Как определить фазу и ноль без приборов: определяем где фаза где ноль по проводам и с индикаторной отверткой. Как определить фазу и ноль без приборов: определяем где фаза где ноль по проводам и с индикаторной отверткой В чем состоит роль бактерий в кругов

Необходимость разобраться, где расположен фазный провод, а где - нулевой может возникнуть у любого хозяина дома или квартиры. Это бывает нужно при проведении простейших электромонтажных работ, например, установке выключателей и розеток, замене светильников. Бывает это важно при проведении диагностики неисправностей домашней электросети, выполнении профилактических или ремонтных мероприятий. Да и некоторые приборы, например, терморегуляторы, при подключении к сети питания требуют четкого соблюдения расположения проводов «L» и «N» в клеммной колодке. В противном случае ничто не гарантирует ни их долговечность, ни корректность в работе.

Значит, необходимо научиться самостоятельно определять фазный и нулевой провод. Дело это не столь сложное – существуют проверенные методики с использованием простых и недорогих устройств. Но вот некоторые пользователи, непонятно по каким причинам, задают в поисковиках вопрос: как определить фазу и ноль без приборов? Ну что ж, давайте обсудим эту проблему.

Несколько слов об устройстве домашней электросети

В подавляющем большинстве случаев в квартирах практикуется прокладка однофазной сети питания 220 В/50 Гц. К многоэтажному дому подводится трехфазная мощная линия, но затем в распределительных щитах осуществляется коммутация на потребителей (квартиру) по одной фазе и нулевому проводу. Распределение стараются выполнить максимально равномерно, чтобы нагрузка на каждую из фаз была примерно одинаковой, без сильных перекосов.

В домах современной постройки практикуется прокладка и контура защитного заземления – современная мощная бытовая техника в своем большинстве требует такого подключения для обеспечения безопасности эксплуатации. Таким образом, к розеткам или, например, ко многим осветительным приборам подходят три провода – фаза L (от английского Lead), ноль N (Null) и защитное заземление PE (Protective Earth).

В зданиях старой постройки заземляющего защитного контура зачастую нет. Значит, внутренняя проводка ограничивается только двумя проводами – нулем и фазой. Проще, но уровень безопасности эксплуатации электрических приборов - не на высоте. Поэтому при проведении капитальных ремонтов жилищного фонда нередко включаются и мероприятия по усовершенствованию внутренних электросетей – добавляется контур РЕ.

В частных домах может практиковаться ввод и трехфазной линии. И даже некоторые точки потребления нередко организуются с подачей трехфазного напряжения 380 вольт. Например, это может быть отопительный котел или мощное технологическое станочное оборудование в домашней мастерской. Но внутренняя «бытовая» сеть все равно делается однофазной – просто три фазы равномерно распределяются по разным линиям, чтобы не допускать перекоса. И в любой обычной розетке мы все равно увидим те же три провода – фазу, ноль и заземление.

Про заземление, кстати, говорится в данном случае однозначно. И это по той причине, что хозяин частного дома ничем не связан и просто обязан его организовать, если такого контура не было, скажем, при приобретении ранее построенного зданий.

Заземление в частном доме – как можно сделать самостоятельно?

Иметь в своих жилых владениях контур защитного заземления – это значит существенно повысить уровень безопасности эксплуатации электроприборов. А по большому счету – и вообще степень безопасности проживания в доме для всей семьи. Если его еще нет, то, не откладывая надолго, необходимо организовывать . В помощь – статья нашего портала, к которой ведет рекомендованная ссылка.

Существуют ли в принципе способы определения фазы и нуля без приборов?

Прежде всего, давайте сразу «возьмем быка за рога» и ответим на это важный вопрос.

Такой способ представлен в единственном числе , да и то в определённой степени может считаться условным. Речь идет о цветовой маркировке проводов проложенных силовых кабелей и проводов.

Действительно, существует международный стандарт IEC 60446-2004 г. Его должны придерживаться и производители кабельной продукции, и специалисты, осуществляющие электротехнический монтаж

Раз речь идет об однофазной сети, то здесь вообще все должно быть просто. Изоляция проводника рабочего нуля должна быть синей или голубой. Защитное заземление чаще всего отличается зелено-желтой полосатой расцветкой. И изоляция фазного провода – каким-либо другим цветом, например, коричневым, как показано на иллюстрации.

Следует правильно понимать, что коричневый цвет для фазы – это вовсе не догма. Очень часто встречаются и иные расцветки – в широком диапазоне от белой до черной. Но в любом случае – она будет отличаться и от нулевого провода, и от защитного заземления.

Казалось бы – все очень просто и наглядно. Не ошибешься. Так почему же этот единственный способ распознания проводов без приборов все же считается условным?

Все дело лишь в том, что такой цветовой «распиновки» придерживаются, увы, далеко не везде и не всегда. Про дома старой постройки – и говорить не приходится. Там преимущественно проводка выполнена проводами в совершенно одинаковой белой изоляции, понятно, ничего никому не говорящей.

Да и в том случае, когда проложены кабели с проводами в изоляции разной расцветки, нужно быть совершенно уверенным, что проводящие электромонтажные работы специалисты строго следовали правилам. Нередко вызываемые «мастера», приглашенные со стороны, в этих вопросах проявляют вольности. Значит, уверенным можно быть, если работа контролировалась, выполнялась действительно профессиональным электриком с безупречной репутацией. Или если в ходе эксплуатации у хозяев уже была возможность убедиться, что «цветовая схема» соблюдена. Ну и, наконец, если всю прокладку хозяин жилья проводил самостоятельно, строго руководствуясь рекомендуемым стандартом.

Кроме того, бывает, что для проводки используется , расцветка изоляции проводников которого весьма далека от стандартного «набора» - синий, зелено-желтый и фазный какого-либо другого оттенка. Если нет схемы с описанием, то цвет проводов ничего определенного при таком раскладе не скажет.

Значит, придётся искать фазу и ноль другими способами, с использованием приборов.

Если читатель ждет сейчас разъяснений про другие способы определения нуля и фазы, с помощью каких-то «экзотических» приспособлений вроде сырой картошки, то совершенно напрасно. Автор статьи и сам никогда такими методами не баловался, и другим никогда и ни при каких обстоятельствах не станет рекомендовать .

