Какой сейчас папа римский как зовут. Папа Римский: список церковных деятелей, имена и даты

Официальная история папства охватывает период в 1700 лет. Само папство не является чисто религиозным институтом. Правильнее его назвать политико-религиозным. Он объединяет 1 миллиард 300 миллионов католиков, живущих практически во всех странах мира. Опирается на епископов, которых насчитывается 4 тысячи. В католицизме имеются три степени священства: диакон, священник и епископ.

Имеются также кардиналы. Это духовные лица из диаконов, священников и епископов. В зависимости от священства кардиналы подразделяются на ранги и объединяются в коллегию кардиналов. Она исполняет совещательные функции при папе и избирает очередного папу на конклаве. Система эта отлаженная, отработанная и высокоэффективная. Недаром католицизм так популярен в мире и объединяет в единую конфессию огромное число верующих.

Был ли апостол Пётр первым папой?

Первым папой католическая церковь официально считает апостола Петра . Он также считается и первым епископом. Именно этот человек создал первую христианскую общину в Риме уже после того, как Христа распяли. В 64 году в «вечном городе» возник страшный пожар. Римляне считали, что его виновником был император Нерон. Он, якобы, хотел уничтожить старый город, а на его месте построить новый и назвать своим именем.

Чтобы отвести от себя подозрения, Нерон обвинил в поджоге христиан. Членов общины схватили и бросили в темницы. Арестовали и Петра. Его распяли вниз головой, так как апостол посчитал, что не имеет права быть распятым как его учитель Христос. На месте трагедии впоследствии была возведена базилика св. Петра. Такова официальная версия католиков.

Апостол Пётр, идущий по воде

Однако данные исторические факты вызывают большое сомнение. Дело же заключается в том, что Пётр не знал латынь. А, следовательно, и не мог встать во главе римской общины. В Риме люди говорили именно на этом языке, а ученик Христа появился на свет в Вифсаиде Галилейской. Это израильский город, в котором жила семья простого рыбака Ионы.

В ней и родился будущий первый римский папа. Он получил имя Симон, но не получил никакого образования. Этот человек не умел ни читать, ни писать. Зато он умел слушать, и проповеди Христа произвели на него неизгладимое впечатление. Именно Сын Божий и нарёк его Петром, но не обучил латинскому языку, а также и грамоте.

Может быть, случилось чудо, и апостол получил необходимые знания в мгновение ока? Такое маловероятно, так как все мы понимаем, что если будем руководствоваться чудесами, то не сможем объективно воспринимать историю. Поэтому разумнее предположить, что праведная деятельность Петра в Риме - выдумка.

Папство со времён Константина и до наших дней

Император Константин и христианство

Гонения на христиан никак не повлияли на новую религию. Она пустила в душах людей глубокие корни. Долгожданные же всходы появились только во времена правления императора Константина (306-337). Это был выдающийся политический деятель. Он перенёс столицу Римской империи в греческий город Византий. Значительно расширил его и сделал центром не только империи, но и христианской религии. Впоследствии город стал называться Константинополем. Именно при Константине христиане начали набирать силу, а в Риме в 324 году была построена первая базилика.

До Константина духовными наставниками паствы считались епископы. Все они пребывали в Риме. Становление же папства началось при епископе Сильвестре. Вся его жизнь отличалась святостью, а умер этот почтенный человек в 335 году. Через 2 года ушёл в иной мир и император Константин. Но взошедшие при нём благодатные всходы укрепили церковь и сделали её авторитетным институтом, который вскоре начал ощутимо влиять на политическую жизнь государства.

Папство и власть

Борьба за власть внутри христианской церкви остро разгорелась в 366 году при Дамасии. Он стал епископом Рима, изгнав своего соперника из города. При этом погибло около 200 христиан, так как любая власть требует жертв. Именно Дамасий стал первым называть себя папой и находился на церковном престоле с 366 по 384 годы.

Его авторитет и влияние достигли такой величины, что римский император Феодосий I (379-395) вынужден был в 381 году созвать Вселенский Собор. Собор признал константинопольского епископа вторым после римского и запретил епископам вмешиваться в дела друг друга. Умер Дамасий на 84 году жизни и был причислен к лику святых.

Собственно, со времён Дамасия история папства и начала свой неотвратимый ход. А до этого была прелюдия, так как христианская религия была очень слабой и не имела соответствующего авторитета и веса.

В 753 году почтенный во всех отношениях римский папа Стефан II (III) показал церковным и мирским людям документ, подписанный якобы самим императором Константином. В нём чёрным по белому было написано, что владыка передаёт всю власть над западной частью империи римскому папе, сам же оставляет в своём подчинении восточную часть. То есть получалось, что сан папы соответствовал сану императора. Только в XV веке выяснилось, что данный документ подделка.

В июле 1054 года произошёл раскол христианской церкви . Она разделилась на римско-католическую и православную. Причину этой трагедии надо искать в обрядовых и этических различиях между латинянами и греками. Противоречия зрели многие сотни лет, и в XI веке наступила развязка. Патриарх Константинополя предал анафеме папских легатов, а те в отместку взяли и отлучили от церкви патриарха константинопольского.

Церковнослужители оказались очень злопамятными. Нанесённые обиды они помнили 1000 лет. Лишь в 1965 году взаимные анафемы были сняты. Но католики и христиане, естественно, не стали единой паствой, хотя отношения между ними установились более тёплые.

Конфликт папы Григория VII и короля Генриха IV

В 1073 году папский престол занял папа Григорий VII. Этот почтеннейший во всех отношениях человек руководил католической церковью до 1085 года. Время его правления примечательно конфликтом с будущим императором Священной Римской империи Генрихом IV (1050-1106).

