Конспект открытого, интегрированного логопедического занятия в средней группе «Дикие и домашние животные. Занятие в старшей логопедической группе на тему «Дикие и домашние животные Конспект логопедического занятия дикие и домашние животные

Здоровичок : Здравствуйте, ребята!
Дети : Здравствуйте!
Здоровичок : Я, Здоровичок, и пойду вместе с вами в терем спорта! (Звучит олимпийская музыка, дети с физ. инструктором выполняют упражнения).
Хозяйка : А сейчас, ребята, мы с вами перенесемся в сказку и превратимся на время из ребят в зверят. Закрывайте глаза (звучит музыка, волшебная снежинка касается всех ребят), делаем глубокий вдох носом, выдох - ртом, молодцы, и еще раз, хорошо! Пока звучит музыка глаза не открываем. (в это время выставляется реквизит).
Хозяйк а: Ну-ка, ну-ка не зевай и глаза ты открывай!
Вот мы с вами в сказочном зимнем лесу. И вы уже не ребята, а зверята.
Здоровичок : А давайте посмотрим в кого превратились наши ребята? (строит их в круг, так, что бы дети видели маски друг друга)
Дети : Мы превратились в котят, зайчат, щенят.
Хозяйка : Молодцы, правильно!
Давайте пересчитаем, сколько котят? (считаем хором 1,2 и т.д.)
Дети : Семь (кого?) котят. (повторяют по одному 2-3 ребенка)
Хозяйка : Сколько зайчат?
Дети : Четыре (кого?) зайчонка. (повторяют по одному 2-3 ребенка)
Хозяйка : Сколько щенят?
Дети : Восемь (кого?) щенков. (повторяют по одному 2-3 ребенка)
Хозяйка : Скажите мне, пожалуйста, котята и щенята, это какие животные?
Дети : Это домашние животные.
Хозяйка : Почему?
Дети : Потому что они живут с человеком, и он о них заботится.
Хозяйка : А где живет зайчонок?
Дети : Зайчонок живет в лесу!
Хозяйка : Молодцы! Правильно! Значит заяц - это какое животное?
Дети : Заяц - это дикое животное.
Хозяйка : Молодцы! Водишь, Здоровичок, как много знают дети!
Здоровичок : Да! Но нам пора в путь.
(игра «Снег» в музыкальном сопровождении, по окончании дети садятся на ковер, каждый на свою снежинку, которая лежит на ковре ).
Хозяйка : Мои хорошие! Мы в зимнем лесу. В моем лесу зимой такая тишина, только деревья шумят и качаются. А как шумят деревья?
Дети : Ш-ш-ш (поднимают руки вверх, сидя на полу и качают ими из стороны в сторону)
Хозяйка : Я вот только не могу понять, почему так тихо в моем лесу зимой, почему не слышно пение птиц?
Дети : Потому что птицы улетели в теплые края.
Хозяйка : А когда они прилетят?
Дети : Весной (дети встают с ковра)
Хозяйка : Вот спасибо, ребята, ответили мне на все вопросы! А вы знаете, что и летом и зимой, и весной в лесу можно заблудиться? И если вдруг такое случится, что нужно кричать, что бы вас услышали?
Дети : Ау-ау-ау!
Хозяйка : Правильно! А сейчас приготовьте ваши уши А -У (под аккампонимент поют). Какой первый звук?
Дети : А-а-а!
Хозяйка : Молодцы! (еще раз пропивают) Какой второй звук?
Дети : У-у-у!
Хозяйка : Эти звуки мы можем тянуть, петь, значит они какие?
Дети : Гласные!
Хозяйка : Молодцы! Ой, посмотрите, пока мы с вами разговаривали, под елкой кто -то пробежал, подойдите поближе, кто знает чьи это следы? (под елкой переворачиваем нарисованные заячьи следы)
Дети : Это следы зайца!
Хозяйка : Вы думаете? А давайте проверим, я вам загадаю загадку
Он любитель грызть морковку, ест капусту очень ловко,
Скачет он, то тут, то там по полям и по лесам,
Серый, белый и косой, кто скажите он такой?
Дети : Это заяц!
Хозяйка : Правильно, значит следы чьи? ЗАЯЧЬИ!
Дети : (повторяют хором) заячьи следы и (повторяют по одному 2-3 ребенка)
Хозяйка : А посмотрите, какого цвета шубка у зайчика? (беру зайца белого цвета из-под елки)
Дети : Беленькая.
Хозяйка : А летом шубка у зайчика то же белого цвета или нет?
Дети : Летом шубка у зайчика серого цвета.
Хозяйка : А для чего зайчику зимой белая шубка?
Дети : Чтобы его не было заметно на снегу и его не могли найти лиса, волк и охотник.
Хозяйка : Молодцы! Но охотник может найти зайчика и по следам, давайте все вместе поможем зайчику и заметем его следы
Здоровичок ведет ребят за собой, к месту, где расставлены одноразовые стаканчики с ваткой внутри, берут их по ходу движения и встают вокруг елки.
Хозяйка : Ребята, стаканчик помещаем под нижнюю губу, носом вдыхаем воздух, а через рот выдыхаем, вдох и выдох производим спокойно (ватка в стаканчике прыгает, создавая впечатление метели). Здоровичок, посмотри, как мы помогли зайчику и замели его следы!
Здоровичок : Молодцы! Теперь никто не найдет зайчика!
Игра «Зайцы и волк » (под музыку)
Хозяйка : Посмотрите кто это там между веток высунулся из дупла?
Дети : Это белка!
Хозяйка : А как вы догадались?
Дети : (Описывают белку, логопед показывает, дети говорят)
- Белка живет в лесу.
- Белка живет в дупле.
-У белки маленькие ушки.
- У белки маленькие черные глаза.
- У белки пушистый хвост.
- Белка прыгает по веткам и грызет орехи.
(Один из детей в заключении повторяет рассказ полностью)
Здоровичок : Молодцы! А теперь давайте поиграем и поможем загнать орехи в дупло.
Игра «Катаем орехи в дупло». (под музыку )
Хозяйка : А вот и Терем спорта, вот мы и пришли!
Здоровичок : Ребята, мы добрались до «Олимпийского» терема, посмотрите, здесь царит дух дружбы и соревнования, тренируются все вместе и кот, и медведь, и кот, и заяц, и белка, и лиса (в свободные окошки теремка вставляем картинки с изображением животных). Вот она волшебная сила спорта!