Не будем даже касаться достоверности подобных проверок. Главное не в этом. Такие «опыты» - чрезвычайно опасны. Особенно для неопытного в электрическом хозяйстве человека. (А опытный, поверьте, всегда лучше воспользуется действительно достоверной и безопасной методикой). Кроме того, на грех такие манипуляции могут увидеть малолетние дети. Не тревожно ли будет потом, зная о присущем малышне стремлении во многом подражать родителям?

Да и, по большому счету, вряд ли получится представить себе ситуацию, в которой обстоятельства настолько припекли, что приходится прибегать к таким «языческим» методикам? Сложно сходить в ближайший магазин и приобрести за 30÷35 рублей простейшую индикаторную отвертку и забыть о проблеме? Если вечер, то нет никакой возможности потерпеть до утра с проведением диагностики? Да, в конце концов, нельзя попросить индикатор у соседа на несколько минут?

Кстати, картошка – это еще что… Находятся «специалисты», которые на полном серьезе рекомендует проверять наличие фазы легким касанием пальца к проводнику. Мол, если в сухом помещении, да в обуви на диэлектрической подошве – то ничего страшного не случится. Таких «советчиков» хочется спросить – а уверены ли они, что все те, кто внял их рекомендациям, живы и здоровы? Что не случилось «чрезвычайщины», когда человек, пробующий фазу «на ощупь», случайно коснулся телом заземленного предмета или другого оголённого проводника?

Чтобы понять степень опасности таких «проверок», рекомендуем ознакомиться с информацией о том, какие угрозы представляет жизни и здоровью этот «безобидный» электрический ток в сети 220 вольт. Возможно, после этого многие вопросы снимутся сами по себе.

«Бытовое» переменное напряжение 220 вольт может представлять смертельную опасность!

Жизнь современного человека невозможно представить без электричества. Но оно не всегда выступает только в роли «друга и помощника». При пренебрежении правилами эксплуатации приборов, при халатности, неаккуратности, и тем более – явно наплевательском отношении к соблюдению требований безопасности, оно способно покарать мгновенно и крайне жестоко. Об для человеческого организма подробно рассказывает отдельная публикация нашего портала.

И потому – резюмируем. Никаких способов, кроме одного упомянутого, самостоятельно опередить расположение нуля и фазы без приборов – не существует .

А вот теперь давайте пройдемся по возможным методикам такой проверки.

Определение фазы и нуля различными способами

С использованием индикаторной отвертки

Это, пожалуй, самая простая и доступная методика. Как уже говорилось, стоимость простейшего прибора –весьма невысока. А научиться работать с ним – дело нескольких минут.

Итак, как устроена обычная индикаторная отвертка:

Вся «начинка» этого пробника собрана в полом корпусе (поз.1), изготовленного из диэлектрического материала.

Рабочим органом такой отвёртки является металлическое жало (поз.2), чаще всего – плоской формы. Чтобы снизить вероятность случайного контакта с расположенными рядом с тестируемым проводом другими токопроводящими деталями, оголенный конец жала обычно невелик. Жало иди короткое само по себе, иди «одевается» в изоляционную оболочку.

Важно – жало индикаторной отвертки следует рассматривать именно как контактный наконечник при проведении тестирования. Да, при необходимости им можно выполнить и простейшие монтажные операции, например, открутить винт, удерживающий крышку розетки или выключателя. Но регулярно использовать его именно в качестве отвертки – большая ошибка. И долго при такой эксплуатации прибор не проживет 0 он попросту не рассчитан на высокие нагрузки.

Металлический стержень жала, входящий в корпус, становится проводником, обеспечивающим контакт с внутренней схемой индикатора. А сама схема состоит, во-первых, из мощного резистора (поз.4) номиналом не менее 500 кОм. Его задача – снизить показатели силы тока при замыкании цепи до безопасных для человека значений.

Следующий элемент – неоновая лампочка (поз. 5), способная загораться при весьма небольших показателях протекающего через нее тока. Взаимный электрический контакт всех элементов схемы обеспечивает прижимная пружина (поз. 6). А она, в свою очередь, сжимается вкручивающейся в торцевую оконечность корпуса заглушкой (поз.7), которая может быть или полностью металлической, или имеющей металлическую «пятку». То есть эта заглушка при проведении проверок играет роль контактной площадки.

При прикосновении к контактной площадке пальцем пользователь «включается» в цепь. Тело человека, во-первых, само по себе обладает определенной проводимостью, а во-вторых, представляет собой очень большой «конденсатор».

На этом и основан принцип поиска фазы и нуля. Жалом индикаторной отвёртки касаются зачищенного проводника (клеммы розетки или выключателя, другой тонконесущей детали, например, контактного лепестка патрона для лампочки). Затем контактной площадки пробника касаются пальцем.

Если жало отвертки коснулось фазы, то при замыкании цепи напряжения достаточно, чтобы вызвать неопасный для человека ток, приводящий к свечению неоновой лампочки.

В то же случае, если проверка пришлась на нулевой контакт, свечения не возникнет. Да, там тоже бывает небольшой потенциал, особенно если в квартире (доме) в это время работают другие электрические приборы. Но ток благодаря резистору будет настолько мал, что свечения индикатора вызвать не должен.

Аналогично и на заземляющем проводнике – там, по сути, вообще не должно быть никакого потенциала.

В том же случае, если, скажем, в розетке два контакта показывают фазу – это повод искать причину такой серьезной неисправности. Но это уже тема для отдельного рассмотрения.

Несколько иначе выполняется проверка с индикаторной отверткой более усовершенствованного типа. Такие пробники позволяют не только определять фазу и ноль, но и проводить прозвонку цепей и ряд других операций.

Внешне такие отвёртки-индикаторы очень схожи с рассмотренными выше простейшими. Разница заключается лишь в том, что вместо неоновой лампочки используется светодиод. А в корпусе размещены элементы питания на 3 вольта, обеспечивающие функционирование схемы.

Если нет уверенности в том, какая конкретно отвертка имеется в распоряжении пользователя, можно провести простейший тест. Просто одновременно касаются рукой и жала, и контактной площадки. Цепь при этом замкнется, и светодиод об этом просигналит своим свечением.

