Что такое грузооборот? Как определяется для разных видов транспорта. Что такое грузооборот Что такое грузооборот

Объём грузоперевозок Q (т) – это количество груза в тоннах, которое планируют перевезти или уже перевезено.

Грузооборот Р (т-км) – это транспортная работа в тонно-километрах, которая запланирована или затрачена на выполнение перевозок.

Грузопоток (т/ед. вр.) – это количество тонн груза, перевозимое в прямом Q пр. и обратном Q обр. направлениях за единицу времени (час, рабочая смена, сутки, месяц, год и т.д.).

Прямым направлением условно называют направление грузопотоков, имеющих большую величину. Взаимосвязь показателей Р и Q может быть представлена следующими выражениями:

Q = Q пр. + Q обр. и Р = Q×lQ , где

lQ – это среднее расстояние перевозки грузов, км.

Объём перевозок, грузооборот и грузопотоки характеризуются величиной,структурой, временем их освоения и коэффициентами неравномерности .

1) Структура определяется наименованием и классом грузов. Структура грузопотока бывает:

отраслевой (принадлежность к какой-либо отрасли: пищевая, нефтегазовая, сельское хозяйство и т.д);

групповой (относятся к определённой группе товаров: продовольственные товары, строительные грузы и т.д.);

по роду груза (распределение грузов по свойствам только им присущим: зерновые культуры, молочные продукты, железо-бетонные изделия).

2) Время освоения включает дату начала, окончания перевозки и её темпы. Перевозки бывают постоянные, временные и сезонные.
3) Коэффициент неравномерности объёма перевозок определяется следующим образом: = Qmax / Q ср.

4) Коэффициент неравномерности грузооборота определяется следующим образом: = Рmax / Р ср.

Неравномерность объёма перевозок и особенно грузооборота затрудняет ритмичную работу подвижного состава. Автотранспортные предприятия должны по возможности выравнивать эту неравномерность путём досрочного завоза грузов, повышения производительности труда погрузочно-разгрузочных работ, разработки оптимальных графиков и маршрутов перевозок и других организационных предприятий. Необходимо также приспосабливать режим работы подвижного состава к колебаниям величин Р и Q за счёт изменения времени работы автомобилей на линии, технического обслуживания и ремонта в периоды спада объёма перевозок, переноса отпусков и т.д.

Значения объёма перевозок и грузооборота зависят от размеров производства и потребления, расстояний перевозок и схем доставки грузов. Многие грузы не всегда следуют от места производства непосредственно к месту потребления, что приводит к повторности перевозки одних и тех же грузов. Повторность перевозки связана с родом груза, целевым его назначением, зависит от системы снабжения, размещения складов и обслуживаемых потребителей, системы планирования перевозок.



Наиболее часто повторные перевозки бывают при доставке промышленных и продовольственных товаров в торговую сеть, когда их предварительно завозят на склады или базы для сортировки, фасовки и распределения по магазинам. Снижение повторности перевозок может быть достигнуто за счёт рациональных схем доставки грузов. Во время обследования выявляют суточный, месячный и годовой объём перевозок и грузооборот, направления и расстояния перевозок, структуру грузопотоков и грузооборота.

Задача 4.1

Междугородные централизованные перевозки грузов осуществляются по маршруту БД общей протяжённостью 295 км. Участок БВ протяжённостью 140км; участок ВГ протяженностью 90км; участок ГД протяжённостью 65 км. Объём в тоннах, состав и направление грузопотоков представлены в таблице 4.1. Рассчитать грузооборот и грузопотоки и построить эпюры грузопотоков.