Занятие по развитию речи: «Дикие и домашние животные»

Провели: воспитатель Новикова И.А.

логопед Пильщикова Л.А.

Цели : - обобщить и систематизировать знания детей о жизни диких и домашних животных;

Совершенствование грамматического строя речи;

Учить слышать и выполнять словесные инструкции;

Развивать крупную моторику при выполнении движений физминутки;

Учить составлять целое из частей; развивать слуховые ощущения при различении на слух звуков окружающей среды (пение птиц, звук дождя и т.д.)

Учить составлять целое из частей;

Уточнять и расширять словарный запас и развивать связную речь.

Здоровьесберегающие технологии:

Дыхательная гимнастика «Запах леса и деревни», физминутка «Перейти через болото», упражнения для развития мелкой моторики рук «Ёжик», работа с пазлами.

Оформление:

Деревня (дом, забор), рисунки диких и домашних животных, игрушки «дикие и домашние животные», магнитные пазлы, маски, лесная опушка (лес, ягоды, грибы, цветы.

Дидактические игры: магнитные пазлы «Собери животных», «Чей хвост?», «Кто где живет?», «Угадай, кто кричит?»

Ход занятия:

    Организационный момент. Вступительная беседа.

Аудиозапись «Вступление»

Самомассаж «С добрым утром глазки, вы проснулись?»

