Цели и задачи внеклассной работы по физической культуре. Внеклассная работа по физической культуре Педагогический контроль и учет в физическом воспитании

Актуальность работы

Внеклассная работа отличается от учебной тем, что:

  • осуществляется на добровольных началах, а ее содержание и формы организации определяются с учетом интересов большинства учащихся и условий школы;
  • она строится на основе широкой общественной активности школьников, объединенных в коллектив физической культуры, при контроле и поддержке со стороны администрации, учителей, родителей, шефов;
  • педагогическое руководство внеклассной работой приобретает в большей мере инструктивно-педагогический характер, стимулирующий проявление творческой инициативы учащихся.

Зная все эти особенности организации внеклассной работы по физическому воспитанию, учитель сможет организовать её так, чтоб она была эффективной и результативной. В этом и заключается актуальность данной темы.

1.1. Задачи внеклассной работы по физическому воспитанию

Одним из видов внеклассной работы в школе является массовая физкультурная и спортивная работа.

Задачи внеклассной работы:

  • содействовать школе в выполнении стоящих перед ней учебно-воспитательных задач;
  • содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся;
  • углублять и расширять здания, умения, навыки, получаемые учащимися на уроках, физической культуры;
  • воспитывать и развивать организаторские навыки у школьников;
  • организовывать здоровый отдых учащихся;
  • прививать учащимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Внеклассная работа проводится во внеурочное время в виде занятий по легкой атлетике, туризму, в секциях, группах, командах.

Дополнительный материал берется из журналов «Физическая культура в школе», и соответствующей литературы. Значительнее место отводится общеразвивающим упражнениям без предметов и с предметами, упражнениям на гимнастических скамейках и стенке, со скакалками, в равновесии, лазанье, прыжках. Разучиваются комбинации вольных упражнений и пирамиды для выступлений на пионерских сборах, утренниках, праздниках.

Самое большое место во внеклассной работе занимают игры. При этом программный материал по играм значительно расширяется за счет дополнительных игр, близких по своему содержанию к программным. Особое внимание при проведении внеклассных занятий, в том числе и игр, уделяется соответствию используемого материала, изучаемому на уроках учебному материалу, чтобы сочетание учебных и внеклассных занятий способствовало совершенствованию двигательных умений и навыков детей.

Чтобы добиться массового охвата учащихся внеклассной работой, используются самые различные формы организации и проведения занятий с детьми с учетом их возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Основными формами являются: походы, занятия в группах общей физической подготовки, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных секциях.

1.3. Организация внеклассной работы

Общее руководство работой коллектива физической культуры возлагается на учителя физической культуры.

На общем собрании членов коллектива выбирается совет, который организует и проводит всю работу по плану, утвержденному директором школы.

Во всех классах школы избираются физкультурные организаторы. Они работают под руководством классных руководителей, организуя учеников своего класса для участия в различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях, проводимых школой.

Для проведения практической работы с учащимися организуются секции. В первую очередь создается секция общей физической подготовки, работающая весь учебный год. Основой занятий секции общей физической подготовки является учебная программа. На занятиях секции совершенствуются умения и навыки, в выполнении упражнений, усложненных условиями местности, иной расстановкой снарядов, введением новых элементов.

В секцию общей физической подготовки следует привлекать как можно больше учащихся, в том числе и тех, которые несколько отстают в физическом развитии от своих сверстников.

В учебных группах секции 15-20 человек. Комплектование групп производится с учетом возраста и физической подготовленности учащихся. В период подготовки к соревнованиям создаются команды. Количество участников зависит от условий соревнований. Участники команд не прекращают занятий в секции. Кроме того, с участниками команд могут проводиться дополнительные занятия (тренировки).

Занятия учебных групп проводятся один-два раза в неделю, в свободное от уроков время, по расписанию, утвержденному директором школы. В каждой учебной группе избираются старосты, а в командах - капитаны. Старосты и капитаны напоминают учащимся о занятиях, учитывают посещаемость, помогают совету коллектива (кружка) и руководителям групп в их работе.

Обязательными условиями для создания секций по видам спорта являются: наличие мест для занятий, необходимое оборудование и инвентарь, а главное - квалифицированное руководство. Руководители спортивных секций должны хорошо знать данный вид спорта, методику проведения занятий, особенности занятий с детьми.

Разносторонняя общая физическая подготовка является основой успехов в любых видах спорта, поэтому на занятиях всех секций значительное внимание уделяется играм, легкой атлетике.

Кроме организации практических занятий Совет физической культуры вместе с учителями, привлекает учащихся к работе по устройству новой спортивной площадки; организует изготовление простейшего инвентаря; проводит спортивные соревнования, физкультурные праздники, выступления на утренниках и других мероприятиях; помогает врачу и учителям в пропаганде физической культуры и спорта среди учащихся и родителей и т. д.

1.4. Формы внеклассной работы

1.4.1. «Часы игр» проводятся во внеурочное время, а также и каникулярный период, причём сбор детей для участия в играх назначается в определенный день и час в школе или на площадке. В хорошую погоду осенью и зимой, а также в летнее время игры проводятся на открытом воздухе; лишь в ненастную, ветреную и холодную погоду они проводятся в закрытом помещении, где температурные условия для игр на воздухе те же, что и для занятий другими упражнениями. Проводимые игры всегда должны соответствовать возрасту и подготовленности играющих, быть доступными для мальчиков и девочек, простыми по содержанию, легко объяснимыми, интересными и увлекательными. Комплекс игр составляется так, чтобы в нем были игры с различным содержанием, и нагрузкой и чтобы эти игры правильно чередовались. В одно занятие вводятся игры спокойные и игры с большой подвижностью.

В старших классах школы большое применение имеют командные игры, близкие по своему содержанию к спортивным. К ним относятся «Пионерский мяч», «Эстафеты», «Лапта», «Гонка мячей», «Охотники и утки» и многие другие.

Как любимое занятие детей во внеурочное время игры проводятся не только в специальные «часы игр», но также на утренниках, праздниках, прогулках, экскурсиях и т. д.

Для проведения этих видов внеклассной работы подготавливается актив учащихся.

1.4.2. Спортивные соревнования

Спортивные соревнования являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы по физическому воспитанию в начальной школе. Они содействуют привлечению учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями дома и в коллективе физкультуры, повышают физическую подготовленность учащихся, сплачивают детский коллектив.

Соревнования, как и другие виды внеклассной работы, включаются в общий годовой план работы школы. В начале учебного года точно определяются сроки проведения, положение и программы соревнований. С учетом этих сроков заблаговременно проводится подготовка к соревнованиям.

Спортивные соревнования организуются и проводятся непосредственно учителями под общим руководством директора школы. Самое активное участие в них должен принимать коллектив физкультуры. Каждое соревнование проводится в соответствии с положением, в котором указываются: цели и задачи соревнования, руководство, время и место проведения, участники, программа, условия проведения и зачет, порядок награждения лучших участников команд, форма заявки и сроки ее представления.

С учащимися начальных классов школы могут проводиться соревнования по играм, легкой атлетике.

В программу соревнований по играм включаются подвижные игры из школьной учебной программы и игры, которые были хорошо разучены на внеклассных занятиях. Соревнования по подвижным играм могут проводиться среди всех учащихся.

Программа любых соревнований разрабатывается с учетом физической подготовленности учащихся.

Соревнования по подвижным играм при наличии соответствующих условий можно проводить в любое время года. Спортивные соревнования в школе могут проводиться в классе между командами, а в школе между классами.

Внутри класса соревнование организуется и проводится учителем и активом класса. Им помогают коллектив физкультуры и родители.

Для подготовки и проведения общешкольных соревнований создается организационный комитет. Оргкомитет решает вопросы о сроках и месте проведения соревнований, их материальном обеспечении, об условиях зачета, утверждает распорядок проведения соревнований.

Для подготовки и проведения соревнований надо привлекать как можно больше учащихся. Они обычно готовят места для соревнований, инвентарь, оформляют площадки или залы, судейские протоколы. Дети, не участвующие в соревнованиях, работают судьями (будучи хорошо проинструктированными, они смогут производить измерения и запись результатов, подсчет очков).

1.4.3. Спортивные секции

Спортивные секции создаются для учащихся, желающих заниматься определенным видом спорта. Основные задачи секций:

  • приобщить школьников к систематическим занятиям спортом;
  • содействовать их спортивному совершенствованию в избранном виде спорта;
  • готовить их к участию во внешкольных соревнованиях;
  • содействовать приобретению знаний и навыков инструкторской работы и судейства соревнований.

В секции приглашаются школьники основной медицинской группы, получившие допуск врача к занятиям. Проведение конкурсного отбора нежелательно, так как это противоречит основным задачам внеклассной работы. В секции учащиеся распределяются по группам с учетом возраста (6--7, 8--9, 10--11, 12--13, 14--15, 16--17 лет), пола, уровня спортивной подготовленности. Согласно существующему положению дети допускаются к спортивным занятиям.

1.4.4. Недели физической культуры

В течение недели проводятся различные спортивные мероприятия во всех классах по параллелям.

В рамках недели физкультуры были проведены следующие мероприятия:

Веселые старты»

1-2 классы

«Веселые старты»

3-4 классы

Спортивная викторина

Конкурс спортивных стенгазет

5-11 классы

«Чемпионат веселого мяча»

5-6 классы

«Комические эстафеты»

7-8 классы

«А, ну-ка, парни!»

