Картина дали сон навеянный полетом пчелы. Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения

«Сон, вызванный полетом пчелы...» с точки зрения психоанализа

«Кажется, они считают меня своим святым покровителем», - посмеивался Фрейд над сюрреалистами, которых называл придурками. Дали же зачитывался книгами отца психоанализа и многократно пытался воспроизвести на картинах образы, порожденные во сне бессознательным

У художника был особый метод - он спал на работе. Если верить рассказам Дали, он дремал за мольбертом, держа в руке ключ, кисть или ложку. Когда предмет выпадал и ударялся о положенную заранее на пол тарелку, грохот будил художника. И он немедленно брался за работу, пока не улетучилось состояние между сном и явью. На картине «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» звук, который вот-вот прервет сон героини, в то же время и создает его сюжет, вызывая у спящей ряд ассоциативных образов.
Картину Дали написал в США, куда уехал на несколько лет с женой Галой подальше от фашистской угрозы (сегодня полотно хранится в Мадриде в музее Тиссена-Борнемисы). 18 лет спустя он сказал о картине так: «Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение». Психоаналитик бы сказал, что героиня картины видит классический фрейдистский сон - о противостоянии мужского и женского начал, подавленном сексуальном желании и в то же время страхе перед ним. Понятно, что к этому выводу зрителя настойчиво подталкивает художник.
Дали несколько раз пытался встретиться с Фрейдом, но удалось лишь однажды, в 1938-м, за год до смерти ученого. Оба остались не очень довольны друг другом.

1 Женщина. Это Гала, которую художник считал своей вдохновительницей и вторым «я». Она видит сон, изображенный на картине, и находится на границе двух миров - реального и иллюзорного, одновременно присутствуя в обоих.


2 Полет. Спящая не лежит на скале, а парит над ней, что с точки зрения классического психоанализа говорит о подавленном желании. «Благодаря Фрейду мы знаем об эротическом значении всего, что связано с полетами», - писал Дали.

3 Пчела. Насекомое и плод - часть реального мира; жужжание пчелы - первопричина и сна, и пробуждения.

4 Гранат. В античной и христианской символике этот образ означает возрождение и плодородие. «Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната», - комментировал картину сам художник.

5 Ружье со штыком. Трансформация образа пчелиного жала, а также угрозы пробуждения, разрушения сна. По Фрейду - символ мужских гениталий. «В страшных снах девушек большую роль играет преследование мужчины с ножом или огнестрельным оружием», - отмечал создатель психоанализа в своих лекциях.

6 Тигры. Полосатые рычащие хищники - отражение в мире снов жужжания и окраски пчелы. Образ, навеянный Дали цирковой афишей.

7 Рыба. Ее чешуйчатое тело, возможно, отражение в мире сна фасеточных глаз пчелы из реального мира.

8 Слон. «Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы», - художник намекал на сон о похоронах папы римского, приснившийся Фрейду из-за колокольного звона и приведенный психиатром как пример причудливой связи сюжета и внешнего раздражителя. Слона с площади Минервы в Риме, созданного мастером эпохи барокко Джованни Лоренцо Бернини в качестве пьедестала для древнеегипетского обелиска, Дали в дальнейшем не раз изображал на картинах и в скульптуре. Тонкие суставчатые ноги - символ зыбкости и ирреальности, присущих сну.

9 Обелиск. Камень на спине слона - знак доминирования, ярко выраженный символ мужского начала

10 Луна. Это символ женского начала, а также атрибут ночи - времени сновидений.

11 Море. В творчестве Дали означает вечность. Фрейд сравнивал психику человека с айсбергом, на девять десятых погруженным в море бессознательного. По мнению историка и искусствоведа Натаниэла Харриса, именно оно изображено на картине.


Художник Сальвадор Дали

1904 - Родился в Фигерасе (Каталония, Испания) в семье нотариуса, имя получил в честь умершего до его рождения брата.
1922–1925 - Учился в Королевской академии искусств в Мадриде.
1929 - Примкнул к сюрреалистам. Встретил женщину своей жизни - Галу (Елену Дьяконову). Написал картину «Великий мастурбатор».
1931 - Создал «Постоянство памяти».
1934 - Зарегистрировал отношения с Галой во Франции.
1940–1948 - Жил в США.
1944 - Создал «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения».
1947–1949 - Работал над «Атомной Ледой».
1969 - Придумал логотип компании «Чупа-чупс».
1989 - Умер от сердечной недостаточности, осложненной пневмонией, похоронен в Фигерасе в Театре-музее Дали.

по материалам Семена Мартынова

Она спала усталая от ласк любви,
модель и муза Сальвадора.
А он стоял немым дозором
и образ "праздничный" ГаЛЫ ловил.
Фрейдизм в то время в моде был.
Дали мечтал запечатлеть узором
сюрреализм мгновений взора,
от пробуждения из грёз узил.

На простынях пред телом нежным,
гранат подарком брошенным небрежно
пчелу нектаром зёрнышек манил.
Жужжание так деву раздражало,
рукой точёной сонно отогнАла.
И жало ядовитое инсект в неё вонзил.

Быть может так и вправду было.
Художник ту картину написал.
Лежит Елена на плите скалы
из гипноса исторгнутая тигров силой
В руке торчит ружья кинжал.
На горизонте ходит слон Бернини.
Меж двух миров холста она отныне.
Талант Дали- тот сон нам передал!!!

Немного объяснений из Википедии.

«Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (исп. Sue;o causado por el vuelo de una abeja alrededor de una granada un segundo antes de despertar) - картина испанского художника-сюрреалиста Сальвадора Дали. Находится в Музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде.

Информация о картине[править | править вики-текст]
Одним из источников картины была афиша с цирковыми тиграми, и Дали сохраняет многое от яркой непосредственности, связанной с искусством плаката. Фигурирующие в названии пчела и гранат изображены маленькими, непосредственно под телом вытянувшейся во сне женщины. Она - несомненно, ещё один портрет Галы, показанной плывущей над (а не покоящейся на) каменной плитой, которая омывается морем бессознательного. Реальные пчела и гранат бледнеют перед порожденными ими образами - огромным плодом граната, вырывающейся из него рыбой и двумя тиграми во всей их рычащей свирепости, которых рыба извергает изо рта. Более традиционные фрейдистские образы - винтовка с примкнутым штыком и фантастический слон на ногах-ходулях - довершают это одномоментное сновидение, которое явно ещё не успело нарушить покой спящей.
Сальвадор Дали так писал о своей картине:

Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение. Подобно тому как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает здесь укус жалом, который разбудит Галу. Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната. Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы.

ГалА-(празднество), настоящее имя Елена Ивановна (Димитриевна) Дьяконова (26 августа 1894, Казань - 10 июня 1982, Порт-Льигат, Кадакес, Испания) - жена Поля Элюара, любовница Макса Эрнста, позднее жена, муза и модель Сальвадора Дали. Фигурирует на некоторых его полотнах как Градива.

Содержание [убрать]
1 Биография
2 Примечания
3 Литература
4 Ссылки
Биография[править | править вики-текст]
Как сообщает французский писатель Доминик Бона, Елена родилась в Казани в 1894 году. Её отец Иван Дьяконов был скромным чиновником, скончавшимся в 1905 году. Мать, Антонина Деулина, вторично вышла замуж за адвоката Димитрия Ильича Гомберга. Елена называла последнего своим отцом и взяла себе отчество по его имени. После 1905 года семья переехала в Москву. При этом достоверно известно, что бабушка Елены по материнской линии проживала в Тобольске, её семья владела золотыми рудниками в Сибири.

В Москве Елена училась в женской гимназии М. Г. Брюхоненко (Большой Кисловский переулок, д. 4). Там же обучались сёстры Цветаевы (Анастасия и Марина - известная поэтесса).

В 1912 году была направлена в санаторий Клавадель (Швейцария) для лечения от туберкулёза. Там познакомилась с Полем Элюаром, которого его отец, богатый торговец недвижимостью, отправил в тот же санаторий. Пылкость, решительность, высокая культура Елены Дьяконовой впечатляют молодого Элюара. Она называла себя Гала или Галина, а Элюар прозвал её Gala - с ударением на последнем слоге. С неё начался его первый порыв любовной поэзии, порыв, который продолжится и в дальнейших его работах.

В 1917 году заключила с ним брак. Через год у них родилась дочь Сесиль.

В 1921 году Элюар и Гала посетили художника Макса Эрнста в Кёльне (Германия). Она ему позировала и стала его любовницей, оставаясь женой Элюара. В следующем году художник переехал в дом Элюара в Валь-д’Уазе (Франция). Любовный треугольник нисколько не скрывался.

В 1929 году Элюар и Гала нанесли визит молодому каталонскому художнику Дали у него в Кадакесе. Это было как удар молнии для них обоих. Любовь сразила как Галу, так и Сальвадора Дали, который был младше её на 10 лет. Они официально зарегистрировали свой брак в 1932 году (религиозная церемония состоялась на двадцать шесть лет позже, в 1958 году).

Замок Пуболь, подаренный Дали своей жене Гала
Она стала единственной женской моделью (помимо младшей сестры Сальвадора Анны-Марии) и главным сюжетом вдохновения художника, который не прекратил её восхвалять и представлять её как живой миф и современную икону. Со своей стороны, Гала взяла в свои руки финансовые дела мужа и смогла заставить их приносить доход.

В 1968 году художник купил для Галы замок в маленьком поселке Пуболь (провинция Жироны), который он не мог посещать без предварительного письменного разрешения его жены. Там она провела последние годы жизни и была похоронена.

Что касается слонов.. . Это слоны на ногах-ходулях, встречающиеся в разных картинах. А образ этот Дали встретил на Площади Минервы в Риме. История такова.

После покорения Египта Цезарем трофей-обелиск (сейчас он стоит на спине слона) привезли в Рим и установили у входа в храм Исиды на Марсовом поле. Затем след обелиска затерялся. В 1665 г. его случайно нашли монахи-доминиканцы, возделывавшие огород. Папа Александр VII решил установить вновь обретенный памятник на P. della Minerva. Бернини (известнейший скульптор) планировал сделать основание обелиска в виде слоника, однако архитектор Феррата не поверил расчетам Бернини и на всякий случай подставил под брюхо слоника массивный блок, прикрыв его сверху попоной. Увидев это, Бернини так разгневался, что хотел отказаться от авторства. На постаменте выбито посвящение Папе Александру VII, реорганизовавшему Римский университет и подарившему ему библиотеку, названную Александрийской.

Этого слона называют ещё слоником Бернини или слоном Минервы. Когда-то он потряс Дали и поселился с тех пор в его картинах на своих ногах-ходулях...

Масло/Холст (1944)

Описание

Она - несомненно, еще один портрет Галы, показанной плывущей над (а не покоящейся на) каменной плитой, которая омывается морем бессознательного. Реальные пчела и гранат бледнеют перед порожденными ими образами - огромным плодом граната, вырывающейся из него рыбой и двумя тиграми во всей их рычащей свирепости, которых рыба извергает изо рта. Более традиционные фрейдистские образы - винтовка...

Одним из источников картины была афиша с цирковыми тиграми, и Дали сохраняет многое от яркой непосредственности, связанной с искусством плаката. Фигурирующие в названии пчела и гранат изображены маленькими, непосредственно под телом вытянувшейся во сне женщины.

Она - несомненно, еще один портрет Галы, показанной плывущей над (а не покоящейся на) каменной плитой, которая омывается морем бессознательного. Реальные пчела и гранат бледнеют перед порожденными ими образами - огромным плодом граната, вырывающейся из него рыбой и двумя тиграми во всей их рычащей свирепости, которых рыба извергает изо рта. Более традиционные фрейдистские образы - винтовка с примкнутым штыком и фантастический слон на ногах-ходулях - довершают это одномоментное сновидение, которое явно еще не успело нарушить покой спящей.

Сальвадор Дали так писал о своей картине:
Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение. Подобно тому как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает здесь укус жалом, который разбудит Галу. Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната. Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы

Находится в Музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде.

Сон вызванный полётом пчелы вокруг граната,за секунду до пробуждения. картина(Сальвадор Дали) Она спала усталая от ласк любви, модель и муза Сальвадора. А он стоял немым дозором и образ "праздничный" ГаЛЫ ловил. Фрейдизм в то время в моде был. Дали мечтал запечатлеть узором сюрреализм мгновений взора, от пробуждения из грёз узил. На простынях пред телом нежным, гранат подарком брошенным небрежно пчелу нектаром зёрнышек манил. Жужжание так деву раздражало, рукой точёной сонно отогнАла. И жало ядовитое инсект в неё вонзил. Быть может так и вправду было. Художник ту картину написал. Лежит Елена на плите скалы из гипноса исторгнутая тигров силой, В руке торчит ружья кинжал. На горизонте ходит слон Бернини. Меж двух миров холста она отныне. Талант Дали тот сон нам передал!!! Немного объяснений из Википедии. «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (исп. Sue;o causado por el vuelo de una abeja alrededor de una granada un segundo antes de despertar) - картина испанского художника-сюрреалиста Сальвадора Дали. Находится в Музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде. Информация о картине[править | править вики-текст] Одним из источников картины была афиша с цирковыми тиграми, и Дали сохраняет многое от яркой непосредственности, связанной с искусством плаката. Фигурирующие в названии пчела и гранат изображены маленькими, непосредственно под телом вытянувшейся во сне женщины. Она - несомненно, ещё один портрет Галы, показанной плывущей над (а не покоящейся на) каменной плитой, которая омывается морем бессознательного. Реальные пчела и гранат бледнеют перед порожденными ими образами - огромным плодом граната, вырывающейся из него рыбой и двумя тиграми во всей их рычащей свирепости, которых рыба извергает изо рта. Более традиционные фрейдистские образы - винтовка с примкнутым штыком и фантастический слон на ногах-ходулях - довершают это одномоментное сновидение, которое явно ещё не успело нарушить покой спящей. Сальвадор Дали так писал о своей картине: Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение. Подобно тому как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает здесь укус жалом, который разбудит Галу. Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната. Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы. Га;ла;, настоящее имя Елена Ивановна (Димитриевна) Дьяконова (26 августа 1894, Казань - 10 июня 1982, Порт-Льигат, Кадакес, Испания) - жена Поля Элюара, любовница Макса Эрнста, позднее жена, муза и модель Сальвадора Дали. Фигурирует на некоторых его полотнах как Градива. Содержание [убрать] 1 Биография 2 Примечания 3 Литература 4 Ссылки Биография[править | править вики-текст] Как сообщает французский писатель Доминик Бона, Елена родилась в Казани в 1894 году. Её отец Иван Дьяконов был скромным чиновником, скончавшимся в 1905 году. Мать, Антонина Деулина, вторично вышла замуж за адвоката Димитрия Ильича Гомберга. Елена называла последнего своим отцом и взяла себе отчество по его имени. После 1905 года семья переехала в Москву. При этом достоверно известно, что бабушка Елены по материнской линии проживала в Тобольске, её семья владела золотыми рудниками в Сибири. В Москве Елена училась в женской гимназии М. Г. Брюхоненко (Большой Кисловский переулок, д. 4). Там же обучались сёстры Цветаевы (Анастасия и Марина - известная поэтесса). В 1912 году была направлена в санаторий Клавадель (Швейцария) для лечения от туберкулёза. Там познакомилась с Полем Элюаром, которого его отец, богатый торговец недвижимостью, отправил в тот же санаторий. Пылкость, решительность, высокая культура Елены Дьяконовой впечатляют молодого Элюара. Она называла себя Гала или Галина, а Элюар прозвал её Gala - с ударением на последнем слоге. С неё начался его первый порыв любовной поэзии, порыв, который продолжится и в дальнейших его работах. В 1917 году заключила с ним брак. Через год у них родилась дочь Сесиль. В 1921 году Элюар и Гала посетили художника Макса Эрнста в Кёльне (Германия). Она ему позировала и стала его любовницей, оставаясь женой Элюара. В следующем году художник переехал в дом Элюара в Валь-д’Уазе (Франция). Любовный треугольник нисколько не скрывался. В 1929 году Элюар и Гала нанесли визит молодому каталонскому художнику Дали у него в Кадакесе. Это было как удар молнии для них обоих. Любовь сразила как Галу, так и Сальвадора Дали, который был младше её на 10 лет. Они официально зарегистрировали свой брак в 1932 году (религиозная церемония состоялась на двадцать шесть лет позже, в 1958 году). Замок Пуболь, подаренный Дали своей жене Гала Она стала единственной женской моделью (помимо младшей сестры Сальвадора Анны-Марии) и главным сюжетом вдохновения художника, который не прекратил её восхвалять и представлять её как живой миф и современную икону. Со своей стороны, Гала взяла в свои руки финансовые дела мужа и смогла заставить их приносить доход. В 1968 году художник купил для Галы замок в маленьком поселке Пуболь (провинция Жироны), который он не мог посещать без предварительного письменного разрешения его жены. Там она провела последние годы жизни и была похоронена. Что касается слонов.. . Это слоны на ногах-ходулях, встречающиеся в разных картинах. А образ этот Дали встретил на Площади Минервы в Риме. История такова. После покорения Египта Цезарем трофей-обелиск (сейчас он стоит на спине слона) привезли в Рим и установили у входа в храм Исиды на Марсовом поле. Затем след обелиска затерялся. В 1665 г. его случайно нашли монахи-доминиканцы, возделывавшие огород. Папа Александр VII решил установить вновь обретенный памятник на P. della Minerva. Бернини (известнейший скульптор) планировал сделать основание обелиска в виде слоника, однако архитектор Феррата не поверил расчетам Бернини и на всякий случай подставил под брюхо слоника массивный блок, прикрыв его сверху попоной. Увидев это, Бернини так разгневался, что хотел отказаться от авторства. На постаменте выбито посвящение Папе Александру VII, реорганизовавшему Римский университет и подарившему ему библиотеку, названную Александрийской. Этого слона называют ещё слоником Бернини или слоном Минервы. Когда-то он потряс Дали и поселился с тех пор в его картинах на своих ногах-ходулях... © Copyright: Ивашка Шишкин, 2016 Свидетельство о публикации №116082105800