Литература абсурда. Алексей Толстой не терпел скуки в творчестве и жизни


«Средь шумного бала, случайно…» Нет, этот романс я услышала позднее, а сначала были «Колокольчики мои, Цветики степные!», завораживающая сказка «Садко». В юности особенное впечатление на меня произвел «Князь Серебряный». Я переживала и не могла успокоиться несколько недель.

Матерью Алексея была незаконнорожденная дочь графа А. К. Разумовского Анна Алексеевна Перовская. Воспитывалась Анна в семье Разумовского и замуж вышла в 1816 году за графа Толстого.

Но брак, скорее всего, был не по взаимной симпатии, вдовый граф был намного старше супруги. Едва поженившись, родители Алексея Толстого стали ссориться и разошлись вскоре после его рождения.

Дядей Толстого со стороны отца был художник-медальер Федор Толстой.

Но воспитывали мальчика мать и её брат известный в те времена писатель А. Перовский, который писал под псевдонимом Антоний Погорельский.

Детство Алексея прошло в имении матери, а затем дяди по материнской линии на Украине в селе Погорельцы.

Позднее сам Толстой писал в : «Ещё шести недель я был увезен в Малороссию матерью моей и моим дядей со стороны матери, Алексеем Алексеевичем Перовским, бывшим позднее попечителем Харьковского университета и известным в русской литературе под псевдонимом Антона Погорельского. Он меня воспитал, и первые мои годы прошли в его имении».

Алексей получил хорошее . С 10-летнего возраста мальчика возили за границу. Так в 1826 году он с матерью и дядей поехал в Германию. Там произошло событие, которое Толстой запомнил на всю жизнь – при посещении Веймара, семья побывала в гостях у Гёте, и Алексей сидел на коленях у великого немецкого писателя.

Большое впечатление произвело на мальчика путешествие по Италии. Как он сам потом писал: «Мы начали с Венеции, где мой дядя сделал значительные приобретения в старом дворце Гримани. Из Венеции мы поехали в Милан, Флоренцию, Рим и Неаполь, – и в каждом из этих городов рос во мне мой энтузиазм и влюблённость к искусству, так что по возвращении в Россию я впал в настоящую «тоску по родине», в какую-то безысходность, вследствие которой я днём ничего не хотел есть, а по ночам рыдал, когда сны меня уносили в мой потерянный рай».

Когда Толстому было 8 лет, они вместе с мамой и дядей переехали в Петербург. Близкий друг дяди, русский поэт В. Жуковский представил Алексея цесаревичу и с тех пор Алексей Толстой был одним из тех детей, что входили в детское окружение наследника престола, будущего Александра II.

По воскресеньям он приходил во дворец для игр. Детские отношения не испарились вместе с детством, а продолжались в течение всей жизни Толстого. К Толстому с большим уважением относилась жена Александра II, императрица Мария Александровна, высоко ценившая поэтический дар Толстого.

Писать Толстой начал на французском языке, именно на нём были написаны два его фантастических рассказа в конце 1830-х – начале 1840-х годов – «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет».

В мае 1841 года под псевдонимом «Краснорогский» была издана первая книга Толстого.

Книгу заметил сам В. Г. Белинский и отозвался о ней весьма благосклонно, увидев в ней «все признаки ещё слишком молодого, но, тем не менее, замечательного дарования».

В 1834 году Толстой стал так называемым «архивным юношей», поступив в московский архив Министерства иностранных дел. Как «студент архива», он выдержал в 1836 году экзамен «по наукам, составлявшим вектор движения бывшего словесного факультета» в Московском университете, и был причислен к русской миссии при германском сейме во Франкфурте на Майне.

В этом же году умер его дядя Перовский, оставив племяннику большое состояние.

1840 году Толстой получил службу в Петербурге при царском дворе, где служил во II отделении собственной Его Императорского Величества канцелярии, имел придворное звание, продолжая при этом путешествовать по разным странам и вести необременительную светскую жизнь.

В 1843 году им было получено придворное звание камер-юнкера.

В 1840-е годы Алексей Константинович начал работать над историческим романом «Князь Серебряный», который завершил только в 1861 году. В это же время он писал лирические стихотворенья и баллады.

Толстой был знаком с Панаевым, Некрасовым, Гоголем, Аксаковым, Анненковым. Именно он помог Тургеневу освободиться из ссылки в 1852 году.

Наверное, всем известны афоризмы Козьмы Пруткова. Так вот этот сатирический персонаж был создан Алексеем Константиновичем Толстым вместе с двоюродными братьями Жемчужниковыми.

Во время Крымской войны Толстой сначала хотел сформировать особое добровольное ополчение, но когда это ему не удалось, поступил на военную службу и был назначен флигель-адъютантом.

Он так и не успел принять участие в военных действиях, заразившись возле Одессы тифом. Многие его однополчане скончались от этой болезни. И сам Толстой был в очень тяжёлом состоянии, можно сказать, висел на волоске между жизнью и смертью.

Государь был настолько обеспокоен, что ему телеграфировали о состоянии здоровья Толстого несколько раз в день.

Выходила же Толстого жена конногвардейского полковника С.А. Миллер, в девичестве Бахметьева. И Алексей Толстой влюбился в свою спасительницу на всю жизнь.

Им далеко не сразу было суждено воссоединиться. Муж Софьи Андреевны не давал ей развода, да и развестись в те времена было весьма проблематично. Не хотела и мать Толстого, чтобы он женился на Софье Андреевне. Конечно, она мечтала о совсем другой невесте для единственного сына. Официально их брак был оформлен только в 1863 году.