Для чего это все говорится? Да просто потому, что алгоритм определения фазы и нуля при пользовании такой отверткой несколько меняется. А конкретно – прикасаться к контактной площадке не требуется. Простое касание фазного проводника вызовет свечение индикатора. На рабочем нуле и на заземлении такого свечения не будет.

В наше время в продаже широко представлены и более дорогие индикаторные отвёртки, с электронной начинкой, световой и звуковой индикацией. А нередко – даже с цифровым жидкокристаллическим дисплеем, показывающим напряжение на тестируемом проводнике. То есть, по сути, отвертка-индикатор становится упрощенным подобием

Пользоваться такими тоже не особо сложно. Руководствоваться придется прикладываемой к прибору инструкцией – в любом случае прибор должен однозначно указать на наличие напряжения на фазном проводе и отсутствие – на нулевом или заземляющем. Главное – убедиться до начала проверки, что возможности используемого прибора соответствуют напряжению в сети. Это обычно указывается непосредственно на корпусе индикатора.

Еще одним «родственником» индикаторных отверток является бесконтактный пробник напряжения. На его корпусе вообще полностью отсутствуют токопроводящие детали. А рабочая часть представляет собой вытянутый пластиковый «носик», который как раз и подводится к тестируемому проводнику (клемме).

Удобство такого прибора еще и в том, что вовсе не обязательно проводить зачистку проверяемого провода от изоляции. Прибор реагирует не на контакт, а на создаваемое проводником электромагнитное переменное поле. При определенной его напряжённости срабатывает схема, и прибор сигнализирует о том, что перед нами фазный провод, включением светового и звукового сигнала.

Определение фазы и нуля с помощью мультиметра

Еще одним контрольно-измерительным прибором, которым бы необходимо обзавестись любому мастеровитому хозяину дома, является Стоимость недорогих, но в достаточной степени функциональных моделей – в пределах 300÷500 рублей. И вполне можно один раз сделать такое приобретение – оно обязательно окажется востребованным.

Итак, как определить фазу с помощью мультиметра. Здесь могут быть различные варианты.

А. Если проводка включает три провода, то есть фазу, ноль и защитное заземление, но с цветовой маркировкой или нет ясности, или отсутствует уверенность в ее достоверности, то можно применить метод исключения.

Выполняется это следующим образом:

  • Мультиметр готовится к работе. Черный измерительный провод подключается к разъему СОМ, красный – к разъему для замера напряжения.
  • Переключатель режимов работы переводится в сектор, отведенный замерам переменного напряжения (~V или ACV), и стрелкой устанавливается на значение, превышающее напряжение в сети. В разных моделях это может быть, например, 500, 600 или 750 вольт.
  • Далее, проводятся замеры напряжения между предварительно зачищенными проводниками. Всего комбинаций в данном случае может оказаться три:
  1. Между фазой и нулем напряжение должно быть близким к номиналу в 220 вольт.
  2. Между фазой и заземлением может быть такая же картина. Но, правда, если линия оснащена системой защиты от утечек тока (устройством защитного отключения - УЗО), то защита вполне может при этом сработать. Если УЗО нет, или ток утечки получается совсем незначительный, то напряжение, опять же, в районе номинала.
  3. Между нулем и заземлением напряжения быть не должно.

Вот как раз последний вариант покажет, что провод, не участвующий в этом замере, и является фазным.

После проверки необходимо выключить напряжение, заизолировать зачищенные концы проводов и произвести маркировку. Например, наклеив полоски белого лейкопластыря и сделав на них соответствующие надписи.

Б. Можно проверить провод (контакт в розетке) и непосредственным примером напряжения на нем. Выполняется это так:

  • Подготовка мультиметра к работе – по той же схеме, что показывалась выше.
  • Далее, проводится контрольный замер напряжения. Здесь преследуются сразу две цели. Во-первых, необходимо убедиться, что обрыва в линии нет, и мы не будем искать фазу и ноль, что говорится, на пустом месте. А во-вторых, тестируется и сам прибор. Если показания корректные, значит – переключение выполнено правильно, и в цепь включён мощный резистор, который обеспечит должный уровень безопасности последующим операциям.
  • Красным измерительным проводом касаются тестируемого проводника. Если это розетка, то в гнездо вставляется щуп, если зачищенный конец проводника – лучше воспользоваться зажимом-«крокодильчиком».
  • Второго щупа касаются пальцем правой руки. И - наблюдают за показаниями на дисплее мультиметра.

— Если контрольный щуп был установлен на ноль, напряжение показываться не будет. Или же его значение будет крайне невелико - измеряемое единицами вольт.

— В том же случае, когда контрольный провод оказался на фазе, индикатор покажет напряжение в несколько десятков, а то и более вольт. Конкретное значение не столь важно – оно зависит от очень большого количества факторов. Это и установленный предел измерений используемой модели мультитестера, и особенности сопротивления тела конкретного человека, и влажность, и температура воздуха, и обувь, в которую обут мастер и т.п. Главное – напряжение есть, и оно разительно отличается от второго контакта. То есть – фаза отыскана.

Наверное, не все смогут преодолеть психологический рубеж – коснуться рукой щупа, когда мультитестер подключен к розетке. Бояться-то здесь особо нечего – мы предварительно протестировали прибор замером напряжения. И ток, идущий сейчас через него при замыкании цепи – немногим отличается от того, что проходит через индикаторную отвертку. Но тем не менее – для некоторых такое прикосновение становится прихологически невозможным.

Ничего страшного, можно поступить и несколько иначе. Например, просто коснуться вторым щупом стены – штукатурки или даже обоев. Какая-никакая влажность все же есть, и это позволит замкнуть цепь. Правда, показания на индикаторе будут, скорее всего, значительно меньше. Но и таких будет достаточно, чтобы однозначно разобраться, какой же из контактов является фазным.

Ничуть не хуже будет подобная проверка, если в качестве второго контакта будет задействован какой-либо заземленный прибор или предмет, например, радиатор отопления или водопроводная труба. Подойдет и металлический каркас, даже не имеющий заземления. А иногда даже один подключенный к розетке щуп при втором, просто лежащем на полу или на столе, позволяет увидеть разницу. При тестировании фазы тестер может показать единицы или пару десятков вольт. При нулевом проводнике, естественно, будет ноль.

