Элладская Православная Церковь: краткая справка. Чем отличается греческое православие от русского?  Греческая православная церковь

Греческая Православная церковь находится на третьем месте по численности прихожан, уступая Русской с ее 100 миллионами и Румынской с ее 20 миллионами.

История

Проникновение Христианства в эту страну произошло в I веке вместе с прибытием апостола Павла на территорию Эллады. Первым городом, который он посетил, стали Филиппы. Там он проповедовал для местных жителей. В первый же день произошло крещение одной из местных жительниц, богатой женщины Лидии. С ее подачи крестился и ее близкий круг. Она была одной из первых христианок в Европе, что и в настоящий момент с гордостью вспоминают местные поселенцы. Так произошло основание христианской общины в этом городе, а затем в Фессалониках, Верии, Ахайе, Афинах и в Коринфе. Во всех этих городах в христианство было обращено немало поселенцев.

Павел постоянно на протяжении всей своей жизни довольно тесно общался с представителями всех этих общин, служа для них пастырем. В Новом Завете сохранилось несколько обращений апостола к этим старинным греческим общинам первых христиан.

Над созданием греческой церкви в тот же временной период трудился и апостол Лука. Именно он создал «Евангелие для эллинов». Свой вклад в дело развития греческой церкви внес и апостол Андрей Первозванный.

Всего за полвека все обзавелись своими христианскими общинами. Первые представители христианства страны были неразрывно связаны с римским епископом, поскольку Греция была частью Римской Империи. На протяжении многих веков, вплоть до 9-го века, православие было основой Римской Церкви, а всяческие предпосылки для раскола тщательно устранялись.

Влияние Византии

В начале 5 века Греция стала частью Во многом обряды греческой церкви попадали под влияние Константинополя. Епархии Греции подчинялись Византийскому патриарху. Важнейшим оплотом христианства в Греции стал город Фессалоники. Именно он подарил миру множество святых греческой церкви. Выходцами этого города являются в том числе Кирилл и Мефодий, Григорий Палама. Культовым местом стала Святая Гора Афон, где расцветало монашество.

Мученики

Греческая церковь выстояла, несмотря на жестокие гонения в 13-14-х веках от крестоносцев, оккупировавших значительные по масштабу территории Эллады. В 15-м же веке началось тяжелое для страны османское иго. С падением Византии в 1453 году и правлением султанов произошел расцвет эпохи новомучеников, которая длилась 400 лет. Сотнями тысяч люди отдавали жизнь за греческую церковь и свою веру.

Учения о православии зачастую были тайными - монахи и клирики в тайне от правящего режима организовывали подпольные общества, действовавшие по ночам.

Освобождение

Именно греческая церковь сыграла важнейшую роль в борьбе за освобождение населения Греции от гнета. Восстание нации возглавлял архиепископ Герман, с его подачи освободительная борьба стала вестись полным ходом в 1821 году. С окончанием ее к концу 19-го века Греция сбросила с себя османское иго и стала независимым государством. Независимость обрела и Православная Церковь этой страны.

Чем отличается греческая церковь от русской

Православие России и Греции по сути своей является одной религией. Догматы и каноны не отличаются ничем, тем не менее ввиду разного географического расположения и особенностей менталитета сохранилось множество различий в церковных практиках этих стран. Центральным различием является отношение священнослужителя к своему приходу.

Отношение

Так, в российских реалиях простые верующие, приходя в храм, подвергаются ощущению оторванности священников от повседневного мира. Они представляются отдельной кастой, которая отгорожена от прихожан некой стенкой. В греческих же традициях священнослужители находятся в близких отношениях с приходом. В повседневности Греции принято глубокое уважение к священникам - им принято уступать места в общественном транспорте. Нередко даже к самым молодым представителям священного сана в общественных местах обращаются с просьбой о благословении. Такого в российской действительности нет.

Строгость

Греческая церковь предполагает более строгое отношение к служителям церкви. К примеру, священниками не могут стать вступавшие в отношения до брака, разведенные или находящиеся во втором браке.

Греция является редкой страной, которая сохранила древнейшую традицию существования церковного суда. В церквях этой страны нет свечных лавок и подсвечников. Для свечек предназначены притворы. Никогда нет оплаты за свечи, все дают любые суммы на свой выбор.

Пышность

Любого иностранца поражают пышные богослужения, проводимые в России. В обрядах греческих церквей во всем чувствуется демократичность и простота. Все богослужения длятся максимум 1,5-2 часа, в то время как русские литургии могут длиться больше 3 часов. В Греции есть обычай вслух произносить все тайные молитвы.

