Что такое двусложные размеры. Двусложные и трехсложные стихотворные размеры
Мы рассмотрели, что такое двусложные размеры в силлабо-тонической системе стихосложения, а также уделили внимание четырехсложным. Сегодня мы с вами изучим трехсложные стихотворные размеры .
Для начала сравните две строчки из стихотворений Николая Гумилева:
Он не солгал нам, дух печально-строгий…
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд…
Начертите их схемы, и вы увидите, что первая строка – типичный ямб . А вот со второй – посложнее. Это трехсложный размер, и называется он амфибрахий . Ритмическая схема его такова:
– / – – / – – / – – / – – /
Скобочками обозначим стопы:
(– / –) (– / –) (– / –) (– / –) (– /)
Мы видим, что в трехсложном размере в одной стопе находятся два безударных и один ударный слог . Возникает вопрос: а как отличить трехсложный размер от двусложного ? С этим вопросом сталкиваются, как правило, все начинающих стихотворцы и студенты 1 курса филологического факультета. Многие не понимают, как определить, какая перед ними стопа – двусложная или трехсложная, – если не знают заранее размер стихотворения.
А это очень просто.
В двусложном размере – между двумя ударными слогами находится один безударный: /–/.
В трехсложном размере – между двумя ударными слогами находятся два безударных: /– –/.
В четырехсложном размере (пеоне) – между двумя ударным слогами находятся три безударных: / – – – /.
Заметили систему? Теперь обратите внимание на схемы приведенных строк еще раз и попробуйте определить, какой перед вами размер – двусложный или трехсложный.
Теперь о названиях. Трехсложных размеров, как видно из названия, три. Называются они так:
– ДАКТИЛЬ;
– АМФИБРАХИЙ;
– АНАПЕСТ.
Дактиль – трехсложный размер с ударением на первом слоге стопы (ударные слоги в строке 1, 4, 7, 10 и т.д.):
В полном разгаре страда деревенская…
Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
(Н. Некрасов)
Амфибрахий – трехсложный размер с ударением на втором слоге стопы (ударные слоги в строке 2, 5, 8, 11 и т.д.):
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи —
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.(Н. Некрасов)
Анапест – трехсложный размер с ударением на третьем слоге стопы (ударные слоги в строке 3, 6, 9, 12 и т.д.):
Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха — позорного нет!
Трехсложные размеры в русскоязычной поэзии в настоящее время очень популярны. Наверно, это можно частично объяснить тем, что, используя трехсложные размеры, можно употреблять более длинные слова, находить более интересные интонационные и синтаксические конструкции.
Однако вышеперечисленными размерами ограничиваться не стоит. мы поговорим с вами о «нестандартных» размерах – дольниках, вольном стихе, русском гекзаметре и т.д.
Практика.
1. Найдите в своих стихах трехсложные размеры и сравните их со стихами, в которых вы используете двусложные.
2. Попробуйте переделать любое стихотворение, написанное в двухсложные размере, в «трехсложник» или наоборот. Сделайте выводы.
Стихотворный размер – важнейшая часть литературного анализа стихотворения, не менее важная, чем рифма. Умение анализировать стихи пригодится не только школьникам на уроке литературы и филологам, но и всем, кто хочет лучше понимать искусство, а может быть, и самим принимать участие в его создании.
Вконтакте
Одноклассники
Что такое стихотворный размер?
Для того чтобы перейти к понятию стихотворного размера, сначала необходимо понять, что такое «стих». Многие путаются в этом, но стих – это ещё не стихотворение и не поэма, стих – это лишь одна строчка произведения , которую, в свою очередь, можно разделить на стопы. Стопа – это чередование ударных и безударных слогов, именно это понятие является ключевым в определении стихотворного размера. Она может состоять из двух или трёх слогов для разных его видов.
Соответственно, стихотворный размер – это чередование стоп . Разные авторы предпочитают различные его виды, существуют, в том числе, стихи, которые не подходят ни под один из них. Размер стихотворения – это, в том числе, особое средство выразительности, делающее произведение лиричным и певучим, или, напротив, резким и надрывным. Основных стихотворных размеров в русском стихосложении пять, два из них состоят из двух стоп – их называют двусложными:
- Хорей.
Это виды, которые отличаются лиричностью и певучестью, они наиболее популярны в литературе, особенно прошлых веков. С определением ямба и хорея реже всего возникают проблемы, так как они наиболее легки для восприятия, даже детские стихи чаще всего пишутся именно с их помощью.
Ещё три вида – трёхсложные размеры, соответственно, в них три стопы. К ним относят:
- Дактиль.
- Анапест.
- Амфибрахий.
Эти виды несколько сложнее, однако отмечают и их большую выразительность, богатство оттенков, которые они могут передать. Поэты, использовавшие их, отмечали, что видят в этих размерах живость, сходную со звучанием человеческой речи.
