Как работает стартер на пиле. Самостоятельно устраняем неисправность стартера бензопилы

Быстрый запуск любой бензопилы не обходится без стартера. В процессе работы инструмента, благодаря ускоренному прокручиванию коленчатого вала, топливно-воздушная смесь подается в двигатель, сжимается и воспламеняется. Исходя из этого, качественно подобранный стартер для бензопилы способен гарантировать долгую и исправную работу всего механизма!

Устройство и принцип работы

Почти все известные изготовители бензопил дополняют собственную продукцию стартерами идентичного принципа работы. Ведь не зря в любом специализированном магазине сегодня можно найти универсальные типы стартеров, которые в равной степени отлично подойдут для любой модели бензопилы, будь то Макита, Хускварна либо Штиль, или даже полуофициальной подделки из Китая под вышеуказанные марки. Тем не менее, среди стартеров отечественного изготовления есть и те, что обладают своими уникальными особенностями – Урал, Лесник и т.п.

Работа стартера заключается в следующем: на корпусе бензопилы имеется ручка, сквозь которую проходит специальный трос, вытягивающий и зацепляющий барабан храпового механизма при резком вытягивании. При этом движение передается на барабан со шлицами на валу.

В это время коленчатый вал делает несколько полных оборотов, в результате чего рабочая смесь сжимается между головкой цилиндра и поршня. Если ручку отпустить, то контакт между шлицами и храповиком потеряется, в результате чего вал просто остановится!

Чем больше объем двигателя бензопилы, тем больше топливно-воздушной смеси потребуется для дальнейшего воспламенения. Исходя из этого, для запуска пил большой мощности, как правило, необходимо больше рывков за пусковой тросик. Для большего удобства работы и для ускорения возврата барабана производители стали использовать заневоленные возвратные пружины из упругих сталей.

Упрощение запуска бензопилы достигается за счет следующих факторов:

  1. Присутствии в конструкции некоторых моделей бензопил (к примеру, в моделях Maxcut, Partner линейки S и т.п.) специального насоса, гарантирующего своевременную подкачку топливной смеси.
  2. Монтажа дополнительной пружины, обеспечивающей более легкое раскручивание коленчатого вала при смещении тросика.
  3. За счет предварительного обогащения смеси через соответствующую заслонку в корпусе карбюратора.
  4. Размещения автоматического декомпрессионного клапана , который будет уменьшать рабочее давлению внутри цилиндра.

Ремонт стартера бензопилы

В процессе частой эксплуатации некоторые составляющие бензопилы могут подвергаться постоянным динамическим воздействиям, из-за чего, например, в самый неподходящий момент может лопнуть тросик, вал начнет проворачиваться с куда меньшей скоростью либо выкрошатся зубья храповика. Учитывая это, ремонт и ревизия стартера бензопилы могут выступать операциями, проводимыми даже не один раз в течении одного рабочего сезона!

Ремонт пружины

При низком качестве материла пружины, последняя имеет свойство лопаться, причем обычно разрыв происходит на участке контакта с барабаном, в месте, где образуется петля. В таком случае совсем не обязательно менять пружину! Вполне достаточно просто хорошо прочистить поверхность от имеющейся смазки и грязи, после чего осторожно подшлифовать участок разрушения. В конце пружина отпускается при температуре в 600-650 градусов, пока сталь не получит малиновый оттенок. Остывать деталь должна постепенно, где при 100-150 градусах уже можно осторожно завернуть конец пружины на внутренней поверхности барабана по форме ограничительного выступа, чтобы материал получил нужную пластичность. При этом упругие характеристики пружины останутся прежними.

Замена шнура

В случае вытягивания шнура тросик начинает тереться о корпус стартера. Замена шнура начинается с разбора корпуса узла, в процессе которого храповой барабан аккуратно поднимается так, чтобы возвратная пружина не соскользнула со своего гнезда. Правильнее и удобнее делать это вдвоем , где во время замены тросика второй будет держать пружину! После того, как трос будет удачно зафиксирован в пазах барабана и ручке, он наматывается на валик с последующей сборкой корпуса.

Как поставить пружину на стартер бензопилы?

Даже опытному мастеру сложно разместить пружину стартера в необходимом пазе. Первым делом пружина сворачивается до своего изначального диаметра, после чего размещается внутри полости ступицы барабана. Наружный конец пружины размещается напротив отверстия в замке – с этой целью можно воспользоваться отверстой! Внешний конец располагается за ограниченный выступ. При помощи той же отвертки петля со стороны внутреннего конца пружины совмещается вместе с отверстием. Опускается диск, после чего проверяется его вращение, а также и то, встала ли правильно собачка храпового механизма. Осуществляется сборка храповика.

