Что должен делать учитель во время карантина и каникул? Сколько длится отпуск у учителей Прием на работу учителя в летний период.

У учителей есть очень хорошее преимущество перед другими профессиями. Долгий отпуск. Практически все отдыхают 28 календарных дней в год (статья 115 Трудового кодекса РФ), а учителя могут себе позволить отдохнуть дольше. А так как летние каникулы в школе длятся три месяца, преподаватели не упускают замечательную возможность отдохнуть именно в жаркие летние месяцы.

Конечно, учителя могут или часть отпуска и в другие месяцы, но в основном для того чтобы учебный процесс не страдал обычно отдых приходится . Работа в школе во время летних каникул не настолько напряженная как в во время учебного года. Учителя приводят в порядок классы и работают в летних лагерях, что конечно тоже своего рода отдых, но с определенными обязанностями - вести воспитательную работу среди отдыхающих . Но тетради проверять не надо и готовиться к урокам -тоже.

Сколько дней длится отпуск у учителей?

Согласно статье 334 ТК РФ учителя в России имеют удлиненный оплачиваемый отпуск, он может составлять от 42 до 56 календарных дней. Это зависит от места работы педагога или воспитателя. К примеру, школьные учителя отдыхают 56 календарных дней, а воспитатели детских садов - 42 календарных дня.

Право на длительный отпуск для учителей

Педагоги раз в десять лет имеют право сходить в длительный отпуск сроком на один год. Условием для получения творческого отпуска является непрерывный стаж преподавательской деятельности – 10 лет и более. На основании ст.335 ТК РФ такой отпуск предоставляют согласно правил, установленных учредителями или уставом образовательного учреждения.

Министерство образования РФ утвердило Положение, в котором утвержден порядок и условия предоставления педагогам образовательных организаций длительного отпуска (приказом №3570 от 7.12.2000г.) Этот порядок соблюдают только те школы или дошкольные учреждения, в которых учредителем является Министерства образования России или исполняет полномочия учредителя. В Положении указано, что учителя находящиеся в длительном отпуске, сохраняют свое место работы и должность.

Как рассчитываются отпускные учителям

Отпускные , исходя из начисленной зарплаты за 3 месяца, предшествующие отпуску. Во время отпуска за работником сохраняют средний заработок, его рассчитывают на основании правил указанных в ст. 139 ТК РФ и Положении № 213 от 11 апреля 2003 года «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы.

Для оплаты ежегодных основных и ежегодных дополнительных отпусков средний заработок исчисляется исходя из фактически начисленной заработной платы за последние 3 месяца (с 1-го до 1-го числа). Среднемесячная заработная плата учителя рассчитывается с учетом всех доплат, таких например, как проверка письменных работ учеников или заведование мастерскими и лабораториями.

В самом разгаре каникулы у школьников, но многие учителя и в отпуске продолжают переживать, вспоминая последнюю учебную четверть. Некоторые чувствуют истощение. У кого-то вызывает тревогу новый учебный год. Джуди Виллис , невролог, в прошлом классный руководитель в школе предлагает несколько простых советов, помогающих настроиться на хорошее и пополнить запас жизненных сил, чтобы ждать нового учебного года не с тревогой, а с предвкушением успеха.

Многие учителя чувствуют ответственность за проблемное поведение учеников, переживают, что не смогли глубоко охватить все необходимые темы и не нашли подход ко всем ученикам. Если это о вас, то вы не одиноки. Талантливых и преданных своему делу педагогов, которых угнетает возрастающие требования и уменьшающиеся ресурсы, становится все больше и больше. Учителя, которые сомневаются в своей способности справляться со всеми возлагаемыми на них задачами, часто стараются соответствовать самым высоким стандартам. Пусть неуверенность в своих силах не мешает вам настроиться на лучшее, она вовсе не означает, что вы плохой учитель.

Сначала немного теории о нашем мозге: все воспоминания хранятся с помощью нейронов, которые образуют связи друг с другом, благодаря этому мы держим в голове мысли и идеи. Пластичность нервной системы позволяет мозгу менять свою работу, усиливая воспоминания и эмоции, которые мы часто испытываем. Нейроны проводят по своим отросткам – аксонам и дендритам – электрические импульсы. Пластичность нервной системы – это ответ мозга на собственную электрическую активность. Чем больше активность сети нейронов, тем более мощные и быстрые соединения между нейронами образуются. Не зря говорят, что повторение – мать учения. Именно благодаря нейропластичности мы можем осваивать новые навыки. Но нейропластичность влияет еще и на эмоции.

