Формы социальных изменений. Эволюция и революция

Социальные изменения. Формы социальных изменений

Общество – это не что-то фиксированное и устоявшееся. Здесь непрерывно происходят изменения. Общество – это живой социальный организм, испытывающий на себе воздействие как внутренних, так и внешних сил, результатом чего является постоянное изменение его структуры. Что же такое социальные изменения, чем они обусловлены, в какую сторону направлены?

Социальное изменение – это любая модификация, происшедшая в социальных отношениях. В более узком смысле под социальным изменением понимается изменение социальной структуры общества. В таком случае необходимо различать социальную динамику, т. е. процессы социальной модификации, в ходе которых сохраняется и укрепляется существующая структура, и собственно социальные изменения, т. е. такие модификации, которые приводят к глубоким структурным изменениям в обществе.

Способность социальной реальности к структурным изменениям имеет под собой природные, физические основания. Человек как биологический вид отличается высокой гибкостью и таким же уровнем адаптационных способностей. Он рождается с абсолютным минимумом врожденных инстинктов, зато невероятно способен к научению, подражанию, символизации и творчеству. Социальные изменения не предопределены биологической организацией человека: она только создает возможность таких изменений, но сама по себе не является их объяснением.

Проблема социальных изменений являлась основной для социологии еще в XIX в. Сам же интерес к социальным изменениям был следствием:

1) осознания масштаба социальных последствий индустриализации для европейских обществ;

2) понимания значения фундаментального различия между европейскими индустриальными и так называемыми «примитивными обществами.

В качестве причин социальных изменений принято рассматривать:

1) технологическое развитие;

2) социальный конфликт (между расами, религиями, классами);

3) неинтегрированность частей социальной структуры или культуры общества;

4) потребность в адаптации в рамках социальных систем;

5) воздействие идей и систем верований на социальную деятельность (например, гипотеза М. Вебера о связи протестантской этики и капитализма).

Можно с уверенностью утверждать, что социальные изменения происходят в каждый данный момент в каждой точке социума. Академик Г. Осипов выделяет четыре основных вида социальных изменений.

Мотивационные социальные изменения – изменения в сфере мотивации индивидуальной и коллективной деятельности. Характер потребностей, интересов, мотивации, поведения и деятельности социальных общностей и индивидов не остается неизменным. Особенно значительные изменения происходят в мотивационной сфере жизнедеятельности людей в периоды переходного состояния общественных структур.

Структурные социальные изменения – изменения, затрагивающие структуры различных социальных образований. К их числу можно отнести, например, изменения в структуре семьи (полигамная, моногамная, многодетная, малодетная); изменения в структуре социальных институтов (образования, науки, религии) и социальных организаций (в системе власти и управления).

Функциональные социальные изменения – изменения, касающиеся функций различных социальных систем, институтов, организаций.

Процессуальные социальные изменения – изменения, затрагивающие социальные процессы. К ним относятся: процессы социально-исторических изменений, процессы в сфере социальных взаимодействий и социальных отношений различных социальных субъектов (общностей, институтов, организаций, индивидов). Например, процессы стратификации, мобильности, миграции.

Все эти виды социальных изменений тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены: за структурными изменениями следуют изменения функциональные, за мотивационными – процессуальные и т. д.

Действия отдельных людей могут привести к существенным социальным и культурным изменениям в обществе. Однако, как правило, значительные социальные изменения осуществляются только в процессах совместных действий людей, которые состоят из отдельных, но однонаправленных взаимосопряженных взаимодействий индивидов.

Понятие «процесс» (от латинского processus – продвижение) означает последовательную смену явлений, состояний, изменений в развитии чего-либо, а также совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенных результатов. К процессам можно отнести разнообразные явления в природе и обществе, связанные между собой причинно-следственными или структурно-функциональными зависимостями. Любая серия явлений может рассматриваться как процесс, если она имеет временную протяженность ,последовательность (предыдущие этапы с необходимостью предопределяют последующий), непрерывность иидентичность (повторяемость).

а) какпоследовательное изменение элементов социальной системы и ее подсистем;

б) как любую, поддающуюся идентификации ,повторяющуюся модель социальных взаимодействий (конфликт, операция, конференция).

Социальные процессы чаще всего подразделяются на процессы функционирования (обеспечивающие воспроизводство данного качественного состояния) и процессы развития (обусловливающие качественно новое состояние).

Социальные процессы различают также по степени управления (стихийные, естественно-исторические, целенаправленные); по на-правленности (прогрессивные и регрессивные);по степени влияния на общество (эволюционные и революционные).