Но письма, Толстого к Софье Андреевне, написанные в зрелом возрасте поражают своей несказанной нежностью. Все, кто знал эту пару, говорили, что их брак был счастливым от первого до последнего дня.

Во время коронации в 1856 году Александр II назначил Толстого флигель-адъютантом, но Толстой не захотел оставаться в военной службе, объясняя это тем, что «Служба и искусство несовместимы», и получил звание егермейстера, в котором и оставался до конца своих дней, не неся никакой службы.

С середины 60-х годов ухудшилось здоровье Толстого, и он большее время стал жить зимой на курортах Италии и Южной Франции, а лето проводил в своих русских имениях – Пустыньке на берегу реки Тосны под Петербургом и Красном Роге Мглинского уезда, Черниговской губернии, близ города Почепа.

В 1866-1870 годах Алексей Константинович опубликовал историческую трилогию, состоявшую из трагедии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис».

Но ухудшилось не только здоровье, но и финансовое положение писателя, так как он мало уделял внимания хозяйству.

В последние годы Толстой писал много стихотворений и баллад, печатался в журналах «Современник», «Русский вестник», «Вестник Европы» и других. В 1867 году он выпустил в свет сборник стихотворений.

Скончался писатель в возрасте 58 лет в имении Красный Рог Черниговской губернии. Врач назначил ему лечение морфием и во время очередного приступа головной боли 28 сентября 1875 года Алексей Константинович Толстой ошибся и ввёл себе слишком большую дозу морфия.

Теперь Красный Рог находится в Брянской области и в нём Музей-усадьба Алексея Толстого.

Там же находится Часовня-усыпальница, где похоронен А.К. Толстой. Каменный склеп был сооружён в 1875 году женой поэта Софьей Андреевной Толстой. Он стал усыпальницей и для самой С.А. Толстой, которая намного пережила мужа, скончавшись в 1892 году.

Наверное, многие удивятся тому, что Толстой имея колоссальную возможность для карьерного роста, предпочёл быть «только» художником.

В одной из своих первых поэм, посвящённой душевной жизни царедворца – поэта Иоанна Дамаскина – Толстой писал о своём герое: «Любим калифом Иоанн, ему, что день, почёт и ласка». Но Иоанн Дамаскин обращается к калифу с просьбой – «простым рождён я был певцом, глаголом вольным Бога славить... О, отпусти меня, калиф, дозволь дышать и распевать на воле».

Точно такой же доли желал для себя и сам писатель.

И все его произведения, начиная с лирических стихотворений, сатиры и баллад до исторического романа и драм являются ценными жемчужинами в сокровищнице русской литературы.

А его романсы проливают в сердца слушателей гимн неугасающей любви и щемящую нежность.

«Музыка в доме Толстых»

9 сентября 2013 года исполнилось 185 лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого. Уже третий год я имею счастье последние дни августа проводить в Ясной Поляне, участвуя в Международном семинаре переводчиков. Мне очень нравятся дома-музеи и усадьбы-музеи. Дух прошлого, царящий там, мне порой гораздо ближе, чем атмосфера современных заведений. (Иногда кажется, что я всё-таки поздновато родилась — лет эдак сто бы назад!))) А вот в Ясной ощущения другие, нежели просто музейные: дом живёт, усадьба процветает, сад растёт, сено косится, лошади ходят, собаки бегают, кошки греются на солнце. Такое чувство, что ты один из многочисленных гостей Льва Николаевича и его семьи.

Может быть, поэтому на VIII семинаре переводчиков мне захотелось показать программу — «Музыка в доме Толстых», чтобы попытаться наполнить это пространство теми звуками, которые звучали здесь когда-то.

Толстые не только всегда любили музыку и слушали её, но и исполняли, и вдохновляли других на написание прекрасных произведений, и сочиняли сами.

Романс «Мы вышли в сад», написанный младшим сыном писателя на стихи своей жены — один из популярнейших и любимейших романсов в истории этого жанра. А романсы Татьяны Толстой (Толстой — в замужестве, Шиловской — в девичестве) на слуху у каждого, даже у того, ктотолько-только соприкоснулся с этим жанром: «О, позабудь былые увлеченья!», «Мираж», «Баюшки-баю» , «Я тебе ничего не скажу», «Тихо всё». Татьяна Константиновна сама прекрасно исполняла романсы. Хотя графский титул не позволял ей широко концертировать, она выступала по частным приглашениям и на благотворительных вечерах. По воспоминаниям современников, своим пением она буквально завораживала слушателей. Она не стремилась к эстрадному блеску, к эффектности, а покоряла искренностью, богатством чувств и психологических красок.

Пожалуй, самым популярным поэтом в роду Толстых был Алексей Константинович Толстой. «Средь шумного бала», «Колокольчики мои», «Благославляю вас, леса» — романсы любимые, популярные, исполняемые. А вот ещё один романс на стихи А. К. Толстого композитора В. Н. Пасхалова.

Романс В. Н. Пасхалова на стихи А. К. Толстого "Ты не спрашивай".

Романсы Пасхалова также любили слушать и исполнять в доме Толстых.

