Картины из гипса своими руками для начинающих. Барельеф на стене – лучшие идеи при оформлении дизайна и современная скульптура (115 фото)

Когда-то украшение интерьера лепниной и барельефами было доступно только высшей знати, богачам и большим храмам. В наши дни сделать барельеф своими руками – вопрос только труда и терпения. Достижения современных технологий позволяют обойти технические трудности создания лепнины в домашних условиях людям, не имеющим художественного образования, но не лишенным художественного вкуса и фантазии. Создать барельефы наподобие тех, что на рис. ниже, вполне под силу терпеливому и внимательному любителю.

Барельефы современной работы

Новые материалы

Помимо традиционного материала для лепнины – гипса – лепнина своими руками может быть создана из современных строительных смесей с полимерными добавками; их часто объединяют под общим названием «акриловые штукатурки». Как набирать объем барельефа строительными шпаклевочным составами, можно узнать из видео:

Видео: лепка барельефа из шпаклевки

У любителей в ходу также базовый состав из архитектурного гипса, акриловой штукатурки и клея ПВА в пропорции 1:1:0,5 по объему . Гипс и штукатурную смесь смешивают сухими и затворяют водой, т.е. добавляют воду в смесь, а не наоборот. Доводят до консистенции от теста до йогурта или обезжиренного кефира и добавляют ПВА, тщательно размешивая. Густота смеси выбирается сообразно роду работы с ней, в каком случае какая смесь нужна, см. далее.

Виды барельефов

Барельеф на стену выполняется в технике низкого рельефа (вверху слева на рис.) или высоким, с выступающими фигурами (вверху справа). Высокий барельеф называется еще горельефом. Технически горельеф отличается от низкого барельефа тем, что фигуры лепятся как круглая скульптура (см. далее). Низкий барельеф хорошо смотрится в любом освещении, кроме совсем тусклого, а горельеф выигрышнее в рассеянном свете.

Виды барельефов

В жилых помещениях, освещенных чаще всего достаточно ярко и равномерно, имеет смысл использовать смешанную технику барельефа (слева внизу), не делая фигуры очень уж выпуклыми. Как вылепить барельеф «Дерево Климта», см. напр. видео мастер класса ниже:

Видео: мастер-класс барельеф «Дерево Климта»



Особенность этой работы в том, что в ней используются практически все приемы создания барельефов в домашних условиях. Познакомившись с ними наглядно, вам легче будет понять дальнейшее и применить их в любой технике из описанных далее.

Примечание: в свое время австрийский художник Густав Климт создал композицию «Дерево жизни». Стиль ее настолько своеобразен, что выражение «дерево Климта» стало крылатым.

Обратный барельеф, или контррельеф (внизу в центре на верхнем рис.) это уже не лепнина, а резьба по камню (контуры прорезаются вглубь), которая технически много сложнее. Поэтому отметим только, что контррельефу нужен яркий и резкий косой свет, т.к. изображение рисует фактически тень. Есть еще особый вид барельефа – теневой, внизу справа, где весь рисунок образуется тенями от мелких и мельчайших выступов и впадин определенной формы. При перемене направления и угла падения света рисунок меняется, вплоть до изменения выражения лица в течение дня. Теневой барельеф – высочайшее искусство и, увы, недолговечное: выступы и впадины засоряются, а от чистки теряют форму. Рисунок блекнет, размывается, пропадает.

Техники барельефа

Лепнина на стене в домашних условиях может быть выполнена одним их следующих способов, в порядке возрастания технической сложности:

  • Гипсованием свободных, т.е. изначально не закрепленных на опорной поверхности, не удаляемых моделей;
  • Гипсованием не удаляемых моделей на опорной поверхности. Эти способы особенно хороши для начинающих, т.к. позволяют получать соотв. высокий и низкий рельеф, не рискуя в случае неудачи необходимостью переделывать всю работу заново;
  • Обратным литьем из гипса по удаляемой модели. Способ несколько более трудоемкий, но также пригоден для новичков, т.к. над моделью можно корпеть сколько угодно, пока она не будет доведена до идеала. Кроме того, в одной изготовленной по модели изложнице (форме, молде) в домашних условиях можно отлить до 20-30 одинаковых изделий;
  • Художественная гипсовая лепнина по месту, т.е. непосредственно на опорной поверхности. Требует основательных навыков, но дает возможность создавать большие рельефные панно во всю стену, с обводом углов, заходом на потолок, и полную свободу творческого самовыражения.

По месту или на листе?

Сделать барельеф способами 2-4 возможно как по месту, так и частями на столе или полу. Отличная основа для фрагментов сборного барельефа – гипсокартонный лист, ГКЛ. Его готовят, как базовую поверхность (см. далее), на отдельных листах или их кусках нужной формы выводят части общей картины или законченные композиции (см. рис.), и крепят на выровненную стену.

Рельефные панно

Головки крепежа и стыки фрагментов шпаклюют базовым составом, затем гипсуют и затирают под базовую фактуру. Еще хорошо в сборных барельефах то, что испорченный по неопытности кусок можно переделать, не трогая остальные. А плохо то, что вся композиция получается тяжелой; крепить сборный барельеф к слабым стенам (гипсокартонным, перегородкам из ПГБ и т.п.) нельзя. впрочем, нагружать слабые стены барельефами вообще не рекомендуется – несущая основа должна быть прочнее материала композиции.

Инструмент

Изготовление барельефа потребует обзавестись кое-каким специальным инструментом. Не очень дорогим, но рассчитывать на успех работы без него не приходится. Прежде всего, половина резинового мячика для замеса очередной порции рабочей смеси. Из него сразу все вываливается, если вывернуть наизнанку, и таким же способом слетают присохшие остатки. Барельеф будет тем прочнее и красивее, чем быстрее его сформировать, т.е. чем дальше будет рабочий раствор от начала схватывания. Мячик для замеса сводит потери времени на встряхивание, выскребание и т.п. к нулю. Набирать раствор мелкими порциями из мячика тоже удобнее, т.к. углов внутри нет. По этой же причине замес получается более гомогенным (однородным), а это один из важнейших факторов конечной художественности барельефа.

Инструменты для изготовления барельефов из гипса

Далее, нужны будут шпатели для лепки – мастихины. Набора из 6 шт. (поз. 1 на рис.) для начала хватит. Для формирования гроздьев винограда, чешуи и т.п. нужны еще выпукло-вогнутые шпатели. Наборы с такими стоят дорого, до 30 тыс. руб. (!) за набор из 48 предметов, поэтому любители вместо них часто пользуются ложками разных размеров (кофейными, чайными, десертными, столовыми), с округлыми и приостренными кончиками. Однако вывести низкий рельеф ложками просто так нельзя, изгиб ручки мешает. Поэтому для каждого шпателя берут по 2 ложки из алюминия и др. пластичного металла. Одной пользуются как есть, это будет выпуклый шпатель. А ручку другой у самого черпака перекручивают на 180 градусов и отгибают обратно, получается вогнутый шпатель.

Примечание: неплохие выпукло-вогнутые мастихины выходят из одноразовых пластиковых ложек и вилок. Чтобы получить вогнутый шпатели, их ручки нагревают зажигалкой у самого черпачка, перекручивают и отгибают нагретыми.

Также понадобится другой мастихин – художественный нож, поз. 2. Живописцы им счищают старую краску с палитры, а скульпторы подравнивают края, срезают облой, наводят мелкую фактуру. Нож-мастихин прекрасно заменяется широким сапожным ножом.

Следующий необходимый инструмент – кондитерский шприц с насадками (поз. 3 и 4) и, возможно, медицинский на 20 мл без иглы. Кондитерский шприц весьма желательно брать с курковым приводом (поз. 4). Смеси для барельефов далеко не так текучи, как крем для тортов, и формировать шприцем веточки, розочки, листики (ну, чем торты разукрашивают, все видели) нужно, держа его 2-мя руками; левой придерживают инструмент у наконечника.

Наконец, понадобятся 2-3 плоских живописных кисти разного размера и столько же круглых, самых дешевых, из щетины с бычьего уха. Дорогие беличьи и колонковые покупать для барельефа «крутизны ради» смысла нет, они слишком мягкие. Также понадобится совсем жесткая и грубая детская капроновая кисточка для рисования. Кистями наводят фактуру (см. далее) и гипсуют мелкие участки барельефа.

Работа с инструментом и уход за ним

Мастихины и кисти перед набором очередной порции смеси обмакивают в воду. Остатки и потеки на рабочем органе – залог испорченной работы. После работы шприц разбирают и по частям опускают в воду; туда же кладут и мастихины с кистями. Когда инструмент откиснет, остатки рабочих материалов с него тщательно смывают чистой водой. Кстати, правильно ухаживаемый кондитерский шприц после работы по барельефу пригоден и для использования по прямому назначению. Храниться весь инструмент должен абсолютно чистым.