9-11 классы

Соревнования по армрестлингу

7-11 классы

Соревнования по настольному теннису

7-11 классы

Соревнования по футзалу

7-11 классы

1.4.5. Дни здоровья

Дни здоровья проводятся один раз в четверть с охватом всех учащихся 1-11-х классов. В программу соревнований входят спортивные и подвижные игры, «Веселые старты» и эстафеты. Выбирается лучший спортивный класс и лучший спортсмен школы.

1.4.6. Месячники здоровья

1.4.7. Экскурсии и походы

Экскурсии и походы выходного дня проводят классные руководители вместе с учителями физической культуры и родителями. Прогулки, экскурсии и походы чаще всего проводятся пешком, зимой могут быть использованы лыжи.

Прогулки обычно совершают без определенных образовательных целей, ради отдыха на лоне природы. Экскурсии имеют определенные образовательные цели и проводятся по заранее намеченной тематике.

В походах в отличие от экскурсий сочетается выполнение образовательных задач с условиями походной жизни (разбивка бивака, приготовление пищи, преодоление трудностей, встречающихся в любом исходе, и т. д.).

Тематика экскурсий и походов должна соответствовать общеобразовательной подготовке детей и школьным учебным программам.

Прогулки и экскурсия проводятся с учащимися всех начальных классов школы, походы организуются для учащихся III классов. Обычно эти мероприятия проводятся для каждого класса отдельно.

1.4.8. Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика проводится ежедневно перед занятиями в режиме учебного дня. Для проведения зарядки готовятся 2-3 ученика из класса. Комплекс УГ меняется 1 раз в две недели, разрабатывается учителями физической культуры и разучивается с детьми, ответственными за проведение УГ. Контроль за проведением УГ осуществляет учитель-предметник, который проводит 1 урок. Зарядка длится 10 минут.

1.4.9. Спортивные праздники

Спортивные праздники обычно посвящены тематическим датам. В школе традиционно проводятся следующие мероприятия, посвященные знаменательным датам: «А, ну-ка, парни!», «Вперед, девчата!», Смотр строя и песни другие.

Выводы

Эффективность внеклассной работы обеспечивается при соблюдении следующих условий:

  • тесная связь с учебной работой (преемственность содержания, организационно-методические приемы и т. д.);
  • доступность занятий и разнообразие форм, обеспечивающих включение в физкультурно-спортивную деятельность широкого контингента учащихся;
  • преемственность принципов и методов всей системы внеклассной образовательно-воспитательной работы при широком участии ученического актива;
  • привлечение родителей и шефов к материально-техническому обеспечению условий для занятий, к руководству секциями, командами;
  • четкое руководство со стороны администрации и учителей деятельностью школьного коллектива физической культуры.

Во внеклассной работе по физическому воспитанию ставятся в основном те же задачи, что и на уроке: содействие укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся, успешному выполнению учебной программы по физической культуре, а также воспитание определенных организационных навыков у детей и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Для организации и проведения внеклассной работы по физической культуре и спорту в восьмилетних и средних школах создается коллектив физической культуры, а в начальных классах кружки физической культуры. Руководство коллективом физической культуры возлагается на совет коллектива и на учителя физической культуры, а кружком -- на одного из учителей начальных классов. Кроме того, в каждом классе избираются физкультурные организаторы.

В общепедагогическом плане во внеклассной работе по физическому воспитанию можно выделить ряд направлений. Одно из этих направлений включает в себя расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения учащихся и формирование соответствующих умений и навыков. Необходимо, чтобы в плановом порядке учителя, классные руководители и медицинские работники проводили с учащимися беседы о значении правильного режима дня, о гигиене тела, о способах закаливания и укрепления физических сил и здоровья человека. В средних и старших классах отдельно с мальчиками и девочками проводится разъяснительная работа по половому воспитанию и нравственных основах интимных чувств. Тематика санитарно-гигиенического просвещения включает в себя также вопросы популяризации физической культуры и спорта и, в частности, организацию встреч со спортсменами, проведение бесед, докладов и лекций о развитии массового физкультурного движения, о важнейших событиях спортивной жизни, о влиянии физкультуры и спорта на повышение работоспособности человека, совершенствование его нравственного и эстетического развития.

Важным направлением внеклассной работы по физическому воспитанию является использование естественных сил природы (солнца, воздуха и воды) для укрепления здоровья учащихся. С этой целью в школах проводятся экскурсии на природу, организуются походы. Прогулки и туристские походы для младших школьников должны быть непродолжительными (3-4 часа). Обычно они сопровождаются сообщением детям определенных знаний и правил поведения в походе. В походе дети приобретают первоначальные навыки по туризму (ориентирование на местности, организация места отдыха, приготовление пищи и т.д.). Прогулки и походы лучше намечать в такие места, где дети могут пополнить свои знания о природе, услышать рассказы интересных людей.

В системе внеклассной работы большое значение имеет спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах физкультуры и спорта. Эта задача решается с помощью организации работы спортивных секций по гимнастике, спортивным играм, легкой атлетике и др. Содержание занятий в секциях и кружках в начальных классах могут составлять упражнения из учебной программы, подвижные игры, катание на лыжах и коньках и другие простейшие известные детям упражнения.

Существенным направлением внеклассной работы является организация и проведение спортивно-массовых мероприятий в школе. К ним относятся спортивные праздники, организация школьных спартакиад, соревнований, вечеров, «дней здоровья» и т.д. Спортивные соревнования среди младших школьников обычно проводят также по знакомым детям подвижным играм и по другим упражнениям учебной программы, не вызывающим у школьников чрезмерных физических напряжений. Физкультурные праздники в начальных классах обычно посвящаются каким-либо знаменательным датам. В программу таких праздников, как правило, включают парад участников и торжественное открытие праздника с подъемом флага, массовые гимнастические выступления, простейшие спортивные соревнования, игры, аттракционы, пляски, хороводы, песни. На торжественном закрытии праздника вручают призы и грамоты победителям.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия могут проводиться в режиме учебного и продленного дня, а также в форме внеклассной работы. К первым относятся, непосредственно, урок физкультуры, гимнастика доучебных занятий, физкультминутки во время уроков, физические упражнения и подвижные игры на большой перемене, продленка.

В комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы включены внеклассные формы занятий физкультурой и спортом. В ней определяется содержание занятий в школьных секциях популярных видов спорта, группах ОФП и кружках по физкультуре. Это значит, что внеклассная работа является обязательной и требует выполнения учителями физкультуры и педагогами дополнительного образования программных требований, а учениками сдачи нормативов по повышению спортивного мастерства в выбранном виде спорта.

В разделы других школьных программ не входит внеклассная работа с учениками, но практически все школы имеют функционирующие в своих рядах различные секции, кружки, группы, клубы.

Главная цель внеклассной работы - организация досуга школьников, несущего оздоровительный эффект.

Занятия в спортивных секциях, кружках проходят, в основном, по урочному типу, т.е. они имеют образовательно-воспитательную направленность, содержание, время и место; ведущей фигурой выступает педагог-специалист, который целесообразно, исходя из педагогических принципов, организует занятия, обучает, воспитывает занимающихся, направляет их деятельность соответственно логике решения намеченных задач; контингент занимающихся постоянен и относительно однороден. Однако такие занятия характеризуются и определяются особенностями, вытекающими в первую очередь из того, что выбор предмета занятий, установки на достижения, а также затраты времени и сил прямо зависит от индивидуальных склонностей, интересов, способностей занимающихся, а также от особенностей регулирования бюджета личного свободного времени, расходование которого далеко не всегда поддается унифицированной регламентации. Тем не менее, и в такой ситуации предпочтительными формами организации процесса физического воспитания зачастую являются урочные формы, особенно, когда необходимо обеспечить четко упорядоченное формирование знаний, умений, навыков и строго направленно воздействовать на развитие двигательных и связанных с ними способностями. Урочные формы занятий, как следует из сказанного, представляют для этого наиболее благоприятные возможности.

Занятия, организуемые в условиях добровольного физкультурного движения урочного типа более вариативны. Они видоизменяются в зависимости от профилирования содержания в направлении, добровольно избираемом занимающимися соответственно их индивидуальным устремлениям (спортивное совершенствование, либо пролонгированная ОФП, либо физкультурно-кондиционная тренировка, либо занятия, направленные на реализацию частных задач), а также в зависимости от ряда переменных обстоятельств (изменение в режиме жизни занимающегося, конкретные возможности выделения времени для занятий, условия их оснащения и т.д.). Это обусловливает своеобразие используемых форм урочных занятий. В различных ситуациях они значительно различаются, в частности, по соотношению структурных элементов, способам организации активности занимающихся, уровню и динамике предъявляемых нагрузок, объему и характеру распределения затрат времени. В некоторых случаях, когда есть соответствующие условия, урочные занятия организуются и по типу индивидуальных уроков, что нередко бывает, например, в работе тренера со спортсменом высокого класса. Однако эта наиболее индивидуализированная форма урочных занятий по понятным причинам не может быть основной в массовой практике.

К внеклассной работе по физической культуре относятся: спортивные секции по различным видам спорта (футбол, баскетбол, волейбол, гандбол, легкая атлетика, лыжные гонки, художественная гимнастика, хореография, бальные танцы, шейпинг, различные виды единоборств и др.), спортивные кружки, группы ОФП, спортивные клубы, команды и т.п.

Организация внеклассной работы

Внеклассную работу можно организовать несколькими путями: в виде спортивных секций, спортивных кружков, групп ОФП, спортивных клубов, команд, индивидуальных и репетиторских занятий. Для достижения, какого либо эффекта от процесса работы требуется, как нам известно, 4-5 занятий в неделю плюс возможность проверять достигнутый результат в товарищеских матчах и соревнованиях.

