Китайские фарфоровые статуэтки: значения, легенды, фото. Смеющийся Будда, исполняющий желания

Приветствуем вас, уважаемые читатели!

Сегодня мы с вами поговорим о том, какие бывают будды. Мы уже упоминали, что в буддизме нет одного главного бога, т.е. сам Будда может быть выражен в нескольких различных образах и проявлениях. История восточных учений насчитывает свыше трех тысяч воплощений.

Безусловно, рассказать в одной статье о таком количестве божеств мы не сможем, поэтому давайте узнаем о самых почитаемых и известных.

Какие есть бодхисаттвы

В буддизме есть такое понятие, как Адди Будда, или Изначальный Будда. Это символ всех будд и бодхисаттв, олицетворение просветленного ума. В разных школах есть различные Адди Будды. Бодхисаттва означает «просветленный». Например, Гаутама Будда считал себя Бодхисаттвой.

Как же становятся бодхисаттвами? В духовном развитии буддийского учения есть десять ступеней. Достигнув седьмой ступени, можно стать Бодхисаттвой и освободиться от постоянных перерождений. Однако этот факт не означает полного освобождения от кармической зависимости.

Всего можно насчитать восемь Бодхисаттв. Именно они стали последователями Гаутамы и переняли учение Махаяны. Самые важные их них — Авалокитешвара, Манджушри и , что означает милосердие, мудрость, сила всех будд. Эти три бодхисаттвы являются защитниками Шакьямуни.

Авалокитешвара — это воплощения сострадания. Одними из его важнейших атрибутов являются мантра «ом мани падме хум» и веер из хвоста павлина. считается воплощением Авалокитешвары.

Манджушри — это выражение мудрости в Махаяне. Манджушри был соратником Гаутамы Будды.

Ваджрапани — это защитник Будды, он олицетворяет могущество просветленных божеств.

Существуют и женские бодхисаттвы, например, — спасительница женских душ, символизирует сострадание.

Также есть и другие Адди-будды, такие как:

— Самантабхадра и Самантабхадри, супруга Самантабхадра, означает то, что человеческий ум открыт ко всему новому, что его состояние изначально пустое, в том смысле что лишено любых концепций, стереотипов, привязанностей.

— Ваджрадхара, или Держатель Ваджра — абсолютное просветление и знание в Ваджраяне. Ваджра — это мистическое индийское орудие, принадлежащее богу войны Индре; оно символизирует силу и вечность.

— — один из просветленных в Ваджраяне, является символом очищения и чистоты.

— Праджняпарамита — это женский образ Адди Будды в Махаяне, абсолютная мудрость.


— Падмасамбхава, или «рожденный в лотосе» — учитель тантризма, именуемый в тибетском буддизме вторым Буддой. Он сидит в лотосе, в одной руке держа ваджру, а в другой — чашу для сбора подаяний. Сам Шакьянмуни известил своих учеников, что появится в цветке лотоса второй Будда, который будет более просветленным, чем он сам. Так пришел в мир Падмасамбхава.

Мандала Пяти будд

В традиции школы Махаяны существует Мандала Пяти Будд, которая олицетворяет пять моментов Адди-Будды. В этой мандале у каждого есть свое место и предназначение. Например, в Непале изображения этой мандалы можно увидеть в храмах и домах буддистов. Давайте рассмотрим подробнее, как она образуется.

  • В центре ее сидит Вайрочана , или Прославленный. Он является главой всех будд. Он белого цвета, т.к. белый означает абсолют. В Японии Вайрочана очень популярен. Его животное — это лев, который ассоциируется с истиной.
  • Акшобхья , или Просветленный находится на востоке. Его цвет — синий. Он является главой семейства Ваджры. Его эмблема — слон, которой олицетворяет мощь и силу.
  • Ратнасамбхава , или дающий драгоценности, располагается на юге. Он изображается желтого цвета и символизирует исполнение желаний: как материальных, так и нематериальных. Ратнасамбхава — глава семейства Драгоценностей.
  • Амогасиддхи занимает северную сторону. Его тело зеленого цвета, а эмблему представляет двойная ваджра. Он является главой семейства Кармы.
  • Амитабха олицетворяет запад; его цвет — красный. Это самый древний и наиболее чтимый из будд. Его эмблема — лотос и он возглавляет лотосовую семью, в которой есть много известных бодхисаттв, например, Авалокитешвара. Он обозначает духовный рост. Иной формой Амитабхи яляется Амитаюс, или «бесконечная жизнь». Амитабха, как правило, изображен в монашеских одеяниях, а Амитаюс — в роскошных одеждах и держит сосуд долголетия.