Технологии барельефа

Создание барельефа на стенах в квартире (или на листах ГКЛ, если барельеф будет сборным) поэтапно осуществляется следующим образом:

  • Базовая поверхность очищается от старой отделки, выравнивается с точностью не хуже 2 мм/м, грунтуется и покрывается базовым составом или любой декоративной штукатуркой (см. также ниже). ГКЛ под сборный барельеф выравнивания не требует;
  • По базовому покрытию наводится фоновая фактура: поролоновым или ворсистым валиком, «прошлепыванием» поролоном либо войлоком, и т.п. На этом же этапе производится тонирование основы, см. ниже. Если базовое покрытие – декоративная штукатурка, наведения фактуры и тонирования не требуется;
  • Тем или иным способом (из указанных выше и описанных ниже) формируется рельеф. Во время формирования рельефа возможно тонирование аналогично таковому для основы;
  • При необходимости рельеф по полном высыхании прокрашивается поверху. Удобно поверхностное окрашивание делать специальными красками для гипсовой лепнины – они тут же растушевываются в очень тонкие полутона влажной губкой. Более резкие цветовые переходы дадут акриловые краски;
  • Полностью высохший рельеф покрывается бутадиен-стирольным латексом (продается в строительных магазинах). Краски на высохшей гипсовой лепнине блекнут, как на фресках, а обработка латексом восстанавливает их колера;
  • Спустя 1-2 недели, чтобы излишки латекса полностью впитались и улетучились, готовый рельеф по потребности лакируется акриловым лаком.

Как тонировать лепнину?

Из видео выше ясно, что формировать лепной барельеф нужно послойно. Для тонирования основы под рельеф и, если нужно, его деталей, слои накладывают тонкие, по 1-2 мм. Обычно слои замеса густоты нежирной сметаны наносят кистью и разглаживают ножом-мастихином. Замес для каждого слоя тонируют колером (пигментом) для гипса; чем глубже, тем темнее, или наоборот. Напр., для коры дерева берут коричневый пигмент все уменьшающейся концентрации, а для листьев зеленого по мере продвижения наружу добавляют. Следующий слой накладывают на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Фактуру с оттенками можно навести тут же кистью или потом затереть наждачкой-нулевкой либо, грубую на больших площадях, металлической щеткой. Подробнее о тонировании гипсовой лепнины см. след видео.

Видео: чем покрывать барельеф на стене

«Свободное» гипсование

Этот способ используется для создания высоких цветочных барельефов или низких узорных накладок из одноразовых бумажных салфеток. Из последних, применив как модель перевернутую и смазанную ланолином тарелку или миску, можно получить гипсовую вазу, но практический смысл ее более чем сомнителен. Базовый раствор, описанный выше, не используется. Он прочен, хорошо держит форму, но цвет его не чисто белый. Также не применяется тонирование из-за чрезмерного расхода материала; готовые элементы красятся.

Для гипсования готовят жидкий, почти водянистый раствор архитектурного гипса. В него окунают модель (искусственный цветок, салфетку) и кладут на доску, покрытую пластиковой пленкой. Цветы кладут в том положении, в котором они будут в готовой композиции, см. рис. Когда раствор схватится, окунают еще раз, потом еще, пока модель не загипсуется слоем толщиной от 1-1,5 мм.

Сушка искусственных цветов в процессе гипсования

Цветы для сушки кладут каждый раз в одном и том же положении. Таким образом на них образуются плоские площадки, позволяющие прочно приклеить их к основе. Клеят акриловой штукатуркой густоты сметаны или акриловым клеем. Можно клеить и ПВА.

Гипсование на месте

Это, пожалуй, самый доступный способ сделать, скажем, лепной плафон под люстру (см. рис.) без опыта. Гипсование модели на месте отличается от предыдущего способа тем, что модель сначала клеят по месту, а гипсуют кистью. Гипсовочный раствор делают погуще, как сметана. Если лепнина на потолке, слои наносят очень тонкие, просвечивающие, чтобы не было потеков. Соответственно, слоев потребуется до 10-15 и более.

Лепной плафон под люстру

Главная загвоздка тут – материал модели. Обычно их делают из пенопласта, пенофола, полиуретана и др. мягких пластиков. Но со временем все они разлагаются. Происходит это очень медленно, но все равно, лет через 3-7 на лепнине начинают проступать грязно-серые или желто-коричневые неудаляемые пятна. Поэтому модели для гипсования на месте лучше всего лепить из соленого теста, того самого, из которого делают елочные игрушки своими руками. К штукатурке, камню и др. минеральным строительным материалам соленое тесто клеится акриловым клеем или любым монтажным. Лепнина по неудаляемым моделям из соленого теста сохраняет вид по 30-50 лет и более.

Обратное литье…

Это самый распространенный способ создания лепнины своими руками, позволяющий без чрезмерных трудов и умения получать результаты вполне профессионального облика и качества. Классическая процедура обратного литья из гипса показана пошагово слева на рис., поз. а-е. Модель 1 из гипса, пластилина, пластика и др., или образцовое изделие, которое желательно повторить/тиражировать, укладывается на плоский щит 2. Сейчас, чтобы облегчить съем изложницы с моделью, щит застилают пленкой.

Обратное литье из гипса

Затем модель промазывается тонким слоем ланолина. Использовать медицинский вазелин нежелательно, модель может прилипнуть к изложнице. Гипсовую и любую другую пористую (деревянную, из соленого теста, каменную и т.п.) модель промазывают несколько раз, давая ланолину впитаться час-два, пока на поверхности не появится сплошной жирный блеск.

Далее модель обмазывают слоем гипсового или алебастрового раствора 3 густоты теста толщиной ок. 1 см, формируя сразу выступы-анкеры 4 и ребра жесткости 5. Схватившуюся и почти затвердевшую, но еще слегка податливую обмазку обвязывают каркасом из мягкой (отожженной) стальной проволоки 6. Ветви каркаса скрепляют связками 7 из тонкой медной проволоки.

Следующий шаг – обмазка 9 густым цементно-песчаным раствором от М150 слоем толщиной до 5 и несколько более см, это уже получается литейная изложница. Тут нужно не забыть сформировать опорную поверхность изложницы 8. Спустя время набора цементно-песчаным раствором 3/4 прочности (7-20 суток, смотря по внешним условиям) готовую изложницу 10 отделяют от щита с помощью клина 11. Ну, а если щит был застлан пленкой, изложницу просто снимают.

Наконец, внутреннюю поверхность изложницы зачищают медной щеткой 12 и, при необходимости, исправляют дефекты гипсовым либо алебастровым раствором. С борта изложницы 13 снимают облой и, с его внутреннего ребра, фаску ок. 0,7 мм. В изложнице без фаски отливка почти наверняка застрянет. Перед литьем внутреннюю поверхность изложницы промазывают ланолином, как модель. Литьевой массой изложницу заполняют послойно. Как только ее предпоследний слой начнет схватываться, в него вставляют проушины с усами (справа вверху на рис.), за которые отливку потом вытаскивают. Для мелких отливов проушины можно делать из канцелярских скрепок. Последний слой заливают, когда проушины уже сидят намертво в предпоследнем, т.е. когда он совсем твердый, но еще чуть влажный. Пробовать прочность посадки проушин покачиванием недопустимо!

В настоящее время для тиражей до 15-20 шт. по старинке из гипса не льют, изложницу на такие случаи отливают из силикона (справа внизу). Модель, подготовленную, как и в пред. случае, обливают силиконом послойно, слоями толщиной по 1-2 мм, пока не будет достигнута толщина изложницы ок. 1,5-2 см. Помимо технологической простоты, силиконовая изложница позволяет получать отливки с неглубокими выемками, т.к. она эластична и растягивается.

Мини обратное литье из гипса

Также в силиконовые изложницы льют мелкие округлые гипсовые детали: ягоды (см. рис.), желуди, грибы и т.п., вплоть до мелких рыбок. В таком случае из пластилина лепят лоточек-опоку, модель лепят также из пластилина. Силикон наливают в опоку сразу весь; опоку и модель ничем не промазывают. По застывании силикона опоку просто отдирают, а модель выковыривают. Это т. наз. мини – обратное литье гипса.

…и не обратное

В гипсовом мини-литье уже используется удаляемая модель; в смысле, модель пропадает и для следующей партии отливок ее нужно делать заново. Силиконовую изложницу можно сделать и под гипсовое литье по выплавляемой модели, тогда из нее можно будет получить до 100-200 и более отливок, но уже выпуклых, без впадин. В таком случае опоку делают в виде ящика без дна из фанеры высотой на 2-3 см больше высоты модели и размера такого, чтобы зазор между опокой и моделью был не менее 1-1,5 см.

Модель формируют из воска на застеленном пленкой щите. Потом ставят опоку и пластилином замазывают зазор по низу. Далее модель послойно обливают силиконом, как в пред. случае, а когда застынет его последний слой, также послойно доливают силикона по контуру, пока опока не заполнится доверху. Как только будет залит последний слой, набивают фанерное днище. Модель выплавляют бытовым феном: самый паршивый силикон держит 140 градусов, которых фен для волос не дает.

Лепка барельефа по месту позволяет, как сказано выше, добиться максимального художественного эффекта, но требует определенных навыков. Приобрести их можно, не записываясь на вечернее отделение художественного вуза или курсы. Достаточно попрактиковаться с пластилином; техника та же, только в работе с гипсом время ограничено – работу с очередным участком нужно закончить до начала его схватывания. Технически лепку гипса различают низкую (плоскую) и высокую (круглую).

Техника плоской лепки из гипса показана на подборке фото ниже. Правила здесь такие. Первое, материал густоты теста или жирной сметаны наносится слоями. Второе, каждый слой сначала разглаживают, формируя заодно и рельеф, а затем подравнивают его контур. Третье, следующий слой, как и вообще в послойном заполнении гипсом, наносят на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Четвертое, по мере наращивания слоев переходят на более мелкий инструмент. И пятое, в каждом слое работу ведут от самых тонких и мелких деталей к толстым и грубым. В данном случае – от зубчиков листа к его черешку.