Виктор Никандрович Пасхалов родился в Саратове, учился в Казанском университете, в Московской консерватории, был вольнослушателем в Парижской консерватории, потом вернулся в Россию, последние годы жил в Казани. Создатель и заведующий первой бесплатной музыкальной школы в Казани, автор 60-ти романсов, оперы «Первый винокур» (не окончена), составитель сборника русских народных песен, Пасхалов сам был прекрасным исполнителем своей музыки. Из воспоминаний: «…Пасхалов играл чудно, играл, увлекаясь и забывая тоску, которая грызла его больное сердце. Странным, выразительным шепотом он пел свои романсы, аккомпанируя до художественной тонкости. Слушатели проводили с музыкантом целые ночи до самого утра, нервное напряжение, вызываемое его вдохновенной музыкой, заставляло некоторых дам падать в обморок, мужчин плакать. Такие концерты назывались в Казани „пасхаловскими ночами“…». Жизнь композитора закончилась трагически: проведя последние годы в нищете, Пасхалов покончил жизнь самоубийством в возрасте 44 лет.

Говоря о музыке, создаваемой Толстыми, нельзя не сказать о Вальсе, сочинённом самим графом Львом Толстым ещё в молодости. В феврале 1906 года Сергей Танеев уговорил Толстого исполнить это произведение, чтобы записать его. Впервые Вальс был опубликован в «Толстовском ежегоднике» в 1912 году.

Хоакин Фернандес исполняет "Вальс" Льва Николаевича Толстого.

По признанию сына писателя — Сергея, «первым лицом в музыкальном деле дома была тётя Таня Кузминская».


Толстой аккомпанирует Кузминской. Ясная Поляна. Рисунок Ильи Репина. 1891 г.

Родная сестра Софьи Андреевны Толстой — Татьяна Андреевна была очень музыкальна и обладала хорошим голосом.


Лев Николаевич, Софья Андреевна, Татьяна Андреевна.

В Ясной Поляне хранятся нотные сборники Т. А. Кузминской, по которым можно определить наиболее часто исполняемые романсы. Вот один из них.

Юлия Зиганшина и Хоакин Фернандес исполняют романс М. Балакирева на стихи М. Лермонтова "Слышу ли голос твой".

Все любители романса прекрасно знают романс Ширяева на стихи Фета «Сияла ночь». Но не все, я думаю, знают, что появлением этих стихов на свет мы обязаны именно Татьяне Кузминской, вдохновившей своим пением поэта на создание этого творения. Вот эта история со слов самой Татьяны Андреевны. (Из мемуаров Т. А. Кузминской (Берс) «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне»:

«В одно из майских воскресений собралось довольно много гостей, среди которых были Фет с женой. После обеда мужчины пошли курить в кабинет. Как сейчас помню, я пела цыганский романс, „Скажи зачем“. Все вернулись в гостиную. Я думала больше не петь и уйти, но было невозможно, так как все настойчиво просили продолжать.
Подали чай, и мы пошли в залу. Эта чудная, большая зала, с большими открытыми окнами в сад, освещенный полной луной, располагала к пению. Марья Петровна подходила ко многим из нас и говорила: „Вы увидите, что этот вечер не пройдет даром голубчику Фет, он что-нибудь да напишет в эту ночь“.
Пение продолжалось. Было два часа ночи, когда мы разошлись. На другое утро, когда мы все сидели за чайным круглым столом, вошел Фет и за ним Марья Петровна с сияющей улыбкой. Афанасий Афанасьевич подошел и положил около моей чашки исписанный листок бумаги: „Это вам в память вчерашнего эдемского вечера“.
Заглавие было — „Опять“. Произошло оно оттого, что в 1862 г., когда Лев Николаевич был еще женихом, он просил меня спеть что-нибудь Фету. Я отказывалась, но спела. Потом Лев Николаевич сказал мне: „Вот ты не хотела петь, а Афанасий Афанасьевич хвалил тебя. Ты ведь любишь, когда тебя хвалят“.
С тех пор прошло четыре года. Этот листок до сих пор хранится у меня. Напечатаны стихи были в 1877 г. — десять лет спустя после моего замужества, а теперь на них написана музыка.»

Романс "Сияла ночь" ("Опять") Музыка Ширяева, стихи Фета.

Её пением восхищались не только Толстой, Куприн, Чехов, Блок, Коровин, но и великие певцы Шаляпин и Собинов (в артистическом, особенно вокальном мире — восхищение одних певцов другими встречается не часто!)

Однажды, после концерта в Мариинском театре, к певице подошёл Император, сделал ей дорогой подарок и высказал сожаление, что в его коллекции пластинок нет записей Вари Паниной. В течение нескольких дней такая запись была сделана и выпущена в роскошном подарочном переплёте. Именно эти записи вошли в коллекцию и семьи Толстых.

Два романса из репертуара Вари Паниной: "Глаза"...

И "Возьми свою гитару".

В доме Толстых очень любили слушать русские народные песни. Рассказывает и поёт Татьяна Шенталинская.

Цыганские романсы и песни очень ценились и были любимы Толстыми: «Очи чёрные», «Не вечерняя», «В час роковой».

Любовь Льва Николаевича к музыке, в частности, к песням и романсам, конечно же, не могла не проявиться и в его произведениях. Так «Не вечерняя» звучит в пьесе «Живой труп» наряду с другими цыганскими песнями.

А вот романс «Ключ», который Толстой знал с юности, звучит в доме Ростовых в «Войне и мире». Этот романс был особенно почитаем в доме Толстых. Его пели и по одному, и дуэтом, и трио, и квартетом, и хором!

Романс "Ключ" исполняют Юлия Зиганшина, Хоакин Фернандес и хор переводчиков!

«Музыка в доме Толстых» — тема неисчерпаемая! Тем лучше для исполнителей романсов! Озвучить историю, обратить наши взгляды в глубь веков, оживить, наполнить звуками те пространства, где жили и творили великие поэты, писатели, художники, композиторы — вот одна из почётных задач современных исполнителей!

