Беседа «Опасные ситуации. Криминальные ситуации или как обезопасить свою жизнь

Глобальной целью ролевой игры является устранение несоответствия между отдельно взятой личностью и окружающим ее миром. Соответственно, те индивидуумы, для которых указанное несоответствие не существует, в ролевые игры не играют и играть не будут. Все вышесказанное, конечно, не означает, что несоответствующая миру личность является ущербной, или мир столь плох.

Чисто теоретически возможны два варианта снятия этого противоречия: или надо изменить личность, чтобы она стала соответствовать миру, либо надо преобразовать мир, чтобы в нем стало хорошо данной личности. История дает нам немало примеров и того и другого подхода, и оба они в крайнем своем выражении приводили к печальным последствиям. В первом случае это нивелирование особенностей личности, подавление их либо социальными инструментами (красивая женщина - ведьма, ученый доктор - отравитель, талантливый музыкант - слуга дьявола и т.п.) либо психологическими (филистерство, охлократия). Во втором случае это либо диктатура и автократия, либо, если у личности нет власти над другими, убийства и самоубийства. Что же предлагают для решения этой проблемы ролевые игры?

В ролевых играх реализуются одновременно оба пути. Во-первых, игрок имеет право выбрать себе любой мир из предложенных организаторами или устроить игру самому, создавая свой собственный мир. Во-вторых, в новых условиях нового мира он может попытаться к нему приспособиться. Процесс приспособления к игровому миру психологически происходит легче, чем к адаптация к реальному миру, так как здесь нет элемента насилия, в любой момент можно выйти из игры.

Разумеется, проблема несоответствия личности и мира первоначально снимается только на время игры, но, во-первых, многие из участвовавших хотя бы в одной игре принимают в них участие снова и снова; во-вторых, у игроков увеличивается внешняя приспособляемость к различным ситуациям при одновременном выявлении сущностных особенностей личности; и, наконец, в-третьих, когда игроков с определенным, выработанным в процессе игры менталитетом становится много, то они начинают влиять уже на реальный мир.

Кроме вышеуказанной глобальной цели организаторы игры и игроки могут ставить перед собой и другие задачи. Первая - познавательная (“как это было?”) характерна в большей степени для исторических игр. Такие игры помогают понять, как жили люди в Древнем Египте, Иерусалиме времен крестовых походов, в Англии времен короля Артура или войны Алой и Белой Розы и т.п. В этом случае характерно тщательное воссоздание исторической обстановки (предметов быта, одежды, строений, оружия). Вторая возможная задача - эстетическая (“мир прекрасен”). Точное историческое соответствие необязательно, но антураж необходим и обязан быть красивым. Третья задача - обучающая (“как это есть”) быть следопытом, корабелом, воином, монахом буддийского монастыря и т.п. В таких играх непременное условие - тщательно подобранное и обставленное место игры. Четвертая задача - этическая (“это наш мир”) - проведение в жизнь некоторой системы моральных ценностей (ни в коем случае не религиозных, религиозная оболочка может быть, а может и не быть). В играх, где эта задача явно поставлена, Добро и Зло, как правило, четко выражены, носители разных этических систем находятся в разных командах и даже одеваются в разные цвета. Этическая задача никогда не бывает единственной, ибо ролевая игра - это в первую очередь игра, а играть в абстрактные принципы невозможно. Пятая задача - компенсаторная (“все было не так”). Игры такого плана предполагают обязательный литературный или, реже, кинематографический источник. Декорации и реквизит минимальны, все внимание - непосредственно возникающим в ходе игры ситуациям. И, наконец, последняя задача - структурирование времени (“как здорово, что все мы здесь сегодня собрались”) - это задача начинающих игроков. Однако поскольку ролевые игры имеют много достоинств (см. все вышеперечисленное), то такое времяпровождение может быть полезно и для них, хотя бы тем, что отвлекает от других времяпровождений, многие из которых ничего не дают ни уму, ни сердцу. Следует при этом заметить, что опытные игроки не любят тех, кто ставит перед собой только эту задачу.

В ходе каждого занятия детям предлагаются ситуации, поиск выхода из которых происходит в ходе игры. Роли взрослых выполняют педагоги, волонтеры, роли детей - ребята из класса, группы, кружка (дети, с которыми проводится работа).

Игра 1."Большое и маленькое "Нет".

(по мотивам сказки Гизелы Браун)

Ситуация к проигрыванию:

Маленькое "нет" сидит на скамейке и ест шоколадку. Оно действительно очень маленькое, по-настоящему крохотное и совсем тихое.