Низкая лепка из гипса

Ветки на барельефах лучше всего выводить кондитерским шприцем или, очень тонкие, медицинским. Толщину веток регулируют, сильнее и слабее надавливая на поршень (поз. 1 на рис.). Фактуру в таком случае наводят кистью, а изломы формируют кончиком мастихина. Заправляют шприц базовым раствором, а под покраску и для снежно-белого гипсуют, как не удаляемую модель на месте.

Ветки на барельефах из гипса

Сильно извилистые ветки (поз. 2) можно получить, замочив шнур или шпагат в гипсовом растворе густоты сметаны, выложив на щите, застеленном пленкой, по контуру, а по высыхании наклеив на стену. Если барельеф сборный, шнур выкладывают сразу же, присохнет он крепко. Чтобы получить ветки уменьшающейся толщины, часть прядей удаляют или, наоборот, скручивают у комля 3-5 ветвей шпагата, затем 2-3, потом оставляют одну. Если шнур просвечивает сквозь гипс, ветку догипсовывают на месте, нанося раствор кисточкой

Примечание: ветки для барельефа из гипсованного шнура можно замачивать несколько раз в тонированных замесах. Нужную расцветку получают затиркой шкуркой-нулевкой.

Острые ребра

На картинках с барельефами вы наверняка видали острые ребра. Формируются они сложенными большим и указательным пальцами, а большие – отогнутыми назад пальцами сложенных обеих ладоней. Высоту и толщину ребра меняют, плавно сдвигая/раздвигая пальцы (ладони) в движении по ходу формирования ребра. Пальцы, как и вообще для ручной лепки, должны быть слегка влажными.

Основа круглой лепки – анатомически подобный объекту проволочный каркас, т.е. с пропорциями объекта и расположением ветвей там, где основные кости костяка. Каркас в круглой фигуре работает так же, как скелет живого существа. Сведения о скелетах можно почерпнуть из любого курса пластической анатомии человека, животных и птиц. Пластическая анатомия дисциплина не медицинского, а художественного образования. Материал там изложен с точки зрения, как лепить, а не как лечить, и рассчитан на слушателей, к тонкостям и строгостям науки не расположенным.

Фигура высотой прим. от 30-40 см лепится по каркасу так, как показано на поз. 1 рис. Для фигурок поменьше каркас делают упрощенным (поз. 2), но соблюдая принцип анатомического подобия. У человека он, кстати, не так уж сложен: рост делим на 8; 1/8 его часть и будет размерным модулем гармоничного человеческого тела, поз. 3.

Лепка из гипса по каркасу

Каркасы мелких фигурок животных делаются подобным образом (поз. 4а и 4б). Вес фигур покрупнее желательно уменьшить, чтобы меньше возни было с закреплением барельефа (см. ниже). В таком случае:

  • Базовый каркас (поз. 5а) делают объемным примерно по контурам тела минус 1-3 см на лепку, с помощью доп. ветвей из той же проволоки (поз. 5б). Вспомогательные ветви прикрепляют к основным и скрепляют между собой обмоткой тонкой медной проволокой, а еще лучше – пайкой.
  • В жидком, как обезжиренный кефир, гипсовом растворе замачивают рулончики медицинского бинта, как для гипсования переломов конечностей (см. напр. фильм «Бриллиантовая рука»), и обматывают гипсовочным бинтом каркас, поз. 5в. Замачивать нужно именно рулончики: как только бинт начнет плохо отдираться от мотка, значит, гипс начал твердеть и остаток рулона пошел в отход.
  • По полном высыхании загипсованного каркаса его послойно облепляют базовым раствором (можно применять тонирование), доводят по форме и фактуре инструментом и шкуркой, и гипсуют до чисто белого (если надо) раствором архитектурного гипса.

Примечание: для каркасов развернутых крыльев птиц, бабочек, эльфов, летучих мышей, упырей, драконов и т.п. удобно использовать тонкую и мелкую металлическую сетку. Еще вариант – ответвления основных ветвей, оклеенные бумагой или обрывками капроновых колготок.

Опора для фигур

Фигуры для самодельных горельефов лепятся отдельно; по месту слишком сложно. Поэтому у каждой фигуры должна быть плоская площадка, а на базовой поверхности – соотв. плоскость, чтобы фигуры можно было приклеить на места.

Как крепить барельефы

Горельеф с круглыми фигурами получается довольно тяжелым. Если на 1 кв. дм. его опорной площади приходится более 1,5-2 кг, барельеф нужно подкрепить. Лучше всего для этого годятся рифленые гвозди 80-120 мм, вбитые в пластиковые дюбеля. Точки крепления размечают заранее под наиболее толстыми местами, распределяя их как можно равномернее по площади. Гвоздь в дюбеле должен сидеть в стене не менее чем на глубину в 50-60 мм. Выступ над стеной – 1,5-2 см, для чего вбитый в дюбель гвоздь обкусывают. Массива барельефа над выступающим крепежным шпеньком должно быть не менее 1-1,5 см.

Супербарельеф

И в заключение – как попробовать себя в элитарной технике теневого барельефа. Потребуется для этого всего лишь кусок ГКЛ со слоем свежего базового раствора ок. 0,5 см и гвоздь 100-150 мм. С ребер острия гвоздя нужно аккуратно снять облой, чтобы получилась правильная 4-гранная пирамидка.

Пробу готовим так: накалываем гвоздем с небольшим наклоном по еще пластичному покрытию ГКЛ ровные ряды лунок в шахматном порядке и вплотную друг к другу. Наклон гвоздя и ориентацию ребер его острия относительно направлений рядов нужно выдерживать как можно точнее, чтобы лунки получились одинаково асимметричными.

Следующий шаг – выносим пробу на прямой солнечный свет и, поворачивая так и этак, и еще как-нибудь, наблюдаем игру светотени. При этом стараемся вообразить, как надо бы наколоть лунок, чтобы получился меняющийся рисунок. И, как знать, может быть, у вас обнаружатся способности к этому редкому, но необычайно эффектному искусству – теневому барельефу.

Красочные барельефы – объемные лепные картины – нечасто можно увидеть на стенах и потолках частных домов и квартир. Стоимость ручной работы по лепке и росписи скульптурных панно слишком высока и услуги мастеров доступны не каждому. Поэтому рядовому домовладельцу, желающему таким способом украсить жилище, ничего не остается, кроме как сделать барельеф на стене своими руками. Но поскольку не все люди наделены художественными способностями, мы предлагаем рассмотреть упрощенные техники создания подобных изображений.

Отливаем лепнину в формах

Чтобы изваять барельефную декорацию на всю стену, показанную ниже на фото, нужно иметь навыки рисования, поскольку на поверхность сначала наносится ее контур. Если вы талантливы в другой области, то выход простой: изготовить силиконовые формочки, отлить в них гипсовые украшения и наклеить на стены.

Справка. Конечно, можно пойти более простым путем: купить по доступной цене декоративные элементы лепки, сделанные из современных материалов – полиуретана либо пенопласта. Но куда привлекательнее и приятнее создать индивидуальный узор на свой вкус, подходящий к дизайну комнаты.

Задача номер один – изготовление объемного прототипа - контррельефа, основы для будущей формы. Как правило, настенными деталями пейзажа выступают различные цветы, виноградная лоза и другие элементы природы, которые одинаково хорошо смотрятся в любой комнате – кухне, спальне или гостиной. Прототип понравившегося узора можно сделать такими способами:

  • вылепить из пластилина или глины;
  • вырезать из дерева;
  • перенести контуры картинки на бумагу и придать им рельеф с помощью гипсовой штукатурки, как показано на видео в конце раздела:
  • наконец, применить готовые выпуклые изображения и фигурки.

Так выглядит форма из силикона

Примечание. К лепке контррельефа вы можете привлечь всех членов семьи, в том числе ребенка, умеющего хорошо обращаться с пластилином.

Теперь необходимо приобрести силикон с катализатором отвердевания, чье количество зависит от размеров получившейся скульптуры, и дальше действовать по такой инструкции:

  1. Изготовьте ванночку для заливки, чьи борта выше прототипа на 1 см. Простейший вариант – уложить контррельеф на стекло и вылепить вокруг пластилиновые бортики.
  2. Смешайте силикон с катализатором в пропорциях, указанных на упаковке. Чтобы контролировать качество перемешивания, в раствор можно добавить немного пищевого красителя. Залейте его в ванночку.
  3. Дождавшись застывания, извлеките силиконовую форму и удалите ножницами облой по краям.
  4. Приготовьте раствор гипса или алебастра (консистенция – как у жидкой сметаны) и заполните углубление в форме, выступающую часть снимите шпателем. Дайте 10-15 минут на отвердевание.
  5. Извлеките готовый барельеф, обработайте его края и приклейте на стену, потолок или домашний камин.

Заливка прототипа силиконовым раствором

Совет. Если ваш узор имеет тонкую и вытянутую форму, то после заливки гипса аккуратно заложите по всей длине 1-2 обрезка стальной проволоки для прочности.