А теперь давайте настроимся с вами на занятие. Встаньте все в кружок и повторяйте за мной.

С добрым утром глазки, вы проснулись? (массируются веки глаз)

С добрым утром ушки, вы проснулись? (массируются уши)

С добрым утром носик, ты проснулся (массируются крылья носа)

С добрым утром ручки, вы проснулись (гладить руки сверху – вниз)

С добрым утром ножки, вы проснулись? (гладить ноги сверху – вниз)

С добрым утром солнце, я проснулся! (встать на носочки, потянуть руки вверх и улыбнуться)

Артикуляционная гимнастика.

«Улыбка» - Наши губки улыбнулись

Прямо к ушкам потянулись.

«Маятник » Ходит маятник в часах:

Влево – тик, а вправо – так.

«Накажи непослушный язык»

Язычок твой – озорник,

Он не слушает тебя.

Накажи его скорее:

«Пя-пя-пя, пя-пя-пя!»

«Чистим зубки» Мягкой щеткою с утра

Чистит зубки детвора.

«Чашечка» Будем пить из чашки чай

Ты из чашки новой.

Эту чашку показать

Ты сейчас попробуй!

«Грибок» Под высокою сосной

Мы грибок нашли с тобой.

«Лошадка» Цок-цок-цок по мостовой-

Идет лошадка к нам с тобой.

Воспитатель:

- «Ребята, давайте посмотрим в окно. Какое там солнышко! Какое настроение возникает у вас, глядя на яркое солнышко? (ответы детей)

Да, у нас тоже радостное, отличное настроение, потому, что мы с вами сегодня много-много всего узнаем интересного. А о чем мы будем говорить, вы можете отгадать сами:

Загадка: Они бывают дикими

Живут в лесу дремучем.

Домашними бывают

И помогают людям.

Кто они такие?

Дети: (животные)

Ну конечно, вы правы! Мы с вами поговорим о диких и домашних животных. Ребята! Вы любите путешествовать? (ответ) Мы с вами сегодня отправимся в путешествие в деревню и в лес.

Мы живем в городе, здесь большие дома, ездит много машин. А мы хотим показать вам деревню и лес, познакомить с животными, живущими на скотном дворе и в лесу.

Отправляемся в деревню!

    Звук деревни (музыка) Аудиозапись «Звуки деревни» . Выполнение дыхательной гимнастики «Запах деревни»

Глубоко вдыхаем аромат садовых цветов, ягод, запах сирени, растущих вдоль забора. Вдыхаем через рот (2-3 раза)

А вот и деревня!

Каких же животных мы можем здесь встретить? (Игра «магнитные пазлы» нужно собрать из частей и назвать домашнее животное).

Аудизапись «Крики животных»

Молодцы, ребята. Вы хорошо знаете названия домашних животных. А как вы думаете, кого здесь не хватает? (кошки и собаки)

Верно! Собачка вот она (показываем картинку), а кота что-то нет нигде.

Вот беда, кот Яшка сбежал со двора. Он решил сам жить в лесу. Мы боимся за Яшку, ведь в лесу много зверей, они могут его обидеть! Да и заблудится Яшка, может, поищем его?

    – Тогда отправляемся в лес. А чтобы попасть в лес, нужно перейти через болото по кочкам. Аудиозапись (минусовка)

Физминутка: (дети прыгают по кочкам, взрослые помогают им)

Молодцы! Вот мы и в лесу! Звучит музыка леса.

Здравствуй, добрый лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Дыхательная гимнастика «Запах леса» Аудиозапись «Звуки леса»

Вдыхаем через нос запах леса – это запах хвои, лесных цветов и ягод (вдох через нос, выдох через рот).

Ребята, животные испугались нас и спрятались. Давайте их найдем и спросим, не видели ли они нашего кота Яшку?

(Игра «чей хвост») Дети отгадывают и называют.