Ямб
С ямбом знакомы все, кто хоть раз слышал стихотворные произведения «солнца русской поэзии», ведь ямб – любимый стихотворный размер Пушкина . Им написано большинство его сказок, он использует его в лирических стихотворениях, таких, как всем известное «Зимнее утро». Рассмотрим строки из этого произведения.
«Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный…»
Достаточно расставить ударения, чтобы убедиться, что они падают на каждый второй слог . Именно в случае, когда ударение падает на чётные слоги, текст перед читателем написан ямбом.
Однако есть ещё одна характеристика, на которую следует обращать внимание. Безударный и ударный слог составляют в этом случае одну стопу. Следовательно, в этом стихотворении четыре стопы – оно написано четырехстопным ямбом. Рифма здесь женская – то есть после ударного слога следует ещё один безударный.
Хорей
Хорей – ещё один двусложный размер . В переводе с греческого его название означает «плясовой». В отличие от певучего ямба, который чаще всего связывают с нежностью и лиричностью, хорей – менее спокойный размер. Ударение в нём падает на нечётные слоги, например:
«Мчатся тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий…»
Это строки из стихотворения А. С. Пушкина «Бесы». Для творчества поэта характерно при описании бурь использовать именно хорей . Нетрудно догадаться, почему выбран именно он – хорей гораздо лучше изящного ямба передаёт чувство тревоги, навеянное зимней ночью, когда кажется, что во тьме скрывается что-то враждебное и чуждое. Особенно ярко такое настроение выражено в стихотворении, строки которого представлены выше.
Дактиль
В переводе с греческого наименование этого вида переводится как «палец». Можно предположить, это связано с тем, что дактиль словно указует на нечто важное , делает акцент на первом слоге из трёх, ведь именно он в этом размере является ударным.
«Тучки небесные, вечные странники…»
М. Лермонтов , в отличие от А. Пушкина, отдавал предпочтение трёхсложным размерам, среди которых и дактиль. Этот размер широко употреблялся как в восемнадцатом веке, так и в двадцатом, и до сих пор не сдаёт своих позиций, так как обладает большой выразительностью. В приведённых выше строках присутствует и так называемая дактилическая рифма, когда после ударной гласной следуют два слога.
Анапест
Анапест в переводе «отражённый назад». Своё название он получил, так как обратен дактилю . Так как это трёхсложный размер, то стопа включает три слога, из которых ударным будет последний. Этот вид встречается довольно редко, в качестве примера можно привести следующие строки:
«О, весна, без конца и без краю –
Без конца и без краю мечта!»
Их автором является А. Блок. Можно заметить, что анапест действительно больше похож на человеческую речь, чем двусложные размеры. Чаще всего используются трёхстопный и четырёхстопный анапест, в этом случае автором выбран трёхстопный .
Амфибрахий
С греческого амфибрахий переводится как «краткий с обеих сторон» . Обусловлено такое название тем, что из трёх слогов ударным здесь будет второй, окружённый двумя безударными.
«Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода с дозором
Обходит владенья свои…»
Строки из известного стихотворения «Мороз-воевода» Н. Некрасова служат хорошей иллюстрацией использования амфибрахия . Н. Некрасов очень любил трёхсложные размеры, поясняя свою любовь тем, что они очень выразительны, близки к речи. В этом стихотворении можно наблюдать мужскую рифму – так называется рифма, при которой последний слог является ударным.
Заключение
Определять размер стиха в произведении несложно, главное, не запутаться в названиях. Необходимо помнить и о том, что его основных видов существует пять, однако литература очень разнообразна, и порой невозможно отнести произведение к «чистому» виду. Знания о стихотворных размерах помогут полнее воспринимать литературные произведения и, возможно, лично участвовать в их создании.
Стихи - это лучший дар, полученный ныне живущими поколениями от далеких предков. За многовековую историю человечества были созданы настоящие шедевры: эпосы и баллады, поэмы и романы. По мнению отдельных исследователей, любая литература начинается с поэзии, ибо стих - первое, что возвышалось из обиходной речи.
Два вида художественной речи
Поэзия от прозы отличается не каким-то одним признаком - особенностями ритма, звучанием или графическим видом... Она является особой системой организации букв и слов. Исследователи ставят перед собой множество вопросов: какая речь возникла раньше - стихотворная или прозаическая? Какая правильней и совершенней? Зачем человечеству нужна поэзия? Эти всегда, и на них нельзя дать однозначных ответов. Начиная свою поэтическую карьеру, не все юные гении знают, что такое двусложный и трехсложный размер стиха, как правильно ставить ударение и выдерживать паузы. Но как только, не без помощи музы, начинают появляться строки, в них можно заметить ярко выраженный ритм, и впоследствии полюбившийся способ организации речи можно проследить на всем творческом пути писателя.