Значительно отличается и порядок произнесения молитв. Такого большого количества свечей, как в российских церквях, никогда не бывает ни в одном храме Греции. Греческие хоры никогда не включают в состав женские голоса. Хотя в российских реалиях такое повсеместно практикуется.

Крестный Ход

Значительно отличается и проведение этого древнейшего ритуала. В Русском Православии все богослужения пышны, а в Греческом - намного больше торжества заключено в Крестном ходе. Его в Элладе сопровождают духовые оркестры, отовсюду раздаются отзвуки маршей.

Само действо напоминает парад. Это уникальная особенность церкви в Греции, чего никогда не бывает в православии какой бы то ни было страны. Крестный ход проводится не вокруг церкви, а прямо в городе, по его центральным улицам проходит толпа, исполняющая песни. В кругу огромного количества участников сжигают чучело Иуды. После этого красочного действа следует самое настоящее празднество, чье начало знаменуется хлопушками.

Обряды

Сильно отличаются в традициях этих двух стран причастие и исповедание. Причастие у греков принято проводить каждое воскресенье, а исповеди имеют место единожды в год. Российские православные не причащаются с такой же частотой. Правила Церкви в Греции дают право проводить исповедование лишь благословленным на это иеромонахам, прибывшим из монастырей. В российских традициях такой строгости нет.

В греческих храмах никогда не встретишь привычные русскому приходу длинные очереди для прохождения процедуры исповедования. Первым выводом может стать отсутствие здесь исповедей как таковых. Однако все дело в том, что на исповеди люди Греции приходят в заранее оговоренное индивидуальное время, что исключает возможность возникновения суеты. Греки, оказавшиеся в русских церквях, недоумевают по поводу очередей на исповеди. Многие не понимают, как священник за раз способен весь приход из нескольких сотен людей исповедовать.

Большое влияние оказала на традиции греческие католическая церковь. Так, влияние Запада отразилось в том, что Православие в Греции использует новоюлианский календарь. То есть греки отмечают православные празднества на 13 дней раньше русских, живущих по юлианскому календарю. Появились в греческих храмах и стасидии вместо скамей и лавок, характерных для России.

Одежда

Свободно ходят в церкви, не покрывая головы и в штанах. В то время как в России сохранились более суровые для женщин законы, по которым это все еще запрещено. Считается, что таким образом отразилось влияние западной культуры, в которой в целом позиции патриархата ослабели по сравнению с российскими реалиями.

Присутствуют и различия в головных уборах. Так, по-разному в традициях двух церквей осуществляется ношение камилавок. В Греции они всегда покрашены в черный цвет, в то время как в России присутствует полное многообразие цветовой гаммы. Ставшая повседневным головным убором для священнослужителей России скуфья никогда не используется греками.

Библия греческой церкви также отличается своим содержанием от славянской традиции. Отличия эти незначительны, но тем не менее, состав книг, включенных в Библию, у Греции и России разный.

Греческое Православие в России

Культура Греции и России во многом перекликается, что является заслугой некогда могущественной Византийской Империи, давшей жизнь православной культуре многих стран. В России существует немало отпечатков, оставленных греческой культурой. Присутствуют на ее территории и особые храмы, построенные в традициях греческого Православия. Ярчайшим образцом подобного явления является греческая церковь Святого Георгия, находящаяся с 15-го века в Феодосии. Влияние Православия Эллады добралось даже до Северной Столицы России. Так, греческая церковь на функционирует в Санкт-Петербурге с 1763 года.

Заключение

Греческая церковь на данный момент времени очень сильна во всем государстве. Так, в этой стране в единственной во всем мире Конституция закрепила православие в качестве государственной религии. Православие наделено важнейшей ролью в жизни греческого общества. Даже браки не признаются государством, если не состоялось церемонии православного венчания.

Элладская Православная Церковь: краткая справка

Авторы и издатели благодарят инока Павлина (Святая Гора Афон), архимандрита Серафима (Димитриу, Афины), Александра Кристева (Салоники), Константина Филиди (Афины), Эриетту Константиниди (Афины) за помощь в организации интервью.

Элладская Православная Церковь (греч. ? ???????? ??? ???????) является одной из пятнадцати Поместных Православных Церквей и занимает одиннадцатое место в диптихе Автокефальных Церквей.

