В зависимости от специфики применения. В зависимости от специфики дипломного проекта использовать одну из трех предложенных методик технико-экономического обоснования проекта

В зависимости от специфики госоргана и тех сфер, на которые распространяется его ведение, такие подразделения могут быть нескольких типов. Условно охарактеризуем три наиболее типичных модели.

Первая модель заключается в информировании общественности о деятельности госоргана. Этой задачей занимаются пресс-службы, отделы по связям со СМИ, политическими партиями и общественными организациями. Распространяемая этими подразделениями информация носит односторонний характер, так как она дозируется с целью создания положительного образа при помощи пропагандистских методов. Ее еще называют «асимметричной», поскольку здесь не возникает должной обратно-поступательной реакции общества. Односторонность информационного потока не позволяет в полной мере выполнять эту функцию и не оправдывает демократических ожиданий общества.

Вторая модель включает в себя использование не просто известных пропагандистских методов и приемов для распространения положительной информации о своей деятельности, но и специальных технологий, способных убеждать, причем, прежде всего ту часть общества, на которую ориентируются в данный момент и по данной проблеме. Эту модель называют «двусторонне асимметричной», так как во внимание принимается реакция стороны, на которую оказывается воздействие, но лишь постольку, поскольку это может быть выгодным или невыгодным для госоргана.

Третья модель предполагает не только регулярное информирование со стороны госоргана для улучшения взаимопонимания между ним и общественностью, но также служит для своевременного предотвращения конфликтных ситуаций и координации своей деятельности в соответствии с общественными интересами. Ее называют «двусторонне симметричной», так как в ней используются способы, позволяющие с большей степенью точности отвечать интересам демократического общества. Эта модель может считаться более этичной, ибо, когда власть не опасается обвинений в некомпетентности или неэффективности, когда власть устойчива, открыта для общественного диалога, тогда она, если не целиком оправдывает санкционированное выборами доверие народа, то вполне может пользоваться им, опираться и рассчитывать на него.

Основные направления деятельности служб «ПР» в государственных органах состоят в следующем:

информирование общественности о деятельности госоргана, о существе принимаемых решений;

мониторинг общественного мнения;

взаимодействие с территориями;

анализ и прогнозирование общественно-политического процесса;

гражданское просвещение и развитие у людей чувства сопричастности, гражданской позиции;

формирование положительного образа госоргана и вида госслужбы, забота о паблисити руководителей и других должностных лиц.

Для государственных органов исключительно важно в процессе государственного управления воздействовать не только на общественное поведение и деятельность людей асоциальных групп, но и на формирование культуры властно-управленческих отношений.

Современная социальная среда характеризуется ростом культурного разнообразия ее участников. Успешное ведение «ПР» в мультикультурной среде государственного управления предполагает знание и использование культур разных народов, региональной специфики деловых (управленческих) коммуникаций (что особенно важно для многонациональных, многоконфессиональных стран и полисубъектных федеративных государств, каким является Россия). Мультинациональные и межрегиональные коммуникации становятся все более значимой сферой в государственном управлении, что обусловлено рядом факторов: глобализацией (обретением общемировых масштабов); интернационализацией (межнациональным общением); регионализацией (ростом взаимосвязей различных регионов). Культурные проблемы нередко становятся более серьезным препятствием для управленческого успеха социальных коммуникаций, чем технические или финансовые.

Можно выделить следующие уровни культуры деловых отношений в государственном управлении:

национальный (в границах одной страны);

региональный (в пределах региона страны или мира);

международный (в межгосударственных отношениях).

В государственном управлении культура интерпретируется в основном либо как совокупность идеальных представлений и ориентации на решение государственных дел, либо как форма воплощенных в управленческой деятельности ценностей и установок. Она есть сложное многоуровневое, внутренне противоречивое социальное явление, отражающее способность человека руководствоваться в рамках ведущих политических ценностей различными стандартами и традициями властно-управленческой деятельности. Поэтому культура государственного управления - это не просто социальный компонент системы управления, а комплексное понятие универсального характера, выражающее конкретные формы взаимодействия людей по поводу властно-управленческих отношений, проявляющихся в разнообразных ситуациях. Содержание культуры государственного управления более полно раскрывается через ее социальную направленность, а также личную культуру и стиль руководства, что сказывается на морально-психологическом климате, условиях управленческого труда, взаимоотношениях между людьми.

В зависимости от специфики объема и содержания все понятия делятся на определенные виды. Дадим характеристику видов понятийпо объему.

Единичным называется понятие, в котором мыслится один предмет. На­пример, «Орга­низация Объединенных Наций».

Общим называется понятие, в котором мыслится множество предметов. Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими . Реги­стрирующими называются общие понятия, в которых множество мыслимых в них предметов поддается учету, регистрации. Например, «народный депу­тат России», «ветеран Великой Отечественной войны, проживающий в горо­де Москве» и другие.

Нерегистрирующим называется общее понятие, относящееся к неопре­деленному числу предметов. Например, «человек», «прокурор», «преступле­ние» и другие. Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

Нулевыми (пустыми) называются понятия, объемы которых представля­ют собой классы реально не существующих предметов и существование ко­торых в принципе невозможно. Например, «преступник, не совершавший преступления», «гражданский военный юрист», «равносторонний прямо­угольный треугольник», «домовой» и другие. От нулевых следует отличать понятия, отражающие предметы, которые реально не существует в настоя­щее время, но существовали в прошлом или существование которых воз­можно в будущем. Например, «Демокрит», «термоядерная электростанция».

Рассмотрим виды понятийпо содержанию.

Конкретные - это понятия, в которых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее. Например, «держа­ва», «реформа», «международный договор», «норма права», «юрист» и другие.

Абстрактные - это понятия, в которых мыслится не предмет, а какой-либо из признаков (свойство, отношение) предмета, взятый отдельно от самого предмета. Абстрактные поня­тия, выраженные на русском языке, не имеют множественного числа.

Положительные - это понятия, содержание которых составляют свойст­ва, присущие предмету.