Григорий VII заявил, что власть папы выше императорской. Он присвоил себе право низлагать европейских владык. Этому воспротивился германский король Генрих IV. Он собрал немецких епископов в 1076 году, и те объявили папу низложенным.

Тогда понтифик отлучил короля от церкви. Немецкие князья, дававшие Генриху IV присягу на верность, оказались освобождёнными от неё и восстали. Они стали готовиться к выборам другого императора Священной Римской империи.

Развенчанный монарх отправился через Альпы в замок Каноссу, в котором в это время находился глава католической церкви. В январе 1077 года он оказался под стенами крепости. Босиком, одетый во власяницу, король стоял на морозе и ждал папского решения. Григорий VII наблюдал за ним из окна крепостной башни. Только в конце третьего дня он простил дерзкого самодержца и снял с него епитимью.

Порнократия

История папства неразрывно связана с папами и антипапами. Вторые - это те, кто носил священный титул незаконно. Они получали его за взятки или другими разными ухищрёнными методами. Ярким примером антипапства может служить порнократия. Это целый исторический период, продолжавшийся несколько десятков лет. Начался он при восшествии на папский престол Сергия III (904-911).

Он считается убийцей двух своих предшественников. Превратил папский двор в место разврата и воровства. Завёл себе 15-летнюю любовницу по имени Марозия . Она рожала новых пап, а затем и умертвляла их. По её распоряжению было убито 4 папы. При этом в святая святых католической церкви процветали бесстыдство и коррупция. В конце концов, Марозия была арестована одним из своих сыновей, посажена в тюрьму, где и умерла в 954 году.

В 955 году папскую власть получил внук Марозии папа Иоанн XII. У власти он находился 8 лет. Но ситуация не изменилась в лучшую сторону. Опять процветали убийства, инцест и другие аморальные действия. Закончил папа плохо. Его убил обманутый муж, который застал свою жену в объятиях главы католической церкви. На этом порнократия закончилась.

Римский папа со своей паствой

Папство и деньги

Менялись папы и антипапы, а стремление к абсолютной власти продолжалось. Серьёзную попытку поставить церковную власть над светской совершил папа Бонифаций VIII (1294-1303). По этому щепетильному вопросу он издал буллу. В ней говорилось, что в одно руке папа держит духовную власть, а в другой - светскую.

Но глава католицизма просчитался. Период феодальной раздробленности заканчивался. Крепла королевская власть. И булла была встречена европейскими монархами в штыки. Особенно папские притязания возмутили короля Франции Филиппа IV. Он стал инициатором созыва Генеральных штатов. Члены этого высокого собрания потребовали, чтобы папа предстал перед церковным судом. Но суд не состоялся. Этому помешала смерть понтифика.

После этого случая амбиции римских пап поубавились. Больше они уже никогда явно не претендовали на светскую власть. Высокопоставленные святые отцы занялись другим делом. Начиная с XIV века, они начали отпускать грехи за деньги. Дело оказалось жутко прибыльным. Конечно, официально подобные вещи запрещались категорически. Но это официально. Злоупотреблений же было множество. Естественно, они осуществлялись с молчаливого согласия пап.

Церковь, простив грешнику его прегрешения, выдавала ему официальную бумагу - индульгенцию . То есть всё было обставлено по высшему уровню. Грехи отпускались и умершим. Но тут всё зависело от родственников. Если они изъявляли желание платить, то душа усопшего, надо понимать, отправлялась в рай. Правда, некоторые дальновидные люди обговаривали подобную процедуру в завещании. Практиковала католическая церковь и выдачу лицензий публичным домам. При этом жрицы любви уже не беспокоились о божьем наказании. Им загодя прощались все греховные деяния.

Вся эта вакханалия продолжалась вплоть до 1567 года, то есть более 250 лет. В 1566 году папский престол занял папа Пий V. И церковь сразу почувствовала жёсткую хозяйскую руку. Всем безобразиям, позорящим дело Божие, был положен конец. Новый папа оказался суровым, жёстким человеком, сторонником аскетического образа жизни. Он повыгонял всех проходимцев, карьеристов и приспособленцев. Навёл порядок в финансовых и божьих делах. При этом авторитет католической церкви значительно возрос.

Раскол католической церкви

Но это не спасло её от раскола. Слишком уж много грехов накопила католическая церковь за прошедшие столетия. Тут уже никакой папа не мог противостоять возникновению протестантизма. Возглавил религиозные преобразования Мартин Лютер (1483-1546). У него нашлось много последователей. В результате, всё это вылилось в религиозные войны, которые потрясали Европу в XVI и XVII веках.

В конце концов, католическая церковь смирилась с новой конфессией. В настоящее время протестанты живут по всему миру, а их численность насчитывает 1 млрд. человек. У них нет единого центра, в отличие от католиков и православных. Все церкви объединены в церковные союзы и пользуются равными правами.

Вид на Ватикан сверху

Ватикан и избрание папы

В наши дни история папства ассоциируется с Ватиканом. Это город-государство, находящееся на территории Рима. Ватикан является резиденцией главы римско-католической церкви . В нынешнем виде существует с февраля 1929 года.

Именно в этом месте избирается новый папа конклавом или собранием кардиналов. Избирается на пожизненный срок. Пока новый глава церкви не избран, обязанности папы возлагаются на камерленга. Это высшая придворная должность. Она очень древняя, а возникла ещё в XI веке. Об избрании нового понтифика народ узнает по столбу белого дыма, который поднимается из печной трубы Сикстинской капеллы. Сами же выборы проходят в специальной комнате Ватиканского дворца. До 28 февраля 2013 года римским папой являлся Бенедикт XVI. Он был избран на этот высокий пост в апреле месяце 2005 года.