Как барельеф своими руками отливается из гипса, продемонстрировано на видео:

Наносим рельефное изображение - мастер-класс

Если с рисованием у вас все в порядке и есть желание стать начинающим скульптором, то для нанесения барельефа не обязательно делать формочки. Создайте объемный узор из цветов прямо на стене, пользуясь такой технологией:

  1. Очистите и выровняйте поверхность стены. Обработайте ее грунтовкой глубокого проникновения и выждите 30 мин, пока она высохнет.
  2. Приготовьте гипсовую штукатурку и нанесите ее равномерным слоем толщиной 3-4 мм. Делать поверхность гладкой не нужно.
  3. Пользуясь простым инструментом – пластиковой ложкой, шпателем и мастерком, выполните желаемый рисунок. Ниже на фото изображен пример – орнамент из распустившихся роз.
  4. Когда штукатурка застынет, аккуратно удалите широким шпателем выступающие края получившихся лепестков. При необходимости подработайте рисунок канцелярским ножом.
  5. Покройте барельеф грунтовкой. Чтобы не было пропусков, в нее рекомендуется добавить немного красителя.

Рисунок формируется обычной ложкой

Примечание. Рисунок наносите всплошную, не оставляя пустого места. Размеры элементов не играют роли и могут быть различными, главное, чтоб в целом картина смотрелась хорошо.

По окончании готовый барельеф остается покрасить кистью – макловицей. Концы лепестков можно подкрасить другим цветом с помощью широкой плоской кисточки, как это показано в мастер-классе на видео:

Создаем полноценный барельеф

Это наиболее сложная методика, требующая не только умения рисовать, но и некоторых навыков в наложении фактурной штукатурки. Начинать работы нужно с выбора рисунка и места на стене, куда он будет нанесен в объемном виде. Следует правильно оценить освещенность участка, поскольку барельеф прекрасно смотрится в интерьере благодаря игре света и тени. Если удачно подобрать место не получается, то делайте картину на любой стенке, но впоследствии установите над ней 2-3 светильника, как это реализовано на фото.

Совет. При наложении большого рельефного узора мастер находится вплотную к поверхности и не может видеть, как меняется вся картина в процессе работы. Поэтому для начинающего скульптора важно научиться оценивать правильность действий и почаще смотреть на результат своих трудов со стороны.

Для создания барельефа используйте следующую технику:

  1. Перенесите контуры выбранного рисунка на поверхность стены. Есть 2 способа: просто нарисовать их карандашом либо скопировать на прозрачную пленку. Последняя прикладывается к стене, куда уже нанесен тонкий слой шпаклевки либо марсельского воска, и контур выдавливается по линиям слегка заостренным предметом.
  2. Придайте рисунку объем путем наложения на поверхность гипсовой штукатурки (консистенция – густая). Это нужно делать в несколько слоев и без спешки, формируя очертания каждой детали шпателем либо другим удобным инструментом.
  3. Поскольку раствор застывает долго (около 3 часов), придайте барельефу четкость, снимая лишнюю штукатурку канцелярским ножом или узким шпателем. Если убрали слишком много, то потом подправите финишной шпаклевкой.
  4. После затвердевания выпуклого изображения удалите оставшиеся острые края и зачистите узор наждачной бумагой.

Совет. Не используйте для нанесения растворы чистого гипса и алебастра, они застывают слишком быстро и не позволяют корректировать детали рисунка. Не забудьте подготовить поверхность стены – выровнять и покрыть грунтовкой.

Когда барельеф готов, его можно окрасить в желаемый цвет (обычно – белый) либо выполнить роспись, создав настоящую картину. Как это делает мастер, показано на видео:

Заключение

Самостоятельное создание барельефа – дело непростое. Запаситесь терпением и временем, а в процессе работы соблюдайте аккуратность. Без опыта не стоит сразу браться за большое изображение, вначале потренируйтесь и нанесите маленький 3D рисунок на дощечку или другую ровную поверхность. Это позволит разобраться в нюансах формирования мелких деталей и освоить технику работы с раствором.

Похожие записи:


Когда-то украшение интерьера лепниной и барельефами было доступно только высшей знати, богачам и большим храмам. В наши дни сделать барельеф своими руками – вопрос только труда и терпения. Достижения современных технологий позволяют обойти технические трудности создания лепнины в домашних условиях людям, не имеющим художественного образования, но не лишенным художественного вкуса и фантазии. Создать барельефы наподобие тех, что на рис. ниже, вполне под силу терпеливому и внимательному любителю.

Новые материалы

Помимо традиционного материала для лепнины – гипса – лепнина своими руками может быть создана из современных строительных смесей с полимерными добавками; их часто объединяют под общим названием «акриловые штукатурки». Как набирать объем барельефа строительными шпаклевочным составами, можно узнать из видео:

Видео: лепка барельефа из шпаклевки

У любителей в ходу также базовый состав из архитектурного гипса, акриловой штукатурки и клея ПВА в пропорции 1:1:0,5 по объему . Гипс и штукатурную смесь смешивают сухими и затворяют водой, т.е. добавляют воду в смесь, а не наоборот. Доводят до консистенции от теста до йогурта или обезжиренного кефира и добавляют ПВА, тщательно размешивая. Густота смеси выбирается сообразно роду работы с ней, в каком случае какая смесь нужна, см. далее.

Барельеф на стену выполняется в технике низкого рельефа (вверху слева на рис.) или высоким, с выступающими фигурами (вверху справа). Высокий барельеф называется еще горельефом. Технически горельеф отличается от низкого барельефа тем, что фигуры лепятся как круглая скульптура (см. далее). Низкий барельеф хорошо смотрится в любом освещении, кроме совсем тусклого, а горельеф выигрышнее в рассеянном свете.

В жилых помещениях, освещенных чаще всего достаточно ярко и равномерно, имеет смысл использовать смешанную технику барельефа (слева внизу), не делая фигуры очень уж выпуклыми. Как вылепить барельеф «Дерево Климта», см. напр. видео мастер класса ниже:

Видео: мастер-класс барельеф “Дерево Климта”




Особенность этой работы в том, что в ней используются практически все приемы создания барельефов в домашних условиях. Познакомившись с ними наглядно, вам легче будет понять дальнейшее и применить их в любой технике из описанных далее.

Примечание: в свое время австрийский художник Густав Климт создал композицию «Дерево жизни». Стиль ее настолько своеобразен, что выражение «дерево Климта» стало крылатым.

Обратный барельеф, или контррельеф (внизу в центре на верхнем рис.) это уже не лепнина, а резьба по камню (контуры прорезаются вглубь), которая технически много сложнее. Поэтому отметим только, что контррельефу нужен яркий и резкий косой свет, т.к. изображение рисует фактически тень. Есть еще особый вид барельефа – теневой, внизу справа, где весь рисунок образуется тенями от мелких и мельчайших выступов и впадин определенной формы. При перемене направления и угла падения света рисунок меняется, вплоть до изменения выражения лица в течение дня. Теневой барельеф – высочайшее искусство и, увы, недолговечное: выступы и впадины засоряются, а от чистки теряют форму. Рисунок блекнет, размывается, пропадает.

Техники барельефа

Лепнина на стене в домашних условиях может быть выполнена одним их следующих способов, в порядке возрастания технической сложности:

  1. Гипсованием свободных, т.е. изначально не закрепленных на опорной поверхности, не удаляемых моделей;
  2. Гипсованием не удаляемых моделей на опорной поверхности. Эти способы особенно хороши для начинающих, т.к. позволяют получать соотв. высокий и низкий рельеф, не рискуя в случае неудачи необходимостью переделывать всю работу заново;
  3. Обратным литьем из гипса по удаляемой модели. Способ несколько более трудоемкий, но также пригоден для новичков, т.к. над моделью можно корпеть сколько угодно, пока она не будет доведена до идеала. Кроме того, в одной изготовленной по модели изложнице (форме, молде) в домашних условиях можно отлить до 20-30 одинаковых изделий;
  4. Художественная гипсовая лепнина по месту, т.е. непосредственно на опорной поверхности. Требует основательных навыков, но дает возможность создавать большие рельефные панно во всю стену, с обводом углов, заходом на потолок, и полную свободу творческого самовыражения.

По месту или на листе?

Сделать барельеф способами 2-4 возможно как по месту, так и частями на столе или полу. Отличная основа для фрагментов сборного барельефа – гипсокартонный лист, ГКЛ. Его готовят, как базовую поверхность (см. далее), на отдельных листах или их кусках нужной формы выводят части общей картины или законченные композиции (см. рис.), и крепят на выровненную стену.

Головки крепежа и стыки фрагментов шпаклюют базовым составом, затем гипсуют и затирают под базовую фактуру. Еще хорошо в сборных барельефах то, что испорченный по неопытности кусок можно переделать, не трогая остальные. А плохо то, что вся композиция получается тяжелой; крепить сборный барельеф к слабым стенам (гипсокартонным, перегородкам из ПГБ и т.п.) нельзя. впрочем, нагружать слабые стены барельефами вообще не рекомендуется – несущая основа должна быть прочнее материала композиции.