После успешной замены пружины нужно настроить ее натяжение. С этой целью тросик вводится на окружности в паз, где на него закручивается возвратная пружина. Убрав слабину правильнее при накрутке пружины будет сделать дополнительно пару оборотов, обеспечив таким образом необходимый натяг детали.

Не стоит стараться самостоятельно выполнить ремонт храпового механизма в домашних условиях, так как для большинства моментов требуется станок с ЧПУ! Если у вас его нет, то покупка или заказ нового узла в специализированном магазине будет более оправданным решением.


Бензопила – это основной инструмент, при помощи которого можно запастись дровами для бани или камина, а также можно использовать ее при строительных работах на дачном участке или в частном доме. При соблюдении всех условий эксплуатации и проведении профилактических мероприятий, которые предусмотрены производителем, бензопила может прослужить длительное время. Но по истечении времени могут возникнуть мелкие неисправности, с которыми можно справиться самостоятельно. Например, ремонт стартера бензопилы своими руками вполне по силам при соблюдении последовательности операций.

Устройство стартера бензопилы: 1- винт стартера, 2 – втулка, 3 – пружина легкого запуска, 4 – винт, 5, 6 – катушка стартера, 7 – дефлектор, 8 – крышка стартера, 9 – ручка и шнур, 10 – винт.

Типичные неисправности

К наиболее распространенным поломкам инструмента можно отнести следующие:

  • проблемы в системе зажигания;
  • остановка работы бензопилы в процессе выполнения распила;
  • потеря мощности при работе;
  • изнашивание некоторых конструктивных элементов бензопилы (тормозной ленты, ведущие звездочки, антивибрационные части);
  • проблемы в системе подачи топлива;
  • неисправности, связанные со стартером.

Кроме того, необходимо производить визуальный осмотр бензопилы перед началом выполнения работ и предупредительные мероприятия. К ним относят смазку цепи, контроль количества топливной смеси, а также наличие требуемого количества масла.

Свечу зажигания выкручивают для проверки ее состояния.

Каждая из неисправностей устраняется по своей технологии. Так, например, ремонт топливной системы бензопилы следует начинать с осмотра соответствующего фильтра. После этого проверяют правильность регулирования карбюратора, которое осуществляется при помощи винтов. Зазоры должны быть выставлены в строгом соответствии с инструкцией производителя, которая должна прилагаться в комплекте с бензопилой. К ремонту системы зажигания относят осмотры свечей. При обнаружении сильного нагара, изменении зазора или других видимых повреждений данный элемент должен быть заменен.

Вернуться к оглавлению

Ремонтные работы стартера

Проблемы в работе стартера могут не обеспечивать запуск инструмента. То есть после того, как шнур будет натянут, бензопила не начинает работать.

Причинами неисправности является:

  • поломка или трещина шкива;
  • лопнувшая пружина;
  • порыв запускающего троса.

Перед тем как произвести ремонт стартера, надо подготовить инструменты, с помощью которых производить работы:

  • набор отверток или специальный инструмент, который прилагается производителем в комплекте с инструментом;
  • веревка, которая будет использована как замена оборвавшемуся шнуру при необходимости.

Большое количество черного нагара на свече зажигания указывает о нарушениях в работе двигателя.

Прежде чем приступить непосредственно к ремонту стартера и выяснения причин неисправностей, необходимо его снять с корпуса инструмента. Для этого необходимо открутить несколько винтов, удерживающих боковую крышку, к которой прикреплен стартер. Это делается отверткой или специализированным инструментом.

После того как крышка откручена, ее переворачивают и осматривают. Далее откручивают винт, с помощью которого закреплен стартер. После этого демонтируют зажим и пружину для осуществления плавного запуска. Теперь для снятия оказывается доступным шкив, на который намотан шнур. После того как будет развязан узел на веревке, ее можно вытащить со шкива и заменить на новую. При условии, что потеря работоспособности стартера связана с обрывом, этого может быть достаточно для устранения поломки. Однако остальные части, которые составляют данный элемент бензопилы, следует тщательно осмотреть.

При осмотре составных частей стартера могут быть выявлены следующие неисправности:

Наиболее часто повреждение пружины плавного пуска происходит с того конца, где она видна при разборке корпуса.