11 февраля 2013 года Бенедикт XVI сообщил о своём решении отречься от престола. Оно вступило в силу 28 февраля 2013 года в 20 часов 00 минут по римскому времени. Бывший папа сохранил за собой сан кардинала, но не стал принимать участие в конклаве в связи с почтенным 80-летним возрастом.

13 марта 2013 года конклав избрал нового римского папу. Затаившему дыхание миру было объявлено, что главой католической церкви стал кардинал Хорхе Марио Бергольо. Он аргентинец с итальянскими корнями. Родился в Буэнос-Айресе в 1936 году в семье рабочего. Новоизбранный папа взял себе имя Франциск в честь Франциска Ассизского. Это святой, сострадавший и помогавший больным и бедным. Новый глава Ватикана является достойной кандидатурой на высокий пост. Да хранит его Бог и искренняя вера католиков.

Города Рим, видимый глава Римско-католической церкви, верховный правитель государства Ватикан.

Ти-тул «па-па» в ран-не-хри-сти-ан-скую эпо-ху при-ме-нял-ся по от-но-ше-нию ко всем епи-ско-пам и вы-ра-жал осо-бое поч-те-ние (по от-но-ше-нию к римскому епи-ско-пу впер-вые встре-ча-ет-ся в начале III века у Тер-тул-лиа-на). Позд-нее он за-кре-пил-ся лишь за епи-ско-па-ми Ри-ма и Алек-сан-д-рии. Современная официальная ти-ту-ла-ту-ра Папа Римский: епи-скоп Рим-ский, ви-ка-рий Ии-су-са Хри-ста, пре-ем-ник кня-зя апо-сто-лов, Вер-хов-ный пон-ти-фик все-лен-ской Церк-ви, при-мас Ита-лии, ар-хи-епи-скоп и ми-тро-по-лит Римской об-лас-ти, су-ве-рен государства Ва-ти-кан, раб ра-бов Бо-жи-их.

Рим с са-мо-го за-ро-ж-де-ния хри-сти-ан-ской Церк-ви иг-рал боль-шую роль в её жиз-ни. Ни-ка-кая дру-гая западная Цер-ковь, кро-ме рим-ской, не име-ла апо-столь-ско-го про-ис-хо-ж-де-ния, в то вре-мя как на Вос-то-ке бы-ло мно-го апо-столь-ских ка-федр (например, ос-но-ван-ных апостолом Пав-лом в Ма-лой Азии, Гре-ции). Римская цер-ковь ак-тив-но уча-ст-во-ва-ла в жиз-ни других ка-федр по-сред-ст-вом ад-ре-со-ван-ных им по-сла-ний по различным во-про-сам (например, по по-во-ду спо-ров о дне празд-но-ва-ния Пас-хи, середина II века, по во-про-су пе-ре-кре-щи-ва-ния ере-ти-ков, середина III века) и поль-зо-ва-лась у них ав-то-ри-те-том. В эпо-ху Все-лен-ских со-бо-ров (IV-VIII веков) по-зи-ции Римской ка-фед-ры ещё бо-лее ук-ре-пи-лись, так как Папы Римские вы-сту-па-ли про-тив-ни-ка-ми ере-тических уче-ний: ари-ан-ст-ва (ко-то-рое при-ня-ли многие вар-вар-ские пле-ме-на ещё до на-ше-ст-вия на Римскую им-пе-рию), мо-но-фи-зит-ст-ва, мо-но-фе-лит-ст-ва, ико-но-бор-че-ст-ва, не ос-та-нав-ли-ва-ясь да-же пе-ред временными раз-ры-ва-ми с восточными церк-ва-ми. Это стя-жа-ло римскому пре-сто-лу сла-ву оп-ло-та пра-во-сла-вия. По-сле IV Все-лен-ско-го со-бо-ра (451) во все-лен-ской Церк-ви сло-жи-лась сис-те-ма 5 пат-ри-ар-ха-тов - круп-ней-ших и наи-бо-лее ав-то-ри-тет-ных ка-федр (Рим-ская, Кон-стан-ти-но-поль-ская, Алек-сан-д-рий-ская, Ан-ти-охий-ская и Ие-ру-са-лим-ская), к пред-стоя-те-лям ко-то-рых с VI века стал ре-гу-ляр-но при-ме-нять-ся ти-тул пат-ри-ар-ха (из официальной ти-ту-ла-ту-ры Папы Римского ти-тул пат-ри-ар-ха За-па-да ис-клю-чён в 2006 году, од-на-ко со-хра-нён в латинской под-пи-си «P. P.» - «Па-па и Пат-ри-арх»).