Во многих школах много внимания уделяется внеклассной работе по физкультуре. Секция физкультуры и спорта

Вот что говорит заслуженный учитель физкультуры о секции, которую они создали: «Ежегодно учащиеся нашей секции занимают призовые места в чемпионатах по волейболу, баскетболу, легкой атлетике и четырехборью районного и городского масштаба».

Основная задача, которую учителя физической культуры ставят перед собой - это воспитание сознательного отношения учащихся к своему здоровью, постоянное его укрепление, раскрытие и развитие индивидуальных двигательных способностей, умений и навыков. Формированию здорового образа жизни помогают не только уроки физкультуры, но большую роль играют, здесь играет и внеклассная работа, вовлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях и клубах.

В школе традиционно проводятся спортивные конкурсы и игры, эстафеты и кроссы, первенства по различным видам спорта. С удовольствием ребята принимают участие в спортивных эстафетах, веселых стартах осенью во время традиционного экологического фестиваля. Ежегодно проводятся соревнования по баскетболу и волейболу на первенство школы.

Стали традиционными спортивные состязания "Папа, мама и я - спортивная семья". Подобные соревнования укрепляют контакт между старшими и младшими в семье, между школой и семьей, создают общее хорошее настроение.

Ежедневно по утрам проходит утренняя гимнастика для учащихся младших классов, которую проводят инструкторы - старшеклассники. На динамической перемене организуются подвижные игры для 1-3 классов.

Систематическая внеклассная работа по физкультуре способствует укреплению здоровья детей. В этом году на 6 % повысилось количество детей, занимающихся в основной группе.

Руководство внеклассной работой в школе

Непосредственное руководство секцией возлагается на педагога, который решает все проблемы, связанные с организацией занятий, а именно:

  • * самостоятельно выбирает и использует выбранную методику обучения;
  • * несет ответственность за безопасность занимающихся;
  • * проводит селекцию (может отказать ученику в занятиях в секции);
  • * назначает дату и время тренировок (при согласовании с дирекцией школы);
  • * принимает решение об участии (или не участии) в каком-либо соревновании;
  • * несет ответственность за результаты подопечных в соревнованиях перед лицом дирекции.

В права и обязанности руководства школы входит:

  • * создание условий для беспрепятственной работы секции;
  • * несение ответственности за создание и функционирование секции перед муниципальными органами;
  • * по необходимости прекратить работу секции.

Планирование внеклассной работы

Планирование внеклассной работы - одна из важнейших предпосылок воплощения в жизнь цели и задач физического воспитания школьников. Занятия в секции требуют у занимающихся мобилизации двигательных и морально-волевых качеств. Тренеру необходимо знать и рационально использовать общие и специфические принципы обучения, а также умело применять их на практике. «Не навреди!» -- гласит первая заповедь тренера - воспитателя.

Планирование - это первая ступень в построении тренировочных занятий. То, как бы хотел видеть тренер рабочий процесс. В планировании, как в шахматах: нужно продумывать сразу на несколько ходов вперед. План составляется не на одну-две тренировки, а на весь процесс работы. Но чем на большее время рассчитан план, тем труднее точно предвидеть, какими будут конкретные черты планируемого процесса в действительности; вместе с тем, если вести планирование, лишь в расчете на ближайшее время, исчезает перспектива. В этом и заключается основная сложность. То, что вычислено и проанализировано на бумаге, не обязательно воплотится на практике. Кроме того, в процессе планирования важно учитывать конкретно - предпосылочные данные. Исходные данные о конкретном состоянии контингента занимающихся и их подготовленности к реализации целевых установок; мотивационные и личностные установки.

Для того, чтобы успешно решать задачи физического воспитания необходимо, чтобы из занятия в занятие ученикам предлагалась достаточная нагрузка, которая, с одной стороны, несла бы кумулятивный эффект и, с другой стороны, не была бы чрезмерной. Дозировка тренировочных нагрузок сугубо индивидуальна. Она зависит от возраста, физического состояния и пр.

Таким образом, кроме общих педагогических принципов, которые несут основополагающие требования к проведению занятий, крайне важную роль играет специфические принципы воспитания, выполнение которых ведет к решению главной цели физического воспитания, а игнорирование их ведет либо к деградации физических качеств спортсмена, либо, что гораздо страшнее, к ухудшению состояния здоровья и даже к патологиям.

Перечислим специфические принципы физического воспитания и их характеристику:

  • 1. принцип сбалансированного повышения нагрузок. Предписывает учитывать изменения параметров нагрузки, в соотношении с закономерностями адаптации к ней. Многократно повторяющаяся одинаковая нагрузка не ведет к развитию двигательных качеств. Поэтому параметры нагрузки должны постоянно повышаться;
  • 2. принцип соответствия педагогических воздействий возрасту занимающихся. Является наиважнейшим, и формирует свои положения, исходя из закономерностей гетерохронности физического развития, и предлагает выделять и учитывать сенситивные периоды развития физических качеств;
  • 3. принцип системного чередования нагрузок и отдыха. Предусматривает рациональное чередование активности и отдыха (в случае, если превалирует активность, могут возникнуть процессы переутомления и, в случае многократно суммирующихся состояний переутомления -- перетренированность; в том же случае, если преобладает процесс отдыха, то занятия не ведут к тренировочному эффекту;
  • 4. принцип постепенного наращивания нагрузок. Предусматривает постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузок, планомерное усложнение решаемых двигательных задач по мере роста функциональных возможностей организма.

Контроль внеклассной работы

Как уже отмечалось ранее, планирование лишь косвенно указывает на результат процесса воспитания, т.е. на то, как процесс должен разворачиваться в ходе тренировочной работы, в соответствии с закономерностями физического воспитания в теории. Но на практике, как часто бывает, получается не так, как планировалось ранее. Педагог-практик постоянно должен сверять текущие результаты с запланированными и, если требуется, вводит корректировку планов. Призван помочь тренеру в этом, контроль занятий.

Процесс воспитания школьников (не только физического, а именно воспитания в целом) очень тонкий и сложный. Именно поэтому результаты планирования иногда расходятся с действительными результатами практической работы. Стоит только какому-либо звену (тренер, дирекция, ученик) снизить требования к своим обязанностям - все пойдет не так. Примеры: тренер выбрал средства, не применимые к данной методике занятий; директор нарушил договор и одобрил лишь 3 занятия в неделю; ученик потерял интерес к занятиям. Во всех случаях ответственность ложится на тренера и его задача решить данные проблемы: выбрать подходящие средства занятий; убедить директора, что лишь 5-разовые занятия несут положительный эффект внеклассной работе; заинтересовать ученика.

В современной литературе можно насчитать десятки наименований видов и разновидностей контроля: педагогический, врачебный, биологический, антропометрический, биохимических, биомеханических, психологический; предварительный, оперативный, текущий, этапный, итоговый, что свидетельствует о недостаточной упорядоченности связанных с ним представлений. Мы рассматриваем контроль как реально существующие отношения между субъектом и объектом воспитания, поэтому выделим 2 типа контроля: «педагогический контроль» и самоконтроль занимающихся, причем педагогический контроль играет, естественно, ведущую роль.

Термин «педагогический» в данном случае подчеркивает, что контроль осуществляется педагогом-специалистом соответственно его профессиональным функциям с использованием тех средств и методов, какие он может и должен квалифицированно применять на основе полученного специального образования и практического опыта по профилю специальности. Основные аспекты педагогического контроля:

  • * контроль направляющих начал и параметров воздействий;
  • * контроль «объекта и эффекта воздействий» (должен выявлять и прослеживать соотношения педагогически направленных воздействий и их эффектов, оценивать их соответствие или несоответствие запланированных результатам);
  • * контроль исходного уровня возможностей и готовности воспитываемых к реализации поставленных задач;
  • * педагогический самоконтроль;
  • * контроль внешне-средовых факторов;
  • * контроль двигательной деятельности и непосредственно связанных с нею взаимодействий воспитываемых;
  • * контроль динамики функциональных сдвигов в организме занимающихся, эффекта текущих воздействий и общих результатов физического воспитания;
  • * контроль за формированием знаний, умений, навыков, развитие способностей, совершенствование личностных качеств воспитываемых.

Контроль за внеклассной работой собственного исследования будет таков:

  • 1. главными критериями отбора в секцию является, прежде всего, желание самого ученика участвовать в занятиях и выполнять требования тренера; естественно, навыки (если дети старше 10 лет; если младше - то навыки не берутся в расчет); а также согласие врача на занятия в секциях;
  • 2. контроль за эффектом нагрузок индивидуальный для каждого ребенка. Для этого используются различные методы врачебного наблюдения: показатели пульсометрии, контроль за внешними признаками утомления у детей и др.;
  • 3. проведение контрольных занятий, посвященных сдаче нормативных требований с целью узнать о готовности занимающихся к реализации поставленных задач, а также об успешности решения выбранной методики тренировок;
  • 4. контролирование тренером собственных поступков, норм педагогической этики, образовательно-воспитательной информации и, опять же, соответствие планирования и итогов тренировок;
  • 5. важно помнить, что естественно-средовые и гигиенические факторы при правильном построении тренировок выступают дополнительными средствами физического воспитания, поэтому занятия проводятся либо на воздухе, либо в чистом проветренном зале;
  • 6. проводится контроль знаний теоретического характера, а также способностей удачно взаимодействовать с партнерами в процессе командной игры.