В. С определением фазы, как видите, особых проблем нет. Но как быть в том случае, если проводов три. То есть с фазой определились, и теперь надо выяснить, какой из двух оставшихся является нулем, а какой – защитным заземлением.

А вот это – не столь просто. Есть, конечно, несколько доступных способов. Но ни один из них не может претендовать на «истину в последней инстанции». То есть здесь требуются особые приборы, которые имеются в распоряжении профессионалов электриков.

Но иногда помогают и самостоятельные тестирования.

Про одно из них уже говорилось выше. Когда замеряется напряжение между фазой и нулем, никаких особенностей это вызывать не должно. Но при замере между фазой и землей из-за неизбежной утечки тока возможно срабатывания системы защиты – УЗО.

Другой способ выявления нуля и защитного заземления – прозвон. То есть можно попытаться, переключив мультиметр на измерение сопротивления в диапазоне, скажем, до 200 Ом и, в обязательном порядке – отключив напряжение на щите, промерить поочередно сопротивление между этими проводниками и гарантированно заземленным объектом. На проводнике РЕ это сопротивление по идее должно быть значительно ниже.

Но, опять же, способ этот не отличается достоверностью, так как соединения практикуются разные, и значения могут получиться примерно одинаковыми, то есть ни о чем не говорящими.

Еще один вариант – можно отключить шину заземления от подводящего к ней контура. Или же снять с нее предполагаемый провод, подлежащий проверке. Затем – или выполнить прозвон, или провести поочередный промер напряжения между фазой и оставшимися двумя проводниками. Результаты часто позволяют судить о том, где ноль, а где РЕ.

Но, сказать по правде, этот способ не кажется ни действенным, ни безопасным. Опять же, по причине различных нюансов прокладки проводки и коммутации на распределительных щитах, результат может получиться не вполне достоверным.

Узнайте, а также ознакомьтесь с его назначением и приемами работы с видео прибором, из нашей новой статьи на нашем портале.

Так что если нужна гарантированная ясность, где же ноль и где заземление, а самому выяснить не представляется возможным, лучше обратиться квалифицированному электрику. При всей схожести этих проводников в домашней проводке путать их ни в коем случае нельзя.

Итак, были рассмотрены основные доступные способы определения фазы и нуля. Еще раз подчеркнём – если визуальный способ определения (по цветовой маркировке изоляции) не гарантирует достоверности информации, то все остальные должны проводиться исключительно с использованием специальных приборов. Никакие «100% методики» со всяческими картошками, пластиковыми бутылками, банками с водой и иными «игрушками» – совершенно недопустимы!

Кстати, в публикации ничего не говорится и об использовании так называемой «контрольки» - лампочки в патроне с двумя проводниками. Опять же – это потому что такие тестирования напрямую запрещены действующими правилами безопасной эксплуатации электроустановок. Не рискуйте сами и не создавайте потенциальной угрозы своим близким!

В завершение публикации – небольшой видеосюжет, посвященный проблеме поиска фазы и нуля.

Видео: Как можно определить расположение фазы и нуля

Ответ:
1) на рисунке изображена метафаза митоза;
2) нити веретена деления прикрепляются к центромерам хромосом;
3) в этой фазе двухроматидные хромосомы выстраиваются в плоскости экватора.

Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений?

Ответ:
1)способствует уничтожению сорняков и ослабляет конкуренцию с культурными растениями;
2)способствует снабжению растений водой и минеральными веществами;
3)увеличивает поступление кислорода к корням.

Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы?

Ответ:
1)большим биоразнообразием и разнообразием пищевых связей и цепей питания;
2)сбалансированным круговоротом веществ;
3)продолжительными сроками существования.

Раскройте механизмы, обеспечивающие постоянство числа и формы хромосом во всех клетках организмов из поколения в поколение?

Ответ:
1)благодаря мейозу образуются гаметы с гаплоидным набором хромосом;
2)при оплодотворении в зиготе восстанавливается диплоидный набор хромосом, что обеспечивает постоянство хромосомного набора;
3)рост организма происходит за счет митоза, обеспечивающего постоянство числа хромосом в соматических клетках.

В чем состоит роль бактерий в круговороте веществ?

Ответ:
1)бактерии-гетеротрофы – редуценты разлагают органические вещества до минеральных, которые усваиваются растениями;
2)бактерии-автотрофы (фото, хемотрофы) – продуценты синтезируют органические вещества из неорганических, обеспечивая круговорот кислорода, углерода, азота и др.

Какие признаки характерны для моховидных растений?

Ответ:
1)большинство мхов – листостебельные растения, некоторые из них имеют ризоиды;
2)размножаются мхи как половым, так и бесполым путем с чередованием поколений: полового (гаметофит) и бесполого (спорофит);
3)взрослое растение мха - половое поколение (гаметофит) а коробочка со спорами – бесполое (спорофит);
4)оплодотворение происходит при наличии воды.

Белки, как правило, обитают в хвойном лесу и питаются преимущественно семенами ели. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции белок?

Известно, что аппарат Гольджи особенно хорошо развит в железистых клетках поджелудочной железы. Объясните почему.

Ответ:
1)в клетках поджелудочной железы синтезируются ферменты, которые накапливаются в полостях аппарата Гольджи;
2)в аппарате Гольджи ферменты упаковываются в виде пузырьков;
3)из аппарата Гольджи ферменты выносятся в проток поджелудочной железы.

В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, весь набор аминокислот и одинаковые молекулы иРНК и тРНК, создали все условия для синтеза белка. Почему в пробирке будет синтезироваться один вид белка на разных рибосомах?

Ответ:
1)первичная структура белка определяется последовательностью аминокислот;
2)матрицами для синтеза белка являются одинаковые молекулы иРНК, в которых закодирована одна и та же первичная структура белка.

Какие особенности строения характерны для представителей типа Хордовых?

Ответ:
1)внутренний осевой скелет;
2)нервная система в виде трубки на спинной стороне тела;
3)щели в пищеварительной трубке.

Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?

Ответ:
1)уменьшение численности шмелей;
2)увеличение численности растительноядных животных;
3)размножение растений конкурентов (злаков и др).

