Иероним босх искушение святого антония описание. Картина дали "искушение святого антония"

Немного найдется в истории живописи святых, которых писали так часто как Святого Антония. Причем наибольшей популярностью пользовался сюжет, связанный с одним подвигом святого - с искушением. Мне представляется интересным посмотреть, как художники разных стран и в различные периоды истории трактовали искушение выпавшие на долю Антония.
Антоний, которого называют Великим дабы отличить его от девяти других Антониев, причисленных к лику святых, родился в семье коптов(египетских христиан)примерно в 251 году. Отличаясь благочестием с юных лет, после смерти родителей, отказался от наследства в пользу бедных и начал отшельническую жизнь. Вначале он поселился в развалинах воинского укрепления на берегу Нила. Здесь он пробыл около 20 лет в уединении, только изредка отзываясь на просьбы лиц, приходивших видеть и слышать его. Во время этого уединения Антоний, будучи много раз, искушаем дьяволом. В дальнейшем Антоний наложил на себя ещё более тяжелый обет - с приходящими к нему беседовал через узкое отверстие, проделанное в стене, чтобы ничем не прерывать своего затворничества.Потом на несколько лет он прервал свое уединение, но в 313 году опять вернулся к отшельничеству. В возрасте 100 лет опять прервал свое одиночество и выступал в Александрии против сторонников ереси арианства. Умер на 105-м году своей жизни.
Его жизни посвящены многие труды, как и его современников, так и теологов последующих времен. Из его же творений до нас дошли: 1) Речи его, числом 20, трактующие о христианских добродетелях, особенно монашеских, 2) Семь посланий к монастырям — о стремлении к нравственному совершенству и духовной борьбе и 3) Правила жизни и увещания к монахам. Считается основателем отшельнического монашества, а так же покровителем крестьян, всадников, звонарей, корзинщиков, щёточников, мясников, гробовщиков.
К иконографическим атрибутам Антония относятся Т-образный крест, как правило, нашитый на левом плече его одежды; костыль - традиционная эмблема средневекового монаха, долгом которого было помогать увечным и беспомощным; колокольчики госпитальеров (антониты при сборе пожертвований привлекали к себе внимание колокольчиками),а также считалось, что с их помощью Св.Антоний отгонял злых духов;свинья (антонитам разрешено держать свиней, которым дарована была привилегия свободно бегать по улицам городов); огонь, как напоминание о его видении пламени ада и лев.
Обычно Антония изображают бородатым старцем, в монашеским клобуке, плаще и рясе.
Сами искушения получили две формы:
это или демоны, в облике диких зверей и монстров, терзающих его плоть
или женщины в эротических видениях. В ранней ренессансной живописи женщины обычно одеты и могут иметь рога как напоминание об их сатанинском происхождении. Начиная с XVI в. они изображаются обычно обнаженными.

Начнем с самой интересной по истории ее обнаружения. В 2008 году на аукционе «Сотбис» была приобретена картина как одно из произведений мастерской Доменико Гирландайо, в которой среди прочих обучался и Микеланджело. На основе данных Вазари о том, что среди работ Буонарроти имелась сцена искушений св. Антония по мотивам гравюры Шонгауэра, а также стилистического сходства с живописью великого мастера, после очистки произведения сотрудниками Метрополитен-музея «Терзания святого Антония» были атрибутированы юному Микеланджело. Конечно, эта картина не появилась ниоткуда. Долгие годы ее авторство было предметом споров, но 1874 году она экспонировалось в Париже, как произведение Микеланджело. Однако затем по поводу ее подлинности опять возникли некоторые вопросы. Поэтому после того, как в 1900-е годы картину приобрела одна семья из Лондона, она хранилась в частной коллекции и на долгое время была забыта.
Если принять авторство Микеланджело, то написал он это полотно в возрасте 12 лет!

Это работа Микеланджело 1487-88 годы. Если сравнить ее с гравюрой, то видны некоторые изменения - Микеланджело добавил одному из демонов рыбью чешую и слегка приподнял голову святого Антония и придав ей более отрешенное выражение лица.

Это гравюра Мартина Шонгауэра 1475год.

Вот еще одна гравюра. На этот раз Лукаса Кранаха.

Лукас Кранах-старший 1506 год

А вот эта гравюра тоже старшего, но уже Питера Брейгеля.

Питер Брейгель-старший(Мужицкий) 16 век

Конечно же, напоминает работы Иеронима Босха. Последний тоже писал на эту тему. Вот две его работы.

Иероним Босх 1497 год
Позднее мастер опять вернулся к этому сюжету, но дал уже развернутую и глубоко осмысленную картину искушений.

