Китайские муз инструменты. Китайские национальные музыкальные инструменты

Народы Востока называют музыкой то, что мы называем шумом.

Берлиоз.

Я училась в музыкальной школе в России целых 8 лет и любовь к музыкальным инструментам меня не оставила. Китайские музыкальные инструменты очень разнообразны и звучат очень интересно. Во-первых, для начала посмотрите, как китайский симфонический оркестр играет песню Кэти Пэри «Roar». Она (Кэти), между прочим, расплакалась.

Сейчас можно поговорить об инструментах.

Китайские инструменты можно разделить на струнные, духовые, щипковые и ударные.


Эрху
Итак, начнем со струнных. Большинство имеют 2-4 струны. Самые известные: эрху, чжунху, цзинху, баньху, гаоху, матоуцинь (монгольская скрипка) и даху. Самый известный духовой инструмент – эрху, у которого всего 2 струны. Эрху вы можете услышать прямо на улицах, часто попрошайки на улицах играют именно на этом инструменте.

Шэн
Духовые инструменты в основном из бамбука. Самые популярные: ди, сона, гуаньцзы, шэн, хулусы, сяо и сюнь. Здесь действительно можно разгуляться. Шэн, например, очень интересный инструмент, который имеет 36 бамбуковых и тростниковых трубок, он очень хорошо сочетается с другими инструментами. Один из древнейших – сюнь, это глиняная свистулька, которую можно купить во многих сувенирных магазинах. Сона может имитировать птиц, инструмент стал популярен в 16 веке. Флейта ди привлекает внимание из-за приятного звучания, у нее всего 6 дырочек. Сяо и ди – одни из самых старых инструментов, они появились 3000 лет назад.

Гучжэн
Пожалуй, щипковые китайские инструменты – самые известные. Пипа, саньсянь, жуань, юэцинь, домбра, гуцинь, гучжен, кунхоу, чжу. Самый мною любимый инструмент – гуцинь – имеет 7 струн, у гуцина своя система нотной записи, поэтому сохранилось огромное множество музыкальных произведений, я даже пробовала играть на нем, это не сложно, просто требует тренировки, как любой другой инструмент, но определенно легче, чем пианино. Гучжэн внешне немного похож на гуцин, но у него от 18 до 20 струн.

И, наконец, пипа – инструмент, похожий на лютню, всего 4 струны – заимствованный инструмент из Месопотамии, был очень популярен в восточной Хань.

И ударные – дагу, пайгу, шоугу, тунгу, бо, муюй, юньло, сянцзяогу. Обычно бывают медные, деревянные или кожаные.

Все китайские инструменты также соотносятся с временами года и сторонами света:

Барабан – зима, также барабан сообщал о начале войны.

Весна – все инструменты, сделанные из бамбука.

Лето – инструменты с шёлковыми струнами.

Осень – инструменты, сделанные из металла.

Китайские музыкальные инструменты очень самостоятельные, именно поэтому китайцы любят соло, хотя, конечно, оркестры существуют. Тем не менее, соло более популярно, но это и неудивительно, звуки китайских инструментов немного визгливые, поэтому их сочетание не всегда звучит красиво. Для них характеры резкие тембры, особенно в опере.

Большое количество музыкальных инструментов имеют иностранное происхождение. Самый старый датируется 8000 лет. По разным сведеньям, раньше было около 1000 инструментов, но до нас, к сожалению, дошла только половина.

Как ни странно, китайские традиционные музыкальные инструменты отлично сочетаются с драками. Во многих известных китайских фильмах главные герои дерутся именно под звучание гучжэна или гуцина. Вот, например, в фильме – «Разборки в стиле кунг-фу».

Китайские инструменты были многофункциональны – они служили и орудиями труда, и музыкальными инструментами и даже средством передачи информации (например, гонг или барабан). В китайской культуре, музыка всегда занимала важное место. С эпохи Хань музыка пережила расцвет, так как стала официальной частью конфуцианских церемоний.

Хочется также сказать, что музыкальные инструменты разделяются на 8 категорий:

металлические, каменные, струнные, бамбуковые, инструменты из тыквы, глиняные, кожаные и деревянные.

Гучжэн - известный щипковый национальный музыкальный инструмент древнего Китая, которому уже ни много ни мало 2500 лет - именно он считается жемчужиной среди китайских музыкальных инструментов. По виду напоминает гусли, что и дало повод называть его китайскими гуслями. Представляет собой прямоугольную деревянную основу, на которую натягивают шелковые струны. Музыкальный инструмент располагается на подставке, раньше музыкант играл на нём, стоя на коленях и перебирая пальцами струны. На этом инструменте можно исполнять как мелодичные и переливчатые музыкальные работы, так и величественную музыку.