Инструмент

Изготовление барельефа потребует обзавестись кое-каким специальным инструментом. Не очень дорогим, но рассчитывать на успех работы без него не приходится. Прежде всего, половина резинового мячика для замеса очередной порции рабочей смеси. Из него сразу все вываливается, если вывернуть наизнанку, и таким же способом слетают присохшие остатки. Барельеф будет тем прочнее и красивее, чем быстрее его сформировать, т.е. чем дальше будет рабочий раствор от начала схватывания. Мячик для замеса сводит потери времени на встряхивание, выскребание и т.п. к нулю. Набирать раствор мелкими порциями из мячика тоже удобнее, т.к. углов внутри нет. По этой же причине замес получается более гомогенным (однородным), а это один из важнейших факторов конечной художественности барельефа.

Далее, нужны будут шпатели для лепки – мастихины. Набора из 6 шт. (поз. 1 на рис.) для начала хватит. Для формирования гроздьев винограда, чешуи и т.п. нужны еще выпукло-вогнутые шпатели. Наборы с такими стоят дорого, до 30 тыс. руб. (!) за набор из 48 предметов, поэтому любители вместо них часто пользуются ложками разных размеров (кофейными, чайными, десертными, столовыми), с округлыми и приостренными кончиками. Однако вывести низкий рельеф ложками просто так нельзя, изгиб ручки мешает. Поэтому для каждого шпателя берут по 2 ложки из алюминия и др. пластичного металла. Одной пользуются как есть, это будет выпуклый шпатель. А ручку другой у самого черпака перекручивают на 180 градусов и отгибают обратно, получается вогнутый шпатель.

Примечание: неплохие выпукло-вогнутые мастихины выходят из одноразовых пластиковых ложек и вилок. Чтобы получить вогнутый шпатели, их ручки нагревают зажигалкой у самого черпачка, перекручивают и отгибают нагретыми.

Также понадобится другой мастихин – художественный нож, поз. 2. Живописцы им счищают старую краску с палитры, а скульпторы подравнивают края, срезают облой, наводят мелкую фактуру. Нож-мастихин прекрасно заменяется широким сапожным ножом.

Следующий необходимый инструмент – кондитерский шприц с насадками (поз. 3 и 4) и, возможно, медицинский на 20 мл без иглы. Кондитерский шприц весьма желательно брать с курковым приводом (поз. 4). Смеси для барельефов далеко не так текучи, как крем для тортов, и формировать шприцем веточки, розочки, листики (ну, чем торты разукрашивают, все видели) нужно, держа его 2-мя руками; левой придерживают инструмент у наконечника.

Наконец, понадобятся 2-3 плоских живописных кисти разного размера и столько же круглых, самых дешевых, из щетины с бычьего уха. Дорогие беличьи и колонковые покупать для барельефа «крутизны ради» смысла нет, они слишком мягкие. Также понадобится совсем жесткая и грубая детская капроновая кисточка для рисования. Кистями наводят фактуру (см. далее) и гипсуют мелкие участки барельефа.

Работа с инструментом и уход за ним

Мастихины и кисти перед набором очередной порции смеси обмакивают в воду. Остатки и потеки на рабочем органе – залог испорченной работы. После работы шприц разбирают и по частям опускают в воду; туда же кладут и мастихины с кистями. Когда инструмент откиснет, остатки рабочих материалов с него тщательно смывают чистой водой. Кстати, правильно ухаживаемый кондитерский шприц после работы по барельефу пригоден и для использования по прямому назначению. Храниться весь инструмент должен абсолютно чистым.

Технологии барельефа

Создание барельефа на стенах в квартире (или на листах ГКЛ, если барельеф будет сборным) поэтапно осуществляется следующим образом:

  • Базовая поверхность очищается от старой отделки, выравнивается с точностью не хуже 2 мм/м, грунтуется и покрывается базовым составом или любой декоративной штукатуркой (см. также ниже). ГКЛ под сборный барельеф выравнивания не требует;
  • По базовому покрытию наводится фоновая фактура: поролоновым или ворсистым валиком, «прошлепыванием» поролоном либо войлоком, и т.п. На этом же этапе производится тонирование основы, см. ниже. Если базовое покрытие – декоративная штукатурка, наведения фактуры и тонирования не требуется;
  • Тем или иным способом (из указанных выше и описанных ниже) формируется рельеф. Во время формирования рельефа возможно тонирование аналогично таковому для основы;
  • При необходимости рельеф по полном высыхании прокрашивается поверху. Удобно поверхностное окрашивание делать специальными красками для гипсовой лепнины – они тут же растушевываются в очень тонкие полутона влажной губкой. Более резкие цветовые переходы дадут акриловые краски;
  • Полностью высохший рельеф покрывается бутадиен-стирольным латексом (продается в строительных магазинах). Краски на высохшей гипсовой лепнине блекнут, как на фресках, а обработка латексом восстанавливает их колера;
  • Спустя 1-2 недели, чтобы излишки латекса полностью впитались и улетучились, готовый рельеф по потребности лакируется акриловым лаком.

Как тонировать лепнину?

Из видео выше ясно, что формировать лепной барельеф нужно послойно. Для тонирования основы под рельеф и, если нужно, его деталей, слои накладывают тонкие, по 1-2 мм. Обычно слои замеса густоты нежирной сметаны наносят кистью и разглаживают ножом-мастихином. Замес для каждого слоя тонируют колером (пигментом) для гипса; чем глубже, тем темнее, или наоборот. Напр., для коры дерева берут коричневый пигмент все уменьшающейся концентрации, а для листьев зеленого по мере продвижения наружу добавляют. Следующий слой накладывают на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Фактуру с оттенками можно навести тут же кистью или потом затереть наждачкой-нулевкой либо, грубую на больших площадях, металлической щеткой. Подробнее о тонировании гипсовой лепнины см. след видео.

Видео: чем покрывать барельеф на стене

«Свободное» гипсование

Этот способ используется для создания высоких цветочных барельефов или низких узорных накладок из одноразовых бумажных салфеток. Из последних, применив как модель перевернутую и смазанную ланолином тарелку или миску, можно получить гипсовую вазу, но практический смысл ее более чем сомнителен. Базовый раствор, описанный выше, не используется. Он прочен, хорошо держит форму, но цвет его не чисто белый. Также не применяется тонирование из-за чрезмерного расхода материала; готовые элементы красятся.

Для гипсования готовят жидкий, почти водянистый раствор архитектурного гипса. В него окунают модель (искусственный цветок, салфетку) и кладут на доску, покрытую пластиковой пленкой. Цветы кладут в том положении, в котором они будут в готовой композиции, см. рис. Когда раствор схватится, окунают еще раз, потом еще, пока модель не загипсуется слоем толщиной от 1-1,5 мм.

Цветы для сушки кладут каждый раз в одном и том же положении. Таким образом на них образуются плоские площадки, позволяющие прочно приклеить их к основе. Клеят акриловой штукатуркой густоты сметаны или акриловым клеем. Можно клеить и ПВА.

Гипсование на месте

Это, пожалуй, самый доступный способ сделать, скажем, лепной плафон под люстру (см. рис.) без опыта. Гипсование модели на месте отличается от предыдущего способа тем, что модель сначала клеят по месту, а гипсуют кистью. Гипсовочный раствор делают погуще, как сметана. Если лепнина на потолке, слои наносят очень тонкие, просвечивающие, чтобы не было потеков. Соответственно, слоев потребуется до 10-15 и более.

Главная загвоздка тут – материал модели. Обычно их делают из пенопласта, пенофола, полиуретана и др. мягких пластиков. Но со временем все они разлагаются. Происходит это очень медленно, но все равно, лет через 3-7 на лепнине начинают проступать грязно-серые или желто-коричневые неудаляемые пятна. Поэтому модели для гипсования на месте лучше всего лепить из соленого теста, того самого, из которого делают елочные игрушки своими руками. К штукатурке, камню и др. минеральным строительным материалам соленое тесто клеится акриловым клеем или любым монтажным. Лепнина по неудаляемым моделям из соленого теста сохраняет вид по 30-50 лет и более.

Обратное литье…

Это самый распространенный способ создания лепнины своими руками, позволяющий без чрезмерных трудов и умения получать результаты вполне профессионального облика и качества. Классическая процедура обратного литья из гипса показана пошагово слева на рис., поз. а-е. Модель 1 из гипса, пластилина, пластика и др., или образцовое изделие, которое желательно повторить/тиражировать, укладывается на плоский щит 2. Сейчас, чтобы облегчить съем изложницы с моделью, щит застилают пленкой.

Затем модель промазывается тонким слоем ланолина. Использовать медицинский вазелин нежелательно, модель может прилипнуть к изложнице. Гипсовую и любую другую пористую (деревянную, из соленого теста, каменную и т.п.) модель промазывают несколько раз, давая ланолину впитаться час-два, пока на поверхности не появится сплошной жирный блеск.

Далее модель обмазывают слоем гипсового или алебастрового раствора 3 густоты теста толщиной ок. 1 см, формируя сразу выступы-анкеры 4 и ребра жесткости 5. Схватившуюся и почти затвердевшую, но еще слегка податливую обмазку обвязывают каркасом из мягкой (отожженной) стальной проволоки 6. Ветви каркаса скрепляют связками 7 из тонкой медной проволоки.

Следующий шаг – обмазка 9 густым цементно-песчаным раствором от М150 слоем толщиной до 5 и несколько более см, это уже получается литейная изложница. Тут нужно не забыть сформировать опорную поверхность изложницы 8. Спустя время набора цементно-песчаным раствором 3/4 прочности (7-20 суток, смотря по внешним условиям) готовую изложницу 10 отделяют от щита с помощью клина 11. Ну, а если щит был застлан пленкой, изложницу просто снимают.