Еще одни из почитаемых и значимых буддийских божеств:

Миларепа Шепа Дордже — знаменитый йог, поэт и один из основателей школы Кагью. Его годы жизни 1040 — 1123.

Дже Цонкапа (1357 по 1419) — реформатор буддизма Тибета, который основал школу Гелуг. Гелуг — это самая многочисленная школа тибетского буддизма.Когда Цонкапа был маленьким мальчиком, Шакьямуни предсказал, что он повлияет на распространение учения Дхармы.

Помимо различных аспектов Будды в буддизме существует йидамы, т.е. образы и божества состояния просветления. Йидамы активно используются во время тантрических практик. Одна из главных целей йидамов — защита учения Дхармы.

Существуют разные йидамы: гневные, мирные, мужские, женские, парные. Например, Ваджракилая является главным гневным божеством в тибетском буддизме. Он символизирует устранение препятствий, когда вы идете по направлению к какой-либо цели.


Позы и их значения

Существуют множество изображений и статуэток будды, каждое из которых обозначает определенные вещи.

Один из самых известных видов — Медитирующий Будда. Он сидит в позе лотоса или полулотоса, его руки соединяются ладонями вверх. Является символом обретения гармонии и душевного равновесия.

Защищающий Будда находится в позе лотоса или полулотоса, правая рука развернута наружу и поднята наверх, а левая лежит на колене. Он защищает от страха и негативных эмоций.

Будда просветления сидит в позе лотоса, его правая рука направлена к земле, а левая — ладонью вверх. Этот образ очень популярен в Таиланде.

Смеющийся Будда, или Хотей, является божеством, символизирующим обретение радости и удачи. Рядом с ним часто изображается миска для подаяний. Хотей является талисманом, приносящим богатство.


Заключение

Вот наш рассказ и подходит к своему завершению — сегодня мы с вами попытались разобраться в различных изображениях Будды, а также узнать о самых главных бодхисаттвах.

В традиционной японской религии синтоизме среди семи богов счастья наиболее любимым и популярным во всем мире стал смеющийся Будда или Хотей. Само слово Хотей (Hotei) имеет японскую природу и в переводе означает – «холщовый мешок». Пузатый, весёлый толстяк с мешком стал, наверное, самым любимым образом среди японских фигурок нэцкэ, ведь в этом виде искусства, где любят с юмором и фантазией добиваться выразительности, Хотей (ещё его называют « ») как раз подходящий персонаж. Весьма почитаем эта скульптура и в китайском философском учении фэн-шуй. Этот бог счастья воплощает в себе благополучие, веселье и процветание. Полагают, что Хотей управляет людскими судьбами и исполняет их заветные желания. Всему миру известно поверье о том, что если поглаживать пузатый живот Хотея триста раз и думать при этом о своей мечте, то она обязательно исполнится волею смеющегося божества. Всё это заставляет людей относиться к маленькому толстому Хотею с огромной симпатией. А фэн-шуй нашёл ему достойное применение и использует фигурку божества для активации финансовой зоны.


Даже слегка углубившись в восточную культуру можно заметить, что культуры разных стран тесно переплетаются между собой, исторически сложилось так, что происходило постоянное взаимное заимствование легенд, образов, божеств. Не исключением стал и Хотей, имея японское имя и являясь одновременно и китайским и японским божеством, легенда о его появлении родилась всё-таки в Китае. Легенда во многом объясняет, почему у Хотея такой истинно «человеческий» вид. Действительно у многих найдётся, наверняка сосед или знакомый похожий на эту весёлую фигурку.

Так вот легенда гласит, что жил-был в поднебесной монах по имени Цицы. Любил он ходить по базарам, да предсказывал погоду, а из вещей у него были лишь холщовый мешок и чётки. И заметили люди – где монах не появится, туда и удача приходит. К одним здоровье приходит, к другим деньги, кому что нужнее. Что же лежало в мешке у бедного Хотея? «Весь мир» – отвечал монах любопытным. Что лежит в мешке Хотея, остаётся загадкой и предметом споров, и по сей день среди восточных мудрецов. Одни считают, что в его большой сумке сложены несметные богатства мира, золото и деньги и божество символизирует изобилие. Другие считают, что он в первую очередь бог Счастья и в мешке лежат все несчастья мира и человеческие проблемы, которые он собирает туда, избавляя от них людей.