Иероним Босх 1506 год
«Триптих «Искушение святого Антония» — одна из лучших работ зрелого Босха. Еще никогда до Босха во всей европейской живописи не встречалось столь смелой и реалистически точной передачи эффектов освещения. На заднем плане алтаря пламя пожара выхватывает из мрака опушку леса, красными и желтыми бликами отражается на поверхности реки, отбрасывает багровые отсветы на плотную стену леса. Босх не только мастерски передает эффекты воздушной перспективы, но и создает ощущение воздуха, окрашенного светом. На всех трех створках раскрытого алтаря мы видим демонов, выпущенных на волю. Здесь уже нет традиционного разделения створок на «Рай» и «Ад», композиция читается целиком, весь мир кишит бесами. Ученые по-разному объясняют значение обличий изображенных монстров, они допускают разные толкования, но их природа Зла несомненна.
Художник достаточно подробно и близко к жизнеописанию рассказывает обо всех мучения Антония. В левой части триптиха демоны носят старца по воздуху, в правой пытаются отвлечь от медитации картиной непристойной трапезы, в центральной нарядная дама, на бесовскую природу которой намекает длинный шлейф, возможно прикрывающий хвост, проносит рядом с ним чашу с вином. Однако в подавляющем большинстве демоны просто заняты своим делом, — сотворением Зла в этом мире, который весь — искушение.
На левой створке триптиха Св. Антония мы видим просто легион демонов. Их разнообразие и формальная изощренность изображения необычны даже для него. Среди них есть красная рыба на металлических колесах с готической башней на спине, из пасти которой вылезает другая рыба, из которой, в свою очередь, торчит хвост третьей. Наружность монстров вступает в противоречие со средой их обитания, так, по небу Антония несут демоны в обличье рыб и грызунов. Два монаха и человек, в облике которого некоторые исследователи видят автопортрет Босха, помогают Св. Антонию дойти до кельи после изнурительной битвы с дьяволом, поднявшим его в воздух, — данная сцена изображена выше, на фоне неба. Антоний и его спутники совершают переход по дощатому мосту (переход, лишенный смысла, как пишут некоторые ученые). Но этот переход — главное, о чем Босх хочет здесь сказать. Преодолев мост, под которым группа дьяволов, вмерзшая в застывшую реку, читает ложные «псалмы», Антонию и его спутникам предстоит вступить на узкую тропу — возможно, это та самая тропа, пройти которой дано лишь немногим избранным.
На правой створке святой окружен персонификациями разнообразных искушений. На переднем плане сидящий на земле живот человека, пронзенный непомерно большим кинжалом, а также таинственное действо вокруг стола рядом с ним символизируют грех чревоугодия и, если брать еще шире — сладострастия. Сатана в образе обнаженной женщины — царицы бесов — под «шатром Венеры» — персонифицирует грех вожделения и прелюбодеяния, а также иллюстрирует сцену искушения из жизнеописания Антония.
Безобразная птица, вцепившись лапами в яйцо, из которого проклюнулись птенцы, сама заглатывает лягушку, вместо того чтобы покормить собственных детей; устрашающего вида птица, обутая в коньки (на бумаге в ее клюве написано — «лень», имеется в виду неусердие в молитвах Богу), — все это по замыслу художника должно иллюстрировать человеческие грехи и искушения, которым подвергается Св. Антоний.
Центральная часть триптиха посвящена победе Св. Антония, еще окруженного тем не менее всевозможными искушениями: юные красавицы обещают ему радости земной любви, накрытый стол манит своим изобилием… Основной разгул сил преисподней изображен в геометрическом центре створки, где святой, окруженный нечистой силой, оборачивается к зрителю. Дьявольские козни бессильны заставить Антония отречься от веры, но не оттого, что они слишком слабы: количество демонов убеждает в обратном. Сатане необходимо добровольное согласие, он не только запугивает — он соблазняет, он ищет адские ростки в душе грешника.
Святого Антония окружает группа фантастических персонажей, старающихся вывести его из молитвенного состояния. Особенно выразительна церемония так называемой «черной мессы», разыгрываемая вокруг святого. Ее участники наделены признаками, обозначающими магию, ересь, алхимию, и кажется, что все они движутся по мановению волшебной палочки человека в цилиндре. Игроки мечут кости, роскошно одетая дама разыгрывает обряд причащения с сидящей напротив нее «монахиней».
Справа — большой глиняный кувшин с ногами, заменяющий заднюю половину мула, над несуществующей передней половиной которого парит верхом бестелесный крылатый воин с семенем чертополоха вместо головы (чертополох — символ первородного греха). Слева — рыцарь, с черепом лошади вместо шлема, играющий на лютне. На переднем плане — адская флотилия: рыба-лодка, подобная той, что изображена на левой створке, лодка — безголовая утка и лодочка-скорлупка. Погребенный внутри утки-гондолы кричащий человек в очках, распятый на парусе остов ската, тоже как будто издающий крик — дырой между сухих плавников…
Триптих Иеронима Босха наглядно раскрывает тему присутствия дьявола в этом мире, демонстрирует исключительную силу и изобретательность его воинства. Св. Антонию удается противостоять воинству Сатаны, через размышления и молитвы старец преодолевает все искушения и приходит к вечному спасению». (Доната Баттилотти)
Посмотрим как художники того же периода (15-16 вв) представляли эту историю.

Бернардино Паренцано 1494 год


Маттиас Грюневальд «1506 - 1526 годы. Длительность работы связана с тем, что эта сцена - часть «Изенгеймскрго альтаря», созданного мастером для церкви монастыря святого Антония в Изенгейме.

А вот это работа одного из подражателей И.Босха. Конечно, этот подражатель не такого масштаба как Питер Брейгель, но все равно интересно проследить, как художники использовали те же символы, что и Босх. Оно и понятно, эти художники жили в одно время, в одной стране и, естественно, символизм Средневековья был для них, как открытая книга. Но сначала посмотрим работу, а потом я напомню эти символы. Не все, конечно, но хотя бы часть.

Ян Мандейн 1530 год.
Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Алхимия в позднем средневековье была своеобразным явлением культуры, явно граничившим с ересью, фантастическим вариантом химии. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Атрибуты алхимии часто используются им в качестве символов похоти: изображение совокупления нередко сопровождают стеклянные колбы или шары, любовные игры в воде также являются намёком на алхимические соединения. Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах; зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары, являясь символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков; герметичный же сосуд или плавильный горн — это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола. Помимо алхимии символы похоти предоставляют «сладострастные плоды»: вишня, виноград, гранат, клубника, яблоко. Легко распознать и сексуальные символы: мужские — это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех; женские — всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь).
Босх использует и общепринятую в средневековье символику бестиария — «нечистых» животных: на его картинах встречаются верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество других. У Босха встречается и змея. Сова, известная нам как символ мудрости, предстаёт у Босха вестницей дьявола. Жаба, в алхимии обозначающая серу, — это символ дьявола и смерти, как и всё сухое — деревья, скелеты животных.

Другие часто встречающиеся символы:

* лестница — путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт;
* перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости;
* ключ (часто по форме не предназначенный для открывания) — познание или половой орган;
* отрезанная нога — традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией.
http://blog.imhonet.ru/auth ...

Еще один подражатель Босха, на этот раз анонимный.

Другие художники Северной Европы

Никлаус Мануэль Дейч 1520 год

Вилленс де Кок 1520 год
Но прошло всего 6 лет и автор по-другому увидел тот же сюжет

Вилленс де Кок 1526 год

Совсем не так представляли искушения итальянские мастера.