13. Общая масса митохондрий по отношению к массе клеток различных органов крысы составляет: в поджелудочной железе – 7,9%, в печени – 18,4%, в сердце – 35,8%. Почему в клетках этих органов различное содержание митохондрий?

Ответ:
1)митохондрии являются энергетическими станциями клетки, в них синтезируются и накапливаются молекулы АТФ;
2)для интенсивной работы сердечной мышцы необходимо много энергии, поэтому содержание митохондрий в ее клетках наиболее высокое;
3)в печени количество митохондрий по сравнению с поджелудочной железой выше, так как в ней идет более интенсивный обмен веществ.

Объясните, почему говядину, которая не прошла санитарного контроля, опасно употреблять в пищу в недоваренном или слабо прожаренном виде.

Ответ:
1)в говяжьем мясе могут быть финны бычьего цепня;
2)в пищеварительном канале из финны развивается взрослый червь, и человек становится окончательным хозяином.

Назовите органоид растительной клетки, изображенный на рисунке, его структуры, обозначенные цифрами 1-3, и их функции.

Ответ:
1)изображенный органоид – хлоропласт;
2)1 – тилакоиды граны, участвуют в фотосинтезе;
3)2 – ДНК, 3 – рибосомы, участвуют в синтезе собственных белков хлоропласта.

Почему бактерии нельзя отнести к эукариотам?

Ответ:
1)в их клетках ядерное вещество представлено одной кольцевой молекулой ДНК и не отделено от цитоплазмы;
2)не имеют митохондрий, комплекса Гольджи, ЭПС;
3)не имеют специализированных половых клеток, отсутствуют мейоз и оплодотворение.

Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции голого слизня, обитающего в лесу и питающегося преимущественно растениями?

В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.

Ответ:
1)фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласты;
2)по мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых не происходит фотосинтез.

Какие стадии гаметогенеза обозначены на рисунке буквами А, Б и В? Какой набор хромосом имеют клетки на каждой из этих стадий? К развитию каких специализированных клеток ведет этот процесс?

Ответ:
1)А – стадия (зона) размножения (деления), клетки диплоидные;
2)Б – стадия (зона) роста, клетка диплоидная;
3)В - стадия (зона) созревания, клетки гаплоидные, развиваются сперматозоиды.

Чем отличаются по строению бактериальные клетки от клеток организмов других царств живой природы? Укажите не менее трех отличий.

Ответ:
1)отсутствует оформленное ядро, ядерная оболочка;
2)отсутствует ряд органоидов: митохондрии, ЭПС, комплекс Гольджи и др.;
3)имеют одну кольцевую хромосому.

Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме?

Ответ:
1)создают органические вещества из неорганических;
2)аккумулируют солнечную энергию;
3)обеспечивают органическими веществами и энергией организмы других звеньев экосистемы.

Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению?

Ответ:
1)из корня в листья вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам за счет транспирации, в результате которой возникает сосущая сила;
2)восходящему току в растении способствует корневое давление, которое возникает в результате постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетках и окружающей среде.

Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения.

Ответ:
1)А – прокариотическая клетка, Б – эукариотическая клетка;
2)клетка на рисунке А не имеет оформленного ядра, ее наследственный материал представлен кольцевой хромосомой;
3)клетка на рисунке Б имеет оформленное ядро и органоиды.

В чем проявляется усложнение кровеносной системы земноводных по сравнению с рыбами?

Ответ:
1)сердце становится трехкамерным;
2)появляется второй круг кровообращения;
3)в сердце содержится венозная и смешанная кровь.

Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем экосистему елового леса?

Ответ:
1)в смешанном лесу больше видов, чем в еловом;
2)в смешанном лесу цепи питания более длинные и разветвленные, чем в еловом;
3)в смешанном лесу ярусов больше, чем в еловом.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Определите тип и фазу деления клетки, изображенной на рисунке. Ответ обоснуйте. Какие процессы происходят в этой фазе? На рисунке изображена анафаза, поскольку происходит расхождение хромосом. Поскольку расходятся одинарные (однохроматидные) хромосомы, то это не может быть анафаза I мейоза. Поскольку в клетке имеются пары хромосом (пара больших и пара матеньких), то это не может быть анафаза II мейоза, в которой хромосомы непарные. Следовательно, на рисунке изображена анафаза митоза.

3 слайд

Описание слайда:

Пользуясь рисунком, определите способ и фазу деления клетки. Какие процессы происходят в эту стадию? Укажите набор хромосом и количество ДНК в клетке в эту фазу митоза. Ответ поясните. На рисунке изображена метафаза, поскольку хромосомы располагаются на экваторе клетки, на метафазной пластинке. Это не может быть метафаза I мейоза, потому что хромосомы состоят из двух хроматид, и не может быть метафаза II мейоза, потому что хромосомы представлены двумя парами. Следовательно, способ деления клетки на данном рисунке – митоз. В метафазу митоза заканчивается формирование веретена деления, хромосомы выстраиваются на метафазной пластинке. В метафазе митоза в клетке двойной набор двойных хросом – 2n4c.

4 слайд

Описание слайда:

Какое деление и какая его фаза изображены на рисунке? Укажите набор хромосом (n), число молекул ДНК (с) в этот период. Ответ обоснуйте. На рисунке изображена метафаза, поскольку хромосомы располагаются на экваторе клетки, на метафазной пластинке. Это не может быть метафаза I мейоза, потому что хромосомы состоят из двух хроматид, и не может быть метафаза II мейоза, потому что хромосомы представлены двумя парами. Следовательно, способ деления клетки на данном рисунке – митоз. В метафазу митоза заканчивается формирование веретена деления, хромосомы выстраиваются на метафазной пластинке. В метафазе митоза в клетке двойной набор двойных хросом – 2n4c.

5 слайд

Описание слайда:

Назовите тип и фазу деления клеток, изображенных на рисунках. Какие процессы они иллюстрируют? К чему приводят эти процессы? На левом рисунке изображен кроссинговер (гомологичные хромосомы обмениваются участками). На правом рисунке кроссинговер закончен, происходит разрушение ядерной оболочки. Все эти процессы происходят в профазе I мейоза. Кроссинговер приводит к рекомбинации (перемешиванию наследственной информации).