Субъективный контроль имеет не менее важное значение в процессе физического воспитания. Образование навыков будет максимально эффективным, если соблюдать определенные закономерности формирования двигательных навыков.

Согласно теории управления усвоением знаний, каждое действие состоит из 3 частей:

  • 1. ориентировочная;
  • 2. исполнительная;
  • 3. контрольно-корректировочная.

Ориентировочная часть выполняет функцию программы действия, на основе которого выполняется исполнительная часть. А контрольно-корректировочная - осуществляет контроль за исполнением действия, результат действия сопоставляется с заданием программы и оценивается продвижением к цели. При рассогласовании ориентировочной и исполнительной частей, коррекция направлена на исполнительную часть. При согласовании ориентировочной и исполнительной частей, но не удачному результату действия, коррекция направлена на ориентировочную часть.

Обучение наиболее эффективно, когда педагог управляет формированием ориентировочной основой действия.

спортивная внеклассная работа физическая культура

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГБОУ СПО «Калязинский колледж»

Контрольная работа

По дисциплине: «Теория и методика физического воспитания»

На тему: «Внеклассная работа по физическому воспитанию в общеобразовательных школах»

Выполнила: студентка 4 курса гр. 4 НКЗО

Бусалкина Е.В.

Сергиев Посад

Введение

1. Обзор литературы

1.1 Задачи внеклассной работы по физическому воспитанию

1.3 Организация внеклассной работы

1.4 Формы внеклассной работы

1.4.1 Прогулки, экскурсии, походы

1.4.2 Игры, развлечения

1.4.3 Спортивные соревнования

1.4.4 Кружки физической культуры

1.4.5 Спортивные секции

Перечень литературы

Введение

Актуальность работы: внеклассная работа отличается от учебной тем, что:

- осуществляется на добровольных началах, а ее содержание и формы организации определяются с учетом интересов большинства учащихся и условий школы;

Она строится на основе широкой общественной активности школьников, объединенных в коллектив физической культуры, при контроле и поддержке со стороны администрации, учителей, родителей, шефов;

Педагогическое руководство внеклассной работой приобретает в большей мере инструктивно-педагогический характер, стимулирующий проявление творческой инициативы учащихся.

Зная все эти особенности организации внеклассной работы по физическому воспитанию, учитель сможет организовать её так, чтоб она была эффективной и результативной. В этом и заключается актуальность данной темы.

1 . Обзор литературы

1.1 Задачи внеклассной работы по физическому воспитанию

Одним из видов внеклассной работы в школе является массовая физкультурная и спортивная работа.

Задачи внеклассной работы:

Содействовать школе в выполнении стоящих перед ней учебно-воспитательных задач;

Содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся;

Углублять и расширять здания, умения, навыки, получаемые учащимися на уроках, физической культуры;

Воспитывать и развивать организаторские навыки у школьников;

Организовывать здоровый отдых учащихся;

Прививать учащимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

1 . 2 Содержание внеклассной работы

Внеклассная работа проводится во внеурочное время в виде занятий по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке к туризму, в секциях, группах, командах.

Дополнительный материал берется из журналов «Физическая культура в школе», «Вожатый», «Пионер», «Костер», из газеты «Пионерская правда» и соответствующей литературы. Значительнее место отводится общеразвивающим упражнениям без предметов и с предметам, упражнениям на гимнастических скамейках и стенке, со скакалками, в равновесии, лазанье, прыжках. Разучиваются комбинации вольных упражнений и пирамиды для выступлений на пионерских сборах, утренниках, праздниках.

Самое большое место во внеклассной работе занимают игры. При этом программный материал по играм значительно расширяется за счет дополнительных игр, близких по своему содержанию к программным. Особое внимание при проведении внеклассных занятий, в том числе и игр, уделяется соответствию используемого материала изучаемому на уроках учебному материалу, чтобы сочетание учебных и внеклассных занятий способствовало совершенствованию двигательных умений и навыков детей.

Чтобы добиться массового охвата учащихся внеклассной работой, используются самые различные формы организации и проведения занятий с детьми с учетом их возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Основными формами являются: походы, занятия в группах общей физической подготовки, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных секциях.

1.3 Организация внеклассной работы

Общее руководство работой коллектива физической культуры возлагается на учителя физической культуры, а руководство кружком -- на одного из учителей начальных классов. В кружок и коллектив физической культуры учащиеся вступают добровольно, для этого достаточно устного заявления.

На общем собрании членов коллектива (кружка) выбирается совет, который организует и проводит всю работу по плану, утвержденному директором школы.

Во всех классах школы избираются физкультурные организаторы. Они работают под руководством классных руководителей, организуя учеников своего класса для участия в различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях, проводимых школой.

Для проведения практической работы с учащимися организуются секции. В первую очередь создается секция общей физической подготовки, работающая весь учебный год. Осенью -- игры, легкая атлетика и гимнастика; зимой -- лыжная подготовка и игры; весной -- игры, гимнастика и легкая атлетика. Основой занятий секции общей физической подготовки является учебная программа. На занятиях секции совершенствуются умения и навыки, в выполнении упражнений, усложненных условиями местности, иной расстановкой снарядов, введением новых элементов. Кроме программного материала, на занятиях секции разучиваются новые игры, комбинации вольных движений, пирамиды. Учебные группы секции выступают на школьных праздниках.

В секцию общей физической подготовки следует привлекать как можно больше учащихся, в том числе и тех, которые несколько отстают в физическом развитии от своих сверстников.

Занятия учебных групп общеобразовательных школ проводятся один-два раза в неделю, в свободное от уроков время, по расписанию, утвержденному директором школы. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 60 мин.

В каждой учебной группе избираются старосты, а в командах -- капитаны. Старосты и капитаны напоминают учащимся о занятиях, учитывают посещаемость, помогают совету коллектива (кружка) и руководителям групп в их работе.

В школе наряду с секцией общей физической подготовки могут быть организованы секции по видам спорта: для детей I класса по плаванию, теннису и настольному теннису, фигурному катанию на коньках; для детей II класса, кроме тех, которые предусмотрены для І класса,-- по спортивной гимнастике (девочки с восьми, мальчики с девяти лет); начиная с III класса допускаются занятия в секциях плаванья и прыжков в воду. С десятилетнего возраста учащиеся допускаются к занятиям в секциях: бадминтона, художественной гимнастики, конькобежного спорта, легкой атлетики, парусного спорта, футбола.

Обязательными условиями для создания секций по видам спорта являются: наличие мест для занятий, необходимое оборудование и инвентарь, а главное -- квалифицированное руководство. Руководители спортивных секций должны хорошо знать данный вид спорта, методику проведения занятий, особенности занятий с детьми.

Разносторонняя общая физическая подготовка является основой успехов в любых видах спорта, поэтому на занятиях всех секций значительное внимание уделяется гимнастике, играм, легкой атлетике.

Занятиями в группах и командах могут руководить учителя или инструкторы-общественники, старшеклассники (в средней школе), а также спортсмены и тренеры спортивных обществ.

Кроме организации практических занятий, коллектив (кружок) физической культуры вместе с учителями, привлекает учащихся к работе по устройству новой спортивной площадки; в тесном контакте с кружком «умелые руки» организует изготовление простейшего инвентаря; проводит спортивные соревнования, физкультурные праздники, выступления на утренниках и других мероприятиях; помогает врачу и учителям в пропаганде физической культуры и спорта среди учащихся и родителей и т. д.

Членов коллектива (кружка), проявивших интерес к занятиям физической культурой и спортом и добившихся некоторых успехов, школа может направить в детскую спортивную школу.

К учащимся, состоящим в коллективе (кружке) физкультуры, предъявляются определённые требования. Они должны успевать по воем предметам, соблюдать правила личной гигиены, заниматься в одной из групп или команд и участвовать в проведении физкультурных мероприятий.

Члены коллектива, показывающие хорошие успехи в занятиях физкультурой и сочетающие это с высокой успеваемость во всем предметам и примерной дисциплиной, поощряются директором школы.

1.4 Формы внеклассной работы

1.4.1 Прогулки, экскурсии, походы

Прогулки, экскурсии и походы имеют большое образовательное и воспитательное значение, поскольку дети знакомятся с природой, родным краем и его достопримечательностями.

Эти мероприятия содействуют совершенствованию навыков в ходьбе, беге и играх, закаляют организм и укрепляют здоровье детей, способствуют приобретению навыков самообслуживания, поведения и ориентировки на местности и т п. Неоценимую роль они играют в создании и укреплении детского коллектива, в воспитании чувства дружбы и товарищества.

Прогулки, экскурсии и походы чаще всего проводятся пешком, зимой могут быть использованы лыжи.

Прогулки обычно совершают без определенных образовательных целей, ради отдыха на лоне природы. Экскурсии имеют определенные образовательные цели и проводятся по заранее намеченной тематике.

В походах в отличие от экскурсий сочетается выполнение образовательных задач с условиями походной жизни (разбивка бивака, приготовление пищи, преодоление трудностей, встречающихся в любом исходе, и т. д.).

Тематика экскурсий и походов должна соответствовать общеобразовательной подготовке детей и школьным учебным программам.

Прогулки и экскурсия проводятся с учащимися всех начальных классов школы, походы организуются для учащихся III классов. Обычно эти мероприятия проводятся для каждого класса отдельно.