А кто спрятался в этом мешочке? (дети из мешочка вынимают массажные мячи, затем выполняют массаж для пальчиков «Ёжик»

Это наш колючий ёжик

Нет ни головы, ни ножек.

По дорожке он спешит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Он по пальчикам спешит
и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Уходи, колючий ёж,

В тёмный лес, где ты живешь.

А здесь, среди теней животных вы найдете ёжика?

Игра «Тени животных». (Среди теней дети находят тень кота)

А вот и Яшка! Давайте заберем его домой, а то он пропадет.

Ребята, могут ли домашние животные жить в лесу? (Дети: нет)

- они не умеют строить себе жилье

- добывать пищу

- защищаться от врагов.

А дикие животные не могут жить с человеком, т.к. тоже могут погибнуть.

Каждое животное хорошо и полезно на своем месте. Пусть будет так, как устроила сама природа.

4. Заключительная часть.

    Хвост крючком

Нос пятачком (свинья)

    Молоко пьет,

Песенки поет

Чисто умывается,

А с водой не знается. (кошка)

    Быстрый маленький зверек

По деревьям прыг – поскок (белка)

    Зимой белый

Летом серый. (заяц)

    Кто осенью спать ложится

А весной встает? (медведь)

Звучит музыка. В это время дети в сухом бассейне находят игрушки диких и домашних животных, размещают их на макете деревни и леса. Затем надевают маски этих животных.

Под музыку играют, бегают по полянке. Аудиозапись «В траве сидел кузнечик» По сигналу «домашние животные» прячутся у домика, а «дикие» у елочки.

Подошло к концу наше путешествие.

Как вы думаете, какие из животных дикие, а какие домашние? Что вам больше понравилось делать на занятии.

Тема: Дикие и домашние животные
Цель: Расширить представления о диких и о домашних животных, о их
детенышах. Закрепить знания о внешних признаках животных, чем питаются, как
подают голос, где живут, какую пользу приносят. Расширить представления о
жизни диких животных весной (выход из нор, появление детенышей, забота о них,
воспитание). Учить устанавливать простейшие связи между весенними условиями
и особенностями поведения зверей
Закрепить знания детей о частях тела животных
Развивать наблюдательность, зрительную память, мелкую моторику руки.
Воспитывать любовь к окружающему миру, к домашним и диким животным.
Оборудование: картины домашних и диких животных, схемы, раздаточный
материал, рабочие тетради Теремковой.
Речевой материал: домашние животные, дикие животные, кошка, кот,
котята, собака, пес, щенята, бык, корова, телята, коза, козел, козлята, овца, баран,
ягнята, конь, лошадь, жеребята, свинья, поросята, кролик, крольчиха, крольчата,
коровник, свинарник, конюшня, конура, будка, ржать, мекать, мычать, блеять,
мяукать, лаять, хрюкать, лохматый, косматый, длинноухий, крадется, воет,
выслеживает и т.д.
Ход занятия:
I.Организационный момент:
Игра «Повтори, не ошибись»
Медведь, лиса, лось, барсук.
Олень, белка, еж, заяц.
Бобер, заяц, крот, мышь и т.д.
II. Знакомство с новой темой:
1. Дыхательная гимнастика: «Бабочки»
Сделать глубокий вдох и сдуть с ладошек бабочку. Плечи не поднимаются,
щеки не надуваются.
Все бабочки улетели, остались одни цветочки.
2. Артикуляционная гимнастика:
Блинчик – широкий язык лежит на нижней губе.
Чашка – поднять боковые края языка.
Барабанчик – постучать широким языком по небу.
Грибок – удерживать широкий распластанный язык на небе.
3. Голосовая гимнастика:
Пропеть звук «О» с разной силой голоса.
Очень тихо – рука лежит внизу.
Громко – рука поднята наверх.
4. Загадки:
Идет, идет, бородой трясет, травки просит: «Ме­ме­ме, дайте вкусную мне!»
(КОЗА)
С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост колечком.