  1. Шкив может быть поврежден. Возможно наличие трещин или разрывов, а также имеются повреждения на задней части. В результате этих проблем инструмент не может выполнять работы.
  2. Повреждение пружины плавного запуска. При этом может быть механически неисправна как сама пружина, так и иметься дефекты места ее крепления. Самым слабым местом данного элемента является именно крепежное место и кончик пружины, который в него вставляется.

При обнаружении неисправных или частично поврежденных деталей стартера они должны быть заменены новыми. При этом новые элементы должны соответствовать ремонтируемой модели пилы.

После окончания ремонта требуется правильно собрать стартер.

Шкив устанавливается поверх пружины. При этом необходимо проверить, насколько они сцепились между собой. В продолжение ремонта необходимо выполнить обмотку шкива. Это нужно сделать таким образом, чтобы при вращении он тянул шнур в стартер. Достаточно сделать 3-4 оборота, чтобы придать требуемое напряжение. Предварительно веревку продевают сквозь отверстие в крышке бензопилы.

Сегодня бензопила является надежным и незаменимым помощником как профессиональных мастеров, так и любителей в случае, когда им необходимо выполнить большой объем строительных работ, повалить дерево или же подрезать толстые сучья на нем. Бензопила, в отличие от своего электрического аналога, приводится в действие двигателем внутреннего сгорания, поэтому не отягощает мастера длинными шнурами питания и не привязывает его к розетке. Одним словом, бензопила – это автономность и удобство.

Но иногда происходит так, что бензопила никак не хочет запускаться. Вы привычно дергаете за шнур стартера, а двигатель на это никак не реагирует. С большой долей вероятности можно сказать, что виновником проблемы стал один из элементов системы запуска устройства, его стартер. Бывает, что запускающий пилу тросик двигается неравномерно, с рывками, а случается, что он и вовсе не реагирует на ваше усилие (нет отдачи). Чаще всего причиной проблем со стартом является поломка шкива стартера или его пружины.

В любом случае, чтобы понять причину поломки вам придется разобрать для проверки стартовый механизм. Для ремонта стартера бензопилы нам понадобится обычный набор отверток различной размера и конфигурации, который имеется в распоряжении любого мастера.

Порядок разборки бензопилы для ремонта или замены стартера

  1. Кладем бензопилу на бок и выкручиваем поочередно винты, которыми крепится боковая крышка корпуса. Кроме винтов следует также аккуратно отстегнуть специальные защелки на крышке. Чаще всего стартер крепится на внутренней стороне крышки бензопилы.
  2. Выкрутите отверткой фиксирующий винт в верхней части стартера и положите его в отдельную коробочку.
  3. Снимите пластиковый зажим стартера и отложите его в сторону.
  4. Если ваша бензопила оснащена пружиной, обеспечивающей плавный запуск устройства, также снимите ее и положите рядом с зажимом.
  5. Развяжите узел, закрепляющий пусковой тросик на шкиве, и вытяните его из устройства.
  6. Снимите сам шкив с крышки бензопилы.

Теперь самое время приступить к поиску возникшей проблемы

  • Внимательно рассмотрите шкив . Чаще всего причиной неисправности шкива являются механические повреждения (трещины или разрывы), которые не дают ему правильно реагировать на движение пускового шнура.
  • Проверьте целость пружины стартера . Зачастую ломается верхний край пружины, который при разборке обращен к вам. Нередко выходит из строя упор на крышке корпуса, к которому крепится пружина.
  • Если вы обнаружили вышедшие из строя детали – их следует заменить исправными, после чего собрать бензопилу в обратном порядке.

Как правильно собрать стартер бензопилы

  1. Установите пружины стартера на место в положенные пазы.
  2. Наденьте на пружину шкив стартера и проверните его до тех пор, пока он надежно не сцепится с пружиной.
  3. Намотайте на шкив пусковой тросик. В данном случае трудность состоит в том, чтобы правильно продумать, как пусковая веревка будет вести себя внутри шкива. Следует так намотать пусковой тросик, чтобы он стремился быть втянутым внутрь шкива. Для создания необходимой силы натяжения вполне достаточно пяти оборотов шкива вокруг своей оси.
  4. Закрепите пусковой тросик внутри шкива. В данном случае, особенно если вы делаете это первый раз, лучше попросить кого-нибудь помочь вам. Придерживая шкив руками, пропустите пусковой тросик через отверстия стартера и шкива, а его конец закрепите с помощью узла.
  5. Установите на место пружину плавного запуска бензопилы.
  6. Поместите сверху пружины пластиковый зажим и зафиксируйте его с помощью винта.
  7. Натяните пусковую веревку и плавно дайте ей втянуться внутрь стартера.
  8. Установите крышку с отремонтированным стартером на место и закрепите ее винтами.
  9. Проверьте правильность запуска бензопилы.