Наконец, внутреннюю поверхность изложницы зачищают медной щеткой 12 и, при необходимости, исправляют дефекты гипсовым либо алебастровым раствором. С борта изложницы 13 снимают облой и, с его внутреннего ребра, фаску ок. 0,7 мм. В изложнице без фаски отливка почти наверняка застрянет. Перед литьем внутреннюю поверхность изложницы промазывают ланолином, как модель. Литьевой массой изложницу заполняют послойно. Как только ее предпоследний слой начнет схватываться, в него вставляют проушины с усами (справа вверху на рис.), за которые отливку потом вытаскивают. Для мелких отливов проушины можно делать из канцелярских скрепок. Последний слой заливают, когда проушины уже сидят намертво в предпоследнем, т.е. когда он совсем твердый, но еще чуть влажный. Пробовать прочность посадки проушин покачиванием недопустимо!

В настоящее время для тиражей до 15-20 шт. по старинке из гипса не льют, изложницу на такие случаи отливают из силикона (справа внизу). Модель, подготовленную, как и в пред. случае, обливают силиконом послойно, слоями толщиной по 1-2 мм, пока не будет достигнута толщина изложницы ок. 1,5-2 см. Помимо технологической простоты, силиконовая изложница позволяет получать отливки с неглубокими выемками, т.к. она эластична и растягивается.

Также в силиконовые изложницы льют мелкие округлые гипсовые детали: ягоды (см. рис.), желуди, грибы и т.п., вплоть до мелких рыбок. В таком случае из пластилина лепят лоточек-опоку, модель лепят также из пластилина. Силикон наливают в опоку сразу весь; опоку и модель ничем не промазывают. По застывании силикона опоку просто отдирают, а модель выковыривают. Это т. наз. мини – обратное литье гипса.

…и не обратное

В гипсовом мини-литье уже используется удаляемая модель; в смысле, модель пропадает и для следующей партии отливок ее нужно делать заново. Силиконовую изложницу можно сделать и под гипсовое литье по выплавляемой модели, тогда из нее можно будет получить до 100-200 и более отливок, но уже выпуклых, без впадин. В таком случае опоку делают в виде ящика без дна из фанеры высотой на 2-3 см больше высоты модели и размера такого, чтобы зазор между опокой и моделью был не менее 1-1,5 см.

Модель формируют из воска на застеленном пленкой щите. Потом ставят опоку и пластилином замазывают зазор по низу. Далее модель послойно обливают силиконом, как в пред. случае, а когда застынет его последний слой, также послойно доливают силикона по контуру, пока опока не заполнится доверху. Как только будет залит последний слой, набивают фанерное днище. Модель выплавляют бытовым феном: самый паршивый силикон держит 140 градусов, которых фен для волос не дает.

Лепка

Лепка барельефа по месту позволяет, как сказано выше, добиться максимального художественного эффекта, но требует определенных навыков. Приобрести их можно, не записываясь на вечернее отделение художественного вуза или курсы. Достаточно попрактиковаться с пластилином; техника та же, только в работе с гипсом время ограничено – работу с очередным участком нужно закончить до начала его схватывания. Технически лепку гипса различают низкую (плоскую) и высокую (круглую).

Плоская

Техника плоской лепки из гипса показана на подборке фото ниже. Правила здесь такие. Первое, материал густоты теста или жирной сметаны наносится слоями. Второе, каждый слой сначала разглаживают, формируя заодно и рельеф, а затем подравнивают его контур. Третье, следующий слой, как и вообще в послойном заполнении гипсом, наносят на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Четвертое, по мере наращивания слоев переходят на более мелкий инструмент. И пятое, в каждом слое работу ведут от самых тонких и мелких деталей к толстым и грубым. В данном случае – от зубчиков листа к его черешку.

О ветках

Ветки на барельефах лучше всего выводить кондитерским шприцем или, очень тонкие, медицинским. Толщину веток регулируют, сильнее и слабее надавливая на поршень (поз. 1 на рис.). Фактуру в таком случае наводят кистью, а изломы формируют кончиком мастихина. Заправляют шприц базовым раствором, а под покраску и для снежно-белого гипсуют, как не удаляемую модель на месте.

Сильно извилистые ветки (поз. 2) можно получить, замочив шнур или шпагат в гипсовом растворе густоты сметаны, выложив на щите, застеленном пленкой, по контуру, а по высыхании наклеив на стену. Если барельеф сборный, шнур выкладывают сразу же, присохнет он крепко. Чтобы получить ветки уменьшающейся толщины, часть прядей удаляют или, наоборот, скручивают у комля 3-5 ветвей шпагата, затем 2-3, потом оставляют одну. Если шнур просвечивает сквозь гипс, ветку догипсовывают на месте, нанося раствор кисточкой

Примечание: ветки для барельефа из гипсованного шнура можно замачивать несколько раз в тонированных замесах. Нужную расцветку получают затиркой шкуркой-нулевкой.

Острые ребра

На картинках с барельефами вы наверняка видали острые ребра. Формируются они сложенными большим и указательным пальцами, а большие – отогнутыми назад пальцами сложенных обеих ладоней. Высоту и толщину ребра меняют, плавно сдвигая/раздвигая пальцы (ладони) в движении по ходу формирования ребра. Пальцы, как и вообще для ручной лепки, должны быть слегка влажными.

Круглая

Основа круглой лепки – анатомически подобный объекту проволочный каркас, т.е. с пропорциями объекта и расположением ветвей там, где основные кости костяка. Каркас в круглой фигуре работает так же, как скелет живого существа. Сведения о скелетах можно почерпнуть из любого курса пластической анатомии человека, животных и птиц. Пластическая анатомия дисциплина не медицинского, а художественного образования. Материал там изложен с точки зрения, как лепить, а не как лечить, и рассчитан на слушателей, к тонкостям и строгостям науки не расположенным.

Фигура высотой прим. от 30-40 см лепится по каркасу так, как показано на поз. 1 рис. Для фигурок поменьше каркас делают упрощенным (поз. 2), но соблюдая принцип анатомического подобия. У человека он, кстати, не так уж сложен: рост делим на 8; 1/8 его часть и будет размерным модулем гармоничного человеческого тела, поз. 3.

Каркасы мелких фигурок животных делаются подобным образом (поз. 4а и 4б). Вес фигур покрупнее желательно уменьшить, чтобы меньше возни было с закреплением барельефа (см. ниже). В таком случае:

  • Базовый каркас (поз. 5а) делают объемным примерно по контурам тела минус 1-3 см на лепку, с помощью доп. ветвей из той же проволоки (поз. 5б). Вспомогательные ветви прикрепляют к основным и скрепляют между собой обмоткой тонкой медной проволокой, а еще лучше – пайкой.
  • В жидком, как обезжиренный кефир, гипсовом растворе замачивают рулончики медицинского бинта, как для гипсования переломов конечностей (см. напр. фильм «Бриллиантовая рука»), и обматывают гипсовочным бинтом каркас, поз. 5в. Замачивать нужно именно рулончики: как только бинт начнет плохо отдираться от мотка, значит, гипс начал твердеть и остаток рулона пошел в отход.
  • По полном высыхании загипсованного каркаса его послойно облепляют базовым раствором (можно применять тонирование), доводят по форме и фактуре инструментом и шкуркой, и гипсуют до чисто белого (если надо) раствором архитектурного гипса.

Примечание: для каркасов развернутых крыльев птиц, бабочек, эльфов, летучих мышей, упырей, драконов и т.п. удобно использовать тонкую и мелкую металлическую сетку. Еще вариант – ответвления основных ветвей, оклеенные бумагой или обрывками капроновых колготок.

Опора для фигур

Фигуры для самодельных горельефов лепятся отдельно; по месту слишком сложно. Поэтому у каждой фигуры должна быть плоская площадка, а на базовой поверхности – соотв. плоскость, чтобы фигуры можно было приклеить на места.

Как крепить барельефы

Горельеф с круглыми фигурами получается довольно тяжелым. Если на 1 кв. дм. его опорной площади приходится более 1,5-2 кг, барельеф нужно подкрепить. Лучше всего для этого годятся рифленые гвозди 80-120 мм, вбитые в пластиковые дюбеля. Точки крепления размечают заранее под наиболее толстыми местами, распределяя их как можно равномернее по площади. Гвоздь в дюбеле должен сидеть в стене не менее чем на глубину в 50-60 мм. Выступ над стеной – 1,5-2 см, для чего вбитый в дюбель гвоздь обкусывают. Массива барельефа над выступающим крепежным шпеньком должно быть не менее 1-1,5 см.

Супербарельеф

И в заключение – как попробовать себя в элитарной технике теневого барельефа. Потребуется для этого всего лишь кусок ГКЛ со слоем свежего базового раствора ок. 0,5 см и гвоздь 100-150 мм. С ребер острия гвоздя нужно аккуратно снять облой, чтобы получилась правильная 4-гранная пирамидка.

Изучая различные материалы, связанные с ремонтом и дизайном помещений, можно заметить тот факт, что краски и обои все реже используются мастерами для декорирования стен в жилых помещениях. И это не удивительно, так как любой материал для отделки не может гарантировать уникальность дизайна, так как его аналоги можно встретить и у владельцев других домов и квартир. А оформление стен, выполненное вручную практически невозможно воспроизвести с точностью, что может гарантировать оригинальность дизайна.