L б-в = 140км, Lв-г = 90км, L г-д = 65км, L б-д = 295км

Грузооборот Р = Q×lQ (т-км)

Прямое направление Обратное направление

Qб-в = 17600 т Qд-г = 8300т

Qв-г = 26700 т Qг-в = 11900т

Qг-д = 25000т Qв-б = 12400т

Qобщ. = 35600т Qобщ. = 25700т

Рб-в = 2464000т-км Рд-т = 539500т-км

Рв-г = 2403000т-км Р г-в = 1071000 т-км

Рг-д = 1625000т-км Рв-б = 17360000т-км

Задача 4.2

На основании данных, приведённых в таблицах, рассчитать грузооборот, грузопотоки, коэффициент неравномерности грузооборота, коэффициент неравномерности грузопотока , построить эпюры грузопотоков и структуру грузов.

Задание 1

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 2

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 3

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 4

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 5

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 6

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 7

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 8

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 9

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 10

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 11

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 12

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 13

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

В литературе по грузовым перевозкам довольно часто встречается такое понятие, как «грузооборот».

Совсем нелишним будет знать, что представляет собой этот термин и в чем он измеряется.

Грузооборот – это общий объем перевезенных грузов (экономический показатель работы транспорта) по определенному объекту (транспортное средство, отрасль, предприятие, государство).

Грузооборот измеряется в тонно-километрах, но зачастую используют показатель суммарного тоннажа перевезенного груза. В масштабах страны или отдельного района для измерения объем перевозок используют сразу обе единицы измерения. Для оценки работоспособности транспортного средства или определенного предприятия используют только суммарный вес груза в тоннах.

В мировом масштабе с помощью грузооборота оцениваются торговые отношения между государствами, а в транспортной отрасли показатель грузооборота определяет пропускную способность отдельных объектов. Увеличение международного оборота грузов означает развитие экономики и торговли. Экономический кризис приводит к снижению объемов перевозимых грузов. Неустойчивость грузооборота между районами или областями указывает на сложности в транспортной системе, в работе фирм, а также на слабые межрегиональные экономические связи.
Показатель грузооборота используют в статистике и планировании для того, чтобы измерить эффективность труда на транспорте.

Грузооборот разных видов транспорта

Чтобы оценить грузооборот конкретного вида транспорта, общий показатель соотносят с показателем в определенной транспортной сфере.


Железнодорожный транспорт.

Достаточно экономный и распространенный вид транспорта. По сети железнодорожных путей в Российской Федерации транспортируется 4/5 всего грузооборота государства. Постоянное развитие и расширение сети путей сообщения дает возможность повышать объемы транспортируемых грузов. Общая оценка грузооборота по стране позволяет резюмировать, что величина расходов на перевозку напрямую зависит от ширины сети железных дорог.

Водный транспорт.

Достаточно выгодный вариант перевозки груза, единственным и главным условием которого является наличие водных путей. Перевозка речным транспортом возможна только летом, так как зимой реки замерзают. В теплое время года по водным путям доставляется 10-15% всего грузооборота страны.

Грузоперевозки по морю

– зачастую международные доставки, на долю которых приходиться от 4% до 7%. Водный транспорт - достаточно экономичный вариант, но его доступность ограничена природными условиями.

Трубопроводный транспорт.

В основном его используют для транспортировки жидких грузов и летучих смесей. По средствам трубопровода передается нефтегазовые производные, аммиак и прочие химические вещества. Львиную долю экспортных поставок нефти и газа в Российской федерации производится по трубопроводу. Прокладка новых трубопроводных трасс определяет увеличение грузооборота в этой отрасли.

Автомобильный транспорт.

Этот способ транспортировки целиком и полностью зависит от наличия автомобильных дорог и их качества. В основном автопоставки носят локальное значение, то есть груз доставляется с одного предприятия на другое, с порта на предприятие и т. д. Перевозка автотранспортом не требует дополнительных погрузочно-разгрузочных работ, которые снижают прибыль, и потому рентабельнее. Автотранспортом груз доставляется к месту назначения без лишних затрат и задержек. Маневренность и многообразие автомобильного транспорта подчеркивает его необходимость для доставок большие расстояния любых объемов грузов.

Воздушный транспорт.

