18 февраля день особого поминовения усопших. Родительская суббота

В Церквях проводятся вселенские панихиды — читаются молитвы об отпущении грехов и даровании вечной жизни.

Заупокойная служба в этот день называется: "Память, совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших".

Мясопустная

Православная Церковь отмечает этот день в субботу, за неделю до начала Великого поста. В 2017 году Великий пост начнется с 27 февраля.

Мясопустной субботу называют, потому что следующее за ней воскресение именуют "Мясопустной неделей" — день, в который последний раз перед Великим постом разрешена мясная пища. Воскресенье называют также Малой масленицей, так как предшествует масленичной неделе.

Это первая родительская суббота в году (в церковном календаре их семь), когда в православных храмах совершается особое поминовение умерших православных христиан. Все, кроме одной (9 мая — Поминовение усопших воинов), имеют переходящую дату.

В эту родительскую субботу особенно молятся за тех, кого настигла безвременная смерть в чужой стране, вдали от родных, в море, в горах, от голода или инфекционных болезней, в сражении, во время стихийных бедствий, кто не успел покаяться перед смертью, и над кем не было совершено погребального обряда.

Святая Церковь, основываясь на апостольском учении, установила совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, где, когда и как бы ни кончил земную жизнь, не лишился ее молитв.

История

Мясопустная родительская суббота — одна из самых древних по происхождению. Специальная Вселенская суббота упоминается еще в V веке в преданиях Саввы Освященного, однако есть доказательства и более раннего празднования этого дня.

Согласно преданию, в этот день, еще гонимые и никем не признанные, христиане собирались вместе, чтобы почтить память замученных и казненных братьев и сестер по вере, не получивших должного погребения.

Этот день был выбран не случайно — воскресенье после Мясопустной субботы посвящается напоминанию о Страшном суде Христовом, который будет над всеми людьми при Его втором пришествии, и когда определится вечная участь каждого человека.

© photo: Sputnik / Алексей Даничев

Роспись "Страшный суд" (художник Ф. Бруни) над залом Исаакиевского собора

Во время службы вспоминают притчу о Страшном суде живых и мертвых, чтобы человек помнил, что за совершенные греховные деяния придется ответить во время Суда.

Поэтому Церковь и установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о их помиловании. Таким образом, Церковь каждому дает шанс на спасение души.

Родительская суббота

Это дни особого поминовения усопших. В эти дни в православных храмах совершается особое поминовение умерших православных христиан.

Название "родительская" скорее всего произошло от традиции называть покойных "родителями", то есть отошедшими к отцам. А еще потому, что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей.

Среди родительских суббот особо выделяют Вселенские, в которые православная Церковь молитвенно поминает вообще всех усопших. Таких суббот две: Мясопустная и Троицкая (накануне праздника Пятидесятницы, в 2017 году выпадает на 3 июня). В эти два дня совершаются особые богослужения — вселенские панихиды.

Остальные родительские субботы не относятся к вселенским и отведены специально для частного поминовения дорогих нашему сердцу людей.

Традиции

Накануне родительской субботы, то есть вечером в пятницу, в православных храмах служится великая панихида, которую также называют греческим словом "парастас". А в субботу утром, служат заупокойную Божественную литургию, после нее — общую панихиду.

В этот день следует поминать своих усопших родителей в церкви — люди подают записочки с именами близких умерших и молятся за упокоение их души в загробном мире.

По старой церковной традиции, прихожане приносят в храм постные продукты и вино для совершения литургии, которые освящаются во время богослужения, и позже раздают тем, кто пожелает. Также в этот день принято подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших.

После посещения храмов православные отправляются на кладбище, читают молитвы за упокой души умерших родственников, приводят в порядок могилы.

Священнослужители считают, что в этот день важнее отстоять богослужение в храме, чем поехать на кладбище, так как умершим родным и близким людям гораздо важнее наша молитва, чем посещение могилы.

Но, если нет возможности в эти дни посетить храм и кладбище, можно помолиться об упокоении почивших дома.

Обычаи

На Руси народные традиции поминовения умерших людей несколько отличались от церковных. Простой люд шел к могилкам родственников перед большими праздниками — накануне Масленицы, Троицы, Покрова Пресвятой Богородицы и дня памяти Святого великомученика Димитрия Солунского.