И первая, и вторая версия довольно привлекательны, в любом случае люди будут рады помощи божества. Легенда утверждает также что, будучи уже стариком, сидя поблизости китайского храма Хотей печально говорил: «Эх, люди не узнали вы меня. Ведь я грядущий Будда-Майтрейя». С именем Будды-Майтрейи связано ожидание грядущего упорядочивания Вселенной и достижения мировой гармонии, а проще говоря, наступление эры процветания. Вероятно, это и есть причина, по которой Хотей стал воплощением счастья, богатства, довольства, беззаботности.

В культуре буддистских стран Будда-Майтрейа изображается очень красивым юношей, чего не скажешь про Хотея, поэтому утверждение об однозначности их образов вызвало возмущение среди буддистов Индии. В ответ на это в Китае есть ещё одна легенда, гласящая, что Будда Майтрейа дабы девушки не сходили с ума от его красоты принял облик толстого и немолодого мужчины. С тех пор он так и выглядит – смеющийся толстяк с большим животом.


Как уже упоминалось выше, Хотей широко используется в фэн-шуй. Можно даже сказать, что он является в нем любимым талисманом. Причём смеющийся Будда популярен не только на Востоке. Опять же взаимное проникновение культур играет свою роль в распространении и популяризации данного персонажа. Трудно, наверное, найти сейчас дом, где не было бы фигурки смешного толстячка. Даже не увлекаясь учением фэн-шуй, восточной культурой или восточными религиями люди предпочитают иметь у себя смеющегося Будду. На всякий случай, да и выглядит он заманчиво.

Кроме Хотея в фэн-шуй есть ещё и другие талисманы богатства и благополучия. Это , декоративные фонтаны и . Перед активацией зоны богатства в помещении необходимо обязательно провести генеральную уборку и убрать все завалы. Делается это для того, что бы основа всего сущего – энергия ци могла свободно, без препятствий перемещаться в пространстве. Иначе в жизни человека возможно возникновение затруднений практически во всех сферах жизни, в том числе и в области финансов.

Активизация талисмана

Зона богатства в доме расположена на юго-востоке, там и надо размещать талисманы. Желательно расположить Хотея в гостиной, его взгляд должен быть обязательно обращён на входную дверь дома. За аксиому принимается, что чем больше фигурка Хотея, тем больше его положительное влияние. Доказательств этому нет, но логика данного утверждения понятна, ведь считается, что сама фигурка Хотея является источником, так необходимой в доме, энергии ци. В фэн-шуй также считается, что одновременно с излучением положительной энергии божество поглощает негативные энергии и тем самым оберегает домочадцев от болезней и смерти.

При размещении Хотея существуют некоторые нюансы, в зависимости от которых происходит увеличение влияния в определённом направлении. И если как уже указывалось, размещение на юго-востоке принесёт удачу в финансовой сфере, то расположение фигурки в принесёт кроме богатства ещё и удачу, авторитет, здоровье. Стоя на рабочем столе Хотей защитит его владельца от стрессов, заговоров и предательства. Фигурок смеющегося Будды в доме может быть несколько. Располагать фигурки надо учитывая, что находится у Хотея в руках. Кроме холщового мешка он может держать в руках бамбук или жемчуг (большую жемчужину). Тогда надо поставить Хотея соответственно в (центр) и знания, мудрость (северо-восток).

Смотрите видео про счастливый талисман в фэн-шуй:

Подружитесь с весёлым толстяком, вдруг смеющийся Будда одарит и Вас своим счастьем, а все проблемы и заботы унесёт в старом холщовом мешке.

Фарфоровые статуэтки являются предметом искусства Китая XVII — XIX веков. Это талисманы, наделенные особым смыслом, в образах существ и божеств, передана древняя культура, которая всегда почитается и ценится. Мастера умеют изготавливать из фарфора качественные красивые изделия, пользующиеся популярностью.

Из чего изготавливаются фигурки

Китайский фарфор применяется для изготовления статуэток уже много тысяч лет, предположительно с 206 гг. н.э.. Этот материал является частью традиционной культуры страны. В его состав входят:

  • белая глина (каолин), которая образуется благодаря разрушению различных горных пород;
  • полевой шпат , породообразующий минерал из класса силикатов:
  • кварц , минерал магматических и метаморфических пород.

Что символизируют талисманы

На сегодняшний день выпускается множество различных фигурок. В основном они символизируют радость, счастье, успех и традиционные ценности. На Таобао можно найти интересные экземпляры на любой вкус. Но есть самые популярные и легендарные изделия, за покупкой которых приходят истинные ценители.