Вме-сте с тем в Римской церк-ви по-сте-пен-но раз-ви-ва-лось уче-ние о при-ма-те Папы Римского как вер-хов-но-го гла-вы всей хри-сти-ан-ской Церк-ви, но-си-те-ля выс-шей юрис-дик-ции и ав-то-ри-те-та в во-про-сах ве-ры и хри-сти-ан-ской мо-ра-ли. С этим уче-ни-ем свя-за-но фор-ми-ро-ва-ние осо-бой ве-ро-учительной сис-те-мы ка-то-ли-циз-ма . Опи-раю-щее-ся на тол-ко-ва-ние отдельных мест Свя-щен-но-го Пи-са-ния (Мф. 16:16-19, Лк. 22:32, Ин. 21:15-17, 2 Кор. 11:28 и другие) уче-ние о пап-ском при-ма-те ос-но-ва-но на пред-став-ле-нии о пер-вен-ст-ве в Церк-ви апостола Пет-ра, ко-то-рый в западной тра-ди-ции счи-та-ет-ся пер-вым епи-ско-пом Ри-ма; па-пы, как пре-ем-ни-ки апостола Пет-ра по Римской ка-фед-ре, на-сле-ду-ют от не-го это пер-вен-ст-во. Римский со-бор 378 года оп-ре-де-лил прин-цип не-под-суд-но-сти пап свет-ской вла-сти и рас-про-стра-нил су-деб-ную власть епи-ско-па Рим-ско-го на всех епи-ско-пов За-па-да, Римский со-бор 382 года впер-вые за-я-вил о при-ма-те епи-ско-па Рим-ско-го по от-но-ше-нию к апо-столь-ским ка-фед-рам Вос-то-ка. В V веке яр-ким вы-ра-зи-те-лем уче-ния о пап-ском при-ма-те был па-па Лев I Ве-ли-кий. Римский со-бор 494 года впер-вые на-звал Папу Римского «на-ме-ст-ни-ком Хри-ста» (vicarius Christi). На Вос-то-ке уче-ние о при-ма-те Папы Римского не при-ни-ма-лось в пол-ном объ-ё-ме, но и не ос-па-ри-ва-лось до оп-ре-де-лён-но-го вре-ме-ни.

По-сте-пен-но Папы Римские ста-ли пре-тен-до-вать на выс-ший сю-зе-ре-ни-тет в Ев-ро-пе на ос-но-ва-нии под-дель-но-го до-ку-мен-та в фор-ме императорской кон-сти-ту-ции - «Кон-стан-ти-но-ва да-ра» (VIII-IX века). Осо-бый им-пульс по-ли-тические при-тя-за-ния пап по-лу-чи-ли по-сле «Пи-пи-но-ва да-ра » (середина VIII века), ко-то-рым франк-ский май-ор-дом Пи-пин Ко-рот-кий да-вал Папе Римскому власть свет-ских пра-ви-те-лей на от-воё-ван-ных у лан-го-бар-дов зем-лях - бу-ду-щей Пап-ской об-лас-ти.

Ос-лаб-ле-ние Ви-зан-тии по при-чи-не внутренних смут и про-ти-во-ре-чий, араб-ских (VII-VIII веков) и тюрк-ских (XI века) за-вое-ва-ний спо-соб-ст-во-ва-ло ак-тив-но-му стрем-ле-нию Папы Римского рас-про-стра-нить свою власть на Вос-то-ке, что при-ве-ло к со-пер-ни-че-ст-ву с восточными пат-ри-ар-ха-та-ми (например, борь-ба па-пы Ни-ко-лая I и пат-ри-ар-ха Кон-стан-ти-но-поль-ско-го Фо-тия из-за цер-ков-ной юрис-дик-ции над Бол-га-ри-ей и при-ори-те-та в мис-сио-нер-ской дея-тель-но-сти сре-ди сла-вян-языч-ни-ков) и в ито-ге - к раз-де-ле-нию церк-вей.

В пе-ри-од борь-бы с им-пе-ра-то-ра-ми Свя-щен-ной Римской им-пе-рии (XI-XIII веков) Папы Римские пре-тен-до-ва-ли на выс-шую свет-скую власть во всех хри-сти-ан-ских зем-лях, что бы-ло вы-ра-же-но в хо-де гри-го-ри-ан-ской ре-фор-мы и в дея-тель-но-сти па-пы Гри-го-рия VII. Кре-сто-вые по-хо-ды, взя-тие кре-сто-нос-ца-ми Кон-стан-тино-по-ля (1204), вве-де-ние ин-кви-зи-ции (два по-след-них со-бы-тия при па-пе Ин-но-кен-тии III) оз-на-ме-но-ва-ли пик уси-ле-ния свет-ской и ду-хов-ной вла-сти Папы Римского. В XIII-XV веках, осо-бен-но во вре-мя про-ти-во-стоя-ния со-бор-но-му дви-же-нию, Авинь-он-ско-го пле-не-ния пап, Ве-ли-кой схиз-мы, уси-лия Папы Римского бы-ли на-прав-ле-ны на удер-жа-ние дос-тиг-ну-то-го влия-ния.

Важ-ны-ми ве-ха-ми в ис-то-рии пап-ст-ва яв-ля-ют-ся Ре-фор-ма-ция и про-ти-во-по-став-лен-ная ей Рим-ско-ка-то-лической цер-ко-вью Контр-ре-фор-ма-ция, од-ним из клю-че-вых со-бы-тий ко-то-рой стал Три-дент-ский со-бор (1545-1563), осо-бо вы-де-лив-ший пап-ские пре-ро-га-ти-вы, в ча-ст-но-сти то, что ав-то-ри-тет Папы Римского вы-ше ав-то-ри-те-та лю-бо-го со-бо-ра. Уче-ние о пап-ском при-ма-те в ка-че-ст-ве дог-ма-та ка-то-ли-циз-ма бы-ло про-воз-гла-ше-но Ва-ти-кан-ским I со-бо-ром (1869-1870) в дог-ма-тической кон-сти-ту-ции «Pas-tor Aeternus». Этой же кон-сти-ту-ци-ей про-воз-гла-шён дог-мат о без-оши-боч-но-сти Папы Римского в важ-ней-ших официальных су-ж-де-ни-ях (ex cat-hedra) по во-про-сам ве-ры и нрав-ст-вен-но-сти (в ос-таль-ных слу-ча-ях вы-ска-зы-ва-ния Папы Римского не но-сят об-ще-обя-за-тель-но-го ха-рак-те-ра; дог-мат не под-ра-зу-ме-ва-ет лич-ную без-греш-ность па-пы).

