Электромагнитная блокировка дифференциала. «Газель» с блокировкой eaton: ни минуты простоя Блокируемый задний дифференциал марки eaton

Мотор визжит, колесо разбрызгивает снег и грязь, машина засела и ни с места. Легковушку можно подтолкнуть, а как быть с грузовичком? Выручит тягач или лебедка. Инженеры ГАЗа предложили иной вариант: заблокировать ведущий мост. Обратились к опытному производителю этих устройств - американской компании «Итон», установили ее изделие в корпус главной передачи. Проверили функциональность, прочность, ресурс - и одобрили для конвейера.

ГАЗ оснастил блокировками «Итон» всю линейку своих машин: для заднеприводных - опция, для 4×4 - базовая комплектация.

Конструкция блокировки ELocker проста и изящна.

Устройство блокируемого дифференциала ELocker:

1 - пружина,

2 - шестерня полуоси с блокирующим венцом,

3 - ось сателлитов,

4 - шайба сателлита,

5 - толкатель блокирующей муфты,

6 - корпус дифференциала правый,

7 - поворотная пластина,

8 - упорный подшипник,

9 - шайба,

10 - стопорное кольцо,

11 - электромагнит,

12 - шестерня полуоси,

13 - сателлит,

14 - подвижная блокирующая муфта,

15 - шайба шестерни полуоси,

16 - корпус дифференциала левый.

Электромагнит смещает зубчатую муфту, скользящую по шлицам в корпусе дифференциала, она надвигается на шестерню полуоси. Всё, дифференциал заблокирован, теперь между колесами неразрывный вал. Можешь смело газовать. Выберешься из любой ловушки, если грязь, конечно, не до края окна.

«Итон», как большой мастер своего дела, основательно подошел к проекту. Собрал механизм из проверенных деталей, применяемых на большинстве машин американского рынка. Но конструкция оригинальная, иная, чем, например, для «Форда» или моделей GM. По требованию ГАЗа «Итон» поставил четыре шестерни сателлитов, так, как это исполнено на родной «Газели», чтобы можно было передавать большой крутящий момент. ELocker отлично вписался в заводской мост, просто монтируется и требует минимума доработок - одно отверстие в корпусе редуктора для проводов.

У ГАЗа есть и свои удачные решения по блокированию осей, но предпочтение отдали американскому ELocker: проще, дешевле, надежнее и, в конце концов, лучше. От первой встречи до первого конвейерного автомобиля прошло чуть больше года. По современным меркам хороший результат.

СКОЛЬЗКАЯ ТЕМА

На полигоне заводчане не стремились создать тепличные условия для тестирования своих машин. Всё как в жизни: и асфальт с ледяным катком, и глубокая колея в огромной грязной луже, и заснеженный проселок с глубоким снегом. Пробуйте!

Ясное дело, если остановиться на подъеме одним колесом на асфальте, другим - на скользком булыжнике с корочкой льда, то со свободным дифференциалом не тронуться. Но стоило нажать кнопку блокировки, машина рванула с места, словно летом на разогретом шоссе.

В грязной колее я даже нарочно старался посадить ее поглубже. Казалось, не выбраться, придется звать коллег. Но нет, с блокировкой фургон поелозил немного из стороны в сторону, четыре колеса нашли зацеп и уверенно вытолкали машину на дорогу. Отменная опция - блокировка.

А теперь главное. Стоит такая штуковина всего 12 тыс. руб.! Захотел поставить ELocker на старенькую машину - пожалуйста, за небольшие деньги на любом сервисе ГАЗа. Самостоятельно установить не выйдет: по соглашению с заводом дилерские центры не продадут блокировку без монтажа. Наверное, это оправданно. Так проще контролировать качество сборки.

Если бы мне прямо сейчас нужна была «газелька», доплатил бы за «полный привод», не раздумывая. Лучше плохо ехать, чем хорошо толкать.

«ИТОНУ» БОЛЬШЕ 100 ЛЕТ

Американская промышленная корпорация Eaton входит в сотню самых успешных инновационных компаний мира. В 2011 году доход составил 16 млрд. долл., прибыль - 1,35 млрд. Штаб-квартира находится в Кливленде (штат Огайо, США). Биржевой символ на Нью-йоркской фондовой бирже: ETN. Представительства в 150 странах мира, 74 тыс. штатных сотрудников.