Больше всего в народе почитали Дмитриевскую родительскую субботу. В 1903 году император Николай II даже издал указ о совершении особой панихиды по павшим за Отечество воинам — "За веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим".

© photo: Sputnik / Юрий Кавер

На Украине и в Белоруссии дни особого поминовения усопших называли "Дедами". Таких "Дедов" было до шести в году. Народ суеверно считал, что в эти дни к семейной поминальной трапезе незримо присоединяются все умершие родственники.

По древнему обычаю, в родительские субботы было принято вкушать кутью — обязательное блюдо поминальной трапезы. Сладкую кашу обычно готовили из целых зерен пшеницы или другой крупы с добавлением меда, а также изюма или орехов. Правда сегодня мало кто следует ему.

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Вселенская родительская (мясопустная) суббота

Посвящая неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного Суда Христова, Церковь в виду этого Суда установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Главной причиной появления специального поминального дня в мясопустную седмицу стало отнюдь не содержание православного меню.

Просто в воскресенье этой седмицы Церковь вспоминает Страшный суд Христов, и день накануне логично посвятить молитвам за усопших, ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех от века умерших , во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их.

Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братьяи нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви — обществе верующих, членами которой являются не только живущие, но и все умершие в мире. И общение с ними через молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства Церкви Христовой.

Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединены с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.

Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы. В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого Поста, и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.

У нас нередко на субботы мясопустную смотрят только как на просто родительскую субботу, предназначенные главным образом, если не исключительно, для поминовения наших сродников и друзей.

Любовь к близким и вытекающая отсюда потребность особенно усердно и часто молиться о них, как естественные и вполне понятные, похваляются и поощряются святой Церковью. Но если бы все православные христиане стали молиться исключительно только о своих сродниках и друзьях, какая была бы им мзда (Мф. 5, 46), какая была бы им благодать?.. И грешники любящих их любят (Лк. 6, 32), и язычницы такожде творят(Мф. 5, 47)… А главное, при таком порядке, когда каждый молился бы только о своих, молитва о любимых сродниках наших и друзьях и о нас самих продолжилась бы лишь в течение нескольких лет или десятилетий после кончины, только до тех пор, пока живы и не позабыли еще усопших знавшие и любившие их, - а дальше некому уже было бы поминать их. А о неимущих сродников и друзей совсем не было бы молитвы после их смерти.

Поэтому святая Церковь, представляя нам очень много случаев к молитве о наших близких, дорогих усопших и к поминовению их по именам, вместе с тем в своих заупокойных песнопениях и молитвах постоянно поучает нас одновременно молить Господа и об упокоении всех рабов Божиих преставившихся, всех преждепочивших православных христиан.

Этим она напоминает нам, что кроме любимых наших сродников и друзей у нас есть еще множество братии во Христе, которых мы, и не видавши их, должны любить, о которых, даже и не зная их имен, мы должны молиться.

Так устанавливает она и старается поддержать такой порядок, при котором молитва о каждом православном христианине будет непрестанно возноситься даже и тогда, когда не останется в живых никого из лично знавших его, когда забудется на земле имя его, - молитва о нем будет непрестанно возноситься до скончания века.

О каждом из наших близких мы обычно совершаем нарочитое поминовение ежегодно в дни их кончины. Иногда совершается еще поминовение и в день тезоименитства. Но чтобы и те из преждепочивших братии наших о Христе, у кого нет уже теперь на земле сродников и друзей, о них молящихся и помнящих дни их кончины и именин, не оставались без ежегодного нарочитого поминовения , святая Церковь из всех поминальных дней особо выделяет два - две вселенские субботы мясопустная — перед началом Великого Поста и Троицкая поминальная суббота), когда живущие приглашаются возносить заупокойные молитвы прежде всего о всех вообще усопших, “да и неким случаем особые не получившие узаконенных (т. е. те, о коих не было поминовения о каждом в отдельности), ныне общею памятию и они помянутся «.