Бензопила стала настолько привычным инструментом в подворье любого типа, что в случае поломки вы испытываете настоящий дискомфорт. Можно незамедлительно отнести инструмент в сервисный центр, и расстаться с некоторой суммой денег.

Или же спокойно разобраться в причинах неисправности – и произвести ремонт своими руками.

Преимущества такого подхода:

  • вы экономите немалые средства, работа бесплатная, запасные части вы ищете самостоятельно, имея возможность ценового маневра;
  • устройство бензопилы для вас больше не является загадкой, вам понятны все процессы, происходящие внутри;
  • ваше самолюбие празднует победу, друзья смотрят на вас уважительно;
  • ситуация, когда бензопила неожиданно «встанет» на лесной поляне в 50 км от ближайшего населенного пункта, не застанет вас врасплох.

Что нужно знать, чтобы осуществить ремонт бензопилы своими руками, и какие требуются инструменты?

В первую очередь, надо понимать кинематику работы устройства. Поверхностных знаний типа: «бензобак, мотор, шнур запуска, вал, цепь» – недостаточно. Изучите техническое описание вашего инструмента, почитайте профильную литературу.

При проведении гарантийного обслуживания (в этот период ремонт лучше доверить сервису) не стесняйтесь задавать вопросы мастерам, постарайтесь вникнуть в устройство бензопилы. Причем, лучше сделать это превентивно, не дожидаясь первой поломки.

Важно! Если вы знаете принцип работы бензопилы – вероятность поломки приближается к нулю. Владелец, который «видит» инструмент насквозь не допустит нештатной ситуации, приводящей к отказу механизмов.

Инструмент для работы стандартный:

  1. Набор торцевых и рожковых ключей;
  2. Свечной накидной ключ;
  3. Качественные отвертки;
  4. Пассатижи, пинцет, бокорезы;
  5. Съемники стопорных колец;
  6. Паяльник, тестер.

Сварочный аппарат не потребуется, поскольку поломки корпуса влекут за собой замену элементов. Даже ремонт шины бензопилы с механическими повреждениями нежелателен.

Какие неисправности встречаются чаще всего, и как их устранять?

Ремонт стартера бензопилы

Достаточно частая неприятность при эксплуатации – поломка стартерного механизма.

Он может не схватывать вал, не наматывать шнур после рывка, или вовсе заклинить. При напряженном режиме эксплуатации это нормально. Главное – не паниковать, просто открутите боковую крышку, и осмотрите механизм. При разборке обязательно очистите все элементы от грязи и пыли.

Осмотрите зажим стартера, пружину для смягчения рывков при запуске, и крепление пускового шнура. На храповом механизме (белая шестерня на иллюстрации) зубья для схватывания должны быть одного размера, без сколов и трещин.

Под крышкой стартера механизм пуска бензопилы

При обнаружении дефектов – замените узел. Его проще купить готовым, поскольку изготовление такой детали на фрезерном станке с ЧПУ влетит в копеечку. Сломанной пружине легко можно подобрать замену, это не такой ответственный узел. Крепление шнура – вовсе пустяковая проблема.

Затем снимите и проверьте исправность шкива.

Этот элемент несет на себе наибольшую нагрузку, поэтому может сломаться в первую очередь. К сожалению, он также не подлежит восстановлению, поэтому в случае поломки купите новый.

Последовательно разбираем механизм стартера

Проверьте работоспособность возвратной пружины. Ее можно подобрать по диаметру и усилию.

Соберите механизм в обратной последовательности, не забывая смазать трущиеся поверхности. Проверьте работоспособность. С высокой долей вероятности ремонт стартера бензопилы будет завершен успешно.

Бензопила является чрезвычайно важным инструментом для владельцев частных домов и дачных участков. Используя ее можно привести в порядок сад, спилить засохшие деревья и запастись дровами для камина, бани, обогрева дома. Если использовать пилу по назначению, соблюдая правила эксплуатации, она прослужит долго. Со временем механизмы могут изнашиваться и без ремонта уже не обойтись. В данной статье можно найти описание, как осуществить ремонт стартера для бензопилы.