Отрицательными называются понятия, в содержании которых указывает­ся на отсутствие у предмета определенных свойств. Например, «не живущий по средствам», «не говорящий по-английски», «несправедливость» и другие. В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отри­цательными приставками «не» и «без» («бес») или «а».

Если частица «не» или «без» («бес») слилась со словом и слово без нее не употребляется, то понятия, выраженные такими словами, являются положи­тельными.

Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое. Например, «лес», «созвездие», «кол­лектив» и другие. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в объем этого понятия. Собирательные понятия бывают общими («роща», «хор») и единичными («созвездие Большая Медведица», «военный блок НАТО»).

Несобирательные - это такие понятия, содержание которых можно от­нести к каждому предмету данного класса, который охватывается понятием. Например, «дерево», «звезда», «человек» и другие.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбора темы исследования. Характерной чертой современной рекламы является приобретение её новой роли в результате вовлечения в процесс управления производственно-сбытовой деятельности промышленных и сервисных фирм. Суть новой рекламы в том, что она стала неотъемлемой и активной частью комплексной системы маркетинга и в эффективности рекламно-информационной деятельности производителя, и её соответствии новым требованиям мирового рынка.

Появление новых требований обусловлено, прежде всего, структурными изменениями мирового рынка, “пик” которых пришёлся на 70е годы, и которые продолжаются до сих пор. Эти изменения повлияли на маркетинговую ситуацию. Резкое усложнение сбыта и обострение конкуренции привели к тому, что маркетинг стал фактором конкурентной борьбы, не менее важным, чем достижение превосходства на рынке путём внедрения технических новшеств или снижение себестоимости продукции. Реклама оказалась практически единственным инструментом воздействия на рынок. Мудров А.Н. Основы рекламы. Учебник. - 2-е изд. перераб. и доп. - М. : Магистр, 2008. - 397 с

Итак, целью настоящей работы является анализ выбора медианосителей в зависимости от специфики аудитории и специфики рекламируемого объекта.

Для достижения указанной цели перед работой необходима постановка следующих задач:

1. Выяснить как влияет на восприятие человека воспроизводство различных товаров или услуг на том или ином носителе рекламы;

2. Узнать одинаково ли воспринимается один и тот же предмет на одном и том же носителе людьми, отличающимися по демографическим, национальным и географическим признакам.

Предмет исследования - выбор медианосителей в зависимости от специфики аудитории и специфики рекламируемого объекта.

Моя гипотеза - безусловно выбору медиаканала для размещения рекламы стоит уделять огромное внимание, так как в разных регионах, люди разного пола и возраста, могут совершенно различно понять суть и смысл рекламного сообщения, в следствии чего коммуникация будет неудачной и эффективность рекламной кампании будет ровна нулю.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫБОРА МЕДИАНОСИТЕЛЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПЕЦИФИКИ АУДИТОРИИ И СПЕЦИФИКИ РЕКЛАМИРУЕМОГО ОБЪЕКТА

Сущность и цели рекламы. Процесс медиапланирования и выбор медиаканала

Реклама совместно со средствами стимулирования сбыта и торговли, элементами пропаганды является мощным маркетинговым средством неценовой конкуренции. Если коммерческие усилия предприятия направлены на совершенствование товара и его приспособление к особенностям спроса, то реклама выполняет обратную задачу - адаптирует потребительский спрос к уже произведенному товару. Хорошо это или плохо с социальной и экономической точек зрения?

Многие экономисты считают, что реклама представляет информацию, которая помогает сделать разумный выбор. Она поддерживает средства массовой информации за счет частичного их финансирования, способствует расширению производства и усилению конкуренции в результате ослабления монопольной власти отдельных компаний. И, наконец, реклама стимулирует расходы потребителей и, таким образом, создает благоприятные условия для высокого уровня занятости Акулич, И. Л. Маркетинг: учебник для студентов высших учебных заведений по экономическим специальностям / И. Л. Акулич. - Минск: Вышэйшая школа, 2014. - С. 19..

Однако есть и противники такой точки зрения. Критики рекламы утверждают, что ее основная цель не информировать, а убеждать и вводить в заблуждение. Затраты на рекламу являются непроизводительными, так как их аннулируют аналогичные рекламные действия фирм конкурентов. Есть также ученые, которые не хотят признавать рекламу важным фактором, положительно влияющим на уровни производства и занятости.

Сопоставление приведенных, часто противоположных, точек зрения подтверждает неоднозначность подходов к оценке рекламы. Однако, не смотря на «теоретическую незаконченность» отдельных положений науки о рекламе, ее практические результаты значительны, о чем свидетельствует опыт работы отечественных и зарубежных фирм.

Видимо, более оправданным необходимо считать подход к рекламе как к инструменту рыночной коммуникации, который может быть более или менее эффективным в зависимости от рыночной конъюнктуры, особенностей товара, условий производства и реализации, характеристик покупателей и других факторов.

ѕ первоначальная - выведение на рынок новых товаров и услуг, оповещение о деятельности новой фирмы;

ѕ конкурентная - выделение товара (услуг) или фирм из общей массы для расширения сбыта;

ѕ сохранная - напоминание, поддержание спроса на ранее рекламировавшийся товар;

ѕ пабликрилейшнз - престижная и косвенная реклама фирмы (ее товаров или услуг), прямо не оплачиваемая данной фирмой;

ѕ внутрифирменная - практически на любом предприятии в той или иной форме присутствует внутрифирменная реклама, создающая у сотрудников чувство превосходства над конкурентами, гордости и отождествления себя с фирмой.

Кроме того, различают рекламу на внутреннем рынке и экспортную (с учетом специфики стран, куда ведется или предполагается экспорт) Прокшина, Т. П. Маркетинг: учебное пособие / Т. П. Прошкина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - С. 67..

Реклама позволяет охватить широкие массы потенциальных покупателей и обладает низкими удельными затратами. Однако она является односторонним коммуникационным каналом, не носит персонального характера и не обладает такой побудительной силой как сбытовики. Кроме того, часто она требует больших единовременных затрат.