Тут подходит большая толстая женщина и спрашивает: "Могу я сесть рядом с тобой?" Маленькое "нет" тихо шепчет: "Нет. Мне было бы лучше побыть одному". Большая толстая женщина даже не услышала его и села на скамейку.
Тут подходит мальчишка и спрашивает: "Могу ли я получить твою шоколадку?" Маленькое "нет" опять тихо шепчет: "Нет, я бы охотно съел ее сам". Но мальчишка также не услышал, забрал у маленького "нет" шоколадку и начал есть.
Затем подошел мужчина, который уже раньше часто видел маленькое "нет" в парке, и сказал: "Привет, Малыш! Ты очень симпатичный. Я могу тебя поцеловать?" Маленькое "нет" в третий раз прошептало: «Нет, я не хочу твоего поцелуя». Но мужчина, кажется, тоже не понял, подошел к маленькому "нет" и собрался его поцеловать.
Тут, наконец, терпение маленького "нет" лопнуло. Оно встало, вытянулось в высоту и во весь голос закричало: "НЕ-Е-ЕТ!" и еще раз: " НЕТ! НЕТ! НЕТ! Я хочу один сидеть на моей скамейке, я хочу мою шоколадку есть сам, и я не хочу целоваться. Сейчас же оставьте меня в покое!"

Большая толстая женщина, мальчишка и мужчина широко открыли глаза: "Почему же ты так не сказал сразу?" - и пошли дальше своей дорогой.

Цель - научить ребенка громко и уверенно говорить "Нет".

Роли: взрослые, подросток, ребенок.

Игровой материал: карточки с надписями, атрибуты и игрушки.

Игра 2."Незнакомец"

Ситуация к проигрыванию:

Вариант 1. На улице к ребенку подходит незнакомец и просит показать дорогу куда-либо.
Вариант 2. Во дворе к ребенку, играющему отдельно от детей, подходит старушка и просит помочь снять с дерева в соседнем дворе котенка.

Цели:

помочь ребенку уяснить, что ни с кем нельзя уходить никуда и никогда;

научить видеть те ситуации, когда можно оказать помощь незнакомому человеку (для детей младшего школьного возраста);

сформировать следующую модель поведения - при попытке похищения"кричать, бежать, рассказывать" (рассказывать другим взрослым, обязательно родителям);

познакомить с правилом "докладов" родителям о своем местонахождении.

"Незнакомец":

взрослый просит помочь ему посадить дерево, убрать мусор и т.д., то есть то, что не требует какого-либо удаления или уединения с ним. Тогда надо принять это правильно и оказать помощь. Возможно, это потребует участия других детей и будет происходить на виду у других людей. Обязательное правило: сообщить родителям о своем местонахождении.

Роли: незнакомец, 5-6 ребят, играющих во дворе.

Игровой материал: игрушки, карточки с надписями.

Игра 3."Один дома"

Ситуация к проигрыванию:

Ребенок один дома. Звонок в дверь.

Цель - сформировать безопасную стратегию поведения ребенка в данной ситуации: никогда и никому не открывать дверь, если он дома один.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Один дома":

проигрываются все возможные и вероятные ситуации, после которых еще раз уточняется, что дверь нельзя открывать даже знакомому, соседу, водопроводчику (даже если сосед хорошо знакомый, а водопроводчика вызывали на этот день). Далее детям предлагается вспомнить сказки, в которых герои оказывались в аналогичных ситуациях, и это привело к печальным последствиям. Рассматривание рисунков к сказкам.

Роли: взрослый (сосед, знакомый родителей, водопроводчик, милиционер, врач, незнакомец и т.д.) ребенок.

Игровой материал: различные атрибуты, рисунки к сказкам.

Игра 4."Телефонный звонок"

Ситуация к проигрыванию:

Ребенок один дома. Звонок по телефону .

Цель - научить ребенка безопасному общению по телефону. Развивать умение самостоятельно принимать решение, действовать уверенно.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Телефонный звонок":

Рассмотреть случай, когда к телефону никто не подходит, это может означать, что в доме никого нет.

Роли: взрослый, ребенок.

Игровой материал: игрушечный телефон, рисунки по теме.

Игра 5."Подкуп"

Ситуация к проигрыванию:

Незнакомый человек предлагает ребенку какое-либо угощение, подарок.

Цель - стратегию поведения в данной ситуации: ничего не брать у незнакомца.При попытке похищения - "кричать, бежать, рассказывать".
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Подкуп" :

после каждого игрового момента обсуждение возможных последствий (угощение может быть отравлено, является подкупом, поводом для знакомства и т.д.). Предложить детям самим придумать возможные ситуации. Вспомнить аналогичные ситуации из жизни, из сказок. Организовать рассматривание рисунков по теме.