Рассмотрим подробнее эволюционные и революционные социальные изменения.

Под эволюцией понимается такое развитие явлений или процессов, которое осуществляется в результате постепенных непрерывных изменений, переходящих одно в другое без скачков и перерывов при сохранении качественной определенности явления в ходе качественно-количественных его изменений.

Эволюционные изменения в обществе, организуемые сознательно, приобретают форму социальных реформ. Реформа (от латинского reformo– преобразование)– такое преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), которое не уничтожает основы существующей социальной структуры. Под реформами можно понимать нововведения любого порядка. Реформы могут оказывать существенное воздействие на социальное развитие (пример: реформа 1861 г. в царской России и т. д.).

Социальные изменения – одно из наиболее общих социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы под социальным изменением может пониматься переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление институциональных форм и др.

Социальные изменения могут осуществляться двумя путями: первый, эволюционный путь, предполагает, что изменения являются результатом естественного, поступательного развития общества; второй, революционный путь подразумевает радикальное переустройство общественного порядка, совершаемое по воле социальных субъектов. В классической социологии вплоть до начала XX века эволюционная и революционная концепция развития общества основывались на признании объективности социального знания, что соответствовало общенаучной парадигме XVIII–XIX вв., согласно которой научное знание опирается на объективную реальность. Разница заключалась в том, что мыслители – приверженцы эволюционизма полагали, что объективное знание о природе социальной действительности помогает разумно ориентироваться в социальных действиях и что не следует насиловать общественную природу, а сторонники революционных изменений, наоборот, исходили из необходимости переустройства мира в согласии с его внутренними закономерностями.

Эволюционный подход берет начало в исследованиях Чарлза Дарвина. Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений. Огюст Конт считал таким фактором прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обусловливает переход от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, что осуществляется благодаря человеческому разуму.

Герберт Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений в усложнении структуры общества, усилении его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту свободы индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.

Эмиль Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социум и является высшим моральным принципом общества.

Карл Маркс определяющим фактором социальных изменений считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественно-экономической формации. С одной стороны, согласно «материалистическому пониманию истории» у Маркса, производительные силы объективно и эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны, в ходе их развития формируются новые классы, интересы которых приходят в противоречие с интересами господствующих классов, определяющих характер действующих производственных отношений. Тем самым возникает конфликт внутри способа производства, образуемого единством производительных сил и производственных отношений. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних, господствующих. Поэтому социальные революции, по Марксу, – это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества. В работах Маркса представлены эволюционный и революционный подходы к анализу социальных изменений.

Макс Вебер был противником идеи о том, что социальные науки могут открывать законы развития общества аналогично естественным наукам. Он полагал, однако, что можно делать обобщения, характеризующие социальные изменения. Их движущую силу Вебер видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создает определенные социальные структуры, облегчающие общественное развитие, как это всегда происходило на Западе, или затрудняющие это развитие, что Вебер считал характерным для стран Востока.

Социальная революция – резкий качественный переворот в социальной структуре общества; способ перехода от одной формы социально-политического устройства к другой. Социальные революции подразделяются на антиимпериалистические, антиколониальные, национально-освободительные, буржуазные и буржуазно-демократические, народные и народно-демократические, социалистические и др.

Характер, масштабы и конкретное содержание всякой революции определяются условиями той общественно-экономической формации, которую она призвана устранить, а также спецификой того социально-экономического строя, для которого она расчищает почву. По мере перехода к более высоким стадиям общественного развития расширяются масштабы, углубляется содержание, усложняются объективные задачи революции. На ранних стадиях истории общества (переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому, от рабовладельческого к феодальному) революция происходила преимущественно стихийно и складывалась из совокупности спорадических, в большинстве случаев локальных массовых движений и восстаний. При переходе от феодализма к капитализму революция приобретает черты общенационального процесса, в котором все большую роль играет сознательная деятельность политических партий и организаций.

Классы и социальные слои, которые по своему объективному положению в системе производственных отношений заинтересованы в ниспровержении существующего строя и способны к участию в борьбе за победу более прогрессивного строя, выступают в качестве движущих сил революции.

Большинство современных концепций революционных социальных изменений, разрабатываемых в рамках модернистского подхода, базируются на оценках и трактовке Марксом событий Великой французской революции 1789 г. Марксистская теория революций акцентирует внимание на радикальных изменениях в экономической и политической организации общества, смене основных форм социальной жизни. Сегодня подавляющее большинство исследователей сходятся в том, что революции ведут к фундаментальным, всеобъемлющим, многомерным изменениям, затрагивающим саму основу социального порядка.