Основание христианской Церкви на территории современной Греции восходит к первому миссионерскому путешествию апостола Павла в 49 году. После видения, бывшего апостолу в Троаде (см.: Деян. 16: 9-10), он прошел по Греции и основал церковные общины в Филиппах, Фессалониках, Верии, Афинах, Коринфе и Никополе. К тому же апостол адресовал Фессалоникийцам два Послания, которые являются древнейшими текстами Канона Нового Завета.

Однако почти триста лет христианская вера распространялась в условиях жестоких гонений на христиан, периодически возникавших на территории Римской империи. В это время в пределах Греции прославился великий сонм мучеников, среди которых священномученик Дионисий Ареопагит – первый епископ Афин, фессалоникиец великомученик Димитрий, священномученик Леонид, епископ Афин, и многие другие. В 313 году Миланский эдикт святого равноапостольного императора Константина Великого окончательно завершил длинный период гонений на христианство.

Христианские общины Греции первоначально находились в ведении епископа Рима, а с VIII века по 1833 год – Патриарха Константинопольского.

После падения Константинополя в 1453 году Греция на долгие четыре столетия попала под власть Османской империи. Православная вера подверглась новым испытаниям. Явились сотни новомучеников, которые не отреклись от веры Христовой, отказавшись принять ислам. В течение этого трагического периода правящие митрополиты, епископы и простое духовенство в храмах и монастырях сохранили не только непоколебимой веру в Бога, но и традиции, язык и культуру греков, сделали возможным освободительное движение порабощенного народа.

25 марта 1821 года, на праздник Благовещения, в монастыре Агиа Лавра (Калаврита) митрополит Герман поднял знамя революции, давая сигнал к началу борьбы за независимость. А в 1830 году была официально признана независимость греческого государства.

В июле 1833 года в городе Навплия, где тогда находилась столица Греции, был созван Архиерейский

Собор. Под давлением со стороны правительства, направленным на принятие решения об автокефалии, была провозглашена независимость Греческой Церкви. Однако Вселенский престол отказался признать это отделение его канонических территорий. И только в 1850 году, вследствие политического давления, Собор под председательством Патриарха Константинопольского Анфима IV издал томос, который провозглашал, что элладские епархии, до этого времени подчинявшиеся Константинополю, освобождаются от всякой зависимости и Элладская Церковь становится автокефальной.

Православная Церковь в Греции имеет государственный статус. Третья статья греческой Конституции начинается словами: «Господствующей в Греции религией является религия Восточно-Православной Церкви Христовой». Устав Церкви является государственным законом.

Элладская Православная Церковь находится в молитвенно-каноническом общении с Вселенским Константинопольским Патриархатом, Русской Православной Церковью и другими Поместными Православными Церквями.

Административно разделена на восемьдесят четыре епархии: митрополии «Старой Греции», которые входили в состав греческого государства до Балканских войн (1912–1913), и митрополии Вселенского престола, или так называемых «Новых территорий» (Нэон Хорон), которые включены позже. Иерархи Нэон Хорон имеют равное представительство в Синоде Элладской Церкви вместе с иерархами «Старой Греции».

Юрисдикция Элладской Церкви не распространяется на полуавтономную Критскую Православную Церковь, митрополии Додеканесских островов (архипелаг в юго-восточной части Эгейского моря), а также на Святую Гору Афон, входящие в состав современного греческого государства, но находящиеся в полном каноническом подчинении Вселенского престола.

Высший орган управления Элладской Церкви – Священный Синод иерархии. В него входят все епархиальные иерархи Церкви, кроме титулярных епископов. Постоянный административный орган, принимающий решения по текущим вопросам, – Постоянный Священный Синод, члены которого переизбираются раз в год. В нем участвуют все архиереи Элладской Православной Церкви с определенной периодичностью.

В настоящее время Предстоятелем Элладской Православной Церкви является Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним II. Действуют 7945 приходских храмов и около 200 монастырей. Пастырское служение несут 1227 женатых и 7288 монашествующих священников. Православных верующих насчитывается около 83 % от 10,8 млн всего населения Греции.