Три звездных старца

Старцы, каждый из которых имеет определенный смысл, являются антикварным комплектом изделий. Оригинальные статуэтки выполнены в середине XX века и продаются лишь в специализированных «лавках». Стоимость их достаточно высока и найти подлинные экземпляры сложно.

На сегодняшний день, изготовление фарфоровых мудрецов поставлено на поток, каждый мастер изображает фигурки по-разному, но то, что символизируют старцы, остается неизменным. В основе идеи лежит китайская древняя астрология, а именно, три звезды созвездия под названием Киль, еще его называют Южный ковш. А триада называется Сань-син .

Красную, восходящую низко от горизонта, звезду Канопус, олицетворяет старик Шоу-син . Образ имеет длинную белую бороду и продолговатую голову. В одной руке бумажный свиток и тыква, в другой персик. На древних картинах принято изображать рядом с божеством оленя, но на фарфоровых фигурках его может не быть.

Старец Южного полюса приносит долголетие, процветание и счастливую старость. Обладатель статуэтки должен обрести крепкое здоровье. Данный символ способствует исцелению смертельных болезней.

Легенда гласит, что образ данного божества создан в династии Северная Сун, императором, который связывает с этим одно событие из своей жизни. Однажды он увидел на улице старика, который нуждался в помощи и взял в свой дворец. В результате император прожил долго, не зная печали и недугов. В честь Шоу-син даже построены храмы.

Фу-син примечателен по яркому красному кафтану, какой носили продавцы. На руках держит младенца. Также в композиции присутствует свиток.

Божество символизирует богатство, процветание и карьерные успехи. Кроме того, прибавление и здоровье потомства. Если обладатель фигурки божества искренне верит в силу талисмана, то судьба будет складываться удачно.

Существует версия, что Фу-син, это реальный человек Ян Чэн из Даочжоу (VI в.), градоначальник общества карликов. В городе существовала проблема, каждый год государь велел отбирать из племени людей для того, чтобы сделать из них шутов. Ян Чэн, не желая больше терпеть, как разлучают семьи его горожан, сумел убедить государя в том, чтобы безобразия прекратились.

С тех пор, влиятельный и отважный чиновник, который не побоялся за свою должность, и поставил на первое место человеческие ценности, обожествлен как звездный дух, помогающей в карьерных делах. Существует еще много легенд, но эта самая распространенная.

Третий старец Лу-син может быть изображен в двух видах: со свитком и скипетром, или с младенцем на руках. Наличие у божества ребенка или нескольких детей, символизирует продолжение рода, достойных и заботливых наследников. Старец со свитком помогает своему обладателю в обретении власти.

Фигурки можно приобрести отдельно, но издревле, в народной культуре, принято держать их вместе. Триада будет привлекать счастье с приумноженной силой.

Установка талисманов в определенное место не требуется, можно «поселить» их в любом уголке дома. Для обращения за помощью необходимо только верить в фантастическую силу звездных духов, специальных слов произносить не требуется.

Семь образов Будды

В современном Фэн-шуй активно практикуется поклонение богам счастья. Талисман мудреца Хотея можно увидеть во многих домах. Существует семь традиционных статуэток Будды, каждая из которых имеет определенный смысл.

Смеющийся Будда или бог Хотей , представляет собой пузатого мужчину с лысиной. На лице всегда улыбка, а в руках мешок. Статуэтки любой конфигурации имеют общий и главный смысл: защищают дом от негативной (отрицательной) энергии.

  • Классический вариант с ношей в руках : монеты привлекают в дом богатство, обретению мудрости способствует жемчужина, посох защищает от болезней, а тыква приносит достаток.
  • В окружении детей . Символизирует здоровое и многочисленное потомство. Должен быть расположен в гостиной.
  • Персик в руках бога счастья несет отменное здоровье жителям дома, долголетие и обретение выносливости.
  • Если Будда держит веер , владелец талисмана может рассчитывать на помощь духа в благополучном завершении старых и начинании новых дел.
  • Бог счастья с зонтом укроет от несчастных случаев, ударов судьбы, и любых трагических событий, которые преподносит жизнь.
  • Если божество находится верхом на драконе , это символизирует удачу в финансовых вопросах.
  • Будда сидит на горке с монетами . Такая интерпретация является самой популярной в Фэн-шуй, ведь смысл композиции заключается в притягивании большого количества денег.

