Изображение святых с медведем. Народный святой – изображения преподобного Серафима Саровского

Преподобный Серафим Саровский - один из самых почитаемых на Руси святых. Житие Серафима Саровского рассказывает о том, как уже в детстве с ним начали происходить чудеса, а став монахом, преподобный Серафим начал являть их сам - в первую очередь невероятными подвигами, которые совершал: например, три года молился на камне и почти не вкушал при этом пищи. Или кормил диких животных, которые стекались к нему со всего леса и становились рядом с ними кроткими.

Но еще преподобный Серафим - это один из тех святых, который оставил после себя не только предание о собственной подвижнической жизни, но и поучения (если не сказать - целое учение): о благодати. Он учил: христианство - это не свод этических правил, где важно просто быть хорошим человеком, а более высокая цель - стяжав благодать Духа Святого, изменить саму природу человека. И следом - и человек освятится, и мир вокруг него преобразится самым чудесным образом!

Преподобный Серафим Саровский кормит медведя

Учение преподобного Серафима Саровского

В какой-то степени поучения - это действительно самое важное, что святой Серафим Саровский оставил после себя.

«Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся», - это одно из самых известных изречений преподобного Серафима Саровского, которое просто и кратко доносит всю суть его учения.

Обретение мира на душе и стяжание благодати: вот главная цель для христианина, а не исполнение заповедей. Исполнять заповеди - это естественно для человека, и это надо делать в любом случае, но у человека есть более высокая цель на земле, нежели просто совершать хорошие поступки и не обижать близких. Эта цель - обожение : то есть изменение природы души уже здесь - на земле.

Фактически, преподобный Серафим Саровский старался донести идеи исихазма - «греческого» учения, одним из апологетов которого был в XIV веке святитель Григорий Палама, и которое по сей день созидается на Святой горе Афон. В основе идеи исихазма лежит именно делание ума, а не просто поступки.

Преподобный Серафим Саровский напоминал, что жизнь христианина начинается не с поступков, и даже не с мыслей, а еще раньше - с природы его души. Поэтому православный христианин должен следить не только за мыслями (потому что все поступки идут от них), а устремлять свое упование и чаяния дальше - на состояние души. Души, которая плачет по Духу Святому и истинную свою целостность и истинное врачевание обретает лишь при стяжании Благодати и таким образом - во Христе.

Ну, а соблюдение заповедей, и благочестивая жизнь являются как раз одними из лучших инструментов для достижения этой высшей цели - стяжание «духа мирного».

Серафим Саровский: годы жизни - когда он жил

Преподобный Серафим Саровский жил в XVIII–XIX веках. Он родился в 1754 году, а скончался в 1833 году.

Он прожил 78 лет, и за это время страна, в которой он жил - Российская Империя - пережила шесть императоров и сильно изменилась: став из крупного государства настоящей Империей, которая смогла в конце концов одолеть самого Наполеона.

Правители, которых «застал» святой Серафим Саровский: императрица Елизавета; Петр II; Екатерина II; Петр III; Александр I; Николай I. Хотя, безусловно, сам преподобный Серафим меньше всего думал о царях земных и больше думал о Царстве Вечном, о чем и повествует его житие.

Серафим Саровский: краткая биография

Биографии святых в Церкви принято называть «житиями». Житие преподобного Серафима достаточно емкое, потому что старец вел очень простой образ жизни и иночества искал еще с юности.

Поэтому краткое житие святого Серафима можно изложить всего в нескольких фразах:

  • родился в 1833 году;
  • в 22 года покинул дом и стал иноком,
  • десять лет спустя был пострижен в монахи,
  • всю монашескую жизнь провел в лесах близ Саровской обители или в затворе в самом монастыре
  • и в 78 лет скончался.

Однако жизнь любого подвижника складывается не из внешних фактов, а из распорядка жизни и из устроения жизни внутренней - которую на страницах книг или сайта описать трудно. А жизнь Серафима Саровского как раз была наполнена подвигами внутренними, которые показали - при истинном единении с Господом силы человеческие поистине неисчерпаемы, и благодать может освятить человека так, что дикие животные пойдут к нему на поклонение, и никакие разбойники - ни небесные, ни тем более земные, ему страшны не будут!

Чудеса преподобного Серафима Саровского

Чудесные явления стали происходить с преподобным Серафимом, когда он еще был семилетним мальчиком Прохором. Он упал с колокольни на землю, но остался жив.

Его святая жизнь делала кроткими самых грозных животных. Преподобный рассказывал, что к нему ночами приходили волки, зайцы, лисицы, змеи и мыши, и даже большой медведь. И всех он кормил, и для всех чудесным образом хватало угощений. «Сколько бы я не брал хлеба, - рассказывал подвижник, - он чудесным образом не убавлялся в корзине!»

Как и любой святой, преподобный Серафим Саровский не стремился творить чудеса, и в любом чудесном явлении видел прежде всего щедрость и Любовь Божию и пример того, каким бескрайним становится мир при жизни со Христом.