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Таким образом православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Церковное поминовение в родительскую субботу

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы . В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром, в поминальную субботу, совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду — ваше присутствие на Литургии и панихиде необходимо. Тем более, что наши умершие являются явными свидетелями того, присутствовали ли мы на богослужение, молились ли за них или просто отписались записочками и откупились свечами.

Учение Православной Церкви о душе говорит о том, что смерть не является завершением земной жизни, а только переходом в иной мир. У Бога все живы — именно поэтому Церковь постоянно молится не только за живых своих членов, но и за всех почивших. Чтобы показать, насколько важна роль поминальных молитвословий, перечислим основные моменты их присутствия в богослужении:

1) молитвы об упокоении совершаются в Церкви ежедневно (на литургии, во время панихид);

2) по церковному уставу каждый из семи дней недели посвящен определенному событию и имеет свои особенности богослужения. Суббота посвящается памяти святых и всех почивших христиан;

3) частное поминовение умерших совершается в 3-й, 9-й и 40-й дни после смерти, а также на годовщину. Ежегодно панихиды по родным заказывают на именины или в день рождения покойного;

4) дни общего церковного поминовения именуются родительскими субботами. Две из шести родительских суббот (Мясопустная и Троицкая) носят название вселенских, так как полностью посвящены молитвословию о почивших во все времена и имеют исключительный богослужебный порядок.

В течение года количество заупокойных молитв разнится от наименьшего в предпраздничные и праздничные дни до наибольшего во вселенские родительские субботы, которые почти полностью состоят из заупокойных молитвословий.

Что такое родительские субботы?

Дни особого поминовения в Православной Церкви именуются родительскими субботами. Такое название объясняется тем, что в эти дни христиане молятся об упокоении своих родителей (это слово следует понимать шире — дедов, прадедов и всех предков своего рода (прародителей)), а также всех усопших православных христиан. Люди в эти дни посещают кладбища, ухаживают за могилами, заказывают панихиды в храмах или совершают богослужения над могилами самостоятельно — мирским чином (чтение литии).

Вселенские родительские субботы

Субботы перед Масленицей и Духовым днем (Пятидесятницей) — это дни, когда все православные христиане призываются к усиленной молитве об усопших членах Церкви — знакомых и незнакомых, далеких и близких.

Мясопустная суббота предшествует Неделе (воскресенью), в которую Церковь вспоминает о Страшном Суде и сугубо молится обо всех почивших. Это поминовение вообще всех умерших православных людей говорит о единстве Церкви, тело которой составляют души не только живых, но и мертвых, объединенные во Христе.

Троицкая суббота связывается с сошествием Святого Духа в пятидесятый день после Воскресения Христова. Это событие является одним из ключевых для понимания учения о спасении. Святой Дух, сошедший на апостолов, является для всего человечества свидетельством присутствия Божия рядом с людьми, обещанием спасения. Считается, что в день Пятидесятницы была образована апостольская Церковь.

Чин богослужения двух вселенских суббот составлен особенным, исключительным образом: некоторые произносимые в этот день молитвы не присутствуют ни в каких других службах. Если в этот день выпадает память святых, то она переносится на следующий день. Если же выпадает престольный или двунадесятый праздник, заупокойная служба совершается в отдельной части церкви — усыпальнице либо переходит на предыдущую субботу или четверг.

Нужно отметить, что в первую очередь во время вселенских суббот поминаются все усопшие от века православные христиане, а уже во вторую очередь — непосредственно наши сродники. Однако, чтобы дать людям помолиться более лично и усердно именно о своих родных, кроме поминовения на утрени и вечерне совершается еще и великая панихида. В чем отличие между этими поминовениями? Если утреня и вечерня совершаются по исключительному, специально составленному для двух этих дней порядку и носит всеобъемлющий характер, то во время панихиды произносятся молитвы более общие по содержанию и употребляющиеся также при других обстоятельствах (например, канон из обычных заупокойных субботних служб). Еще одним важным отличием является то, что на утрене поминание совершается без указания конкретных имен, но за всех «праотец, отец и братий...», а на панихиде оно происходит по церковным синодикам и личным помянникам.

