Анализ занятия воспитателя с точки зрения логопеда. Конспект и самоанализ индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука

Анализ логопедического занятия.

Возраст детей: подготовительная к школе группа (количество 6 детей)

Цель посещения: наблюдение и анализ проведения логопедом фронтального

занятия.

Посетила и анализировала занятие студентка ……………….

Провел занятие педагог - логопед …………………………….

Тема: «Наша армия»

Форма занятия: фронтальное

Для активизации речи, развития познавательных процессов педагог использует комплексно – тематический подход, он в полной мере был применен на занятии.

Для достижения поставленных целей использовались разнообразные методические приёмы, которые носят развивающий характер. В занятии реализовался принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение. Коррекционное развитие проводилось по основным направлениям:

Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение, активизация и актуализация словаря но теме «Наша армия». Совершенствование грамматического строи речи (образование и употребление глаголов движения с приставками, употребление предлогов). Дифференциация звук ов [ Н ] и [ Н , ]

Коррекционно-развивающие задачи . Развитие связной речи, мышления, памяти, навыков звукового анализа, чувства ритма, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, обшей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи . Воспитание доброжелательности, взаимопонимания, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Педагог продумал тип занятия, его структуру, логическую последовательность и взаимосвязь этапов занятия.

Так же педагогом логопедом совместно с воспитателями логопедической группы была проведена предварительная работа:

составление загадок-описаний о профессиях военных на индивидуальных занятиях с логопедом. Проведение сюжетно-ролевой игры «На подводной лодке». Разучивание игры «Капитан». Разучивание стихотворения З. Александровой «Родина».

Было применено оборудование: магнитная доска, предметные картинки с изображениями представителей разных профессий, контейнер с фишками, плоскостные изображения леса, облаков, радуги, самолетики магниты, флажки красного, желтого, синего и зеленого цвета, ребус «Капитан».

Обращает на себя индивидуальный подход к детям. П едагог уч ел индивидуальный уровень развития речи детей, возрастные, физиологические и психологически - поведенческие особенности.

Индивидуальный подход на занятии позвол ил педагогу слышать в полной мере каждого ребенка, вовремя исправ лять недостатки речевого развития детей, способств овал повышению речевой активности детей.

По ходу проведения занятия видно, что педагог в ходе занятия осознает , что активизация речевой деятельности способствует умственному развитию ребёнка, обогащению словарного запаса, развитию речи, усвоению лексических единиц родного языка, способствует развитию воображения, мышления.

Именно для правильного произвольного владения речью на занятии педагог развивает активную речевую деятельность у детей. А для этого он создает положительное отношение к учебной деятельности. Способом создания такой положительной мотивации является индивидуальный подход к каждому ребёнку.

При организации фронтального логопедического занятия по коррекции произношения у дошкольников использовался комплексно-игровой метод.

Для достижения поставленных целей были применены разнообразные методические приемы, такие как показ, повтор за педагогом, наглядность и др., они носят развивающий характер.

Педагог провел коррекционное занятие, включая в него речевое развитие, ознакомление с окружающим, развитие психических процессов, развитие мелкой и общей моторики, развитие артикуляции с учетом лексической темы.

За время занятия был пополнен и активизирован словарный запас по лексической теме, для этого также использовались и игровые ситуации. Педагог в течение всего занятия контролировал звукопроизношение и грамматически правильность речи детей.

Педагог активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики каждого ребёнка. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это – принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.

Организация, формы работы и привлекаемый педагогом наглядный и речевой материал соответствует лексической теме, возрастным особенностям детей, а также возможностями их речевого и общего психического развития

Учитывая встречающуюся у детей данной группы некоторую задержку лексико-грамматического развития, в системе занятия воспитателем предусматривались упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря и на воспитание связной, грамматически правильной речи.

Вопросы которые задавались педагогом предусматривали полные ответы. Различные игровые моменты, предусматривающие ответы детей, были продуманы, так чтобы каждый ребенок, независимо от своего темперамента мог ответить на вопрос, заданный педагогом. В это время другие дети учатся внимательно и доброжелательно дожидаться ответа от другого ребенка, не перебивать его.

Сами коррекционные задачи были подчинены программным, не заслоняли их, а сочетались с ними, и были поданы также в игровой форме.

Понравилось эмоциональное состояние педагога . Она была собрана, доброжелательно настроена по отношению к детям, ее речь ясная, точная, выразительная. В связи с темой педагог своим поведением тоном вызывала у детей чувство гордости за нашу Родину и ее защитникам.

Хорошо был виден контроль со стороны педагога за теми речевыми высказываниями детей, в процессе которых они применяли полученные на логопедических занятиях навыки и умения. Особое внимание уделялось самостоятельности и произвольности речи.

Оптимальным явилось использование физкультминуток и пальчиковой гимнастики Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагалась детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. В ходе физкультурной минутки дети превращались в самолеты. Такая необычная игровая деятельность вызвала у ребят ярко выраженный интерес и положительный эмоциональный настрой. Это позволило предельно мобилизовать их внимание. Педагог провела пальчиковую гимнастику, которая сочетается с речевым сопровождением в стихотворной форме, что позволило достичь наибольшего обучающего эффекта. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминание. Помимо физкультурной минутки и пальчиковой гимнастики, педагог провела речевую игру на внимание, стоя, с мячом.

Включение игр с двигательной активностью помогло педагогу не дать детям устать во время занятия, так как речевого материала было много. Это одновременно помогло педагогу заинтересовать детей, что играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи.

На заключительной стадии занятия подводились итоги, т.е. определялась результативность. Педагог отметила каждого ребенка. При индивидуальной оценке отмечалась активность ребёнка.

Присутствовала положительная эмоциональная оценка типа: «Спасибо. Дети, вы меня очень порадовали своими ответами! Мне было очень приятно работать с вами. И жаль, что занятие так быстро закончилось и приходиться расставаться». Педагог постаралась узнать и оценку самими детьми прошедшего занятия в ответах на вопросы: «Что вам понравилось? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным? Что бы вы хотели услышать в следующий раз?»

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

    Логопед в ходе занятия достигла поставленных целей,

    Прослеживается логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия, целесообразность распределения времени между этапами занятия;

    Содержание занятия соответствует требованию программы, прослеживается воспитательная направленность;

    Логопед в ходе занятия была эмоциональна;

    Был использован доступный наглядный материал, отвечающий гигиеническим требованиям;

    Педагог тщательно продумал организационные моменты;

    На занятии была высокая заинтересованность детей;

В общей мере мне занятие очень понравилось, видно, что педагог работает с душой и дети очень любят посещать занятия данного педагога.

Тема и цели соответствуют содержанию занятия. Структура занятия логически выдержана, речевой материал соответствует программным требованиям и перспективному плану работы. Материал занятия соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей, занимающихся в данной логопедической группе.

В структуре занятия полностью реализовано направление единства коррекционных, образовательных и воспитательных задач.

Внешний вид детей соответствует учебному процессу. Логопед настраивает всех детей на предстоящую работу, мобилизует и акцентирует внимание, используя различные методы и средства акцентирования внимания как познавательного процесса.

Эстетичность обстановки и оборудования занятия и качество дидактического материала выдержаны на очень высоком уровне.

Логопедическое занятие логически и последовательно выстроено, продолжительность всех запланированных этапов выдержана.

В структуре занятия прослеживается использование словесных, наглядных и практических методов обучения. Все использованные методы полностью обоснованы и логически взаимосвязаны между собой. Логопед на протяжении всего занятия систематически привлекает внимание ребенка, создает интересные игровые ситуации. Использованная наглядность полностью соответствует структуре и содержанию занятия.

Логопед хорошо контактирует со всеми детьми, легко ведет диалог и поддерживает каждого ребенка в том случае, если он затрудняется ответить на вопрос. Педагог тактичен, внешний вид соответствует профессиональным этическим требованиям. Речь логопеда доступна, логична, эмоциональна, дикция и сила голоса соответствуют профессиональным требованиям.

На всех этапах занятия педагог контролирует произношение, словарный запас и грамматический строй речи ребенка. На занятии систематически выявляет ошибки и трудности у ребенка, оказывает своевременную эффективную логопедическую помощь.

На занятии прослеживается адекватность предъявленных требований с учётом речевых возможностей и особенностей личности ребёнка, настойчивость в достижении целей, умение дозировать новый материал, связать его с предыдущим.

По итогам занятия можно сделать вывод о том, что цели занятия были достигнуты, план выполнен, дети получили качественные знания, умения и навыки.

Воспитатель-логопед ________________________________________


Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [Л]»

Цель: Формирование звукопроизношения [Л]- [Р].

1. Автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, фразе, связном тексте.

2. Закрепить изолированное произношение звука [Р], ввести звук в слоги.

3. Научить дифференцировать звуки [Л] – [Р].

4. Развивать фонематическое внимание, память.