Гучжэн -музыкальный инструмент древнего Китая.

История этого музыкального инструмента загадочна и корнями уходит в Эпоху Борющихся Царств (V-III вв. до н.э.), когда на территории Китая было несколько самостоятельных государств, постоянно боровшихся между собой за господство. Несмотря на политическую нестабильность и постоянные войны, именно в это время зародились такие философские течения как конфуцианство, даосизм и другие, сыгравшие огромную роль в дальнейшей жизни Китая. Царство Цинь, находившееся на окраине Поднебесной и считавшееся варварским, в конце концов, завладело всем Китаем, утвердив на троне одноименную династию, первым императором которой стал Цинь Шихуан, известный своей посмертной терракотовой армией и постройкой Великой Китайской стены. И именно в этом царстве, как полагают исследователи, появился инструмент гучжэн.

Гучжэн -музыкальный инструмент древнего Китая.

ГучжэнЛегенда гласит, что изначально в царстве Чжао был изобретен 25-струнный инструмент сэ, звук которого считался совершенным. Когда же сэ попал в известное своими варварскими обычаями царство Цинь, двое братьев подрались из-за инструмента, разбив его на две неравные части: двенадцатиструнную и тринадцатиструнную. Так якобы и появились две разновидности гучжэна. Позже, уже в эпоху Хань, когда конфуцианство стало официальной идеологией, элита обрушила резкую критику на все, что было связано с предыдущей династией, что коснулось и «нашего» музыкального инструмента. Звук гучжэна стали считать грубым, неприятным и режущим слух. За время всех последовавших за Хань династий гучжэн крайне редко появлялся в придворных оркестрах, превратившись преимущественно в народный инструмент.

Китайский ударный музыкальный инструмент, небольшой односторонний барабан. Имеет деревянный корпус в форме чаши с массивными стенками, обращённый выпуклой стороной вверх. В середине корпуса имеется небольшое отверстие. Кожаная мембрана натягивается на выпуклую часть корпуса и закрепляется на ней гвоздиками.

Звук извлекается ударами двух палочек. Изменение высоты звука достигается смещением места удара от центра мембраны к периферии. Во время игры баньгу устанавливается на треножнике.

Духовой инструмент со свободным язычком из металла. По звучанию бау напоминает армянский дудук. Имеет достаточно чистый тембр, похожий на тембр флейты.

Китайский духовой язычковый инструмент, род гобоя. Инструмент состоит из цилиндрического ствола с 8 или 9 игровыми отверстиями. На севере Китая изготавливается из дерева, на юге - иногда также из тростника или бамбука. В канал гуань вставляется двойная камышовая трость, в узкой части перевязанная проволокой. На оба конца инструмента, а иногда и между игровыми отверстиями надеваются оловянные или медные кольца. Общая длина гуань колеблется от 200 до 450 мм; самые крупные имеют латунный раструб.

Традиционный китайский инструмент. Принадлежит к семейству цитры, родственен кото и цисяньцинь. От последнего отличается количеством струн и конструкцией струнодержателя.

Традиционный китайский струнный щипковый музыкальный инструмент, использующийся в оркестрах народной музыки и китайского театра; происходит от пипы.

Китайские колокола

Ритуальные, сигнальные и музыкальные инструменты древнекитайского происхождения, отличные по форме как от западного, так и от круглого индийского типа колокола (пришёл им на смену с распространением буддизма в Китае). Распространились также в Корее и Японии.

Древний музыкальный духовой инструмент, китайский аналог флейты Пана. Особенностью этого инструмента является наличие 12 бамбуковых стволов, что обеспечивало широкий диапазон звучания, хотя иногда количество стволов может быть другим. Эта флейта включалась в традиционный оркестр Древнего Китая и имела мягкое и нежное звучание.

Китайский 4-струнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни. Один из самых распространённых и известных китайских музыкальных инструментов. Первые упоминания пипы в литературе относятся к III веку, первые изображения - к V веку. Однако прототипы пипа бытовали в Китае уже в конце III века до н. э. Название «пипа» связано со способом игры на инструменте: «пи» означает движение пальцев вниз по струнам, а «па» - обратное движение вверх.