Протоиерей Сергий Тишкун

Из книги Первобытная культура автора Тайлор Эдвард Бернетт

Из книги Сын Человеческий автора Смородинов Руслан

59. Барнаша.3 (Краткая биографическая справка) Ешуа (????????), известный под именем Иисуса Христа, родился около 5 года до н. э. в Палестине - в области Галиль (???????), в селении Н’цэрет (???????). Его отец Йосэп (??????) и мать Мирйам (???????) были людьми простого звания: Йосэп был

Из книги Фольклор в Ветхом завете автора Фрезер Джеймс Джордж

Приложение 2. Краткая источниковедческая справка (Библия. Внебиблейские источники) Библия. Заветы.Слово Библия произошло от греческого слова библ?а (??????), буквально означающего книги. В свою очередь слово?????? ведет свое начало от финикийского города Библ (ныне Джебель,

Из книги Конспект по истории Поместных Православных Церквей автора Заев профессор КДА протоиерей Василий

Из книги История Поместных Православных церквей автора Скурат Константин Ефимович

10. ЭЛЛАДСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Из книги Золотая ветвь автора Фрезер Джеймс Джордж

10.1.4. Элладская Православная Церковь в XX в. После Первой мировой войны началось движение со стороны греческого духовенства и епископата за достижение независимости от государственной власти. В Греческой Церкви всегда существовало сознание, что система управления, ей

Из книги Золотая ветвь автора Фрезер Джеймс Джордж

Глава VI. Элладская Православная Церковь Юрисдикция Элладской Православной Церкви распространяется на территорию Греции (Греческая Республика). Греция - государство на юге Балканского полуострова и прилегающих островах. На севере граничит с Албанией, Македонией и

Из книги Иисус. Человек, ставший богом автора Пагола Хосе Антонио

8. Элладская Православная Церковь в последние десятилетия: конфликт иерархии с правительством из–за «метафетона»; положение Церкви после военного переворота 1967 года; взгляд Патриарха Алексия I, митрополита Никодима и всего Священного Синода Русской Православной

Из книги Благотворное и очистительное цунами: Виноват ли Бог в стихийных бедствиях? автора Зисис Феодор

Из книги Люди Грузинской Церкви [Истории. Судьбы. Традиции] автора Лучанинов Владимир Ярославович

Из книги Люди Сербской Церкви [Истории. Судьбы. Традиции] автора Луганская Светлана Алексеевна

Из книги Церковное Право автора Цыпин Владислав Александрович

1. Краткая историческая справка об Иисусе Будет полезно коротко обозначить основные вехи личной истории Иисуса. Мы отметим лишь те события, которые, согласно большинству исследователей, обладают высокой исторической достоверностью. Безусловно, это ни в коем случае не

Из книги автора

Протоиерей Феодор Зисис. Краткая биографическая справка Протопресвитер Феодор Зисис - профессор пастырского отделения факультета богословия Фессалоникийского Аристотелевского Университета (ФАУ).Родился в 1941 году в местечке Панагия на острове Тасос (остров в

Из книги автора

Из книги автора

Сербская Православная Церковь: краткая справка Первое крещение сербов произошло при византийском императоре Ираклии (610–641). Дальнейшее распространение христианство получило среди сербов в IX веке, когда в 869 году по просьбе князя Мунтимира византийский император

Из книги автора

Элладская Церковь В Элладской Церкви высшая власть принадлежит: Святейшему Архиерейскому Синоду, Постоянному Синоду, Генеральной церковной ассамблее. Высшими исполнительными органами являются Центральный церковный совет и синодальная администрация. Возглавляет

Как известно, русские и греки – единоверные народы. Греция по праву считает себя наследницей Византии, от которой Русь приняла не только веру, но и книжность и культуру.

Казалось бы, православные традиции в Греции и в России должно практически совпадать. Но есть ряд особенностей, которые отличают греческое благочестие от русского.

2. Если вы оказались в Греции в августе, имейте в виду, что Успение Пресвятой Богородицы (Кимисис тис Феотоку или просто Декапендавгусто) – самый почитаемый здесь праздник. Недаром его еще называют «летняя Пасха». Он отмечается 15 августа (греки празднуют по Новому Календарю). Это праздник сугубо семейный – большие города пустеют – все стремятся вырваться к морю, на острова. Ваше путешествие на этот период лучше планировать заранее (трансферы, отели, паромы).

Остров Родос. Фото Milos Golubovic

3. На Успение празднуются все чудотворные и местночтимые иконы Богородицы. Да. В один день! Если вам повезет, вы попадете на крестный ход, который бывает 14 августа вечером (когда спадает жара). В Греции крестные ходы отчасти напоминают наши парады, поскольку сопровождаются одним или несколькими духовыми оркестрами, которые исполняют бравурные марши. При этом верующие ложатся на землю.