Среди всех видов перевозок он самый дорогой. Главное преимущество – это скорость доставки груза туда, где отсутствуют транспортные сообщения. А таких мест на территории РФ достаточно, что делает грузооборот авиаперевозок достаточно высоким.

Суммарная оценка грузоперевозок по каждому виду транспорта дает возможность определить насколько развита отрасль и ее потребность в обновлении и постройке новых линий сообщения. Еще общая оценка дает возможность выявлять уровень значимости определенной сферы во всем грузообороте.

Для определения эффективности любого предприятия, экономической отрасли, потребуется посчитать множество показателей. Один из них грузооборот.

Что такое грузооборот? А это количество перевезенного груза на отдельном виде транспорта или на конкретном предприятии. Показатель может рассчитываться в рамках одной отрасли или государства.

Единица измерения

Основная единица измерения грузоперевозок - это тонно-километры. Суммарный тоннаж выполненных перевозок может определяться просто в тоннах. Для определения грузоперевозок в рамках страны или отдельного района применяются обе единицы. Такой показатель отражает развитие страны или отдельной отрасли, административной единицы.

Если же показатель определяется для отдельной транспортной единицы или узла, то рассчитывается только суммарный вес в тоннах или килограммах, для более мелких партий.

Масса транспортируемого газа определяется в кубических метрах с последующим перерасчетом на тонны.

Объем груза определяется по формуле - количество груза за определенный промежуток времени. Этот показатель отражает эффективность отдельно взятого транспорта или пропускного пункта.

Виды

Что такое грузооборот и его виды? Рассмотрим этот момент. Виды грузооборота разделяют по видам транспорта. Показатель «раскрывает» возможности определенной транспортной отрасли.

Железнодорожный грузооборот . Самый доступный и распространенный вид транспорта в большинстве стран - железнодорожный. Несмотря на экономический спад, даже в нашей стране продолжается прокладка железнодорожных путей. Именно на железнодорожный транспорт приходится 4/5 всех перевозок нашей страны.

Водный грузооборот. Водный транспорт самый дешевый в любой стране, но производить перевозки этим транспортом можно только при наличии речек и морей. Речная навигация в большинстве стран возможна только в летний период, тем более, если речь идет о нашей стране. Поэтому в России перевозится лишь 15% всех грузов, а речным около 7%.

Виды грузооборотов включают автомобильный транспорт. Несмотря на дороговизну, именно эти перевозки обеспечивают сообщение между предприятиями внутри страны, позволяют обеспечить доставку в труднодоступные регионы. По сравнению с ж/д груз автомобилем намного быстрее.

Воздушные грузоперевозки. Пожалуй, это самый дорогой вид транспорта, поэтому используется только при крайней необходимости. позволяет доставить груз в те места, где нет железнодорожных и автотранспортных веток. Для РФ авиагрузооборот значительный, так как территория страны огромная, с наличием труднодоступных регионов.

Трубопроводный грузооборот . Это вид транспорта применим исключительно для газообразных и жидких грузов. Традиционно это газ и нефть, также по трубам могут транспортироваться химические вещества, аммиак. Прирост грузооборота таким видом транспорта определяется исключительно монтажом новых веток.

Портовый грузооборот

Что такое грузооборот для порта? Этот показатель отображает количество груза, проходящего через конкретный порт за определенный промежуток времени.

Грузооборот - это основной показатель, отображающий технико-экономическое значение инфраструктуры порта. Полученные данные используются для проведения анализа и дальнейшего планирования производственной деятельности.

По структуре грузооборот характеризуют:

  • по роду груза;
  • по направлению (импортные и экспортные операции);
  • по виду плавания (малый и большой каботаж, заграничные перевозки);
  • сезонные показатели;
  • равномерность поступления и отгрузки грузов за определенный промежуток времени.