В ре-зуль-та-те мно-го-ве-ко-вой эво-лю-ции ка-то-лическое уче-ние о Папе Римском при-ня-ло сле-дую-щий вид. Ии-сус Хри-стос по-ста-вил апостола Пет-ра кня-зем (латинский princeps) апо-сто-лов ; Пётр - ос-но-ва-ние хри-сти-ан-ской Церк-ви, ви-ди-мый её гла-ва и на-ча-ло един-ст-ва. Он един-ст-вен-ный вос-при-нял власть (potestas) пря-мо от Хри-ста, а не че-рез по-сред-ст-во Церк-ви. Он на-ме-ст-ник Хри-ста, при-няв-ший всю пол-но-ту вла-сти, а не од-но лишь пер-вен-ст-во чес-ти; апо-сто-лы при-ня-ли власть не без Пет-ра и не про-тив Пет-ра, они бы-ли ему под-чи-не-ны и да-же апостол Па-вел не был ему ра-вен. Апостол Пётр был пер-вым епи-ско-пом Ри-ма, по-это-му Папа Римский - пол-но-вла-ст-ный пре-ем-ник апостола Пет-ра. От-сю-да име-но-ва-ние пап-ской ка-фед-ры как «апо-столь-ско-го пре-сто-ла», «пре-сто-ла святого Пет-ра» и тому подобное. Пет-ро-во пре-ем-ст-во не ос-но-ва-но на все-лен-ских со-бор-ных по-ста-нов-ле-ни-ях. Един-ст-во Церк-ви в том, что «ста-до Хри-сто-во» в си-лу об-ще-ния с Папой Римским име-ет еди-но-го пас-ты-ря и ис-по-ве-ду-ет его ве-ру. При-зна-ние та-ко-го пер-вен-ст-ва Папы Римского не-об-хо-ди-мо для спа-се-ния; не по-ви-ную-щий-ся па-пе - схиз-ма-тик. Папа Римский име-ет не-по-сред-ст-вен-ную епи-скоп-скую юрис-дик-цию над всей Цер-ко-вью. Это - вер-хов-ная власть в во-про-сах ве-ро-уче-ния и мо-ра-ли, дис-ци-п-ли-ны и управ-ле-ния. По-ста-нов-ле-ния Папы Римского не ну-ж-да-ют-ся в до-пол-нительном со-гла-сии Церк-ви, что-бы быть не-пре-лож-ны-ми, так как они вы-ра-жа-ют са-мую сущ-ность цер-ков-ной ве-ры и яв-ля-ют-ся го-ло-сом Церк-ви.

Папа Римский име-ет вер-хов-ную за-ко-но-дательную, административную и су-деб-ную власть. Бу-ду-чи вер-хов-ной су-деб-ной ин-стан-ци-ей, Папа Римский при-ни-ма-ет апел-ля-ции от всех вер-ных; его ре-ше-ние не под-ле-жит пе-ре-смот-ру в какой-либо другой ин-стан-ции. Сам Папа Римский не под-ле-жит ничь-е-му су-ду, име-ет власть над со-бо-ра-ми. Он вер-хов-ный учи-тель Церк-ви, сам по се-бе оп-ре-де-ляю-щий об-ще-обя-за-тель-ные ве-ро-учительные ис-ти-ны и пол-но-моч-но ин-тер-пре-ти-рую-щий со-бор-ные по-ста-нов-ле-ния, но мо-жет дей-ст-во-вать и как ча-ст-ный учи-тель, например под-дер-жи-ваю-щий од-но из до-пус-ти-мых мне-ний какой-либо бо-го-слов-ской шко-лы (бо-го-слов-ские факультеты, мо-на-ше-ские ор-де-на у ка-то-ли-ков име-ют пра-во на ча-ст-ные док-три-ны по дис-кус-си-он-ным во-про-сам).

Трак-туе-мая та-ким об-ра-зом власть Папы Римского ос-па-ри-ва-лась пра-во-слав-ны-ми, про-тес-тан-та-ми и да-же чле-на-ми са-мой Рим-ско-ка-то-лической церк-ви (со-бор-ное дви-же-ние, гал-ли-кан-ст-во) в различных ас-пек-тах (Свя-щен-ное Пи-са-ние, Свя-щен-ное Пре-да-ние, ка-но-ни-ка, цер-ков-ная ис-то-рия). Ва-ти-кан-ский II со-бор (1962-1965) Рим-ско-ка-то-лической церк-ви, со-хра-нив не-пре-ре-кае-мым уче-ние о пер-вен-ст-ве Папы Римского во все-лен-ской Церк-ви, на-ря-ду с этим, при-дал осо-бое зна-че-ние прин-ци-пам епи-скоп-ской кол-ле-ги-аль-но-сти, в рам-ках ко-то-рой римский пон-ти-фик осу-ще-ст-в-ля-ет своё пер-во-вер-хов-ное слу-же-ние. Со-глас-но при-ня-той со-бо-ром дог-ма-тической кон-сти-ту-ции «Lumen Gentium», кол-ле-гия епи-ско-пов об-ла-да-ет унас-ле-до-ван-ной от апо-сто-лов пол-но-той вла-сти в Церк-ви и без-оши-боч-но-стью в из-ло-же-нии уче-ния о ве-ре и нра-вах, од-на-ко обя-зательным ус-ло-ви-ем осу-ще-ст-в-ле-ния этих пре-ро-га-тив яв-ля-ет-ся со-гла-сие и един-ст-во с Папой Римским.

В начале XXI века боль-шин-ст-во бо-го-сло-вов всех хри-сти-ан-ских кон-фес-сий при-зна-ют ка-то-лическое уче-ние о Папе Римском главным пре-пят-ст-ви-ем на пу-ти вос-ста-нов-ле-ния един-ст-ва Рим-ско-ка-то-лической церк-ви с другими церк-ва-ми.