Нападки диавола усиливались. Сначала они проявлялись мистическим образом - во время молитвы старца Серафима могло подбросить вверх и кинуть обратно на землю - это бесы «развлекались». А однажды - во время подвигов в лесу, - на него напали самые настоящие разбойники. Это диавол, видя духовную твердость старца, напал теперь, используя земные «подручные» инструменты, - людей, - чтобы сломить дух монаха таким вот «приземленным» способом.

Грабители избили преподобного, сломали ему ребера, проломили череп и нанесли множество других ран. Раненого Серафима Саровского нашли спустя некоторое время, и доктора удивлялись: как он остался жив - непонятно. Сам преподобный рассказывал, что в один из этих дней преподобному явилась Богородица, и это окончательно успокоило его, помогло все предать воли Божией и тем самым - спасти жизнь.

Явление Божией Матери преподобному Серафиму Саровскому - тоже одно из чудес, которое происходило с ним неоднократно. По преданию, их было двенадцать. Первое - в детстве, когда Прохору было 9 лет - мальчик тяжело болел и Богородица обещала его исцелить. Именно после этого он решил для себя стать монахом. А последнее явление случилось за пару лет до смерти - когда Пресвятая Богородица явилась ему в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев.

Подвиги преподобного Серафима Саровского

Первый видимый подвиг будущий старец Серафим совершил еще до пострижения в монахи - когда из Курска, где родился и жил, пешком отправился в Киево-Печерскую Лавру: поклониться мощам Печерских святых и получить благословение на монашество. Он не ехал на поезде, он не передвигался на машине и не летел на самолете. В те времена паломничество было не комфортным «туризмом», как сейчас, а действительно подвигом.

Но конечно, больше всего он прославился подвижничеством, которое нес, уже будучи монахом. С самого начала он выделялся из братии строгим уставом. И 30 лет своей жизни он провел либо в отшельничестве в лесу - в нескольких километрах от Саровской обители, либо - в самой обителе, но в затворе.

Образ жизни в лесу его кажется невероятным. Святой Серафим круглый год мог ходить в одной и той же одежде, на нем были вериги, временами он питался одной травой.

Самый известный его подвиг - это подвиг столпничества, когда он тысячу дней и тысячу ночей простоял в молитве попеременно на двух камнях.

Принимать посетителей к себе он начал только в последние годы своей жизни - и именно тогда о Серафиме Саровском узнал народ и прославил его как святого уже при жизни.

Мощи Серафима Саровского: где находятся?

Мощи преподобного Серафима Саровского сейчас хранятся в Серафимо-Дивеевском монастыре. Там им можно поклониться.
Дивеевский монастырь находитя в Нижегородской области. Из Москвы, например, можно добраться поездом до Нижнего Новгорода и далее на автобусе до Дивеево. Расписание автобусов можно посмотреть

На машине: 450 километров от Москвы.

При монастыре есть гостиницы и частные домики и всегда можно найти, где остановиться, но жилье лучше бронировать заранее - особенно в великие Церковные праздники или в дни памяти святого.

А в Москве есть Подворье Дивеевского Монастыря - оно располагается в двух минутах ходьбы от станции метро Проспект Мира-кольцевой - если идти по пути к Садовому Кольцу. Подворье с домовым храмом внутри располагается прямо на Проспекте Мира:

Дни памяти Серафима Саровского

Дни памяти Серафима Саровского в православной Церкви:

  • 1 августа (это день его рождения)
  • 15 января (день смерти).

Икона Серафима Саровского

А вот так выглядит один из самых распространенных образов преподобного Серафима. (На снимке икона, которая хранится в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре):

Преподобный Серафим Саровский - один из самых почитаемых на Руси святых, поэтому его икону можно найти и поклониться ей практически в каждом храме.

Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Помните?

***
Мишкин зуб

В конце 2011 года по благословению cтарцев и при поддержке Фонда состоится принесение в Москву глубоко почитаемой в нашем народе святыни - частицы зуба медведя преподобного Серафима Саровского.

Как известно, преподобный имел обычай кормить приходившего к нему медведя хлебом. После кончины старца привыкший к святыне медведь поселился при одном из основанных преподобным Серафимом скитов. Сестры ухаживали за ним, а медведь, которого все прозвали "Серафимушкин Мишка", своим ревом отваживал от обители лихих людей. Окрестные крестьяне почитали Мишку. Говорили, что прикосновение его мохнатой лапы исцеляло, по вере, от ушных болезней.