Подробный анализ концепций, которые можно отнести к «модернистскому» направлению в исследовании революций, дает Петер Штомпка. Он выделяет четыре теории революции:
1. бихевиористская, или поведенческая, – теория, предложенная в 1925 г. Питиримом Сорокиным, согласно которой причины революций кроются в подавлении базовых инстинктов большинства населения и неспособности властей воздействовать на изменяющееся поведение масс;
2. психологическая – представлена концепциями Джеймса Дэвиса и Теда Гурра, усматривающих причину революций в том, что массы болезненно осознают свою нищету и социальную несправедливость и поднимаются в результате этого на бунт;
3. структурная – при анализе революций сосредотачивается на макроструктурном уровне и отрицает психологические факторы; современным представителем этого направления является Тэд Скокпол.
4. политическая – рассматривает революции как результат нарушения баланса власти и борьбы соперничающих группировок за управление государством (Чарлз Тили).

В некоторых современных исследованиях революционные изменения в обществе рассматриваются как «момент социальной эволюции». Таким образом восстанавливается исходный смысл термина «революция» в естественных и социальных науках (revolvo – лат. «возвращение», «круговорот»), забытый со времен Маркса.

С точки зрения общественного прогресса более предпочтительным является осуществление разумных экономических, социальных и политических реформ в государстве в соответствии с присущими ему закономерностями развития. Если же предпринимаемые реформы противоречат природе общества, если не происходит их коррекции в результате «обратных связей», то возрастает вероятность революции. Хотя революция и является более болезненным средством в сравнении с социальными реформами, в некоторых случаях ее следует рассматривать как положительное явление; в конечном счете она позволяет предотвратить процесс распада общества и его уничтожение.

Социальная реформа – это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа.

Сегодня великие реформы (т. е. революции, осуществляемые «сверху») признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе». Вводится новое понятие реформы-инновации. Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.


Революция как форма социальных изменений.
Эволюционные изменения. Социальные реформы.

План.
1.Введение.
2.Социальные изменения.
3. Революция как форма социальных изменений.
4. Эволюционные изменения.
5. Социальные реформы.
6. Заключение.