Занятие рекламой - одно из самых увлекательных. И лучший способ бороться с плохой рекламой - хорошая реклама. Рекламному делу более ста лет. Надо делать рекламу грамотно и профессионально, то есть учиться не вызывать негативных реакций у потребителя, так помещать изображение, чтобы оно лучше усвоилось и запомнилось, чтобы поднимало настроение зрителя и т. п.

Довести до сведения потенциальных покупателей, что такой-то товар, такая-то марка существует; что они имеют такие-то характеристики, что их можно найти в таком-то месте, по такой-то цене и т. д.;

Заставить думать о приобретении этого товара или торговой марки, приводя доводы в пользу такого приобретения (рациональная реклама);

Заставить желать этот товар / торговую марку, побудив мечтать о нем, мысленно представляя его (ассоциативная реклама).

Иными словами, нужно завоевать потенциального покупателя, придать его пристрастиям и установкам благоприятное для вас направление, что и приведет его к нужному вам поведению - к покупке Маркетинг в вопросах и решениях: учебное пособие для студентов / И. В. Захарова, Т. В. Евстигнеева. - Москва: КноРус, 2011. - С. 112..

Цели рекламы должны быть установлены точно и по возможности выражены количественно, так, чтобы степень из достижения поддавалась бы если не точному измерению, то хотя бы оценке. Панкратов Ф. Г, Баженов Ю.К., Шахурин В.Г. Основы рекламы: Учебник - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2006. - 526 с. Вот несколько примеров:

Создать имидж новому товару;

Улучшить имидж давно существующего товара;

Повысить известность марки у аудитории;

Заставить пользоваться товаром, покупать его в периоды падения спроса (мороженое зимой);

Заинтересовать покупателей, принадлежащих к еще не охваченному сегменту рынка;

Исключить то, что мешает торговле вследствие предубеждения и т. д.

Срок также должен быть указан, даже если он и большой - или год или несколько лет отводится на улучшение имиджа товара или марки и на укрепление приверженности покупателей.

Достижение поставленных целей осуществляется в ходе реализации трех наиболее важных задач рекламы:

Информирование покупателей о предприятии-изготовителе, его истории, репутации, особенностях производимой продукции, ценах о месте и времени возможной покупки, гарантийном и послегарантийном обслуживании, формировании на этой основе необходимых знаний о товаре и его производителе;

Убеждение лиц, принимающих решения о закупке товаров, в предпочтительности предлагаемого товара, в необходимости сделать покупку не откладывая, в правильном выборе марки товара и фирмы-производителя, т. е. активизация у потребителей сильных эмоциональных стимулов к покупке;

Напоминание покупателям о необходимости приобрести товар, его отдельных характеристиках, тенденциях изменения цены. Поддерживание положительных эмоций у лиц, купивших товар, и создание на этой основе условий для сохранения осведомленности о товаре, направлениях деятельности фирмы-производителя.

Характерной чертой современной рекламы является приобретение ею новой роли в результате вовлечения в процесс управления производственно-сбытовой деятельностью промышленных и сервисных фирм. Суть новой роли рекламы в том, что она стала неотъемлемой и активной частью комплексной системы маркетинга, уровень развития которой определяет качество и эффективность рекламно-информационной деятельности производителя и ее соответствие новым требованиям мирового рынка. Рюмшина Л.И. Манипулятивные приемы в рекламе. М.: Март, 2004. -- 240 с.

Реклама является каналом распространения информации на рынке, а также предпосылкой обратной связи с ним, Вот почему, с учетом того, что реклама представляет собой неотъемлемую часть системы маркетинга, возникает необходимость рассмотреть ее функции, механизм взаимодействия с другими элементами системы, определить место рекламы в их иерархии, а значит найти пути оптимального управления рекламной деятельностью.

Формируя спрос и стимулируя сбыт, заставляя потребителей покупать товары и ускоряя процесс “купли-продажи”, а отсюда оборачиваемость капитала, реклама выполняет на рынке экономическую функцию. Кроме того, она осуществляет и информационную функцию. В этой роли реклама обеспечивает потребителей направленным потоком информации о производителе и его товарах, в частности, их потребительской стоимости.

Вместе с тем очевидно, что, являясь частью системы маркетинга, реклама перешагивает узкие рамки информационной функции и берет на себя еще функцию коммуникационную. С помощью применяемых в процессе изучения рекламной деятельности анкет, опросов, сбора мнений, анализа процесса реализации товаров поддерживается обратная связь с рынком и потребителем. Это позволяет контролировать продвижение изделий на рынок, создавать и закреплять у потребителей устойчивую систему предпочтений к ним, в случае необходимости быстро корректировать процесс сбытовой и рекламной деятельности. Таким образом реализуются контролирующая и корректирующая функции рекламы.

Используя свои возможности направленного воздействия на определенные категории потребителей, реклама все в большей степени выполняет функцию управления спросом. Управляющая функция становится отличительным признаком современной рекламы, предопределенным тем, что она является составной частью системы маркетинга.

Практика западных стран показывает, что на микроуровне почти любое состояние потребительского спроса может быть изменено маркетинговыми действиями, включающими целенаправленные рекламные мероприятия, до такой степени, чтобы он соответствовал реальным производственным возможностям фирмы или ее сбытовой политике.

Если спрос негативный, то реклама создает его в соответствии с принципами конверсионного маркетинга, отсутствующий спрос стимулирует (стимулирующий маркетинг), потенциальный спрос делает реальным (развивающий маркетинг), снижающий восстанавливает (ремаркетинг), колеблющийся стабилизирует (синхромаркетинг), оптимальный спрос фиксирует на заданном уровне (поддерживающий маркетинг), чрезмерный снижает (демаркетинг), иррациональный спрос сводит до нуля (противодействующий маркетинг).

1. Представление наименований товаров и дифференциация между ними.

2. Сообщение информации о товаре.

3. Стимулирование заинтересованности потенциальных покупателей новыми товарами и поддержание вторичного спроса у уже существующих.