6 слайд

Описание слайда:

Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках кончика корня в профазе и конце телофазы митоза. Объясните полученные результаты в каждой фазе. В профазе разделение двойных хромосом на одинарные дочерние хромосомы еще не произошло, поэтому количество хромосом равно 28, количество молекул ДНК – 56. В метафазе 28 двойных хромосом разделятся каждая на две дочерних, в анафазе 28 дочерних хромосом уйдут в одну дочернюю клетку, 28 в другую. В конце телофазы уже закончится разделение дочерних клеток; в каждой из них по 28 хромосом, 28 молекул ДНК.

7 слайд

Описание слайда:

У крупного рогатого скота в соматических клетках 60 хромосом. Определите число хромосом и молекул ДНК в клетках яичников в интерфазе перед началом деления и после деления мейоза I. Объясните, как образуется такое количество хромосом и молекул ДНК. Перед началом любого деления в клетках имеется двойной набор двойных хромосом (хромосомы стали двойными после удвоения (репликации). Следовательно, перед делением в клетке КРС 60 хромосом, 120 молекул ДНК. В ходе первого деления мейоза происходит независимое расхождение двойных гомологичных хромосом, количество хромосом в дочерних клетках уменьшается в два раза, но эти хромосомы остаются двойными: 30 хромосом, 60 молекул ДНК.

8 слайд

Описание слайда:

Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в анафазе мейоза I и анафазе мейоза II. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом. Перед делением в клетке двойной набор двойных хромосом (28 хромосом, 56 молекул ДНК). В анафазе мейоза I хромосомы не делятся, поэтому в клетке остается двойной набор двойных хромосом (28 хромосом, 56 молекул ДНК). После первого деления мейоза в каждой из дочерних клеток получается одинарный набор двойных хромосом (14 хромосом, 28 молекул ДНК). Во время второго деления мейоза двойные хромосомы делятся на одинарные, поэтому в анафазе мейоза II в клетке получается двойной набор одинарных хромосом (28 хромосом, 28 молекул ДНК).

9 слайд

Описание слайда:

Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетке семязачатка в конце мейоза I и мейоза II. Объясните результаты в каждом случае. В первом делении мейоза происходит независимое расхождение двойных гомологичных хромосом. По окончании мейоза I в каждой из двух клеток остается одинарный набор двойных хромосом. У пшеницы – 14 хромосом, 28 молекул ДНК. Во втором делении мейоза двойные хромосомы распадаются на одинарные и расходятся. По окончании мейоза II в каждой из четырех клеток остается одинарный набор хромосом. У пшеницы – 14 хромосом, 14 молекул ДНК.

10 слайд

Описание слайда:

Известно, что в соматических клетках капусты содержится 18 хромосом. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в анафазе мейоза I и в анафазе мейоза II. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом. Перед началом мейоза в клетке двойной набор двойных хромосом (18 хромосом, 36 молекул ДНК). В анафазе мейоза I происходит расхождение двойных хромосом, но все хромосомы пока еще находятся в одной клетке (18 хромосом, 36 молекул ДНК). По окончании первого деления мейоза в каждой клетке получилось по 9 двойных хромосом (18 молекул ДНК). В метафазе II 9 двойных хромосом распались на 18 одинарных, в анафазе II 18 одинарных хромосом еще находятся в одной клетке (18 хромосом, 18 молекул ДНК).

11 слайд

Описание слайда:

Соматические клетки дрозофилы содержат 8 хромосом. Как изменится число хромосом и молекул ДНК в ядре при гаметогенезе перед началом деления и в конце телофазы мейоза I? Объясните результаты в каждом случае. Перед началом мейоза в клетке двойной набор двойных хромосом (у дрозофилы 8 хромосом, 16 молекул ДНК). В первом делении мейоза происходит расхождение двойных хромосом, после первого деления в каждой из двух клеток получается одинарный набор двойных хромосом (у дрозофилы 4 хромосомы, 8 молекул ДНК).

12 слайд

Описание слайда:

В соматических клетках мухи дрозофилы содержится 8 хромосом. Определите число хромосом и молекул ДНК в клетках при сперматогенезе в зоне размножения и в конце зоны созревания гамет. Ответ обоснуйте. Какие процессы происходят в этих зонах? В зоне размножения предшественники половых клеток делятся митозом. В клетках этой зоны 8 хромосом. В зоне созревания происходит мейоз. При мейозе количество хромосом уменьшается в два раза, в конце зоны созревания в клетках 4 хромосомы.

13 слайд

Описание слайда:

Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (c) в клетке в профазе мейоза I и метафазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае. В профазе мейоза I в клетке двойной набор двойных хромосом, 2n4c. В первом делении мейоза расходятся двойные хромосомы, поэтому по окончании первого деления мейоза в каждой из двух клеток получается по одинарному набору двойных хромосом (n2c). В метафазе мейоза II они выстроятся на метафазной пластинке, но еще не разделятся.

14 слайд

Описание слайда:

Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6х10-9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в ядре при овогенезе перед началом мейоза, в профазе мейоза I и мейоза II. Объясните полученные результаты. Перед началом мейоза хромосомы удваиваются, общая масса ДНК становится 12х10-9 мг. В профазе мейоза I никаких изменений количества хромосом еще не произошло, остается 12х10-9 мг. В ходе первого деления мейоза количество хромосом уменьшилось в 2 раза, следовательно, в профазе мейоза II 6х10-9 мг ДНК.

Ответами к заданиям 1–21 являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание).

1

Рассмотрите предложенную схему направлений эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком

2

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны.

С помощью световой микроскопии в растительной клетке можно различить

1. рибосомы

2. вакуоль

3. микротрубочки

4. клеточную стенку

5. эндоплазматическую сеть

3

Сколько молекул ДНК содержится в ядре клетки после репликации, если в диплоидном наборе содержится 46 молекул ДНК? В ответе запишите только соответствующее число.

Ответ: ______

4

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используют для описания процессов происходящих в интерфазе. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. репликация ДНК

2. синтез АТФ

3. формирование ядерной оболочки

4. синтез всех видов РНК

5. спирализация хромосом

5

Установите соответствие между характеристиками и органоидами клетки: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А. замкнутая молекула ДНК

Б. окислительные ферменты на кристах

В. внутреннее содержимое – кариоплазма

Г. линейные хромосомы

Д. наличие хроматина в интерфазе

Е. складчатая внутренняя мембрана

ОРГАНОИДЫ

2. митохондрия

6

Сколько разных фенотипов образуется у потомков при скрещивании двух гетерозиготных растений душистого горошка с розовыми цветками (красный цвет неполно доминирует над белым)? В ответе запишите только количество фенотипов.