У компании несколько направлений: электротехника, гидравлика, компоненты для авиации и космических аппаратов, узлы и агрегаты для автомобилей. В последней части «Итон» гордится механическими и автоматическими коробками передач, сцеплениями, трансмиссиями для гибридных авто и компрессорами наддува (механические нагнетатели - суперчарджеры) и многочисленными конструкциями блокировок мостов и осей.

Джозеф Итон основал компанию в 1911 году, вложив в производство диковинных для того времени ведущих мостов с зубчатым, а не цепным приводом сумасшедшие деньги - 45 тыс. долл. Его продукцию с удовольствием стали приобретать почти все автостроительные компании США. На итоновском мосту катался знаменитый «Форд-Т».

Ныне детали и узлы «Итон» используют все мировые гранды автопрома. В этот ряд встала «Группа ГАЗ».

На УАЗ Патриот 2017 модельного года Завод предусмотрел возможность установки задней межколесной блокировки Eaton. Это электрически блокируемый дифференциал ELocker. Точно такие же дифференциалы уже устанавливаются на ГАЗели и Соболя (с 2012 года).

Дифференциал с электрической блокировкой EATON включается принудительно, кнопкой расположенной под шайбой" включения раздаточной коробки.

Рекомендуется включать блокировку при скорости автомобиля не выше 5 км/ч. При пробуксовке одного из ведущих колес дифференциал позволяет заблокировать ось на 100%. Выключение дифференциала возможно ручное или автоматическое.
Автоматически межколесный дифференциал с электрической блокировкой EATON отключается при скорости 30 км/ч., эта функция запрограммирована в блоке управления двигателем.

Комплекты поставки дифференциала с электроблокировкой EATON для УАЗ

Дифференциал с электрической блокировкой EATON для УАЗ, под стандартные полуоси и ШРУСы. Артикул 3163-00-2403011 .

Дифференциал с электрической блокировкой EATON для УАЗ Патриот выпуска после 2016 года с модулем управления раздаточной коробки, под стандартные полуоси и ШРУСы. Артикул 3163-00-2403011-10 .

Дифференциал с электрической блокировкой EATON для УАЗ с ведущими мостами Спайсер, с комплектом подключения под стандартные полуоси и ШРУСы. Артикул 3163-00-2403011-20 .

Устройство межколесного дифференциала с электроблокировкой EATON

Нажимая кнопку блокировки дифференциала, водитель подает ток на электромагнит , который жестко, при помощи скобы, зафиксирован в картере заднего моста. Магнитное поле притягивает к неподвижному электромагниту кольцо с профилированными канавками (поворотная пластина), которая вращается вместе с корпусом дифференциала.
Кольцо «притормаживается» и при помощи своих профилированных канавок сдвигает толкатели вместе с муфтой включения блокировки, которая своими наружными зубьями связана с корпусом дифференциала. Сдвинувшись, муфта входит внутренними вырезами в зацепление с шестерней полуоси . Блокировка включилась!

При снятии напряжения с электромагнита поворотная пластина освобождается, толкатели перестают воздействовать на муфту, и возвратная пружина выводит муфту из зацепления с шестерней полуоси.


Завод ГАЗ планирует устанавливаеть ELocker™ (ИЛОКЕР) на новых ГАЗелях:

  • 4х2 - в качестве дополной опции, в т.ч. на ГАЗель NEXT, стоимость такой опции составит 12.000 рублей.
  • 4x4 – блокиратор ELocker™ (ИЛОКЕР) будет входить в базовую комплектацию, и устанавливаться только на задний мост.
  • Возможность установки ELocker™ (ИЛОКЕР) на ранее выпущенные автомобили прорабатывается. Информация о цене, технологии установки и комплектации будет предоставлена позднее.