4. Оптимизация сбыта товара.

5. Расширение области применения товара.

6. Обеспечение предпочтительного отношения к товару и приверженности ему.

Таким образом, реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Ненадлежащая реклама - недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации.

Реклама, как правило, создаваемая и публикуемая рекламным агентством, предоставляет информацию о производителе или его товаре, формирует и поддерживает их образ и оплачивается рекламодателем в соответствии с тарифами на размещение рекламных обращений в средствах массовой информации. Доход рекламного агентства, как правило, образуется в результате оплаты творческих работ и получения от средств распространения рекламы комиссионного вознаграждения.

Процесс формирования каналов распространения рекламы, т.е. доставки рекламных посланий адресатам, получил название «медиапланирование». Его основной задачей является оптимизация схемы размещения рекламных материалов, основанная на объективных показателях.

Главный вопрос медиапланирования состоит в том, чтобы добиться увеличения степени охвата целевой аудитории или увеличения частоты рекламных контактов. При проведении некоторых кампаний основное внимание уделяется увеличению степени охвата, например, кампания, направленная на ознакомление потенциальных покупателей с появлением на рынке нового товара. Если же целью кампании является информирование потенциальных покупателей о конкретных особенностях товара или формирование у него положительного восприятия этого товара (имиджевая реклама), возникает необходимость в большом количестве рекламных контактов. В этом случае основной характеристикой плана использования каналов распространения рекламы будет именно частота рекламных контактов.

Существует достаточное количество специальных программ по медиапланированию (например, MEDIAC, POSTAR и др.), которые позволяют составлять оценки полной степени перекрытия соответствующей аудитории, достаточно легко находить необходимые показатели, характеризующие различные каналы распространения рекламы. Они также дают возможность находить компромиссные варианты решений, принимая во внимание расценки на размещение, степень охвата аудитории, частоту рекламных контактов.

Кроме указанных двух моментов, принимают решения о выборе между различными вариантами размещения рекламы и по другим характеристикам. Например, по размерам и цвету (для печатной рекламы), по длительности роликов (для теле- и радиорекламы), а также решения о выборе календарных графиков и использования различных видов рекламных кампаний, о которых говорилось в предыдущей главе.

Весь процесс медиапланирования можно разделить на несколько этапов.

Этап, когда определяются и формулируются цели маркетинга и рекламной кампании рекламодателя. Основная работа выполняется сотрудниками маркетинговых подразделений рекламодателя или исследовательского подразделения рекламного агентства. В результате выясняется целевая аудитория.

На этом этапе принимаются решения о степени охвата аудитории и о необходимом количестве рекламных контактов. Определяется, какая часть аудитории должна быть охвачена рекламным посланием.

Дадим характеристики основных показателей медиапланирования.

Охват рекламоносителя (медианосителя). Он определяется как число потребителей (в процентах), имевших возможность увидеть рекламное обращение хотя бы один раз. Чем выше охват, тем эффективнее результат планирования.

Кумулятивная частота воздействия - общее количество контактов (трех и более) целевой аудитории с рекламным носителем в единицу времени.

Частота воздействия является одним из первостепенных факторов по влиянию на поведение потребителя. Такую зависимость дает кривая Вундта. Из нее следуют практические выводы для медиапланирования:

При наращивании частоты воздействия возникает позитивная реакция, которая с дальнейшим ростом частоты достигает максимально позитивного уровня. Это происходит при частоте Чо, которую считают оптимальной.

Дальнейшее повышение частоты воздействия рекламы снижает уровень позитивной реакции потребителя, приближаясь к нулевому (это происходит, если реклама слишком часто повторяется). Частота, при которой начинается существенный процесс снижения реакции на рекламу, называется критической - Чк. При дальнейшем повышении частоты реакция становится ярко негативной и реклама превращается в антирекламу.

Как видим, при планировании рекламного воздействия важны не только показатели охвата аудитории, но и показатели охвата с частотой, близкой к оптимальной. Значения пороговых, оптимальных и критических частот определяются экспериментально и зависят от многих параметров, таких как уровень вовлеченности потребителя в процесс выбора, качество креативных материалов и др.

3. На этом заключительном этапе проводится непосредственный отбор медиаканала и медианосителей и разрабатывается конкретная схема размещения рекламного обращения.

Итогом работы по медиапланированию становится составление подробного медиаплана. Такой план представляет собой комплексный документ, в котором, исходя из заданных стратегических и тактических задач проведения рекламной кампании, представлен набор возможных схем размещения рекламных материалов, каждая из которых расчетным путем оценивается по комплексу целевых показателей Маркетинговые коммуникации: учебник: для высших учебных заведений по специальности "Маркетинг" / И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев. - Москва: Дашков и К°, 2014. - С.25..

Медиаплан содержит:

Характеристики целевых рынков и целевых аудиторий;

Анализ мотивации потребителей;

Постановку задач кампании в измеримых величинах;

Бюджет кампании и прогноз реакции рынков и конкурентов.

Медиаплан определяет количество появлений рекламных обращений в каждом из намеченных носителей рекламы. На более детальном уровне разработки медиаплан конкретизирует все прочие варианты размещения рекламы - размеры объявления, длина ролика, время выхода в печать / эфир. Может предусматриваться и географическая составляющая размещения.

Как правило, медиаплан предполагает комплексное использование различных каналов распространения рекламы. Например Маркетинг в вопросах и решениях: учебное пособие для студентов / И. В. Захарова, Т. В. Евстигнеева. - Москва: КноРус, 2011. - С. 115.:

Телевидение может рассматриваться в качестве первичного СМИ, которому отводится роль возбудителя первоначального интереса потребителя. Далее проводится рекламная кампания, которая будет часто напоминать аудитории об уже виденных телевизионных роликах. Наиболее эффективный и менее затратный способ в этом случае - использование звуковой дорожки (sound track) телевизионных роликов, которые будут выпускаться в радиоэфир. Радиореклама заставит слушателей мысленно восстанавливать сам ролик, в результате чего повышается его запоминаемость, а также название товара и доводы в пользу его приобретения до уровня, который будет сравним с дорогостоящей телевизионной рекламой. После этого или параллельно проводится рекламная кампания в журналах, где, при необходимости, размещается детальная информация о данном товаре.