7

Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания мутационной изменчивости. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

1. образуется под воздействием рентгеновских лучей

2. обладает направленной модификацией

3. изменяется в пределах нормы реакции

4. формируется в результате нарушения мейоза

5. возникает внезапно у отдельных особей

8

Установите соответствие между примерами и способами размножения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А. размножение фиалки листьями

Б. живорождение у акулы

В. деление надвое инфузории-туфельки

Г. почкование гидры

Д. вымётывание рыбами икры

Е. партеногенез пчёл

СПОСОБЫ РАЗМНОЖЕНИЯ

1. бесполое

2. половое

9

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Для грибов характерны следующие признаки:

2. имеют ограниченный рост

3. по типу питания – гетеротрофы

4. имеют корневые волоски

5. выполняют роль редуцентов в экосистеме

6. являются доядерными организмами

10

Установите соответствие между характеристиками и классами членистоногих: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А. наличие двух пар усиков

Б. перенос некоторыми видами опасных для человека заболеваний

В. внешнее пищеварение

Г. регулирование численности насекомых

Д. очищение водоёмов от органических остатков

Е. наличие четырёх пар конечностей

КЛАССЫ ЧЛЕНИСТОНОГИХ

1. Ракообразные

2. Паукообразные

11

Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр

2. Членистоногие

3. Двукрылые

4. Насекомые

5. Комар малярийный

6. Животные

12

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Череп человека». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. лобная кость

2. затылочная кость

3. височная кость

4. теменная кость

5.нижнечелюстная кость

6. скуловая кость

13

Установите соответствие между органами человека и полостями тела, в которых эти органы расположены: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНЫ ЧЕЛОВЕКА

А. сердце

В. лёгкие

Г. трахея

Д. печень

Е. селезёнка

ПОЛОСТИ ТЕЛА

1. грудная

2. брюшная

14

Установите последовательность прохождения сигналов по сенсорной зрительной системе. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. роговица

2. зрительная зона коры мозга

3. стекловидное тело

4. зрительный нерв

5. хрусталик

6. сетчатка

15

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида растения Пузырчатка обыкновенная. Запишите цифры, под которыми они указаны.

(1)Пузырчатка обыкновенная в основном встречается в средиземноморском регионе Европы и Африки. (2)Пузырчатка обыкновенная произрастает по канавам, прудам, стоячим и медленно текущим водоёмам, болотам. (3)Листья растений рассечены на многочисленные нитевидные доли, листья и стебли снабжены пузырьками. (4)Пузырчатка цветёт с июня по сентябрь. (5)Цветки окрашены в жёлтый цвет, сидят по 5–10 на цветоносе. (6)Пузырчатка обыкновенная – насекомоядное растение.

16

Установите соответствие между характеристиками и путями достижения биологического прогресса: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А. частные приспособления к условиям жизни

Б. возникновение классов животных

В. образование родов внутри семейств

Г. повышение уровня организации организмов

Д. возникновение отделов растений

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

1. ароморфоз

2. идиоадаптация

17

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К естественным биогеоценозам относят

1. дубраву

6. пастбище

18

Установите соответствие между признаками и экосистемами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

А. низкая саморегуляция

Б. разнообразие продуцентов

В. доминирование монокультуры

Г. короткие пищевые цепи

Д. разветвлённые сети питания

Е. видовое разнообразие животных

ЭКОСИСТЕМЫ

1. пшеничное поле

2. ковыльная степь

19

Установите последовательность стадий развития печёночного сосальщика, начиная с выделения яиц окончательным хозяином во внешнюю среду. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. образование цисты

2. внедрение личинки в тело малого прудовика

3. размножение личинки

4. выход личинки из яиц в воде

5. прикрепление хвостатой личинки к водным предметам

6. выход личинки из тела малого прудовика

20

Рассмотрите рисунок с изображением фазы сердечного цикла. Определите название этой фазы, её продолжительность и направление движения крови. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и процессы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или процесс из предложенного списка.

Список терминов и процессов:

1. поступление крови из предсердия в желудочек

2. поступление крови из желудочка в артерию

3. поступление крови из вен в предсердие

4. систола предсердия

6. систола желудочка

21

Проанализируйте таблицу «Время, необходимое для узнавания тест-изображения». Испытуемым демонстрировались цифры разных цветов и чёрно-белые изображения разной сложности. Фиксировалось время, необходимое испытуемому, чтобы распознать и назвать объект.

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных

1. Чем проще объект, тем меньше света необходимо для его узнавания

2. Время узнавания цифр не зависит от их цвета.

3. Чёрные объекты распознаются быстрее цветных

4. Цветные цифры распознаются быстрее, чем сложное изображение

5. В сумерках распознавание цветного объекта ослабевает.

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (22, 23 и т. д.), затем подробное решение. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

В плодах некоторых сортов растений (апельсинов, мандаринов) отсутствуют семена. Какие методы классической селекции используются для получения таких сортов и как размножаются эти растения?

Показать ответ

Элементы ответа:

1. Классические методы селекции - для получения сортов растений без семян используют искусственный мутагенез с последющей гибридизацией растений.

2. Бессеменные сорта размножаются вегетативным путём. Например, вегетативное размножение этих сортов возможно путем прививания обработанных мутагенами почек (черенков) в крону немутантных растений.

Определите тип и фазу деления исходной диплоидной клетки, изображённой на схеме. Дайте обоснованный ответ.

Показать ответ

Элементы ответа:

1. Тип деления: Мейоз.

2. Фаза деления: Метафаза мейоза II.