В 1914 году, накануне праздника Изнесения честнаго пояса Пресвятой Богородицы, послушница Анна Ж., проживавшая тогда в ските, к своему страху услышала, как медведь человеческим голосом проговорил: "Скорби, скорби будут на Руси!" Послушница поведала об этом тогдашней настоятельнице обители, игумение Митридаде, которая велела ей никому более того не сказывать, прибавив, что в тот же день ей явился во сне сам преподобный Серафим с тем же грозным предупреждением. Вскоре Мишка умер, и сестры похоронили его у западной стены монастыря, а один из зубов медведя отдали священнику соседней деревенской церкви. В 1925 году обитель была закрыта и подверглась разорению, однако и после этого люди продолжали тайно посещать могилку Мишки, получая, по вере своей, исцеления. Когда безбожные власти прознали об этом, они разорили могилку, погрузили останки медведя на баржу и затопили ее в Охотском море, так что от них остался лишь зуб, сохраненных приходским батюшкой. Во время Великой отечественной войны сына батюшки, Константина Л., призвали в армию, и священник отдал святыню ему. Всю войну прошел "попович" на передовой, и, на удивление сослуживцев, ни разу не был даже ранен! В 1944 году об удивительном солдате узнал сам маршал Жуков. Он вызвал Константина в свою ставку, распросил обо всём. Получив честные ответы, маршал удивился, и отпустил его, наградив медалью. Но на пол-дороге в расположение части солдата догнал интендант Жукова, Николай М. (как выяснилось через много лет, он уже тогда был тайным монахом), и от имени полководца попросил частицу Мишкиного зуба. Константин не отказал. Как рассказывали, маршал прикрепил частицу святыни под оклад Казанской иконы Божией Матери, которую он всю войну возил с собой. За два месяца до окончания войны Константин был контужен и попал в немецкий плен. Его хотели расстрелять, но оказалось, что один из немецких офицеров каким-то образом прослышал о Мишке, и очень удивился, увидав частицу его зуба. Он спас Константина и переправил его в Мюнхен, где сын священника был освобожден наступающими американцами. Константин уже готовился вернуться на Родину, когда во сне ему явился сам Мишка и сказал: "В Россию тебе пути нет!" Константин очень опечалился, но не решился ослушаться. Американские власти переправили Константина в США, где он женился на русской эмигрантке (как стало известно позже, дальней родственнице Мотовилова), и стал жить в одном из провинциальных городков. Там он устроил домашнюю часовню, где и поместил частицу святого зуба. Рассказывают, известный американский старец, о. Серафим Роуз, окончательно решил принять православную веру именно после поездки к Константину (они были знакомы по работе) и молитвы перед святыней. Это же обстоятельство повлияло и на выбор подвижником своего иноческого имени. С тех пор многие из духовных чад о. Серафима часто посещали Константина, а один состоятельный православный американец даже пожертвовал украшенный ковчежец, в котором стали хранить зуб.

Самое известное чудо от святыни произошло в 1979 году. Тогда Москва готовилась к Олимпийским играм, причем Брежнев хотел сделать эмблемой Олимпиады собаку. Как-то ночью Константину снова явился Мишка и сказал: "Власти России хотят сделать символом Олимпиады нечистое животное. Этого нельзя допустить! Если они так поступят, на игры в числе западных спортсменов приедут убийцы, и русским правителям настанет конец!" Константин не знал, что ему делать. Однако среди почитателей Мишкиного зуба нашлись влиятельные люди, которые устроили тайную поездку Константина в Москву и встречу с самим Брежневым. Оказалось, что Леонид Ильич был тайным верующим, и даже слышал о Мишке. Беседа с Константином убедила его немедленно заменить символ Олимпиады на медведя, так что в следующем году, когда начались игры, никто из западных спорстсменов по разным причинам на них не приехал.

Вскоре после этих событий Константин умер, и его домовая часовня была преобразована в Серафимовский скит. Наконец, стало возможно принесение святыни в Россию. Братия скита, являющегося одним из духовных центров американского православия, после долгого убеждения, согласились отпустить любимую святыню в Москву. Здесь частица Мишкиного зуба пробудет всего 2 дня - 31 декабря 2011 года и 1 января 2012 года. В новогоднюю ночь ковчежец с частицей на самолете 12 раз обнесут вокруг нашей столицы, чтобы благодать свяыни достигла и тех, кто по возрасту или здоровью не сможет приложиться к ней лично. 1 января у Мишкиного зуба совершит литургию и молебен сонм русских архипастырей, а уже вечером того же дня ковчежец отправится в обратно на американскую землю. Однако с частицы зуба снимут 12 слепков, которые будут особым образом освящены и разосланы по наиболее чтимым обителям Русской Православной Цекрви.

***
А вот и новости:

не было мишки-то!

«Разсказ Старицы Дивеевской обители Матрены Плещеевой.
Заметка Архим. Иакова. Этот рассказ, помещенный и во 2-м издании на 118 стр., якобы она видела в пустынке у старца Серафима медведя, как он кормил его и как сама она кормила, выдуман Иоасафом, как призналась сама Матрена пред смертию. Вот что рассказывал мне Священник Василий Садовский:

Матрена Федотова Плещеева долго страдала от водянки и наконец созналась, что, видно Господь не берет ее к себе, ожидая ее раскаяния во лжи. Призвала к себе Екатерину Васильевну Ладыженскую и священника Садовскаго и при них объявила, что она научена была Иоасафом и приняла на себя, якобы видела она у О. Серафима медведя, как батюшка его кормил и проч. чего вовсе не видала, Матрена хотела в случае прибытия Царской фамилии рассказать это как очевидица. После этого признания она скоро скончалась.
Даниловский Архимандрит Иаков (один из двух следователей 1861 года - и. Г.)» (ОР РНБ. CПб. ДА А1 80).