В отличие от грузопереработки, грузооборот выражается всегда в тоннах. При учитывается только один раз, по факту завершения производственного процесса в порту. Грузопереработка включает в себя весь объем перегрузочных работ и может выражаться не только в тоннах, но и в тонно-операциях. В расчет берутся абсолютно все перегрузочные работы, даже не связанные с морским грузооборотом, к примеру, хранение и перегрузка товара из порта не морским транспортом. Поэтому именно этот показатель отображает полную картину производственного процесса в порту.

Что такое грузооборот и что в него не включается? При определении показателя, в расчет не берутся грузы, подлежащие дальнейшей отправке автомобильным или другим транспортом, и те, которые прибыли в порт ж/д или автотранспортом.

Последние статистические данные морских портов

В целом, за период с января по июль 2017 года, грузооборот России в морских портах увеличился на 10,5%, если сравнивать с тем же периодом за предыдущий год.

Ситуация по регионам:

Грузооборот порта в основном формируется за счет грузов, доставка которых не ограничена по времени. В зависимости от расстояния до конечного пункта назначения, доставка по воде в среднем длится 30-40 суток, при условии, что за это время не будет ураганов и шторма. В то же время, морской транспорт - это возможность перевозить практически любые товары, а выход к морю имеют 120 стран. Помимо этого, в сфере международных морских перевозок действуют единые стандарты и единое правое поле.

Виды транспорта

Внутри предприятия должно быть обеспечено перемещение грузов между цехами, участками и рабочими местами. Для выполнения этих функций предназначен внутренний транспорт, который включает:

1. Межцеховой транспорт, который выполняет следующие функции:

доставка сырья материалов и комплектующих со складов в цехи;

перемещение заготовок, деталей и сборочных единиц из цеха в цех по ходу технологического процесса;

вывоз готовых изделий из цехов на склады готовой продукции;

перевозка разнообразных грузов: отходов, рабочего и отработанного инструмента, агрегатов в ремонт и из ремонта, запасных частей, порожней тары, топлива и горюче-смазочных материалов - между основными, вспомогательными цехами и обслуживающими хозяйствами предприятия;

2. Внутрицеховой транспорт, который, в свою очередь, подразделяется на

межучастковый (транспортировка заготовок, деталей, сборочных единиц и готовых изделий внутри каждого цеха с участка на участок в процессе изготовления и сборки),

внутриучастковый (или межоперационный, осуществление транспортировки заготовок, деталей, сборочных единиц и готовых изделий внутри каждого участка между рабочими местами).

На предприятиях может применяться разнообразный парк средств транспорта.

По видам транспорта различают:

рельсовый (железнодорожный узкоколейный);

безрельсовый (автотранспорт, электротранспорт);

водный (морской, речной);

трубопроводный (трубопроводный пневмотранспорт, гравитационные продуктопроводы, нефтепроводы и др.);

специальный (технологический) транспорт;

подъемно-транспортные средства (конвейеры, краны, погрузчики, лифты и т.п.).

По способу действия различают:

транспорт прерывного действия (например, электропогрузчики);

транспорт непрерывного действия (например, конвейеры).

По направлению перемещения грузов различают транспорт:

горизонтальный;

вертикальный (лифты, подъемники);

горизонтально-вертикальный (мостовые краны, кран-балки, электропогрузчики);

наклонный (наклонные канатные и монорельсовые дороги, конвейеры).

Определение грузооборота и грузопотоков

Для эффективного планирования потребности ТС определяются грузооборот предприятия и грузопотоки.

Грузооборот (см рис. 2) представляет собой количество грузов (в тоннах), перемещаемых на предприятии за определенный период времени (сутки, месяц, квартал, год). Грузооборот определяется на основе транспортных таблиц, учитывающих поступление и отправку грузов по каждому пункту. В каждой клетке такой таблицы указывается наименование и количество груза, соответственно поступившего в данный пункт (если это позиция-потребитель) или отправленного из него (если это позиция-поставщик). Грузооборот равен сумме грузопотоков.