1.Введение.
Общество может изменяться самым неожиданным, непредсказуемым образом. Большинство обществ, несмотря на временные отступления, развивается прогрессивно. Наука стимулирует технический прогресс. Ручные орудия труда вытесняются машинами, их место заменяют автоматизированные комплексы. Меняются образ и уровень жизни населения, благоустраиваются города, превращаясь в мегаполисы. Традиционные многоколенные семьи распадаются на множество семей, они не включают в себя дедушек, бабушек и других родственников.
Социальные изменения – одно из наиболее общих социологических понятий. Под социальным изменением может пониматься переход социального объекта из одного состояния в другое; смена общественно-экономической формации; существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре; изменение установленных социальных образцов поведения; обновление институциональных форм и др. 1
Социальные изменения могут осуществляться двумя путями:
первый, эволюционный путь предполагает, что изменения являются
результатом естественного, поступательного развития общества;
______________________________ ______________________________ __
второй, революционный путь подразумевает радикальное переустройство общественного порядка, совершаемое по воле социальных субъектов.
Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений. Конт считал таким фактором прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обусловливает переход от военного общества к обществу индустриальному. Герберт Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений в усложнении структуры общества, усилении его дифференциации. Социальный прогресс ведет к росту самостоятельности и свободы граждан, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества. Карл Маркс считал, что прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних господствующих. Поэтому социальные революции, по Марксу, – это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества. Макс Вебер движущую силу социальных изменений видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создает определенные социальные структуры, облегчающие общественное развитие (на Западе) или затрудняющие это развитие (на Востоке).
Социальная революция – резкий качественный переворот в социальной структуре общества; способ перехода от одной формы социально-политического устройства к другой. Социальные революции подразделяются на:
антиимпериалистические, антиколониальные, национально-освободительные, буржуазные и буржуазно-демократические, народные и народно-демократические, социалистические и др. Характер, масштабы и конкретное содержание всякой революции определяются условиями той общественно-экономической формации, которую она призвана устранить, а также спецификой того социально-экономического строя, для которого она расчищает почву.
В качестве движущих сил революции выступают классы и социальные слои, заинтересованные в ниспровержении существующего строя и способные к участию в борьбе за победу более прогрессивного строя. Большинство современных концепций революционных социальных изменений базируются на оценках и трактовке Марксом событий Великой французской революции 1789 г. Марксистская теория революций акцентирует внимание на радикальных изменениях в экономической и политической организации общества, смене основных форм социальной жизни. Сегодня подавляющее большинство исследователей сходятся в том, что революции ведут к фундаментальным, всеобъемлющим, многомерным изменениям, затрагивающим саму основу социального порядка.
С точки зрения общественного прогресса более предпочтительным является осуществление разумных экономических, социальных и политических реформ в государстве в соответствии с присущими ему закономерностями развития. Если же предпринимаемые реформы противоречат природе общества, если не происходит их коррекции в результате «обратных связей», то возрастает вероятность революции.
Социальная реформа – это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основы существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса.
Сегодня великие реформы (т. е. революции, осуществляемые «сверху») признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе».
2.Социальные изменения.
Понятием «социальные изменения» обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени внутри социальных систем и во взаимоотношениях между ними, в обществе в целом как в социальной системе.
Факторами, причиной социальных изменений выступают многообразные обстоятельства: изменение среды обитания, динамика численности и социальной структуры населения, уровень напряженности и борьбы за ресурсы, открытия и изобретения, аккультурация.
Социальные изменения могут быть вызваны природными причинами - изменением физической среды обитания человека, космическими ритмами социальной активности, импульсами магнитных полей и т.д. Природные стихии - такие, как ураган, землетрясение, наводнение - оказывают влияние на общественную динамику, внося определенные коррективы в социальную организацию общества. Толчком, движущими силами социальных изменений могут выступать преобразования в экономической, в политической, социальной и духовной сферах, но с разной скоростью и силой, фундаментальностью воздействия. В соответствии со строением и главной характеристикой любой системы можно выделить следующие виды
______________________________ ________________
1 Кравченко А.И. Три капитализма в России. Т.1. с.300
изменений вообще и социальных изменений в частности:
Содержательные изменения - это совокупность элементов системы, их возникновение, исчезновение или изменение ими своих свойств. Поскольку элементами социальной системы выступают социальные субъекты, то это могут быть, например, изменение кадрового состава организации (введение или упразднение каких-то должностей), изменение квалификации должностных лиц или изменение мотивов их активности, что отражается в повышении или понижении производительности труда.
Структурные изменения - это изменения совокупности связей элементов или строения данных связей. В социальной системе это, например, перемещение человека в должностной иерархии. При этом не все люди понимают, что произошли структурные изменения в коллективе, и могут быть не способны адекватно реагировать на них, болезненно воспринимать указания начальника, который еще вчера был рядовым сотрудником.
Функциональные изменения - э то изменения в выполняемых системой действиях. Изменения функций системы могут вызваться изменением ее содержания или структуры, окружающей социальной среды, т. е. внешних связей данной системы. Например, изменения функций государственных органов могут быть вызваны и демографическими изменениями внутри страны, и внешними воздействиями, в том числе военными, со стороны других стран.