Роли: взрослый, дети.

Игровой материал: различные угощения, игрушки, рисунки к сказкам.

Игра 6."Машина"

Ситуация к проигрыванию:

Ребенок идет по улице. Недалеко от него останавливается машина.
Вариант 1: взрослый спрашивает у ребенка дорогу куда-либо;
Вариант 2: взрослый предлагает подвезти.

Цели:

выработать безопасную стратегию поведения у ребенка в данной ситуации:

нельзя подходить к краю дороги и приближаться к машине (Правило "Трех больших шагов");

не садиться в автомобиль;

твердо и уверенно отвечать отказом.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Машина": рассмотреть и обсудить все возможные варианты этой ситуации в ходе анализа игры.
Если взрослый спрашивает дорогу куда-либо, можно посоветовать ему спросить об этом у кого-нибудь из взрослых, но строго соблюдать правило "Трех больших шагов".
Обязательно проиграть ситуацию, в которой ребенка приглашают сесть в машину друзья или знакомые родителей. Без предварительной договоренности с родителями или заранее оговоренного пароля, этого делать нельзя.
В ситуации "Вариант 2", обсудить возможные предлоги, с которыми взрослый может обратиться к ребенку.

Здесь главное правило: не садиться в машину никогда и ни под каким предлогом.
Обязательно проиграть ситуацию, когда водитель на машине преследует ребенка.
Правило: бежать в сторону, противоположную движению машины.

В конце проведения игрового занятия использовать упражнение на умение громко кричать. В игре использовать рисунки (рассматривание, обсуждение)

Роли: взрослый "за рулем автомобиля", ребенок.

Игровой материал: атрибуты к игре, рисунки.

Игра 7."Если потерялся"

Ситуация к проигрыванию:

Ребенок теряется в многолюдном месте (рынок, стадион, парк, в поездке и т.д.)

Цели:

научить ребенка обращаться за помощью к взрослым, уметь найти безопасного незнакомца (милиционер, продавец, кассир, водитель автобуса, троллейбуса и т.п.);

воспитывать чувство уверенности при общении с людьми, способными оказать помощь.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Если потерялся": в процессе игры подвести ребенка к тому, что он должен быть настойчивым в поиске помощи (если не помогут в первый раз, обращаться во второй и третий). Во избежание подобных ситуаций можно предложить ребенку заранее договориться с родителями о том месте, где они будут ждать друг друга в случае, если ребенок потеряется. Помочь твердо запомнить следующее: незнакомые люди, к которым дети обращаются за помощью сами, гораздо безопаснее тех, которые первыми предлагают ее ребенку.

Роли: взрослые, ребенок, массовка - вся группа.

Игра 8." Защита"

Ситуация к проигрыванию:

Взрослый пытается затащить ребенка в подъезд (подворотню, на стройку и т.д.)

Цель - выработать безопасную стратегию поведения ребенка в данной ситуации, научить его не теряться, быть решительным и пытаться спасти себя.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Защита": рекомендуются упражнения на умение громко кричать "Это не мой папа!", "Спасите!" и т.п. (выслушать предложения детей).В данной ситуации дети могут кусаться, царапаться, драться, бороться.
Важно научить ребенка не сдаваться и продолжать придумывать новые попытки выйти из ситуации.
Проиграть ситуацию преследования незнакомцем. В этом случае можно юркнуть в "убежище", если оно рядом (в том случае, если преследующий отстал и не видит, куда может последовать ребенок), а если нет - бежать в ближайшее людное место. Если и этого нет - кричать как можно громче и пытаться спастись бегством. Предложить детям самим придумать дополнительные средства и способы защиты.

Роли: взрослый, ребенок.

Игровой материал: карточки с надписями.

Игра 9."Дорога домой"

Ситуация к проигрыванию:

Друг предлагает ребенку поздним вечером сократить дорогу домой, пройдя через пустырь или двор.

Цель - научить ребенка отказывать, говорить "Нет", учить относиться серьезно к подобным ситуациям и с уверенностью отстаивать свое мнение.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Дорога домой": предложить для проигрывания различные ситуации, когда дети могут стать легкой добычей преступника. Попросить ребенка попробовать убедить друга не ходить опасным путем. Помочь ему понять, что отказ от подобного предложения является не трусостью, а разумным и безопасным поведением.

Роли: ребенок, его друг, взрослые.

Игровой материал: карточки с надписями.

