, осыпаются, кружиться, шелестеть, краснеть, желтеть, запасать, сушить, засыхать, дуть, засыпать, собирать, менять, летят, шуршат, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, одеваются, готовятся, увядают, моросит, расти, падать, рубить, собирать.

3. СЛОВАРЬ ПРИЗНАКОВ :

Красный, желтый, оранжевый, бордовый, багряный, осенний , дождливый, холодный, пасмурный, прохладный, ранний, поздний, золотой, хвойный, разноцветный, унылая, грустная, прощальная, дальний, хмурая, сырая, дивная, прекрасная, голые, лиственный, смешанный, высокий, низкий,

олодой, старый, дряхлый, могучий, стройный, широкий, пышный, осенний .

4. СЛОВАРЬ НАРЕЧИЙ :

Пасмурно, дождливо, холодно, рано, поздно, ярко, солнечно, ветрено, хмуро, пышно, высоко, низко, густо, редко.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Логопед : Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычное занятие , мы с вами будем путешествовать! Отгадайте, в какое время года мы отправимся?

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек . Я … (осень )

Логопед : Правильно, мы отправляемся в Осень (появляется слайд осень ) .

Для начала ребя мы с вами сделаем зарядку для язычка :

Артикуляционная гимнастика

Шли-шли, к мишкиной берлоге подошли. Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать . Раскрывать и закрывать рот. Брусничка. Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитирование жевания. Нам радостно и весело в осеннем лесу , улыбнемся друг другу и лесным обитателям. Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты) . Хомячок-толстячок. Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки. Белочка грызет орешки. Улыбнуться и постучать зубами. Язычок в чащобе. Показать, как язычок пролезает между густыми деревьями (зубами) . Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности. Пролезаем через бурелом. Губы в улыбке. Широкий язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы зубов на языке- это тропинки в лесу. Мелькает беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый язык вправо и влево так. Чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и зубы при этом неподвижны. Очень вкусная брусника. Еще раз полакомимся брусникой. Рот открыт, губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна. Почистим зубки. Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас почистим зубки. Почистить языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.

Логопед : Молодцы, ребята.

Игра «Осенняя копилка » .

Логопед : - Назовите, какие осенние месяцы вы знаете ? (сентябрь, октябрь, ноябрь) .

Логопед : - Ребята, назовите, какие осенние признаки вы знаете ?

Небо покрыто тучами. Солнышко все реже выглядывает из-за туч.

Дует злой северный ветер.

Часто идет холодный дождь.

Листья на деревья желтеют, краснеют, опадают.

Листья покрывают землю разноцветным ковром.

Птицы улетают в теплые края.

Люди собирают урожай.

В лесу появились грибы и ягоды.

А вот у меня в руках есть кубики, скажите мне, пожалуйста, когда это бывает?

Логопед : Молодцы, вы уже сказали, что дует холодный ветер, давайте вместе сделаем дыхательную гимнастику.

Дует осенний легкий всторок : «У-у-у-у-у-у у» , (Тихо.) Листочки (пальчики) едва шевелятся. Модул сильным потер : «У-у-у-у-у-у!» (Громко.) Заблудились мм и. носу, закричали мм : «Ау!» (Сначала громко, потом тихо.)

Осенние листочки висят , осипше. кисточки с нами говорят : «А-о-у-и» .

Развитие физиологического дыхания

Статическое упражнение.

Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз» , «два» , «три» выдох ртом.

У детей на столах лежат картинки «Осень » ,дуем и смотрим, что же у нас там нарисовал художник.

Налетел ветерок, зашумели листочки и полетели на землю.

Дует лёгкий ветерок – Ф-Ф-Ф…

И качает так листок – Ф-Ф-Ф…

Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф…

И качает так листок – Ф-Ф-Ф…

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

Логопед : Молодцы. Ой ребята, а кто это у нас шуршит под столом (заглядываем под стол, да это же гномик, он хочет вместе с нами поиграть в игру.

Игра «В гостях у Гном-гномыча» .

Цель : учимся называть уменьшительно- ласкательно слова.

Лес, гриб, дерево, лист, цветок, дождь, туча, ветер.

Логопед : Молодцы ребята, вы и с эти заданием справились.

Давайте с вами передохнем и сделаем вместе с гномиком пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Осень » .

Ветер по лесу летал, (Плавные волнообразные движения ладонями.)

Ветер листики считал : Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки-золотой,

Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони на стол.)

Ветер бросил на тропинку.

Логопед : Хорошо ребята, но гномику пора бежать к своим братьям. А мы продолжаем с вами дальше.

Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист .

Листья осенью (что делают) - Листья осенью желтеют , опадают и т. д.

Дождь осенью - Дождь осенью моросит , идет и т. д.

Урожай осенью - Урожай осенью убирают .

Птицы осенью - Птицы осенью улетают .

Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья .

Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме , меняют шубки.

Игра «Один-много»

Цель : учимся называть слова во множественном числе.

Гриб, дерево, ягода, лист, лужа, куст, дождь, ветка, туча, сук.

Логопед : Ребята, вы наверно уже засиделись, давайте с вами встанем на ножки.

Физкультминутка «За грибами»

Все зверушки на опушке Идут по кругу, взявшись за руки.

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, Скачут вприсядку,

Рыжики срывали. Срывают «грибы» .

Лисичка бежала, Бегут, собирают «грибы» .

Лисички собирала.

Скакали зайчатки, Скачут, срывают «грибы»

Искали опятки.

Медведь проходил, Идут вразвалку,

Мухомор раздавил. топают правой ногой.

Логопед : А сейчас,я проверю на сколько вы знаете осенние листочки . (плакат с листьями, которые мы насобирали) .

Игра «Назови лист»

Логопед : - Послушайте рассказ и постарайтесь его пересказать по картинкам.

Пересказ рассказа по картинкам.

«Осень »

Наступила осень . Солнце греет слабо. Дует сильный ветер. По небу плывут серые тучи. Часто идет холодный дождь. Ветер срывает с деревьев жёлтые листья. Листья покрывают землю разноцветным ковром. Птицы улетают на юг.

Релаксационная минутка.

Логопед : - А теперь давайте отдохнём. Ложитесь на жёлтую осеннюю полянку , закрывайте глазки, расслабьтесь. Дети лежат «на полянке» , логопед читает стихотворение. Звучит музыка для релакса.

«Осенью » (А. Плещеева)

Осень наступила .

Высохли цветы,

И глядят уныло Голые кусты.

Вянет и желтеет Травка на лугах,

Только зеленеет Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит;

Ветер в поле воет;

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья

Птички улетели

В тёплые края.

Итог занятия . Логопед : - Занятие подошло к концу , скажите, о каком времени года мы говорили на занятии ? Что мы сегодня с вами повторили, что узнали? Что вам больше всего понравилось на занятие ?