(СОБАКА)
Спереди – пятачок, сзади – крючок, посредине – спинка, а на ней щетинка.
(СВИНЬЯ)
Как мы их называем одним словом? Почему мы их называем домашними
животными? Что есть у животных? Есть голова, глаза, уши, шея, туловище, хвост,
лапы или копыта, тело покрыто шерстью.
Чего общего между домашними и дикими животными? Чем отличаются?
От кого зависят дикие животные? Кто строит им жилище?
Кто ухаживает за их детенышами?
5. Рассмотрение картин домашних и диких животных.
Какие это животные? Эти животные встречаются у нас в лесу?
Почему эти животные могут жить в наших лесах и в тундрах?
Как они приспособились к морозам? К летнему зною? Как прячутся? Чем
питаются?
Внешний вид животного – большое или маленькое, цвет и части тела? Тело
покрыто шестью, пушистое, мягкое?
Как называют детёнышей у этого животного?
6. Игра «У кого – кто?»
У коровы – теленок
У лошади – жеребенок
У овцы – ягненок
У козы – козленок
У собаки – щенок
У кошки – котенок
У свиньи – поросенок
У крольчихи – крольчонок
ФИЗМИНУТКА «На водопой!»
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой­лосихой топал лосенок,
За мамой­лисицей крался лисенок,
За мамой­медведицей шел медвежонок,
За мамой­белкой скакали бельчата,
За мамой­зайчихой – косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат,
Все мамы и дети напиться хотят.
7. Игра «Четвертый лишний»
Объясните, почему лишнее это животное?
Лев, зебра, корова, обезьяна
Овца, корова, лошадь, белый медведь.
Жеребенок, коза, котенок, ягненок
Корова, крольчиха, теленок, собака
Корова, лиса, заяц, волк
Лошадь, овца, еж, коза
Медвежонок, зайчонок, лиса, бельчонок
Барсук, лисенок, волк, крот.
8. Игра «Назови жилище».

Конспект логопедического занятия для детей 1 класса с ОНР

Занятие 3. Тема «Дикие животные»

Цель: Формирование лексико-грамматических средств языка
Коррекционно – образовательные задачи:
1. Закрепить в речи детей обобщающее понятие
дикие животные.
2.Уточнить предметный словарь
(медведь, лиса, заяц, белка, еж, волк, нора) и словарь признаков мохнатый, коричневый, рыжая, хитрая, беленький, быстрый, трусливый, колючий, злой, голодный, серый, лохматый) по теме «Дикие животные».
3.Учить детей использовать в самостоятельной речи существительные множественного числа в форме родительного падежа
(лисят, зайчат, волчат, медвежат, ежат), существительные единственного числа в форме творительного падежа (с медведицей, с ежихой, курочкой, морковкой и т.д.) .
Коррекционно – развивающие задачи:
Развивать речевое дыхание, просодическую сторону речи, мелкую моторику, зрительное внимание, мыслительные и психические процессы.
Коррекционно – воспитательные задачи:
Формировать интерес к живой природе, доброжелательность, инициативу, ответственность, навыки сотрудничества.

Оборудование: Картинки с изображением зверей: мышки, бобра, лисы, волка, медведя, белки, оленя, зайца, ежа.
Раздаточный материал: картинки грибов, орехов, моркови.

Ход занятия

    Организационный момент.

Солнце радостно проснулось,

Осторожно потянулось,

Лучикам пора вставать

И урок наш начинать.

    Логопед: Загадки о животных, сообщение темы занятия.

Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её?..

(лиса)

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

(ёж)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

(заяц)

Зверька узнали мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубке - летом.

(белка)

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый.

Любит снежные луга.

(олень)

Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины.

(бобры)

Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны.

(медведь)

Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех…

(волк)

Дети отгадывают загадки, на доску выставляются предметные картинки диких животных.

Беседа:

О ком сегодня на занятии мы будем говорить?

Почему мы их называем дикими?