Чтобы магическая статуэтка поспособствовала исполнению мечты, необходимо потереть живот божества 300 раз по часовой стрелке. В это время нужно четко сформулировать желание.

Другие мудрецы

Кроме вышеперечисленных, традиционно выпускаются еще несколько мудрецов, также имеющих определенное значение.

Два бога счастья Дайкоку и Эбису . Изготавливаются стоящими неразлучно рядом друг с другом. Дайкоку несет мешок с небесным рисом, молот и крысу. Грызун совсем не является плохим символом, а наоборот, считается другом человека, в данном сюжете он сопровождает старца для того, чтобы надгрызать мешок и посыпать, таким образом, обогащенный счастьем рис, каждому в ладони.

У Эбису в руке, известная в китайской мифологии, рыба Тай, которая является символом духовности и способствует саморазвитию мыслителей.

Мудрецы имеют интересный смысл - союз двух дружных мудрецов олицетворяет равновесие между обилием денег, властью, славой, и духовной чистотой.

Также божества изготавливаются и по отдельности , в этом случае один символизирует богатство, а другой душевное благополучие и счастье.

Хранитель домашнего очага Дзаошень . Мудрец держит предметы, в совокупности олицетворяющие счастье в семейной жизни, защиту и укрепление домашней обители. Имеет табличку, на которой можно записывать просьбы, когда понадобится помощь божества.

Существует красивая легенда, которая объясняет, как старец осуществляет желания обладателей талисмана. Один раз в год, мудрец попадает к самому правителю Поднебесной, на священную гору Кунь Лунь. А именно, это происходит в знаменательную дату – 24 декабря. На приеме Дзаошень рассказывает, что полезного сделал для семьи, которую оберегает, и передает табличку с пожеланиями. Благодаря этому осуществляются мечты.

Не менее интересный персонаж, бог бессмертия Дзюродзин . Оберег способствует долгой жизни, полной счастья. В его руках величественно размещен свиток, на котором написано «Небеса даруют бессмертие».

А также, музыкальный инструмент, при игре на котором, с человеческим обликом и организмом, осуществляется процесс, о котором мечтает каждый – омоложение.

Мудрец Фукурокудзю - покровитель ученых, помогает в решении умственных задач, в получении образования и любых действиях, связанных с наукой. Старца сложно спутать с другими, у него вытянутый, символизирующий наличие нестандартного, богатого ума, череп.

А во лбу, буквально выдавлены крупные морщины, одного взгляда на которые достаточно, чтобы сразу понять, что этот старец отличается особой мудростью. Посох дополняет образ.

Бисямонтэн, покровитель войнов . Изображен в военном обмундировании и с оружием. Способствует обретению совокупности следующих качеств: мужества, силы духа и мудрости. А также помогает осознать, как поступить по справедливости.

Божества – дамы

В китайской мифологии существуют и женские божества. Они представлены в пяти образах, каждый из которых наделен глубоким смыслом.

Богини - покровительницы китайских девушек

Фея Луны Амэ-но Удзумэ . Помогает в обретении настоящей, вечной любви, которая делает человека счастливым и приносит радость. Также считается, что именно благодаря ей появилось театральное искусство и были созданы ритуальные танцы. Богиня любви изображена с пухлым добрым лицом и длинными волосами.

Матушка Запада - Сиванму , бессмертная царица небес. Символизирует любовь и здоровье. Защищает от несчастных случаев на воде.

По легенде, в горах Куньлунь богиня держала сад, засаженный чудо-деревьями, а росли на них персики. Фрукты, уже известные в китайской мифологии, могли исцелить безнадежно больных и сделать человека бессмертным. Деревья плодоносили раз в тысячу лет, богиня собирала урожай и готовила из него лекарства.

Богиня Бэндзайтэн помогает девушкам найти любовь, удачно выйти замуж и прожить счастливую, благополучную жизнь. Дама также является символом искусства, в ее образ добавлен музыкальный инструмент и змея, вплетенная в прическу.

Гуаньинь - покровительница рожениц, беременных женщин и терпящих бедствие людей. Кроме того, призвана помогать детям. Ее имя переводится как «слышащая все в мире».

На талисманах, богиня держит в руках (всегда на готове) большую толстую книгу, емкость (кувшин) с водой, могущественный посох и веревку. Принято считать, что символы способствуют спасению из беды в различных ситуациях.

По поверию, когда требуется срочная помощь, женщина активирует тысячи рук, а на открытых ладонях появляются глаза, таким образом она помогает каждому нуждающемуся.