Главная задача такого комплексного подхода к использованию различных каналов распространения рекламы заключается в гарантировании получения максимального количества рекламных контактов в целевых сегментах при оптимальной стоимости в рамках утвержденного бюджета.

Благодаря творческому подходу к процессу медиапланирования, а именно, к выбору медианосителей, составлению календарного плана, к определению количества рекламных контактов и т.д., рекламные агентства могут сэкономить значительные средства своих клиентов и получить большой эффект при утвержденном рекламном бюджете.

После достаточно подробного рассмотрения процесса медиапланирования и вопросов, связанных с медиапланом, мы остановимся на инструментах, с которыми работают сотрудники медийных отделов рекламных агентств. Это - медиаканалы и медианосители.

Под медиаканалом (или каналом распространения рекламы) понимается совокупность средств распространения рекламы, однотипных с точки зрения способа передачи информации и характеризующихся одинаковым типом восприятия их потребителями. Например, телевидение, пресса или Интернет.

Процесс выбора медиаканалов включает:

Определение маркетинговых целей, целей рекламной кампании, характера аудитории и имеющихся ограничений, с которыми следует считаться;

Выявление возможных комбинаций базового канала с другими, которые могут быть использованы (т.е. комплексный подход);

Учет факта, что использование того или иного СМИ может быть ограниченным или вовсе запрещено для отдельных видов товаров, на пример, для рекламы алкогольных напитков и табачных изделий в России и других странах существует запрет на использование телевидения. Возможно ограничение по причине малого рекламного бюджета, поэтому телевидение, как дорогой канал, не используется.

Совершенно понятно, что отбор медиаканала - ответственный момент во всем процессе медиапланирования, в итоге он влияет на результаты всей рекламной акции. Неудачно выбранный медиаканал может обернуться слабостью всей рекламной кампании. Поэтому медийные специалисты рекламных агентств для правильного выбора каналов используют критерии, которые рассматривают их со всех возможных точек зрения Акулич, И. Л. Маркетинг: учебник для студентов высших учебных заведений по экономическим специальностям / И. Л. Акулич. - Минск: Вышэйшая школа, 2014. - С. 21..

Вот некоторые из таких критериев:

1. Соответствие канала той целевой аудитории, на которую будет) воздействовать реклама. Необходимо иметь данные, характеризующие аудитории различных СМИ, - стиль жизни, социокультурные характеристики.

2. Соответствие канала уровню рекламируемого товара. Некоторые каналы распространения больше подходят для рекламы конкретного товара, например, специализированные издания больше пригодны для рекламы продукции, используемой узким кругом потребителей, дорожные щиты - для рекламы товаров массового спроса, дневное телевидение - для бытовых приборов, продуктов, игрушек и т.д.

3. Соответствие канала специфике дистрибьюторской сети конкретного товара. Реклама товаров массового спроса, размещенная на щитах около супермаркетов, является одним из оптимальных выборов для данного класса товаров.

4. Анализ выбора каналов конкурентами. Цель - не копировать, а учитывать в своих дальнейших действиях. Избрав другие базовые каналы либо те же самые, но иначе используя (например, изменив частоту появления рекламы).

5. Соответствие канала характеру рекламного обращения. Печатные СМИ подходят для рациональной рекламы, которая обращается к разуму, требует размышления, в то время как радио, наружная реклама, кино и телевидение больше подходят для эмоциональной рекламы.

6. Желаемая срочность отклика. Время, проходящее между восприятием рекламы и откликом аудитории, различно для разных каналов, как и длительность воздействия рекламы: с одной стороны, журналы, с другой - радио, телевидение, газеты, вызывающие быструю, но скоро проходящую реакцию.

7. Время, которым располагает фирма для проведения рекламной кампании. Это важно, поскольку производство рекламного продукта для разных каналов - различно. Например, производство телеролика требует значительного времени или резервирование места в журналах должно происходить за несколько недель до выхода.

Общетехнические нормы и требования, в том числе единый технический язык, типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общемашиностроительного применения (подшипники, крепеж и др.), совместимые программные и технические средства информационных технологий, справочные данные о свойствах материалов и веществ;

- объекты крупных промышленных и хозяйственных комплексов (транспорт, энергетика, связь и др.);

Объекты крупных межгосударственных социально-экономических и научно-технических программ, таких как обеспечение населения питьевой водой, создание системы контроля среды обитания, обеспечение электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств, обеспечение безопасности населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и др.;

- взаимопоставляемая продукция, выпускаемая в ряде государств.

7.2 В межгосударственные стандарты включают:

Требования к качеству продукции, обеспечивающие ее безопасность для жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды;

- требования техники безопасности и производственной санитарии;

- требования к совместимости и взаимозаменяемости продукции;

- параметрические ряды и типовые конструкции изделий;

Основные потребительские (эксплуатационные) свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению и утилизации продукции;

- методы контроля требований к продукции;

Требования, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации (применении) и оказании услуг, в том числе правила оформления технической документации, допуски и посадки, термины и их определения, обозначения, метрологические и другие общетехнические правила и нормы;

- правила обеспечения качества продукции;

- требования к сохранению и рациональному использованию всех видов ресурсов.

7.3 В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований предусмотрены следующие основные виды межгосударственных стандартов:

- стандарты основополагающие;

- стандарты на продукцию (услуги);

- стандарты на процессы;

- стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

7.4 Основополагающие межгосударственные стандарты устанавливают общие организационно-методические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования (нормы, правила), обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессе создания и использования продукции, охрану окружающей среды, охрану труда и другие общетехнические требования.

7.5 Межгосударственные стандарты на продукцию устанавливают требования к группам однородной продукции и, при необходимости, к конкретной продукции.