В условиях частого стресса и постоянных переживаний и разочарований мозг привыкает легко переходить в стрессовый режим. Если вы неоднократно испытывали чувство неудачи в классе, мозг создал связи между нейронами, погружающие вас в стресс. Но вы можете «перезагрузить» ваш мозг и укрепить межнейронные связи, поддерживающие вас в уверенном и оптимистичном состоянии. Главное оружие для этого в вашем мозге уже есть, это вещество под названием дофамин.

Если вы достигли цели и почувствовали удовлетворение – это значит, у вас увеличился уровень дофамина. Благодаря ему вы чувствуете удовольствие и мотивированность. Поставьте достижимые цели, и вы дадите себе возможность почувствовать удовлетворение. Планируйте мероприятия, быстро приносящие результат. Так вы укрепите нейронные связи, настраивающие вас на позитив. Сейчас не время бросать себе вызов и браться за то, что кажется важным, но не вызывает энтузиазма, как, например, диета. Лучше возьмитесь за любимые дела, которые создадут у вас чувство достижения. Сажайте цветы, займитесь лепкой из глины или кулинарией, танцами или боевыми искусствами. Когда вы добьетесь успеха в новом деле, дофаминовый ответ заставит вас почувствовать удовлетворение. Новые усилия, которые приводят к вознаграждению, будут способствовать развитию новых нейронных сетей, благодаря которым вы будете ждать положительных результатов. Каждый раз, когда вы достигаете цели, усиливаются нейронные связи, настраивающие вас на позитивный лад, который останется с вами и когда вы вернетесь в класс.

Первая неделя без детей обычно уходит на сдачу отчётов и просроченных документов. Время воспоминаний для руководителей МО, секций, клубов и т.д. Именно в конце года они не досчитываются сценариев, разработок уроков, самоанализов.

Списки «недоделок» занимают свои почётные места на опустевших стендах - и понеслось…Педагоги - передовики (или «коммунистки» в нашей школе) в этой гонке не участвуют. В списке только самые забывчивые . Принтер работает как сумасшедший, классные журналы вне зоны доступа. Каблуки меняются на балетки.

Очередь перед кабинетом завуча - как в гастроном в дефицитные годы. Но лично я люблю этот период. Все такие улыбчивые перед отпуском, весёлые. Тем более, что я гордо именуюсь «коммунисткой».

Дело №3. Перепись населения шкафов

Среднестатистический учитель проводит 2-3 дня июня или августа за наведением порядка в шкафах. Шкафы - это больная тема для образования. Каждая проверка в первую очередь исследует шкаф на наличие туфель, чашек, плоек и т.д.

Источник фото: pixabay.com

Затем начинается перебирание папок. Все должны быть под номерами, подписаны и занесены в паспорт кабинета. Один раз сделал - и готово.

Но за целый год набирается материалов на 2-3 новые папки. А их включение в «реестр» - это целая цепочка вновь перепечатанных документов. Вот и приходится заново всё переписывать. Перепись населения шкафов. Ни дать ни взять!

Дело №4. Кофе-пауза

Все пьют кофе на работе. Но учитель на каникулах за день выпивает месячную норму экономиста. А что прикажете делать?

С историком надо обсудить математика, с биологом - физика, с «русицей» - историка. Это замкнутый круг. Кофе со свежей сплетней не желаете? Это особенность женского коллектива. Главное не нарушить негласный закон - сплетня не должна выходить за пределы кабинета.

Как должен работать педагог в каникулы? В преддверии летних каникул многих педагогов волнует вопрос о режиме работы в школе в этот период. Ученикам и родителям нередко кажется, что каникулы — это время отдыха учителя. На практике дело обстоит иначе. Учителя знают, что каникулы — это их рабочее время, причем нередко не менее напряженное время, чем учебное.

В каникулы педагоги заняты оформлением необходимой документации, некоторые учителя организуют экскурсии, готовятся к педагогическим советам и методическим объединениям, заняты в организации и проведении государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах и т. д.