Аматэрасу , главная среди богов счастья. Богиня является символом настоящей женщины, в которой должны сочетаться следующие качества: неземная красота, великая и глубокая мудрость, девственная чистота и гармония. Обладательница статуэтки получает помощь в стремлении к идеалу.

Огненный дракон

Самая сильная космическая энергия «ци», которая дает жизнь всему живому, исходит от дыхания дракона. Он считается самым величественным символом в Фэн-шуй, так как способен передавать просьбы поклоняющихся с земли на небо. Кроме того, он отпугивает злых духов и притягивает успех.

Излучаемая от дракона энергия, помогает обладателю фигурки, активизировать потенциал всех важных уровней: тела, осознания и души.

Если большинство талисманов не имеют четких требований к месту расположения в жилище, то дракон должен быть поставлен только в соответствии с рекомендациями, иначе его сила не будет действовать в нужном направлении и появятся неправильные энергетические потоки, которые разрушают энергию дома.

В Фэн-шуй говорится, что животное должно располагаться в гостиной или в коридоре, и обязательно на подставке, лицом на Восток. В первом случае, талисман поможет членам семьи укрепить здоровье и обрести благополучие. Стоящий по левую сторону от входной двери в коридоре, защитит жилище от проникновения в дом негативной энергии.

Больше никакие места в квартире не подойдут. Это объясняется тем, что присутствие дракона создает сильную энергетику. По этой же причине не рекомендуется держать в доме сразу несколько таких статуэток. Если поместить существо в спальне, бушующая небесная энергия нарушит сон.

При выборе статуэтки необходимо обратить внимание на количество пальцев у дракона. Пятипалое животное (императорское) нельзя ставить в доме, оно посылает слишком мощную энергию и подойдет только для рабочего места.

Здесь перечислены лишь самые популярные фарфоровые статуэтки, есть еще много образов, которые принято олицетворять в виде фигурок.

Прогуливаясь по торговым городским улочкам, все чаще встречаешь в витринах магазинов статуи Будд, выставленные для привлечения покупателей или на продажу. Подобными предметами стало модно украшать интерьер. Но вряд ли известно, сколь глубокую пользу они могут принести при правильном обращении. Статуи олицетворяют собой присутствие Будды и Ламы. Будда работает всегда и везде на благо всех существ и открывает нам присущие всем безграничные качества ума. Внешняя форма напоминает об этом сознанию, и в подсознании непроизвольно остаются отпечатки, вновь и вновь приводящие нас к Учению Будды и открывающие путь к работе с умом. Таким образом, буддийские статуи используют для стабилизации мест медитации и упрощения доступа к Учению Будды.

Приобретение статуй

Выполненная по определенным правилам и приближенная к совершенству внешняя форма представляет собой просветленное тело. Зная это, при покупке статуи мы обращаем пристальное внимание на ее качество. Чтобы получить максимальную пользу от статуи Будды, достаточно одного экземпляра. Не нужно покупать все, что попадается на пути. Важно то, что происходит в нашем уме. Конечно, мы можем достичь Освобождения и Просветления и без изображения Будды. В пещере Миларепы вообще не было статуй. В конечном счете, все явления – вневременная безграничная свобода ума. Но описанные Буддой и ламами образы Будд, Бодхисаттв, Защитников и лам могут оказать влияние на наш обычно обращенный к повседневности ум. Чем точнее статуи соответствуют реальным проявлениям Будда-аспектов или лам, тем сильнее их воздействие. К тому же именно Будде и реализовавшим себя ламам известно, как выглядят атрибуты и формы, мы можем об этом узнать только из их поучений. Во времена, когда художники сами практиковали буддизм и придерживались предписаний лам, качеству статуй можно было доверять. Сейчас же производство статуй в Непале и Индии превратилось в бизнес, поэтому «товар» при покупке на всякий случай стоит проверить. Нужно четко представлять себе, как должен выглядеть приобретаемый нами Будда-аспект. В Состоянии Излучения Будды чаще всего появляются в одеждах, как исторический Будда Шакьямуни. Другие формы находятся в Состоянии Радости, на которое указывают украшения Бодхисаттв: корона с пятью зубцами, ожерелье и др. Известный пример – Бодхисаттва Любящие Глаза. Редкие аспекты изображаются вообще без одежды и украшений и выражают Состояние Истины Будд.