5. Упражнять в падежном и предложном согласовании.

6. Развивать психологическую базу речи.

7. Развивать мелкую моторику, подготовка руки к письму.

Оборудование: зеркало, набор игрушек – животных, в названии которых слышатся звуки [Л]- [Р], «Волшебный мешочек», карточки для игры «Третий лишний», картинки для артикуляционной и пальчиковой гимнастики, набор слогов, компьютерная игра «Колобок».

Анализ индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению.

Ф.И.О. логопеда Баришполь Елена Николаевна

Город (район) МКДОУ детский сад № 2 «Огонек»

Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое)

Тема «Автоматизация звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Возраст, количество детей 6 лет, 1 ребенок.

Логопедическое заключение Стертая форма дизартрии (2-й год обучения)

Цели занятия.

  1. Автоматизировать звук [р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
  2. Систематизировать представления ребёнка о признаках осени.
  3. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, мелкую моторику, фонематический слух.
  4. Закреплять умение изменять существительные по падежам, образовывать сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать сущ. во множественном числе, подбирать притяжательные местоимения, согласовывать числительные и существительные, делить слова на слоги, образовывать притяжательные прилагательные, отвечать на вопрос полным ответом, образовывать однокоренные слова.

Речевой материал соответствует целям и теме занятия. Прослеживается четкое соответствие материала теме и целям занятия, которое построено логично и последовательно.

Активизации умственной деятельности ребенка способствовал выбранный логопедом удачный игровой приём, который пронизывает все моменты занятия и делает его единым целым, захватывает чувства, порождает желание справиться с препятствиями. Логопед постоянно заставлял мыслить, сравнивать, помогая при этом картинкой, вопросами.

Логопед, в случае неправильных ответов, очень аккуратно и тактично привлекал внимание ребенка к ошибке, не торопилась исправить сама, а подводила его к правильному ответу.

Речевой материал подобран и преподнесён в доступной форме, хотя были взяты достаточно трудные слова и сложные задания, что в свою очередь указывает на реализацию принципа развития.

Использовались необходимые и достаточные наглядные средства, которые способствовали усвоению материала и не вызывали излишнего переутомления у ребенка (предметные картинки, дидактические игры).

В ходе занятия чувствовалось, что логопед знает индивидуальные эмоциональные особенности ребенка, что помогало осуществить индивидуальный подход. Это проявлялось в том, что разные по степени трудности задания сопровождались комментариями, а иногда «авансовой» похвалой и поддержкой.

На занятие было показано разнообразие видов работ и методических приемов (музыкальное сопровождение, дидактическая игра, загадки, различные виды работ над словарём и т.д.).

Занятие было четко продумано, темп ведения занятия менялся: то взволнованный призыв прийти на помощь, то спокойное объяснение трудных заданий; тон и речь логопеда были очень доброжелательны, располагающие к общению и совместной работе ребенка и логопеда.

В ходе занятия логопед особенно следила за четким проговариванием, в случае ошибок тактично и доходчиво поправляла, причем, не перебивая мысли ребенка, давая ему досказать, а затем просила повторить правильно.

Ребенок в процессе занятия проявлял заинтересованность, был активным, ему нравился сам процесс, он старался дать правильный ответ.

Занятие было очень насыщенным, проделан большой объем работы, выполненные задания показали, что цели занятия достигнуты.

Анализ логопедического занятия.
Преподаватель: Самигулина Т.Р.
Класс: 4Б
Ученица: Осколкова Анна
Тема: Растения. Одуванчик.
Индивидуальное логопедическое занятие проводилось в 4б Самигулиной Т.Р. с ученицей Осколковой Анной, имеющей интеллектуальные, выраженные эмоционально-волевые нарушения и аутистические проявления. Аня не пользуется устной речью, обращенную обиходную речь понимает, учится пользоваться жестовой речью. Воспроизводит несколько жестов совместно с педагогом, осваивает навыки глобального чтения.
Данное занятие соответствует программно-тематическому планированию, продолжает блок занятий по тематике растения и комбинированным по своему типу. Данное занятие подготовлено с учетом полученных знаний на предыдущих занятиях и ориентировано на будущую работу, имеется преемственность в меж предметных связях (овладение определенными знаниями, навыками и умениями происходит не от случая к случаю, а систематически, т.е. постоянно, регулярно, без пропусков и по плану). Принцип системности и последовательности содержания занятия, методы и приёмы деятельности соответствовали индивидуальным особенностям ребенка, способствовали формированию положительной мотивации и интереса на занятии.
Целью занятия было: Продолжения развития навыков коммуникации и общения в социально доступной форме между учителем и учащимся на учебном занятии. Для реализации поставленной цели прорабатывался ряд задач:
Знакомство с новым видом растения - одуванчиком, его строением, развитие пассивного словаря в рамках лексической темы: Растения. Одуванчик.
Развитие экспрессивной речи (подражательной функции речи), имеющихся вокализаций зв. А, У, О, навыков вербального общения, графических навыков, зрительно-моторной координации, мелкой моторики и т.д.
Воспитание адекватного поведения на учебном занятии, интереса к учебной деятельности, умения внимательно слушать учителя, правильно и адекватно выполнять просьбы.
Единство образовательной, развивающей, коррекционной и воспитательной задачи способствовали решению цели занятия. Все задачи нашли свое отражение в ходе занятия.
Качественная и тщательная подготовка: присутствовали разные виды наглядности, раздаточный материал, приспособления для логопедической работы, текстовый материал.
Данное занятие имеет следующую структуру:
Мобилизирующее начало урока заключалось в четком обозначении начала урока и форм работы: пальчиковая гимнастика (В ходе `пальчиковых игр` Аня, повторяя движения за учителем, развивала мелкую моторику рук, которая не только оказывала благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливала ребенка к рисованию, письму.), массаж, важность которого заключается в механическом воздействие изменяющим состояние мышц, создающим положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи. В комплексной системе на занятии логопедический массаж предваряет артикуляционную и дыхательную гимнастику. Далее была артикуляционная гимнастика: работа с зеркалом, активизация вокализации. Несмотря на то, что девочка не может произносить звуки, учитель провоцировал ее на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Основная часть занятия заключалась:
a)Работа с образом букв А, У, О, их произношение учителем. Девочка может из 3-х букв выбрать нужную по требованию. Письмо букв на подносе с манкой (Вначале ученица обводит двумя пальцами контр буквы, затем она делает этими же пальцами тоже движение на подносе с крупой. Игра помогает развить мелкую моторику, подготовить руку к письму.) Задание выполняется в совместной деятельности.
b)Сообщение темы урока. Ознакомление с новым видом растения: рассматривание, ощупывание, вдыхание запаха. Соотнесение живого объекта с иллюстрацией (сравнительный анализ). Чтение стихотворения о цветке. Работа над глобальным чтением. Распознавание знакомых букв в названии цветка (Чтение педагогом названия растения с постепенным продвижением пальцем девочки по слогам слова; остановка на знакомых буквах)
c)Закрепление полученных знаний о цветке. Рисование одуванчика. Совместная деятельность. Последовательность выполнения работы: повторное рассмотрение иллюстрации и букета, проговаривание основных частей растения (стебель, лист, бутон, цветок). Выбор краски (самостоятельный выбор ученицы). Совместное рисование с проговариванием этапов работы: рисуем снизу вверх стебли зеленой краской, рисуем фигурные листья зеленой краской, моем кисть, берем желтую краску и, примакивая кисть, рисуем цветы, считаем, сколько получилось цветков. Рассматривание рисунка, оценивание работы, повторение названия цветка по карточке (глобальное чтение).
d)Заключительный этап. Оценивание работы ученицы, повторение видов деятельности и нового вида растения.
Урок отличается положительным настроем на учебную деятельность, поощрения учителя в ходе занятия, доброжелательная атмосфера и четкость в требовании выполнять учебные задания, постоянная смена деятельности, использование разного вида наглядности, все это способствовало соблюдению охранительного режима на занятии.
Цели и задачи занятия соответствуют уровню возможностей и развитию ученицы, отражают необходимость формирования коммуникативных навыков в виде невербальных средств общения (жестовый язык) и глобального чтения, а также имеют воспитательную и коррекционно-развивающую направленность.
В ходе занятия реализовывался личностно-ориентированный подход, деятельный подход, учитывалась смена деятельности.
Учителем использовались наглядные, практические, словесные методы обучения, что соответствует коррекционной направленности занятия. Темп занятия адекватен индивидуальным особенностям ребенка, поведение девочки на занятии удовлетворительное.
Считаю, поставленные задачи выполнены в полном объеме, структура занятия содействовала их достижению, учебный материал подобран грамотно.
Рекомендации:
Обратить внимание на четкое распределение времени на этапы урока (орг.момент -4 мин.пальчиковая, артикуляционная гимнастика, массаж 7 мин., основная часть урока 10 мин., закрепление 15 мин., подведение итогов 3 мин. Общее количество времени 39 мин. Занятие по САНПиНу 30 мин. На основную часть урока должно отводится большее количество времени.
При прочтении стихотворения должна четко быть сформулирована задача: зачем я его читаю? Если задачей являлось содержание текста, то надо его проработать. Иначе не понятно, зачем данный вид работы? В стихотворении давалось больше информации о цветке, чем представила педагог, остались непонятны некоторые особенности цветка (белый пушистый цветок, который при порыве ветра разлетается и т.д.). Важно обратить внимание на особенности стихотворной формы от обычного текста и выразительность его прочтения.
Тщательнее продумывать необходимый материал на уроке, чтобы не тратить время на его поиск.

КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНОБЛАСТИ

АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени А.С ПУШКИНА

Факультет дефектологии и социальной работы

Кафедра коррекционной педагогики и коррекционной психологии

Отчет по практике

Санкт-Петербург

201 г.
Содержание

Анализ фронтального логопедического занятия……………………………3

Речевая карта…………………………………………………………………….5

Характеристика на ребенка……………………………………………………20

Конспект индивидуального занятия с ребенком 5 лет Арсеньевой Катей……………………………………………………………………………..21

Конспект индивидуального занятия с ребенком Максимовым Алексеем….29

^ Анализ фронтального логопедического занятия.

Занятие на тему «Ласковое солнышко».

Занятие проходило в подготовленном помещение, санитарное состояние хорошее, оборудование и наглядный материал присутствовал.

На занятие присутствовало 10 детей старшего дошкольного возраста.

Тема занятия соответствовала этапу коррекционной работы и возрасту детей.

Все поставленные задачи: коррекционно-развивающие, образовательные, воспитательные

были полностью реализованы и соответствовали теме занятия.

Занятие составлено методически правильно. Все принципы построения логопедической работы были реализованы. Присутствовала научность и системность занятия, был учёт ведущей деятельности, логопед внимательно следила за речью детей артикуляцией звуков.

Замечания делала спокойно и тактично. В занятие использовались различные словесные приёмы: речевой образец, построение, объяснение, указание, вопросы. Фронтальная работа сочеталась с индивидуальной (с теми детьми, которые в этом нуждались).

Методы и приёмы подобраны продуманно и соответствовали каждой части занятия. Присутствовала логичность построения, взаимосвязь всех частей занятия.

Занятие проходило в интересной игровой форме. Логопед использовала различные игры, упражнения, занимательные конкурсы, загадки. Все задания и игры были подобраны правильно, с чередованием разных форм активности детей.

На протяжении всего занятия логопед удерживала внимание детей и вызывала интерес к работе.

Речь логопеда грамотная, громкая, чёткая, доступная и эмоциональная.

Стиль общения демократический.

На занятие использовалось много различного оборудования: раздаточный материал, предметные и сюжетные картинки, наглядные пособия, игрушки. Была своевременная подача и смена наглядности. Оборудование полностью соответствовало всем гигиеническим требованиям.

Была очень хорошая продуманность организационного момента. Интересно использовался наглядный приём – игрушка «Лесовичёк». Использование игрушки, объединившей все части занятия, создало у детей хороший эмоциональный настрой.

Была своевременно проведена физкультминутка в виде логоритмических упражнений под музыку, связанных с темой занятия.

Дети проявляли большую заинтересованность на протяжение всего занятия. Логопед хорошо владела коллективом детей, умело организовывала их для работы. Активность детей была высокой. Неторопливый темп занятия, предоставление пауз для ответа, повторение вопросов дало возможность добиться лучшего результата.

Присутствовал хороший эмоциональный настрой, который способствовал более лучшему усвоению материала.

Занятие было выдержано во времени, и чувствовался профессиональный подход логопеда.

Недостатков занятия я не выделила.

Речевая карта

1. Анкетные данные:

Фамилия

Имя ____________________________________________________________

Месяц, год рождения_______________________________________________

Домашний адрес____________________________________________________________

Телефон___________________________________________________________

Поступил ребенок_________________________________________________

^ Данные о родителях:

Место работы ____________________________________________________

Рабочий телефон______________________________________________________

Ф.И.О.____________________________________________________________

Место работы__________________________________________________________

Должность_________________________________________________________

Телефон ________________________________________________________

Состав семьи ____________________________________________________

^ 2. Анамнестические данные:

Перинатальный период развития

Беременность по счету_____________________________________________

Течение беременности_____________________________________________

^ Наталъный период развития

Течение родов___________________________________________________________

(в срок или нет, наличие патологии родовой деятельности, использование каких-либо родовспоможений)

^ Постнатальный период развития

Раннее физическое развитие

Держит голову__________________(N к 2 месяцам)

Переворачивается_______________(N к 4 месяцам)

Сидит _________________________(N к 6 месяцам)

Стоит с помощью опоры ____________(N к 7-8 месяцам)

Ходит_______________(N к 1 году)

Раннее эмоциональное развитие

Комплекс оживления _______________(N к 2 месяцам)

Узнавание близких_________________(N к 5 месяцам)

Реакция на посторонних_____________(N к 9 месяцам)

Раннее речевое развитие

Гуление__________________(N в 3 месяца)

Лепет____________________(N в 5 месяцев)

Первые слова______________(N к 1 году)

Первая фраза_______(N к 2 годам - простая фраза, к 3 годам - фразовая речь)

Темп речевого развития____________________________________________

(замедленный, нормальный, бурный)

Стимуляция

Речевого развития ребенка _________________________________________

(чтение детской литературы, подбор и объем в соответствии с возрастом, с какого возраста разучиваются стихи, песни, как запоминает)

Условия воспитания ребенка

Социальная среда___________________________________________________________

(где ребенок воспитывался: в доме ребенка, детских яслях или детском саду с дневным или круглосуточным пребыванием, дома с матерью, бабушкой и т. д.)

Речевая среда_____________________________________________________ (контакты с заикающимися или лицами с другой речевой патологией, при наличии двуязычия (билингвизм) - какой язык преобладает в общении, диалект)

Адаптация

Ребенка в коллективе_______________________________________________

(настроение, как общается, играет)

Какие меры принимались для устранения патологии развития

(проводилось ли лечение, посещение логопедических занятий, пребывание в специальных учреждениях системы здравоохранения (санаториях, больнице, яслях) или системы образования (детские сады)

Продолжительность и результативность лечения и обучения __________________________________________________________________

Психологический климат в семье, особенности взаимоотношений __________________________________________________________________

(имеют ли место частые конфликты в семье; реакция на них ребенка)

Отношение

К ребенку в семье __________________________________________________

(чрезмерное заласкивание или излишняя строгость)

Отношение членов семьи

К речевому дефекту

Ребенка __________________________________________________________________

(безразличное, переживают, постоянно фиксируют внимание ребенка на нарушенной речи, поправляют, предъявляют непомерные требования или оставляют дефект незамеченным)

Перенесенные заболевания:

До года ____________________________________________________________

От года до трех ____________________________________________________

Трех до семи _______________________________________________________

^ 3. Объективные данные:

Заключения узких специалистов

Невролог________________________________________________________ ________________________________________________________________ Психоневролог_____________________________________________________

Оториноларинголог_________________________________________________

Офтальмолог_____________________________________________________ ____________________________________________________________________

^ Общее развитие ребенка, особенности деятельности

Контакт___________________________________________________________ (речевой, жестовый, мимический, в контакт не вступает; проявляет речевой негативизм; контакт формальный; в контакт вступает не сразу, с большим трудом; не проявляет заинтересованности в контакте; контакт избирательный; легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность)

Отзывается на имя

________________________________________________________________

Называет

Свое имя и фамилию _______________________________________________

Понимание

Родственных связей _______________________________________________

(мама, папа, бабушка)

^ 4.Исследование неречевых психических функций

А) Состояние слухового внимания:

Дифференциация

Звучащих игрушек___________________________________________________

Определение

направления звука______________________________________________________

Восприятие и воспроизведение ритмов:

!!! !___________________; ! !!!______________________; ! !!!_____________________;

Б) Исследование зрительного восприятия:

Восприятие цвета

Умение соотносить цвета (подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, черный)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Показ цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, белый, синий, черный)_____________________________________________________________________________________________________________________________

Восприятие формы

Показать по просьбе логопеда: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса

Ориентировка в пространстве

Показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа________________________________________________________________________________________________________________________________

Ориентировка в схеме тела

Показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо, правую руку, левую руку_________________________________________________________________________________________________________________________________

Складывание картинок из частей(3-5 частей)_______________________

Складывание фигур из палочек

«Домик» и «Елочки» из шести палочек, «Лесенка» из семи палочек__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

^ 5.Исследование состояния моторной сферы.

А) Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнение упражнений:


  • Попрыгать на двух ногах______________________________________

  • Попрыгать на левой ноге_______________________________________

  • Попрыгать на правой ноге _____________________________________

  • Прыгнуть в длину с места______________________________________

  • Потоптать ногами и похлопать руками одновременно_______________
___________________________________________________________________________________________________________________________

  • Бросить мяч от груди; из-за головы______________________________

  • Поймать мяч________________________________________________

  • Перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку__________________
____________________________________________________________

Б) Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости)


  • Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, затем левой руки, обеих рук
__________________________________________________________________________________________________________________________

  • Нанизывание колечек и бусинок
___________________________________________________________

  • Проба «Кулак-ребро-ладонь»
ведущей рукой______________________________________________________

  • Умение рисовать прямые, ломанные, замкнутые линии, человека____________________________________________________

  • Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки_____________________________________________________

  • Пальчиковые упражнения

  • «Зайчик» ________________«Коза»________________________________

  • Умение держать
карандаш ________________ кисточку__________________________

  • Сделать «Замочек»_____________________________________________

  • (при переплетении пальцев рук у правшей большой палец ляжет сверху)

  • Ведущая
рука ______________________________________________________ (левша, амбидекстр (хорошо владеет обеими руками))

В) Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкенезий, замедленность движений глазных яблок)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закрыть правый глаз, левый глаз_____________________________

Поднять брови, нахмурить брови_____________________________

Надуть щеки, втянуть щуки____________________________________

Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок__________________________________________________

Г) Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкенезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка).

Закрыть и открыть рот_____________________________________

Подвигать челюстью вправо-влево____________________________

«Улыбка»________________________________________________

«Трубочка»_______________________________________________

«Улыбка» - «Трубочка»______________________________________

«Лопата»__________________________________________________

«Жало»__________________________________________________

«Лопата» - «Жало»_________________________________________

«Качели»_________________________________________________

«Маятник»________________________________________________

Широко открыть рот и зевнуть_______________________________

^ 6.Анатомическое строение артикуляционного аппарата.

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)

_____________________________________________________________________________________________________________________

Челюсти_____________________________________________________________________________________________________________

Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний,перекрестный)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, расщелина, субмукозная щель)________________________________________________________________________________________________________________

Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького

язычка)______________________________________________________________________________________________________________

Язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой)

_________________________________________________________________________________________________________________________________

^ 7.Состояние звукопроизношения

произношение
звук
изолированно

в словах

во фразах

в начале
середине

в конце

со стечением
а
о
у
ы
и
э
к
к`
г
г`
х
х`
й
м
м`
п
п`
б
б`
ф
ф`
в
в`
т
т`
д
д`

н
н`
с
с`
з
з`
ц
ч`
ш
ж
л
л`
р
р`
щ`

+ :правильное произношение; - :отсутствие звука; ↓ :замена; ~ :смешение;

пример: м-з – искажение (межзубный сигматизм)

^ 8.Состояние дыхательной и голосовой функций.


  • Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)___________________________________________

  • Объем дыхания (достаточный, недочтаточный)______________________

  • Направление голосовыдыхательной струи при речи___________________________________________________________

  • Громкость голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком, глухой, монотонный)
__________________________________________________________________
^ 9.Особенности динамической стороны речи.

  • Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)_________________________________________________

  • Ритм (нормальный, дисритмия)__________________________________

  • Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)______________________________________________________

  • Употребление основных видов интонации_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
^ 10.Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова.

  • Изолированные слова
Самолет__________________________________________________________

Скворец__________________________________________________________

Фотограф_________________________________________________________

Микстура_________________________________________________________

Парашютист_______________________________________________________

Погремушка_______________________________________________________


  • Предложения
Сестренка развешивает простыни_____________________________________

В универсаме продают продукты_____________________________________

Парашютисты готовятся к прыжку____________________________________

^ 11. Состояние фонематического восприятия


  • Повторение слогов с оппозиционными звуками
ба-па-ба_________ па-ба-па__________ та-да-та_____________

да-та-да_________ га-ка-га__________ ка-га-ка_____________

за-са-за__________ са-за-са__________ жа-ша-жа ___________

ша-жа-ша________ та-тя-та__________ тя-та-тя_____________


  • Дифференциация аппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать картинки)
Почка - бочка___________________________________________________

Трава - дрова____________________________________________________

Корка - горка____________________________________________________

Сова – софа_____________________________________________________


  • Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении (показать картинки)
Суп – зуб_______________________________________________________

Челка – щелка ___________________________________________________

Сайка – чайка____________________________________________________

Галка – галька____________________________________________________

^ 12. Состояние фонематического анализа и синтеза.


  • Выделение начального ударного гласного из слов
Астра_______; арка__________; осень_________; озеро___________;

улей________; уши__________; иглы__________; искра___________;

^ 13. Исследование состояния импрессивной речи.


  • Пассивный словарь (объем словаря, соответствие возрастной норме)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам):
Медведь – медведи_________________________________________________

Кукла – куклы_____________________________________________________

Дерево – деревья___________________________________________________

Стул – стулья______________________________________________________


  • Дифференциация предложно-падежных конструкций (показать по картинкам):
Бабочка на цветке__________________________________________________

Елочка перед домом________________________________________________

Бабочка около цветка_______________________________________________


  • Дифференциация существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (показать по картинкам):
Стол – столик_____________________________________________________

  • Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по картинкам):

Птичка вылетает из клетки__________________________________________

Птичка подлетает к клетке___________________________________________

Птичка залетает в клетку____________________________________________


  • Понимание предложений (показать по картинкам):
Мальчик убегает от щенка___________________________________________

Щенок убегает от мальчика__________________________________________

Что щенок хочет отнять у мальчика?__________________________________

^ 14.Исследование состояния экспрессивной речи.

А) Общая характеристика речи_______________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Б) Состояние активного словаря

Номинативный словарь.


  • Назвать существительные по темам
«Мебель»________________________________________________________

«Овощи»_________________________________________________________

«Фрукты»________________________________________________________

«Транспорт»______________________________________________________


  • Назвать части тела и части предметов (по картинкам)
Нос______________________________________________________________

Рот______________________________________________________________

Шея_____________________________________________________________

Живот___________________________________________________________

Грудь____________________________________________________________

Рука_____________________________________________________________

Воротник_________________________________________________________

Пуговица_________________________________________________________

Кабина машины___________________________________________________

Руль_____________________________________________________________

Предикативный словарь (ответить на вопросы)

Как передвигаются птицы? (летают)__________________________________

Как передвигаются рыбы? (плавают)__________________________________

Как передвигается змея? (ползает)____________________________________

Как передвигается лягушка? (прыгает)_________________________________

Как передвигается человек? (ходит)___________________________________

Кошка мяукает. А собака что делает? (лает)____________________________

Атрибутивный словарь.


  • Назвать предъявленные цвета (красный, оранжевый, зеленый, голубой, синий, белый, черный)_________________________________________
_______________________________________________________________

  • Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки).
Солнце какое?(круглое)_____________________________________________

Печенье какое? (квадратное)_________________________________________

Косынка какая? (треугольная)________________________________________

Огурец какой? (овальный)___________________________________________

Состояние словоизменения.


  • Употребление существительных в И.п. ед. и мн. ч. (образовать по аналогии: кот – коты)
Лев -_____________________ Ухо - ______________________

Река - ____________________ Кольцо - ____________________


  • Образование существительных мн. ч. в Р.п. (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам):
Шаров________________ Ключей_____________________

Берез_________________ Ложек______________________

Окон______________________


  • Согласование прилагательных с существительными ед. ч. (назвать по картинкам):
Оранжевый апельсин______________________________________________

Голубая бабочка__________________________________________________

Белое блюдце_____________________________________________________


  • Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам):
Где сидит снигирь? (на дереве)______________________________________

Где стоит коза? (за забором)________________________________________

Где сидит кот? (перед домом)_______________________________________

Где растет елка? (около дома)_______________________________________


  • Употребление числительных 2 и 5 с существительными назвать по картинкам):
Два мяча_________________________________________________________

Пять мячей_______________________________________________________

Две розы_________________________________________________________

Пять роз__________________________________________________________

Два окна__________________________________________________________

Пять окон_________________________________________________________

Состояние словообразования.


  • Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (назвать по картинке):

Забор – заборчик__________________________________________________

Сапог – сапожок___________________________________________________

Кровать – кроватка_________________________________________________

Лента – ленточка___________________________________________________

Ведро – ведерочко__________________________________________________

Окно – окошечко___________________________________________________


  • Образование названий детенышей животных:
У зайца -__________________________________________________________

У волка -__________________________________________________________

У белки -__________________________________________________________

У козы -___________________________________________________________

У медведя -________________________________________________________

^ 15.Состояние связанной речи.

Пересказ текста из нескольких предложений.