Какие нормативные акты регулируют рабочее время педагога?

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации № 197-ФЗ от 30.12.2001 г. (далее — ТК).
  2. ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» № 69 от 27.03.2006 г. (далее — Приказ).
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О продолжительности рабочего времени педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» от 22.12.2014 № 1601 (далее — Приказ «О продолжительности рабочего времени»).

Трудовой кодекс:

  • определяет круг лиц, который не может быть допущен к педагогической деятельности;
  • устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени для педагога (не более 36 часов в неделю);
  • закрепляет право на ежегодный удлиненный отпуск сроком от 42-56 календарных дней, в связи с повышенной интенсивностью и напряженностью труда педагога;
  • предоставляет право на отпуск сроком 1 год после непрерывных 10 лет педагогической работы.

Особый статус педагога закреплен и в Законе «Об образовании в РФ». Согласно п.7 ст.47 Закона «Об Образовании в РФ» режим рабочего времени и времени отдыха учителя определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и локальными актами образовательной организации (трудовым договором, графиками работ, расписанием занятий и т. д.).

Таким образом, ТК и Закон «Об Образовании в РФ» определяют общие положения и особенности труда педагогических работников.

Для разных категорий педагогических работников устанавливается своя продолжительность рабочего времени (Приказ «О продолжительности рабочего времени»). Например, старшим воспитателям дошкольных учреждений, педагогам- психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, старшим вожатым и т. д. устанавливается продолжительность 36 часов рабочего времени в неделю (п. 2.1 Приказ «О продолжительности рабочего времени»). Учитель-дефектолог, учитель-логопед работает 20 часов в неделю за ставку заработной платы (п. 2.3 Приказ «О продолжительности рабочего времени»).

Существует ли документ, который регламентирует график работы педагога в каникулы?

О том, какой режим работы учителя должен быть установлен в каникулы, подробно описывает Приказ Министерства образования и науки РФ «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» № 69 от 27.03.2006 г.(далее — Приказ). Глава IV определяет периоды осенних, зимних, веcенних и летних каникул, как рабочее время учителя.

Могут ли педагоги работать в каникулярный период по сокращенному времени?

Учителя в каникулярный период осуществляют педагогическую, методическую, организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы в пределах установленного объема учебной нагрузки, определенной до начала каникул (п.4.2 Приказа).

Учителя, которые осуществляют индивидуальное обучение детей на дому по медицинским показаниям, в каникулы привлекаются к работе с учетом установленного количества часов, определенных до начала каникул (п.4.2 Приказа).

Режим работы времени всех работников в каникулярный период определяется локальными актами образовательного учреждения и графиками с указанием работ. (п. 4.6 Приказа).

Указанные пункты Приказа закрепляют за учителем право работать в каникулы с учетом его учебной нагрузки. Если педагог имеет учебную нагрузку не 36 часов в неделю, а 25, то соответственно и во время каникул он работает не больше 25 часов в неделю. На период каникул администрация образовательного учреждения составляет график работы сотрудников. При составлении этого графика с согласия работника выполнение объема установленной недельной учебной нагрузки может быть запланировано на меньшее количество дней в неделю или месяц по сравнению с установленным до этого расписанием.

Нередко встречаются случаи, когда руководители образовательных учреждений составляют график работы на каникулы, учитывая не только учебную нагрузку педагога, но и ненормированную часть работы учителя (проверка тетрадей, классное руководство, работа с документацией и т. д.). Мотивируя это тем, что педагог получает за такую деятельность дополнительные выплаты. Такая работа педагога не конкретизирована по количеству часов. Особенностью работы педагога в школе является то, что его работа трудно поддается четкому нормированию по часам и зависит от множества различных обстоятельств. Характер работы учителя нередко предполагает занятость в праздничные, выходные дни, во время отпуска.

Вопрос учета ненормированного рабочего времени учителя на законодательном уровне решен не четко. В связи с этим руководители образовательных учреждений самостоятельно разрабатывают систему учета рабочего времени педагогического работника.