Икона Пресвятой Богородицы. Фото roberic

4. На Успение именины празднуют чуть ли не половина греков. Такие имена, как Мария , Мара, Мариос, а также Панайот или Панайота (от греч. «Панагия» - Пресвятая, т.е. Богородица) здесь очень популярны. Так что у вас нет шансов не встретить именинника. При встрече надо пожелать ему «Хроня полля!», то есть «Многая лета!».

5. Утреня в церкви служится отдельно от вечерни, что для нас, привыкших ко всенощным, непривычно.

Монастырь Агиа Лавра, город Калаврит. Фото Ava Babili

6. Греки причащаются, по возможности, в каждый воскресный день, но исповедуются несколько раз в году. Принимать исповедь может не каждый приходской священник. А только имеющий посвящение в сан духовника. Обычно это опытный клирик, который «гастролирует» по приходам епархии. Его расписание известно заранее и вывешено при входе в храм. К исповеди греки относятся очень серьезно.

Крит, Греция. Spyros Papaspyropoulos

7. Греки очень трепетно относятся к своей истории. Право, им есть чем гордиться! Поэтому не удивляйтесь, что батюшка может украсить вход в приходской дом статуей Аполлона или Афродиты.

8. К этому же «культу» истории можно отнести и огромную популярность древнегреческих имен. Не удивляйтесь, встретив на улице Аполлона, Эврипида, Ликурга или Артемиду. Этих имен нет в святцах, но греки нашли выход – все отмечают именины в день Всех Святых.

Крит, Греция. Фото Spyros Papaspyropoulos

9. Церкви в Греции открыты с утра до позднего вечера. Как правило, перед иконами подсвечников нет, как нет и свечных лавок. Свечи ставят в притворе, где есть вытяжка (особенно это актуально для древних церквей с фресками). Сколько монет вы опустите в свечной ящик, взяв свечи, – дело вашей совести. Нормальное пожертвование - 3-5 евро.

Часовня на острове Антипарос, Греция. Фото A_Peach

10. Как и в любой средиземноморской стране, в Греции свято соблюдают сиесту – обеденный отдых. С 13.00 и до 17.00, особенно в летнее время все умирает. Это важно знать, планируя посещение действующих монастырей. Не только колотить в двери, но даже звонить в это время неприлично. В пять или шесть вечера обычно начинается вечерня, и вам всегда будут рады.