Свет-ская власть Папы Римского, ны-не дей-ст-вую-щая в государстве Ва-ти-кан (пра-во-пре-ем-ни-ке Пап-ской об-лас-ти), важ-на как га-ран-тия его не-за-ви-си-мо-сти от лю-бой че-ло-ве-че-ской вла-сти. В ме-ж-ду-народном пра-ве в си-лу од-но-временного вла-де-ния Папой Римским не-раз-дель-ны-ми функ-ция-ми вла-сти - как ви-ди-мо-го гла-вы Рим-ско-ка-то-лической церк-ви и как су-ве-ре-на государства Ва-ти-кан - он яв-ля-ет-ся су-ве-рен-ной пер-со-ной ис-клю-чительного свой-ст-ва (persona sui generis). Пол-ный су-ве-ре-ни-тет Папы Римского со-хра-ня-ет-ся за ним вне за-ви-си-мо-сти от на-ли-чия тер-ри-то-ри-аль-ных вла-де-ний.

В из-бра-нии но-во-го Папы Римского по-сле смер-ти (или отречения) пре-ды-ду-ще-го пон-ти-фи-ка, со-глас-но пра-ви-лу, ут-вер-див-ше-му-ся со вре-мён гри-го-ри-ан-ской ре-фор-мы XI века, мо-гут при-ни-мать уча-стие толь-ко кар-ди-на-лы, со-брав-шие-ся на конк-ла-ве. С конца XIV века Папа Римский не-из-мен-но из-би-ра-ет-ся из чис-ла кар-ди-на-лов. Со-глас-но Ко-дек-су ка-но-ни-че-ско-го пра-ва, он мо-жет от-речь-ся от слу-же-ния по собственной во-ле без со-из-во-ле-ния с чьей-ли-бо сто-ро-ны.

Франциск I – 266-й и текущий глава Католической церкви и государства Ватикан (Vatican City State), избранный 13 марта 2013-го.


Известно, что новый папа особенно обеспокоен благосостоянием бедных слоев населения. Однако некоторые наблюдатели отмечают, что пока Франциск просто ограничивается советами активно взращивать свою духовность и святость, которые уже сами собой должны повысить уровень сочувствия к страданиям бедных.

Франциск I, до интронизации Хорхе Марио Бергольо (Jorge Mario Bergoglio), родился в Буэнос-Айресе, Аргентина (Buenos Aires, Argentina), 17 декабря 1936-го. Он был одним из пятерых детей железнодорожника Марио Хосе Бергольо (Mario José Bergoglio) и домохозяйки Регины Марии Сивори (Regina María Sívori). В детстве он болел за футбольный клуб "San Lorenzo de Almagro", поклонником которого остается по сей день.

Хорхе Марио с дипломом химика-технолога в 21 год решил переключиться на духовенство. Он начал свои религиозные изыскания, и в 1969-м был рукоположен в священники. В молодости Бергольо пострадал от опасной для его жизни пневмонии, а из-за кисты была удалена верхняя доля его правого легкого. Еще в 1960-м он получил лиценциат по философии в колледже Святого Иосифа (Colegio Máximo San José), и в 1964-1966 гг. преподавал литературу и философию в трех разных колледжах. После рукоположения Бергольо стал профессором теологического факультета в Буэнос-Айресе. С 1980-го по 1986-й он оставался ректором в семинарии в колледже в Сан-Мигеле (San Miguel). Он окончил свою работу над диссертацией во Франкфурте, Германия (Frankfurt, Germany), и вернулся домой, чтобы служить в иезуитской общине в Кордове (Córdoba). Бергольо был назначен викарным епископом Буэнос-Айреса в 1992-м.


После кончины кардинала Антонио Кваррасино (Antonio Quarracino) 28 февраля 1998-го Хорхе Марио стал новым архиепископом Буэнос-Айреса. На этом посту Бергольо основал новые приходы и учредил комиссию по разводам. 21 февраля 2001-го папа римский Иоанн Павел II (John Paul II) на консистории возвел Бергольо в кардиналы. После смерти первого, Хорхе Марио считался первым кандидатом на должность папы, во многом благодаря его доктринальному консерватизму, активной борьбе за социальную справедливость и отказу от жизни в роскоши. Однако на Конклаве в 2005-м победу одержал кардинал Йозеф Ратцингер (Joseph Ratzinger). На заседании Синода епископов в том же году Бергольо был выбран в постсинодальный совет. Он на три года стал главой аргентинской Епископской конференции (Argentine Episcopal Conference) после голосования епископов, отдавших за него большинство голосов, а затем 11 ноября 2008-го был переизбран.

Наконец, на Конклаве 2013-го, созванном после того, как Бенедикт XVI (Benedict XVI) отрекся от папства, Хорхе Марио Бергольо обошел других претендентов – и стал новым верховным понтификом. В день своего избрания он отказался от папского лимузина, приехав в свой отель на автобусе. Подбирая себе папское имя, Бергольо остановился на варианте Франциск. Он первым за всю папскую историю использовал имя святого Франциска Ассийского (Francesco d"Assisi), учредителя нищенствующего ордена, воодушевившись словами сидевшего рядом с ним на Конклаве кардинала, который шепнул ему после его избрания: "Не забывай бедных".


Папа выступает против однополых браков, гей-усыновлений и осуждает гомосексуализм, хотя и считает важным проявлять толерантность к сексуальным меньшинствам. Еще до своего избрания он отвернулся от "теологии освобождения". Франциск I сделал акцент в своем учении на отказе от "духовной суетности", и в своей проповеди подчеркнул, что, "если не исповедовать Иисуса Христа, дела будут идти плохо".