История развития русского стихосложения
Происхождение любого термина принято связывать с античностью, ведь неспроста всем предметам и явлениям в далеком прошлом даны определенные наименования. В переводе с греческого слово «стих» обозначает «ряд». Поэтической речи присуща особая организованность, благодаря которой произведения несложно запоминать. Стихотворный текст интересен тем, что в нем речь разделена на определенные части, которые подтверждаются графикой. В пределах поэтической строки мы обнаруживаем повторение ударных и безударных слогов, которые образуют стопу. В литературоведении существуют двусложные и трехсложные размеры стиха: ямб и хорей, амфибрахий, анапест и дактиль.
В античности насчитывалось около 30 видов стоп. Русское стихосложение развивалось от тонического через силлабическое к силлабо-тоническому. В основе второй системы лежит особый принцип - в каждой строке ударение должно падать на предпоследний слог. Несоответствие фонетики русского языка с другими привело к появлению нового способа сложения, и реформы в этом направлении провели В. Третьяковский, М. Ломоносов и А. Востоков. В основе силлабо-тоники лежит повторение одинаковых стоп.
Двусложный размер стиха
Средняя длина русского слова составляет примерно 3 слога. В двусложных стихотворных размерах в ритмическом рисунке появляются безударные двусложные стопы. Ритмическая организация произведения зависит от длины строки. В хорее ударение падает на второй слог, в ямбе - на первый. В зависимости от количества слогов, они бывают двух-, трех-, четырех-, пяти-, шестистопными или вольными. В творчестве русских писателей встречаются все размеры стиха.
Примеры хорея можно найти у А. Пушкина в «Зимнем вечере»: «... бУря/мглОю/ нЕбо/ крОет...». Для написания известного романа в стихах «Евгений Онегин» поэт выбрал четырехстопный ямб: «... мой дЯдя/ сАмых/ чЕстных/ прАвил...». Нередко для урегулирования ритма пропускается ударение или, наоборот, встречается на стыке слов.
Трехсложный размер стиха
Помимо ямба и хорея в силлабо-тонику входят дактиль, анапест и амфибрахий. Стихотворения, написанные таким способом, больше приближены к разговорной речи. Как правило, ударение в них пропускается редко, гораздо чаще можно встретить повторение ударных слогов. Со слов К. Вишневского можно выявить, что амфибрахий и анапест получили распространение лишь в середине девятнадцатого века, в эпоху расцвета творчества М. Лермонтова.
Дактиль - трехсложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог. Русский поэт Н. Некрасов часто выбирал такой ритм, чтобы его произведения получались интонационно гибкими: «СлАвная/Осень! здо/рОвый, я/дрЕный/вОздух у/стАлые/сИлы бо/дрИт».
Амфибрахий часто использовали для написания своих шедевров поэты-символисты, такие как А. Блок, В. Брюсов, З. Гиппиус. К. Бальмонт писал, что без трехсложных размеров жизнь была бы однообразной, и даже посвятил этой проблематике стихотворение: «хорЕи/ и Ямбы/, с их звУком/ корОтким/, я слЫшал/ в журчАньи/ ручьЕв».
В анапесте ударение падает на последний слог. Среди русских поэтов этот трехсложный стихотворный размер впервые употребил А. Сумароков в своей оде «Противу злодеев»: «На морскИх/ берегАх/ я сижУ/, не в прострА/нное мО/ре гляжУ». Вскоре он полюбился многим другим мастерам пера, и все чаще появлялись произведения, написанные анапестом.
Определяем стихотворный размер правильно
Ямб, хорей или амфибрахий... Казалось бы, выявить между ними разницу не составляет труда. Достаточно высчитать количество слогов и правильно расставить ударение, и размер сразу станет известным. Сегодня анализ стихотворного произведения делают школьники и студенты филологического факультета. Этот вид разбора встречается очень часто, и важно сделать его без ошибок, чтобы преподаватель высоко оценил работу. Иногда определить размер стиха очень сложно, поэтому у каждого начинающего филолога всегда должна иметься компактная таблица с нумерацией стоп, соответствующих особенностям ямба, дактиля или амфибрахия.
Первый и главный пункт разбора - расстановка ударения. Стоит учитывать, что для урегулирования ритма автор использует прием, когда вместо привычной гласной выделяет другой слог. Например: пускАй/ в душЕ/вной глу/бинЕ/ встаЮт/ и зА/ходят/ онЕ. В своем известном стихотворении Silentium! Ф. Тютчев выбрал не только оригинальный способ акцентирования в слове «заходят», но и пиррихированные стопы, когда ударение пропускается.
При правильной расстановке ударения сразу можно выявить, какие гласные стоят в сильной позиции. По таблице несложно будет определить, произведение написано анапестом, дактилем или торжественным ямбом.