Афины ночью. Фото faungg’s photos

Благодарим за подготовку материала православный фестиваль

Утром были в греческом храме. Вышли как положено, за полчаса до службы, которая по словам местных греков начинается в половине восьмого. Храм находится в самом центре небольшого поселка под названием Лепрокария (интересно, как это переводится?). Для того, что бы до него добраться необходимо преодолеть добрых три-четыре километра горок и спусков, красивых аллей, маленьких улочек, пересечь два шоссе и одну железнодорожную коллею. Когда гуляешь сам-это удовольствие, но когда рядом плетутся только что поднятые с теплых постелей два маленьких человечка, которые канючат и поминутно спрашивают: "Папа, скоро уже?", удовольствие несколько омрачается. Но это мелочи. Где точно находится храм мы не знали, а шли почти наугад, спрашивая у водителей изредка проезжавших авто нужное направление. Они здоровались, приветливо улыбались и показывали нам на пальцах дорогу. Каждый в свою сторону.
Сначала мы нашли храм под открытым небом на территории соседнего с нашим отеля. Какой-то парень сидел на скамеечке возле павильона с книжечкой в одной руке и помятой пачкой сигарет в другой. Он сказал нам, что это храм, но что тут служба только для жителей отеля, но они будут не против, если мы тоже поприсутствуем. Мы сначала даже решили остаться, но какое-то чувство подталкивало нас и мы решили таки идти в село искать местную церковь, тем более, что пока мы беседовали с молодым человеком, появилось еще несколько парней, которые стали ходить по алтарю, выходя и заходя через царские врата, попутно облакачиваясь на престол, от чего моя супруга пришла в трепет, сказав, что они тут все странные, и что нам лучше идти.
Идти так идти. Сначала все было весело, и за нами даже увязалась собачка, похожая на нашу, которая своим обрубленным хвостом как могла выражала радость от встречи с нами. Но мы не останавливались-ведь мы хотели успеть в храм к началу службы.
Шли мы долго, и даже начали немножко сомневаться-а туда ли мы идем. Я начал понемногу возмущаться излишним благочестием моей жены, в палатке ей, видите ли не так молится. В конце-концов, когда мы выбрались на высоченную гору, оказалось, что небольшая церквушка виднеется по другую сторону оврага. Что бы попасть туда, надо было опять спуститься, подняться, попутно перебравшись через каменистое русло засохшей реки.
Мы пошли обратно, надеясь успеть хоть к концу литургии в храме-палатке для отдыхающих. Но тут в дело вмешался Промысел Божий, проезжавший мимо мерседес остановился, из окна высунулся пожилой грек и сказал: "Церков? Туда!", показав рукой путь в совсем противоположную оврагу сторону. Мы пошли по его указке и вышли на большой храм посвященный святителю Николаю.
Внутри было очень красиво и... пусто. Точнее в алтаре у престола стоял одетый в подризник священник, а на клиросах было по два певчих. Почти все пространство храма было уставлено стасидиями, а людей не было почти никого. "И это в воскресный день!",-подумалось мне,-"вот тебе и православная Греция, где 98% православные". Я даже приуныл. Раз не они будут нам примером веры, то кто же, думал я. И тут, как будто в ответ на мои мрачные мысли (а молиться было трудно, потому что греческий для меня не совсем родной язык и пять шестых службы я не понимал), храм стал наполняться прихожанами. Сначала это были аккуратные старушки, все сплошь доброжелательные и улыбчивые. Потом мужчины, сначала пожилые, потом помоложе, а к началу Литургии стали подходить и совсем молодые с детьми. И храм наполнился. Наполнился так, что не то, что стасидий свободных не осталось, места свободного было не сыскать. Одна половина состояла из мужчин, другая из женщин. В течении всей службы никто не проронил ни слова, при том, что молящихся было под тысячу человек. Дети не плакали, никто не сновал со стороны в сторону, расставляя свечи на подсвечниках, как это принято у нас. Все то сидели, то вставали, в зависимости от периода службы и мне казалось, что все понимают, что происходит. "Отче наш" несмело пели дети, а потом вынесли большой чан, наполненный антидором. Дети выстроились в очередь и священник вышел причащать. Мужчины стали на свою сторону, женщины на свою. Причащались только дети и несколько пожилых дам. Мы хотели причаститься и нас без всяких вопросов допустили к Чаше.
Как только причащение завершилось, священник сказал отпуст и слева с и справа от него хлынула вежливая толпа, которой он раздавал антидор из чана. Один мужчина показывал пальцем на меня (точнее на мою грудь) и улыбаясь говорил: "Христос!", как бы поздравляя меня с причастием.
Что не говори, а христианство накладывает свой отпечаток на людей. Первое впечатление о Греции-это то, что тут люди счастливы и знают в чем дело. К христианству они относятся одновременно и просто и сложно, не делая из быта нечто священное, и одновременно пронизывая верой свою повседневную жизнь. Если бы тут все поголовно не курили, то впечатление было бы еще более приятным.
Пока так.

— страна победившего православия. Действительно, как еще можно назвать страну, где 98% населения единоверцы — ортодоксальные христиане, а православие — государственная религия, статус которой закреплен в Конституции страны? Единственная официально православная страна в мире, население которой никогда не отходило от веры, а наоборот, выстрадало свое право быть христианами. Современная Эллада — наследница христианских традиций Византийской империи. Элладская Православная Церковь (Ελληνική Ορθόδοξη Εκκλησία) — одна из самых многочисленных и влиятельных церквей среди своих единоверцев в мире.

Именно на территории Греции находится единственная в мире православная монашеская республика Афон. Святая гора известна как земной удел Пресвятой Богородицы. В монастырях Афона сохранилась в чистом виде православная вера, унаследованная от великой Византии.

История христианства на земле эллинов тесно связана с Первоверховным апостолом Павлом, который своей проповедью привел к вере многочисленных местных язычников. На острове Родос есть бухта, названная в честь апостола Павла, в которой по преданию высадился пламенный проповедник. Иоанн Богослов написал одно из самых важных и загадочных произведений — Апокалипсис (Откровение) на острове Патмос. Греки чтят и хранят память о своей православной истории.

Отношения между государством церковью и народом

В Греции церковь не только духовный институт, но и авторитетная государственная и общественная организация. Важные религиозные праздники в стране имеют статус , отмечаются грандиозно, с оркестрами, маршами, крестными ходами. Главным православным праздником, конечно же, является Светлое Христово Воскресение. отмечают в течение нескольких дней собираясь большими семьями за общим столом с традиционным . Таинство крещения, как правило, предваряет запись в свидетельстве о рождении, а брак без венчания не признается юридически.