Субботы Великого поста

Нарочитое (особенное) поминовение усопших совершается также в субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Великого поста. Эти субботы являются своего рода восполнением того, что во время Четыредесятницы практически не совершается литургическое поминовение. Перечисленные субботы также называются родительскими, но их чинопоследование не носит такого особенного характера, как в случае с Троицкой и Мясопустной субботами, поэтому родительские субботы Великого поста не называют вселенскими.

Еще одно отличие состоит в том, что во вселенских субботах на первый план выходит поминовение всех умерших во все века существования человечества, а в великопостные субботы главная роль отдается все-таки молитвам об усопших родственниках (совершается во время утрени и вечерни). Отдельная вселенская панихида в этот день не служится. Родительские субботы Великого поста отличает от вселенских и то, что в эти дни не отменяется прославление святых, а если суббота совпадает с Благовещением, престольным праздником либо полиелеем, то заупокойная служба не переносится на другой день, а просто опускается.

Частные родительские дни

Некоторые дни поминовения встречаются лишь в практике Русской Православной Церкви. К ним относятся Димитриевская суббота, Радоница, 9 мая (память погибших в Великой Отечественной войне) и 11 сентября (день памяти православных воинов, установленный указом императрицы Екатерины II, совершается нерегулярно).

Димитриевская суббота

Как гласит предание, этот день был утвержден благоверным князем Димитрием Донским в субботу перед днем памяти его святого покровителя — великомученика Димитрия Солунского (26 октября) — в год Куликовской битвы (1380). Тогда князь впервые повелел отслужить в обители преподобного Сергия Радонежского заупокойную службу в память воинов, павших на Куликовом поле.

Со временем связь этого дня с его историческим истоком ослабела, и сегодня Димитриевская суббота является поминальной родительской субботой, без частного соотнесения с событиями 700-летней давности.

Радоница

Радоница является, пожалуй, самым известным (даже в нецерковных кругах) днем поминовения усопших. В этот день всегда объявляется государственный выходной, чтобы все люди (как верующие, так и светские) имели возможность посетить родные могилы.

Дата Радоницы является переходящей — зависящей от даты Пасхи. Чаще всего она назначается на вторник (если не совпадает с важными праздниками) Фоминой седмицы (вторая неделя после Пасхи).

Установление такого особого дня поминовения связано с Великим постом. Дело в том, что на протяжении постных седмиц очень часто нарочитое поминовение умерших (которое всегда совершается в 3-й, 9-й и 40-й дни) не может быть совершено из-за особенностей великопостного богослужебного устава. Поэтому к концу поста накапливается множество неотслуженных панихид, которые переносятся на первый день, когда можно совершить полную литургию и панихиду. Таким днем и является Радоница.

Поскольку Радоница всегда совпадает с попразднством, в этот день нет никаких специальных заупокойных молитвословий ни на литургии, ни на утрени и вечерне. Поминальные молитвы присутствуют только на полунощнице, а также служится великая панихида после вечерни.

Суеверия, связанные со смертью и поминками

Удивительно, но факт: в мире победившей науки, где люди часто ставят под сомнение все мировые религии, всё еще невероятно сильны так называемые народные приметы, или суеверия.

Этимология слова «суеверие» говорит сама за себя: суетная вера, вера в нечто пустое, несуществующее.

Поскольку смерть для любого человека является темой, окруженной многими тайнами и вопросами, к ней, как к магниту, притягивается и такое же количество различных суеверий. Так, очень распространены многочисленные предрассудки, связанные с организацией поминок. Часто по усопшему устраивается настоящая тризна с большим количеством разнообразных яств и алкоголя. Однако церковные люди должны понимать, что поминки организуются главным образом для того, чтобы проявить милость к людям, которые присутствовали на отпевании и похоронах. Еда нужна живым, душа же покойного нуждается в молитвах.

Абсолютно бессмысленны и все приметы, связанные непосредственно с поминальной едой. Некоторые особенно суеверные люди считают, что еду с поминок нельзя уносить домой, потому что она «обладает отрицательной энергетикой». Это утверждение является ни на чем не основанным суеверием. Еда была приготовлена для того, чтобы накормить людей, и если она остается — ее можно и нужно раздать.