Видеозапись Сергея Красавина.
Большое спасибо за неоценимую помощь в подготовке программы Галине Алексеевой, Евгении Гриценко, Татьяне Шенталинской, Хоакину Фернандесу и Сергею Красавину!

Муниципальное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

«Гимназия №70»

Методическая разработка музыкально-литературного вечера

«Любовная лирика А.К. Толстого в романсах русских композиторов»

учитель музыки

г. Новокузнецк, 2017

Любовная лирика А.К. Толстого в романсах русских композиторов

Цель: знакомство с романсами русских композиторов, написанными на стихи А.К. Толстого.

Форма: диалог ведущих (ведущие – учащиеся старших классов), исполнение романсов учащимися, прослушивание аудиозаписей.

Звучит романс «Коль любить так без рассудку…) в исполнении Ю.Гуляева.

Ведущие:

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!

Этот романс Рейнгольда Глиэра на стихи А.К. Толстого рисует образ русского человека, которому свойственна широта души, храбрость, удаль.

В этом стихотворении "Коль любить, так без рассудку: " тонко, размашисто и весело перечисляются сильные черты цельного характера. Мы видим человека сильного, здорового, весёлого, любящего природу, молодецкую охоту, дружеское застолье, меткое, острое слово. Русский человек не может делать что-то наполовину, быть рационалистом и прагматиком.
Возможно в этих строчках поэтический автопортрет самого Алексей Константиновича Толстого. Ведь не зря же говорил он нем Есенин: "Широкого он сердца человек:."

А строки «Коль любить, так без рассудку» - это же история любви Алексея Константиновича Толстого и Софьи Андреевны Миллер. Именно их романтическая и красивая встреча подарила нам строки замечательного стихотворения:
Средь шумного бала, случайно……

Впервые они повстречались на бале-маскараде в Петербургском Большом театре. Он сопровождал туда наследника престола, будущего царя Александра II. Она появилась на маскараде потому, что после разрыва с мужем, конногвардейцем Миллером, искала случая забыться, рассеяться. В светской толпе он почему-то сразу обратил на нее внимание. Маска скрывала ее лицо. Но серые глаза смотрели пристально и печально. Прекрасные пепельные волосы венчали ее голову. Она была стройна и изящна, с очень тонкой талией. Они говорили недолго: суета пестрого бала-маскарада разлучила их. Но она успела поразить его точностью и остроумием своих мимолетных суждений. Тщетно он просил ее открыть лицо, снять маску… Но его визитную карточку она взяла, дав лукавое обещание не забывать его.

Быть может, именно той январской ночью 1851 года, когда он возвращался домой, сложились у него первые строки этого стихотворения:

Средь шумного бала случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты…"

Стихотворение это станет одним из лучших в русской любовной лирике. В нем ничего не придумано, все так как было…

Лишь очи печально глядели,

Как звон отдаленной свирели,

Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий

И весь твой задумчивый вид.

А смех твой, и грустный, и звонкий,

С тех пор в моем сердце звучит.

Будущее было скрыто от него. Он даже не знал, увидит ли ее еще раз…

В часы одинокие ночи

Люблю я, усталый, прилечь -

Я вижу печальные очи,

Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,

И в грезах неведомых сплю...

Люблю ли тебя - я не знаю,

Но кажется мне, что люблю!

А вскоре после этой встречи на бале-маскараде он получил приглашение от нее.
- На этот раз вы от меня не ускользнете! - сказал Алексей Константинович Толстой, входя в гостиную Софьи Андреевны Миллер. В ней, в Софье Андреевне, нашел Алексей Константинович не только единственную свою женщину, но и умного друга. Софья Андреевна во времена "шумного бала" была замужем за нелюбимым человеком - кавалергардским полковником Л.Ф.Миллером, до замужества она пережила трагедию - была увлечена князем П.А.Вяземским, из-за этого увлечения один из братьев ее был убит на дуэли... Не был и Толстой счастлив. Он томился службой при царском дворе нравственно для него тяжелыми поручениями, а мечтал о литературе, об искусстве - хотел полностью им себя посвятить и не находил сил разорвать со службой, двором, мундиром. В 1857 году он твердо пишет императору Александру II: "Государь, служба, какова бы она ни была, глубоко противна моей натуре…Служба и искусство несовместимы. Одно вредит другому. И надо делать выбор". Он пишет императору о том, что больше не может носить мундира. В этом письме вся чистая, прямая натура А.К. Толстого, сочетавшего доброту, нежность и деликатность души с истинно мужской красотой и огромной физической силой. Таким он был и в любви, ждавший 12 лет, пока Софья Андреевна получит развод. Его письма к ней – те же стихотворения, только в прозе.

В 1851 году он писал ей: «Бывают минуты, в которые моя душа при мысли о тебе как будто вспоминает далекие-далекие времена, когда мы знали друг друга лучше и были еще ближе, чем сейчас, а потом мне как бы чудится обещание, что мы опять станем так же близки, как были когда-то, и в такие минуты я испытываю счастье столь великое и столь отличное от всего доступного нашим представлениям здесь, что это - словно предвкушение или предчувствие будущей жизни…»

Вторая половина 1850-х оказалась периодом наибольшей поэтической продуктивности. « Я все отношу к тебе: славу, счастье, существование; без тебя ничего мне не останется, и я себе сделаюсь отвратительным». В эти годы родились на свет две трети всех его лирических стихотворений, которые нарасхват печатались практически во всех тогдашних российских журналах.