Священники в Греции находятся на обеспечении у государства, получая зарплаты. Кроме своих прямых духовных обязанностей, каждый служитель церкви имеет и общественную нагрузку. Это могут быть как занятия с подрастающим поколением, так и благотворительная деятельность. В маленьких деревенских храмах после воскресной службы могут устраивать совместные с паствой посиделки с . Общение священнослужителей и прихожан тесное и доверительное — клирики пользуются глубоким уважением у греков.

Греческий православный храм

Греческий храм в архитектуре

В православной греческой архитектуре встречаются храмы, построенные в виде базилик — это вытянутые прямоугольные строения, пространство внутри которых разделено на нефы — продольные части интерьера. В переводе с греческого базили́ка (βασιλική) — это «дом базилевса» или другими словами «королевский дом». Изначально такой архитектурный тип использовался при строительстве административных зданий. Вытянутые продольно базилики вмещают большое количество народа и напоминают корабль, ассоциирующийся со спасением. Внутри храмов-базилик, как правило, встречается нечетное количество нефов. Друг от друга нефы отделяются колоннами с арочными перекрытиями. Зачастую центральный неф шире и выше. Продольные нефы упираются в апсиду (в переводе с древне-греческого ἁψίς, ἁψῖδος - это «свод»), которая представляет собой выступающий полукруглый или полусферический объем здания, примыкающий к основному. Внутри здания в апсиде размещается алтарь, ориентированный на восток.

Со временем, когда для проведения служб потребовалось увеличение пространства перед алтарем, к базилике был добавлен поперечный неф — трансепт, пересекающий под прямым углом центральный и остальные нефы. Поперечный неф заканчивался с обеих сторон апсидами, преобразуя горизонтальную проекцию храма в крест.

Позднее, в период с V по VIII век, в Византии появился другой тип архитектуры храмов — крестово-купольный. Это прямоугольное в горизонтальной проекции строение, пространство которого внутри разделяют четыре столба, размещенные таким образом, что получаются девять прямоугольных частей интерьера. Столбы крестообразно перекрыты между собой цилиндрическими сводами, а над самым центром вверху расположен полусферический купол.

Кровля храмов и полусферический купол, как правило выложены глиняной черепицей коричневого или терракотового цвета. Иногда перед входом в храм встречается галерея с арочными перекрытиями. Крест сверху часто простой, под цвет кровли, не металлический, может быть объемным — так, что в горизонтальной проекции это тоже крест. Колокольня — это или высокая башня рядом с храмом, или простенькое сооружение для крепления одного или нескольких колоколов.

Особенности греческого храма

При входе в храм иногда есть притвор. В нем, как правило, расположены иконы, подсвечники и памятные таблички. Церковных лавок в греческой церкви обычно нет. Свечи могут лежать в специальных местах, а рядом ящичек для пожертвований. В некоторых храмах можно встретить огромные свечи — в человеческий рост. Для них есть специальные места — их тоже можно ставить. На иконах часто можно увидеть гирлянды чеканных металлических пластинок с изображением частей человеческого тела. Это так греки просят о выздоровлении от определенных болезней.

Внутри всех греческих храмов есть места для сидения — стасидии (στασίδια - по-гречески «скамья»). Это специальное деревянное кресло с подлокотниками и откидным сидением. Они установлены рядами параллельно иконостасу и вдоль стен.

Очень часто встречается мозаика на окнах. Много в убранстве храмов резного дерева ручной работы. Стены, своды и купол обычно расписаны на темы библейских сюжетов. В каждом храме встречается герб Византии — двуглавый орел — он же является и гербом греческого православия. Флаг с двуглавым орлом на желтом фоне есть снаружи у каждого храма.

Поведение в греческом храме

Как правило храмы в городах открыты с утра до вечера. Прихожане во время службы могут сидеть (для этого есть ряды стасидий) и вставать во время важных моментов службы.

В греческий храм женщинам разрешается входить без головного убора и в брюках. Мужчинам, как обычно — без головного убора. В пляжной одежде или в шортах храм лучше не посещать. Фотографировать внутри церкви, если висит запрещающая табличка — нельзя. Если запрета нет — то лучше попросить разрешения у настоятеля. Поставить свечи можно взяв необходимое их количество в специальных углублениях для свечей и положив в ящичек для пожертвований сумму, которую вы готовы пожертвовать. Свечи ставят в круглые подсвечники с песком — прямо в песок. Прямоугольный свечной столик — канун — для поминовения усопших, т.е можно поставить свечи за упокой.