Особый тип изменения - развитие. В науке под развитием принято считать направленное и необратимое изменение, приводящее к появлению качественно новых объектов. Объект, находящийся в развитии, на первый взгляд, остается самим собой, но новая совокупность свойств и связей заставляет воспринимать этот объект совершенно по-новому. Пример: ребенок и выросший из него специалист в какой-либо области деятельности - это, по существу, разные люди, они оцениваются и воспринимаются обществом по-разному, т.к. занимают в социальной структуре совершенно разные позиции. Поэтому о таком человеке говорят, что он прошел путь развития. Социальные изменения принято разделять на 4 уровня: социальный (глобальный) уровень - это изменения, затрагивающие все сферы общества (экономическое и техническое развитие, политические революции, кризисы, глобальные миграции, урбанизация); уровень больших социальных групп - изменения в социальной структуре общества (социальное расслоение, социальная и профессиональная мобильность); уровень институтов и организаций -изменения, происходящие в отдельных социальных институтах (реформы и реорганизации отдельных сфер общественной жизни); уровень межличностных отношений - изменения социальных связей между отдельными индивидами.
Социальные изменения более высокого уровня приводят изменениям нижестоящего уровня. Изменения низшего уровня обычно не приводят к изменениям на более высоком уровне, если только эти изменения не становятся массовыми и не носят кумулятивный характер.
Все виды социальных изменений, прежде всего, социального развития, по характеру, внутренней структуре и степени влияния на общество можно разделить на две большие группы - эволюционные изменения и революционные изменения .Об этих группах социальных изменений рассказано ниже. 3.Революция как форма социальных изменений.
Революции – это наиболее яркое проявление социальных изменений. Революция (франц., истор .) - коренной и быстрый переворот в государственном и общественном строе страны, сопровождаемый вооруженной борьбой; которая не признается, безусловно, необходимой. Революция предполагает участие в перевороте широких масс народа; задача революции - переустройство управления государства на более демократических и прогрессивных началах. Революции представляют собой фундаментальные переломы в исторических процессах, преобразуют человеческое общество изнутри и людей буквально «перепахивают». Они ничего не оставляют без изменения, заканчивают прежние эпохи и начинают новые. Революция - это переворот снизу. Она сметает правящую элиту, доказавшую свою неспособность управлять обществом, и создает новую политическую и социальную структуру, новые политические, экономические и социальные отношения. В момент революции общество достигает пика активности, общества как бы рождаются заново. В этом смысле революции - знак социального здоровья. В результате революции происходят базовые преобразования в социально-классовой структуре общества, в ценностях и поведении людей.
Особенностями революции являются:
1) затрагивают все уровни и сферы общества – экономику, культуру, социальную организацию, повседневную жизнь людей;
2) имеют фундаментальный характер;
3) исключительно быстры, подобны неожиданным взрывам в медленном потоке исторического процесса;
4) революции характеризуются необычными реакциями участников: это энтузиазм, возбуждение, подъем настроения, оптимизм, надежда, ощущение силы и могущества, обретение смысла жизни;
5) революции, как правило, опираются на насилие.
Выделяют четыре теории революции:
бихевиористская, или поведенческая , – причины революций кроются в подавлении базовых инстинктов большинства населения и неспособности властей воздействовать на изменяющееся поведение масс;
психологическая – причина: массы болезненно осознают свою нищету и социальную несправедливость и поднимаются в результате этого на бунт;
структурная - при анализе революций сосредотачивается на уровне макроструктурном и отрицает психологические факторы;
политическая - революция как результат нарушения баланса власти и борьбы соперничающих группировок за управление государством.
Наряду с относительно спокойными периодами развития общества есть и такие, которые отмечены бурно протекающими историческими событиями и процессами, вносящими глубокие изменения в ход истории. Эти события и процессы объединяются понятием социальная революция . Социальная революция по учению социалистов, должна привести к передаче земли и орудий производства в руки трудящихся масс и к более справедливому распределению продуктов труда между различными классами общества.
Социологи, в частности французский ученый Ален Турен, считают, что основной причиной отсутствия революций в развитых странах является институционализация основного конфликта - конфликта между трудом и капиталом. В них действуют законодательные регуляторы взаимодействия между работодателями и наемными работниками, а государство выступает в качестве социального арбитра. Помимо этого, пролетариат раннего капиталистического общества, которое изучал К. Маркс, был абсолютно бесправен, и ему нечего было терять, кроме своих цепей. Сейчас положение изменилось: в ведущих индустриальных государствах действуют и строго соблюдаются демократические процедуры в политической сфере, а большая часть пролетариата составляет средний класс, которому есть что терять. Современные последователи марксизма подчеркивают также роль мощного идеологического аппарата капиталистических государств в сдерживании возможных революционных выступлений.
Социальные революции происходят тогда, когда старая общественно-экономическая система, исчерпав возможности своего развития, должна уступить место новой. Экономической основой социальной революции является конфликт между производительными силами и не соответствующими им производственными отношениями. Важным моментом революции является вопрос о ее движущих силах, т.е. о действии тех классов и социальных групп, которые заинтересованы в победе революции и активно за нее борются. История знает революцию "сверху", т.е. коренные изменения общественных отношений, которые осуществлялись по инициативе сил, способных осознать необходимость назревших перемен и встать на сторону прогресса.
Вообще революцию следует рассматривать как диалектическое отрицание старого. Отказ от старых производственных отношений должен сопровождаться сохранением всего положительного, что накоплено народом за десятилетия предшествующего развития. Всякие попытки силового решения социально-экономических проблем в современный период, призывы к любому виду экстремизма следует рассматривать как преступление перед народом. В современных условиях наиболее приемлемы стали "мягкие", "бархатные" революции, при которых экономические и социальные преобразования, формирование качественно иных, соответствующих достигнутому уровню НТП производственных отношений происходит с помощью политических средств и методов, механизмов демократии, не допуская гражданских войн, то есть мирным путем.