Грузопоток - (Рис.3) это количество грузов, перемещаемых в определенном направлении между отдельными пунктами погрузки и выгрузки в пределах предприятия за тот же период, что и грузооборот. Данные таблиц грузооборота принимаются за основу при разработке схем грузопотоков. Схема грузопотоков в графическом виде отображает направление движения грузов по отдельным пунктам обслуживаемой территории. Схема грузопотоков составляется на плане территории, вычерченном в определенном масштабе, с указанием транспортных путей. Направление грузопотоков указывается стрелками, объем перевозимых грузов проставляется цифрами над линиями. Схема грузопотоков упрощает анализ транспортной сети и размещения объектов с точки зрения их рациональной организации в пространстве.

Используя схему грузопотоков, можно достаточно быстро выявить и устранить излишние пересечения, возвратные и встречные маршруты, сократить путь движения отдельных грузов, проверить соответствие "грузонапряженности" отдельных транспортных путей их пропускной способности. В соответствии со схемой грузопотоков устанавливаются схемы маршрутизации перевозок между отдельными пунктами на территории обслуживания.

Грузопотоки рассчитываются на основании:

видов перемещаемых грузов;

пунктов отправления и доставки;

расстояний между пунктами;

объемов перемещаемых грузов;

частоты и регулярности перевозок.

Расчеты по грузообороту и грузопотокам предприятия и его цехов оформляются в виде шахматной ведомости (рис2). В ней показаны все перемещения грузов, осуществляемые на заводе, что позволяет определить внешний грузооборот и соответствующие внешние грузопотоки прибытия и отправления, все внутренние (межцеховые) грузопотоки и общий грузооборот завода.

Рисунок 2. Шахматная ведомость грузооборота

Базой для организаций межцеховых и внешних грузопотоков завода и планирования работы заводского транспорта является диаграмма грузопотоков, т.е. графическое изображение в соответствующем масштабе данных ведомости на схеме генерального плана завода. На диаграмме грузопотоки изображаются в виде отдельных полос, ширина которых пропорциональна их величине, а конфигурация соответствует трассе перемещения грузов. Диаграмма дает наглядное представление о величине и протяженности грузопотоков и позволяет рационально организовать внутризаводское перемещение грузов. Цифры в кружках показывают месячный грузопоток в тоннах.

Планово-экономические расчеты во внутризаводском планировании производятся на базе наибольшего суточного грузооборота по формуле:

где Q r - годовой грузооборот, т/год; D - число рабочих дней в году; К н - коэффициент неравномерности перевозок.

Расчету общего грузооборота за год предшествует вычисление величины грузооборотов цехов и общезаводских складов.

Рис.3 Схема грузопотоков завода

Необходимое количество транспортных средств, задействованных на регулярных грузопотоках, определяется по формуле


где Г - грузопоток за расчетный период, т; П ч - часовая производительность транспортных средств, т/час; Ф п - полезный фонд времени работы транспортных средств за расчетный период, ч.

При организации межцеховых перевозок выбор и расчет потребности в транспортных средствах производятся одновременно с маршрутизацией. Исходными материалами при разработке маршрутов являются шахматная ведомость грузооборота, схемы межцеховых грузопотоков, генеральный план предприятия.

Внутризаводские перевозки по характеру организации их выполнения подразделяются на разовые (по отдельным случайным заявкам) и маршрутные (по заранее установленным направлениям). Маршрутные перевозки бывают маятниковые и кольцевые.


Рис.4.

Маятниковыми называют маршруты, при которых движение транспортных средств между двумя пунктами многократно повторяется. Они могут быть односторонними, когда транспорт в одну сторону идет загруженным, а обратно - порожняком, двусторонними - транспорт загружен в обоих направлениях, смешанными - при движении с грузом или без груза в обоих направлениях.

Рис.5.

Кольцевая система предусматривает последовательно осуществляемую регулярную связь между рядом пунктов. Она бывает раМзШ (с одного пункта груз развозится по ряду цехов), сборочной - из разных цехов груз собирается и перевозится в одно место, смешанной.