Масса суеверий связывается с подготовкой к похоронам. Часто приходится наблюдать, как в доме завешивают зеркала (чтобы случайно в них не увидеть покойника), переворачивают стулья, на которых стоял гроб (чтобы живые не сели на них) и многие подобные вещи. Как верующие христиане, мы должны всячески искоренять подобные языческие предрассудки в окружающем обществе, объяснять людям полную бессмысленность таких действий.

Абсурдной и одновременно неискоренимой является традиция приносить на кладбище еду или сладости, а также оставлять стопку водки «для покойника». Стоит ли говорить обо всей нелепости подобных обычаев? Душа, которая уже не имеет материальной оболочки, не нуждается ни в чем материальном, в том числе в пище. Чтобы почтить память наших родных, мы можем заботиться об их могилах, о поддержании их в чистоте и порядке. Можем приносить на кладбище цветы и венки. Но самое главное, что мы можем сделать, — это послужить над могилой литию, попросить Господа помянуть усопшего.

В христианстве нет места магии. Цель жизни христианина — очистить собственную душу. Цель его смерти — соединиться с Богом в Царстве Небесном. В отличие от бытовых суеверий и предрассудков, каждое религиозное действие имеет высокую цель. Об этом мы должны твердо помнить и отличать одно от другого.

Даты родительских суббот и дней поминовения усопших в 2019 году

4.9 (97.02%) 228 votes

Что делает душа усопшего в течение 9 и 40 дней, как следует молиться о здравии и за упокой душ близких, что говорили святые отцы о такой молитве и как помочь тем, кто не задумывается о своем спасении?

В ответ на накопившиеся вопросы читателей приводим развернутую информацию о грядущих днях особого поминовения усопших – родительских субботах, подборку уместных цитат святых отец от инокини Ливии и сведения о том, как следует молиться о тех, кого лишь условно можно назвать православными людьми.

Искренняя молитва способна растопить даже самый холодный лед…

Поминовение усопших – особенная традиция, свойственная Православию, и отличающая его от многих других религиозных течений, в том числе христианских. Например , декларируя формальное следование своей версии Библии, полностью отвергают поминовение умерших и все связанные с этим ритуалы.

В субботу 2 марта – за неделю до начала Великого поста – перед Мясопустной седмицей (масленичной неделей) для православных установлен день особого почитания памяти усопших.


На службу в пятницу под Вселенскую Родительскую субботу и в саму субботу женщины в храм надевают только темные платки.

Из семи дней в году, предназначенных для усиленного поминовения предков, особняком стоят две Вселенские поминальные субботы : Мясопустная и .

Основной смысл Вселенских (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве о спасении душ всех почивших православных христиан, независимо от их личной близости к нам. Вспомните родителей, пращуров: не пропустите службу и помин!


На Рогожском во время родительских суббот и молебнов всегда оживленно

«И мы были такими же, как вы, и вы будете такими же, как мы»

Так говорят своим посетителям тихие братские усыпальницы в обособленном иноческом государстве на горе Афоне. Для монахов особенно чувствительна, по соответствующему образу жизни, эта неразрывная связь видимого и невидимого мира, когда все внутреннее духовное устремление направленно к восходу в тот будущий невидимый и неведомый мир, который неизбежно встретит каждого из нас и определит свое место на бесконечные веки.


«…В этот день творим мы память всем человеком, скончавшимся от века в вере и благочестии, того ради, что многие безгодную подъяли смерть: в море, и непроходимых горах, стремнинах и пропастях, от глада и запаления, от брани и студения, и иным образом смерть претерпели. Посему, человеколюбия ради, святые отцы память сим творить от Соборной Церкви узаконили, апостольское предание приемлюще.

В субботу же память душам творим, потому что суббота – день покоищный, на покой от житейских соблазнов приходят усопшие. Повелели святые отцы за усопших творить поминание, глаголя, что милостыни и службы великую тем подают ослабу и пользу.


Поминальный крест в селе Слободищи, установленный силами Рогожских казаков

Повесть о том святого Макария Великого.

Спрашивал святой Макарий, обретши на своем пути сухой череп нечестивого елина: имеют ли когда во аде некоторую ослабу.

Тот же отвечал ему, многую ослабу имеем и мы, когда христиане за усопших своих творят молитвы. И Григорий многословый молитвою царя Траяна из ада избавил. И богомерзского Феофила Феодора царица святых ради исповедник мужей от муки исхитила.