Богослужебные традиции

В Греции особо празднично и торжественно, как парады, проходят крестные ходы. Особенно на — главный христианский праздник. Процессия прихожан с зажженными свечами, с песнопениями … направляется по улицам к главной площади, на которой устраивают сожжение чучела Иуды и небо освещают многочисленные разноцветные фейерверки, а ночь наполняется многоголосием радостных поздравлений.

Православные праздники в Греции отмечают по новоюлианскому календарю, который совпадает с григорианским. Теперь все календарные церковные праздники греки отмечают в унисон с католиками, у которых тоже принят григорианский стиль календаря. Исключение составляют те праздники, которые не привязаны к календарю и исчисляются специально — Пасха, Троица, День Святого Духа — они совпадают с праздниками установленными Русской Православной Церковью, которая так и осталась верна юлианскому стилю летоисчисления.

Служба в греческом храме проходит менее торжественно, но благодаря особой атмосфере, создаваемой в том числе и проникновенным распевом, ощущение благоговейной сопричастности не покидает до окончания богослужения.

В греческих храмах можно услышать знаменитый византийский распев — стиль церковного пения дошедший до нас от христиан первых веков. Это монофония (т.е одноголосие), построенная по совершенно другим законам гармонии, чем известная нам музыка. Поют, в основном, мужские голоса.

Когда совершается Малый Вход священнослужитель останавливается в центре солеи с Евангелием, и все прихожане подходят по очереди чтобы приложиться. Чтение Евангелия в храмах Греции происходит лицом к пастве. После литургии священник сам раздает всем прихожанам освященный хлеб.

У греков таинство исповеди не является обязательным перед причастием. Исповедуются греки тогда, когда почувствуют в этом необходимость. Частота исповеди у прихожан колеблется около 3 раз в год. Очередей на исповедь поэтому в храмах не видно. Исповедовать имеет право не каждый священник, а только иеромонахи, получившие благословение.

Особенности богослужебных облачений

Наперсный крест не часто можно увидеть на священнике в Греции. Крест надевают только для службы с архиереем, или те священники, которые его ношение заслужили, как награду. У греческих священников богослужебная одежда фелонь (риза) не имеет шейного возвышения и сшита из тонкой ткани. Головной убор греческих священнослужителей — камилавка (кαμιλαύκα в переводе с греческого «верблюд») представляет из себя цилиндр с небольшими скругленными полями вверху и является обязательным элементом одежды священника. Камилавка бывает только черного цвета. Другой же головной убор — скуфия (σκούφια — по-гречески «шапка») — круглая мягкая черная шапочка теперь в Греции почти не используется, уступив место камилавке.

Иерархия Элладской Православной Церкви

В Элладской Церкви духовная иерархическая цепочка отличается от привычной в РПЦ и выглядит вот так:

Патриарх — архиепископ — митрополит — епископ.

Архиепископ Афинский и всей Эллады (Αρχιεπίσκοπος Αθηνών και πάσης Ελλάδος) является главой Священного Синода. Избирается исходя из положений Уставной хартии Греческой Церкви 1977 года Священным Синодом. В число кандидатов на избрание входят все действующие греческие митрополиты — епархиальные архиереи. По истечении пяти дней после избрания президент Греции должен издать указ о его признании, и затем совершается чин возведения на кафедру — интронизация.

Священный Синод Иерархов (Ιερά Σύνοδο της Ιεραρχίας) — считается высшей властью в Элладской Церкви. В Священный Синод входят все епархиальные архиереи, имеющие сан митрополитов и назначенные правительством республики. Для вопросов, связанных с общецерковным управлением повседневного характера был специально создан Постоянный Священный Синод (Διαρκής Ιερά Σύνοδος), в который входит Архиепископ и двенадцать митрополитов.

Элладская Православная Церковь включает в себя: 81 епархию, причем 30 из них относятся к юрисдикции Константинопольского Патриархата номинально. Епархии острова Крит, архипелага Додеканес и монашеская республика Афон прямо относятся к юрисдикции Константинопольского Патриарха, поэтому частью Элладской Церкви не считаются.

Греческие храмы. Фото

Паникадила