Алеша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Алеша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Алеше вкусную уху.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

^ Логопедическое заключение:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

План индивидуальной работы______________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика

На Давыдова Алексея

Дата рождения:29.09.2006

Дата поступления в ДОУ: 06.10.2008

Алексей единственный ребёнок в семье. Воспитанием и развитием мальчика занимаются родители. У Леши общее недоразвитие речи 2 уровня. Речевая активность снижена, испытывает трудности приема словесной инструкции. Ограниченность пассивного словарного запаса. Грубое нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости слов. Выявляется отставание в развитии общей моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изо-деятельности, лепке, аппликации, конструировании.
Присутствует рассеянность внимания, не способен удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, часто действует импульсивно, легко отвлекается, быстро утомляется, истощается. Могут наблюдаться и проявления инертности - в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. Также недостаточно сформирована способность к произвольной регуляции деятельности и поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа. Процесс восприятия несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного).
Память отличается качественным своеобразием. В первую очередь ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. При правильном подходе способен к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания. Нет прочных знаний об окружающем мире. Проявляет избирательный интерес к занятиям. На подгрупповых занятиях пассивен. Поэтому занятия всегда индивидуальны. Предпочитает играть один или с не большой группой детей. На контакт со взрослыми идёт легко.
^

КРАТКИЕ КОНСПЕКТЫ НЕКОТОРЫХ ЗАНЯТИИ С РЕБЕНКОМ 5 ЛЕТ, ИМЕЮЩИМ НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ

4-е занятие

Слоговые сочетания со звуком с. Анализ слов на пройденные звуки а. у, включение в анализ звука м. Постановка звука р.

^ План занятия

Артикуляция звука с.

Слоги с включением звука с (“са”, “со”, “су”, “сы” и т. д.).

Упражнение в выделении звуков а, у,

Придумывание слов на звуки а, у.

Анализ слов со звуком м.

Постановка звука р.

Оборудование занятия

2. Спирт и вата.

3. Предметные картинки на звуки а, у, м.

4. Слоговые сочетания на звук с (в том случае, если логопед приступил к занятию со второго полугодия).

Примерный ход занятия

Какой звук мы научились с тобой хорошо произносить? (Произносят звук с.) Вспомни, какое положение занимают язык и губы при произнесении этого звука (показывают и проверяют перед зеркалом). Правильно, теперь хорошо произнеси звук с. Вместе со мной произноси слоги с этим звуком, только все время следи, чтобы звук произносился чисто (слежу за правильным произношением слогов са, со, су, сы). Сначала мы произносим вместе, потом спрашиваю отдельно.

Анализ слов.

Вспомним, какие звуки мы умеем выделять. (Ответ: звуки а и у.) Повтори, как надо хорошо произносить эти звуки? (Показываю четкую артикуляцию

звуков а и у.) Придумайтдва слова на звук а (Ася, Алик). Придумай на звук у два слова (утка, улитка).

Сегодня мы познакомимся с тем, как надо произносить и выделять звук м.

Посмотри, как нужно произносить этот звук (показывает артикуляцию звука м, ребенок произносит звук несколько раз). Теперь слушай внимательно, как звучит звук м в других словах.

Посмотри, что это за цветок? (Мак.) Какого он цвета? Где он растет? А теперь послушай, как я произнесу: м...мак, м...мак. Какой звук я тяну дольше? М...мак (звук м). Правильно, как его нужно хорошо произнести? (Показываю артикуляцию.)

Что нарисовано на картинке? (Муха.)

Послушай: М... муха. Какой первый звук? (Звук м.) Хорошо. Послушай, какой следующий звук? Му...ха. (Звук у.) А какой звук в конце слова “муха-а”? (Звук а.) Правильно. М-у-у- какие тут звуки? (М и у) Хорошо ты слушаешь внимательно. Сейчас отдохни немного. Достаньте свои зеркальца. Вспомните, куда нужно поднять язык, когда произносим звук р и что при этом надо делать? (Перехожу к постановке звука р.)

^ Задание на дом . Повторить по три раза все слоги со звуком с. Придумать два слова на звук м. Проделать упражнение со звуком р, проверяя перед зеркалом положение языка и губ.
^

5-е занятие


Слова, содержащие звук с; фразы и тексты; закрепление и выделение звуков а, у, м; постановка звука р.

План занятия

Закрепление артикуляции звука с. Образование слов из слогов: са, со, су, сы. Название слов на звук с по картинкам.

Составление предложений на звук с. Заучить стихотворение “Сова” на звук с.

Упражнение в звуковом анализе слов на звуки а, у, м. Постановка звука р.

Оборудование занятия

1. Индивидуальные зеркала, зонды, шпатели.

2. Спирт и вата.

3. Предметные картинки на звуки с, м, у, а.

4. Сюжетные картинки на звук с.

Примерный ход занятий

Вспомним, как нужно правильно произносить звук с.

Какие слоги ты дома произносил? (Произносит слоговые сочетания.) Скажем первый слог: са. Какой слог надо добавить, чтобы получить какое-нибудь знакомое вам слово? (Ма - сама; ни - сани). А какой слог или звук надо добавить к слогу со? (Произносят слог и добавляют следующий слог или звук: со-вы, со-м и т. д.) Что добавить к слогу су? (Су-п, су-к и т. д.)

Сейчас я покажу тебе картинки. Ты назовешь мне их, но только правильно произноси звук с, если он тебе встретится. (Показывает картинки: сом, нос, сани, усы, осы и т. д.)

Составление предложений: у Сони сумка, у Симы сани, у сома усы. После этого вместе1-2 раза произносим стихотворение “Сова”.

Анализ слов. Вспомни на какой звук ты должен были придумать дома слова? (На звук м.) Давай правильно произнесем этот звук. (Произносят.) Какие ты придумал слова? (Муха, мука, мама и т. п.) Ты хорошо выполнил домашнее задание. Теперь скажи мне: какие звуки в слове “ум”? (У, м.) Как сказать все слово? (Ум.) А какие звуки в слове “ам”? (А, м.) А в слове “мука” есть какие-нибудь знакомые тебе звуки? Послушай: м-у-ка. Какой первый звук? (М.) Дальше, м-у-ка. Какой второй звук? (Звук у.) А в конце слова какой стоит звук? Послушайте: мук-а. (Звук а.)

Придумай мне слово со звуком у (утя, утюг), на звук а (аист), на звук м (мак, мама).

Задание на дом. Выучить стихотворение “Сова” и упражнение в постановке звука р.

Перейти к постановке звука р.
^

6-е занятие


Постановка звука ш; звуковой анализ слов на пройденные звуки а, у, м; постановка звука р.

План занятия

Постановка звука ш.

Анализ слов со звуками а, у, м (повторение).

Стихотворение “Сова”.

Анализ слов, содержащих звук с.

Постановка звука р.

Оборудование занятия

1. Индивидуальные зеркала, шпатели, зонды.

2. Спирт и вата.

3. Предметные картинки.

Примерный ход занятия

Назови все звуки, которые мы проходили (перечисляют: а, у, м). Назови мне слова со звуком а (аптека, аист), со звуком у (утюг, улитка). Хорошо. А какой еще звук на прошлом занятии мы выделяли? (Звук м.) Показываю картинку, где встречаются слова со звуком м. Придумай мне слова со звуком м (муха, молоко). А что тут на картинке? (Дом.) Скажи, в слове “дом” есть звук м? (Есть.) На каком он месте, в начале -или в конце слова? (В конце слова.)

Вспомни, как называется стихотворение, которое ты должен был разучить дома? (“Сова”.) Следить за правильностью произношения звуков.

Послушай! Я буду называть слова, а ты внимательно слушай, и если заметишь в слове звук с, подними руку (сумка, муха, полка, лист, нос, сом, пол и т. д.).

Послушай теперь, как я буду произносить слово “сом”.

Какой первый звук в слове сом"? (Звук с.)

А какой звук в конце слова сом? (Звук м.)

Какое слово я вам сказала? (Сом.)

Достань зеркала, и будем учиться произносить звук р (обычными приемами занимаются постановкой звука р),

Задание на дом. Придумать по 3 слова на звук с. Минут 10-15 у зеркала проделать упражнение в постановке звука р.
^

7-е занятие


Постановка звука ш, звуковой анализ слов, содержащих пройденные звуки а, у, м, с; включение в анализ звука к; постановка звука р.

План занятия

Постановка звука ш. Слова, содержащие звуки с, м и др. Анализ слов с данными звуками. Анализ слов со звуком к. Постановка звука р.

Оборудование занятия

1. Индивидуальные зеркала, зонды и шпатели.

2. Спирт и вата.

3. Предметные картинки на звуки с, к, м и пр.

Примерный ход занятия

1. Постановка звука ш (обычными приемами).

2. На какие звуки я дала придумать слова? (На звук с.) Какие ты придумал слова? (Сок, лиса, нос.)

Придумай мне имена детей на звук с. (Сима, Саня, Соня.)

Какой первый звук во всех этих словах? (Звук с.)

Придумай мне имена детей на звук а. (Аня, Алик, Ада.)

Какой первый звук? (Звук а.)

Придумай мне имена детей на звук м. Вспомни имена, которые мы называли (Мила, Маня). Какой первый звук? (Звук м.)

Придумай слово, чтобы звук м был в конце слова. (Сом, ком, дом.) Придумай слова на звук с в конце слова. (Нос.)

Отбери по 3 картинки со звуком с. Назови мне эти картинки. (учащийся из общей массы картинок отбирает только те, в которых имеется звук с).

Сегодня мы научимся слушать еще один звук. Вот, что это у тебя на картинке? (Сук.) Мы говорили, какой здесь первый звук (с), какой второй

звук? (У.) А послушай теперь, что вы услышите: сук-к; сук-к. На каком звуке я делаю ударение? (К) Правильно. Посмотри, как правильно этот звук надо произносить. Возьми зеркало и проверьте все (показывается четкая артикуляция звука к).

Возьмем еще одно слово - “мак”. Какие здесь звуки? Первый звук какой? (м); второй? (а); третий? (к). Правильно. Теперь скажи, какой звук слышно в конце слова “сок-к”? (Звук к.) Послушай другое слово: “кот”. Есть здесь звук к? (Есть, на первом месте.) Правильно. Теперь займемся постановкой звука р.

Задание на дом. Минут 10-15 упражняться перед зеркалом в постановке звука р. Придумать по два слова на звук к.
^

8-е занятие


Постановка звука ш; звуковой анализ слов со всеми пройденными звуками, включая с; постановка звука р.

План занятия

Постановка звука ш.

Отбор картинок на все звуки: а, у, м, с, к.

Умение услышать в слове данные звуки и указать их место.

Деление слов на слоги.

Постановка звука р.

^ Оборудование занятия

1. Индивидуальные зеркала, зонды, шпатели.

2. Спирт и вата.

3 Предметные картинки на все звуки: а, у, м, с, к.

Примерный ход занятия

Отбери картинки на все звуки, которые мы с тобой прошли, и сложи их в ряд. Назови картинки, которые ты отобрал на звук а. (Перечисляет.) Назови картинки на звук у. (Утка, утюг.) Назови картинки на звук с. (Сани, сумка, стол.) Назови картинки на звук к. (Кот, мак.) А теперь придумай сам по одному слову на все звуки

Теперь я буду произносить слова, а ты мне будете говорить, на какой звук это слово. “Коса”-на звук к, “мох”-на звук м, “Саша”- на звук с.

Раздели мне на слоги слово “сама” (делит на слоги, отхлопывая каждый слог рукой: са-ма). Назови первый слог. (Са) Сколько звуков в этом слоге и какие? (Два: с, а.) Назовите еще раз слог “са”; какой второй слог? (Ма) Какие звуки в нем? (М, а) Как сказать вместе? (Ма) Какое мы брали слово? (Са-ма)

Сколько слогов в слове сам"? (Один.) Сколько звуков в этом слове? (Три.) Назови их. (С, а, м.)

Проанализировать так же слова “мука”, “сом” и перейти к постановке звука р.

Постановка звука р.

Задание на дом. Минут 10-15 упражнение перед зеркалом над постановкой звука р.

На 8, 9 и 10-м занятиях меньше уделять внимания анализу, а больше времени отвести на постановку звуков ш и р.
^

9-е занятие


Постановка звука ш. Анализ слов на все звуки; включить в занятие звук о.

Постановка звука р.

План занятия

Постановка звука ш.

Анализ слов на пройденные звуки.

Включение в анализ звука о.

Придумать слова на звуки а, у, м, с, к.

Назвать звуки в слове.

Добавить к слогу недостающий слог или звук.

Постановка звука р.

^ Примерный ход занятия

Постановка звука ш.

Анализ слов. Назовите звуки, которые мы с тобой прошли (называет: а, у, м, с, к). Ребенок придумывает слова на один какой-нибудь слог “ выделяет в нем звуки, указывая, какие места они занимают в словах.

Теперь давай добавим один звук или слог, чтобы получилось целое слово. (Проделываются упражнения.)

со- к - сок ма- к - мак ко-са - коса са-ма - сама ли-са - лиса

^ Примерный ход занятия

Послушай, как я буду произносить слово “сом” (растягиваю слово и выделяю звук о). Посмотри, когда я произношу звук а, губы как бы образуют кружочек. (Сравниваю положение губ при произношении звуков о, а, у.)

Следует анализ слова “сок”.

Переходят к постановке звука р.

Занятие на дом. 10 минут перед зеркалом проделать упражнение в постановке звуков ш и р.

Примечание. Прежде на дом не давались упражнения в постановке звука ш, так как вначале формирование этого звука требует постоянного надзора логопеда.

^

Конспект индивидуального логопедического занятия

Занятие1 "Постановка звука С"

Цели:


  1. Добиваться правильного звучания звука “С”.

  2. Тренировать подвижность артикуляционного аппарата.

  3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

  4. Закреплять умение расслабляться.

  5. Развивать нижнее диафрагмальное дыхание на основе трёхфазного дыхания.

  6. Развивать фонематический слух.

  7. Обогащать словарь ребёнка.

  8. Воспитывать правильную, чёткую дикцию; аккуратность и осанку.
Оборудование: игрушка би-ба-бо “Страусёнок”, картинки, профиль звука, кукла, музыкальная кассета, магнитофон.

Ход занятия

^ 1. Организационный момент.

(Создание эмоционального настроя у ребёнка).

Посмотри, какой страусёнок к нам пришёл сегодня на занятие!
- Как тебя зовут?
- Фтипан.
- Что-то мы не поняли, как тебя зовут.
- Фтипан.
- А, я кажется, догадалась. Тебя зовут, Степан?
- Да, да (страусёнок машет головой). Фтипан, Фтипан!
- Саша, как ты думаешь, какой звук не умеет произносить наш друг Степан?
- Ну, конечно, звук “С”.
- Мы с тобой ему поможем научиться произносить звук “С”? (Да поможем).
- Но сначала мы ему покажем, как надо расслабляться.
- Садись в кресло. (Звучит спокойная музыка, проводится релаксация).

2. Релаксация.

“Все умеют танцевать.
Прыгать, бегать рисовать,
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать!
- Слушай, и делай как я. Вдох-выдох (два раза).

Посмотрите, мы олени,
Рвётся ветер нам на встречу
Ветер стих,
Расправим плечи
Руки снова на колени,
А теперь немного лени.
Руки не напряжены
И расслаблены…..
Знают страусята, девочки и мальчики
Отдыхают теперь ваши пальчики,
Дышится легко….ровно….глубоко”.

Вот и закончилась наша игра, мы немного отдохнули, успокоились, научились внимательно слушать, а главное мы вместе с нашим страусёнком почувствовали, как приятно, когда руки не напряжены и расслаблены.

Ну что ж, теперь пора учиться произносить звук “С”.

Давайте сделаем упражнения, которые так любит наш весёлый язычок.

^ 3. Артикуляционная гимнастика.

(Выполняются упражнения для губ).

1. Упражнение “Улыбка”.

Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравиться лягушкам.
Улыбаются… Смеются….
А глаза у них, как блюдца.

(Выполняется упражнение “Улыбочка” – 5-7 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены).

2. Упражнение “Трубочка”.

Мои губы – трубочка –
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду, ду-ду-ду,
Ду-ду, ду-ду-ду.

(Упражнение выполняется с сомкнутыми зубами, губы вытянуты вперёд 5-7 раз).

3. Упражнение “Улыбочка-трубочка”.

(Чередуются упражнения “1” и “2” 5 раз).

А теперь поиграем с нашим язычком. Смотри, Степан, как мы это будем делать и запоминай.

(Выполняются упражнения для языка).

1. Упражнение “Лопаточка”.

Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.

Послушай и выполни это упражнение, как я тебе скажу: “Положи расслабленный язычок на нижнюю губку, следи, чтобы губка не подворачивалась, затем убери лопатку в рот, опусти её за нижние зубки, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не шевелился и не дрожал” (5-7раз).

2. Упражнение “Накажи непослушный язычок”

На губу язык клади,
Пя-пя-пя произнеси
Мышцы расслабляются…
Лопатка получается….
Ты под счёт её держи…
До пяти…до десяти…

3. Упражнение “Горка”.

Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху устремляются!

4. Упражнение “Чищу зубы”

Чищу зубы,
Чищу зубы.
И снаружи…
И внутри.
Не болели, не темнели,
Не желтели, чтоб они.

Выполняем упражнение так, улыбнись, приоткрой рот, “почисть” кончиком языка нижние зубки, делая движения из стороны в сторону, “почисть” старательно ещё раз нижние зубы с внутренней стороны.