Глаголет же Великий Афанасий, аще и святой жизни человек скончается, не отрицайтесь милостыни и свечи на гробе, Христа Бога призывая, запалить, приятно то есть Богу и многое приносит воздаяние. Если грешен человек – разрешаются прегрешения, если праведен – большую мзду приемлет.

Поминальная молитва, размещенная Рогожскими казаками на одном из своих поклонных крестов

Говорят святые отцы, что познают в месте светлом души друг друга, всех знают, и тех, кого раньше никогда не видели, как учит о том свт. Иоанн Златоуст, представляя притчу о богатом и Лазаре. Но видят не телесным, а некоторым иным образом и единый имеют все возраст.

Глаголет о том Великий Афанасий:

И до общего Воскресения даровано святым познавать друг друга и веселиться. Грешники же сего лишаются. Ведомо же есть, что в местах отличных души праведных и грешных пребывают. Праведные упованием радуются, грешные же чаянием злых мучатся и печалятся. Но сие только еще отчасти, а не совершенным образом, до общего Воскресения.


Крест, установленный на Рогожском кладбище по проекту атамана Рогожской казачьей станицы в память о всех захороненных на кладбище старообрядцах

Подобает и то знать, что крещенные младенцы, аще так представятся, вечной пищи насладятся, некрещенные же и язычников, ни в Царство, ни в геену не пойдут, но есть им особое место. Как отходит душа от тела, ни единого земного попечения уже не помнит, но лишь о тамошних печется.

Третины по усопшим творим, того ради, что в третий день человек вида своего изменяется.

Девятины потому, что в девятый день все тело растекается, хранится одно лишь сердце.

Сороковой день – когда уже и сердце погибает.


Не стоит бояться смерти, нужно жизнь свою готовить к суду Страшному

В зачатии же так бывает младенцу: в третий день живописуется сердце. В девятый составляется плоть. В сороковой – совершенный вид воображается. Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веком, аминь.» (Постная Триодь, синоксарь на Мясопустную субботу).

Наставляя нас к духовному ведению, напоминают святые отцы о том, что единый последний смертный час, как придет, так и определит всю ценность прожитой человеческой жизни. Чтобы готовы были встречать тот час светлым разумом, верою и упованием. Великая восстает тогда брань, на границе вечности.

Знают лукавые духи, что решается ныне первый суд о душе человеческой и со страшной силой нападают они на ту душу, чтобы удержать ее себе. Нет тогда уже времени покаяния тяжким нераскаянным грешником, но ясно обнаружат они, другим на страх и в назидание, все внутренне свое непотребство, от лукавых мыслей и дел, которое хранили они в этой жизни в тайниках лицемерных сердец.


Поминальный крест, установленный Рогожскими казаками, выполненный по авторскому проекту Димитрия Власова

Многие земные деспоты и богохульники умирали в страшных муках и исступлении ума, как, например, Ульянов-Ленин, который, по свидетельству очевидцев, в последние часы никого уже не узнавал и просил прощения в своей комнате у шкафов и стульев, за совершенные преступления.

Про одну известную американскую актрису есть повествование, что, умирая, она велела подать ей самое любимое платье, и так и умерла, вцепившись в него даже зубами непреодолимою железной хваткой.


Рогожское кладбище. Фото диакона Александра Говорова

Другой – еврейский банкир, на глазах у ошарашенных наследников, сумел, с невероятною для последних минут жизни ловкостью и скоростью, извлечь из тайника под собственным матрасом и заглотить драгоценную кладку с алмазами…

Когда же поняли, в чем было дело и попытались принять супротивные меры, последний алмаз был уже погребен у него в утробе. С тем и умер.

Говорят святые отцы, что вся эта жизнь, как долгая дорога, несет человек то, что по ней собирает. Если грехи и страсти – в свое место, добродетели и стремление к совершенству – в свое. Сколько кому и куда не идти, все приходят к одному своему могильному холмику.