Игра 10."Вымогательство"

Ситуация к проигрыванию:

Вариант 1. Ребенок идет с другом. По дороге к ним пристают трое старшеклассников и вымогают деньги.

Вариант 2. На улице незнакомец требует отдать ему украшения (у девочек - сережки, цепочка, кольцо и т.п.), деньги.

Цель - выработать у ребенка безопасную стратегию поведения в данной ситуации: отдать беспрекословно. Помочь понять, что такое поведение не является трусостью, что жизнь и здоровье - самое дорогое, что у них есть, и что главное - выйти из ситуации живым и здоровым.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Вымогательство": проиграть ситуацию, когда вымогательством занимаются сверстники (можно оказать сопротивление, предварительно рассчитав свои силы).

Роли: взрослые, дети (сверстники).

Игровой материал: карточки с надписями, украшения, деньги.

Игра 11."Опасность"

Ситуации к проигрыванию:

Вариант 1. В квартире начался пожар.

Вариант 2. Ребенок в доме с одним из взрослых. Взрослому стало плохо.

Вариант 3. Ребенок в доме один. Кто-то пытается взломать дверь.

Вариант 4. Ребенок в доме один, ощущается запах газа.

Цель - выработать безопасную стратегию поведения в каждой из указанных ситуаций. Научить не теряться, хорошо ориентироваться в номерах телефонов служб, обязательно знать свой адрес, номер телефона, уметь открывать замок входной двери.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Опасность": в ходе проигрывания обсуждать каждое действие ребенка и возможные последствия ситуации, выбирать наиболее удачные варианты поведения, выслушивать высказывания детей по каждому случаю и их предложения.

Роли: ребенок в различных ситуациях, взрослые.

Игровой материал: карточки с надписями.










Чтобы избежать опасность: Быть внимательным; Замечать детали; Анализировать ситуацию; Не появляться в местах с «дурной славой»; Попадая в новое, незнакомое место внимательно осматриваться; Игнорировать пустыри, стройплощадки, парки, скверы (особенно ночью).


Безопасное поведение на улице: Правильная оценка обстановки; Правильная оценка обстановки; Не находиться одной (одному) на улице в темное время суток; Не находиться одной (одному) на улице в темное время суток; Не пользоваться подземными переходом, если он недостаточно освещен и малолюден; Не пользоваться подземными переходом, если он недостаточно освещен и малолюден; Не садиться в машину к незнакомым людям; Не садиться в машину к незнакомым людям; Не заходите в чужие дома и квартиры; Не заходите в чужие дома и квартиры; Избегать проходные подъезды, дворы, пустыри, стройплощадки, безлюдные парки, скверы (особенно ночью) и т.д. Избегать проходные подъезды, дворы, пустыри, стройплощадки, безлюдные парки, скверы (особенно ночью) и т.д.


Меры предосторожности для девушек: Не провоцировать мужчину; Не садиться в машину к незнакомым людям; Не заходите в чужие дома и квартиры; Избегать проходные подъезды, дворы, пустыри, стройплощадки, безлюдные парки, скверы (особенно ночью) и т.д.; Идя на вечеринку хорошо знать всех ее участников; Если в компании незнакомые люди, то лучше сразу уйти; Приходить в компанию только с близкими, проверенными друзьями (с ними же уходить); Идя в гости к юноше (мужчине) быть уверенной, что не останетесь с ним наедине; Поведением (развязность, громкий смех) не привлекать внимание – признак доступности; Нельзя быть «центром внимания» в общественных местах.




Криминальные ситуации вне жилища. Стоит ли пытаться самостоятельно задерживать преступников? Стоит ли пытаться самостоятельно задерживать преступников? Что нужно предусмотреть заранее, если в твоей квартире нет телефона? Что нужно предусмотреть заранее, если в твоей квартире нет телефона?




Криминальные ситуации вне жилища. Как ты можешь объяснить фразу Яцека Павловича из книги «Выживание в городе»: «Не будьте сообщниками тех, кто грабит ваш дом, - не помогайте вору проникнуть в него»? Как ты можешь объяснить фразу Яцека Павловича из книги «Выживание в городе»: «Не будьте сообщниками тех, кто грабит ваш дом, - не помогайте вору проникнуть в него»?


Криминальные ситуации вне жилища. Если тебя кто-то пытается силой влечь за собой, кричи «помогите! Я его не знаю». А лучше кричать «Пожар!». Если тебя кто-то пытается силой влечь за собой, кричи «помогите! Я его не знаю». А лучше кричать «Пожар!». Если тебе пришлось защищаться самостоятельно – делай все возможное для спасения своей жизни и здоровья. Если тебе пришлось защищаться самостоятельно – делай все возможное для спасения своей жизни и здоровья.