"В книге Сказания о жизни и подвигах Старца Серафима, по изданию 1849 г. на странице 142 и по изданию 1856 г. на стр. 118, помещен рассказ старицы Дивеевской обители Матроны Плещеевой о том, якобы она, бывши у о. Серафима, видела, как он кормил медведя и как, по благословению отца, и она кормила того медведя; но сей рассказ вымышлен И. Иоасафом, как объявила сама Плещеева, пред смертию.

Долго страдая от водяной болезни, она привела себе на память забытый ею грех и в сознании, что Господь не посылает ей смерти, ожидая ее раскаяния во лжи, призывает к себе начальницу Екатерину Васильевну Ладыженскую и монастырскаго духовника, Священника Василия Садовскаго и при них объявляет, что она научена Иоасафом и согласилась принять на себя и, в случае посещения обители Членами Царской Фамилии, рассказать, якобы видела она, как батюшка О. Серафим кормил медведя и как сама она кормила, чего вовсе не видела.
Сделав это признание, Матрена вскоре скончалась». (ОР РГБ. Ф. 316. К.76. Д. 13. Л.1)

Ника Кравчук

Как святые с дикими животными дружили

«Осторожно, во дворе злая собака» — остерегаться животных нас учат с раннего детства. Мы боимся собак, змей, пауков, не говоря уже о громаднейших львах, тиграх, медведях. Но в житиях угодников Божиих часто звучит один лейтмотив: святые и животные дружат. Как так?

Пролог, или Когда люди «поссорились» со зверями?

После сотворения мира Бог поручил человеку особую миссию — быть царем природы. Вот как об этом повествует Книга Бытия: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». Но это совсем не означало, что человек теперь мог распоряжаться всем живым, как хотел. Хочу — взращиваю, хочу — вырываю и убиваю.

Нет, до грехопадения человека в мире царила гармония. Человек считал животных братьями меньшими, те, соответственно, не боялись Адама и Еву. Кроме того, первые люди питались исключительно растениями, поэтому об опасности для животных не могло быть и речи. В этом и заключался смысл выражения быть «царем природы» — то есть, заботиться о ней, поддерживать гармонию во всем том, что создал Бог.

Когда человек отпал от Бога, в мире нарушилось единство. Человек уже не питался плодами с Божьих рук, а в поте чела обрабатывал землю, взращивал хлеб. Теперь ему приходилось бороться с сорняками. Тело изгнанных из рая Адама и Евы было прикрыто «кожаными ризами». Стоит предполагать, что это были шкуры животных.

С того времени нарушились отношения между человеком и миром животных. Мы говорим о диких зверях, хищниках, новостная лента пестрит заглавиями об умерших «наглой смертью», растерзанных зверями. Все это свидетельствует о глубине того разлома, который проложили еще прародители.

На фоне всего этого удивительными кажутся истории о некоторых святых, которые дружили с дикими животными. Кроме того, в житиях мучеников можно прочитать о том, как их бросали на растерзание, но звери вели себя, как послушные домашние питомцы.

Предлагаем вам несколько таких рассказов.

Святой, благословляющий диких животных

Священномученик Власий был епископом Севастийским и жил в IV веке. Это было время правителя Диоклетиана и страшных гонений на христиан.

Поэтому Власий нашел себе приют в отдаленной пещере среди пустыни. Люди к нему приходили очень редко, зато животные — постоянно. Кроме того, они кротко ждали, пока епископ Севастийский помолится и благословит их.

Слуги императора нашли святого Власия и забрали его в город для казни. По пути он исцелял людей и животных. Одна вдова слезно поведала историю о том, что волк забрал последнего поросенка, поэтому ей нечем будет прокормиться. Епископ искренне помолился, чтобы волк вернул украденное обратно. Так и случилось.

В православной иконографии Власия Севастийского изображают вместе с животными, которые пришли к нему за благословением.

Святой Герасим и его верный друг лев

Согласно преданию, к Герасиму Иорданскому, который жил в V веке и вел отшельническую жизнь, пришел лев. Он высоко поднял лапу, пострадавшую от колючки. Святой Герасим достал терние, очистил уже гноившуюся рану и перевязал ее платком. В благодарность за помощь лев навсегда остался возле Герасима, во всем его сопровождая. Он помнил его голос, знал желания и верно служил.

Когда же святой пустынник отошел в мир иной, лев пришел к нему на могилу и через короткое время тоже умер. Святого Герасима Иорданского так и изображают на иконах — вместе с его верным другом.

Святой Неофит «арендует квартиру»... у льва

Мученик Неофит жил в первые века гонения на христиан. Он решил стать последователем Спасителя, поэтому ушел в горы для затвора. В пещере, где решил поселиться, жил лев. Святой спокойно обратился к хищнику и попросил, чтобы тот покинул его новое жилище. Животное послушно вышло из пещеры.

Когда язычники решили замучить Неофита, то бросили его в Колизей с дикими медведями. Но животные послушно склонили головы перед святым. Тогда мучители решили натравить на святого голодного льва. Но тот, словно послушное домашнее животное, подошел к Неофиту и лизнул его ноги. По преданию, это был тот самый «друг», который в свое время одолжил «жилье». Святой Неофит обратился ко льву и сказал, что тот может спокойно возвращаться в свою «квартиру», ведь мученику она уже явно не была нужна. Хищник вырвался с арены цирка и убежал в пещеру, а Неофита пришлось казнить людям, раз звери отказались это делать.