В обществе известны различные революции: в производительных силах, науке, технике и культуре. Эти типы революции относятся к бескровным глобальным процессам, происходившим стихийно, без целенаправленного вмешательства партий или групп.
4.Эволюционные изменения.
Эволюционная теория - это монистическое мировоззрение, признающее, что во всей вселенной совершается великий и единый, неудержимо шествующий вперед процесс развития, процесс преобразования простых форм в более совершенные, которому подчинены все состояния и формы явлений: возникновение и движения небесных тел; образование земной коры и горных пород; растительного и животного мира на земле; жизнь человеческих обществ; все произведения человеческого духа: язык, литература, религия, мораль, право, искусство. 2
Эволюционные изменения - это частичные и постепенные изменения, осуществляющиеся как достаточно устойчивые и постоянные тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо свойств, качеств, элементов в различных социальных системах, и приобретающих, в связи с этим, восходящую или нисходящую направленность.
В социологии социальных изменений существует значительное количество концепций, теорий и направлений. Наиболее исследованные теории: эволюционистская, неоэволюционистская, и теория циклических изменений . Предшественником эволюционистских теорий следует считать А. Сен-Симона. Распространенную идею в конце XVIII - начале XIX в. о жизни общества как равновесии он дополнил положением о неуклонном последовательном продвижении общества к более высоким уровням развития. О.Конт связал процессы развития общества, человеческого знания и культуры. Все общества проходят три стадии: примитивную, промежуточную и научную,
которым соответствуют формы человеческого знания: теологического, метафизического и позитивного. Эволюция общества для него - это рост функциональной специализации структур и улучшение адаптации частей к обществу как целостному организму.
Виднейший представитель эволюционизма Г.Спенсер представлял эволюцию как восходящее движение, переход от простого к сложному, не имеющий линейного и однонаправленного характера. Спенсер считал, что сущность эволюционных изменений и прогресса заключается в усложнении общества, в усилении его дифференциации, в отмирании неприспособленных индивидов, социальных институтов, культур, выживании и процветании приспособленных.
Социальное изменение рассматривается как результат адаптации системы к своему окружению. Только структуры, обеспечивающие социальной системе большую приспособленность к среде, продвигают эволюцию вперед
Приведенные эволюционистские концепции главным образом объясняли происхождение социальных изменений эндогенными, т.е. внутренними причинами . Процессы, происходящие в обществе, объясняли по аналогии с биологическими организмами.Классический эволюционизм, по сути, исключает человеческий фактор в социальных изменениях, внушая людям неизбежность восходящего развития.
Неоэволюционизм . В 50-х гг. XX в. после периода критики и опалы социологический эволюционизм вновь оказался в центре внимания социологов. Такие ученые, как Г. Ленски, Дж. Стюарт, Т. Парсонс и другие, дистанцируясь от классического эволюционизма, предложили свои теоретические подходы к эволюционным изменениям. Если классический эволюционизм исходит из того, что все общества проходят один и тот же путь развития от низших форм к высшим, то представители неоэволюционизма приходят к выводу, что каждая культура, каждое общество наряду с общими тенденциями имеют свою логику эволюционного развития. Основное внимание направляется не на последовательность необходимых стадий, а на причинный механизм изменений. При анализе изменений неоэволюционисты стараются избегать оценок и аналогий с прогрессом. Основные взгляды формируются в виде гипотез и предположений, а не в виде прямых утверждений. Эволюционные процессы протекают не равномерно по восходящей прямой линии, а скачкообразно и носят многолинейный характер. На каждой новой ступени общественного развития ведущей может стать одна из линий, игравших даже второстепенную роль на предыдущей стадии.
Теории циклических изменений . Цикличность различных природных, биологических и социальных явлений была известна уже в глубокой древности. Так, древнегреческие философы Платон , Аристотель и другие разработали учение о цикличности политических режимов власти. В эпоху Просвещения итальянский придворный историограф Джамбаттиста Вико (1668-1744) разработал теорию циклического развития истории. Он считал, что типичный исторический цикл проходит три стадии: анархия и дикость; порядок и цивилизация; упадок цивилизации и возврат к новому варварству. При этом каждый новый цикл качественно отличается от предыдущего, т. е. движение идет по восходящей спирали. Русский философ и социолог К. Я. Данилевский считал, что каждая цивилизация подобно биологическому организму проходит стадии зарождения, возмужания, дряхления и гибели. По его мнению, ни одна цивилизация не является лучшей или более совершенной; каждая имеет свои собственные ценности и тем самым обогащает общую человеческую культуру; каждая имеет свою внутреннюю логику развития и проходит свойственные ей стадии. Теория жизненных циклов цивилизаций нашла свое развитие в трудах английского историка А. Тойнби:всемирная история представляет собой возникновение, развитие и упадок относительно замкнутых дискретных (прерывистых) цивилизаций. Основные выводы приверженцев данной теории:
1) циклические процессы бывают замкнутыми , когда каждый полный цикл возвращает систему в исходное (тождественное первоначальному) положение; бывают спиралевидными , когда повторение определенных этапов происходит на качественно ином уровне (более высоком или более низком);
2)любая социальная система в своем развитии переживает ряд последовательных стадий: зарождение, развитие (зрелость), упадок, разрушение;
3)фазы развития системы, имеют различную интенсивность и временную протяженность: ускоренные процессы изменений на одной фазе могут сменяться длительным застоем (консервацией);
4) ни одна цивилизация (культура) не является лучшей или более совершенной;
5)социальные изменения - результат естественного процесса развития социальных систем и результат активной преобразующей деятельности человека.
Наглядным примером циклического характера социальных изменений служит смена поколений людей. Каждое поколение нарождается, проходит период социализации, период активной деятельности, далее следует период старости и естественного завершения жизненного цикла. Каждое поколение формируется в специфических социальных условиях, поэтому не похоже на предыдущие поколения и приносит в жизнь что-то свое, новое, чего еще не было в социальной жизни. Тем самым оно осуществляет многочисленные социальные изменения.
Другой подход к изучению причин социальных революций, экзогенный, представлен теорией диффузии - просачиванием культурных образцов из одного общества в другие. В центр анализа здесь помещены каналы и механизмы проникновения внешних влияний. К ним относились завоевания, торговля, миграция, колонизация, подражание и др. Любая из культур неизбежно испытывает на себе влияние других культур, в том числе культур завоеванных народов. Этот встречный процесс взаимовлияния и взаимопроникновения культур называется в социологии аккультурацией. Например, в США важнейшую роль на протяжении всей истории играли иммигранты из самых разных стран мира. Можно говорить об усилении в последние годы влияния на прежде практически неизменную англоязычную культуру американского общества испаноязычной и афроамериканской субкультур.
Понятия «эволюция» и «революция» помогают понять характер социальных изменений. Часто данные понятия рассматриваются как противоположные. Эволюционные процессы отождествляются с постепенными изменениями, революции – с радикальными переменами в развитии явлений природы и общества. Революции содержат значительные эволюционные вкрапления, во многих случаях совершаются в эволюционной форме. В свою очередь эволюция не сводится только к постепенным изменениям, она включает и качественные скачки. Следовательно, в обществе постепенные количественные и качественные изменения есть взаимообусловленные и взаимопроникающие звенья одного и того же процесса развития.
Социальные революции играют прогрессивную роль: разрешают многочисленные противоречия в эволюционном развитии общества; поднимают общественное развитие на новую степень, отбрасывают все устаревшее. Но в ХХ в. отношение к революционным процессам пересматривается. Показательна позиция английского историка и философа А. Тойнби, который оценивает революцию как торможение прогресса. Он считает, что революция, уничтожая устаревшие порядки, производит громадные разрушения, перечеркивающие положительные моменты революции.
Современная наука, не отрицая революционной формы развития, переносит центр тяжести в анализе социальных изменений на эволюционную, реформистскую форму. Но и нельзя отождествлять эволюцию с прогрессом, т.к. многие общества в результате социальных изменений оказываются в кризисном состоянии и/или деградируют. Например, Россия в результате начавшихся в начале 90-х гг. XX в. либеральных реформ по основным своим показателям (социально-экономическим, технологическим, морально-этическим и др.) оказалась отброшенной в своем развитии на многие десятилетия назад. 5.Социальные реформы.
Реформа – это преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы. Реформы предполагают постепенные изменения социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом. Реформа может иметь и стихийный характер, но всегда – это процесс постепенного накопления каких-либо новых элементов, свойств, в результате чего изменяется вся социальная система или важные ее стороны. Под реформами обычно понимают медленные
эволюционные изменения, не приводящие к массовому насилию, быстрой смене политических элит, быстрым и радикальным изменениям в социальной структуре и ценностных ориентациях.
Реформы проводятся с помощью новых законодательных актов и направлены на совершенствование существующей системы без ее качественных изменений. Выделяют следующие виды реформ экономические , политические и социальные . Переход экономики к рыночным ценам, приватизация, закон о банкротстве предприятий, новая налоговая система - примеры экономических реформ. Изменение Конституции, формы голосования на выборах, расширение гражданских свобод, переход от монархии к республике - примеры политических реформ .
Социальные реформы касаются преобразований в тех сферах общества (сторон общественной жизни), которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам. Так введение всеобщего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице новой формы социальной защиты населения не просто затрагивают наши интересы, но касаются социального положения многочисленных слоев населения, ограничивают или расширяют доступ миллионов к социальным благам - образованию, здравоохранению, занятости, социальным гарантиям. То есть социальные реформы изменяют существующую систему общественного распределения.
Социальные реформы имеют два подвидах: социальной модернизации и социальной трансформации. Социальная модернизация - прогрессивные социальные изменения, улучшающие параметры функционирования социальной системы (подсистемы). Социальная модернизация - процесс превращения традиционного общества в индустриальное. Модернизация имеет две разновидности: органическую - развитие на собственной основе (процесс превращения традиционного общества с преобладанием натурального хозяйства с сословной иерархией, в индустриальное, с развитой механизацией и автоматизацией труда и массовым производством товаров); органическую - ответ на внешний вызов, с целью преодолеть отсталость (инициируется « сверху» ). Например, реформы Петра I, в результате которых Россия должна была достичь уровня развития западных стран.
Модернизация анализирует схемы и модели возможных общественных преобразований на пути к индустриальному и постиндустриальному обществу. Поначалу модернизация понималась как «вестернизация», т.е. копирование западных устоев во всех областях жизни, а в качестве прообраза современного общества выступало американское. Модернизация описывалась как форма «догоняющего развития», а главным средством реформ считалась экономическая помощь западных стран. При этом предполагалось, что достижение определенного уровня дохода на душу населения автоматически вызовет изменения и во всех других сферах общества: политической, социальной, культурной. Такой взгляд не выдержал проверки действительностью. В афро-азиатских, латиноамериканских и других странах либерализация обернулась коррупцией чиновников, катастрофическим расслоением населения, конфликтами в обществе. Стало очевидно, что модернизация может проводиться и вне западной демократической модели. Главный упор делается на национальную форму проведения реформ. А решающим фактором признается социокультурный фактор, а именно - тип личности, национальный характер.
Социальная трансформация
и т.д.................

Наиболее изученными формами реализации соц. изменений являются: эволюционные, революционные и циклические.

1. Эволюционные соц. изменения - это изменения частичные и постепенные, осуществляющиеся как достаточно устойчивые и постоянные тенденции. Это могут быть тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качеств, элементов в различных соц. системах, они могут приобретать восходящую или нисходящую направленность. Эволюционные соц. изменения обладают специфической внутренней структурой и могут быть охарактеризованы как некоторый кумулятивный процесс, т.е. процесс постепенного накопления каких-либо новых элементов, свойств, в результате которого изменяется соц. система. Сам же кумулятивный процесс в свою очередь может быть расщеплен на два составляющих его подпроцесса: формирование новых элементов и их отбор. Эволюционные изменения могут быть сознательно организуемыми. В таких случаях они, как правило, приобретают форму соц. реформ. Но это может быть и стихийный процесс (напр., повышения уровня образования населения).

2. Революционные соц. изменения отличаются от эволюционных радикальным образом. Во-первых, это изменения не просто радикальные, а в высшей степени радикальные, предполагающие коренную ломку соц. объекта. Во-вторых, это изменения не частные, а общие или даже всеобщие, а в-третьих, они опираются на насилие. Соц. революция – центр ожесточенных споров и дискуссий в области социологии и других общественных наук. Исторический опыт показывает, что революционные изменения нередко способствуют более эффективному решению назревших соц проблем, интенсификации экономических, политических и духовных процессов, активизации значительных масс населения, и тем самым – ускорению преобразований в обществе. Свидетельство тому – ряд соц. революций в Европе, северной Америке и др. Революционные изменения возможны и в будущем. Однако они, по всей вероятности, во-первых, не могут быть насильственными, а во-вторых, не могут охватывать одновременно все сферы жизни общества, а должны относится лишь отдельным соц. институтам или областям. Нынешнее общество чрезвычайно сложно и революционные изменения могут иметь разрушительные последствия.

3. Циклические соц. изменения – это более сложная форма соц. изменений, т.к. она может включать и эволюционные, и революционные соц. изменения, восходящую и нисходящую тенденции. Когда мы говорим о цикличных соц. изменениях, то имеем в виду ряд изменений, который в совокупности образует цикл. Циклические соц. изменения происходят в соответствии с временами года, но могут охватывать периоды в несколько лет (напр., обусловленные экономическими кризисами) и даже несколько столетий (связанные с типами цивилизаций). Особую сложность картине циклических изменений придает то обстоятельство, что разные структуры, разные явления и процессы в обществе имеют циклы разной продолжительности.