Старинный гроб-домовина, который предусмотрительные старообрядцы старались изготовить себе еще при жизни

Никогда нельзя забывать об этом, но, в благочестивом размышлении, вспоминать и думать о непостоянстве нынешнего века, в котором и самый премудрый человек не может точно знать за себя самого – что готовит ему нынешний день или ночь, и не ждет ли его нынче же вечность. Посему еще и узаконили для нас учителя церковные поминальные субботние дни, чтобы мы глядели на них душою, как на зеркало, в котором отражается наша вечная духовная сущность и, памятуя об этом, отступали от всякого греха.

Урал. Поклонный крест в городе Реж на месте старообрядческого кладбища

Как правильно молиться О здравии и За Упокой?

Некоторое время назад на Рогожском состоялся заказной молебен преподобному Паисию Великому. Богослужение возглавил предстоятель РПСЦ высокопреосвященнейший митрополит Корнилий.

В преддвери очередной Родительской субботы мы решили привести несколько важных мыслей о правилах и практике моления в РПСЦ за тех, кто находится в Церкви и вне ее ограды.

Молитва всему голова

Благочестивая традиция заказывать молебны по тому или иному поводу испокон веков присуща православным христианам, однако в последнее время на Рогожском такие дополнительные службы случаются не так часто, как раньше.

Несмотря на то, что богослужение добавляет еще около полутора часов к и без того долгой воскресной службе, всегда находится немало желающих присоединиться и написать записки о здравии (молебнов за упокой не бывает).

Возглавляет молебны сам владыка Корнилий, причем часто является и их организатором. Например, во время постов, особенно Великого, он объявляет молебны почти каждое воскресенье.


Великопостный , организованный по инициативе Митрополита Корнилия

Помимо мирских забот самым большим недостатком сложившейся практики в Москве является отсутствие информации о таких молебнах заранее. Самые активные прихожане слышат о планах посредством сарафанного радио утром, а некоторые – уже после проповеди владыки. Какому святому и по какому поводу состоится богослужение – обычно сразу обрастает взаимоисключающими версиями… В итоге далеко не все присутствующие на Литургии знают, что сразу после службы представится хорошая возможность сугубо помолиться за свою родню, а значит – не стоит спешить уходить из храма.


Проповедь Митрополита Корнилия после молебна с пожеланием усерднее молиться о мире на Земле

Преподобныи отче Паисие Великий, моли Бога о нас!

В данном случае повод задержаться оказался очень серьезный: был заказан молебен преподобному Паисию Великому , который имеет от Бога благодать облегчать загробную участь православных христиан, умерших без покаяния. Ему же особо молятся и за тех, кто был крещен в православной вере, но по тем или иным причинам удаляется от посещения богослужений и исповеди.


Большой образ преподобного Паисия Великого украшает свод северного фасада

Молитесь о вразумлении прогульщиков

Беглый опрос присутствовавших в храме показал, что люди хорошо знают о всевозможных запретах и ограничениях в отношении лиц, которых мы вправе указать в записках о здравии и за упокой, однако далеко не все помнят о своих «правах». Напоминаем теперь и читателям «Старообрядческой мысли»: в Церкви существует законный способ молитвы и за тех, кто не ходит в храм.

Совет Митрополии РПСЦ, состоявшийся 4-5 февраля 2015 года, напомнил в своем постановлении о древней святоотеческой практике, согласно которой старообрядцам не возбраняется совершать молебны о здравии в том числе инославных и отлученных. Помимо домашней молитвы для этого предназначены заказные молебны.

О церковной молитве за инославных и отлученных

8.1. Не возбранять священнослужителям совершать молебны о здравии инославных и отлученных, руководствуясь наставлением апостола Павла: «Прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 1–4); а также толкованием святаго Иоанна Златоустаго: «Не бойся молиться за язычников; и Он (Бог) этого хочет. Бойся только проклинать других. Потому что этого Он не хочет. А если надобно молиться о язычниках, то очевидно и об еретиках, потому что обо всех людях надобно молиться, а не преследовать их» (Творение св. Иоанна Златоуста. Толкование на 1 послание к Тимофею апостола Павла. Беседа 6, том 11, стр. 659).

Материал по теме



Вселенская родительская мясопустная суббота является одним из главных дней, когда православные христиане поминают своих усопших родственников. Этот день крайне важен для всех верующих.