^ 4. Диафрагмальное дыхание:

А теперь представьте, что мы с вами пошли в лес, там так свежо, так приятно пахнет! Давайте подышим:

Если уж в лесу гулять
Надо воздухом дышать!
Подышите, как я.
Выдох – пффф
Пауза
Возврат дыхания – пффф
Пауза.
Возврат дыхания – с-с-с-с
Пауза.
Возврат дыхания – пффф
Пауза.
Возврат дыхания – с-с-с-с.

Посмотрите, какие кораблики у нас плавают в “море” (перед ребёнком ставится ёмкость с водой, в которой плавают кораблики). Давай на него подуем, чтобы он скорей к другому берегу приплыл.

Давайте немного отдохнём и рассмотрим вот эту картинку, на которой всё нарисовано про звук “С” (рассматриваем акустико-артикуляцыонный профиль и делаем анализ артикуляции звука “с”).

^ Акустико - артикуляционный профиль звука “С”

Посмотри и скажи, что делают губки при произношении звука “с”?
- Ребёнок – улыбаются.
- Что остаётся между зубками?
- Ребёнок – щель.
- Язычок, какой узкий или широкий?
- Ребёнок – широкий.
- Куда упирается кончик языка?
- Ребёнок – в верхние зубки.
- Язычок, что ещё делает?
- Ребёнок – выгибается горкой.
- Какая воздушная струя?
- Ребёнок (прикладывает, на расстоянии, к горлышку тыльной стороной ладошку и проверяет воздушную струю) - Холодная.

Проверь ладошкой, какой это звук глухой или звонкий?
- Ребёнок – глухой.
- Какой бывает этот звук, твёрдый как орех или мягкий как вата.
- Ребёнок – бывает и твёрдым и мягким.

Давай ещё раз попробуем сделать губы, зубы, язычок, так как мы только что говорили (ребёнок выполняет).

Давай встанем и “накачаем насос” (ребёнок делает имитационные движения, как будто он “накачивает насос” наклоняясь вперёд и произнося звук с-с-с-с, взрослый следит за артикуляцией звука).

^ 5. Моторика пальцев рук:

Давай теперь покажем страусёнку Степану, как работают наши ручки:

Ты не бойся, это гусь
Я сама его боюсь
Гусь стоит и всё гогочет
Ущипнуть тебя он хочет.

^ 6. Фонематический слух:

Послушай внимательно и хлопни в ладоши, когда услышишь звук “С”.

(Ж, З, С , Ц, Ж, С , З, Ш, Ц, С , Ш…)

А теперь подними руку, когда услышишь слог со звуком “С”: ЖА, СА , ШО, ЖО, СУ , ЦА, ЗА, ШО…

Послушай и произнеси слоги, которые я тебе скажу:

^ СА-СО-СУ; СЫ-СА-СЭ; СУ-СЭ-СЫ .

Сегодня к нам в гости взглянуть на Страусёнка зашли Саша и Сима, подари им игрушки (картинки) вместе с нашим Страусёнком – Саше со звуком “С”, Симе – со звуком “СЬ”. Ребёнок раздаёт картинки или игрушки и проговаривает каждое предложение: “ Я подарю Саше картинку санки , а Симе гуся ”..

Молодец! Всё сделал правильно!

Вот и подошло время заканчивать наше занятие, посмотрите ещё раз на профиль звука “С” и расскажите по нему: об язычке, губках, зубках, “ветерке” (воздушной струе), как они себя ведут, когда ты произносишь звук “С” (ребёнок вспоминает полную артикуляцию звука “С”).

Ну что, Страусёнок, научился произносить правильно и красиво своё имя?
- Так как же тебя зовут? Произнесите вместе имя Страусёнка (Степан).
- Правильно! Молодцы!
- Я думаю, что теперь вы всегда будете правильно произносить все слова с этим красивым звуком “С

^ Занятие 2 Автоматизация звука С в слогах

Послушай, какую песенку поет нам ветер и повтори вместе со мной. На этом этапе лучше не акцентировать внимание ребенка на том, что он произносит именно звук [С]. Можно просить его спеть как ветер, водичка и т.п. Звук [С] в слогах на начальном этапе работы произноситься протяжно с-с-с, затем как обычно С. Например:

^ Автоматизация звука [C] прямых слогах:

СА-са-са

Сы-сы-сы

Со-со-со

Су-су-су

СА-со-су-сы

Со-са-сы-су

Су-са-со-сы

Сы-са-су-со

Для поддержания интереса ребенка к столь не веселому занятию как произнесение слогов, можно разнообразить деятельность следующими видами заданий:

Взрослый называет начало слова, а ребенок договаривает слог, например:

Добавляй слог СА: ли....(СА), колба...(СА), о...(СА) и т.д

Добавляй слог СЫ: кос...(СЫ), но...(СЫ), ча...(СЫ) и т.д.

^ Автоматизация звука [C] в обратных слогах:

Ас-ас-ас

Ос-ос-ос

Ус-ус-ус

Ас-ис-ес-эс

Ос-ас-ис-ус

Ис-ас-ус-юс

Яс-ас-ис-ус

Автоматизация звука [С] в интервокальной позиции

Аса-аса-аса

Исы-исы-исы

Осо-осо-осо

Усу-усу-усу

Аса-оса-уса

Асэ-осэ-усэ

Асо-осо-усо

Асы-осы-осу

Ёса-юса-иса

Ёсо-юсо-исо

^ Автоматизация звука [C] в слога со стечением согласных

Бса-бсы- бсо -бсу

Пса- псы- псо-псу

Мса- мсы- мсо-мсу

Дса-дсы- дсо -дсу

Тса- тсы- тсо-тсу

Гса- гсы- гсо-гсу

Кса-ксы-ксо-ксу

Сва-свы-cво-сву

Сма-смы-смо-сму

Спа-спы-спо-спу

Сба-сбы-сбо-сбу

^ Занятие 3 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [C]В СЛОВАХ

К этапу автоматизации звука в словах следует переходить только в том случае, если ребенок может правильно и легко произносить звук [С] в слогах прямых, обратных, со стечением и интервокальной позиции. Не следует торопиться переходить к более трудным заданиям, ему будет сложно с ними справляться, у него может не получаться и это подорвет положительный настрой ребенка к занятиям, или он может совсем отказаться от них.

Помните, хороший результат будет, только тогда когда занятия для него доступны и достижимы и интересны.

Автоматизация в словах более интересный процесс для ребенка, его можно разнообразить наглядным материалом (картинками, предметами, действиями, играми).

Например, задания могут быть такие:

«Какой звук пропал?» Повтори слова и скажи, какой звук пропал во втором слове.

Маски-маки, соски-соки, ласки-лаки.

«Поставь перед словом звук [С]» и проговори это слово

Тол-стол, тук-стук, кот-скот, ток-сток

«Какое слово получилось?». Замени первый звук (последний, в середине) в слове на звук [С], повтори это слово, четко проговаривая звук [C]

Палки- Салки, бок-Сок, кон-Сон, мало - сало

Качка- КаСка, лепка-леСка, сопка-соСка, парт-паСта

«Посмотри на картинки и скажи, что на них нарисовано ». Это задание необходимо проводить на последних этапах автоматизации звука [C] в словах. Подберите картинки, в названии которых есть звук [C] и предложите ребенку назвать их, четко проговаривая звук [С].

«Вспомни слово» в названии, которого есть звук [С]. Можно усложнить задание, предложив ребенку назвать животных, посуду, мебель и.д. в названии которых есть звук [С]. Такие задания развивают словарь ребенка,

помогают усвоить понятия обобщенного понятия слов (мебель, обувь, животные домашние, дикие и пр)

На этом этапе работы так же необходимо проводить работу по формированию слухового и фонематического восприятия для этого можно использовать следующие упражнения:

- «Повтори цепочку слогов» СА-со-су, сы-со-су и т.д

Упражнение, «Какое слово получилось?» так же способствует развитию фонематического и слухового восприятия

Ниже предлагается порядок слов для автоматизации звука [С] в словах. Эти слова не обязательны, возможны их замены и дополнения. Но необходимо соблюдать правильную последовательность ввода звука [С] в слова. И подбирать слова так, что бы в них минимально встречались звуки, которые ребенок не правильно произносит на данный момент Автоматизация звука [С] в начале слова без стечения согласных звуков

Повтори слова, четко проговаривая звук [С]

Автоматизация звука [С] в конце слова без стечения согласных звуков

^ Автоматизация звука [С]в середине слова в интервокальной позиции

Посадка

Посылка

^ Автоматизация звука [С] в словах со стечением согласных

Капуста

Пустыня

Полоска

Послание

Скамейка

Сметана

Автоматизация звука [С] в словосочетаниях

Вкусный квас

Густая сметана

Квашеная капуста

Миска с рисом

Мясной салат

Осколок стекла

Свежее мясо

Смелый поступок

Солист ансамбля

Соловьиная песня спелые сливы

Стадо скота

Ствол осины

Стеклянный стакан

Страшная маска

Фасад дома

Фасолевый суп

Чистая посуда

Солить суп

^ Занятие 4 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С] В ПРЕДЛЖЕНИЯХ

Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звука С.