Введите e-mail адрес:

В детстве все мечтают стать гонщиком, пожарным, принцессой, полицейским и даже мамой или папой. Используя подручные средства, дети любят переодеваться и играть в ролевые игры , в которых проигрывают различные сценарии. Это очень интересные и веселые игры, которые помогают развивать у детей творческое начало. Родителям стоит присоединиться и поиграть вместе с ними.

Начинать играть лучше с раннего возраста, но не только ради забавы, но и ради безопасности. Спросите у ребенка, что бы он делал, если бы потерялся в магазине? Или если бы к нему подошел незнакомый человек и начал что-то спрашивать?

Существует масса сценариев ролевых игр, в которые вы можете проиграть. По мере взросления ребенка сценарии должны постепенно усложняться, но при этом соответствовать возрасту ребенка.

Далее представлены десять потенциально опасных ситуаций и безопасные способы выйти из них. Попробуйте проиграть такие сценарии со своим ребенком. Спросите у него, как бы он поступил в каждой предложенной ситуации, а после расскажите, как бы вы сами хотели, чтобы он поступил. Дайте ребенку правильный пример поведения. Если он будет знать, как должен поступать в сложных ситуациях, то не растеряется, если вдруг попадет в опасную ситуацию в реальной жизни.

Ситуации в детском саду или школе

Сценарий № 1

Ситуация: ты ждешь, пока тебя заберут из детского сада/школы, и незнакомый взрослый человек подходит к тебе и говорит, что забрать тебя его попросили твои родители. Он может убедительно пытаться уговорить тебя пойти с ним (например, родители попали в аварию, у них проблемы с машиной или человек представился старым другом отца). Что бы ты сделал?

Правильное решение. Пусть ребенок с безопасного расстояния крикнет: «Скажите секретное слово?». Если человек его не называет, ребенок ни в коем случае не должен идти с ним! Пусть бежит к любому хорошо знакомому взрослому (воспитателю/учителю, родителю или другому работнику детского сада/школы). Если вы еще не придумали для себя секретное слово, тогда обязательно сделайте это.

Выберите слово, которое вы точно не забудете, но это не должно быть что-то очевидное. Секретное слово должны знать только члены семьи. Убедитесь, что ребенок запомнил, что спрашивать о кодовом слове нужно с безопасного расстояния.

Сценарий № 2

Ситуация: ты отправился с группой/классом на экскурсию или по какому-то другому делу за пределы детского сада/школы и тут ты понимаешь, что что-то забыл. Что ты будешь делать?

Правильное решение. Дети никогда не должны покидать пределы учебного заведения или оставаться без присмотра своего воспитателя/классного руководителя в городе, если они никому об этом не сказали. Если учитель разрешит пойти куда-то без всего класса, ребенку следует пойти вместе с кем-то из одноклассников. Главное правило - никуда не ходить одному.

Ситуации дома

Сценарий № 3

Ситуация: ты один в комнате, а мама в душе. Кто-то звонит в дверь, но мама не слышит звонка. Ты подходишь к двери, но не видишь, кто за ней. Что тебе следует сделать?

Правильное решение. Родители должны предусмотреть несколько вариантов выхода из этой ситуации. Если кто-то звонит в дверь, дети могут сказать маме, что кто-то у двери. Если мама разрешает, то ребенок может спросить, кто там. Если ребенок не может сказать маме, что кто-то находится у двери (к примеру, если мама не услышала ребенка), тогда он ни в коем случае не должен подходить к двери. Если ребенок хочет спросить, кто пришел, даже если он знает этого человека, то он не должен открывать двери, пока мама не выйдет из душа и не будет находиться рядом с ним.

Ситуации в магазине

Сценарий № 4

Ситуация: ты в зоомагазине смотришь на щенков и ждешь маму, которая что-то покупает в соседнем отделе. Незнакомый человек подходит к тебе и говорит, что возле магазина кто-то оставил щенят или котят, и если ты пойдешь с ним, то сможешь взять себе питомца совершенно бесплатно. Что ты сделаешь?

Правильное решение. Сразу же крикнуть «Нет! Вы не моя мама/мой папа!», а потом бежать к родителям или работнику магазина. Родителям следует в каждом магазине всегда указывать на работников и их форму. Научите детей, что нельзя никуда уходить, не сказав об этом родителям, даже если ребенок знает этого человека.