Составляющие

Как видно на фото, стартер состоит из таких элементов:

  • Винты;
  • Втулка;
  • Пружина запуска;
  • Катушка;
  • Дефлектор;
  • Крышка;
  • Ручка, шнур.

Повреждения, возникающие чаще всего

Чаще всего можно встретить такие неисправности:

  • Выход из строя системы зажигания;
  • Внезапная остановка работы пилы;
  • Снижение мощности;
  • Износ систем и механизмов бензопилы;
  • Неполадки системы подачи топлива;
  • Неисправный стартер.

Чтобы избежать неисправностей, необходимо каждый раз перед началом работ проверять состояние пилы. Следует контролировать уровень топлива, наличие масла, смазку цепи. Легче предупредить неполадки благодаря своевременному проведению профилактического осмотра, чем потом устранять их.

Неисправность каждой системы устраняется разными методами. Некоторые поломки можно исправить своими руками. К примеру, при неполадках системы подачи топлива нужно в первую очередь проверить фильтр. Затем нужно посмотреть, правильно ли отрегулирован карбюратор. Все зазоры должны быть отрегулированы в полном соответствии с указаниями инструкции, которая идет в комплекте с пилой. Также следует проверить состояние свечей. При наличии видимых повреждений, большого слоя нагара, смещения и других изменений необходимо заменить поврежденные и неисправные элементы.

Ремонт

При наличии неполадок в стартере, бензопила не сможет начать работу после натяжения шнура. Инструмент не запустится. Основными причинами отказа пилы могут быть:

  • Трещины или поломка шкива;
  • Повреждение пружины;
  • Разрыв запускающего троса.

Чтобы провести проверку и ремонт, требуются такие инструменты и детали:

  • Необходимые отвертки, или рукоятка со сменными насадками, которые подходят для данных работ;
  • Сменные элементы, чтобы заменить неисправные при необходимости (например — сменный шнур).

Чтобы осмотреть и отремонтировать стартер, нужно для начала снять его с корпуса. Сделать это можно открутив отверткой или другим специальным инструментом винты, которые держат боковую крышку со стартером. Далее нужно снять крышку и осмотреть механизм. Винт, который прикрепляет механизм к крышке бензопилы следует выкрутить, и после этого снять зажим и пружину запуска. Это откроет доступ к шкиву с намотанным шнуром. В случае повреждения шнура его необходимо заменить на новый. Если поломка заключалась в разрыве шнура, эти действия приведут пилу в работоспособное состояние. Все остальные элементы механизма следует внимательно осмотреть на наличие повреждений.

Иногда при осмотре можно заметить другие повреждения, а именно:

  • Повреждения шкива. Сюда относятся расколы, разрывы и другие поломки, не позволяющие инструменту работать как следует;
  • Неисправность пружины запуска бензопилы. Сюда относятся неполадки в работе пружины, дефекты места крепления. Место вставки пружины в крепеж считается самой проблемной частью крепления.

Если при осмотре обнаружены неисправности или слабые места, необходимо провести замену поврежденных деталей. Нужно убедиться, что запчасти соответствуют модели пилы, иначе можно получить еще большую проблему.

Завершив ремонт и замену деталей своими руками, нужно собрать механизм правильно, в обратном порядке. Шкив должен быть установлен поверх пружины запуска и быть прочно сцепленным с ней. Шкив обматывается шнуром, продетым сквозь отверстие в крышке так, чтобы при старте и вращении он затягивал шнур в механизм. Чтобы получить нужное напряжение шнура, следует сделать 4 оборота – этого достаточно. Ознакомиться с технологией ремонта стартера можно посмотрев видео.

Чтобы исправить неполадки своими руками могут понадобиться дополнительные действия. Например, если сопоставить проемы для шнура в шкиве и крышке корпуса не получается с первого раза, следует совершить несколько дополнительных поворотов.

После того, как механизм отремонтирован и установлен на место, можно начинать запуск. Все ремонтные работы не обязательно проводить в домашних условиях. Если не хватает опыта и свободного времени, можно обратиться в сервис-центр.

Своевременные профилактические работы позволят избежать внезапной поломки. Если подходить к работе с бензопилой ответственно, следить за ее техническим состоянием, следить за качеством топлива можно продлить срок эксплуатации инструмента.