Протяженность маршрутов не должна превышать 5--7 км в оба конца, для учащихся I--ІІ классов, 8--10 км -- для учащихся ІІІ классов. При этом в середине пути необходим отдых в течение 1--2 ч.

Небольшие прогулки и экскурсии (при минимальном расстоянии) могут проводиться в любой учебный день; прогулки и экскурсии на большое расстояние, а также походы только в выходные или каникулярные дни. Каждое из этих мероприятий тщательно подготавливается, подробно разрабатывается план проведения. В плане предусматриваются задачи мероприятия, маршрут, места непродолжительного и длительного отдыха, занятия и игры в пути и на большом привале, инвентарь, личное к коллективное снаряжение участников.

О предстоящей прогулке или экскурсии учащиеся предупреждаются заранее. Руководитель прогулки, экскурсии или похода обязан хорошо знать состав и состояние здоровья учащихся, чтобы решить вопрос о допуске их к участию в проводимом мероприятии. Необходимо также хорошо знать и физическую подготовленность учеников. От этого зависит выбор маршрута и скорость движения группы. Если группа разнородна но составу, руководитель при определении скорости движения ориентируется на более слабых участников.

Чаще всего прогулками, экскурсиями и походами руководят учителя.При проведении тематических экскурсий в школах г.Запорожье приглашают участников исторических событий, героев труда, передовиков производства, старожилов.

Одним из решающих условий для успешного проведения любого мероприятия является дисциплина участников и соблюдение ими установленных правил и режима похода (прогулки), а также четкое выполнение поручений. Руководитель похода, экскурсии или прогулки заблаговременно проводит с участниками разъяснительную работу, а во время проведения требует обязательного выполнения установленного порядка.

При подготовке любого мероприятия учителю необходимо заранее выделить из числа учащихся помощников, которые организуют детей, подбирают необходимый инвентарь и снаряжение, проверяют подготовку участников, готовятся сами и помогают другим в проведении игр, хороводов, художественной самодеятельности и т. п.

Для наиболее физически подготовленных учащихся с разрешения врача в летние каникулы могут проводиться двухдневные походы с одним ночлегом.

План похода разрабатывается руководителем и утверждается директором школы. Готовность каждого участника проверяется руководителем за один два дня до похода и непосредственно перед выходом. К участию в походах следует привлекать медицинский персонал школы (врача или медсестру).

При подготовке к такому походу руководитель предварительно проводит с участниками несколько тренировочных занятий в ходьбе, беге и прыжкам, изучает маршрут похода и распределяет обязанности. Большое внимание уделяется подготовке коллективного и личного инвентаря (в частности, одежды и обуви) и подготовительной работе по организации ночлега и питания. Ночлег должен быть обеспечен в закрытом помещении (в доме, школьном здании), удовлетворяющем санитарно-гигиеническим требованиям. Питание должно быть обязательно горячим. Поход проводится по заранее разработанному плану, с соблюдением определенного режима движения, отдыха, питания.

При определении маршрута учитываются места для привала, наличие источников питьевой воды, мест для купания.

Коллективное снаряжение в походе состоит из следующих предметов: топор (в чехле), посуда для приготовления пищи (алюминиевые кастрюли, жестяные луженые ведра, эмалированная посуда), разливательная ложка, сковородка, мешки с завязками для продуктов, нож столовый, консервный нож, фотоаппарат, горн, мячи, сигнальные флажки, малая саперная лопата, компас, клеёнка, ножницы, иголки, нитки, булавки, спички, аптечка. В соответствии с задачами похода в коллективное снаряжение могут войти также гербарные папки, коробки для грунта, насекомых, различных сельскохозяйственных культур.

В индивидуальное снаряжение участников похода входит: летом-- рубашка или майка с длинными рукавами, трусы у мальчиков, шаровары у девочек, тренировочные или обычные брюки, светлая панама, хорошо разношенные ботинки, носки, на случай плохой погоды -- куртка, пиджак. Кроме того, каждый участник похода берет для себя рюкзак, ложку, кружку, миску, полотенце, мыло, салфетку, тетрадь или блокнот, карандаш.

В рюкзаках укладываются все личные вещи и часть коллективного снаряжения. Общий вес рюкзака не должен превышать 3 кг. Вещи в рюкзак укладываются так, чтобы к спине прилегало все мягкое.

В суточный рацион участников похода входит: 300 г черного и 200 г белого хлеба, 100 г крупы, 1 банка мясных консервов (на двоих), 30--40 г масла, 100 г сахара, 500 г овощей, 0,5 л молока, также соль, чай, лук, морковь.

Овощи и молоко обычно приобретаются на месте или вблизи большого привала. Молоко разрешается употреблять только кипяченое.

Составление меню и раскладка продуктов на разовые приемы питания должны проводиться до похода.

Во время походов детей следует учить ориентироваться на местности по компасу и часам.

Под ориентированием на местности понимается определение сторон горизонта -- севера, юга, востока и запада -- и расположения населенных пунктов и дороги по отношению к месту нахождения туристов.

Чтобы ориентироваться по компасу, надо компас положить на горизонтальную поверхность (книжку, папку, пень) и отпустить тормоз. Стрелка после колебания остановится и одним своим концом покажет направление на север, другим -- на юг. В компасе Адрианова, наиболее приемлемом для юных туристов, северный конец стрелки имеет белый цвет, в других компасах северный конец стрелки темный. Если в соответствии с показаниями компаса встать лицом к северу, то справа будет восток, слева -- запад, а сзади -- юг.

Компас можно ориентировать. Это значит совместить северный конец стрелки с северной точкой лимба компаса.

При помощи часов ориентироваться можно только днем и в тихую погоду, когда видно солнце. Чтобы ориентироваться в 13 ч, достаточно встать лицом к солнцу и слева будет восток, справа -- запад, сзади -- север.

В другие часы следует часовую стрелку направить на солнце и угол между часовой стрелкой и направлением на цифру «1» на циферблате часов разделить пополам. Линия деления этого угла указывает направление юг -- север.

В походе детей следует учить разжиганию костра. Костер разжигать надо в таком месте, чтобы он не портил корней зелени, не мог служить причиной лесного пожара; от ближайших деревьев костер разжигается в 5--6 м.

Для костра делается кострище: срезается с площади в 1 кв. м дерн и этим дерном обкладывается кострище, при этом дерн кладется травой вниз. В середину кострища накладывается «шалашик» или «колодец» из мелких сухих веточек, бересты, «палочек-зажигалочек». «Шалашик» («колодец») обкладывается тонкими, сухими сучьями и зажигается с той стороны, откуда дует ветер. Когда «шалашик» загорится, в костер подкладываются сначала тонкие сучья, а потом все более толстые и крупные. На костре варится пища, кипятится чай. Чтобы пища хорошо, быстро сварилась и не пахла дымом, надо кастрюли, ведра и чайники подвешивать над костром после того, как пламя будет достаточным, дым уменьшится.

После возвращения участников похода один из номеров школьной стенной газеты следует посвятить итогам его проведения.

1.4.2 Игры, развлечения

Самыми простыми и массовыми формами внеклассной работы с учащимися являются игры и развлечения.

Игры организуются как с небольшой группой учащихся одного класса, так и с большими группами учащихся двух-трех классов. Чем многочисленнее группа играющих, тем лучше должны быть подготовлены организаторы и затейники из учащихся. Игры следует проводить в виде так называемого «часа игр», общее руководство которым осуществляется учителями.

«Часы игр» проводятся во внеурочное время, а также и каникулярный период, причём сбор детей для участия в играх назначается в определенный день и час в школе или на площадке. В хорошую погоду осенью и зимой, а также в летнее время игры проводятся на открытом воздухе; лишь в ненастную, ветреную и холодную погоду они проводятся в закрытом помещении где температурные условия для игр на воздухе те же, что и для занятий другими упражнениями. Проводимые игры всегда должны соответствовать возрасту и подготовленности играющих, быть доступными для мальчиков и девочек, простыми по содержанию, легко объяснимыми, интересными и увлекательными. Комплекс игр составляется так, чтобы в нем были игры с различным содержанием, и нагрузкой и чтобы эти игры правильно чередовались. В одно занятие вводяться игры спокойные и игры с большой подвижностью, игры с пением и плясками. При этом наиболее подвижные игры проводятся в середине занятия, а игры с пением -- в конце его.

В старших классах школы большое применение имеют командные игры, близкие по своему содержанию к спортивным. К ним относятся «Пионерский мяч», «Эстафеты», «Лапта», «Гонка мячей», «Охотники и утки» и многие другие.

Если вводятся новые игры, которые на уроках не были пройдены, то их в одном занятии должно быть не более двух: одна игра с большой подвижностью и другая относительно спокойная. При проведении игр на местности большое применение имеют такие игры, как «Чуткий часовой», «Маскировка», «Невидимка» «Хитрая лиса», «Через цепь» и др.

Как любимое занятие детей во внеурочное время игры проводятся не только в специальные «часы игр», но также на утренниках, праздниках, прогулках, экскурсиях и т. д.

С большой охотой дети участвуют в хороводах, плясках и танцах. Проводятся они и на открытой площадке, и в закрытом помещении в сопровождении музыки или с пением. По своему характеру и содержанию они: должны быть простыми и легко разучиваться даже с большой группой детей. Как и игры хороводы, пляски и танцы проводятся на утренниках, праздниках, прогулках и экскурсиях, вводятся они и в «часы игр». Вполне доступными для учащихся школы является «Марш-хоровод», «Камаринская», «Во саду ли, в огороде», «Гопак», «Полька-приглашение», «Переходная полька», «Лезгинка», «Лявониха» и др.