Софье Андреевне Толстой посвятил множество поэтических творений, а именно стихов-романсов: "Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре" (1858), "Не верь, мне друг:" (1856), "Осень, Осыпается весь наш бедный сад", "То было раннею весной:" (1871)

Стихотворение «Средь шумного бала» станет одним из лучших в русской любовной лирике, но знаменитым будет тогда, когда превратится в романс на музыку П. И. Чайковского. Через три года после смерти А.К. Толстого, П.И. Чайковский написал музыку к этим стихам.

Звучит Романс Чайковского «Средь шумного бала» в исполнении Д. Хворостовского

Ведущие: Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку; это один из симпатичных мне поэтов" – говорил П. И. Чайковский.

На рубеже 70-х и 80-х годов Чайковским написано 12 романсов и 8 из них на стихи а стихи любимого Чайковским поэта А. К. Толстого. Среди них такие чарующие своей поэтической прелестью и проникновенностью лирического чувства вокальные миниатюры "То было раннею весной", "Средь шумного бала", "О, если б ты могла", "Серенада Дон-Жуана",

Свое стихотворение «То было раннею весной…» сам Толстой назвал «маленькой пасторалью, переведенной из ». Однако это не перевод. Толстой хотел, очевидно, подчеркнуть, что какое-то стихотворение Гёте дало толчок для создания этих строк. Поэт вспоминает первые встречи и образы пробуждающейся природы не дают ему это забыть. Это воспоминание далекой юности, робость первых признаний, счастье светлых надежд. Майское утро сливается с "утром наших лет", и сама жизнь превращается в неповторимое и ускользающее мгновение.

Ученики: Читают стихотворение «То было раннею весной»

Ведущие: Чайковский бережно и чутко воспроизводя «музыку стиха», вместе с тем вносит в интерпретацию поэтического текста некоторые особые индивидуальные акценты. Красота природы, мирный пейзаж, восхода, ясного дня - лишь фон, усиливающий, оттеняющий психологическое состояние человека, его сердечную тоску, раздумья, воспоминания, глубокие душевные переживания. Целый ряд восклицательных предложений, обращающих на себя внимание, произносятся совершенно не радостно, а со щемящей болью.

Звучит романс Чайковского «То было раннею весной» в исполнении А. Нетребко

Ведущие: Более половины стихотворений Толстого положены на музыку русскими композиторами; романсы на его слова писали Булахов, Римский-Корсаков, Чайковский, Кюи, Мусоргский, Танеев, Рахманинов.

Трудно сегодня встретить человека, который бы ничего не знал о романсе - музыкальном жанре, столь популярном в наши дни. Небольшое вокальное произведение, объединяющее лирическую поэзию и музыку, рассказывающее нам о чувствах человека, о его любви, радости, счастье. Романс может воспеть красоту природы, поднять высокие нравственные темы, мягким доверительным тоном попечалиться о прошлом, переворошить страницы истории, заглянуть в будущее. И все это мы слышим в старинных и современных романсах. И, конечно, если объясняться в любви, то «высоким слогом русского романса».

Романсы пишутся на разнообразнейшие стихотворения, но главной целью композитора всегда бывает стремление выразить, с возможно большей чуткостью, замысел поэта и усилить музыкой эмоциональный тон стихов.

Русский романс: Сколько тайн разбитых судеб, растоптанных чувств хранит он! Но сколько прелести, поэтичности, трогательной любви воспето в нем! Удивительно! И эти строки, несомненно, были созданы для романса:

Ученики: Читают стихотворение: «Не ветер, вея с высоты…»

Ведущие: В конце 90-х годов XIX века Николай Андреевия Римский-Корсаков - признанный глава Петербургской композиторской школы, автор многочисленных опер и симфонических произведений, профессор консерватории, воспитатель плеяды значительных композиторов обратился к камерно-инструментальным сочинения, к которым не долго обращался. В «Летописи моей музыкальной жизни», которую композитор вел на протяжении многих лет, он пишет: «Я давно не сочинял романсов. Обратившись к стихотворениям Алексея Толстого, я написал четыре романса и почувствовал, что сочиняю их иначе, чем прежде, ... > Чувствуя, что новый прием сочинения и есть истинная вокальная музыка, и будучи доволен первыми попытками своими в этом направлении, я сочинял один романс за другим…». Пленительный и завершенный образ родился в романсе «Не ветер, вея с высоты»

Звучит романс Римского-Корсакова «Не ветер, вея с высоты» в исполнении ученицы.

Ведущие: Стихотворение "Колокольчики мои" Толстой считал своим лучшим стихотворением. Темой его стали отнюдь не цветы колокольчики, которые случайно подпадали под копыта коня всадника. Это были размышления о судьбе страны, о ее истории и будущем.

Однако композитор П. Булахов, приступив к созданию романса, отмел чересчур патриотическую часть, оставив лишь поэтический образ цветов-колокольчиков. В результате появившийся романс стал песней о колокольчиках, которые рад бы не давить всадник, «но уздой не удержать бег неукротимый». Именно в таком виде романс существует приблизительно полтора века.

Это стихотворение А.К. Толстого обратило на себя внимание не только Петра Булахова. Известно, что не менее 12 композиторов еще обращались к этим строкам, создавая свои романсы. Однако известность получил лишь его романс.

Звучит романс Булахова «Колокольчики мои, цветики степные в исполнении учениц 10 класса.