Будды, Бодхисаттвы и Защитники сидят или стоят на цветке лотоса. Ламы изображаются на лотосе или на троне. Редкие формы, в основном Защитники, сидят или стоят на определенных животных. Каждый аспект имеет свои специальные признаки: к примеру, изображается сидящим, стоящим или даже в прыжке. Точно описано количество и пропорции рук, ног, голов и глаз. Четко объяснено расположение всех частей тела и атрибутов. Полезный источник информации – фотоальбом «Пространство и радость» («Raum und Freude / Space and Bliss»), выпущенный буддийским издательством Вупперталя. И конечно, полезно советоваться с опытными буддистами, прислушиваться к их мнению, совершая покупку. Некоторые Будды проявляются в разных формах, поэтому могут иметь несколько правильных изображений. Каждая деталь несет глубокое значение и должна быть выполнена как можно более точно.

Кроме корректной формы важно, чтобы статую качественно изготовили. Большинство статуй, особенно тибетской и непальской традиций, представляют собой полое литье из меди или латуни. При этом знаками качества являются ясные линии и гладкая поверхность. Избыток дополнительных украшений, напротив, скрывает недостаточную обработку и ошибки. Действительно высококачественно обработанные статуи уже у производителя имеют достойную цену, соответствующую вложенному в их изготовление времени и мастерству. Не стоит рассчитывать, что первоклассную статую удастся приобрести за бесценок. Так что покупка статуи ручной работы высокого качества – вопрос скорее кошелька, а не вкуса. Особенно осторожным надо быть при приобретении так называемых античных статуй: на 99 процентов это подделка, а настоящие экземпляры скорее всего окажутся крадеными.


У тибетских и непальских статуй головы чаще всего уже расписаны. Традиционно роспись статуи делается в последнюю очередь, после наполнения. Рисование глаз, называемое «открытием глаз», – кульминация изготовления статуи.

При росписи лиц используются натуральные красители и закрепители, в связи с этим они легко могут оказаться смытыми или стертыми. Поэтому не нужно касаться лица пальцами и, тем более, мыть его. Одна девушка забыла предупредить уборщицу, и та протерла влажной тряпкой лицо прекрасной статуи Тары. В таких случаях, так как пигментные краски не поддаются точному восстановлению, необходимо полностью смыть прежнюю роспись и заново профессионально нарисовать лицо. Так мы и сделали. Все, кто раньше видел эту статую, говорят, что теперь она выглядит живее. В этом случае вред, в конце концов, принес пользу. Сейчас можно радоваться, что большинство статуй завозятся расписанными. Но знания и навыки росписи уже пришли на Запад. Некоторые из нас обучились росписи статуй, так что теперь возможно это делать здесь. Мы сердечно приглашаем учиться тех, кто искусно обращается с тонкой кисточкой, готов ответственно и с долговременной перспективой учиться и работать в этой области и может отказаться от внесения в работу элементов личного творчества. По вопросам росписи статуй можно обращаться к Зильке Келлер из Кельнского буддийского центра или в буддийский центр Шварценберга. К сожалению, при импорте и покупке статуй не так много внимания уделяется ее внутреннему пространству. В результате, многие статуи оказываются покрытыми внутри толстым слоем сажи и шамота. Если есть возможность, настаивайте на чистоте внутренних стенок статуи.

Наполнение и благословение

Если мы используем статую как проявление Будды, то очень рекомендуется благословить ее у Ламы, предварительно закрепив внутри нее или на ней несущие благословение узелки Защитников, рис или предметы из святых мест. Когда мы на курсах отдаем статую на благословение Ламе Оле, к ней прикрепляется узел Защитника и маленький конвертик с различными реликвиями. О возможности окончательного детального традиционного наполнения статуи можно узнать в центрах Алмазного пути.

Прежде чем заполнить статую, нужно тщательно очистить ее внутренние стенки. Важная часть заполнения – благословленные буддийские драгоценности от реализованных мастеров или из определенных мест силы. Центральную энергетическую ось статуи образует Древо Жизни. Оно изготавливается из древесины специально выбранного дерева, у которого тщательно обозначается направление роста, и имеет трапециевидную, сужающуюся кверху форму. Прежде направленная на восток сторона дерева обращена к лицевой стороне статуи. Древо Жизни окрашивают в красный цвет и золотом пишут тибетские слоги. Вокруг него помещают мантрароллы (тиб. зум) – свертки из определенных, окрашенных шафраном полос бумаги с напечатанными на них мантрами.