При выборе маршрута межцеховых перевозок необходимо обеспечить: кратчайшие пути движения транспортных средств, рациональное использование грузоподъемности или емкости транспортных средств, максимальный коэффициент пробега (отношение длины пробега транспорта с грузом к общей длине пробега).

Внутрицеховые перевозки включают: межоперационное перемещение предметов труда в соответствии с последовательностью и ритмом производственного процесса; транспортировку грузов по установленным маршрутам и расписаниям; перемещение грузов по сменно-суточным планам или разовым заданиям. Виды используемых транспортных средств для перевозок грузов в зависимости от типа производства приведены в табл.1

Таблица1. Виды транспортных средств, используемых при различных

типах производства

Тип перевозок

Тип производства

Единичный

Серийный

Массовый

Преимущественно

Преимущественно

Преимущественно

автомобильный, для

крупногабаритных грузов - железнодорожный, речной, воздушный

автомобильный, реже

железнодорожный

автомобильный и же-

лезнодорожный

Межцеховые

Автомобильный,

Автомобильный,

Железнодорожный,

электрокары, автока-

электрокары, автока-

автомобильный

Внутрицехо-

Мостовые краны,

кран-балки

Кран-балки, автока-

ры, электрокары

Конвейеры, транс-

портеры, рольганги, спуски, скаты

Межопераци-

Кран-балки, автока-

ры, электрокары

Автокары, электро-

кары, транспортеры,

конвейеры распределительные

Конвейеры рабо-

чие, транспортеры,

скаты, спуски, лотки

Маршрут дви-

Маятниковый

Маятниковый дву-

сторонний, кольцевой (в зависимости от

уровня серийности)

Кольцевой по твер-

дому расписанию

В гибких автоматизированных производствах применяются автоматизированные и автоматические транспортно-накопительные системы, которые включают: автоматические стеллажи и мостовые краны-штабелеры, транспортные и перегрузочные работы, конвейерные устройства, устройства ориентации, питатели, накопители, автоматические склады, транспортно-складскую тару.

При выборе типа и количества транспортных средств учитываются: величина грузового потока, габариты перевозимых грузов, расстояние и пути перемещения, масса груза. Транспортные средства должны соответствовать технологическим и организационным требованиям обслуживаемых производственных процессов, обеспечивать максимальную производительность и благоприятные условия труда. Параметры транспортных средств на смежных участках должны быть согласованы между собой с целью комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ при перемещении грузов с одного транспортного устройства на другое. Для этого на предприятиях разрабатывают единые транспортно-технологические схемы, обеспечивающие стыковку отдельных звеньев транспортной сети предприятия и технологического оборудования.

Число транспортных средств циклического действия (Wтр,) можно определить по формуле

w Tp = Q c / Wтрс,

где Q c - суточный грузооборот, т; Wтрс - суточная производительность единицы транспортного оборудования, т.

Суточная производительность единицы транспортного оборудования I прямо пропорциональна числу рабочих циклов ш ц и производительности I за один цикл (W u), т.е. "

Wtp C = W u m u ; m u = Fдс / Тцт,

где F дс - суточный фонд времени работы транспортного оборудования, I мин; Тц т - транспортный цикл, мин (в общем случае Тцт = Тпр, + Т п + Т р, I где Т пр - время пробега, мин; Т п - время погрузки, мин; Т р - время I разгрузки, мин).

Число средств непрерывного транспорта (wтрн), необходимых для данного грузопотока, например транспортеров:

Wтрн„ = Qч / W ч,

где Q ч - часовой грузооборот, т; W ч - часовая производительность транспортера, т.

Грузооборот -- экономический показатель работы транспорта (показатель объёма перевозок грузов), равный произведению массы перевозимого за определённое время груза на расстояние перевозки.

структурные расхождения часто возникают и между консолидированными бюджетами одного и того же уровня.