По факту, Франциск I – первый в истории папства избранник из Америки (America), первый из Южного полушария; первый папа-иезуит и первый не-европейский папа после Григория III (Gregory III).


Папа римский Франциск (Francesco), в миру носивший имя Хорхе Марио Бергольо (Jorge Mario Bergoglio), родился 17 декабря 1936 г. в Буэнос-Айресе. Происходит из семьи итальянских эмигрантов, отец его работал на железной дороге. Первый глава католического мира из Нового Света, а также первый папа-иезуит .

Рукоположение и педагогическая деятельность

В семинарию Вилья-Девото (Villa Devoto) в Буэнос-Айресе Бергольо поступил в возрасте 22-х лет. В 1958 г. пополнил ряды ордена иезуитов. Послушничество с изучением гуманитарных наук прошел в Чили. Затем, вернувшись в Аргентину, поступил в колледж Святого Иосифа. По окончании с отличием преподавал гуманитарные дисциплины в колледжах Буэнос-Айреса.

Помимо родного испанского, отлично владеет итальянским и немецким языками. Новый папа римский имеет также и светское образование по специальности химик-технолог.

Рукоположение состоялось 13 декабря 1969 г. Как и подобает истинному священнику, Бергольо был неприхотлив и упорен, к тому же обладал хорошими знаниями, которые непрерывно совершенствовал. Благодаря этим качествам вскоре занял пост ректора когда-то блестяще оконченного им колледжа святого Иосифа . Затем, получив докторскую степень в Германии, стал директором Кордовской архиепископии.

Высшие должности в церковной иерархии

Примасом Аргентины Бергольо стал в возрасте 61 года. Фактически эти обязанности он исполнял в течение нескольких лет до вступления в сан, будучи помощником кардинала Антонио Кваррасино (Antonio Quarracino). Здесь его талант руководителя и качества, присущие истинному отцу Церкви, раскрылись в полной мере и были оценены по достоинству.

В 2001 г. папа Иоанн Павел II (Giovanni Paulo II) возвел архиепископа Бергольо в кардиналы. В этом звании он занимал различные посты в Римской курии.

Биография скромнейшего из священников не была безоблачной. В 2005 г. разразился скандал. Против кардинала Бергольо возбудили уголовное дело. Правозащитница Мириам Брегман (Myriam Bregman) обвинила его в том, что он якобы сдал хунте двух священников-иезуитов в 1976 г. Версия о связи священника с хунтой не подтвердилась , судья Херман Кастелли (Herman Castelli) назвал обвинительное заявление «полной ложью».

В апреле того же 2005 года, после смерти Иоанна Павла II кардинал принял участие в Конклаве как папа-выборщик. Но во втором туре большинство голосов было отдано Йозефу Ратцингеру (Joseph Ratzinger), принявшему имя Бенедикта XVI (Benedetto XVI).

После отречения Бенедикта от папства 28 февраля 2013 года , аргентинец вновь участвовал в Конклаве, на сей раз успешно. Католики всего мира с восторгом приняли весть о том, что отныне их пастырем стал скромный кардинал из Латинской Америки.

Речи

Новый папа римский известен не только как талантливый руководитель, но и блестящий оратор. Речи Франциска I свидетельствуют о разностороннем уме и глубокой образованности. Спектр проблем, волнующих папу, широк и разнообразен: возможная третья мировая война, беспокойная Украина, межнациональные отношения, проблемы секс-меньшинств и внебрачные дети .

  • В речи, посвященной столетию начала Первой мировой , Франциск I, призывая паству к миру и единению, сказал, что третья мировая война, желаем мы этого или нет, уже началась.

    Свидетельство тому – непрекращающиеся вооруженные конфликты, сотрясающие мир, наиболее яркие примеры которых – Сирия и Украина. Рассказал о том, что его дед был участником Первой мировой войны, после которой эмигрировал в Аргентину.

  • Одно из наиболее прочувствованных выступлений понтифика – речь, произнесенная в Европарламенте . Возвышая голос от имени Церкви, папа говорил о недопустимости торговли оружием и торговли людьми, подчеркивая, что демократия без стремления к истине скатывается в болото вселенского эгоизма.

    Франциск сравнил Европу с тополем, который зачахнет, не имея корней. «Где твоя сила, Европа?» – вопрошал глава католического мира. Сила, по словам папы, заключается в разумном и уважительном отношении к историческому наследию.

  • Речь о геноциде армян 12 апреля 2015 года вызвала возмущение президента Турецкой Республики Реджепа Эрдогана (Recep Tayyip Erdoğan) уже одним употреблением слова «геноцид».

    Посол был вызван в турецкое Министерство иностранных дел в Анкаре для дачи объяснений, понтифик же настоял на том, что события 1915-го года положили начало массовым убийствам на национальной почве, омрачившим XX век . По мнению папы, сокрытое зло может быть уподоблено «кровоточащей ране, которую не забинтовали».

Литургии

Римская месса – важная часть жизни любого человека, исповедующего католицизм, а для всех прочих может стать интересным зрелищем. Официальный сайт Ватикана предоставляет расписание литургий, проводимых в . Сам папа проводит мессу только по праздникам, посетителей бывает много, рекомендуется приходить за два часа до начала.

Воскресным утром (в 11 часов) папа Франциск из окна своих покоев читает для собравшихся на площади Святого Петра проповедь Angelus . В воскресном дне для христиан заключена особая благодать, каждый может увидеть своего пастыря и окунуться в атмосферу единения с собратьями по вере.

Ирландское пророчество

Пророчество святого архиепископа Ирландского Малахии гласит, что последний папа римский, называемый Петром Римлянином (Petrus Romanus), будет править «среди множества терзаний», после чего Вечный Город ожидает полное разрушение.