Саньсянь

Традиционный китайский струнный щипковый музыкальный инструмент, использующийся как аккомпанемент в китайской опере и традиционном цзяннаньском ансамбле сычжу, а также при исполнении повествовательных песен дагушу и таньцы. Бывает двух видов: большой и маленький.

Старинный китайский струнный музыкальный инструмент, род лежачей продолговатой цитры, под струнами которой находится ящик.

Поднебесная хранит в себе множество тайн и загадок. Культура, образ жизни, традиции и многое другое настолько непривычны европейскому человеку, что кажутся невообразимыми, а иногда и нереальными. Сегодня хотелось бы поговорить о китайских народных музыкальных инструментах.

Традиционной музыке Китая насчитывается несколько тысяч лет, собственно, как и культуре в целом. Многие инструменты имеют совершенно необычный вид, и даже не сразу можно догадаться, как правильно играть. Китайское звучание характерно резкими тембрами, а если играет ансамбль, то из-за плохой сочетаемости обертонов, эффект шероховатости усиливается. Однако, как показывает практика, именно такие непривычные звуки, являются для китайцев достойным звучанием. В дополнении к вышесказанному стоит добавить, что частым приёмом при игре на музыкальных инструментах является вибрато, которое так же усиливает резкость тембра. К примеру, в траверсийной флейте китайцы сделали специальное отверстие, которое так же придаёт звуку своеобразное звучание.

Китайская музыка для европейцев может оказаться на любителя, а вот для самого Китая это идеальное сочетание дребезжания является самой настоящей музыкой. Инструменты в Китае поддаются традиционной классификации: ударные, духовые и т.д. Различают инструменты в основном по составу, из которого они сделаны: шёлковые, бамбуковые, каменные, деревянные, кожаные и глиняные. Колокола бяньчжун - благородный музыкальный инструмент, ассоциируется у китайцев с появлением религии и разного рода ритуалов. Первые колокола пришли на смену индийским, когда в Китае стал популярен буддизм. Однако, они плотно заняли свою нишу и впоследствии перекочевали в Японию и Корею.

Традиционная флейта Ди очень похожа на классическую (поперечную) флейту, ствол сделан из бамбука или тростника, иногда делают из камней (нефрит), но это очень редкие и дорогие экземпляры. Шэн имеет чёткое сходство с обыкновенной губной гармошкой, однако учёные считают его древнейшим музыкальным инструментом среди духовых. Его очень любят не только в Китае именно за вариативность звуков, может использоваться как в оркестрах, так и в сольном исполнении.

Ударные инструменты так же разнообразны по своим формам и размерам. Дяньгу – плоский барабан, может показаться обычным бубном, так как к нему прилагаются специальные колотушки, что очень напоминает всеми известный нам инструмент. Сянцзяогу, в переводе означает «слоновья нога» , похож на ногу слона, отсюда и название. Корпус изготовлен из дерева и закреплён на цилиндрической стойке.

Уверена, мало кто знает, что струнные китайские инструменты до 20-го века изготавливались из шёлковых струн, и только после, благодаря западной практике, стали применять стальные и нейлоновые струны.

Эрху считается китайской скрипкой, при игре на нём используется вибрато. Хуцинь появился в Китае в 8 столетии, цзинху используется как аккомпанемент в пекинской опере, второе название этого инструмента – «пекинская скрипка».Исследователи китайских народных инструментов полагают, что щипковый саньсянь или же сяньцзы появился после монгольского нашествия. Данный инструмент был особо популярен при исполнении песен и похож на азиатский танбур. Гучжэн ещё один щипковый инструмент, для игры на нём применяют плектры (похожи на гитарные медиаторы), так как данный инструмент вмещает в себя от 21 до 25 струн.

Виктория Лыжова

Китайской традиционной музыке, как и всей китайской культуре, несколько тысяч лет. Из-за изоляции страны от Европы инструменты Поднебесной отличаются своим неповторимым для запада колоритом. Они (вместе со всей национальной музыкой) впитали в себя элементы музыки тибетцев, уйгуров, маньчжуров, монголов и т. д.

Колокола бяньчжун

Традиционно китайские музыкальные инструменты делятся на несколько типов, согласно материалу, из которого они изготовлены: бамбуковые, шелковые, деревянные, металлические, каменные, тыквенные, глиняные и кожаные. Многие из них крайне экзотичны, а некоторые были преданы забвению в ходе длительной культурной эволюции. Например значительное переосмысление техники игры произошло после создания единой империи, когда местные региональные особенности сводились к единому стандарту.