Для проведення этих видов внеклассной работы подготавливается актив учащихся, с которым предварительно разучиваются новые хороводы или пляски, с тем чтобы они могли оказывать помощь руководителю в проведении указанных мероприятий с другими детьми.

В перерывах между массовыми танцами и плясками организовываются индивидуальные танцы и пляски.

В числе полезных и интересных развлечений для учащихся школы большое применение имеют игровые упражнения типа заданий. К таким относится «Серсо», «Надень кольцо», «Удочка», «Срезание предметов», «Прокати точнее», «Обручи», «Кто больше попадет?», «Набрось кольцо» и многие другие.

Любимым зимним развлечением детей является катание на санках с гор. Существует очень много способов катания с гор и различных игровых усложнений, применяемых но инициативе самих катающихся. Дети катаются на санках сидя, лежа, спиной вперед, стоя, стоя на коленях, по одному, по двое и т.д. Производятся спуски с горы на скорость, на дальность, с поворотами и т.д. Спуски с гор могут сопровождаться дополнительными упражнениями: поднять на ходу малый мяч, снять стоящий флажок, положить мяч, проехать под воротцами (устроенными из лыжных палок), метнуть на ходу в цель, перейти из положения сидя в положение лежа и т. д. С учащимися старших классов проводятся соревнования по спуску с гор и эстафеты с санками. физический воспитание внеклассный спортивный

Лучше всего катание на санках проводить с естественных гор; при отсутствии их силами учащихся строят снежную гору на школьной площадке или где-либо поблизости от школы. Используются также и деревянные горки, предназначенные в летнее время для вбегания, которые на зимнее время обкладываются снегом и заливаются водой.

Большое удовольствие доставляет детям, когда учитель не ограничивается наблюдением за детьми, а сам с ними катается.

1.4.3 Спортивные соревнования

Спортивные соревнования являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы по физическому воспитанию в начальной школе. Они содействуют привлечению учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями дома и в коллективе физкультуры, повышают физическую подготовленность учащихся, сплачивают детский коллектив.

Соревнования, как и другие виды внеклассной работы, включаются в общий годовой план работы школы. В начале учебного года точно определяются сроки проведения, положение и программы соревнований. С учетом этих сроков заблаговременно проводится подготовка к соревнованиям.

Лучшими сроками для проведения соревнований являются каникулы -- зимние, весенние и летние (фазу по окончании учебного года).

Спортивные соревнования организуются и проводятся непосредственно учителями под общим руководством директора школы. Самое активное участие в них должны принимать пионерская организация и коллектив физкультуры. В восьмилетних и средних школах активное участие в соревновании начальных классов принимает также комсомольская организация. Лучшие учащиеся-спортсмены старших классов оказывают помощь в подготовке учащихся начальных классов к соревнованиям и в проведении их. Каждое соревнование проводится в соответствии с положением, в котором указываются: цели и задачи соревнования, руководство, время и место проведения, участники, программа, условия проведения и зачет, порядок награждения лучших участников команд, форма заявки и сроки ее представления.

С учащимися начальных классов школы могут проводиться соревнования по играм, лыжам, легкой атлетике, конькам, а так же по гимнастике.

В программу соревнований по играм включаются подвижные игры из школьной учебной программы и игры, которые были хорошо разучены на внеклассных занятиях. Соревнования по подвижным играм могут проводиться среди всех учащихся.

Соревнования по лыжам и конькам проводятся среди учащихся III классов. Дистанция по лыжным гонкам для мальчиков -- 500 м, для девочек -- 300 м, по конькам и для мальчиков, и для девочек -- 60 м.

В программу соревнований по легкой атлетике, которые проводятся среди учащихся III класса, можно включать такие виды: бег, прыжки в длину и в высоту с разбега, метание мяча. Но дистанцию бега следует ограничить (до 40 м), а метание мяча можно проводить на дальность или в цель.

Среди учащихся II--III классов можно проводить соревнования по гимнастическим упражнениям, которые хорошо усвоены на уроках физической культуры или на занятиях в секциях общей физической подготовки: фигурная маршировка, вольные упражнения без предметов и с предметами (с флажками, цветами, лентами, палками), упражнения в равновесии, прыжки в высоту с прямого разбега, метание мячей в цель. Программа любых соревнований разрабатывается с учетом физической подготовленности учащихся.

В программу соревнований по гимнастике и легкой атлетике включается несколько различных видов, но участие в них детей в течение одного дня ограничивается лишь двумя, самое большее тремя видами (например, в гимнастике -- вольные упражнения, метание в цель и прыжки в высоту; в легкой атлетике -- бег, прыжок, метание). Конкретно эти вопросы решаются учителем класса с учетом индивидуальных способностей учащихся (по согласованию с врачом).

Соревнования по подвижным играм при наличии соответствующих условий можно проводить в любое время года. Гимнастические соревнования лучше всего проводить в весенние каникулы, а легкоатлетические -- по окончании учебного года.

Спортивные соревнования в школе могут проводиться в классе между командами (звеньями), а в школе (дружине) между классами.

Внутри класса соревнование организуется и проводится учителем и активом класса. Им помогают коллектив (кружок) физкультуры и родители.

Для подготовки и проведения общешкольных соревнований создается организационный комитет, возглавляемый обычно директором школы.

В оргкомитет входят учителя, врач школы, коллектива (кружка) физкультуры и родителей. Оргкомитет решает вопросы о сроках и месте проведения соревнований, их материальном обеспечении, об условиях зачета, утверждает распорядок проведения соревнований.

Успех в проведении соревнований в значительной мере зависит от качества работы судейской коллегии, которую возглавляет главный судья, назначаемый директором школы. В обязанности главного судьи входит: подбор судей, распределение между ними обязанностей, контроль за подготовкой мест соревнований, составление плана (расписания) проведения соревнований и обеспечение бесперебойного проведения соревнований в соответствии с положением и программой.

Главному судье предоставлены большие права: его решения обязательны для всех судей и участников соревнований, он разрeшает все спорные вопросы. По окончании соревнований главный судья вместе с секретарем подводят итоги, оформляют документацию, сдают директору школы все материалы соревнований.

Секретарь соревнований принимает заявки, проверяет их, готовит протоколы, проводит жеребьевку, выдает участникам нагрудные номера, совместно с главным судьей подводит итоги.

В состав судейской коллегии (кроме главного судьи и секретаря) в зависимости от объема работы и количества участников могут входить заместители главного судьи, стартеры, судьи секундометристы, судьи по видам, судьи на старте и финише, начальники дистанции, контролеры и др. Все они работают и выполняют свои обязанности под руководством главного судьи.

Для подготовки и проведения соревнований надо привлекать как можно больше учащихся. Они обычно готовят места для соревнований, инвентарь, оформляют площадки или залы, судейские протоколы. Дети, не участвующие в соревнованиях, работают судьями (будучи хорошо проинструктированными, они смогут производить измерения и запись результатов, подсчет очков).

При подготовке и проведении соревнований по лыжам судейская коллегия выполняет следующую работу. Начальник дистанции за один-два дня до состязаний выбирает место и измеряет дистанцию. Место соревнований выбирается вблизи школы. Лыжня не должна пересекать ни одну дорогу. В день соревнований место старта и финиша красочно оформляется, дистанция размечается флажками. В зависимости от местности на дистанции размещаются два -- четыре контролера.

За один-два дня до соревнований секретарь проводит жеребьевку, выдает нагрудные номера и заготавливает протоколы. Самым простым способом жеребьевки является следующий: по количеству участников (мальчиков и девочек отдельно) заготавливаются маленькие полоски бумаги, на которых пишется фамилия участника. Затем эти полоски кладутся на стоя (фамилией вниз) и тщательно перемешиваются. Далее происходит жеребьевка: берется одна полоска бумаги и на чистой стороне пишется № 1, на другой полосе -- № 2 и т. д. В таком же порядке выдаются нагрудные номера и составляется протокол старта.

В день соревнований судейская коллегия собирается за 1--1,5 ч до начала соревнований. Главный судья проверяет готовность судей и участников и докладывает об этом директору школы. Дети собираются в теплом помещении, там же проводится окончательная подготовка участников. К месту старта участники выходят по распоряжению судьи при участниках, который перед стартом выстраивает их в порядке нагрудных номеров и последний раз проверяет их готовность, одежду, обувь, головной убор, лыжи и палки.

Со старта лучше всего выпускать по одному участнику (через 15--30 с). На старте должны быть стартер (он же секундометрист) и секретарь, записывающий время ухода со старта каждого участника. Контролеры на дистанции отмечают прохождение участниками контрольных пунктов. Особенно четко должны работать судьи на финише, где как минимум должны быть старший судья, регулирующий работу всей бригады, два секундометриста, фиксирующие время прихода каждого участника, и два секретаря, записывающие время прихода каждого участника и их номера.

По окончании соревнований протоколы старта и финиша обрабатываются, определяются результаты участников и составляется сводный протокол.

Проведение соревнований по гимнастике требует большой подготовительной работы с судьями. Главный судья подробно изучает с ними программу соревнований, инструктирует их по оценке выполнения упражнений, входящих в программу соревнований. Шкала оценок, как правило, устанавливается десятибалльная.

Главный судья составляет график проведения соревнований и, руководя судьями, обеспечивает его выполнение. По окончании соревнований главный судья вместе с главным секретарем подводят итоги соревнований

Работа главного секретаря соревнований по гимнастике идентична работе главного секретаря соревнований по лыжам.

В бригаду для судейства вольных движений входят старший судья, секретарь и судьи, по одному судье (а лучше по два) на каждого участника команды, исполняющей упражнение.

Для выполнения вольных движений требуется достаточно просторное помещение, чтобы могла выступать команда в количестве пяти-шести участников. Пол на площадке для выступления должен быть очень чистым; хороню стелить на пол ковер. Старший судья к каждому из участников прикрепляет для судейства одного или двух судей. Судьи без согласования друг с другом оценивают выполнение упражнений и вслух объявляют своё решение или показывают оценки при помощи судейских книжек. Секретарь записывает результаты. Случаи особенно серьезных расхождений судей в оценках разбирает старший судья, после чего он принимает решение. На выполнение вольных движений даются две попытки, лучшая из которых засчитывается.

Упражнения в равновесии судит бригада из двух человек. Один из них -- старший, принимающий решения, другой, вместе со старшим принимает участие в оценке выполнения упражнения, он же ведет протокол.

Для выполнения упражнений в равновесии используется гимнастическое бревно или гимнастическая скамейка, поставленная рейкой вверх, необходимы гимнастические маты. Упражнения участники выполняют по одному, каждому дается две попытки, лучшая из которых засчитывается.

Прыжки в высоту судит бригада, состоящая из двух человек: судья и секретарь.

Для прыжков в высоту требуется следующий инвентарь: две стойки, одна планка или веревочка для прыжков, два-три гимнастических мата, мостик, измерительная планка. На каждой высоте участнику дается две попытки. Каждая высота заранее расценивается баллами.

Метание в цель судит бригада в составе двух человек: судья или секретарь.

Для метания в цель требуются квадратный щит размером 1х1 м с пятью концентрическими кругами (начиная с круга диаметром 20 см, затем увеличивая диаметр каждого круга на 20 см, на каждом круге обозначаются цифры от 1 до 5 или от 2 до 10), теннисные мячи (в зависимости от условий соревнования их 5 или 10), ограничительная планка или линия, за которую нельзя заходить при метании. Ограничительная планка кладется (или обозначается линия) на расстоянии, установленном программой соревнований (5--10 м). Участник старается попадать в центр круга, что дает наибольшую сумму очков. Судья объявляет результат после каждого броска участника, секретарь записывает результат каждого броска, а затем суммирует очки всех бросков и объявляет результат.

Соревнования по легкой атлетике, проводимые весной на спортплощадке, требуют большой подготовки. Все места соревнований должны быть тщательно подготовлены в соответствии с требованиями правил.

Дорожка для бега размечается так, чтобы для каждого бегущего участника была отдельная дорожка шириной 1,25 м. Для проведения соревнований по бегу необходимы флажок для стартера, флажок для отмашки на финише, секундомеры, финишная лента.

Места для приземления при прыжках взрыхляются, брусок для отталкивания белится меловым или известковым раствором, а дорожка для разбега при прыжках в длину и площадка для разбега при прыжках в высоту утрамбовываются.

Для проведения соревнований по прыжкам в высоту требуйте стойки для прыжков, планки или веревочки, измерительные планки, лопата и грабли для рыхления и выравнивания места приземления. Для проведения соревнований по прыжкам в длину требуются рулетка, колышек для отметки прыжка, лопата и грабли.

При подготовке мест для метаний на дальность предусматриваются дорожка для разбега и коридор шириной 10 м, ясно обозначенный Линиями, указателями расстояний или флажками. Обозначается линия броска. Для проведения соревнований необходимы мячи теннисные, колышки для отметки бросков, рулетки.

Легкоатлетические соревнования проводятся на относительно большой площадке, в разных секторах которой проходят прыжки, бег, метания. Чтобы лучше руководить соревнованиями, главная судейская коллегия находится в определенном помещении (месте), где при возможности устанавливается микрофон.

Соревнования по всем видам легкой атлетики начинаются одновременно, поэтому назначается столько судейских бригад, сколько видов соревнований

В бригаде для бега должны быть стартер, два-три секундометриста (по количеству дорожек), судья на финише и секретарь. Стартер дает старт после того, как к бегу все готово и с финиша будет дан условный сигнал флажком (отмашка). Старт дается одновременно стольким участникам, сколько есть дорожек: это также зависит и от количества секундометристов.

Стартер подает три команды:

1. «На старт!» По этой команде участники становятся на старт.

2. «Внимание!» (участники готовятся начать бег).

3. «Марш!» Со словом «марш» стартер резко опускает поднятый вверх флажок, участники начинают бег. Следующий старт стартер дает только после отмашки с финиша.

Секундометристы выполняют решающую роль в точном определении результатов бега. Во время старта все они по взмаху стартера флажком пускают секундомер (нажимают кнопку), а когда бегун, которого принимает секундометрист, коснется финишной ленты или достигнет линии финиша, секундомер останавливается. Показатели секундомера фиксируются секретарем в протоколе. Старший судья на финише руководит всей судейской бригадой, решает все вопросы, возникающие во время соревнований, дает отмашку стартеру, свидетельствующую о готовности бригады на финише.

Соревнования по прыжкам в высоту проводит бригада в составе судьи и секретаря.

В начале соревнований судья устанавливает планку или веревочку на минимальной высоте, секретарь проверяет по протоколу явку участников. По разрешению судьи и вызову секретаря участники начинают прыгать.

На каждой высоте участнику дается три попытки, каждая попытка отмечается секретарем. Учет попыток необходим для того, чтобы решить вопрос о преимуществе прыгуна в том случае, если два участника преодолели одинаковую высоту (преимущество принадлежит тому, кто на преодоление высоты затратил меньшее количество попыток). Высота считается взятой, если планка не упала на землю после прыжка. Неудачной попыткой считается всякий неудавшийся прыжок, а также всякое касание ногами ямы с песком в конце разбега до прыжка.

Прыжки в длину с разбега проводит бригада в составе судьи (он же измеритель), второго измерителя и секретаря. После полной подготовки места для прыжков и проверки явившихся участников. По протоколу судья разрешает участникам прыгать. Каждый участник совершает три попытки, по одной после всех участников. Результат каждой попытки измеряется. В протокол заносятся результаты всех трех попыток. Засчитывается лучший результат. Попыткой считается всякий заход за линию бруска для отталкивания. Каждый прыжок измеряется рулеткой, при этом измеряется расстояние между бруском для отталкивания и ближайшей к бруску точкой прикосновения любой частью тела прыгуна.

Метания на дальность проводятся бригадой в составе судьи (он же измеритель), второго измерителя и секретаря.

Старший судья по вызову секретаря разрешает участнику сделать подряд три броска. Каждый бросок совершается после того, как второй измеритель точно отметил колышком результат предыдущей попытки На колышке должна быть цифра, которую секретарь заносит в протокол против фамилии метающего. Подряд метают 10--15 участников, после чего производится измерение результатов, Измеряется расстояние между линией метания и точкой приземления мяча. Измеряется и заносится в протокол лучший результат.

1.4.4 Кружки физической культуры

Кружки физической культуры организуются для учеников школы. В зависимости от условий и количества, желающих они могут быть организованы отдельно в каждом классе, для отстающих в усвоении учебного материала, для всех учащихся начальной школы. Внутри кружка комплектуются группы по 20-- 25 человек с учетом их возраста и физической подготовленности. Занятия проводятся два-три раза в неделю, их продолжительность 60--90 мин.

Задача кружка -- активизировать двигательный режим детей, расширить их знания, двигательные умения и навыки; формировать у них потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями. Направленность занятий должна обеспечивать разностороннее физическое развитие учеников, овладение ими школой движений, формирование у них правильной осанки, улучшение качества усвоения материала учебной программы. В занятия включаются главным образом упражнения школьной программы, выполняемые в усложненных условиях и преимущественно в игровой форме.

Методическое руководство занятиями в кружках осуществляет учитель физической культуры. К непосредственному проведению занятий привлекаются общественные инструкторы, учащиеся-спортсмены, инструкторы из шефствующих организаций. Учителя, содействуют вовлечению учащихся в кружки, оказывают помощь в их организации, а при соответствующей подготовленности участвуют и в проведении занятий.

1.4.5 Спортивные секции

Спортивные секции создаются для учащихся, желающих заниматься определенным видом спорта. Основные задачи секций:

Приобщить школьников к систематическим занятиям спортом;

Содействовать их спортивному совершенствованию в избранном виде спорта;

Готовить их к участию во внешкольных соревнованиях;

Содействовать приобретению знаний и навыков инструкторской работы и судейства соревнований.

В секции приглашаются школьники основной медицинской группы, получившие допуск врача к занятиям. Проведение конкурсного отбора нежелательно, так как это противоречит основным задачам внеклассной работы. В секции учащиеся распределяются по группам с учетом возраста (6--7, 8--9, 10--11, 12--13, 14--15, 16--17 лет), пола, уровня спортивной подготовленности. Согласно существующему положению дети допускаются к спортивным занятиям:

с 6-летнего возраста -- к занятиям по спортивной гимнастике (девочки), художественной гимнастике, фигурному катанию;

с 7-летнего возраста -- к занятиям по фристайлу, шахматам и шашкам, теннису настольному и большому, синхронному плаванию, прыжкам на батуде, в воду, плаванию, спортивной гимнастике (мальчики), акробатике, водно-лыжному спорту;

с 8-летнего возраста -- к занятиям по бадминтону, баскетболу, футболу, горно-лыжному спорту, спортивному ориентированию;

с 9-летнего возраста -- к занятиям по водному поло, волейболу, конькобежному спорту, легкой атлетике, лыжному спорту (биатлону), лыжным гонкам, лыжному двоеборью, прыжкам с трамплина, парусному спорту, регби, ручному мячу, хоккею на траве, с мячом, с шайбой;

с 10-летнего возраста -- к занятиям по скалолазанию, фехтованию, тяжелой атлетике, санному спорту, современному пятиборью, стрельбе пулевой, гребле на байдарке и каноэ, гребле академической, велоспорту, борьбе вольной, классической, дзюдо, самбо, боксу;

с 11 лет -- к занятиям по конному спорту, стрельбе из лука, стрельбе стендовой;

с 17 лет -- к занятиям бобслеем.

Для учащихся 8--9 и 10--11 лет занятия проводятся два раза в неделю по 45 мин, для остальных возрастных групп -- три раза в неделю по 90 мин. Проводят занятия в спортивных секциях учителя физической культуры, военные руководители (по военно-прикладным видам спорта), учителя других предметов, имеющие соответствующую подготовку по определенному виду спорта и компетентные в вопросах методики организации и проведения спортивных занятий с детьми.

Выводы

Эффективность внеклассной работы обеспечивается при соблюдении следующих условий:

Тесная связь с учебной работой (преемственность содержания, организационно-методические приемы и т. д.);

Доступность занятий и разнообразие форм, обеспечивающих включение в физкультурно-спортивную деятельность широкого контингента учащихся;

Преемственность принципов и методов всей системы внеклассной образовательно-воспитательной работы при широком участии ученического актива;

Привлечение родителей и шефов к материально-техническому обеспечению условий для занятий, к руководству секциями, командами;

Четкое руководство со стороны администрации и учителей деятельностью школьного коллектива физической культуры.

В данной работе были рассмотрены такие вопросы:

Задачи организации внеклассной работы;

Организация внеклассной работы по физическому воспитанию;

Формы организации внеклассной работы по физическому воспитанию.

Для того, чтобы форма работы дала желаемый результат, нужно, чтобы она была внутренне принята учителем физической культуры, педколлективом школы и её руководством и конечно же учениками.

Перечень литературы

1. Вавилова Е.Н. Учите прыгать, бегать, лазить, метать. М.:"Просвещение". 1983 - 174 с., ил.

2. Гришин В.Т. Игры с мячом и ракеткой. М.: "Просвещение". 1982 г. -112 с., ил.

3. Ермак А.А. Организация физкультурного досуга. М.: "Просвещение".1978 - 130 с., ил.

4. Кузнецов В.С., Холодов Ж.К. . Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: "Просвещение". 2003г.

5. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: "Просвещение"1986 - 175 с., ил.

6. Минских Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. М.: "Просвещение". 1984 - 202 с., ил.

7. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе. М.: "Просвещение". 1981 - 190 с., ил.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Задачи внеклассной работы по физическому воспитанию: содержание и основные формы. Образовательное значение прогулок, экскурсий, походов. Игры и развлечения - наиболее простой, массовый способ занятий с учащимися. Соревнования и кружки физической культуры.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2013

    Планирование и учёт работы по физическому воспитанию в учебном заведении. Развёрнутый план-конспект урока по физическому воспитанию (гимнастика - 3 кл., легкая атлетика - 6 кл., спортивные игры - 10 кл.). Физкультминутка для для учащихся младших классов.

    контрольная работа , добавлен 21.06.2010

    Цели и задачи внеклассной работы по физическому воспитанию. Педагогический контроль и учет применяемых средств, методов и нагрузок. Содержание внешкольной работы с детьми. Обеспечение безопасности на внеклассных мероприятиях. Формы занятий физкультурой.

    контрольная работа , добавлен 22.01.2015

    Особенности внеклассной работы по географии. Цели и задачи внеклассной работы по географии. Содержание и педагогические требования к внеклассной работе. Характеристика форм внеклассной работы. Характеристика форм внеклассной работы по географии.

    курсовая работа , добавлен 30.07.2008

    Внеклассная работа как составная часть учебно-воспитательного процесса, цели и задачи внеклассной работы по географии. Характеристика, значение и эффективность занимательных форм внеклассной работы. Методические разработки занимательных мероприятий.

    дипломная работа , добавлен 03.03.2013

    Организация внеклассной работы по русскому языку. Значение внеклассной работы. Содержание внеклассной работы по русскому языку. Формы и виды внеклассной работы по русскому языку. Методика проведения внеклассных мероприятий.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2006

    Цели и задачи внеклассной работы по географии в школе. Основные показатели эффективности внеклассной работы по географии. Основные задачи, формы и направления организации внеклассной работы. Работа географических кружков, секций, обществ, клубов, музеев.
    Формы, методы и содержание работы с учащимися младшего и старшего звена на внеклассной работе и на факультативах

    Внеклассная и факультативная работа по иностранному языку: основные виды, формы и организация занятий. Игровые формы внеклассной работы, факультативные занятия по иностранному языку. Вечер английского языка, посвящённый творчеству Уильяма Шекспира.

Внеклассное и общешкольное направление физического воспитания входит в систему внеурочных занятий школьников физическими упражнениями и направлены на решение педагогических задач. Имеет место своеобразие в организации внеурочных занятий. Школьнику предоставляется свобода выбора форм занятий по своему усмотрению. Они проводятся вне урочного расписания, в свободное для учащихся время. Главная цель внеклассной работы - организация досуга школьников, несущего оздоровительный эффект. По статистике занимающихся регулярно физической культурой примерно 20%, остальные 80% школьников просто гуляют на улице, болтаются там без дела или сидят дома за компьютером.

Внеурочные формы занятий школьников составляют особое содержание работы учителя физической культуры. Они способствуют более успешному решению общих задач физического воспитания, и в то же время имеют свои специфические особенности.

Основными задачами внешкольной работы являются следующие:

· содействовать школе в выполнении стоящих перед ней учебно-воспитательных задач;

· содействовать успешному и полному овладению материала программы по предмету «Физическая культура»;

· удовлетворять интересы школьников к занятиям массовыми видами спорта;

· выявлять детей, имеющих хорошие способности к занятиям определенными видами спорта;

· обеспечивать здоровый, активный, содержательный отдых;

· содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся;

· углублять и расширять здания, умения, навыки, получаемые учащимися на уроках, физической культуры;

· совершенствовать умения и навыки учащихся в выполнении различных упражнений, как в обычных условиях, так и в усложнённых, в частности на местности;

· воспитывать и развивать организаторские навыки у школьников;

· прививать учащимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

· побудить учащихся к активным самостоятельным занятиям физической культурой и спортом;

· привлечь к физическому воспитанию учащихся педагогический коллектив, родителей, общественные организации.

Важным в решении задач физического воспитания школьников является обучение школьников умениям самостоятельно и систематически заниматься физическими упражнениями, формировать личный двигательный режим.

Педагогический контроль и учет в физическом воспитании

Педагогический контроль - это система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов и нагрузок.

Основная цель педагогического контроля - это определение связи между факторами воздействия и теми изменениями, которые происходят у занимающихся в состоянии здоровья, физического развития, спортивного мастерства и т. д.

На основе анализа полученных в ходе педагогического контроля данных проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий, что создает возможность при необходимости вносить коррективы в ход педагогического процесса.

В практике физического воспитания используется пять видов педагогического контроля, каждый из которых имеет свое функциональное назначение.

1 Предварительный контроль проводится обычно в начале учебного года. Он предназначен для изучения состава занимающихся и определения готовности учащихся к предстоящим занятиям. Данные такого контроля позволяют уточнить учебные задачи, средства и методы их решения.

2 Оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха. Контроль за оперативным состоянием занимающихся осуществляется по таким показателям, как дыхание, работоспособность, самочувствие, ЧСС и т. п. Данные оперативного контроля позволяют оперативно регулировать динамику нагрузки на занятии.

3 Текущий контроль проводится для определения реакции организма занимающихся на нагрузку после занятия. С его помощью определяют время восстановления работоспособности занимающихся после разных физических нагрузок. Данные текущего состояния занимающихся служат основой для планирования содержания ближайших занятий и величины физических нагрузок в них.

4 Этапный контроль служит для получения информации о кумулятивном тренировочном эффекте, полученном на протяжении одной учебной четверти или семестра. С его помощью определяют правильность выбора и применения различных средств, методов, дозирования физических нагрузок занимающихся.

5 Итоговый контроль проводится в конце учебного года для определения успешности выполнения годового плана-графика учебного процесса, степени решения поставленных задач, выявления положительных и отрицательных сторон процесса физического воспитания и его составляющих. Данные итогового контроля являются основой для последующего планирования учебно-воспитательного процесса.

Методы контроля. В практике физического воспитания применяются следующие методы контроля: педагогическое наблюдение, опросы, прием учебных нормативов, тестирование, контрольные и другие соревнования, простейшие врачебные методы, хронометрирование занятия, определение динамики физической нагрузки на занятии по ЧСС и др.

Контрольные соревнования и тестирование позволяют получить объективные данные о степени тренированности и уровне физической подготовленности занимающихся. Так, например, если уровень физической подготовленности не повышается или становится ниже, то пересматривают содержание, методику занятий, физические нагрузки.

Значение проводимой преподавателем работы по учету не сводится, конечно, к формальной регистрации сведений для официального. Именно на такой основе внедрения нового возможны постоянное улучшение качества учебного процесса, обогащение его средств и рационализация методики.

внеклассный воспитание физкультура