Казалось бы, все вышесказанное не имеет отношения к нынешнему понтифику. Но толкователи священных текстов провели аналогию, разложив фамилию папы на два слова – Berg и Oglio. Petrus (лат.) и Berg (нем.) переводятся как «камень», Oglio (Оллия) – река в Италии, один из притоков По. Да и сам папа – этнический итальянец! Его мирскую фамилию можно интерпретировать как «твердыня в потоке» . Подобные рассуждения выглядят (да и являются по сути) спорными, но из-за множества совпадений девизов Малахии с фактами о предыдущих папах желающие находят повод утверждать, что древнее пророчество о Петре Римлянине исполняет аргентинский кардинал .

  • Известен личной скромностью . Отказался от роскошных апартаментов, «папамобиля» и личного повара. Подобно своему тезке Франциску Ассизскому, предан идеалам евангельской бедности.
  • В молодости подрабатывал вышибалой в ночном клубе.
  • Является футбольным болельщиком , поклонник клуба «Сан-Лоренсо» из Буэнос-Айреса.
  • В первый Чистый Четверг после интронизации омыл ноги 12 несовершеннолетним заключенным , среди которых были две девушки (католичка и мусульманка). Своим жестом новый папа римский подал пример милосердия к подросткам, находящимся на самом дне жизни.
  • Английский журнал «Time» признал его « ».
  • Электронное письмо папы , адресованное Густаво Вере (Gustavo Vera), председателю латиноамериканского общества по борьбе с наркоманией, вызвало дипломатический скандал. Причиной тому стало высказанное понтификом желание предотвратить «мексиканизацию» Аргентины. Темой столь неудачного e-mail’а был разгул наркомафии в странах Латинской Америки. Возмущению мексиканской стороны не было предела, но пресс-служба Ватикана заявила, что личное письмо не должно становиться поводом к подобной ссоре и Его Святейшество не желал никого оскорбить, лишь подчеркнул опасность повышения наркотрафика.

Обратная связь – как связаться с папой Франциском?

Публичного e-mail’а понтифик не имеет, все послания Святому Отцу отправляются на следующий адрес: Его Святейшество Франческо, Двор Санта-Марта, 00120 Ватикан (Sua Santità Francesco, Casa Santa Marta, 00120 Città del Vaticano) .

Форма письма свободная, допускается писать на родном языке, обращаясь к папе «Ваше Святейшество» или «Святой Отец». При Папском Дворе функционирует Управление Переписки, состоящее из четырех человек и возглавляемое монсеньером Джулиано Галлорини (Giuliano Gallorini). Это немногочисленное подразделение сортирует и читает все множество писем, адресованных папе Франциску. Чаще всего они же и пишут ответы, строго соблюдая папскую стилистику.

Лишь в самых сложных случаях, когда письмо содержит жалобы на большую несправедливость и притеснения, отвечает сам папа.

Для получения особого благословения Святого Отца нужно заполнить специальный бланк, форму которого предоставляет сайт Папского Двора . Передать заполненный бланк по назначению можно тремя способами:

  • вручив его лично или через курьера , пройдя в Ворота Святой Анны (l’Ingresso Sant’Anna) на правой стороне колоннады Святого Петра (открыты с понедельника по субботу с 9.00 до 12.00);
  • по факсу +39 32 06698831;
  • обычной почтой , отправив по адресу: Апостольское Благотворительное учреждение, Офис Свитков — 00120 Ватикан (Elemosineria Apostolica, Ufficio pergamene – 00120 Città del Vaticano).

Даты папских аудиенций и формы бланков на участие в них находятся по адресу . Бланк с данными отправляется на адрес Префектуры Ватикана или факсом на номер +39 63 06698858. Необходимо указать тип аудиенции и число участников. Билеты выдаются в офисе за Бронзовой дверью, расположенном справа от базилики Святого Петра (Basilica di San Pietro).

Уточнить детали интересующих процедур можно в Префектуре Ватикана, позвонив по номерам: +39 76 06698848 , +39 14 06698831 , +39 73 06698832, с 9.00 до 13.00.

Папские аудиенции и благословения бесплатны.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

    Список римских пап, похороненных в Соборе Святого Петра. Мраморная плита при входе в сакристию в Соборе Святого Петра в Ватикане Список римских пап, разбитый по периодам, с аннотациями и указанием периодов правления. Примечание: Только в 384… … Википедия

    - … Википедия

    - (лат. соединение) слияние исповеданий православного и католического, причем, с одной стороны, признается главенство папы, чистилище, нахождение Св. Духа и от Сына, с другой допускается брак белого духовенство и богослужение на родном языке, с… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    БИБЛИОГРАФИЯ БОГОСЛОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - БИБЛИОГРАФИЯ [от греч. βιβλίον книга и γράφω пишу] БОГОСЛОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, информация об изданиях, относящихся к комплексу научно богословских дисциплин. Термин «библиография» появился в Др. Греции и первоначально означал «переписывание книг».… … Православная энциклопедия

    - (белор. Беларускія прозьвішчы) сформировались в контексте общеевропейского процесса. Древнейшие из них датируются концом XIV началом XV века, когда тер­ри­тория Белоруссии входила в состав Великого княжества Литовского полиэтнического и… … Википедия

    - (Латинская патрология) собрание сочинений латиноязычных христианских авторов, включающее 217 огромных томов, первая часть «Полного курса патрологии» (Patrologiae Cursus Completus), вторая часть Patrologia Graeca. Изданы аббатом Минем… … Википедия

    - (от λιτός общий и εργον дело) название главнейшего из христианских богослужений, существующего, хотя и не в одинаковом виде и значении, у всех христианских вероисповеданий и выражающего главные идеи христианского миросозерцания и главные цели… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона