Гуманистическая психология: основные положения и методы, представители, интересные факты.

Гуманистическая психология - направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживания мира, психическое здоровье, «глубинное межличностное общение» и т.д.
Гуманистическая психология сформировалась как психологическое течение в начале 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми влечениями и комплексами. Представители гуманистического направления стремятся построить совершенно новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.
Основные методологические принципы и положения гуманистического направления сводятся к следующему:
♦ человек целостен и должен изучаться в его целостности;
♦ каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
♦ человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире - главная психологическая реальность;
♦ человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
♦ человек обладает потенциалом к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;
♦ человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
♦ человек есть активное, интенциональное, творческое существо.
Основными представителями данного направления являются А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, Ф. Бэррон и др.
А. Маслоу известен как один из основателей гуманистического направления в психологии. Наибольшую известность ему принесла его иерархическая модель мотивации. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:
1) физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т.д.;
2) потребности в безопасности - потребность чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности;
3) потребности в принадлежности и любви - потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими;
4) потребности уважения (почитания) - потребность в достижении успеха, одобрение, признание, авторитет;
5) познавательные потребности - потребность знать, уметь, понимать, исследовать;
6) эстетические потребности - потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте;
7) потребности самоактуализации - потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.
По мнению А. Маслоу, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, образуют ее вершину. Также он считал, что потребности вышележащих уровней могут быть удовлетворены только при условии предварительного удовлетворения потребностей нижележащих уровней. Поэтому самоактуализации достигает только небольшое количество людей (около 1 %). Эти люди обладают личностными особенностями качественно отличными от свойств личности невротиков и людей не достигающих такой степени зрелости: независимостью, креативностью, философским мировосприятием, демократичностью в отношениях, продуктивностью во всех сферах деятельности и т. п. Позже А. Маслоу отказывается от жесткой иерархичности данной модели, выделяя два класса потребностей: потребности нужды и потребности развития.
В. Франкл считал, что основная движущая сила развития личности - это стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства.

Лекция, реферат. 6. Гуманистическое направление в психологии - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.




Гуманистическая психология - направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживания мира, психическое здоровье, «глубинное межличностное общение» и т. д.

Гуманистическая психология сформировалась как психологическое течение в начале 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми влечениями и комплексами. Представители гуманистического направления стремятся построить совершенно новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.

Основные методологические принципы и положения гуманистического направления сводятся к следующему:

> человек целостен и должен изучаться в его целостности;

> каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

> человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире - главная психологическая реальность;

> человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

> человек обладает потенциалом к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

> человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

> человек есть активное, интенциональное, творческое существо. Основными представителями данного направления являются

А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер, R Мэй, Ф. Бэррон и др.

А. Маслоу известен как один из основателей гуманистического направления в психологии. Наибольшую известность ему принесла его иерархическая модель мотивации. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:

1) физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т. д.;

2) потребности в безопасности - потребность чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности;

3) потребности в принадлежности и любви - потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими;

4) потребности уважения (почитания) - потребность в достижении успеха, одобрение, признание, авторитет;

5) познавательные потребности - потребность знать, уметь, понимать, исследовать;

6) эстетические потребности - потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте;

7) потребности самоактуализации - потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мнению А. Маслоу, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, образуют ее вершину. Также он считал, что потребности вышележащих уровней могут быть удовлетворены только при условии предварительного удовлетворения потребностей нижележащих уровней. Поэтому самоактуализации достигает только небольшое количество людей (около 1%). Эти люди обладают личностными особенностями качественно отличными от свойств личности невротиков и людей не достигающих такой степени зрелости: независимостью, креативностью, философским мировосприятием, демократичностью в отношениях, продуктивностью во всех сферах деятельности и т. п. Позже А. Маслоу отказывается от жесткой иерархичности данной модели, выделяя два класса потребностей: потребности нужды и потребности развития.

В. Франкл считал, что основная движущая сила развития личности - это стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства.

Гуманистическая психология - направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность, как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром и другие. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается на экзистенциализм. Манифестом гуманистической психологии стала книга под редакцией Р. Мэя «Экзистенциальная психология» - сборник докладов, представленных на симпозиуме в Цинциннати в сентябре 1959 г. в рамках ежегодного съезда Американской Психологической Ассоциации.

Основные черты

В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии:

Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).

Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).

Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).

Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).

Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика. Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьёзной феноменологической философской базе и использует чрезвычайно широкий набор терапевтических технологий и методов. Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определенных условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч.

Оно ставит в центр своей методологии личность клиента, которая является контролирующим центром в принятии пен" хологом решений. Это отличает это направление от психоди* | намической теории, делающей акцент на то, как прошлое 1 воздействует на настоящее, и от бихевиористской теории, | использующей воздействие окружения на личность. |

Гуманистическое, или экзистенционально-гуманистичес*| кое, направление в психологии развивалось К. Роджерсом»! Ф. Перлзом, В. Франклом. ;|

Их основная методологическая позиция состоит в том, что|| предназначение человека- жить и действовать, определяж| свою судьбу, сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении.

Основные понятия, в которых это направление психоло-1 гии анализирует жизнь человека, это понятие человеческого существования, принятие решения или выбор и соответствующее ему действие, облегчающее тревожность; понятие интенциональности - благоприятной возможности, утверждающей, что человек, действуя в мире, должен ясно осознавать воздействие мира на него.

Задача клиента и психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения.

Революция, которая в практической психологии связана с работами К. Роджерса, состоит в том, что он стал подчеркивать ответственность самого человека за свои действия и решения. В основе этого - вера в наличие у каждого человека изначального стремления к максимальной социальной самоактуализации.

Психолог поддерживает у клиента состояние психического здоровья, давая человеку возможность соприкасаться со своим внутренним миром. Основное понятие, с которым рабо­тают психологи этого направления,- мироощущение конкретного клиента. Работа с миром клиента требует от психолога навыков внимания и выслушивания, качественной эмпа-тии. Психолог должен уметь работать с противоречием реального и идеального образа «Я» клиента, устанавливая с клиентом взаимоотношение. В этом процессе во время интервью психолог должен добиваться конгруэнтности с клиентом. Психолог для этого должен обладать аутентичностью во время интервью, относиться к клиенту заведомо положительно и безоценочно.

В ходе интервью психолог пользуется открытыми и закрытыми вопросами, отражением чувств, пересказом, самораскрытием и другими приемами, позволяющими клиенту проявить свое мироощущение.

Используя в общении с клиентом методы взаимодействия, позволяющие клиенту снять тревожность и напряжение, психолог показывает клиенту, как надо общаться с людьми. Кли­ент, услышанный и понятый психологом, может измениться.

В гуманистическом направлении психологии особое место занимает гештальттерапия (Ф. Перлз), отличающаяся разнообразием воздействующих на клиента приемов и микротехник. Перечислим некоторые из техник гештальттерапии: восприятие «здесь и теперь», директивность; речевые изменения;

метод пустого кресла: беседа с частью своего «Я»; диалог «верхней собаки»- авторитарной, директивной, и «нижней собаки»- пассивной с чувством вины, ищущей прощения; фиксированное ощущение; работа со снами.

Кроме того, благодаря работам В. Франкла, в гуманисти-/ ческой психологии используются техники перемены отношен! ния; парадоксальные намерения; переключение; метод убеж».| дении (призыва). Осуществление этих техник требует от пси*.| холога красноречия, точности словесных формулировок/! ориентации на мироощущение клиента. |

Гуманистическое направление практической психологии^ постоянно ориентируется на индивидуальный рост клиента. Щ

Практический психолог, работающий с клиентом, вносит| в интервью с ним собственное мировоззрение. Если психо-Д лог склонен навязывать свою точку зрения клиенту, то это^ может привести к неспособности слышать клиента, что разч| рушит ситуацию взаимодействия. Психолог, чтобы рабоя| тать эффективно, не должен начинать работу с предвзятым»! идеями о том, как должен быть устроен мир его клиента.! Практическая работа психолога - это работа с конкретной| индивидуальностью человека. В том числе и с собственно»! индивидуальностью - составной частью его профессиональ»| ной позиции. ,.<|

Психологу необходимо постоянно изучать свои личности, | ные и профессиональные возможности, чтобы избежать ри-1 гидности или излишней свободы в развитии личных понятий^!

Психолог и клиент - два разных человека - встречаются ва| время интервью. Независимо от его успешности оба участии»! ка его, в результате взаимодействия, изменяются. . l|

Сторонников гуманистических теорий индивидуальности в первую очередь интересует то, как человек воспринимает, осознает и объясняет реальные события в собственной жизни. Они описывают феноменологию индивидуальности, а не ищут ей объяснение, ибо теории данного типа периодически называют феноменологическими. Описания индивидуальности и событий в ее жизни тут в основном сконцентрированы на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, даются в терминах типа "смысл жизни", "ценности", "жизненные цели" и т.д..

Самом известными представителями этого подхода к индивидуальности являются американские специалисты А. Маслоу и К. Роджерс. Концепция А. Маслоу мы специально рассмотрим дальше, а теперь коротко остановимся лишь на характеристике теории К. Роджерса.

Создавая собственную теорию индивидуальности, Роджерс исходил из того, что любой человек имеет желание и умение к личному самосовершенствованию. Будучи существом, наделенным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, его цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей. Центральным понятием в теории Роджерса стало понятие "Я", включающий в себя представления, идеи, цели и ценности, ч/з которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы своего роста. Основные вопросы, которые любой человек ставит и обязан решать, следующие: "Кто я?", "Что я могу сделать, чтоб стать тем, кем я хочу быть?"

Образ "Я", складывающийся в итоге личного жизненного опыта, в собственную очередь оказывает влияние на восприятие данным человеком мира, иных людей, на оценки, что дает человек своему поведению. Я-концепция может оказаться положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Индивид с положительной Я-концепцией видит мир иначе, чем человек с отрицательной или амбивалентной. Я-концепция может неправильно отражать действительность, быть искаженной и вымышленной. То, что не согласуется с Я-концепцией человека, может оказаться вытеснено из его сознания, отвергнуто, впрочем фактически может быть истинным. Степень удовлетворенности человека жизнью, мера полноты прочувствованное им радости именно зависят от того, насколько ее опыт, ее "настоящее Я" и "идеальное Я" согласуются м/у собою.

Главная необходимость человека, по гуманистических теорий индивидуальности - самоактуализация, желание к самосовершенствованию и самовыражению. Признание главной роли самоактуализации объединяет всех представителей данного теоретического направления в изучении психологии индивидуальности, невзирая на значительные расхождения во взглядах.

По А. Маслоу, в психологических характеристик самоактуализирующиеся индивидуальности относятся:

Активное восприятие действительности и умение неплохо ориентироваться в ней;

Принятие себя и иных людей такими, какие они есть;

Непосредственность в поступках и спонтанность в выражении собственных мыслей и ощущений;

Сосредоточение внимания на том, что случается снаружи, в противовес ориентации лишь на внутренний мир, и сосредоточение сознания на своих чувствах и переживаниях;

Обладание чувством юмора;

Развитые творческие способности;

Неприятие условностей, однако без показного их игнорирования;

Озабоченность благополучием иных людей и необеспечение лишь своего радости;

Умение к глубокому пониманию жизни;

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология - Направление в психологии, в котором в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

Представители

А. Маслоу

К. Роджерс

В. Франкл

Ф. Бэррон

С. Джурард

Предмет изучения

Уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни. Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации».

Осуществление самого себя.

Сознание собственного достоинства.

Социальные потребности.

Потребности в надежности.

Этапы деградации личности.

Поиск смысла жизни.

Физиологические основные потребности.

Непригодность исследования животных для понимания человека.

Теоретические положения

человек целостен

Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи

Главной психологической реальностью являются переживания человека

Человеческая жизнь - целостный процесс

Человек открыт к самореализации

Человек не детерминирован только внешними ситуациями

Вклад в психологию

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

Гуманистическая психология - ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название "третьей силы". К данном у напрвлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер. Ф. Бэррон, Р. Мэй, С. Джурард и др. Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках:

1. Человек целостен.

2. Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи.

3. Главной психологической реальностью являются переживания человека.

4. Человеческая жизнь - единый процесс.

5. Человек открыт к самореализации.

6. Человек не детерминирован только внешними ситуациями.

На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.

Гуманистическая психология – общепризнанное направление, которое позиционирует главным своим объектом не просто личность, а автономную и неповторимую систему в целом. Она (эта личность, человек в широком смысле понимания) не представляет данность, а лишь предпосылки для развития и самоактуализации. И как пройдёт это развитие зависит только от воли самого индивида и его окружения.

Как отдельное течение, гуманистический подход в психологии заявил о себе в середине двадцатого века, как альтернатива бихевиаризму и психоанализу. К основателям гуманистической психологии относят Абрахама Маслоу и Карла Роджерса, а к метрам — Гордона Олпорна, Ролло Мэй и ещё многих знаменитых деятелей. Кстати, под редакцией последнего вышла знаменитая книга-манифест «Экзестенциальная психология» (1959 году), которая является основополагающим сборником течения.

Предметами анализа, при этом, признаются не только упомянутая самоактуализация, творчество, ответственность, автономия, но и высшие ценности, любовь, нравственность, мораль. Психология и психика человека и его переживания, по мнению сторонников направления, не может быть оценено по принципу, которые используют естественные науки.

Поэтому было сформулировано пять основных идей гуманистической психологии:

  • человек как целостность намного более значим, чем сумма его частей; таким образом, человек разумный не может быть объяснён путем объяснения частей его деятельности и функционирования;
  • бытие личности всегда связано со взаимодействиями с другими личностями, то есть человек не может быть объяснён без учёта межличностного опыта;
  • человек осознаёт, объясняет и анализирует себя всегда, поэтому не может быть истолкован психологией без учёта своего многоступенчатого осознания;
  • у человека всегда есть выбор, поэтому нельзя рассматривать его вне собственного процесса: активного или умышленно пассивного, ибо он творит личный опыт;
  • личность всегда обращена в будущее (она интенциальна), то есть имеет цель или мечту, ценностные ориентиры и смысл существования.

Также одной из самых популярных и актуальных разработок в сфере гуманистической психологии до сих пор является модель иерархии мотивации, изобретённая Абрахамом Маслоу. Он утверждал, что личность, подобно треугольнику приобретает с развитием семь уровней потребностей:

  • первый (базовый) – физиологические: утолить жажду и голод, иметь возможность поспать и размножиться;
  • второй – потребность в безопасности, как возможность выживания не только в физиологическом, но и психологическом смысле;
  • третья – потребность в принятии (любви, дружбе, принадлежности к клану, общности);
  • четвёртая – потребность в уважении (признании заслуг и умения, признание значимости человека);
  • пятая – потребности познавательные (исследовать, понимать, знать);
  • шестая – потребности эстетические (в гармонии, порядке, красоте);
  • седьмая – потребность в самоактуализации: постановке и достижении целей, установлении приоритетов, личностном развитии.

Маслоу утверждал, что без удовлетворения низших потребностей, тяжело развиваются (или не развиваются вообще) более высокие потребности. Например, нехватка благ приводит к тому, что человек тратит все силы на нахождение пропитания. Если потребность в безопасности нарушается, то человек может не помышлять о потребности в гармонии. Существует так же «невроз существования».

Это когда основные потребности удовлетворяются без особого напряжения человека, а следующий уровень не является актуальным, как у избалованного ребёнка. Или же человек находится в активном поиске смысла жизни.

В зависимости от наиболее значимых и актуальных потребностей, можно выделить уровень личностного развития. А это важно для понимания и принятия личности такой, как она есть.

Гуманистическая психология, то есть уманистическая теория личности Роджерса гласит, что любой организм стремиться заботится о своём существовании для того, чтобы сберечь и улучшить его. У человека существует представления о себе, которые он составляет на основании отношения других людей. И это «реальное Я». Так же есть представления о том, каким бы он хотел быть – «идеальное Я». Но, чем более человек хочет приблизится к идеалу, тем более он стремиться скрыть свои стороны, которые являются противовесом этому.

Это и есть проявление потребности в уважении. Но, таким образом накапливается разлад между реальными желаниями и внешними проявлениями. Это и приводит к неврозам. Чем более «реальное Я» находится в согласии с чувствами, мыслями и проявлениями, тем более оно гармонично, и тем более приближено к «идеальному Я».

Максимальный личностный рост происходит тогда, когда человеку н приходится притворяться и лгать; когда он может свободно выражать свои мысли, рассуждать. А в ответ получать принятие, без страха быть грубо осуждённым и подавленным. На этом и строится основа самого сеанса в рамках гуманистического направления.

Клиент-центрированная терапия

Карл Роджерс ввёл понятие клиент-центрированной терапии. В основе её лежит убеждение, что клиент сам способен найти способ решения своих проблем. Причём тот, который подходит именно ему. Но, потенциал любой человек может открыть лишь в атмосфере безоценочного принятия. Как будто мы имеем дело с материнским (всеобъемлющим) принятием человека, не раздавая при этом оценки действиям.

Эмпатия – это способность воспринимать и понимать чувства других, даже если бы сам поступил совсем иначе. И это лежит в основе самой терапии. Так же для клиента создают все условия, для проявления конгруэнтности – то есть открытого и честного выражения своих ощущений, чувств и эмоций по поводу чего-либо.

Как проходит сеанс

Отличие клиент-центрированной терапии в стремлении к минимальному вмешательству терапевта в процесс руководства сеансом. Клиент сам решает какие темы и проблемы для него актуальны в данный момент. Однако, это вовсе не означает, что психолог полностью устраняется. Наоборот, он внимательно слушает и полностью сосредоточен на переживаниях и чувствах клиента, его выводах и чаяниях. Он – самый безоценочный и уважительный слушатель и собеседник.

Получая возможность спокойно выражать свои чувства, эмоции, рассказывать не только свои проблемы, но мечты и проекты, человек внутренне раскрепощается, у него поднимается самооценка, он начинает больше доверять окружающему его миру и видеть большее количество перспектив. Карл Роджер вообще считал, что в этом случае клиент большей частью помогает сам себе, поскольку гораздо лучше разбирается в своей ситуации.

В итоге, пришедший за помощью человек, становится менее ранимым, более реалистичным. Если переосмыслить подход, то можно сказать, что психотерапевт позволяет ему почувствовать некий «безоценочный и принимающий тыл», который и делает клиента более уверенным.

Основные сторонники гуманистической психологии

С точки зрения психологов, которые работали в таком направлении, как гуманистическая психология основными сторонниками данной психологии, конечно, являются упомянутые А. Маслоу, К, Роджерс, Ролло Мэй, Эрих Фром.

Если же рассматривать вопрос со стороны клиента, то можно сказать, что основными сторонниками гуманистической психологии являются те люди, которые испытывают дефицит сочувствия, человеческого тепла и доверительных отношений. Кроме того, отлично зарекомендовал себя для развития потенциала, решения проблем личностного роста. Бесконфликтная основа метода для некоторых людей является более приемлемым методом разрешения семейных конфликтов.

Также гуманистический подход, как понимающий и не давящий, часто выбирают подростки и дети при необходимости психологических консультаций.

Интересной особенностью является тот факт, что, в классическом варианте, клиент сам выбирает количество посещений и их частоту. Поэтому такие приёмы всегда для него удобны.

Критика такой психологии

Одним из наиболее известных критиков гуманистической психологии является К. Бенсон. Он показывает, что понятие самоактуализации во многих культурах, отличных от западных, может быть расценена как неуместный и непозволительный эгоизм. Кроме того, принятие любых высказываний и идей клиента может привести, в этом случае, к развитию аморальности. Кроме того, он считает, что гуманистический подход зациклен на личностной самости, как высшей ценности. Тогда как именно взаимодействие с другими личностями зачастую является смыслообразующим фактором.

Многие же другие авторы обращали внимание, что гуманистический сеанс не подходит авторитарным личностям, а также клиентам, которые и так испытывают проблемы со своим эгоизмом и бездеятельностью.

В настоящее время Джеймс Хиллман в своей критике современной гуманистической психологии предупреждает об опасности внушить неуверенному в себе человеку момент его всезначимости. Поскольку эти установки слишком хорошо ложатся на всевозможные религиозные современные концепции.

В итоге, человек не получает поддержку, чтобы самостоятельно развиваться и действовать. А получает установку фактически своего приравнивания к Богу, и он начинает выбирать себе весьма удобное положение: мне все должны. Таким образом, эгоистические наклонности могут существенно отразиться на дальнейшей жизни личности, приводя к не совсем адекватным результатам с точки зрения закона и социума.

Кроме того, результаты наблюдений не поддаются строгим критериям оценивания; сложно оценить насколько действительно развивается или не развивается что-то во время работы.

Гуманистическая психология сегодня

В настоящий момент активно используются различные выводы и понятия гуманистической психологии, причём не только при непосредственной работе с клиентами, но и в других отраслях и дисциплинах.

Например, знаменитая иерархия потребностей была пересмотрена в рамках весьма практических приложений организации рабочего места: без удовлетворения более низших потребностей, невозможно требовать от работников реализации более высших. То есть, без хорошо организованной возможности принять пищу, сходить в туалет и без уважительного отношения и признания заслуг, работнику будет сложно осуществлять свои познавательные процессы и обучаться. Поэтому во многих офисах и супермаркетах существуют специальные и хорошо организованные комнаты приёма пищи, тёплые туалеты, а управленческий персонал проходит обучение для организации правильного подхода к людям.

Морин О`Хара, популярный автор гуманистического направления утверждает, что на самом деле все люди всей планеты стремятся к свободе и самоопределению, просто понимают это по-своему. А упомянутый подход признаёт и эти права, и возможность иметь личную трактовку понятий. Ну а эмпатийный подход к клиенту стал у многих практикующих психологов и психотерапевтов абсолютной догмой.

Гуманистическая психология

К направлению, называющему себя гуманистической психологией, принадлежат Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Шарлота Бюлер, Гордон Олпорт и другие. Сами гуманистические психологи считают, что многих других психолог, даже совершено разных ориентаций, можно называть гуманистическими, если они в той или иной степени придерживаются некоторых постулатов.

Идеи Адлера о важности социального контекста увели психоанализ от изучения индивидуальных факторов развития (связанных, прежде всего с ранним детством) в направлении социокультурного объяснения личности. Американский психиатр К.Хорни утверждала, что именно культура ответственна за возникновение неврозов. Другой американский психиатр Х.Салливан считал, что не только неврозы, но и психозы имеют происхождение в социуме. Основоположник гуманистической психологии Э.Фромм утверждал, что человек обладает особыми потребностями, которые отсутствуют у животных и которые должны быть удовлетворены, чтобы человек был душевно здоров.

Гуманистическая психология возникла как естественное развитие взглядов Адлера, Хорни и Салливана на роль социокультурных факторов в психической деятельности. К 1960-м годам среди представителей этой школы были такие влиятельные психологи, как К.Роджерс, Э.Маслоу и Г.Олпорт. Гуманистическая психология настаивает, прежде всего, на важности самоактуализации (т.е. удовлетворения присущей индивиду потребности в выявлении и развитии собственно человеческих личностных черт) как условия становления личности. Другой важный принцип – необходимость анализа личности как целого (холизм). Гуманистические психологи отрицают редукционизм, т.е. описание собственно человеческих свойств на языке естественных наук (используемый ими пример – сведение любви к «сексуальной химии» или к биологическим инстинктам).

Вот три признака гуманистической психологии:

1. Гуманистическая психология – психология антиэкспериментальная, ее представителей объединяет отрицание экспериментов – любых, бихевиористских, когнитивистских и т. д.

2. Это – психология, которая вырастает и питается определенным направлением психотерапии – не связанным с идеями модификации поведения.

3. Гуманистическая психология делает акцент на человека, на его возможности и в этом смысле противопоставляет себя религии. Религия видит основной фактор, регулирующий поведение, в Боге, а гуманистический психолог – в самом человеке. Личность должна все делать сама, но ей важно помочь.

Гуманистическим является тот психолог, который считает себя гуманистическим, то есть в основе – характеристика его самосознания. Нет четких границ, но есть основные идеи – ориентация на целостного человека, на его развитие, раскрытие его потенциала, на помощь и устранение барьеров в этом развитии.

Индивидуальность в гуманистической психологии рассматривается как интегративное целое;

Подчеркивается нерелевантность (непригодность) исследований животных для понимания человека (в отличие от бихевиоризма);

Гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие и т. п. возникают в связи с воздействием окружения.

Развитию гуманистической психологии способствовала обстановка, которая сложилась в обществе после Второй мировой войны. Она показала, что многие люди в экстремальных ситуациях проявляют стойкость и сохраняют достоинство в самых трудных условиях.

Это стремление человека к сохранению и развитию своей духовной уникальности было невозможно объяснить в терминах старой психологии и только естественно – научной детерминации. Игнорируя философские постулаты.

Именно поэтому лидеры гуманистической психологии обратились к достижениям философии 20 в., прежде всего к экзистенциализму, изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека.

Так появилась новая детерминация – психологическая, объясняющая развитие человека его стремлением к самоактуализации, творческой реализации своих потенциальных возможностей.

Частично пересматриваются и взаимоотношения личности с обществом, так как социальное окружение может не только обогатить человека, но и стереотипизировать его. Исходя из этого, представители гуманистической психологии, старались изучать разнообразные механизмы общения, описывать сложность взаимоотношений личности и общества во всей ее полноте.

Оно сложилось, как реакция на психоанализ и бихевиоризм. Акцент делался на самоактуальностисти личности, самоактуализации. Обратилась к конкретному человеку и подчеркивала его уникальность. Это направление было заложено в 1962г. Это не единая школа. В 1962г. было основано в Сан-Франциско общество гуманистической Психологии. Основатели - Шарлотта Бюллер, Дурт Гольдштейн, Роберт Хартман. Штерн – основатель персонологической теории, Джемс – экзистенциальная психология. Президент - Джеймс Бугентал. Он обозначил характерные черты гуманистической психологии:

1. Цель гуманитарной психологии – комплексное описание существования человека как человеческого существа

2. Акцент на человеке как целом

3. Акцент на субъективном аспекте

4. характеристика основных понятий – ценности личности, понятие личности (главные понятия), намерения, цель, принятия решения

5. Исследование самоактуализации и формирование высших человеческих качеств

6. Подчеркивание положительного в человеке

7. Акцент на психотерапии. Забота о здоровом человеке.

8. Интерес к трансцентдентальному

9. Отказ от детерминант

10. Гибкость методов и приемов, протест против лабораторных экспериментов, т.к. они неэкологичны. (метод анализа биографии, метод анкеты, метод анализа документов, беседа, интервью, наблюдение)

За субъективность методов

Несвязанность с развитием общества

Вне трудовой деятельности

Гуманистическая психология объединяет логотерапию Франкла, персонологию Штерна и экзистенциальное направление.

Маслоу. Каждого человека нужно изучать как единое, уникальное целое, а не как набор дифференциальных частей. То, что случается в отдельной части влияет на весь организм. Он сконцентрировал внимание на психически здоровом человеке. Мы не можем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье («увечная» психология).

А) Концепция иерархии потребностей. Человек – «желающее существо», которое редко достигает состояния полного завершающего удовлетворения.



Все потребности врожденные и они организованы в иерархическую системы приоритетов.

Физиологические потребности (в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне и т.д.)

Потребности безопасности и защиты (в стабильности, законе и порядке и т.д.)

Потребности принадлежности и любви (отношение привязанности с другими)

Потребности самоуважения (самоуважение – компетентность, уверенность достижения, независимость и свобода и уважение другими – престиж, признание, репутация, статус)

Потребности самоактуализации (желание человека стать тем, кем он может стать)

Б) Дефицитарная и бытийная психология. Две глобальные категории мотивов:

Дефицитарные мотивы (Д-мотивы) – цель – удовлетворение дефицитарных состояний (голод, холод, опасность, секс и т.д.)

Бытийные мотивы (мотивы роста, метапотребности, Б-мотивы) – имеют отдаленные цели, связанные со стремлением актуализировать потенциал. Метапатологии – появляются в результате неудовлетворенных метапотребностей – недоверие, цинизм, ненависть, перекладывание ответственности и т.д.

Д-жизнь – стремление удовлетворять существующий дефицит или требование окружения (рутина и однообразие).

Б-жизнь – усилие или рывок, когда человек использует все свои способности в полную силу.

В) концепция самоактуализации – Маслоу разделил самоактуализирующихся людей на 3 группы:

Весьма определенных случаев

Весьма вероятных случаев

Потенциальных или возможных случаев

Г) Препятствие к самоактуализации – характеристики самоактуализирующихся людей: принятие себя, других и природу, центрированность на проблеме, общественный интерес и т.д.) Исследование «вершинных переживаний» - моменты благоговейного трепета, восхищения и экстаза у самоактуализированных людей.

Д) Методы исследования самоактуализации – разработка «Опросника личностной ориентации» - опросник самоотчета, разработанный для оценки различных характеристик самоактуализации в соответствии с концепцией Маслоу.

Недостатки концепции:

Мало эмпирических исследований

Недостаточная строгость теоретических формулировок

Много исключений из своей иерархической схемы мотивации человека

Отсутствие четких доказательств того, что различные метапотребности возникают или становятся доминирующими, если удовлетворены основные потребности.

Роджерс Карл . Феноменологическая теория – поведение человека можно понимать в терминах его субъективного восприятия и познания действительности, люди способны определить свою судьбу; люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству, т.е. каждый из нас реагирует на события в соответствии с тем, как мы субъективно воспринимаем их. Личность следует изучать в контексте «настоящее-будущее».

Я-концепция . Самость или Я-концепция – организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий форм «я» или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я» или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этим восприятием. Развитие Я-концепции – изначально новорожденный воспринимает все переживания нерасчлененно. Младенец не осознает себя как отдельное сущее. Для новорожденного самость не существует. Но вследствие общей дифференциации ребенок постепенно начинает отличать себя от остального мира.

Переживание угрозы и процесс защиты . Угроза существует, когда люди осознают несоответствия между Я-концепцией и каким-то из аспектов актуального переживания. Защита – поведенческая реакция организма на угрозу, главная цель которой – сохранить целостность Я-структуры. 2 механизма защиты: искажение восприятия и отрицание.

Психические расстройства и психопатологии . Когда переживания совсем не согласуются с Я-структурой, человек испытывает сильную тревогу, которая может сильно изменить повседневный порядок жизни – невротик. Полноценно функционирующий человек – открытость переживанию, экзистенциальный образ жизни, организмическое довереие, эмпирическая свобода, креативность. Ему принадлежит идея энкаутер-групп (группы встреч), Q-сортировка – инструмент для сбора данных о терапевтическом улучшении.

Психология индивидуальности Олпорта. Определение личности . В своей первой книге «Личность: психологическая интерпретация» Олпорт описал и классифицировал более 50 различных определений личности. «Личность - это динамичная организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление»

Концепция черты личности . Черта - это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Теория Олпорта утверждает, что поведение человека относительно стабильно с течением времени и в разнообразных ситуациях.

Олпорт предложил восемь основных критериев определения черты.

1. Черта личности - это не только номинальное обозначение

2. Черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка.

3. Черта личности является движущим или, по крайней мере, определяющим элементом поведения

4. Существование черт личности можно установить эмпирически.

5. Черта личности лишь относительно независима от остальных черт.

6. Черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки

7. Черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе

8. То, что поступки или даже привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты.

Типы индивидуальных диспозиций. Генеральные диспозиции = индивидуальные черты – такие характеристики индивидуума, которые не допускают сравнение с другими людьми. 3 вида диспозиций: кардинальные (настолько пронизывает человека, что почти все его поступки можно свести к ее влиянию), центральные (представляют собой такие тенденции в поведении человека, которые могут легко обнаруживать окружающие) и вторичные (менее заметные, менее обобщенные, менее устойчивые и, таким образом, менее пригодные для характеристики личности).

Проприум: развитие самости . Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. Короче, это не что иное, как самость. Олпорт полагал, что проприум охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства. Олпорт выделил семь различных аспектов «самости», участвующих в развитии проприума с детства до зрелости:ощущение своего тела; ощущение самоидентичности; чувство самоуважения; расширение самости; образ себя; рациональное управление самим собой; проприативное стремление + познание самого себя.

Функциональная автономия . Основной в теории Олпорта является идея о том, что индивидуум представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Олпорт предлагал свой собственный анализ мотивации, перечисляя четыре требования, которым должна отвечать адекватная теория мотивации. 1. Она должна признавать согласованность мотивов во времени. 2. Она должна признавать существование различных видов мотивов. 3. Она должна признавать динамическую силу когнитивных процессов. 4. Она должна признавать реальную уникальность мотивов.

Зрелая личность . Созревание человека - это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Поведение зрелых субъектов функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Олпорт заключал, что психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами. 1. Зрелый человек имеет широкие границы «Я». 2.Зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям. 3.Зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие. 4.Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания. 5.Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора. 6.Зрелый человек обладает цельной жизненной философией.