Паоло Веронезе 1553 год

Тинторетто 1577 год

Аннибале Карраччи 1598 год

Джованни Джироломо Савольдо 1524 год

Как видите, в 16 веке интерес к сюжету об искушениях Святого Антонио был достаточно велик. В 17 веке использование этого сюжета явно пошло на убыль. В связи с развитием пейзажного жанра сцена искушения стало лишь поводом для изображения пейзажа, его частью. Но начало этому было положено еще в 16 веке.

Корнелис Массейс

Давид Тенерс-младший 1648 год

Ян Брейгель 1606 год

Фредерик Фалькенборх 1621 год

Близко к этим работам и одно из немногочисленных полотен 18-го века. Самого начала.

Себостьян Риччи 1707 год

А это еще одна работа Тенерс, примерно того же времени, что и представленная выше, но в этом полотне пейзаж отходит на второй план и все внимание художника уже поглощено самими искушениями.

Давид Тенерс-младший Середина 17 века.

Томас ван Апшовен 1622 год.

В этой работе еще видно влияние мастеров северного Возрождения предыдущего века. А вот следующая работа заставляет нас вспомнить итальянских художников, разрабатывавших этот сюжет, хотя сам художник голландский гравер.

Абрахам Блутелинг 17 век

Несколько особняком стоит вот эта работа итальянского живописца Сальваторе Роза. Некое предвосхищение сюрреализма, не правда ли? Так сказать привет Сальвадору от Сальваторе

Сальваторе Роза 1645 год

Два художника практически одного времени, но как по разному они видят искушения Святого Антония. У голландца видно влияния того же Босха, а французский живописец больше склонен к реализму.

Жус ван Краесбек 1650 год

Поль Делярош 1632 год

Как я уже писал, 18 век практически не интересовался Святым Антонием, но в 19 и 20 веках снова возник интерес к этой величественной фигуре христианства.

Поль Сезанн 1869 год

Филипп Ропс 1878 год

Александр Луи Лелоир 1871 год

Доменико Морелли 1878 год

Джон Доллман 1897 год

Ловис Коринт 1897 год
Как видите, понятие искушений резко изменилось. Если в глазах художников 16-17 веков - это были монстры, то у художников 19 века монстров заменили женщины. И главным грехом стало прелюбодеяние.
Двадцатый век опять пришел к разнообразию искушений. Да это и понятно - это был век, заявивший о себе множеством художественных течений.

Станислав Виткевич 1922 год

Макс Эрнст 1945 год

Леонора Каррингтон 1947 год

Диего Ривера 1947 год

Сальвадор Дали 1946 год.

Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха. К изображению рода людского, погрязшего в грехах и глупости, и бесконечного разнообразия адских мук, ожидающих его, присоединяются здесь Страсти Христовы и сцены искушения святого , которому неколебимая твёрдость веры позволяет противостоять натиску врагов - Мира, Плоти, Дьявола. В ту эпоху, когда существование Ада и Сатаны все еще воспринималось непреложной реальностью, когда пришествие Антихриста ожидалось с неизменным религиозным напряжением, бестрепетная стойкость святого, глядящего на нас из своей молельни, заполонённой силами зла, должна была ободрять людей и вселять в них надежду.

Центральная часть («Искушение святого Антония»)

Пространство картины буквально кишит фантастическими неправдоподобными персонажами. Белая птица превращена в настоящий крылатый корабль, бороздящий небо. Фантазия Босха питалась, видимо, изображениями на геммах и монетах эпохи Александра Великого .

Центральная сцена - совершение чёрной мессы - одно из самых красноречивых свидетельств противоречивого мятущегося духа мастера. Здесь изысканно одетые священники-женщины справляют кощунственную службу, их окружает разношёрстная толпа: вслед за калекой к нечестивому причастию спешит игрок на мандолине в чёрном плаще с кабаньим рылом и совой на голове (сова здесь - символ ереси)(По другим сведения сова - представитель светлых сил, выполняющий функцию Божьего ока, чтобы на страшном суде свидетельствовать против алхимиков).

Из огромного красного плода (указание на фазу алхимического процесса) появляется группа чудовищ во главе с бесом, играющим на арфе - явная пародия на ангельский концерт. Бородатый человек в цилиндре , изображённый на заднем плане, считается чернокнижником, который возглавляет толпу бесов и управляет их действиями. А бес-музыкант оседлал странное подозрительное существо, напоминающее огромную ощипанную птицу, обутую в деревянные башмаки.

Нижняя часть композиции занята странными судами. Под звуки пения беса плывёт безголовая утка, другой бес выглядывает из окошечка на месте шеи утки.

Левая створка («Полёт и падение святого Антония»)

К этой теме художник не раз возвращался в своём творчестве. Святой Антоний - поучительный пример того, как нужно противиться земным искушениям, быть всё время настороже, не принимать за истину всё, что кажется, и знать, что обольщение может привести к Божьему проклятию. Когда Антоний творит молитву, на него нападают бесы, избивают его, поднимают высоко в воздух и бросают на землю.

Главное действующее лицо в левой створке триптиха - сам святой, которого братья-монахи ордена святого Антония (антониты) поднимают после падения с неба. В качестве четвёртого человека в этой группе Босх по некоторым предположениям изобразил самого себя. Сюжет трактован в соответствии с текстом «Жития святого Антония» Афанасия Александрийского и с «Золотой легендой» .

В верхней части створки Святой Антоний изображён с молитвенно сложенными руками, знаком неколебимости его веры. Его увлекают на небо тучи крылатых бесов, среди которых - летучая жаба, лиса с хлыстом. Святой не обращает внимания на своих мучителей и не видит, что ему угрожает также водяной, вооружённый рыбой - символом греха.

В пейзаже средней части створки фантастическое соединено с реальным - склон холма оказывается спиной стоящего на четвереньках персонажа, а трава - его плащом. Его зад возвышается над входом в пещеру, которую одни исследователи считают пристанищем святого, а другие - публичным домом.

К двусмысленной пещере направляется группа бесов, явно представляющая собой пародию на религиозное шествие. Во главе её бес в митре и мантии священника , рядом с ним - олень в красном плаще. Традиционно олень является в христианстве символом верности души, здесь же его изображение - намеренное кощунство.

В нижней части под мостом через покрытый льдом ручей бесовская шайка слушает монаха, читающего неразборчивое письмо. К этой группе приближается птица на коньках, несущая в клюве послание с надписью «жирно» - насмешка над священниками, наживающимися на торговле индульгенциями .

Правая створка («Видения святого Антония»)

Когда Св. Антоний жил отшельником в пустыне, его преследовала самая обольстительная из всех искусительниц. В Эдемском саду грехопадение человека началось с Евы и с осознания сексуальной привлекательности, когда Адам и Ева узнали, что они наги. Дьяволица является святому обнажённой, стыдливо прикрывая ладонью лобок. Безучастный к соблазнительным видениям Антоний изображён здесь рыцарем веры, одержавшим победу над силами зла. Эта победа - главная тема правой створки лиссабонского триптиха. Антоний отводит взгляд, но в поле его зрения попадают пирующие бесы, которые жестами подзывают отшельника. На заднем плане дивный город дьяволицы готов пригласить святого, стоит ему только обернуться в ту сторону. Во рву дракон сражается с человеком, из круглой башни извергается пламя; город - скрытый Ад , откуда явилась дьяволица. Голландская мельница , вносящая в картину диссонанс , указывает на обманчивые возможности земного и заурядного и напоминает об эрготизме - отравлении спорыньей , вызываемом гнилым зерном: эту болезнь ошибочно называли антоновым огнём .

Немало здесь и отсылок к чёрной магии - среди искушений святого, изображённых в центральной части триптиха, присутствуют и чёрная месса , и шабаш , на который, видимо, спешат две фигуры, летящие на рыбе. Считается, что дьявол помогает колдунам лететь до места бесовского сборища.

Обнажённая женщина, являющаяся из-за занавеса, который отдёргивает жаба, согласно «Житиям отцов» , оказывается бесом, принявшим облик царицы. Сухое дерево, за которым она стоит - алхимическая символика, в изобилии присутствующая в каждой сцене триптиха.

Среди чудовищных видений - старик-гном в красном капюшоне, прикрывающем всё тело, кроме глаз и крючковатого носа. Он идёт в детских ходунках, на голове у него прикреплена вертушка. Ходунки и вертушка - указание на человеческую невинность, сохраняющуюся не только в младенчестве, но и на протяжении всей жизни.

Накрытый стол, который поддерживают обнажённые бесы, - изображение последнего искушения святого - греха чревоугодия . Хлеб и кувшин на столе являются также кощунственным указанием на евхаристические символы (при этом из горлышка кувшина торчит свиная нога).

Внешние створки

Внешние створки триптиха выполнены в технике гризайли . На них изображены сцены Страстей Христовых. Пока Иуда торопливо покидает Гефсиманский сад с тридцатью сребрениками, храмовая стража и слуги первосвященника набрасываются на Иисуса так же яростно, как демоны - на левой створке триптиха.

Справа изображён Иисус, упавший под тяжестью креста и остановивший процессию, движущуюся на Голгофу ; Вероника устремляется к Спасителю , чтобы отереть пот с его лица. Палачей это промедление приводит в еле сдерживаемую ярость, обыватели же взирают на происходящее скорее с любопытством праздных зевак, нежели с состраданием. Чуть ниже разбойники исповедуются монахам в сутанах в капюшонах, причём Босх искусно передаёт отталкивающий облик этих клириков .

Библиография

  • Тревин Коплстоун . Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. - М: «Лабиринт-К», 1998.
  • Девитини А. Босх: Пер. с итал./А.Девитини - М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
  • Баттилотти Д. Босх: Пер. с итал./Д.Баттилотти - М: «Белый город», 2000.
  • Вальтер Бозинг. Босх: Пер. с нем./В.Бозинг - М: Арт-Родник, 2001.
  • История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982
  • Фомин Г. И. Иероним Босх. М., 1974

Продолжим знакомство с творчеством ИЕРОНИМА БОСХА 1450-1516гг,настоящее имя- Еру;н Анто;нисон ван А;кен, нидерландского художника, одного из крупнейших мастеров Северного Возрождения, считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.

К искусству Босха относятся неоднозначно.Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали;.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» - алхимию, астрологию, чёрную магию. Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху.

Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса, живший в XVII в. и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть присутствие его работ в Эскориале; они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное.Сигуенса так оценивал творчество Босха:
«Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы - «основами морализирующей философии».

С этими двумя высказываниями я полностью согласна.Думаю,знакомясь подробно с его произведениями,вы выработаете свою точку зрения.Даже,если вам и не нравится картины БОСХА,но любители живописи должны знать имя и творчество этого необычного художника.
БОСХ жил в 15 веке,так что критерии оценки его живописи мы не можем взять из 21 века.Будем воспринимать его живопись такой,как требовали каноны того времени.

А теперь присмотримся к ТРИПТИХУ БОСХА «Искушение святого Антония» 1505-1506гг

Так как образы на картине очень маленькие,то разберём картину по деталям.Но прежде,чем приступить к разбору,мне хотелось бы напомнить историю Святого Антония.

КТО ЖЕ ТАКОЙ СВЯТОЙ АНТОНИЙ?

Антоний Великий - святой отшельник IV века, ставший символическим образом борьбы с искушениями. Отец монашества: первая исторически достоверная личность в истории монашества в египетской пустыне.
Его жизнеописание полно рассказов о чудесных извлечениях и изгнаниях бесов, совершенных святым, но вместе с тем в нем приводятся многие разумные изречения практического благочестия. Родился около 251 в Коме близ Ираклеи (Верхний Египет).

Умер в возрасте 106 лет, около 356 года. Происходил из благородной и богатой семьи христиан. После смерти родителей в 270 году, когда Антонию было восемнадцать лет, он внезапно пробудился духом, раздал все свое имущество бедным и удалился в египетскую пустыню ради благочестивого жития в молитвах и размышлениях.
Вся его последующая жизнь была посвящена самоотречению и духовному подвижничеству: долгие годы он пребывал в полнейшем уединении, сначала в одной из пещерных гробниц, а затем около двадцати лет - в развалинах близ Нила. Здесь он вел жестокую борьбу против собственной плоти и плотских желаний, терзаемый видениями: сначала имевших облик прекрасной женщины, а затем - демонических мучителей.

СЮЖЕТ КАРТИНЫ- БОРЬБА АНТОНИЯ С ДЕМОНАМИ
Об истории написания и первоначальной судьбе этого необычного триптиха известно достаточно мало.В 1523 году триптих был приобретен португальским гуманистом Дамьяо де Гоиш. Триптих суммирует основные мотивы творчества Босха.
К изображению рода людского, погрязшего в грехах и глупости, и бесконечного разнообразия адских мук, ожидающих его, присоединяются здесь Страсти Христовы и сцены искушения святого, которому неколебимая твердость веры позволяет противостоять натиску врагов - Мира, Плоти, Дьявола.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Пространство картины буквально кишит фантастическими неправдоподобными персонажами. Белая птица превращена в настоящий крылатый корабль, бороздящий небо. Центральная сцена - совершение чёрной мессы - одно из самых красноречивых свидетельств противоречивого мятущегося духа мастера.

Здесь изысканно одетые священники-женщины справляют кощунственную службу, их окружает разношёрстная толпа: вслед за калекой к нечестивому причастию спешит игрок на мандолине в чёрном плаще с кабаньим рылом и совой на голове (сова здесь - символ ереси; по другим сведениям сова - представитель светлых сил, выполняющий функцию Божьего ока, чтобы на страшном суде свидетельствовать против алхимиков).

Из огромного красного плода (указание на фазу алхимического процесса) появляется группа чудовищ во главе с бесом, играющим на арфе - явная пародия на ангельский концерт.Бородатый человек в цилиндре, изображённый на заднем плане, считается чернокнижником, который возглавляет толпу бесов и управляет их действиями. А бес-музыкант оседлал странное подозрительное существо, напоминающее огромную ощипанную птицу, обутую в деревянные башмаки

На заднем плане алтаря пламя пожара выхватывает из мрака опушку леса, красными и желтыми бликами отражается на поверхности реки, отбрасывает багровые отсветы на плотную стену леса.Босх не только мастерски передает эффекты воздушной перспективы, но и создает ощущение воздуха, окрашенного светом.Нижняя часть композиции занята странными судами. Под звуки пения беса плывёт безголовая утка, другой бес выглядывает из окошечка на месте шеи утки.
ДЕТАЛИ:
Женщина с чашей причастия.

Ни в католической, ни в православной церкви женщина не допускается священнодействовать, и в частности совершать таинство причащения. Босх изображает здесь ведьму, в чаше которой не кровь Христа, а алхимический эликсир жизни,изготовленный с помощью черной магии

Черная, белая и красная фигуры.

Они олицетворяют собой три одноименные фазы трансформации вещества в ходе алхимического процесса. Кувшин и стакан на столе тоже наполнены эликсиром, сваренным бесами.

Уродец с яйцом в руках.

Это выкидыш, символизирующий алхимического гомункулуса - человекоподобного существа, созданного искусственным путем, иными словами, человека из пробирки. В руках он держит философское яйцо, в котором вызревает философский камень - реактив, способный превращать металлы в золото.

Человек с костылем.

Босх намекает на тайные обряды посвящения, принятые у алхимиков, во время которых новый адепт должен был снять ботинок с ноги и оголить колено. Это дает повод предположить, что художник сам некогда входил в один из тайных союзов.

Руины, в которых совершается месса

Это символ атанора - алхимической печи, в которой происходит трансмутация вещества.

СОВА.
Единственный представитель светлых сил в этой сцене. Она выполняет функцию Божьего ока, чтобы на Страшном суде свидетельствовать против алхимиков.
Теперь присмотримся к сцене справа.

Здесь речь идёт о бегстве в Египет.
Справа - большой глиняный кувшин с ногами, заменяющий заднюю половину мула, над несуществующей передней половиной которого парит верхом бестелесный крылатый воин с семенем чертополоха вместо головы (чертополох - символ первородного греха).
Слева - рыцарь, с черепом лошади вместо шлема, играющий на лютне

Перевернутый глиняный кувшин.
Так обозначался один из двух способов получения философского камня - «мокрый». У Босха кувшин представлен в виде коровьего зада.
Красное яйцо-это философский камень.

Сухое дерево-это одновременно и символ «сухого» способа создания философского камня, и символ греха, который сушит и убивает душу. Запеленатый ребенок - еще одно изображение гомункулуса.

Алхимическая Библия.В книге, которую держит священникеретик, нет букв - одни точки.Очки-символ ложного знания.Перевернутая воронка-символ обмана.
Крыса-символ богохульства.

На переднем плане - адская флотилия: рыба-лодка, подобная той, что изображена на левой створке, лодка - безголовая утка и лодочка-скорлупка. Погребенный внутри утки-гондолы кричащий человек в очках, распятый на парусе остов ската, тоже как будто издающий крик - дырой между сухих плавников.

ЛЕВАЯ СТВОРКА

На левой створке триптиха Св. Антония мы видим просто легион демонов. Их разнообразие и формальная изощренность изображения необычны даже для него.
В пейзаже средней части створки фантастическое соединено с реальным - склон холма оказывается спиной стоящего на четвереньках персонажа, а трава - его плащом. Его зад возвышается над входом в пещеру, которую одни исследователи считают пристанищем святого, а другие - публичным домом.

Среди них есть красная рыба на металлических колесах с готической башней на спине, из пасти которой вылезает другая рыба, из которой, в свою очередь, торчит хвост третьей.

Наружность монстров вступает в противоречие со средой их обитания, так, по небу Антония несут демоны в обличье рыб и грызунов.
Два монаха и человек, в облике которого некоторые исследователи видят автопортрет Босха, помогают Св. Антонию дойти до кельи после изнурительной битвы с дьяволом, поднявшим его в воздух, - данная сцена изображена выше, на фоне неба. Антоний и его спутники совершают переход по дощатому мосту (переход, лишенный смысла, как пишут некоторые ученые).

В нижней части под мостом через покрытый льдом ручей бесовская шайка слушает монаха, читающего неразборчивое письмо. К этой группе приближается птица на коньках, несущая в клюве послание с надписью «жирно» - насмешка над священниками, наживающимися на торговле индульгенциями.