Порядок определения учебной нагрузки

  • Объем учебной нагрузки педагога определяется ежегодно до начала учебного года и устанавливается внутренними актами образовательного учреждения (п. 1.3 Приказ «О продолжительности рабочего времени»).
  • Объем учебной нагрузки педагога оговаривается в трудовом договоре работника и образовательного учреждения (п. 1.4 Приказ «О продолжительности рабочего времени»).
  • Увеличение или снижение объема учебной нагрузки допускается по соглашению сторон трудового договора (п. 1.7 Приказ «О продолжительности рабочего времени»).
  • Об изменении объема учебной нагрузки работодатель обязан уведомить педагогического работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца до осуществления изменений. (п. 1.8 Приказ «О продолжительности рабочего времени»).

Увеличение рабочего времени педагога в каникулярный период для выполнения работ, возможно лишь в тех случаях, когда на этот период в соответствии с графиками и планами заявлены соответствующие мероприятия или виды работ (п.2.3 Приказа). Если таких работ и мероприятий не запланировано, то привлечение работников в этот период ограничивается нормируемой частью их рабочего времени. То есть количеством часов учебной нагрузки до начала каникул.

Можно сделать вывод о том, что каникулы являются для педагогов полноценным рабочим временем, если директор образовательной организации в графике работы на каникулы не указал иное.

Перед летними каникулами она попросила написать, что, по их мнению, делают летом учителя. Среди ответов были весьма забавные. Например, кто-то предположил, что учителя ходят на пляж, но при этом всегда прячутся за другими людьми или закапываются в песок, чтобы случайно не встретить своих учеников. Или что они каждый день стараются проходить мимо школы, куда бы ни лежал их путь, потому что очень скучают. Или что учителя на всё лето сбегают на секретный остров, на котором нет ни одного ребёнка.

На самом деле летом учителя делают то же, что и остальные люди: работают и отдыхают. Только в эти месяцы у них больше времени для работы не на над чьими-то успехами, а над собой.

Цифровые технологии и Интернет очень помогают в такой работе. Надеемся, эта подборка сориентирует вас, с чего начать.

1. Освоить цифровые технологии, которые можно внедрить в учебный процесс

В течение учебного года не всегда находится время разбираться с новыми цифровыми инструментами и онлайн-сервисами. Так осваивайте их летом!

Определите для себя, какую проблему вы бы хотели решить. Если улучшить коммуникацию с учениками - обратите внимание на и . Если нужно сделать уроки более интерактивными - вот подборка .

Отдельно стоит обратить внимание на работу с материалами разного формата: фото, видео, мультимедиа. Вы, например, задумывались о том, чем могут быть полезны или как создать на планшете?

2. Найти новые источники информации

Летом с чистой совестью можно позволить себе интернет-сёрфинг в поисках новых источников информации для уроков. Учителям естественных наук пригодятся сайты с визуализацией различных опытов и процессов (например, вот эта или образовательно-развлекательные ). Преподавателям истории, обществознания и МХК стоит разобраться с коллекциями исторических документов и произведений искусства в открытом доступе (мы собираем ссылки на всё самое интересное, что удаётся найти, ). А учителям английского, пожалуй, повезло больше всех: всемирная паутина богата , которые созданы для нескучного и всестороннего изучения языка.

3. Пройти онлайн-курс или посмотреть серию видеолекций

Мы всё время говорим о том, как важно заниматься самообразованием. И всё время указываем на необходимость межпредметных связей. Самое время доказать это на собственном примере: расширить свои представления о мире с помощью онлайн-курсов.

А вот предлагает этим летом «Универсариум» - тут можно научиться создавать мультфильмы, вспомнить множество хороших фильмов на курсе по истории кино, разобраться в культуре потребления и узнать кое-что о современной истории Вьетнама.

Если вы не верите, что у вас хватит сил, чтобы пройти онлайн-курс от и до - прочитайте . Всё не так сложно.

4. Оцифровать собственные уроки

Как бы ни была привлекательна модель (или «перевёрнутого класса»), когда ученики самостоятельно осваивают теорию, а вместе с учителем выполняют практические задания, на деле перейти к ней оказывается нелегко. И одна из причин - нехватка хорошо структурированного материала, который могли бы освоить дома именно ваши ученики, сформированного именно вашим видением предмета, с вашими примерами, с вашими таблицами и схемами.

Но вы можете решить эту проблему, оцифровав то, что обычно рассказываете в классе. В этом помогут инструменты, которые мы перечисляли в первом пункте, а также сервисы для