Сценарий № 5

Ситуация: ты гуляешь по магазину, в то время как мама покупает что-то в другом отделе, и кто-то резко хватает тебя за руку и говорит, что ты должен пойти с ним. Тебя начинают вести к выходу и при этом говорят, чтобы ты не кричал, иначе тебе причинят боль. Тебе страшно, и окружающие не догадываются, что у тебя неприятности. Что ты будешь делать?

Правильное решение. Самое главное - с раннего возраста ребенок должен запомнить одно правило: никогда никуда не идти, не сказав об этом родителям, даже если ребенок знает этого человека. Возможно, ребенок побоится ослушаться взрослого, но он должен понимать, что в такой ситуации такое поведение оправдано. Научите ребенка кричать: «Помогите! Меня похищают! Это не моя мама/не мой папа!» и делать это как можно громче, пока кто-то не услышит. Скажите, чтобы ребенок переворачивал и сбивал все на своем пути (например, товар с полок) - это привлечет внимание окружающих, и продолжал кричать. Если ребенка постарше держат за руку, то он может попробовать вырваться либо упасть на пол и не шевелиться. В таком случае ребенка будет сложнее поднять или тащить.

Ситуации на улице

Сценарий № 6

Ситуация: ты сидишь на лавочке со своими друзьями, пока твоя мама разговаривает с другими родителями. К вам подходит незнакомец и просит разрешения сделать твое фото. Он говорит тебе, что ты можешь стать известным (тут следует назвать любимый спорт ребенка или его хобби). Что ты будешь делать?

Правильное решение. Сразу же крикнуть «Нет!» и бежать к родителям или знакомым взрослым. Никто не имеет права фотографировать ребенка без разрешения родителей. Взрослые, которые преследуют детей, могут попытаться приблизится к ним с помощью фотографий. Напоминайте детям о том, что они вправе говорить взрослым «нет».

Сценарий № 7

Ситуация: ты идешь по улице, возле тебя останавливается машина и у тебя спрашивают о дороге. Что ты будешь делать?

Правильное решение. Не отвечать и сразу же бежать в другом направлении к знакомым взрослым или в безопасное место (это может быть дом соседей). Объясните ребенку, что взрослые не должны спрашивать у детей о дороге или задавать любые другие вопросы. Напомните ребенку о том, что в таких ситуациях взрослым можно говорить «нет» и не нужно беспокоиться о том, что они обидятся или рассердятся.

Сценарий № 8

Ситуация: ты играешь с друзьями на детской площадке, и кто-то просит тебя спокойно и тихо с ними уйти, потому что у него есть нож или другой опасный предмет. Что ты будешь делать?

Правильное решение. Если кто-то угрожает тебе опасным предметом, главное - не молчать! Нужно делать все возможное, чтобы убежать, - биться и кричать. Не разрешайте себя похитить. Никогда не верьте такой лжи: «Я причиню боль тебе и твоей семье, если ты не пойдешь со мной». Ребенок должен вырваться любым способом.

Сценарий № 9

Ситуация: ты один едешь на велосипеде в своем районе мимо пешехода, и этот человек внезапно пытается тебя схватить. Что ты будешь делать?

Правильное решение. В первую очередь научите ребенка всегда гулять с кем-то. Напоминайте ему о том, что он всегда должен попытаться вырваться. Если ребенок постарше, он может толкнуть велосипед в сторону похитителя и побежать в другом направлении. Если ребенок маленький, он должен отбиваться всеми силами и при этом кричать: «Помогите! Меня похищают! Это не моя мама/не мой папа!».

Ситуации в любом месте

Сценарий № 10

Ситуация: незнакомец предлагает дать тебе деньги/лакомство/подарок, если ты пойдешь с ним. Тебе говорят, что родители ему разрешили забрать тебя. Что ты будешь делать?

Правильное решение. Научите детей никогда не брать деньги или любой другой подарок без разрешений родителей, особенно, если эти вещи предлагает незнакомый человек. Пусть ребенок бежит к знакомым взрослым и кричит: «Это не моя мама!/Это не мой папа!». Похитители часто предлагают детям подарки, чтобы подобраться к ним ближе. Научите своих детей никогда не принимать даже самую желаемую вещь от незнакомцев.

Родители избегают обсуждения таких ситуаций, потому что им страшно подумать, что такое может случиться с их детьми. Вместо того чтобы бояться, дайте детям знания, которые помогут им обезопасить себя. Хотя ролевые игры в целях безопасности - дело серьезное, не стоит пугать детей. Они не должны бояться обыгрывать подобные сценарии. Вы должны общаться с ними спокойным тоном. Напомните детям о том, что вы сделайте все возможное, чтобы обезопасить их. Если родители часто отыгрывают такие сценарии с детьми, их реакция будет вырабатываться на инстинктивном уровне. Не ждите, пока случится что-то плохое, помогите ребенку быть готовым к неожиданностям.

Оцените публикацию

Вконтакт

Цель: Рассмотрение и обсуждение с детьми опасных ситуаций, которые могут возникнуть при контакте с незнакомыми людьми и предметами, закрепление правил поведения в данных ситуациях.

1 -Закреплять представление детей об источниках опасности и правилах безопасного поведения в проблемных ситуациях.

2 -Развивать охранительное самосознание, сообразительность, внимание, логическое мышление.

3 -Развивать умения детей работать с моделями (схемами).

4 -Активизировать речь детей путём составления сложных предложений при ответах на вопросы воспитателя.

5 -Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, сочувственное отношение к пострадавшему.

Предварительная работа:

1-Беседы по русским народным сказкам: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Кот, лиса и петух».

2 -Рассматривание иллюстраций, плакатов, схем на тему «Как избежать опасных ситуаций?»

3 -Дидактическая игра «Свои – чужие».(Цель игры- закрепить с детьми опасные ситуации при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице, научить ребёнка правильно себя вести в таких ситуациях.

Ход занятия:

Ребята, нам пришло письмо от дяди Фёдора из деревни Простокваши-но. (показ письма). Интересно что в нём, откроем? Да, письмо-то непростое, а звуковое. (слушается аудиокассета).

Интересно, какие задания прислал дядя Фёдор?

Задание 1:

В каких сказках вышло так, что дети и сказочные герои попали в опасные ситуации?

(«Колобок», «Кот, лиса и петух», «Петушок-золотой гребешок», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Бармалей»).

Хорошо, молодцы, много сказок вы знаете, а в сказке «Волк и семеро козлят», что сделали козлята? (открыли дверь незнакомцу).

И что произошло? (ответы детей)

А как бы вы поступили, что в таком случае надо сделать? (ответы детей)

Правильно, вы обязательно должны сообщить взрослому, давайте послушаем, что нам расскажет Саша: (карточка№8)

«Если позвонил звонок,

Посмотри сперва в глазок,

В гости кто пришёл узнай,

Но чужим - не открывай!

Если нет глазка, тогда:

«Кто же там?»- спроси всегда,

А не станут отвечать-

Дверь не надо открывать!»

Ребята, все теперь знают, как надо вести себя в подобных ситуациях? За-помнили?

Задание 2:

Ребята, а здесь ещё задание есть. Да не простое, а рассказ. И ещё карточки какие-то, непонятно. Давайте прочитаю?

Жил на свете мальчик Петя. И однажды он остался один дома.

Петя увлёкся игрушками и тут зазвонил телефон. Он снял трубку.

(Сценка по ролям)

Алло, я вас слушаю- совсем как взрослый сказал мальчик.

Скажите, пожалуйста, кто это говорит?

Петя, Петя Иванов.

А-а-а, Петя –протяжно сказала тётенька.

А дома кто-то есть?

Нет, я один.

Совсем один?- переспросила тётя.

Да, совсем один, - ответил Петя. Ему даже стало немного грустно.

А где твои мама и папа?

Они ушли куда-то. Сказали чтобы я посидел пока один.

Ну, хорошо, Петенька, до свидания!

До свидания,- сказал Петя и положил трубку.

Какая приятная тётенька, подумал Петя,- вежливая такая!

Ребята, правильно поступил Петя? Как бы вы поступили вы? Как надо вести себя в этом случае? (ответы детей).

Правильно, про такую ситуацию нам расскажет Данила: (карточка№15)

«Если телефон звонит,

Кто-то в трубку говорит:

И куда же я попал?

Номер я какой набрал?

Как тебя зовут, малыш?

Дома с кем сейчас сидишь?-

Ничего не отвечай,

Просто маму подзывай!

Если взрослых дома нет,

Не веди ни с кем бесед,

«До свидания!»-скажи,

Быстро трубку положи!»

Ребята, вы хорошо запомнили эти правила? Молодцы! Давайте посмотрим, что же дальше наш Петя стал делать?

А Петя решил пойти погулять, а жил он на седьмом этаже многоэтажного дома. Подошёл он к лифту, а рядом с лифтом стоит незнакомый мужчина. Двери лифта открылись и незнакомец предложил Пете пройти в кабину лифта.

Правильно, Маша нам расскажет, как надо поступить в такой ситуации. (карточка№14)

«Если квартира твоя высоко
И добираться домой нелегко,
Пользуйся лифтом, но только учти:
В лифт с не знакомыми - не заходи!
Могут обидеть тебя, напугать…
Можешь серьёзно, мой друг, пострадать…
Будь осторожней, всегда берегись
И с незнакомцами в лифт не садись!»