7.6 Межгосударственные стандарты на процессы устанавливают требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.

7.7 Межгосударственные стандарты на методы контроля устанавливают методы (способы, приемы, режимы и др.) проведения испытаний продукции при ее создании, сертификации и использовании (применении).

7.8 Для решения задач по организации и координации работ по межгосударственной стандартизации Межгосударственный совет, а в области строительства - МНТКС, после обсуждения с национальными органами по стандартизации (национальными органами управления строительством) принимает правила по межгосударственной стандартизации (ПМГ) и рекомендации по межгосударственной стандартизации (РМГ).

7.9 Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации - по ГОСТ 1.2, а межгосударственных нормативных документов в строительстве - в соответствии с нормами, принятыми МНТКС .

(Введен дополнительно, Изм. № 5).

7.10 Построение, изложение, оформление, содержание и обозначение межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации - по ГОСТ 1.5, а межгосударственных нормативных документов в строительстве - по ГОСТ 1.5 и нормам, принятым МНТКС

    Государственная система стандартизации ГОСТ Р : подсистемы, субъекты, структура,

ГОСТ-Р – стандарт, принимаемый государственным стандартом России или

государственным строем. К объектам этого стандарта относятся организационно

методические и обще технические объекты, а также работа, продукция и услуги,

имеющие межотраслевое общенародное хозяйственное назначение.

    Национальный орган по стандартизации РФ: задачи, структура управления,

Национальный орган по стандартизации занимается установлением национальных стандартов, а также организует и принимает программу стандартов, устанавливает экспертизу проектов, все это должно соответствовать интересам национальной экономики.

Также устанавливаются правила и нормы, которые обеспечивают в этой области общедоступность для заинтересованных лиц, а также опубликование и распространение национальных стандартов. Опубликование национальных стандартов национальным органом по стандартизации осуществляется на русском языке в печатном издании, а также в информационной системе общего пользования.

Национальный орган РФ создает технические комитеты по стандартизации, для того чтобы было удобнее строить их деятельность. Это орган исполнительной власти по техническому регулированию. Исполнительный орган участвует в разработке международных стандартов и, как правило, обеспечивает при принятии решений интересы своей стороны. В такие комитеты на добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений, научных организаций, предприниматели и потребители. Заседания таких технических комитетов по стандартизации проводятся открытыми. Национальные стандарты представляют собой национальную систему стандартизации.

Существует Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г., который регулирует разработку национальных стандартов, которые утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с нормами и рекомендациями в области стандартизации. Национальный стандарт применяется только на добровольной основе независимо от страны или места происхождения продукции.

Разрабатывает и утверждает программу национальных стандартов национальный орган по стандартизации, также разработчиком национального стандарта может быть любое лицо. Уведомление направляется в национальный орган по стандартизации и публикуется в информационной системе общего пользования, в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.

Уведомление должно содержать информацию о имеющихся в проекте национального стандарта положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов. В проекте в первую очередь для ознакомления заинтересованных лиц должна обеспечиваться доступность проекта национального стандарта. Разработчик проекта должен по требованию заинтересованного лица предоставить копию национального стандарта, плата за такую услугу не может превышать затраты на ее изготовление.

Если разработчиком являлся федеральный орган исполнительной власти, в этом случае плата за копию национального стандарта вносится в федеральный бюджет. Национальный орган по стандартизации, основываясь на документах, которые предоставляет технический комитет по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта.

    Технические комитеты . Структура, задачи, функции

Задачи технического комитета.

ТК объединяет предприятия и организации (далее - организации), являющиеся непосредственными участниками рынка продукции и услуг в области деятельности ТК или имеющие косвенный интерес в данной области, а также физических лиц, являющихся специалистами в сфере деятельности ТК.

Основные задачи ТК:

Организация разработки в Российской Федерации проектов национальных, межгосударственных и международных стандартов и участие в формировании ПРНС (в закрепленной области деятельности);

Проведение научно-технической экспертизы проектов национальных, межгосударственных и международных стандартов и их изменений; - анализ отраслевых стандартов в составе фонда документов национальной системы стандартизации на предмет их обновления и дальнейшего использования;

Участие в работе ТК международных (региональных) организаций по стандартизации, в том числе в целях принятия национальных стандартов Российской Федерации в качестве международных (региональных), а также в ведении их секретариатов в соответствии с соглашениями между национальным органом по стандартизации Российской Федерации и международными (региональными) организациями по стандартизации;

Подготовка предложений по разработке международных и межгосударственных стандартов и предложений относительно позиции Российской Федерации для голосования по проектам международных и региональных организаций по стандартизации; - проведение научно-технической экспертизы переводов международных, региональных и зарубежных стандартов перед их регистрацией в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов; - организация работ по обновлению национальных и межгосударственных стандартов.

ТК может решать дополнительные задачи в своей области деятельности, например: проведение экспертиз технических регламентов в составе экспертных комиссий, экспертиз стандартов организаций; сотрудничество с предприятиями (организациями) - пользователями стандартов, в том числе с обществами потребителей, с испытательными центрами (лабораториями) и органами по сертификации, другими заинтересованными организациями; проведение консультаций; подготовка заключения о возможности применения международных, региональных стандартов, национальных стандартов и сводов правил иностранных государств для подтверждения соблюдения требований технического регламента и включения их в соответствующий перечень.

. Область деятельности технического комитета

ТК создают по видам продукции, услуг, технологий или видам деятельности.

Национальные ТК, как правило, являются аналогами ТК международных и региональных организаций по стандартизации (ИСО, МЭК, СЕН, СЕНЭЛЕК и др.). В случаях когда это обусловлено потребностями выполнения каких-либо государственных задач или программ, интересами бизнес-структур, достижениями научных разработок, социальными явлениями и т.д., национальный орган по стандартизации рассматривает предложения по созданию ТК, не являющихся аналогами. В случае предложения новой темы (тем) работы, не входящей в области деятельности существующего ТК, может быть образован ПТК, правила образования и деятельность которого полностью соответствуют требованиям к образованию и деятельности постоянных ТК, но с ограничением срока деятельности.