ПРАВАЯ СТВОРКА

На правой створке святой окружен разнообразными искушениями. На переднем плане сидящий на земле живот человека, пронзенный непомерно большим кинжалом, а также таинственное действо вокруг стола рядом с ним символизируют грех чревоугодия и, если брать еще шире - сладострастия. Сатана в образе обнаженной женщины - царицы бесов - под «шатром Венеры» - персонифицирует грех вожделения и прелюбодеяния, а также иллюстрирует сцену искушения из жизнеописания Антония.

Накрытый стол, который поддерживают обнажённые бесы, - изображение последнего искушения святого - греха чревоугодия. Хлеб и кувшин на столе являются также кощунственным указанием на евхаристические символы (при этом из горлышка кувшина торчит свиная нога).

Немало здесь и посылок к чёрной магии - среди искушений святого, изображённых в центральной части триптиха, присутствуют и чёрная месса, и шабаш, на который, видимо, спешат две фигуры, летящие на рыбе. Считается, что дьявол помогает колдунам лететь до места бесовского сборища.

Существует около 20 копий триптиха - полных и (чаще) фрагментарных, из которых, пожалуй, самая точная и полная (датируемая 1520-30 гг.) находится в брюссельском Музее старинного искусства.

Триптих Иеронима Босха наглядно раскрывает тему присутствия дьявола в этом мире, демонстрирует исключительную силу и изобретательность его воинства. Св. Антонию удается противостоять воинству Сатаны, через размышления и молитвы старец преодолевает все искушения и приходит к вечному спасению.

Текст с подробными иллюстрациями http://maxpark.com/community/6782/content/3294388

Художник Иероним Босх
Антоний Великий — святой отшельник IV века, ставший символическим образом борьбы с искушениями. Отец монашества: первая исторически достоверная личность в истории монашества в египетской пустыне. Его жизнеописание полно рассказов о чудесных извлечениях и изгнаниях бесов, совершенных святым, но вместе с тем в нем приводятся многие разумные изречения практического благочестия. Родился около 251 в Коме близ Ираклеи (Верхний Египет). Умер в возрасте 106 лет, около 356 года. Происходил из благородной и богатой семьи христиан. После смерти родителей в 270 году, когда Антонию было восемнадцать лет, он внезапно пробудился духом, раздал все свое имущество бедным и удалился в египетскую пустыню ради благочестивого жития в молитвах и размышлениях. Вся его последующая жизнь была посвящена самоотречению и духовному подвижничеству: долгие годы он пребывал в полнейшем уединении, сначала в одной из пещерных гробниц, а затем около двадцати лет — в развалинах близ Нила. Здесь он вел жестокую борьбу против собственной плоти и плотских желаний, терзаемый видениями: сначала имевших облик прекрасной женщины, а затем — демонических мучителей.

Обычно Антония изображают бородатым старцем. Как отца монашества (аббат монашеского ордена) он обычно бывает в монашеских клобуке, плаще и рясе. На его одеянии на левом плече нашита синяя (белая) буква Т либо греческая буква «тета». Опирается на костыль (жезл) с Т-образной ручкой — указание на его преклонный возраст. Костыль — традиционная эмблема средневекового монаха, долгом которого было помогать увечным и беспомощным. Колокол (колокольчик) в его руке, либо прикрепленый к костылю. Обычно использовался для изгнания злых духов и считается указанием на искушение Св. Антония и его способность изгонять демонов. Рядом часто изображена свинья — символическое обозначение демона чувственности и ненасытности, указывающее на победу святого над грехом. Кроме того, этих животных в средневековье откармливали монахи-антонианцы ради сала, которое использовалось как средство против антонова огня. Иногда у нее на шее висит колокольчик (В XVII веке свиньям, принадлежавшим приходам братьев Св. Антония, предоставлялось право выпаса на особых угодьях, и колокольчик отличал этих свиней от всех других). Под ногами может быть пламя — напоминание о его видении пламени ада, убившем все плотские желания.

Микеланджело Буанаротти

Согласно последним исследованиям, эта работа — «Мученичество святого Антония» — была написана в 1487-1488 годах. И если Микеланджело действительно является автором этого шедевра, то он написал его в возрасте 12-13 лет. В исторических источниках упоминается о том, что Микеланджело написал картину с изображением святого Антония. Однако действительно ли это та самая работа с точностью сказать невозможно. Искусствоведы давно знают о том, что Микеланджело действительно написал копию с гравюры с изображением святого Антония работы немецкого художника XV века Мартина Шонгауэра (Martin Schongauer). Один из биографов Микеланджело, Асканио Кондиви (Ascanio Condivi), написал, что молодой художник говорил ему о том, что, работая над картиной, он отправился на местный рынок, чтобы посмотреть, как писать рыбью чешую. Если сравнить работы Микеланджело и Шонгауэра, становится ясно, что Микеланджело не делал точную копию: помимо того что он добавил одному из демонов рыбью чешую, он слегка приподнял голову святого Антония и придал ему более отрешенное выражение лица.

Иероним Босх

Триптих «Искушение святого Антония» — одна из лучших работ зрелого Босха. Еще никогда до Босха во всей европейской живописи не встречалось столь смелой и реалистически точной передачи эффектов освещения. На заднем плане алтаря пламя пожара выхватывает из мрака опушку леса, красными и желтыми бликами отражается на поверхности реки, отбрасывает багровые отсветы на плотную стену леса. Босх не только мастерски передает эффекты воздушной перспективы, но и создает ощущение воздуха, окрашенного светом. На всех трех створках раскрытого алтаря мы видим демонов, выпущенных на волю. Здесь уже нет традиционного разделения створок на «Рай» и «Ад», композиция читается целиком, весь мир кишит бесами. Ученые по-разному объясняют значение обличий изображенных монстров, они допускают разные толкования, но их природа Зла несомненна.

Художник достаточно подробно и близко к жизнеописанию рассказывает обо всех мучения Антония. В левой части триптиха демоны носят старца по воздуху, в правой пытаются отвлечь от медитации картиной непристойной трапезы, в центральной нарядная дама, на бесовскую природу которой намекает длинный шлейф, возможно прикрывающий хвост, проносит рядом с ним чашу с вином. Однако в подавляющем большинстве демоны просто заняты своим делом, — сотворением Зла в этом мире, который весь — искушение.