Хлебушек для медведя

Многим православным известна икона «Преподобный Серафим кормит медведя хлебом». Одна монахиня приближалась к саровскому святому и увидела возле него медведя. Со словами «Смерть моя!» так и грохнулась наземь.

Когда очнулась, преподобный Серафим попросил ее не бояться и позвал к себе животное. Огромный медведь тихонько прилег у ног святого, а Серафимушка начал кормить его хлебом, по молитвам святого к этому приобщилась и утихомирившаяся инокиня.

Еще один уважаемый святой — преподобный Сергий Радонежский — тоже кормил медведя. Все началось с того, что голодное животное пришло к святому, получив угощение, оно каждый день навещало Сергия.

Преподобный Герман и горностаи

Герман Аляскинский — еще один святой, которого на иконе изображают с животными. Возле его кельи жили горностаи — очень пугливые зверьки. Но они сами прибегали к святому, и тот кормил их с рук. Есть свидетельства о том, что преподобный также кормил медведя, а птицы с его рук ели сушеную рыбу.

Святой с зоопарком

Преподобный Павел Обнорский длительное время руководствовался духовными советами Сергия Радонежского. Он подвизался в пустынничестве и безмолвии. Но общение с людьми ему заменяли молитва и забота о животных. По свидетельству святого Сергия Нуромского, преподобный кормил прямо с рук птиц, они сидели на его голове и плечах, а своей очереди смиренно дожидались медведь, лисица, зайцы. При этом все животные не бросались друг на друга, не отгоняли тех, кто слабее.

Препоясанный змеей

Имени этого подвижника мы не знаем, но усомниться в его существовании не дает хотя бы тот факт, что эту историю поведал Паисий Святогорец.

Один старец проводил свою жизнь в труде и молитве. Но в местности, где он жил, водилось много змей. Они не боялись монаха, часто приближались к нему, иногда даже мешали работать. Особо надоедала одна из них. Старец не выдержал: схватил ее и завязал, как пояс. Один инок принес ему еду и очень перепугался увиденному. На это старец просто заверил, что не надо бояться: «Христос сказал, что дает нам власть наступать на змей, и на скорпионов, и на всю силу вражию, и ничто не повредит нам».

Львы, волки и вороны на службе у Павла Фивейского

Святой Антоний рассказывает, что хотел навестить преподобного Павла, но не знал, где он живет. Путь указала волчица. Антоний увидел, что еду (половинка хлеба) его другу приносит черный ворон.

Следующая встреча святых не состоялась: Павел Фивейский уже был мертв. Дикие львы искренне грустили по святому, как рассказывает предание, даже плакали. После похорон они лизали руки Антонию, пока тот их не благословил. Лишь тогда ушли.

Вымоленный друг

Святые Евтихий и Флорентий подвизались в пустыне. Но потом Евтихия выбрали настоятелем монастыря, поэтому Флорентий остался один в пустыне. Он должен был охранять их храм. Флорентий попросил Господа послать ему товарища. Бог услышал молитвы и послал... медведя. Тот стоял перед храмом с низко опущенной головой, мол, я пришел тебе послужить.

От Флорентия он и получил занятие — пасти пять овец. Кроме того, существовала и своя дисциплина: медведь знал, в какие дни, до скольки нужно пасти, когда кушать. В постные дни он постился вместе с Флорентием. И никогда не нарушал такого «устава».
Об этом узнали люди, несколько монахов из зависти убили Флорентиевого друга. Все четверо за это получили наказание — смерть от проказы.

Этот святой жил в VI веке. Сначала подвизался в Тифлисе, а потом пострадал от злых языков и ушел в пустыню вместе с учеником Лукианом. Когда от нехватки пищи и воды ученик начал тосковать, святой пытался объяснить ему действие промысла Божьего. В этот момент к нему подбежали оленихи с маленькими оленятами. Исполняя послушание святого, Лукиан подоил животных. А вера и молитва Давида Гареджийского помогла превратить это в сыр.

За этими оленями охотились люди, но животные бежали в пещеру к святому Давиду, чтобы спрятаться. Попав внутрь, охотники очень удивились, ведь дикие олени вели себя, как домашние животные.

Святой Феофил Киевский и строптивый бычок

Некий мясник Иван Катков рассказал святому о своем приобретении — строптивом бычке, который уже многих искалечил. Что делать? И держать невозможно, и зарезать жалко.

Феофил и говорит:

— А ты подари его мне!

— Но как, если к нему и приближаться трудно? — спросил Иван.

— Просто. Подойди и скажи: «Эй, бычок! Отныне ты не мой, а отца Феофила. Собирайся в гости к нему...»

Так Иван и сделал. И о чудо — фыркающее животное стало послушным и мягким.

Блаженный Феофил смастерил себе телегу, маленькую будочку и впряг бычка. У него не было вожжей, святой вообще оборачивался спиной и по дороге коленопреклоненно читал Псалтырь. Но животное чувствовало своего хозяина, объезжало ямы, бугорки. Более того, бычок точно знал, куда именно надо отвезти святого, хотя тот ничего не говорил.

Эпилог, или Возвращение к единству

Это лишь малая часть историй о том, как дикие животные становились друзьями святых. Если посмотреть на Божий замысел о мире, проанализировать изменения после грехопадения Адама и Евы, то становится ясно: Бог сотворил гармонию, в которой человек и мир животных жили в согласии.

Ужасная неприязнь и насилие берут начало в порочности этого мира. В раю такого точно не было. А святые обретали эту гармонию. Поэтому животные рядом с ними становились такими, какими они и были созданы. Они служили человеку, а тот, в свою очередь, заботился о них. В словах Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили», оказывается, даже больше глубины, чем кажется на первый взгляд.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

…На вокзале Паддингтон – огромная гора плюшевых мишек. Большие, средние, маленькие, очень маленькие и очень большие, а рядом с ними – улыбчивый продавец-индус. Плюшевый мишка есть у каждого английского ребенка, хоть раз побывавшего в Лондоне.

Я беру одного мишку, чтобы отвезти в Россию знакомому русскому мальчику. «Вы из России?» – спрашивает меня веселый индус. – «Отвезите его в Москву! Медведь будет там чувствовать себя как дома! Здесь для него жарковато!» В Лондоне – жара, дети и молодёжь купаются в фонтанах на Трафальгарской площади и в Кенсингтон Гарденс…

Как ему объяснить, что в Москве темно от дыма (о, это лето 2010!). Боюсь, там медвежонку тоже будет жарковато. Впрочем, все равно он поедет со мной в Питер. И я соглашаюсь с весёлым индусом, вспомнив мудрого медведя Балу, наставника Маугли.

Плюшевый мишка – неизменный атрибут детских игр, верный друг детства всех повзрослевших детей – от Лондона до Камчатки, от Москвы до Нью-Йорка. Медведь на гербе русских и европейских городов – уже не забавный плюшевый, а полный достоинства и, пожалуй, страшный в своей силе зверь, не уступающий ни льву, ни орлу.

Когда-то в Европе, которую ещё не называли Европой, жили человек и медведь. Человек был охотником эпохи палеолита – но он ходил на охоту не только за пищей. Порою он ходил на священную охоту – не ради пищи, а ради встречи с богом, являющегося в своей мощи. Это была охота на медведя – страшного пещерного медведя, с которой охотник мог и не вернуться. Но сохранится ли душа человека, встретившегося с Богом живым?

Для палеолитического охотника иерофанией Бога Живого, Бога Крепкого, Бога, Которого он знал из своего религиозного опыта, был медведь. Он был страшной иконой божества. Медведь всегда был рядом с человеком – в своей смертоносности, в своей устрашающей мощи. Он выбирал себе такие же сухие и удобные пещеры, как и человек. Он мог встретиться на его пути неожиданно – и тогда человек и медведь сходились в битве, исходом которой была смерть одного из них.

Мясо медведя вкушалось на священной трапезе и не ради утоления голода. Его череп и берцовые кости хранились с черепами и берцовыми костями умерших людей в особых святилищах – они были священны и после смерти, полные силой божественной в глазах древнего человека.

Прошли тысячелетия… Человек узнал тайну зерна, умирающего в земле и восстающего из него. Тайна священной охоты сменилась тайной хлеба. Пещерные медведи вымерли, но их наследники – медведи бурые – по-прежнему вызывали благоговейный трепет. Их не называли по имени, табуированному из древнего суеверия, только описывая как «ведающий мед» – «мед-ведь». Возможно, древним корнем, обозначавшим медведя, был «бр», сохранившийся как в русском слове «берлога», так и в словах германских языков – bear, baer , дав имя столицы Германии – Берлину.

Вера сменилась суеверием, священный трепет древнего охотника – мелким языческим культом, в котором ручного медведя со спиленными зубами убивали после истязания, ожидая от этого по законам магии всех благ от духов или богов, ибо Истинный Бог был уже напрочь забыт.

Медведь постепенно стал узником и посмешищем – его водили на цепи скоморохи и цыгане, его заставляли выделывать всякие «штуки» на потеху досужей толпе, словно мстя за тысячелетнее поклонение ему как иконе Бога. Он стал просто зверем, попавшим в жестокие руки людей.

Брэм писал о медведе: «он… отличается рыцарским характером, чуждым всякого коварства и лжи. Не умея лукавить, он добивается своего открытой силой и не прибегает к бесполезной жестокости, подобно волкам». Цепной медведь, поруганный и униженный, позволял недоброму и трусливому человеку чувствовать себя смелым и сильным, почти богом. Впрочем, человек чаще унижал не зверя-медведя, а человека и брата своего, с легкостью и удовольствием.

Человек и медведь снова разделили между собой – не пещеру, а участь в жестоком человеческом мире, горечь в удалении от Бога, горечь страдания. И медведь стал просто тварью, страдающей и мучающейся… Мальчик в рассказе Драгунского пожалел плюшевого мишку, своего друга детства, став подростком – и медвежонок не превратился в боксерскую грушу для набирающего силу бывшего дитяти.

«Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.

Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.

Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?

Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.

Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.

Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.

Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.

Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.

А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.

Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?»

(Рим. 19-31)

Что ж, только человеку, а не медведю дано стать иконой Христа Бога – даже более, чем иконой, стать братом, «сотелесником» Христа, причастником Его Божества и вместе со Христом обрадовать всё творение Божие. И такое возрастание во Христе возможно лишь в Духе Святом Божием, Которого познал и в Котором познал Христа преподобный Серафим.

Ушедший друг с разбойником в раю,
Я к ним иду тропой небесной сада,
И прежние деревья узнаю,
И луч, где веет вечная прохлада.

Мне лев подставил золотой хребет:
«Погладь меня! Я тоже тварь земная,
И травы мне годятся на обед».
А рядом с ним пасется лань ручная.

Такой мне сон приснился в этот день
Бессмертного преодоленья гроба.
Пускай лежит вчерашней ночи тень,
Пускай в сердцах отчаянье и злоба.

Но есть черта - к ней приникаешь ты,
С раскаяньем, надеждою и верой
И жаждешь тишины и чистоты,
И дух тебе дается полной мерой.

Иди! Дыши! И узнавай свой сад,
Где ни одна дорожка не забыта,
Где звери и деревья говорят,
И с ними ты в одно дыханье слита,

Где все поет Осанну и хвалу
Воскресшему, Восставшему, Родному,
И плачу я в земном своем углу,
В томленьи по утраченному дому.

(Надежда Павлович)

Серафим кормит медведя.

Святой Серафим Саровский с раннего детства посвятил себя Богу. Когда ему исполнилось 19 лет, он попросил свою мать благословить его уйти в монастырь. Большим медным крестом благословила мать своего сына на монашеский подвиг, и до самой смерти носил он потом этот материнский крест на своей груди.

Саровская обитель, куда пришёл Серафим, была со всех сторон окружена большим дремучим лесом. Здесь, в лесной чаще, построил он себе маленькую избушку и вдали от мира стал проводить в молитве дни и ночи. Часто св. Серафим терпел холод и голод и всякую нужду. Так он провёл много лет. Когда он наконец открыл двери своей кельи, люди стали толпами приходить к нему и просили его молитв. Они приносили святому восковые свечи, чтобы он ставил их во время своей молитвы перед иконами: ведь свечи горят перед иконами, как души людей перед Богом. И день и ночь столько горело в этой маленькой келье свечей, что даже зимой, в самые холодные, морозные дни в ней было от них жарко: печь никогда и не топилась.

— Я не могу, — говорил святой Серафим, — несколько раз в моей молитве поминать перед Богом имена всех, кто просил меня молиться за них, потому что их слишком много; а зажигаю их свечи и молюсь: “Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за души которых я, убогий, зажёг Тебе эти свечи и лампады!”

Святой Серафим непрестанно молился Богу. От этого сердце его разгоралось всё большей и большей любовью. И любил он не только Бога, но и всё Божье творение, всю природу Богом созданную. И так очистил он себя от всякого греха постоянной молитвой и памятью о Боге, что жизнь его стала похожей на жизнь первых людей в раю, где звери слушались человека и не делали зла ни друг другу, ни человеку.

В ночное время приходили к келье святого звери: медведи, и волки, и зайцы, и лисицы, подползали даже змеи, ящерицы и другие гады. Святой Серафим выходил из кельи и начинал кормить их из своего лукошка, в котором он хранил недельный запас хлеба. Сколько зверей ни приходило к старцу, хлеба всегда и на всех хватало.

И вот что случилось однажды:

Одна монахиня пришла к святому Серафиму и увидела, что он сидит близ своей кельи на обрубке дерева, и подле него стоит огромный медведь. Она так и обмерла от страха и закричала во весь голос: "Батюшка! Смерть моя!” и упала. Старец Серафим, услышав её голос, ударил медведя легонько и махнул ему рукой. Тогда медведь, как разумный, тотчас пошёл в ту сторону, куда показал о. Серафим, в густоту леса. Монахиня, видя всё это, трепетала от ужаса. Старец Серафим подошёл к ней и сказал: “Не ужасайся, не пугайся!” Она все-таки продолжала кричать: “Ой, смерть моя!” На это старец отвечал: “Нет, матушка, не смерть, и смерть от тебя далеко. А это радость!” И затем он повёл её к той самой колоде, на которой сидел прежде. Помолившись, он посадил монахиню на колоду и сам сел. Не успели они сесть, как вдруг тот же самый медведь вышел из чащи леса, подошёл к св. Серафиму и лёг у его ног. Монахиня, видя такого страшного зверя вблизи себя, была сначала в большом страхе и трепете. Отец же Серафим обращался с ним без всякого страха, как с кроткой овечкой, и даже стал кормить его из своих рук хлебом. Тогда и монахиня стала мало-помалу приободряться. Лицо великого старца было в это время особенно чудно. Оно было светло, как у ангела, и радостно.

Наконец, когда монахиня совершенно успокоилась, а старец скормил почти весь свой хлеб, он подал ей оставшийся кусок и велел покормить медведя. Но она отвечала: “Боюсь, батюшка: он мне и руку отъест!” Старец Серафим посмотрел, улыбнулся и сказал: “Нет, матушка, верь что он не отъест твоей руки.” Тогда она взяла поданный хлеб и скормила его весь с такой радостью, что желала бы ещё кормить его, потому что зверь был с ней кроток, по молитвам святого.

Когда преподобный Серафим увидел, что страх у монахини совсем прошёл, он сказал: “Помнишь, матушка, у преподобного Герасима на Иордане лев служил, а убогому Серафиму (так он всегда, по своему смирению, себя называл) медведь служит. Вот и звери нас слушают! А ты, матушка, унываешь! А о чём нам унывать? Вот если бы я взял ножницы, то и остриг бы его.”

Вот что делает любовь! Нет большей силы в мире, как любовь! Только любовью и держится мир, только любовью движется жизнь.

Преподобный Серафим и дети

Преподобный Серафим, будучи сам чист душой, кроток и незлобив, с особенной нежностью и лаской относился к детям. Любил их Преподобный, как и Христос любил детей, говоря:

"Не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное!”Помнил св. Старец, что Господь хранит "малых сих,” как сохранил его самого в детстве при падении с высокой колокольни. Это было так. Мать однажды взяла его с собой на постройку храма. Вместе с ней он взобрался на самый верх колокольни и по неосторожности (еще не было перил) стал на край — и упал вниз. В ужасе бросилась мать по лестнице, уже без надежды найти мальчика в живых. Но каково же было ее изумление и радость, когда она увидела, что сын ее стоит цел и невредим. Господь чудесно сохранил Своего избранника, зная, сколько радости принесет он потом людям.

Однажды, а год до кончины Преподобного, когда он уже заметно ослабел и не всегда принимал посетителей, пришла к нему большая толпа богомольцев. Святого Старца не было в келии. Кто-то из Саровских монахов сказал посетителям: — Ищите его в лесу, только вряд ли найдете. В кусты спрячется, в траву заляжет. Разве что сам откликнется на детские голоса. Забирайте детей побольше, да чтобы впереди вас шли.

И вот толпа паломников углубляется в дремучий Саровский лес. Деревья — все выше и гуще... Лесная сырость и тишина охватывает всех. Под высокими сводами громадных елей совсем темно. Жутко в бору... Но вдруг солнечный луч блеснул между деревьями. Все ободрились и скоро очутились на залитой солнцем полянке.

Около корней отдельно стоящей на полянке ели работает низенький, худенький старец. Заслышав шорох, старичок быстро приподнялся, взглянул в сторону монастыря и затем, точно спугнутый заяц, шарахнулся в чащу и скрылся из виду.

— Отец Серафим! Отец Серафим! — чуть не в 20 голосов закричали мы, — пишет в своих воспоминаниях Н. Аксакова, бывшая тогда в толпе детей. Заслышав детские голоса, о. Серафим не выдержал, и через какую-нибудь минуту его голова показалась из травы. Приложив палец к губам, он умильно поглядывал на нас — детей, как бы упрашивая не выдавать его старшим.

Протопав к ним дорожку по траве, Преподобный поманил нас к себе. Самая маленькая из нас — Лиза — первая бросилась к нему на шею, прильнув щекой к его плечу. — Сокровища, сокровища! — приговаривал он едва слышным шепотом, прижимая каждого из нас к своей груди.

Между тем подросток-пастушок Сема побежал со всех ног к монастырю, крича: “Здесь, сюда! Вот о. Серафим! Сюда!” Нам стало стыдно. Чем-то вроде предательства показались нам и выкрикивания наши и объятия. На обратном пути та самая Лиза, которую о. Серафим обнял первой, щебетала своим детским лепетом: “Отец Серафим только кажется старичком, а на самом деле он ребенок.”

Много лет спустя вспоминая только что рассказанный случай из своего детства, Н. Аксакова пишет, что она во всю свою жизнь не видала таких детски ясных глаз, как у преп. Серафима, такой улыбки, как его улыбка, которую можно сравнить разве что с улыбкой спящего младенца, когда его, по словам нянек, посещают во сне ангелы.

Расскажем еще случай. Вот перед запертыми дверями Серафимовой келии стоит толпа посетителей. Пробуют некоторые из них творить молитву: “Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас!” Но “аминя” не слышно, и дверь не отворяется. Тогда одна из женщин обращается к стоящей тут же даме с маленькой девочкой и просит: — Пусть ваша девочка скажет молитву, тогда он откроет!

И действительно, как только девочка сотворила молитву, изнутри послышалось “аминь,” и дверь кельи отворилась. Как же все были рады видеть святого Старца!

Милые дети! В жизни много горя: у одних могила рано мать взяла, у других нет в зиму теплого угла...

Каждый из вас может заболеть. Еще хуже, когда заболеет кормилец семьи — отец, или когда у него несчастье на работе. А когда мама долго болеет, трудно тогда всей семье. Да и у вас, детей, бывают свои маленькие огорчения: сегодня задали трудную задачу, а там придут экзамены, или когда поссоритесь со своими друзьями — в эти моменты вспомните, что есть у Господа святой Серафим. Призовите его в ваших молитвах, попросите помолиться за вас, помочь вам! И он такой ласковый, полный любви к детям, тотчас же откликнется.

"Много может усиленная молитва праведного” (Иак. 5:1).