Грузооборот измеряется в тонно-километрах. Например, если разные суда перевезли в течение года 5 млн. тонн груза на среднее расстояние 150 км, то годовой грузооборот составляет 5 Ч 150 = 750 млн. тонно-километров.

Для определения грузооборота масса перевезенного груза в тоннах (отдельно по каждой политической партии груза) умножается на дальность перевозки и полученные произведения суммируются.

Показатель грузооборота используется в планировании и статистике для измерения эффективности труда на транспорте (количество тонно-километров на одного работающего), исходная стоимость перевозок также определяется в расчете на 1 км, так как издержки на перевозку зависят от дальности ее и массы груза.

Для оценки деятельности предприятий транспорта показатель грузооборота не применяется, так как общество заинтересовано в наилучшем удовлетворении потребностей в перевозках при минимизации транспортных издержек, для этих целей используется показатель перевозки (отправки) грузов в тоннах, выручка от перевозок и др.

Распространение передового опыта, в том числе железнодорожников Белоруссии, позволяет увеличить объем полезной работы транспорта без увеличения численности работающих.

Для характеристики грузооборота государства, какой-то территории, определенного направления, реки и т.п. применяются и та и другая единица измерения. А для характеристики грузооборотов какого-либо транспортного узла, станции или иного транспортного объекта, в качестве измерителя применяется только тоннаж.

Грузооборот определяет уровень развития связей, развитие торговли, степень экономической активности в определенный период и т.д.

Единицей наблюдения в статистике перевозок грузов является отправка, т.е. политическая партия груза, перевозка которой оформлена соответствующим документом (договором перевозки). Первичные документы на разных видах транспорта имеют различные названия:

· дорожная ведомость - на железнодорожном и речном транспорте;

· коносамент и манифест - на морском транспорте;

· путевой лист и товарно-денежная накладная на товар - на автомобильном транспорте;

· сопроводительная ведомость - на воздушном транспорте.

Statistics перевозок грузов разработала систему показателей, которые обеспечивают возможность всесторонней характеристики работы каждого предприятия и единой транспортной сети страны. Эти показатели подразделяются на две группы:

1. объемные (суммарные);

2. качественные.

К объемным показателям статистики перевозок грузов относятся: отправлено (отправление) грузов; прибыло (прибытие) грузов; перевезено (перевозка) грузов;

перевезено в прямом смешанном сообщении; объем выполненной транспортной работы - грузооборот.

Грузооборот представляет собой объем работы при перевозке грузов, исчисляется суммированием произведений массы перевезенных грузов на расстояние перевозки в километрах (милях). Он является одним из основных показателей при оценке эффективности работы транспортного предприятия.

К качественным показателям статистики перевозок грузов относятся:

· среднее расстояние перевозки в 1т груза;

· средняя густота перевозок 1т груза;

· средняя продолжительность перевозки 1т груза;

· средняя скорость продвижения 1т груза.

Распределение грузовых перевозок между отдельными видами транспорта зависит от их особенностей и экономического преимущества. Например, железнодорожный транспорт используется при перевозке больших объемов грузов на большие расстояния; автомобильный транспорт - в городах и районах на короткие, а также на более дальние расстояния при перевозках ценных и скоропортящихся грузов; морской транспорт - при перевозках массовых грузов в районах, тяготеющих к внутренним водным и морским бассейнам; магистральные трубопроводы служат для перекачки газа и сырой черного золота с промыслов на перерабатывающие заводы и для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления и терминалы; воздушный транспорт используется при перевозке грузов на очень большие расстояния.

В таблице 4 представлен грузооборот по видам транспорта в Тюменской области (миллиардов тонно-километров).

Таблица 4.

Грузооборот по видам транспорта за 2009-2013 год.

На рисунке 5 представлен график динамики грузооборота по видам транспорта за 2009-2013 года.

Рис 5.

Из рисунка 5 видно, что наибольший удельный вес в грузообороте имеет железнодорожный и трубопроводный транспорт.