На левой створке триптиха Св. Антония мы видим просто легион демонов. Их разнообразие и формальная изощренность изображения необычны даже для него. Среди них есть красная рыба на металлических колесах с готической башней на спине, из пасти которой вылезает другая рыба, из которой, в свою очередь, торчит хвост третьей. Наружность монстров вступает в противоречие со средой их обитания, так, по небу Антония несут демоны в обличье рыб и грызунов. Два монаха и человек, в облике которого некоторые исследователи видят автопортрет Босха, помогают Св. Антонию дойти до кельи после изнурительной битвы с дьяволом, поднявшим его в воздух, — данная сцена изображена выше, на фоне неба. Антоний и его спутники совершают переход по дощатому мосту (переход, лишенный смысла, как пишут некоторые ученые). Но этот переход — главное, о чем Босх хочет здесь сказать. Преодолев мост, под которым группа дьяволов, вмерзшая в застывшую реку, читает ложные «псалмы», Антонию и его спутникам предстоит вступить на узкую тропу — возможно, это та самая тропа, пройти которой дано лишь немногим избранным.

На правой створке святой окружен персонификациями разнообразных искушений. На переднем плане сидящий на земле живот человека, пронзенный непомерно большим кинжалом, а также таинственное действо вокруг стола рядом с ним символизируют грех чревоугодия и, если брать еще шире — сладострастия. Сатана в образе обнаженной женщины — царицы бесов — под «шатром Венеры» — персонифицирует грех вожделения и прелюбодеяния, а также иллюстрирует сцену искушения из жизнеописания Антония.

Безобразная птица, вцепившись лапами в яйцо, из которого проклюнулись птенцы, сама заглатывает лягушку, вместо того чтобы покормить собственных детей; устрашающего вида птица, обутая в коньки (на бумаге в ее клюве написано — «лень», имеется в виду неусердие в молитвах Богу), — все это по замыслу художника должно иллюстрировать человеческие грехи и искушения, которым подвергается Св. Антоний.

Центральная часть триптиха посвящена победе Св. Антония, еще окруженного тем не менее всевозможными искушениями: юные красавицы обещают ему радости земной любви, накрытый стол манит своим изобилием… Основной разгул сил преисподней изображен в геометрическом центре створки, где святой, окруженный нечистой силой, оборачивается к зрителю. Дьявольские козни бессильны заставить Антония отречься от веры, но не оттого, что они слишком слабы: количество демонов убеждает в обратном. Сатане необходимо добровольное согласие, он не только запугивает — он соблазняет, он ищет адские ростки в душе грешника.

Святого Антония окружает группа фантастических персонажей, старающихся вывести его из молитвенного состояния. Особенно выразительна церемония так называемой «черной мессы», разыгрываемая вокруг святого. Ее участники наделены признаками, обозначающими магию, ересь, алхимию, и кажется, что все они движутся по мановению волшебной палочки человека в цилиндре. Игроки мечут кости, роскошно одетая дама разыгрывает обряд причащения с сидящей напротив нее «монахиней».

Справа — большой глиняный кувшин с ногами, заменяющий заднюю половину мула, над несуществующей передней половиной которого парит верхом бестелесный крылатый воин с семенем чертополоха вместо головы (чертополох — символ первородного греха). Слева — рыцарь, с черепом лошади вместо шлема, играющий на лютне. На переднем плане — адская флотилия: рыба-лодка, подобная той, что изображена на левой створке, лодка — безголовая утка и лодочка-скорлупка. Погребенный внутри утки-гондолы кричащий человек в очках, распятый на парусе остов ската, тоже как будто издающий крик — дырой между сухих плавников…

Триптих Иеронима Босха наглядно раскрывает тему присутствия дьявола в этом мире, демонстрирует исключительную силу и изобретательность его воинства. Св. Антонию удается противостоять воинству Сатаны, через размышления и молитвы старец преодолевает все искушения и приходит к вечному спасению. (автор Доната Баттилотти)

Лукас ван Лейден

Паоло Веронезе

Пластически ясная проработка фигур в «Искушении святого Антония» Паоло Веронезе сближает эту картину, как и все ранние работы Веронезе, с искусством Высокого Возрождения. Однако внешняя театральность движений персонажей в значительной мере лишает их той внутренней силы, того подлинного величия, которые отличают героев монументальных композиций раннего и Высокого Возрождения от Мазаччо и Кастаньо до «Афинской школы» Рафаэля и потолка Сикстинской капеллы Микеланджело.

В этой композиции, вывезенной французами в Париж в 1797 году во время наполеоновских походов в Италию и с 1803 года экспонируемой в Музее изящных искусств Кана, заметно воздействие произведений Джулио Романо и Микеланджело. Сопоставим, например, живописную трактовку мускулистого тела демона или мощной фигуры самого святого Антония с так называемым Белъведерским торсом, знаменитой греческой скульптурой, ставшей прообразом многих пластических мотивов Микеланджело. Однако изящный образ женщины-искусительницы, изображенной в картине у левого края, все еще полон воспоминаний о маньеристическом искусстве Эмилии. (ссылка)

Святой Антоний изображен простертым на земле. Правая рука его судорожно сжимает книгу. Левой он пытается защититься от демона, но Порок в женском обличье своими когтистыми пальцами удерживает руку святого. Рельефная мускулатура демона изображена в типично маньеристской манере.

Питер Хьюс

Фелисьен Ропс

Питер Брейгель старший

Абрахам Блутелинг

Поль Деларош


Сюжет искушения Св. Антония строится вокруг борьбы святого с соблазнами, которые он называл «демонами». Эта тема нашла отражение во многих произведениях искусства и получила две формы: 1) Демоны (часто в облике диких зверей и монстров, терзающих его плоть) одолевают Антония его в келье, поднимают ввысь, но исчезают, как только Бог является ему в ярком свете. 2) Женщины (блудницы) изображаются благодаря присутствию в нем эротических видений и темы распутства, разжигавших фантазию художников. В ранней ренессансной живописи женщины обычно одеты и могут иметь рога как напоминание об их сатанинском происхождении. Начиная с XVI в. они изображаются как правило обнаженными. Антоний прогоняет их крестным знамением или молитвой.