Выбор в качестве поставщика ГАЗ компании Eaton закономерен. Компания Eaton oснована в 1911 г. Дж. O. Итоном (J.O. Eaton), ее штаб-квартира расположена в г. Кливленд, штат Огайо, США. Производственные мощности базируются в центрах инноваций в США, Китае и Индии. Продукция компании Eaton поставляется в более чем 150 стран, на которые приходится 55% продаж, остальной объем идет на рынок США. В 2011 году продажи компании Eaton составили 16.0 млрд долларов США. В подразделениях компании Eaton по всему миру работает 74 000 сотрудников (до недавнего приобретения Cooper).

Eaton производит дифференциалы с 1963 г. и является крупнейшим поставщиком дифференциалов в Северной Америке и Корее. При изготовлении дифференциалов Eaton применяется чистовая ковка высокой точности, а конструкция заслужила репутацию самой надежной в отрасли.

Установленный на ГАЗели блокируемый дифференциал eaton ELocker™ (ИЛОКЕР) функционирует следующим образом:


Так выглядит схема сборки ELocker™ (ИЛОКЕР)

Рассмотрим принцип действия блокируемого дифференциала заднего моста ELocker™ (ИЛОКЕР). В упрощенном виде его работу можно описать следующим образом:

  • Блокировка осуществляется с помощью электропривода.
  • Когда электромагнит активируется, толкатели скользят по канавкам в профилированной шайбе, толкая блокировочное кольцо, вводя его в зацепление с внутренними шлицами на полуосевой шестерне.
  • Это блокирует ось и направляет крутящий момент на ведущие колеса с распределением 50/50

30 октября 2012 года на Автополигоне НАМИ в г. Дмитров «Группа ГАЗ» и многоотраслевая промышленная корпорация Eaton провели пресс-конференцию и тест-драйв автомобилей ГАЗель-Бизнес и Соболь-Бизнес , оснащенных дифференциалом ELockerTM компании Eaton.

В работе пресс-конференции приняли:

* Вадим Сорокин, директор дивизиона "Лёгкие коммерческие и легковые автомобили «Группы ГАЗ»

* Павел Середа, директор по развитию дивизиона «Лёгкие коммерческие и легковые автомобили» «Группы ГАЗ»

* Томас Фриц, директор по продажам Автотранспортного подразделения Eaton в регионе ЕМЕА

* Игорь Ануфриев, генеральный директор Eaton в России

В ходе пресс-конференции ее участники подробно рассказали об особенностях устройства новой блокировки, ее монтажа на автомобили ГАЗель и Соболь, а также об особенностях эксплуатации машин, оснащенных блокировкой Eaton.

Немного теории

Межколесный дифференциал - устройство, которое делит подводимый карданным валом крутящий момент между двумя полуосями левого и правого колеса. При этом суммарная скорость вращения полуосей остается постоянной. Это значит, что если одно из колес вращается быстрее, другое вращается медленнее. Создавался дифференциал для того, чтобы компенсировать разность расстояний, проходимых внутренним и внешним колесами одной оси при повороте машины. В принципе, можно обойтись и без него. Но тогда внутреннее колесо в повороте будет проходить меньшее расстояние, чем внешнее, а так как скорость их вращения останется одинаковой, внутреннее колесо будет «проскальзывать». Ничего хорошего в этом нет: во-первых, машина будет постоянно стараться «распрямить» траекторию, а во-вторых, износ покрышки внутреннего колеса будет повышенным. Поэтому и не выпускаются уже более ста лет автомобили без дифференциала.
Однако наличие дифференциала играет злую шутку при движении машины по скользкой или грязной дороге. Если одно из колес попадает на скользкий участок и начинает пробуксовывать, а следовательно вращаться быстрее, колесо противоположное замедляет свое вращение, вплоть до полной остановки. Соответственно, остановится и автомобиль. А проще говоря — застрянет. Как с этим бороться?

Как работает блокировка ELocker Eaton

Для того, чтобы автомобиль не терял способности двигаться на скользкой дороге, существует блокировка дифференциала. В нужный момент полуоси ведущего моста замыкаются, и колеса начинают вращаться с одинаковой скоростью.

Внедорожник из обычного автомобиля такая опция, конечно, не сделает, однако вероятность потерять ход на плохой дороге снизит практически до нуля.