Методическое руководство работой ТК и координацию их деятельности осуществляет национальный орган по стандартизации.

Структура технического комитета

ТК возглавляет председатель, ответственный за все виды деятельности ТК.

В состав ТК входят также секретариат, возглавляемый ответственным секретарем, и рядовые члены.

Для решения задач в более узкой области, чем область деятельности всего ТК, могут быть образованы подкомитеты или рабочие группы, руководители которых назначаются председателем ТК.

Структуру конкретного ТК, его задачи, порядок деятельности и вопросы финансирования определяют Положением о ТК.

Члены технического комитета

Условия членства

Членами ТК могут быть федеральные органы исполнительной власти или их уполномоченные организации, организации - потребители продукции или услуг, научные организации, предприятия-разработчики и изготовители продукции или поставщики услуг, общества и ассоциации потребителей, научно-технические общества, общественные организации малого и среднего предпринимательства, органы государственного надзора, испытательные центры, другие заинтересованные организации, частные лица.

Членство в ТК является добровольным. По решению членов ТК возможна уплата членских взносов в объеме, необходимом для реализации функции в заявленной области деятельности. Некоторые специальные проекты, выполняемые в рамках ТК, могут требовать внесения денежных средств от его членов, однако участие в таких проектах для членов ТК является добровольным. Для участия в деятельности ТК организация сообщает в секретариат:

Свой почтовый и юридический адрес; - организационную форму;

Фамилию, имя и отчество руководителя;

Фамилию, имя и отчество полномочного представителя с указанием номеров телефона и факса, а также адреса электронной почты; - сведения о квалификации специалистов, в области деятельности ТК.

Члены ТК - частные лица сообщают в секретариат:

Фамилию, имя и отчество;

Почтовый адрес с указанием номера телефона, а также адрес электронной почты (при наличии);

Сведения о квалификации в области деятельности ТК.

Член ТК должен в течение пяти дней известить секретариат об изменении реквизитов организации (частного лица) и/или замене своего полномочного представителя. Раз в два года секретариат проводит перерегистрацию членов ТК в целях актуализации базы данных и подтверждения организациями намерения продолжать свою работу в ТК.

Член ТК имеет право выйти из его состава, письменно уведомив об этом секретариат.

Представители организации - члена технического комитета

Организация участвует в работе ТК через своих сотрудников: полномочного представителя, экспертов.

Полномочный представитель осуществляет связь своей организации с секретариатом ТК. Он получает всю корреспонденцию, рассылаемую секретариатом, и несет ответственность за своевременную передачу материалов сотрудникам организации для дальнейшей работы или в секретариат, участвует в заседаниях ТК и голосует от имени своей организации.

Полномочный представитель должен иметь письмо-доверенность, подписанное руководителем организации - члена ТК, для принятия решения по финансовым вопросам, обсуждаемым на заседании ТК.

Примечание - В заседании ТК может участвовать делегация от организации - члена ТК. В этом случае должно быть определено лицо, голосующее от имени организации.

    Нормативные документы в области стандартизации: классификация, характеристика, назначение . Привести конкретные примеры.

Стандартизация – это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного и многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции, работ и услуг.

В процессе стандартизации вырабатываются нормы, правила, требования, характеристики, касающиеся объекта стандартизации, которые оформляются в виде нормативного документа. К нормативным документам в области стандартизации относят: стандарты, технические условия, своды правил, регламенты (технические регламенты), положения.

Стандарт – документ, в котором для добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила проведения процессов (производство, эксплуатация, хранение, перевозка, реализация и утилизация), а так же правила выполнения работ и оказания услуг.

Стандарты бывают международными, межгосударственными, региональными, национальными. Они принимаются соответственно международными, межгосударственными, региональными, национальными органами по стандартизации.

Международные стандарты – это стандарты, которые разрабатываются и утверждаются какой-либо организацией по стандартизации и которые действуют в любой стране мира.

Межгосударственные стандарты – стандарты бывшего СНГ, которые применяются на территории стран СНГ.

Региональные стандарты – это стандарты, которые разрабатываются и утверждаются какой-либо международной организацией по стандартизации, и которые применяются в определенном регионе мира (например, Европейские Стандарты).

Национальные стандарты – стандарты, которые разрабатываются на территории данной страны.

В соответствии с Законом РФ «О стандартизации», в зависимости от области применения стандарта российские стандарты делятся на следующие категории:

1. Государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р) – разрабатывают на продукцию, работы и услуги, потребности в которых носят межотраслевой характер. Стандарты этой категории применяет Госстандарт России. В госстандартах содержатся как обязательные требования к объекту по стандартизации (безопасность продукта, услуги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущества, а также производственная безопасность и санитарные нормы; техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий; единство методов контроля и единство маркировки), так и рекомендательные.

2. Отраслевые стандарты – разрабатываются применительно к продукции определенной отрасли. Их требования не должны противоречить обязательным требованиям госстандартов, а так же правилам и нормам безопасности, установлены для отрасли. Принимают такие стандарты государственные органы управления (например, министерства). Объектами отраслевой стандартизации могут быть: продукция, процессы и услуги, применяемы в отрасли; правила, касающиеся организации работ по отраслевой стандартизации; типовые конструкции изделий отраслевого применения (инструменты, детали и др.); правила метрологического обеспечения в отрасли. Степень обязательности соблюдения требований стандарта отрасли определяется тем предприятием, которое применяет его, или по договору между производителем и потребителем. Контроль за выполнением обязательных требований организует ведомство, принявшее данный стандарт.

3. Стандарты предприятий – разрабатываются и принимаются самим предприятием. Объектами стандартизации в этом случае обычно являются составляющие организации и управления производством, совершенствование которых – главная цель стандартизации на данном уровне. Кроме того, стандартизация на предприятии может затрагивать и продукцию, производимую этим предприятием. Тогда объектами стандарта предприятия будут составные части продукции, технологическая оснастка и инструменты, общие технологические нормы процесса производства этой продукции.