Ребята, и наш Петя поступил также, он не поехал с чужим человеком, вышла соседка т. Валя и он вместе с ней спустился во двор.

Ребята, есть такая игра, которая называется «Свои – чужие», и я предлагаю вам в неё поиграть. (мама; папин брат; дедушка; продавец в магазине; твой друг; папа; водитель автобуса; дедушка, сидящий на скамейке; близкая подруга мамы; тётенька в аптеке; вы сами).

Ребята, а кому мы можем доверять: только близким, родным, хорошо знакомым, а незнакомцам? Молодцы!

Интересно, что Петя дальше стал делать? Вышел Петя на улицу во двор и встретил там свою подружку Машу, она ела вкусную конфету, но с Петей не поделилась, а убежала к девочкам в песочницу. А Петя остался один и горько заплакал. И в это время к нему подошёл незнакомец и спросил его, почему он плачет. Петя рассказал ему о своём горе и незнакомец предложил Пете сесть к нему в машину и поехать в магазин, за очень вкусными конфетами.

Ребята, как надо поступить Пете? (ответы детей)

Адель и Рома нам расскажут как надо посту-пить. (карточка№18); (карточка№28)

«Осторожней будьте, «Если люди незнакомцы

Милые ребята: Вас кататься позовут,

К незнакомым людям в машину не садитесь-

Доверять не надо! Далеко вас увезут!

Если вас с собою И не будет папы, мамы,

В гости позовут, Ни подружек, ни друзей…

Или вам конфетку Не садитесь к незнакомцам,

Вкусную дадут, А бегите прочь скорей.»

Лучше отбегайте

Прочь от них скорей

И предупреждайте

Всех своих друзей….»

Ребята, можно доверять незнакомым людям? А брать угощение? А что ещё нельзя? (ответы детей)

Вот и Петя, подумал и убежал от незнакомца к другим ребятам, которые играли во дворе детского сада. Они строили в песочнице замок и вдруг откопали большую разноцветную коробку. Все ребята стали громко кричать, что надо срочно открыть коробку и посмотреть, что же там такое?

Ребята, а как вы думаете, что может быть в коробке? (ответы детей)

Правильно, ребята, в коробке могут быть не только конфеты, клад, но и незнакомые предметы, которые могут быть опасны для нашего здоровья и даже жизни. Об этом нам расскажут … и …. (карточка№20)

«Интересно, что там в свёртке? «Неизвестные предметы

Ты его не вздумай брать! В руки не бери!

Взрослым о своей находке Ни в коробки, ни в пакеты

Должен сразу рассказать. Даже не смотри,

Осторожнее, ребята! А зови на помощь взрослых,

В свёртке может быть граната Чтобы выяснять,

Кто-нибудь коснётся- Делать что с такой находкой,

И она взорвётся!» Что же предпринять?

Может быть опасным очень

Вот такой пакет…

Если ты неосторожен,

Жди проблем и бед!»

Наступил вечер, вернулись родители, и Петя им рассказал, что с ним про-изошло пока их не было дома. Папа с мамой очень внимательно выслушали Петю и похвалили его за то, что он очень правильно и умело вёл себя в таких опасных ситуациях.

Ребята, как вы думаете, прав был дядя Фёдор, когда написал нам, что если мы в школу не ходим, то и правил поведения в опасных ситуациях мы не знаем? Почему?

В детском саду мы тоже знакомимся с правилами безопасности: как надо вести себя при пожаре, правила дорожного движения, правила поведения дошкольника в опасных ситуациях.

Ребята, давайте с вами ещё раз напомним нашим мамами папам правила поведения детей при опасных ситуациях и вручим им памятки. А завтра напишем письмо дяде Фёдору и отправим такую памятку и ему, чтобы он тоже не забывал их.

ПАМЯТКА для родителей

правила для дошкольников:

1. Не выходи на лёд водоёмов.

2. Не играй на стройке.

3. Не подходи близко к фейерверку.

4. Не сиди на подоконнике при открытом окне.

5. Не открывай двери незнакомым людям.

6. Не ходи с незнакомыми людьми.

7. Если ты потерялся, обратись к милиционеру.

8. Не подбирай чужие вещи.

9. Не сообщай незнакомым людям по телефону, что ты дома находишься один.

10. Обязательно сообщи родителям или близким людям обо всех подозри-тельных телефонных звонках и незнакомых, звонящих в дверь.