Блокировка бывает как автоматической, так и включаемой вручную. Специалисты Eaton и ГАЗ пришли к выводу, что для установки на ГАЗели и Соболи более подходит ручной вариант блокировки с электроуправлением. Он и эффективен, и цену автомобиля не «задирает». Как работает блокировка ELocker ?

При нажатии расположенной на приборной панели кнопки, электромагниты активируют кулачковый механизм; он стопорит боковую шестерню дифференциала , и в результате происходит полная блокировка оси. Крутящий момент от двигателя теперь передается не на колесо с меньшим коэффициентом сцепления с поверхностью дороги, ана оба, и машина преодолевает тяжелый участок, «цепляясь» одним колесом. Как только скорость движения машины достигает 30 км/ч, блокировка автоматически выключается, поэтому «спалить» ее по причине забывчивости невозможно. Кстати, на вопрос о сроке службыблокировки, представители завода ответили, что он не должен быть меньше срока службы моста, на котором установлен.

Как установить Elocker и сколько это стоит

Установить Elocker на автомобиль не просто, а очень просто. Нужно только разобрать задний мост, установить в него собственно Elocker , сделать отверстие в картере моста для вывода электропроводки и подключить ее к бортовой электросистеме автомобиля. Да, и еще нужно установить на приборной панели кнопку управления. Вот как выглядит комплект Elocker , извлеченный из коробки:

А вот так выглядит мост с установленным El о cker:

Однако, несмотря на относительную простоту монтажа, в открытую продажу блокировка не поступит - его установка будет осуществляться только на заводе ГАЗ либо в сервис-центрах дилерской сети. При этом блокировка Elocker будет доступна как для покупателей новых автомобилей, так и для тех, кто захочет дооснастить уже имеющуюся у него машину. Цена и для тех, и для других, будет в пределах 12 000 рублей.

Специалисты ГАЗ считают, что новая опция в первую очередь заинтересует тех, кто эксплуатирует машины в местностях со сложными участками дорог. В первое время блокировка будет устанавливаться на заднеприводных машинах ГАЗель и Соболь в качестве опции, а на их полноприводных модификациях войдет в базовую комплектацию. Первые поставки автомобилей начнутся в декабре 2012 года, их продажи по всей дилерской сети стартуют в январе-феврале 2013 года, а поставка в дилерскую сеть комплектов для установки на уже эксплуатируемые автомобили начнутся не позднее первого квартала 2013 года. Поставляться на ГАЗ Elocker будет с завода Eaton в Мексике. В следующем году планируется оснастить им до 30 000 автомобилей, но обе компании готовы ответить на повышенный спрос. Eaton называет возможной цифру объема поставок ELocker в 50 000 штук в год.

Тест-драйв

«Базальтовая плитка» имитирует дорогу, покрытую ледяной коркой. ГАЗель уверенно заезжает на нее правым боком

и замирает — правое колесо бешено крутится, а левое стоит намертво…

Выбраться из этой ловушки помогает включение блокировки дифференциала

«Ролики» . Под правыми колесами - крутящиеся ролики, имитирующие укатанный лед.

Сюда даже заехать не получается — колесо сразу начинает буксовать.

А вот «застопорив» дифференциал, удается и заехать, и съехать.

Присыпанные с ночи снегом, а днем подтаявшие дороги на подъемах, с включенной блокировкой машина проходила намного увереннее.

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги...

Уважаемые читатели! В начале ноября 2013 года от коллег-журналистов я получил следующую информацию. Комплекты для дооборудования ГАЗелей и Соболей блокировкой Eaton наконец-то начали появляться в дилерских центрах ГАЗ. Казалось бы, можно порадоваться? Однако не тут-то было. Завод не смог (или не захотел?) уложиться в объявленную годом раньше цену. Стоимость установки на машины после 2012 года выпуска составляет 26,000, на машины до 2012 года — 35,000 рублей. Таким образом, за 12,000 можно заказать блокировку только при покупке нового автомобиля.

Текст: Леонид Кузнецов

Фото: Леонид Кузнецов и Eaton

Все права защищены ©

Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник

Фотографии, отмеченные логотипом сайт, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.