Основание статуи, обычно представляющее собой цветок лотоса или трон, служит сокровищницей. Его заполняют цветами, специями, всем самым прекрасным и полезным. Этим создается связь между относительной реальностью и умом Будды. Пустое пространство заполняют измельченными в порошок благовониями и цветами. В Азии считалось, что таким образом предотвращается проникновение в пустоты мешающих энергий. Все работы проводятся с особой аккуратностью, тщательностью и внимательностью. Полностью заполненную статую прочно закрывают. Теперь она выражает совершенное силовое поле Будды и больше не может быть открыта. Само собой разумеется, она уже не является объектом продажи. Конечно, ее еще можно подарить. Но мы должны тщательно взвесить, будет ли тот, кто получит статую в подарок, так же ценить ее, и действительно ли он сможет взять за нее ответственность.

Наполнение внутреннего пространства статуи мантрароллами, выражающими аспект речи Будды, и последующее благословение буддийского мастера, олицетворяющего ум Будды, делают воздействие статуи полным. Теперь мы считаем статую совершенной, даже если на ней можно заметить небольшие изъяны. Рассматривать статую критически нужно до покупки. Если же у нас уже есть статуя с внешними недостатками, которые нельзя изменить, можно расположить ее таким образом, чтобы дефекты оказались не столь заметны.

Как лучше расположить статую

Для нашего окружения полезно, если статуя стоит там, где ее сможет видеть много людей, так как каждый, даже неосознанный, контакт с этой формой создает полезную связь. Например, хорошо было бы выделить для нее особое место при входе или в жилой зоне. В основном статуи стоят в месте для медитации. Место и мы энергетически стабилизируемся, и таким образом мы будем вспоминать о медитации. При этом рекомендуется созерцать статую с нашего места медитации, расположив ее выше уровня глаз на специально отведенном месте. Полезно ориентироваться наверх. Есть классическое расположение статуй, текстов и ступ на алтаре, при этом статуи выражают тело Будды, тексты – речь, а ступы – ум Будды. Если у нас несколько статуй и тханок, то их следует расставить согласно совету Ламы Оле в соответствии с деревом Прибежища. При этом ступа символизирует Сангху. На алтаре рядом с объектами Прибежища – статуями, изображениями Будд, ступ и буддийских текстов – не должно быть ничего мирского, кроме подношений, прежде всего никаких изображений непросветленных существ. В идеале, если позволяет комната, алтарь должен стоять на Западе, тогда статуи будут смотреть на Восток. Если мы делаем алтарь в спальне, хорошо ложиться головой в направлении объектов Прибежища. Это облегчает нам доступ к присущим нам качествам и создает в уме отпечатки щедрости и богатства, когда мы делаем подношения Буддам. Подношения вполне могут быть символичными. Существует подробная традиционная система с 7-ю чашами, содержимое которых ежедневно обновляется. Но в повседневности Запада эта традиция не особенно поддерживается, так как многие не могут ухаживать за алтарем ежедневно. Тогда вода и вкусные подношения остаются несвежими, поэтому мы не получаем хорошего отпечатка в уме. А на алтарях в западных буддийских центрах эта традиционная форма часто выглядит несколько экзотичной.

Простой вариант подношений: свеча или чаша с водой – как символ всего прекрасного. Главное, что мы при этом представляем. Самая великая щедрость – распространение Дхармы. Так что, делая подношения, мы можем посвящать нашу работу в центре Будде.

Часто используется следующая фраза: «На эту статую медитируют». Как правило, это означает, что статуя осмысленно используется в медитации. В буддизме Алмазного пути общепринятой практикой остается медитация на Йидама или Ламу как форму энергии и света, это то, чему учит нас наш Лама. Часто обсуждаемый вопрос – можно ли передвигать и перевозить статую, становится излишним, если мы глубоко прочувствуем его значение. Тогда мы будем с уважением дотрагиваться до объекта и перемещать его только по необходимости. Обычно достаточно иногда убирать со статуи пыль чем-то сухим. Если же к металлу прилипла какая-то грязь, то ее можно убрать влажной тканью и, если нужно, обработать спиртом. Конечно, расписанное лицо вытирается от пыли только чем-то сухим, по возможности, чистой мягкой кистью. Статуя как выражение активности Будды влияет на всех существ, а бронза живет гораздо дольше, чем человеческое тело. Зная это, еще радостнее обращать внимание на качество статуи при покупке, бережно с ней обращаться и позаботиться, чтобы после нашей жизни она попала в руки, полные доверия.

По материалам статьи Вернера Брауна