Традиции русских писателей: размер стихов Пушкина, Лермонтова, Блока
Зачастую великие поэты в своем творчестве пытаются использовать все приемы, однако сложно не заметить, что каждый из них отдает предпочтение определенному ритму. Почти все ранние стихи А. Пушкина, включая его первую большую поэму «Руслан и Людмила», написаны двусложным ямбом. Трехсложный размер стиха звучит менее энергично и торжественно, но и он находил симпатии у многих великих поэтов. Примеры дактиля можно встретить у М. Лермонтова. Традиция написания трехсложными размерами развивается на стыке 19-20 веков, и ее продолжают писатели-символисты. Иногда А. Блок, З. Гиппиус, А. Ахматова и другие отступали от силлабо-тоники и писали свои произведения так называемыми «народными» ритмами, в организации которых лежит принцип соизмеримости ударных слогов в строках. Двусложные и трехсложные размеры адаптированы для русского языка, поэтому такой способ сложения стихотворений сейчас наиболее востребован, да и со временем также не потеряет своей актуальности.
Стихотворные размеры. Двусложные размеры. (6-7 класс)
Изучение стихотворных размеров (ямб, хорей)
развитие умения определять стихотворные размеры
воспитание внимательного слушателя
Тип урока: изучение нового материала
Методы: объяснительно-иллюстративный
Формы работы: фронтальные, самостоятельные
Ход урока
Орг. момент.
Вступительное слово.
Стихи звучат по-особому. В этом вы уже неоднократно убеждались. Уже знаете, что особое звучание речи придают ритм и рифма.
Ритм - повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (чередование ударных и безударных слогов).
Рифма – Созвучие концов стихотворных строк (Толковый словарь С И Ожегов)
Изучение нового материала.
Также многие стихотворения делятся на строфы, существуют различные типы строф
Сейчас мы научимся определять, чем же, помимо ритма и рифмы отличается одно стихотворение от другого. Это отличие определяется в метре.
Метр – поэтический размер. Таких размеров всего 5.
Стихосложение
Двусложные размеры Трёхсложные размеры
Ямб Хорей Амфибрахий анапест дактиль
Сегодня на уроке мы будем работать с двусложными размерами.
Для того чтобы научиться определять поэтический размер вам необходимо прежде всего усвоить несколько простых терминов.
Стих – это одна стихотворная строчка.
Стопа – группа слогов, состоящая из одного ударного и одного или нескольких безударных, повторение которых определяет размер стиха. . Стопы могут быть двусложные и трёхсложные. Двусложные – это когда в стопе один ударный и один безударный слог. (__/; /__)
Трёхсложные -в них один слог ударный, 2 безударных (__/ __)
А сейчас подробнее остановимся на двусложном размере стиха.
Запишем два стиха из стихотворения А. С. Пушкина и попробуем определить тип стопы и размер стихотворения.
Бу/ря мгло/ю не/бо кро/ет
Вих/ри снеж/ные /кру/тя
Перед нами двусложный размер с ударением на первом слоге в стопе.
Другой пример:
Зи/ма. /Кресть/я/нин/, тор/жест/ву/я,
На/ дров/нях/ об/нов/ля/ет путь.
Ямб – двусложный размер с ударением на 2-м слоге.
Задание по рядам:
1-й ряд определяет: Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман (ямб)
Мчатся тучи, вьются тучи (хорей)
2-й ряд: Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром (ямб)
Трещит затопленная печь,
Приятно думать у лежанки (ямб)
3-й ряд: Мороз и солнце! День чудесный… (ямб)
Тучки небесные, вечные странники (хорей)
Итог урока: продолжите предложения:
Ямбом называется….
Хореем называется…
Учебник для 6 класса
Литература
Двусложные размеры стиха
Стихи отличаются от прозы прежде всего тем, что они звучат ритмично. Это значит, что каждая новая строка звучит похоже на предыдущую. Но что же сходного в строках с разными словами, разными предложениями? Рассмотрим строки стихотворения «Зимнее утро»:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный...
Чем похожи эти строки? Тем, что в них одинаково расположены ударные и безударные слоги. В каждой строке одинаково повторяются группы из двух слогов: первый безударный, второй ударный. Такие стихи называются двусложными .
Двусложный размер стиха, в котором ударение падает на второй слог и другие чётные слоги, называется ямбом . Стихотворение «Зимнее утро» написано ямбом.
Теперь возьмём другие строки:
Здесь тоже повторяются группы из двух слогов, только в этих группах первый слог ударный, а второй безударный.
Двусложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог и другие нечётные слоги, называется хореем .
Итак, двусложных размеров всего два: ямб и хорей. Ямбом и хореем написано множество стихов русских поэтов, это самые распространённые размеры в русской поэзии.
Вопросы и задания
- Каким размером написано стихотворение «И. И. Пущину»?