Родительская мясопустная суббота отмечается незадолго до начала Великого Поста . В 2017 году она выпадает на 18 февраля. Масленичная неделя, несмотря на разгульное и счастливое времяпровождение, требует соблюдения некоторых правил, в том числе подготовку к воздержанию и покаянию. Еще в древности говорили, что если будешь поминать смертный час, не будешь грешен. Поэтому мы свято чтим заветы наших предков и во Вселенскую субботу отдаем дань памяти усопшим.

Смысл родительской субботы

Вселенская, то есть всеобщая, суббота — время единой панихидной службы по всем покинувшим этот мир. Родительской суббота названа потому, что мать и отец являются ближайшими родственниками, а в первую очередь принято молиться о покое своих близких. В этот день церковь разрешает молиться и за людей, чья жизнь оборвалась по собственной воле, и за тех, кто без вести пропал и не предан земле. Также церковь поминает всех живших во время страшного суда Христова и тех, кто защищал его от нападок неверующих.

Мясопустная суббота — древнейший праздник поминовения всех погибших православных, которые были невинно убиты и замучены за истинную веру в Христа. 18 февраля — день, который напоминает о Великом Суде, времени встречи с Богом. Церковнослужители дают каждому шанс на очищение и спасение души от страшных грехов , чтобы быть честным и чистым перед собой и Господом нашим. Завет апостола Иакова молиться друг за друга во имя исцеления относится не столько к телу, сколько к душе. Ведь именно она является средоточием всех людских благодетелей и отражает их эмоциональное и физическое состояние. Именно мы можем помочь своим близким молитвами, собравшись вместе и вознеся единую молитву Высшим Силам. В родительскую субботу также принято щедро раздавать милостыню.

Молитва в Мясопустную субботу

«Господи Спаситель! Ты искупил всех людей своей кровью, избрал нас оружием для своей смерти от мести горькой и завистливой. Воскресением своим чудесным даруешь нам жизнь вечную. Упокой, Господи, души наших родственников, покинувших бренный мир и вознесшихся в Царствие Небесное. Молимся мы и за всех, кто покинул тело свое, обретя вечный покой. За простой люд, за царей, церковнослужителей, самоубийц и военных, праведных и заблудших. Спаси, Господи, души их светлые и вознеси к себе в Царствие Небесное. Возносим молитву единую и за души ныне живущих. Избавь их от страхов и пороков душевных, наставь на путь праведный и не покинь заботой своей до самой кончины. Аминь»

Молитвы всех молящихся сливаются единым потоком и слышимы на Небесах. В этот великий день души всех умерших обретают шанс вознестись к Господу Богу. Души грешников, вольных и невольных, также очищаются. Мы молимся и за утонувших, и за погибших от несчастного случая, и убитых, за весь род людской, потому что нет различий между людьми — все мы едины перед Отцом нашим.

Традиции на родительскую субботу

В этот день традиционно готовят кутью — особое блюдо для поминовения умерших. Кутья — символ покинувшего мир живых человека. Зерно для хлеба кладут в землю, оно истлевает, давая плоды, которые мы пожинаем для приготовления пищи. Так и человек должен быть предан земле, чтобы тело истлело, а бессмертная душа вознеслась в Царствие Небесное. Кутья также служит символом захоронения всех, кто по разным причинам не был предан земле, и чей дух мечется, не имея возможности покинуть этот мир.

Угощение готовится из зерна, в основном из пшеницы, которую замачивают на несколько часов. Используют также перловую крупу и рис. Каша должна получится не переваренной, рассыпчатой, чтобы зерна были отдельно и не сминались. Заправляют кашу сухофруктами, орехами, семенами подсолнечника, маком, мармеладом — кто что предпочитает. Блюдо поливают медом или сахарным сиропом. Кутию обязательно освящают в церкви на панихиде по всем усопшим.

Вселенская родительская мясопустная суббота служит не только днем памяти по всем усопшим, но и днем замаливания грехов и искреннего раскаяния. Помните, что честным нужно быть прежде всего перед собой и своей совестью. Живите в мире и ладе друг с другом. Желаем вам всего самого наилучшего, и не забывайте нажимать на кнопки и

16.02.2017 03:10

В период празднования христианских праздников многие задаются вопросами о запрете тех или иных действий. Что...