Береги нос в трескучий мороз.

В кувшине кислый квас.

В кустах кто-то пискнул.

Кактусы посадили в песок.

Нас восхитила песня пастуха.

Недалеко были посадки леса.

Саша поет грустную песню.

Собака своих не кусает.

Суп солите сами по вкусу.

У сома усы.

Я вынесу сор.

Саша рассказывает.

Саша рассказывает историю.

Саша рассказывает историю о собаке.

Саша рассказывает историю о собаке, спасшей матроса.

Искала сыроежки.

Соня искала сыроежки.

Соня искала сыроежки в кустах.

Соня искала сыроежки в кустах, а нашла бруснику.

В субботу у Кости будут гости.

^ Стихи, чистоговорки для усовершенствования произношения звука [C]

Сад в снегу и лес в снегу,

А по лесу я бегу.

У Сони - посылка,

В ней бусы и косынка.

Стынет суп у Сони, Светы,

А они сосут конфеты.

У мамы в сумке

Сом и сметана.

Сом - коту

А сметана - Степану.

Сойка, сидя на сосне,

Поёт песню о весне,

О том, как солнце светит

Всем на свете детям.

Сам сказать сумей-ка

В саду стоит скамейка.

На скамейке сидит кот,

Он нам песенки поет.

Соня в суп добавит соль,

А потом - капусту.

Все соседи хвалят суп:

Он сегодня вкусный.

Есть посуда - самовар,

Есть машина - самоход,

Есть игрушка - самокат

И, конечно самолет!

Суп могу я сам варить,

В сад могу я сам ходить,

Самокат мой сам катать,

С горки в санках сам слетать!

Я несусь на самокате

Мимо сосен и берез.

Оставляет на асфальте

Самокат следы колес.

Самокат я сам катаю,

Встану сам, сам разгоняю,

Ну а если сам сломаю,

Сам его я починю!


Са-са-са, са-са-са,

Летит оса!

Сы-сы-сы, сы-сы-сы.

Не боимся мы осы!

Су-су-су, су-су-су

Видел кто из вас осу?

Сы-сы-сы, сы-сы-сы,

Мы не видели осы.

Са-са-са, са-са-са,

Укусила в нос оса.

Со-со-со, со-со-со,

Стал мой нос, как колесо!

Сы-сы-сы, сы-сы-сы,

Не боюсь я злой осы!

Су-су-су, су-су-су,

Я осу в руке несу!

Занятие 5 Дифференциация звуков [С]-[З]

Цели:

1.Формирование фонематического слуха и восприятия.

2.Развитие звуко-слогового анализа и синтеза слов.

3.Расширение и уточнение словаря учащихся, обучение навыкам словообразования.

4.Развитие слухового внимания, наблюдательности, памяти.

Оборудование: предметные картинки со звуками “с”, “з”; профили звуков “с”, “з”; жетоны, печатные буквы “с”, “з”; слоговые карточки; набор к игре “Звуковая мозаика”; карточки со словами для составления предложений; графические картинки для развития мелкой моторики.

Ход занятия.

^ 1. Организационный момент.

Логопед:

Вначале сядет тот, кто правильно разделит свою фамилию на слоги. Называйте фамилию и количество слогов в ней. (Дети называют и по очереди садятся на свои места).

^ 2. Введение в тему.

Логопед:

Ребята, только что нас пригласили на день рождения ваши друзья Зоя и Саша. А на дни рождения с чем ходят? (С подарками). Послушайте, что попросила в подарок Зоя: зонтик, корзинку, розы, заколку.

Скажите, какой звук в этих словах повторяется чаще всего? (“З”)

А вот что просит на день рождения Саша: самолет, велосипед, пистолет, собаку.

В этих словах какой звук повторяется? (“С”).

Молодцы! А как вы думаете, с какими звуками мы будем работать? (“С”, “З”).

Буквы “с” и “з” выставляются перед учащимися.

Логопед:

Скажите, а где мы сможем взять подарки? (В магазине).

Но в магазине просто так нам их никто не даст, нужно купить. Деньги вы на уроке можете заработать? (Нет) А что вы можете на уроке заработать? (Оценки)

Или баллы. Вот и сегодня в нашем магазине можно подарки купить за баллы или жетоны. А их я буду давать за правильный ответ.

^ 3. Характеристика звуков.

Логопед:

Для начала охарактеризуем звуки, которые вам помогут зарабатывать жетоны. Звуки “с”, “з” какие, гласные или согласные? (Согласные) Назовите звонкий согласный звук. (“З”) Глухой согласный звук. (“С”)

А теперь все произнесите звук (“з”), скажите какие органы артикуляции участвуют в образовании этого звука. Посмотрите на профили. (“зубы”, “язык”, “голос”)

Значит, звук “з” язычно-зубной. Произносим звук “с”, какие органы артикуляции участвуют в образовании этого звука? (Зубы, язык) Звук “с” тоже язычно – зубной. Кто мне даст полную характеристику звука (“з”)? (Согласный, звонкий, язычно- зубной.) А звук “с”? (Согласный, глухой, язычно- зубной.)

При правильных ответах учащимся выдаются жетоны. Ученики открывают рабочие тетради, записывают число, тему.

^ 4. Дифференциация звуков в слогах.

4.1.Устно. На доске записаны слова с пропущенными слогами со звуками “с” и “з”: кра…, …гар, до…ры, до…да, ку...вок, на…вать, ро…вый, на…пать, …мок, поло… .

Логопед:

Я показываю на слово, а вы поднимаете тот слог, который необходимо вставить вместо точек, затем называете получившееся слово. (За правильный ответ выдается жетон).

4.2.Перед группой учащихся выставляется ряд предметных картинок в названиях, которых есть звуки “с” и “з”.

Логопед:

Давайте назовем предметы, которые изображены на картинках (светофор, кастрюля, самосвал, корзинка, снегирь).

Вы в тетрадях составите схемы этих слов: разделите на слоги и надпишите слоги с буквой “с” или “з”.

После выполнения задания дети меняются тетрадями и проверяют друг у друга схемы. За правильно составленные схемы выдается жетон.

5.Физминутка:

5.1.Учащиеся произносят и выполняют движения:

Мы боксеры, мы штангисты,
Бегуны и фигуристы.
Проплывем через моря,
Есть везде у нас друзья.

5.2.Логопед произносит, дети выполняют:

Руки выше поднимите
И тихонько опустите,
Разверните их как крылья
И вперед, чтоб ровно было.
Громко хлопните, ребятки
И садитесь, все в порядке.

^ 6.Дифференциация звуков в словах.

6.1.Образование относительных прилагательных. (запись на доске)

Металл - посуда -
Класс - доска -
Шоссе - дорога -
Пассажир – вагон -
Золото - кольцо -
Резина - мяч -
Стекло - ваза -
Железо - дверь -

Логопед:

Образованные прилагательные от существительных запишите в тетрадь. Синим карандашом в полученных прилагательных обводим букву “с” в кружок, зеленым – “з”.

За правильно выполненное задание выдается жетон.

6.2.Звуковой анализ слов. Игра “Звуковая мозаика”.

Учащимся раздаются игровые поля для заполнения синими и зелеными квадратиками в соответствие со словами: арбуз, насос, овес, мороз, близко, автобус, повязка, редиска, указка, дерзкий. Кто правильно выложил получает жетон.

^ 7. Развитие слуховой памяти. (Составление словосочетаний).

На доске записаны слова: высокий, интересный, морозный, знойная, полосатая.

Логопед:

Ребята, я два раза прочитаю существительные, вы внимательно послушайте и запомните. Затем подберите к словам- признакам, записанные на доске, подходящие слова- предметы и составите словосочетания. (Произносит слова).

Воздух, сказка, зебра, забор, пустыня.

Дети записывают словосочетания в тетрадь и выделяют буквы “с” и “з”. За правильно выполненное задание получают жетон.

^ 8. Развитие мелкой моторики.

Перед детьми ряд фигурок для выкладывания из палочек. Дети выкладывают только ту фигурку в названии, которой есть звук “с” или “з”.

^ 9. Дифференциация в предложении.

Логопед:

Возьмите конвертики, прочтите слова, которые у вас записаны на карточках и из этих слов составьте предложения. Затем запишите получившиеся предложения в тетрадь и выделите согласные буквы.

Зачитывают предложения и получают жетоны.

^ 10. Итог занятия.

Логопед:

Максимум жетонов у вас должно быть семь. Кто заработал семь жетонов, тот первым выбирает любой подарок. Ребята, какие звуки нам помогли заработать жетоны? (“С” и “з”).