Панасенко Галина Константиновна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ 33 г.Владивостока»

«Средь шумного бала »

(история одного романса )

Литературно-музыкальная композиция по

творчеству Алексея Константиновича Толстого

Звучит один куплет романса П.И.Чайковского «Средь шумного бала»:

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Чтец 1 . Знакомый, любимый романс, содержащий тайну…Кто автор этого поэтического шедевра, кто та незнакомка, которая вдохновила на создание этих строк, кто написал музыку, пленительную, задушевную, так гармонично сливающуюся с содержанием стихотворения? В нём автор рассказывает, что встретил женщину на балу, она была в маске, которую отказалась снять. Но поэта пленяют её «печальные очи»,задумчивый взгляд тонкий стан и дивный голос. Кто она, какую тайну скрывала случайно встретившаяся на балу женщина с печальным взглядом? Да, эта встреча оказалась судьбой для двух людей.

(Звучит музыка бального танца).

Чтец2 .В январе 1851 года Алексей Толстой по долгу службы сопровождал наследника престола на бал-маскарад, который давался в Большом театре. Здесь он встретил незнакомку, у которой было сочное контральто, интригующая манера разговаривать, пышные пепельные волосы и прекрасная фигура. Но поразил её печальный таинственный взгляд. Незнакомка отказалась назвать своё имя и снять маску, но взяла визитную карточку Толстого, пообещав дать о себе знать.

Возвратясь домой, Толстой не мог работать. Мысль о незнакомке не давала покоя.(Звучит музыка романса Чайковского «Средь шумного бала» без слов).Нет, далеко не юношеское трепетное чувство влекло его к маске. Он понял, что это женщина, не девушка. Он может говорить с нею свободно, она поймёт всё, что бы он ни сказал, она показалась ему умницей. В ней было что-то такое, что отличало её от светских красавиц. Очевидно,этой ночью он и написал слова стихотворения, которое отныне будет всегда вдохновлять композиторов и влюблённых.

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Как звон отдалённой свирели,

Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий

И весь твой задумчивый вид,

А смех твой, и грустный и звонкий,

С тех пор в моём сердце звучит.

В часы одинокие ночи

Люблю я, усталый прилечь -

Я вижу печальные очи,

Я слышу весёлую речь.

И грустно я так засыпаю,

И в грёзах неведомых сплю…

Люблю ли тебя – я не знаю,

Но кажется мне, что люблю!

Чтец 3 .Через несколько дней А.К.Толстой увидел свою незнакомку без маски. Она пригласила к себе в гости Алексея Константиновича и Ивана Сергеевича Тургенева, который тоже был на балу и тоже обратил внимание на загадочную маску. Это была Софья Андреевна Миллер, жена конногвардейского офицера. Софья Андреевна не была хорошенькой. Её портили высокий лоб, невыразительные брови, широкие скулы. Но, приглядевшись, мужчины начинали любоваться полными свежими губами и серыми глазами, которые светились умом. Тургенев тоже увлёкся Софьей Андреевной. Он долго был под её обаянием. Между ними завязалась дружеская переписка. Ей первой Тургенев доверял свои произведения и высоко ценил её мнение.

Софья Андреевна Миллер обладала большим литературным вкусом, владела

четырнадцатью языками, знала искусство, историю, философию. Алексей Толстой увлёкся Софьей Андреевной и очень сильно. Но всё было не так просто в этой любви. По своей натуре Толстой был добрым, нежным, деликатным, с ранимой душой. И это сочеталось с истинно мужской красотой: он был богатырского роста и телосложения и обладал огромной физической силой. Он легко скручивал железную вилку, распрямлял подкову, купался зимой в проруби и был хорош собою. И вместе с тем он был застенчивым человеком, скромным и,как мы вскоре убедимся, однолюбом. Отныне Софья Андреевна стала его кумиром, источником его художественного вдохновения. Появляются одно за одним стихотворения, посвящённые ей.

Меня, во мраке и в пыли

Досель влачившего оковы,

Любови крылья вознесли

В отчизну пламени и слова.

И просветлел мой тёмный взор,

И стал мне виден мир незримый,

И слышит ухо с этих пор,

Что для других неуловимо.

И всюду звук, и всюду свет,

И всем мирам одно начало,

И ничего в природе нет,

Что бы любовью не дышало.

Многие стихи Толстого этого периода были положены на музыку русскими композиторами.(Звучит романс А.Н.Римского - Корсакова «Не ветер,вея с высоты»).

Чтец4. Александр Константинович и Софья Андреевна очень скоро поняли, что их встреча –это их судьба. Но свадьбу пришлось отложить на многие годы. Муж Софьи Анд-

реевны, которого она давно оставила, не давал ей развода и всё ждал её возвращения, а мать Толстого и слышать не хотела о подобном союзе для сына. Да и у них самих отношения в первое время складывались далеко не просто. Софья Андреевна, по-видимому,не совсем ещё верила в долговечность их чувств. А Алексей Константинович весьма тяжело переживал объяснение, состоявшееся у них с Софьей Андреевной.

Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость!

Жизнью твоею я жил, и слезами твоими я плакал,

Мысленно вместе с тобой прострадал я минувшие годы,

Всё перечувствовал вместе с тобой, и печаль и надежды,

Многое больно мне было, во многом тебя упрекнул я,

Но позабыть не хочу ни ошибок твоих, ни страданий.