Однако, зачастую услуги отделочников-декораторов высокого класса бывают не по карману. Тогда можно поступить иначе, попытавшись выполнить декоративное оформление стен своими руками. Для создания оригинального стиля прекрасно подходит барельеф.

Итак, как же он выполняется? Необходимые для этого материалы не являются самыми дешевыми, так как здесь требуются грунтовки и шпаклевки очень высокого качества и обойный клей. Такие затраты прежде всего нужны для предотвращения скорой утраты результатов выполненного труда.

Зачастую в целях украшения стен используют готовые плиты, которые изготавливаются самостоятельно либо заказываются у художников. Такие готовые плиты монтируют сразу. Но иногда барельеф выполняется непосредственно на стене, технически представляя собой элемент декоративной штукатурки, а конкретнее, монолитную с ней лепнину. Он, в отличие от других видов оформления, например, декоративной росписи, не требует дополнительного выделения цвета. И без выделения цветом объемный рисунок проявляется за счет игры света корректно обустроенного искусственного освещения. Это дает владельцу дома возможность создания акцентов на декорирующих элементах в нужное ему конкретное время, всего лишь включая освещение.

Наряду с декоративными функциями, барельефы также отлично могут справится с функциональными задачами различного рода. Например, они позволяют замаскировать неровности поверхности, украшать инженерные коммуникации, искажать зрительно пространство по желанию владельцев, а также создавать между разными зонами помещения плавные переходы.

При грамотном сочетании декоративной росписи и объемного рельефа можно создать поистине невероятные и оригинальные эффекты декора. Но, тем не менее, не смотря на многочисленные преимущества, описанная техника не является достаточно популярным способом декорирования. Это связано с высокой стоимостью такого объемного декорирования.

Часто незнающие люди ошибаются, считая, что барельеф – это сборная конструкция, отлитая из гипса, но в действительности данный вид декорирования обустраивают вручную, поэтому он является оригинальным и эксклюзивным. Таким образом, обустройство красивых изображений требует приложения немалых усилий. Так или иначе, если есть желание, то всеми работами можно справиться и самому.

Необходимые материалы и инструменты

Приблизительный перечень необходимых инструментов и материалов для создания объемных изображений следующий:

  • шпаклевка;
  • шпатель;
  • клей;
  • акриловые краски;
  • карандаш; кисти разных размеров;
  • резак;
  • рейки;
  • акриловый контур для витража и другие.

Подготовка к выполнению

Перед тем как приступить к самостоятельному созданию, необходимо первым делом выбрать удобную для этого стену, которую требуется подготовить. Ее необходимо тщательно очистить от старых покрытий, прогрунтовать и просушить.

После того как стена будет выбрана и очищена, а поверхность покрыта шпаклевкой, которая уже высохла, на ней рисуется изображение, планируемое выполнить в барельефной технике.

Предварительно выбирается изображение, которое планируется разместить на стене. Карандашом делается набросок. Не стоит пытаться выполнять сложные рисунки с первого же раза. Лучше отрабатывать навыки, делая изображения растительности, стилизованных птиц и других не слишком сложных фигур. Если нет способностей к художественному изображению, тогда можно применить знакомую всем технику нанесения изображения с помощью клеток. При этом участок на стене и рисунок расчерчивают на квадраты, в которые переносят по очереди все линии с рисунка на эскизе. Перерисовывая детали, нужно помнить о соблюдении масштабов изображения.

Не обязательно сразу рисовать всю картинку полностью, а достаточно только нанести контуры и очертания предметов и личностей, изображаемых на стене.

Технология выполнения

Барельеф возможно создать из различных материалов, например, из камня, глины, гипсовой штукатурки, гипса и т.д. Однако проще в домашних условиях работать со штукатуркой или гипсом.

Технология выполнения состоит из следующих этапов:

  1. Из четырех фанерных реек собирают ящик, который скорее напоминает поднос. Размер и высота его должны соответствовать плите будущего рельефа, так как именно в ней и будет производиться изготовление.
  2. Форму застилают полиэтиленовой пленкой. Ее необходимо так расправить, чтобы было как можно меньше складок.
  3. Затворяют состав из гипса, штукатурки или цементно-песчаной смеси в соответствии с инструкцией и заливают в форму. Смесь можно залить также в картонную коробку, например, коробку от конфет, выстланную пленкой либо в рамку, которую укладывают на стекло и приклеивают скотчем.
  4. Если планируется делать высокий рельеф, то можно в плиту вставить арматуру из проволоки, которая в дальнейшем будет находиться внутри фигур рельефа, прочно связывая их и основу.
  5. Далее следует дождаться, пока смесь первично схватится. Из цемента необходимо не более 10-12 часов, в обратном случае следующие бетонные слои не схватятся с основой. При использовании алебастра данный момент наступает при отвердевании и нагревании отвердевшей поверхности, что свидетельствует о процессе химической реакции внутри плиты. Ее допускается вытащить из формы на данной стадии. Поверхность со стороны уложенной пленки будет лощеной, а противоположная, наоборот, шероховатая.
  6. Затем приступают к созданию изображения путем лепки, нанося на плиту контур планируемого объемного изображения для барельефа. После начинают наращивание объема внутри контура заново затворенной смесью. Делать это желательно несколькими приемами, чтобы каждый следующий слой смог слегка схватиться и затвердеть. Работать с алебастром достаточно просто, так как его излишки легко срезать простым ножом, пока он влажный, корректируя материал с помощью стамесок и резцов, предназначенных для резьбы по дереву. Плюс ко всему, его легко выравнивать при помощи наждачной бумаги. Когда алебастр или гипс высохнут, будет намного труднее резать и обрабатывать шкуркой их поверхность.
  7. При необходимости выполнения углубленных изображений поступают двумя методами: углубить рисунок, выбрав при этом определенное количество материала с помощью стамесок и резцов, либо наращивать фоновый слой вокруг изображений, после чего они будут в углублении, а затем зашлифовать фон до ровной поверхности. Можно при работе плиту смачивать. Метод лепки обходится экономичнее резьбы.
  8. Еще одним способом для создания изображения является наклеивание на плиту-основу либо на стену заранее отлитых деталей, замазывая швы между ними при помощи гипса и зачищая в дальнейшем наждачной бумагой.

Самый эффективный и одновременно сложный метод – это метод обратного литья, изобретенный мастерами майолики, которые продавали «морские» тарелки в XVII веке. При этом брали природные элементы декора, к примеру, ракушки, морские звезды, панцири раков, сушеные рыбы, замазывали все щели и трещинки между фоном и украшением, смазывали это все маслом, заливая сверху алебастр. После того, как плита застывала, она вынималась из форм ы, и на поверхности ее лицевой стороны отпечатывалось углубленное изображение (контррельеф), который полностью отражал особенности декора. Такую плиту впоследствии могли применять как украшение либо форму, отливая в ней новые плитки. При этом изображения всех плиток были одинаковые и выглядели «как живые».

Установка декора

В принципе установка на стену аналогична монтажу стандартной керамической плитки. Установку производят на плиточный клей. Процедура крепления гипсовых, каменных, пластиковых или керамических барельефов практически не имеет больших различий. При работе используются плиточный клей, емкость для клея, зубчатый шпатель, наждак, шпатель, отвес и уровень (иногда возникает необходимость использования также дрели, шуруповерта, метизов).

Установка производится следующим образом:

  1. Выравнивается стена и подготавливается место для установки плиты. Для этого можно применить рейки-маячки, прикрепленные на стену.
  2. По отвесам на клей устанавливается плита. Можно наносить клей и на плиту, и на стену. Если плита тяжелая, то снизу под плитой желательно дополнительно для опоры установить в отверстия штифты небольшого размера, которые должны выступать на поверхности стены максимум на 2/3 от толщины плиты.
  3. Если плита имеет большую толщину, то под нее иногда необходимо выбирать «гнездо» в стене, которое оштукатуривается, выравнивая поверхность места склеивания плиты и стены. Затем на нужно высоте устанавливается барельеф, и при помощи штукатурки закрывается шов между поверхностью и декором.
  4. В случае больших и тяжелых облицовочных плит и крупного рисунка приходится наклеивать плиты толстые плиты непосредственно на стену, жертвуя площадью комнаты. В подобных случая могут быть предусмотрены дополнительные отверстия в плитах для анкеров, установленных с шайбами, которые крепят плиту к стене, либо вмурованные в плиту арматурные элементы, монтирующиеся с помощью клея в отверстия, заранее просверленные под них.
  5. Далее швы между плитами и отверстия в плитах и на изображениях замазывают соответствующей затиркой, например, шпаклевкой или алебастром, и зачищают.
  6. Готовый барельеф шлифуется, корректируя рисунок, поверхность пропитывается грунтовкой либо покрывается лаком. После этого поверхность красится для укрепления поверхности и придания ей водоотталкивающих свойств, а также усиления декоративного эффекта.

Барельефы могут быть цвета материала, создавая рисунок за счет игры светотени, или же бывают раскрашенными. Они могут закрывать всю стену полностью или частично либо выступать декоративной вставкой-картиной.

Такая разновидность, как контррельеф, как правило, применяется на поверхностях с большой площадью. При это технике рисунок переносится на стену, а затем делается резьба различной глубины непосредственно на штукатурке стены.