3. На схеме изображен мейоз - метафаза II мейоза, так как хромосомы имеют по две хроматиды, но представлены одной парой (нет гомологичной пары). На схеме изображена метафаза, так хромосомы выстроены на экваторе клетки в одну линию.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

(1)Рыбы – обитатели водной среды. (2)По происхождению и особенностям строения рыб подразделяют на два класса: Хрящевые рыбы и Костные рыбы. (3)Заострённая спереди голова слита с туловищем, которое начинается от свободного края жаберных крышек и заканчивается хвостовым отделом. (4)У всех рыб жабры открываются снаружи тела жаберными щелями. (5)Все рыбы имеют плавательный пузырь. (6)Наиболее древние из костных рыб Кистепёрые рыбы. (7)Для них характерны мясистые, покрытые чешуёй плавники, развитая у взрослых рыб хорда, плохо развитый плавательный пузырь и другие особенности

Показать ответ

Элементы ответа:

Ошибки допущены в предложениях 3, 4, 5.

(3) Заострённая спереди голова слита с туловищем, которое начинается от свободного края жаберных крышек и заканчивается анальным плавником (или анальным отверстием).

(4) Не у всех рыб жабры открываются снаружи тела жаберными щелями, у костных и костно-хрящевых прикрыты жаберными крышками.

(5) Не все рыбы имеют плавательный пузырь.

Какие особенности строения сустава делают его прочным, подвижным и уменьшают трение между костями? Укажите четыре особенности. Ответ поясните.

Показать ответ

Элементы ответа:

1. Сустав покрыт суставной сумкой которая состоит из соединительной ткани и придаёт ему прочность.

2. Суставная головка соответствует суставной впадине, это обеспечивает подвижность сустава.

3. Суставы укреплены связками.

4. Внутри суставной сумки выделяется жидкость, уменьшающая трение.

В результате длительного применения ядохимикатов на полях могут наблюдаться вспышки роста численности вредителей. Объясните, почему могут происходить такие вспышки роста численности. Приведите не менее четырёх причин

Показать ответ

Элементы ответа:

1. В результате применения ядохимикатов погибли хищники, которые питались вредителями, поскольку в конце пищевой цепи накапливается высокая концентрация ядохимикатов.

2. В результате наследственной изменчивости (мутация) и естественного отбора вредители приобрели устойчивость к ядохимикатам и не умирают от них.

3. Благодаря высокой скорости размножения насекомые передают данные признаки следующим поколениям.

4. Насекомые, приобретшие устойчивость к ядохимикату, находятся в очень хороших условиях (обилие пищи, отсутствие конкурентов и хищников), поэтому происходит резкий рост их численности.

Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на котором синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ГААГЦТГТТЦГГАЦТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Обоснуйте последовательность Ваших действий. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

Генетический код (иРНК)

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, находится искомая аминокислота

Показать ответ

Схема решения задачи включает:

1. По принципу комплементарности на основе ДНК находим нуклеотидную последовтельность тРНК нуклеотидная последовательность участка тРНК ЦУУ-ЦГА-ЦАА-ГЦЦ-УГА.

2. Нуклеотидная последовательность антикодона ЦАА (третий триплет) соответствует кодону на иРНК ГУУ.

3. По таблице генетического кода этому кодону соответствует аминокислота ВАЛ (валин), которую будет переносить данная тРНК.

Примечание. В данном типе заданий ключевыми словами являются: «все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице». То есть нам необходимо найти именно тРНК - молекулы, состоящие из 70-90 нуклеотидов, которые свернуты определенным образом и напоминают по форме клеверный лист и переносят аминокислоты в биосинтезе белка.

Поэтому, сначала на ДНК по принципу комплементарности определяем участок тРНК. Затем находим тот триплет, который является центральным, именно его по принципу комплементарности переводим в иРНК и только теперь по таблице генетического кода находим аминокислоту.

При скрещивании растений душистого горошка с усиками на побегах и яркими цветками и растений без усиков на побегах с бледными цветками все гибриды F 1 получились с усиками и яркими цветками. В анализирующем скрещивании гибридов F 1 получили растения: 323 с усиками и яркими цветками, 311 без усиков и с бледными цветками, 99 с усиками и бледными цветками, 101 без усиков и с яркими цветками. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырёх фенотипических групп в потомстве.

Показать ответ

А, а - аллели, определяющие, соответственно, наличие и отсутствие усиков;

В, в - аллели, определяющие, соответственно, наличие ярких и бледных цветков.

Р1 ♀ ААВВ - с усиками на побегах и яркими цветками; ♂ аавв - без усиков на побегах с бледными цветками

F1 А?В? - с усиками и яркими цветками.

Гибрид из первого скрещивания - А?В? - с усиками и яркими цветками; аавв - без усиков на побегах с бледными цветками - т.к. анализирующее скрещивание, это скрещивание с рецессивной дигомозиготой.

323 с усиками и яркими цветками,

311 без усиков и с бледными цветками,

99 с усиками и бледными цветками,

101 без усиков и с яркими цветками.

Схема решения задачи включает:

1) Р1 ♀ ААВВ х ♂ аавв (так в первом поколении расщепления не было).

Гаметы ♀ АВ ♂ ав

100% дигетерозиготы с усиками и яркими цветами.

2) Анализирующее скрещивание. Т.к. в потомстве нарушается расщепление 1:1:1:1, значит гены АВ/ ав/ сцеплены - определяем это по числу некроссовертных особей (их должно быть больше 323 и 311).

Р2 ♀ AаBв × ♂ аaвв

Гаметы ♀АВ/, ♀ Ав, ♀аВ, ♀ ав/ и ♂ав/

F2 АВ//ав (323 с усиками и яркими цветками), ав//ав (311 без усиков и с бледными цветками), Аавв (99 с усиками и бледными цветками), Аавв (101 без усиков и с яркими цветками)

Таким образом, малочисленное потомство 99 с усиками и бледными цветками, 101 без усиков и с яркими цветками появилось в результате кроссинговера.

Генотипы родителей первого скрещивания: ААВВ, аавв.

Генотип потомства первого скрещивания: АаВв.

Генотипы родителей второго скрещивания: АВ//ав, ав//ав.

Генотипы потомства второго скрещивания: АВ//ав (323 с усиками и яркими цветками), ав//ав (311 без усиков и с бледными цветками), Аавв (99 с усиками и бледными цветками), Аавв (101 без усиков и с яркими цветками).

Формирование четырёх фенотипических групп в потомстве объясняется тем, что признаки с усиками-яркие цветы и без усиков-бледные цветы сцеплены, но сцепление неполное и у особи АаВв идет процесс кроссинговера.