Какие же ошибки совершила Софья Андреевна? Почему ей так пришлось страдать? Она рассказала Толстому о своей жизни до встречи с ним. Оказывается, у Софьи Андреевны в девичестве Бахметьевой, был в юности роман с князем Вяземским, который воспользовался её доверчивостью и обманул её, отказавшись на ней жениться. Брат Софьи вступился за честь своей сестры и вызвал Вяземского на дуэль. Но Вяземский убил брата. Жизнь в родном доме стала невыносимой. Чтобы избежать косых взглядов и упрёков, Софья вышла замуж за страстно влюблённого в неё ротмистра Миллера. Брак оказался неудачным, и она вскоре ушла от мужа. Затем Софья сошлась с Григоровичем, но и этот союз не принёс ей счастья. После всего этого Софья Андреевна поселилась в имении своего второго брата и изредка наезжала в Москву или Петербург. Было о чём призадуматься Алексею Константиновичу! Прошлое Софьи Андреевны вызывало у него в душе и боль, и упрёки. Но он всё простил. «Клянусь тебе, - писал он ей в то время,- что люблю тебя всеми способностями, всеми мыслями, всеми страданиями и радостями моей души…Прими эту любовь, какая она есть, и не ищи ей причины…».

Чтец 5 . Но сомнения в душе Алексея Константиновича, конечно, оставались. И они отразились в нескольких его стихотворениях.

Колышется море, волна за волной

Бегут и шумят торопливо…

О друг ты мой бедный, боюся, со мной

Не быть тебе долго счастливой!

Во мне и надежд, и отчаяний рой,

Кочующей мысли прибой и отбой,

Приливы любви и отливы.

Ты не спрашивай, не распытывай,

Умом-разумом не раскидывай,

Как люблю тебя, почему люблю,

И за что люблю, и надолго ли?..

Полюбив тебя, я не спрашивал,

Не разгадывал, не распытывал,

Полюбив тебя, я махнул рукой,

Очертил свою буйну голову!

Толстой всё больше тяготится своей службой при дворе. Он старался всеми способами уклониться от дежурств и всё чаще удалялся в своё имение Пустынька под Петербургом. Природа действует на него опьяняюще, лесные запахи будят в нём воспоминания, тишина зовёт к творчеству.(Звучит романс П.И.Чайковского «Благословляю вас,леса»).

Из Пустыньки он пишет Софье Андреевне: «Бывают минуты, в которые моя душа при мысли о тебе как будто вспоминает далёкие-далёкие времена, когда мы знали друг друга лучше и были ешё ближе, чем сейчас…Я никогда не мог бы быть ни министром, ни директором департамента, ни губернатором…Моё настоящее призвание - быть писателем. Если я буду знать,что ты интересуешься моим писанием, я буду прилежнее и лучше работать».

На нивы жёлтые нисходит тишина,

В остывшем воздухе от меркнувших селений

Дрожа, несётся звон…Душа моя полна

Разлукою с тобой и горьких сожалений.

И каждый мой упрёк я вспоминаю вновь,

И каждое твержу приветливое слово,

Что мог бы я сказать тебе, моя любовь,

Но что внутри себя я схоронил сурово.

Чтец 6. В 1854 году впервые под собственным именем А.К. опубликовал многие свои стихотворения в журнале «Современник».В его лирике звучат совсем иные мотивы -ощущение великой наполненности бытия, радость могучего духовного возрождения. В это время поэт твёрдо встал на ноги, он находит свои темы, художественные формы. Поэт показывает себя прирождённым пейзажистом, и талант его был виден во всех его стихах. И, конечно, многие стихи посвящаются Софье Андреевне.

Смеркалось -жаркий день бледнел неуловимо,

Над озером туман тянулся полосой,

И кроткий образ твой, знакомый и любимый,

В вечерний тихий час носился предо мной.

Улыбка та ж была, которую люблю я,

И мягкая коса, как прежде,расплелась,

И очи грустные,по-прежнему тоскуя,

Глядели на меня в вечерний час.

Сколько музыки и чувства в этом замечательном стихотворении! Но в это время Россия вела Крымскую войну, и А.К. тревожат вести из осаждённого Севастополя. Русская армия терпит поражение. Тиф, грязь, болезни наносят русской армии урона больше, чем пули противника. Как патриот своей страны Толстой не мог со стороны наблюдать за ходом войны. Он просит своего дядю- министра уделов Льва Перовского- зачислить его в «Стрелковый полк императорской фамилии».В этот полк уже были зачислены два брата Жемчужниковы и двоюродный брат Алексея Константиновича Алексей Бобринский. Но этот стрелковый полк так и не вступил в бой, так как внутри его началась эпидемия тифа, и заболели все братья Толстого и он сам.

Узнав о болезни, Софья Андреевна приезжает под Одессу, где был расположен полк, и заботливо ухаживает за больным А.К.Рискуя заразиться, она сделала всё, чтобы выходить Толстого и поставить его на ноги.

Из Одессы Толстой возвращается в Петербург, а Софья Андреевна в своё имение. Связь поддерживается через переписку и редкие встречи. Появляются новые стихи.(Звучит романс П.И.Чайковского «Не верь, мой друг»).

Чтец 7. После Крымской кампании Толстой стал упорно добиваться отставки и обратился напрямую к императору с просьбой: «Ваше Величество! Я надеялся победить мою природу-художника. Но опыт доказал мне, что я боролся с ней напрасно. Служба и искусство несовместимы. Одно вредит другому, и нужно выбирать одно из двух…».Алесандр11 был недоволен, но уволить Толстого разрешил и произвёл его во флигель-адъютанты, что давало тому возможность охотиться в царских угодьях и бывать при дворе,когда угодно.