Углубления линий и пятна рисунка барельефа иногда выполняются на мельчайшие доли миллиметра. Тогда при стандартном освещении стена выглядит плоской, однако, при использовании боковой подсветки на ней становится четко видно изображение.

Использование шнура

Еще один довольно простой способ выполнения барельефа стен в помещении своими руками – использование обычной бельевой веревки и гипсового раствора. На кусок ДВП или пенопласта наносят изображение, далее соответственно нанесенным линиям укладывают смоченную в растворе гипса веревку. После того как изделие высохнет, вся поверхность и ее выпуклости обрабатывают гипсовым раствором с помощью кисти. Такой готовый декор можно применить для отделки, приклеив его на стену. Таким же методом можно производить декорирование мебели, к примеру, садовой скамейки. При этом нет необходимости в отделке предмета плитками, а достаточно положить скамью удобным образом, выполнив барельеф сначала с одной стороны, а после его высыхания произвести те же действия с другой стороны. После скамейку необходимо окрасить под металл или под камень.

Применение трафаретов

При выполнении декорирования из трафаретов изображение будущего барельефа переводят на пенофол и вырезают. Гипсоволокнистый лист необходимого размера покрывается грунтовкой, поверх которой накладывают вырезанную из пенофола фигуру. Если барельеф делает на основе трафарета прямо на стене, то используется тот же алгоритм, но трафарет, то есть фигура из пенофола, приклеивается прямо на стену, затерев неровности и пустоты при помощи шпаклевки. На трафарете можно вылепить и более мелкие элементы, например, используя соленое тесто, которое прекрасно держит форму и не быстро сохнет, давая время на поправку.

Завершение процесса обработки

Когда требуемое изображение достигнуто, барельеф тщательно очищают от пыли и обрабатывают грунтовкой при помощи соответствующей кисти. Затем предстоит окраска. В случае если применение нескольких цветов не предполагается, то рекомендуется взять белую краску двух оттенков на водоэмульсионной основе, и покрыть более светлой краской детали, которые требуется выделить и которые несут основную стилистическую нагрузку. Желательно производить окраску, используя не кисть, а обычную губку, чтобы избежать образования неприглядных полос, которые меняют динамику рисунка. Таким образом, декорирование можно считать готовым.

Большинство людей хотят сделать ремонт в своей квартире каким-либо особенным и неповторимым. В первую очередь это касается отделки стен. Ведь покрасив стены или оклеив их обоями, вы вряд ли сделаете такую отделку уникальной и наверняка будут квартиры если не с такими же, то очень похожими отделочными материалами. Да и вообще стандартные способы отделки уже приелись. Решением в данной ситуации будет барельеф на стене.

Подобное объёмное изображение придаст квартире ту самую, так желанную изюминку, ведь, это ручная работа и каждое произведение уникально. Специалисты в этом деле могут создать на стене настоящий шедевр. Однако, их услуги придутся по карману не всем. В таком случае можно выполнить барельеф на стене своими руками.

Помимо декоративных функций, барельеф на стене может скрыть неровности или оригинально украсить проведенные инженерные коммуникации. Но, даже при таких многочисленных преимуществах он не является популярным вариантом отделки, так как даже в самостоятельном исполнении придется не всем по карману. Да и создать большой объемный рисунок не так-то просто, особенно человеку не обладающему особыми творческими навыками. Однако, попробовать явно стоит.

Материалы для работы

Для создания барельефа своими руками необходима только качественные материалы. В основном это шпаклевка, грунтовка и клей. Именно от качества материалов зависит прочность и долговечность барельефа. Помимо создания объема непосредственно на стене, используют и уже готовые плиты. Они изготовляются самостоятельно либо заказываются у мастеров и устанавливаются на стены. Отличительной чертой барельефа от других вариантов фактурной штукатурки является то, что объем создается за счет света и тени. Так что покраска самого барельефа не обязательна.

Все, что вам понадобится для выполнения барельефа на стене своими руками это:

  • Грунтовка
  • Шпаклевка (можно заменить штукатуркой)
  • Краски и кисти (по необходимости)
  • Клей ПВА
  • Клей для гипсовых панелей
  • Карандаш
  • Резак, мастерки

Технология создания барельефа — вариант 1

Первый вариант создания объемного изображения — изготовление объемных плит с последующим креплением на стену.

Весь процесс создания барельефа своими руками мы постарались укомплектовать в как можно более простую, но в то же время, подробную инструкцию. Вам осталось лишь поэтапно следовать нижеописанным шагам.

1. Из фанерных реек, собирается форма, в которую далее будет заливаться раствор для основы. Форму можно создать из любых материалов, высота стенок должна быть не более 3-4 см. Если у вас небольшое изображение, то в качестве формы можно взять и коробку из под конфет, главное чтобы для изображения хватило площади формы.

2. Форма застилается полиэтиленовой пленкой. Тщательно следите за тем, чтобы на этой пленке было минимум складок. Чаще всего, раствор готовят на основе гипса или штукатурки, но иногда мастера добавляют в эту смесь клей ПВА. Используя дрель с насадкой или строительный миксер, необходимо размешать смесь до получения консистенции жидкой сметаны. Раствор заливают в форму и оставляют сохнуть на 10-12 часов.

3. Далее, с помощью карандаша следует нарисовать планируемое изображение на большом холсте бумаги. Если изображение слишком большое, его можно составить из нескольких частей. Не стоит сразу же пытаться нарисовать сложные формы, если у вас нет художественных навыков. Лучше начать с простых силуэтов и по мере рисования пытаться добавлять детали. Также, можно напечатать понравившийся вам рисунок с помощью принтера.

4. Теперь берем прозрачную пленку, накладываем на рисунок и переносим на нее изображение. Будьте аккуратными, чтобы не порвать материал под давлением ручки или карандаша.

5. На подготовленную ранее плиту необходимо нанести слой шпаклевки и разровнять. Затем подождать 15-20 минут, пока он немного затвердеет и можно приступать к обрисовке рельефа. Приложите трафарет из пленки на слой шпаклевки и еще раз обведите все контуры и детали твердым карандашом. Таким образом вы получите детальное рельефное изображение уже на поверхности шпатлевки.

6. Этот этап самый трудозатратный, так как именно сейчас проделывается работа по созданию объема. Слой за слоем наносится шпаклевка и обрезается различными мастерками. Так же, после нанесения каждого слоя, их нужно обработать шкуркой. После того, как вы полностью сформируете объемный рисунок, плиту можно перенести на стену.

7. Прежде чем приступить к установке барельефа на стену, ее необходимо подготовить. Для этого ее нужно очистить от старой отделки, а имеющиеся неровности исправить шпаклевкой, тщательно выровняв поверхность. На месте будущей плиты нужно выбить «гнездо» под нее. Глубина и размеры гнезда должны соответствовать толщине и размерам плиты. Вся поверхность обрабатывается грунтовкой, теперь ее нужно оставить просохнуть.

8. Финальным этапом является установка плиты с барельефным рисунком в «гнездо». Для этого на стену и на плиту наносится клей «жидкие гвозди» или «дракон» (но лучше подбирать специальный клей для гипса), плита вставляется в стену, а промежутки между плитой и стенами заделываются шпаклевкой. В конце, с помощью все той же шпаклевки, исправляются дефекты поверхности, если необходимо, барельеф на стене раскрашивается водоэмульсионными или акриловыми красками.

Таким образом можно создавать различные объемные узоры и картины.

Создание барельефа на стене — вариант 2

Предыдущий вариант создания объемного изображения из гипса подходит лишь для небольших картин, но что делать, если требуемое изображение достаточно большое? Ведь, гипсовая заготовка в этом случае довольно тяжелая и прикрепить ее на стену будет нелегко. В этом случае можно создать барельеф прямо не стене с помощью трафаретной техники. Как и в предыдущем случае, нам понадобятся всё те же материалы, а также выбранный трафарет.

Итак, как сделать барельеф на стене своими руками? Для начала необходимо прикрепить трафарет к стене. В качестве трафарета можно использовать готовые, продающиеся в строительных гипермаркетах и магазинах для творчества. А можно вырезать из плотного картона самостоятельно.

Напомним, что стену перед нанесением барельефа нужно прогрунтовать.

Набирая небольшое количество шпаклевки на гладилку или шпатель, наносим на прорези изображения, хорошенько разглаживая. Толщина слоя — от 0,5 до 2 см в зависимости от желаемого объема рисунка.

Когда будет заполнен весь трафарет, его можно удалить со стены. Получится объемное изображение, которое необходимо подправить:

Пока гипс не высох, с помощью мастерка и различных кистей придаем желаемый объем нашему рисунку — прорисовываем прожилки у лепестков и растений, пёрышки у птиц, создаём текстуру дерева и т.д.

Теперь необходимо дождаться, когда гипс высохнет — около 12 часов. Затем, при необходимости обработать края рисунка наждачной бумагой.

При желании объемный рисунок из гипса на стене можно оставить белым, ведь, вся красота барельефа в его объёме. Но также его можно раскрасить (а перед окрашиванием обеспылить и прогрунтовать).

Как видите, создать барельеф на стене своими руками не так уж и сложно. А если привлечь к работе мастеров, можно получить настоящее произведение искусства. Мы надеемся данная статья была вам полезна, удачного ремонта!