Самые разные китайские сформировались под влиянием ритуалов и религии. Такими были в том числе и колокола. Они значительно отличались от европейских. Первые собственно китайские колокола назывались бяньчжун. Они пришли на смену индийскому типу круглых инструментов вместе с распространением по Поднебесной буддизма. Бяньчжун были настолько популярны, что появились в соседней Корее и даже в заморской Японии.

Ударные

Помимо больших колоколов в Китае появились и модели меньших размеров или несколько другого устройства. К ним можно отнести дяньгу. Этот китайский представляет собой плоский барабан, который к тому же похож на бубен. К нему прилагаются специальные колотушки. Вместе с дяньгу часто играют на хлопушках пайбанях. Они изготавливаются в виде пластинок, подвешенных в одну связку.

Сянцзяогу - китайский типа литавры. Его корпус делают из дерева и устанавливают на специальную цилиндрическую стойку. Конструкция послужила источником названия инструмента. Сянцзяогу можно перевести как «слоновья нога». Обычно этот инструмент используется сольно. Для игры его устанавливают чуть наклоненным - так музыканту удобнее стучать по нему пальцами и ладонями.

Духовые

Согласно международной классификации китайские имеют западные аналоги. Например традиционный ди по своему устройству напоминает Его ствол делается из тростника или бамбука. Более редкие модели изготавливаются из камня, например нефрита.

Другой духовой китайский инструмент шэн аналогичен губной гармонике. Исследователи считают его одним из древнейших в своем классе. Шэн состоит из дудок, язычка и мундштука. Его музыка очень вариативна, за что его любят исполнители не только из Китая. Шэн часто используется в оркестре специально для обогащения звучания и перемены тембра.

Струнные

Инструмент эрху считается китайской скрипкой. Для игры на нем используется вибрато. Еще одним родом скрипки является хуцинь. Он появился в середине VIII столетия и приобрел повсеместную популярность во всей Поднебесной. Подтип хуциня - цзинху. Так как он возник вместе с пекинской оперой, его часто называют «пекинской скрипкой».

Каждый китайский струнный музыкальный инструмент в древние времена изготавливался вместе с шелковыми струнами. И только в XX веке по аналогии с западной практикой их сталь менять на стальные и нейлоновые.

Семиструнная китайская вариация цитры называется «цисяньцинь». Она отличается продолговатым корпусом длиной в метр и шириной в 20 сантиметров. Цисяньцинь считается одним из самых древних национальных музыкальных инструментов. Его начали активно использовать уже в III столетии до нашей эры.

Щипковые

Традиционные китайские музыкальные инструменты использовались в игре народных ансамблей сычжу. К ним относится щипковый саньсянь (или сяньцзы). Также он получил распространение при исполнении песен таньцы. Саньсянь имеет много общего с аналогичными центральноазиатскими инструментами сетаром и танбуром. Некоторые исследователи считают, что он появился после монгольского нашествия на Поднебесную.

От саньсяня происходит похожий японский инструмент сямисэн. Традиционно он больше всего был распространен на севере Китая. Его деку часто обтягивали змеиной кожей. Другие характерные черты саньсяня - длинная шейка и отсутствие ладов у держателя колков. Еще одним представителем щипковых является гучжэн. На нем от 21 до 25 струн. Некоторые исполнители при игре на гучжэне применяю плектры, похожие на гитарные медиаторы.

Другие инструменты

Некоторые китайские музыкальные инструменты стали историческими артефактами. К таким можно отнести чжу. Этот пятиструнный инструмент отличался вытянутой длинной декой. Больше всего он походил на цимбалы и цитру. Пик популярности чжу пришелся на период Сражающихся царств в V - III вв. до н. э. Окончательно он исчез приблизительно в X столетии во временя империи Сун.

Пипа - китайская лютня, принадлежащая к типу щипковых. Ее корпус имеет грушевидную форму. При игре на пипе музыканты обязательно сидят и пользуются плектром. Этот инструмент приобрел в Китае повальную популярность в силу своей универсальности. Его использовали и используют в оркестрах, ансамблях и сольно. Пипа появилась в III веке. Приблизительно в VIII столетии она была перенята японцами, назвавшими ее бивой.

Китайским подобием цимбал считается струнный янцинь. Также он похож на персидский сантур и дульцимер. Чаще всего он ассоциируется с китайской оперой, где на нем играют для аккомпанемента. Янцинь изготавливают из дерева, придавая его корпусу форму трапеции. Для излечения звука применяются бамбуковые колотушки.