В 1857 году умирает мать Толстого. Теперь, казалось бы, он мог исполнить мечту- жениться на Софье Андреевне. Но затягивался её бракоразводный процесс с бывшим мужем.(Звучит романс П.И.Чайковского «Кабы знала я, кабы ведала»).

Пройдёт ещё несколько лет, прежде чем он соединит свою судьбу с любимой женщиной. А пока он упорно работает, ему приходится часто ездить на лечение в санатории за границу, а оттуда Софья Андреевна получает всё новые стихи.

С тех пор как я один,с тех пор как ты далёко,

В тревожном полусне когда забудусь я,

Светлей моей душе недремлющее око

И близость явственней духовная твоя.

Сестра моей души,с улыбкой счастья

Твой тихий кроткий лик склоняется ко мне,

И я,исполненный мучительного счастья,

Любящий, чую взор в тревожном полусне.

И если в этот час ты также им объята,

Мы думою, скажи, проникнуты ль одной

И видится ль тебе туманный образ брата

С улыбкой грустною склонённой над тобой?

И вот, наконец, настало время, когда Алексей Константинович смог соединить свою судьбу с Софьей Андреевной. Они повенчались в 1863 году в Дрездене. Толстому исполнилось 46 лет.

Чтец 8 .Алексей Константинович всецело отдаётся литературному труду: работает над драматическими произведениями, над трилогией «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис», пишет драматическую поэму «Дон Жуан». (Звучит «Серенада Дон Жуана» П.И.Чайковского).

Софья Андреевна была неплохой помощницей своему мужу в его литературном труде: она буквально поглощала сотни книг на разных языках и обладала такой памятью, что Толстой получал от неё справку по любому вопросу. Кроме того, она была прекрасной музыкантшей, царила на литературных вечерах,где гостями были Гончаров, Майков, Тютчев, Островский, Тургенев.

Минула страсть, и пыл её тревожный

Уже не мучит сердца моего,

Но разлюбить тебя мне невозможно,

Всё, что не ты,- так суетно и ложно,

Всё, что не ты,- бесцветно и мертво.

К сожалению, счастье Алексея Константиновича и Софьи Андреевны было недолгим. Болезнь Толстого всё больше и больше давала о себе знать. Лучшие курорты в Европе и лучшие врачи не смогли справиться с болезнью графа Толстого. В одном из писем из заграничного санатория он пишет жене: «Во мне всё то же чувство, как и двадцать лет назад, когда мы расставались –совершенно то же».В это время,вспоминая свою молодость, он пишет одно из лучших своих стихотворений, положенных на музыку П.И.Чайковским,-«То было раннею весной». (Звучит романс).

Чтец 9. Ровно за три месяца до своей кончины Алексей Константинович пишет из Карлсбада Софье Андреевне: «А для меня жизнь состоит только в том, чтобы быть с тобой и любить тебя, остальное для меня – смерть, пустота…».

Ты помнишь ли вечер, как море шумело,

В шиповнике пел соловей,

Душистые ветки акации белой

Качались на шляпе твоей.

Меж камней, обросших густым виноградом,

Дорога была так узка,

В молчанье над морем мы ехали рядом,

С рукою сходилась рука.

Ты так на седле нагибалась красиво,

Ты алый шиповник рвала,

Буланой лошадки косматую гриву

С любовью ты им убрала.

Одежды твоей непослушные складки

Цеплялись за ветки,а ты

Беспечно смеялась- цветы на лошадке,

В руках и на шляпе цветы.

Ты помнишь ли рёв дождевого потока

И пену и брызги кругом?

И как наше горе казалось далёко,

И как мы забыли о нём.

Происходит постепенное угасание поэта, человека необыкновенно огромной силы. Астма, расширение аорты, страшные головные боли… 28 сентября 1875 года А.К.Толстого не стало. Многие романсы, написанные на стихи Толстого – а их более восьмидесяти – были услышаны им при жизни. А романс «Средь шумного бала» был написан П.И.Чайковским через три года после смерти поэта. Эти стихи прислала композитору Надежда Филаретовна фон Мекк.Он ответил ей: «Особенно меня радует Толстой, которого я очень люблю…Толстой – неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов».А Софья Андреевна пережила Алексея Константиновича на семнадцать лет.(Звучит романс П.И.Чайковского «Средь шумного бала»).

Стихи Толстого написаны в чисто народном стиле: пожалуй, он единственный в то время занимался обработкой русского былинного эпоса и исторических сюжетов.

Глубокая грусть, рождаемая в душе поэта контрастом между идеальным понятием любви и её действительными примерами, составляет основной мотив его красивых музыкальных романсов.

Исторические произведения о Родине и России в основном рассказывают об эпохе Ивана Грозного и Смутном времени: наиболее трагичных моментах борьбы царского самодержавия с боярством. Этой теме посвящены и песни, и драмы в стихах, и исторический роман.

Толстой был поэтом борьбы за красоту, за жизненные права человека. Он считал, что Бог и вера должны объединить всех людей в один союз: чувством христианской любви проникнуты многие его стихотворения.

В последние десять лет жизни им были написаны баллады, сатиры в стихах, лирические стихи и поэмы.

Творчество поэта проникнуто единством философских идей, мотивов, лирических эмоций. Можно отметить интерес к таким проблемам, как философия истории, национальная старина, любовь к природе, неприятие царской тирании — эти особенности творчества Толстого нашли отражение во многих его произведениях, относящихся к различным жанрам.

Лучшие короткие стихи для детей: о природе и временах года (осени и весне) — изучают в школе ученики 1, 2, 3 и 4 классов.

На этой страничке вас ждут также стихи из школьной программы для 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классов.