Чем питаются эти животные? (хищники и травоядные )

2. Формирование и развитие фонематического слуха

Узнавание животного по звукоподражанию. Игра « Дикие животные » на портале «Мерсибо»

    Физминутка «Зайчата»

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте)

Вот лиса идет по лесу.

Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте)

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос. (Потягивания – руки вперед)

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе? (Прыжки на месте)

Тренировки помогают!

И зайчата убегают. (Бег на месте)

Вот голодная лиса (Ходьба на месте)

Грустно смотрит в небеса. (Потягивания – руки вверх)

Тяжело вздыхает. (Глубокие вдох и выдох)

Садится, отдыхает. (Дети садятся за столы)

    Игра «Кто чем питается?» На магнитной доске расположены картинки животных и продукты питания. Дети должны расположить картинки рядом, например: белка – орехи и т.д.

5. Логопед : А сейчас давайте составим рассказы про диких животных с опорой на план-схему (смотри занятие 2).

6.Итоги занятия . Логопед: - Ребята, о ком мы сегодня говорили?

Что ещё вы узнали о диких животных ?

Приложение 1.

Изображения домашних и диких животных

ирина польшина
Конспект логопедического занятия по теме «Дикие и домашние животные осенью»

Тема : «Дикие и домашние животные осенью »

Цель : Актуализация знаний по теме . Расширение предметного словаря и словаря признаков. Систематизировать представление детей о местах обитания диких и домашних животных , об их подготовке к зиме, о роли человека в подготовке животных к зимнему периоду .

Ход занятия:

1. Ритуал начала занятия . Этюд «Доброе животное »

2. Оргмомент. Сядет тот, кто назовёт стоящего справа товарища ласково.

3. Введение в тему : Загадки :

а) Заворчал живой замок ,

лёг у двери поперёк.

Две медали на груди –

Лучше в дом не заходи! (собака)

б) С бородой, а не старик.

С рогами, а не бык.

Не конь, а брыкается.

Доят, а не корова. (коза)

в) У порога плачет,

Коготочки прячет.

Тихо в комнату войдёт,

Замурлычет, запоёт. (кошка)

Вопросы :

а) Как назвать одним словом : собаку, козу, кошку? (.животные )

Эти животные живут с человеком в его доме, либо рядом с домом.

б) Какие это животные ? (домашние )

О домашних животных заботится человек .

в) Как заботится человек о домашних животных ? (строит жилище, кормит, ухаживает)

Загадки :

а) Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз ,

А зимою спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (медведь)

б) Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (заяц)

в) Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

А в деревне кур крадёт. (лиса)

Вопросы :

а) Как назвать одним словом : медведь, лиса, заяц? (животные )

Эти животные живут вдали от человека, в лесу, в дикой природе.

б) Какие эти животные ? (дикие )

Дикие животные сами заботятся о себе : находят корм, строят жилище, за-щищают. своих детёнышей. Они самостоятельно готовятся к зиме осенью .

в) Как готовятся дикие животные осенью к зиме ? (заготавливают еду, укладываются в спячку (медведь, ёж, строят жилище)

4. Физкультминутка «Две мартышки»

5. Дидактическая игра «Кто что делает?» (наращивание глагольного словаря)

Собака (домашнее животное ) - лает, грызёт кости, строит дом, защищает хо-зяина, виляет хвостом.

Волк (дикое животное ) - воет, охотится, нападает, устраивает логово , рычит. Кошка (домашнее животное ) - мурлыкает, ловит мышей, умывается, лакает молоко, ласкается.

Медведь (дикое животное ) - сосёт лапу, ест мёд, малину, устраивает берлогу, рычит впадает в спячку.

6. Дидактическая игра «Кто чем защищается?» Корова и коза - рогами

Лошадь - коготками Собака - зубами Ёж - иголками Медведь - лапами Заяц - прячется Лось - рогами, копытами Волк - зубами

8. Ритуал окончания занятия :

Этюд «Все мы дружные ребята» .