Ловис Коринт

Сальвадор Дали

Эта картина родилась благодаря Альберту Левину, продюсеру киноленты «Милый друг». Для фильма требовался образ святого, который постоянно подвергался различным искушениям.

Участие в конкурсе принял многие художники и живописцы того времени, а членами жюри являлись выдающиеся деятели искусства и творческая элита. Победу в конкурсе одержал не Сальвадор Дали, а эмигрант из Европы.

Святой Антоний - это отшельник, живший в IV веке. Как известно, его довольно часто мучали кошмарные видения, которые приходили к нему по ночам. Как правило, аскета подвергали мучениям или искушениям грозные демоны или соблазнительные женщины.

Данный сюжет был достаточно популярен в эпоху Средневековья и Ренессанса, затем про образ Святого Антония чуть позабыли и вспомнили снова в середине XX века. Однако Сальвадор Дали представил классический библейский сюжет в своем неповторимом стиле и образе, которым он и отличается от других великих художников.

В этой картине легко прослеживается некое среднее измерение между небом и землей, которое четко проявляется в длинных и тонких ногах слонов. Фигура главного персонажа, Святого Антония, находится в левом углу, а центральное место полотна занимают те самые искушения, которым подвергается отшельник.

Первым в этой веренице является вздыбленный конь, символизирующий чувственное наслаждение и непревзойденную мощь. Далее следуют слоны на тонких и длинных ногах: у первого на спине чаша Желания с обнаженной фигурой женщины, у второго - обелиск, а у последних на спинах находится архитектурная композиция в стиле Палладио.

На заднем плане картины «Искушение Святого Антония» виднеется Эскориал, который является символом гармоничного сочетания духовного и мирского порядка.

Именно с этой картины, по мнению многих исследователей и экспертов, берет начало новая ветвь творчества великого художника, Сальвадора Дали. Это направление является синтезом трех элементов: спиритуализма, классической живописи и атомной эры.

Пишут, что старейшие изображения "Искушения Св. Антония" относятся к 10 в., в моей подборке - с начала 15 в., так как более ранние найти сложно. Сюжет хорош тем, что он позволял художником проявить буйство своей фантазии во всей полноте. Начиналось все с изображений довольно скромных, но к 16 веку создаются такие полотна, что сюрреалистам остается только повеситься от зависти. Один Босх чего стоит! Впрочем, его-то вы как раз почти и не увидите, ибо банально, но зато много других хороших мастеров и картин, порой очень мало известных, но достойных большей славы.


Фра Анжелико. Св. Антоний бежит от золота, рассыпанного дьяволом, ок. 1436


Скеджа (Джованни ди сер Джованни Гвиди). Св. Антоний бежит от золота, рассыпанного дьяволом, сер. 15 в.

Появляются демоны:


Сассетта, ок. 1430-1432. Обратите внимание на граффити внизу картины

Мастер триптиха из Оссерванца создает алтарь Св. Антония, состоящий из 10 панелей, из которых сохранилось девять (ок. 1435). Искушение здесь еще разделено на несколько сюжетов:


Это Антоний не умиляется на зайчика, а отказывается от золота. Свинья является символом святого, монахам-антонитам позволялось держать свиней. Кстати обратите внимание, как художник передает шарообразность неба.

Миниатюры:


Ливен ван Латем, ок. 1469


Миниатюра из "Золотой легенды" Якова Ворагинского, ок. 1470


Мартин Шонгауэр, гравюра ок. 1480

По этой гравюре неизвестный художник из мастерской Гирландайо создал картину. Есть версия. что это был юный Микеланджело. Если это так, то картина, на настоящий момент, является самым дорогим произведением искусства, созданным ребенком.



Мастерская Гирландайо (Микеланджело?) ок. 1487-1489



Бернардино Паренцано, кон. 15 в.

Со временем различные эпизоды искушения начинают объединяться в одной картине, поначалу еще разрозненно:


Мастер Св. Семейства (Младший, в Википедии перепутан со Старшим), вт. пол. 15 в. Здесь множество сюжетов изображаются в пределах одной картины.


Лукас Кранах Старший. ок. 1520

У Босха в лиссабонском триптихе Антоний изображен трижды, на трех панелях по одному разу (все же не удержусь и приведу):

У Босха было бесчисленное множество последователей и подражателей. Некоторые из них:


Неизвестный худ. круга Босха, ок. 1500-1510


Ян де Кок, ок. 1520


Ян де Кок, ок. 1520


Круг Яна де Кока


Питер Хьюс, ок. 1547


Корнелис Кунст, между 1525-1535. Здесь по старинке объединены несколько сюжетов

Во второй половине 16 века в Нидерландах еще продолжает господствовать босховская традиция:


Корнелис Массейс, сер. 16 в. (тут, впрочем, довольно итальянисто)


Мартин де Вос, втор. пол. 16 в. Здесь Антоний снова изображен трижды, но беседа с Петром Отшельником уходит на второй план, а демоны вынесены на первый. (Ср. с Мастером Св. Семейства)


Круг Мартина де Воса, ок. 1580-1600


Неизвестный художник, вт. пол. 16 в.


Ян Брейгель Бархатный, нач. 17 в.

В Италии, в эпоху Высокого Возрождения "Искушение" по причине монструозности изображалось крайне редко, а вот позднее начинает встречаться, но при этом сильно отличается от северного варианта. Число монстров здесь невелико, они не такие жуткие и фигуры занимают большую часть картины:


Паоло Веронезе, ок. 1552-1553


Тинторетто, ок. 1577


Аннибале Каррачи, ок. 1597-1598.
Как видим, здесь внимание акцентируется на том, что Христос все время оберегал Антония


Рулант Саврей, 1617 в. Здесь главное место занимает пейзаж. Св. Антоний - лишь повод

Неоднократно искушение Св. Антония изображал Давид Тенирс Младший и художники его круга:


Давид Тенирс Младший. ок. 1640