4. Общероссийские классификаторы –

5. Технические условия (ТУ) – разрабатывают предприятия и другие субъекты хозяйственной деятельности в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно. Объектом ТУ может быть продукция разовой поставки, выпускаемая малыми партиями.

В зависимости от объекта стандартизации стандарты делят на виды:

1. Основополагающие стандарты – нормативные документы, в которых изложены основные положения для определенной области деятельности. Обычно используются как стандарт, либо как методический документ, на основе которого могут разрабатываться другие стандарты.

2. Стандарт на термины и определения (терминологический стандарт), в котором объектом стандартизации являются термины. Такой стандарт содержит определение (толкование) термина, примеры его применения и т.п.

3. Стандарты на продукцию – содержат требования к продукции, которые обеспечивают соответствие продукции ее назначению, может быть полным или неполным. Полный стандарт устанавливает не только указанные выше требования, но так же и правила отбора проб, проведения испытаний, упаковки, этикетирования, хранения и т.д. Неполный стандарт содержит часть требований к продукции (только к параметрам качества, только к правилам поставки и пр.).

4. Стандарт на методы испытаний – устанавливает методики, правила, процедуры различных испытаний и сопряженных с ними действий (например, отбор пробы или образца).

5. Стандарт на процесс, стандарт на услугу – это нормативные документы, в которых объектом стандартизации выступают соответственно процесс (например, технология производства), услуга (например, автосервис, транспорт, банковское обслуживание и др.).

6. Стандарт на совместимость – устанавливает требования, касающиеся совместимости продукта в целом, а также его отдельных частей (деталей, узлов). Такой стандарт может быть разработан на систему в целом, например, сигнализационную систему.

7. Стандарт с открытыми значениями. В некоторых ситуациях ту или иную норму определяют изготовители (поставщики), в других – потребители. Поэтому в стандарте может содержаться перечень характеристик, которые характеризируются в договорных отношениях.

8. Положения. Могут носить методический или описательный характер. Методические положения – это методика, способ осуществления процесса, той или иной операции, с помощью чего можно достигнуть соответствия требованиям нормативного документа. Можно назвать нормативный документ, содержащий подобное положение «методическим стандартом». Описательное положение – обычно содержит описание конструкции, деталей конструкции, состава исходных материалов, размеров деталей и частей изделия (конструкции). Кроме того, нормативный документ может содержать и эксплуатационное положение, которое описывает «поведение» объекта стандартизации при его использовании (применении, эксплуатации).

Технические условия – устанавливает технические требования к продукции, услуге, процессу и утверждается предприятием по согласованию с предприятием-заказчиком. Обычно в технических условиях должны быть указаны методы или процедуры, которые следует использовать для проверки соблюдения требований данного нормативного документа в таких ситуациях, когда это необходимо.

Для того, чтобы продукция, выпущенная по техническому условию, была достаточно качественной, создан специальный ГОСТ Р в 2001 г., который называется «Технические условия на пищевую продукцию».

Свод правил может быть самостоятельным стандартом либо самостоятельным документом, а так же частью стандарта. Свод правил обычно разрабатывается для процессов проектирования, монтажа оборудования и конструкций, технического обслуживания или эксплуатации объектов, конструкций, изделий.

Стандарты, технические условия и своды правил являются рекомендательными и не обязательными к применению.

Регламент – это документ, в котором содержатся обязательные правовые нормы. Он имеет силу Закона. Принимает регламент орган власти, а не орган по стандартизации. Разновидность регламентов – технический регламент – содержит технические требования к объекту стандартизации. Технические регламенты обычно дополняются методическими документами, как правило, указаниями по методам контроля или проверок соответствии продукта, услуги, процесса требованиям регламента.

    Технические регламенты: назначение , роль, содержание

Технический регламент – документ, устанавливающий особые требования к качеству и соответствию объекта регламентирования. В роли последних может выступать как любой продукт современного производства, так и отдельные аспекты процесса производственной деятельности и использования продукции, начиная с ее проектирования, и заканчивая правилами хранения и утилизации объекта регламента. Прием этого вида документов государственного образца осуществляется в определенном порядке. В перечень законодательных актов, на основе которых, они разрабатываются, включены:

Федеральные законы.

Указы Президента Российской Федерации.

Постановления Правительства Российской Федерации.

Межправительственные соглашения, международный договор, прошедший ратификацию.

Технический регламент разрабатывается и вводится в действие со строго определенными целями, в том числе:

Для защиты прав потребителей, исключением случаев обмана и введения их в заблуждение, для повышения уровня спроса, например, Технический регламент на молоко и молочную продукцию;

Для охраны окружающей среды – почв, воздуха, представителей местной флоры и фауны;

Для защиты жизни, здоровья и имущества людей, коммерческих предприятий и государства, например, Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления.

Согласно требованиям действующего законодательства, разработка техрегламентов в иных целях запрещена.

Технический регламент должен представлять исчерпывающую информацию в отношении объекта, аспекты производства и использования которого он освещает. Условия техрегламента являются обязательными для всех субъектов хозяйствования, действующих на территории Российской Федерации. В случае если отдельные аспекты, имеющие отношение к объекту регламентирования, не упомянуты в документе, они не считаются обязательными для исполнения.

Технический регламент как документ состоит из нескольких разделов:

Объект регламентирования и область применения документа.

Перечень основных понятий и их грамотная трактовка.

Общие положения в отношении объекта регламентирования, согласно положениям действующего законодательства Российской Федерации.

Правила применения основных стандартов.

Подтверждение соответствия объекта регламентирования требованиям стандартов, которые учитывает в своей работе государственный орган по сертификации.

Порядок осуществления государственного контроля за выполнением установленных требований.

Заключительные и переходные положения.

Приложения, поясняющие отдельные моменты его применения.

Любой технический регламент можно классифицировать, в зависимости от области распространения и способа установления требований. Что касается первого условия классификации, все техрегламенты можно разделить на:

Общие, объектом которых является не конкретный продукт, а ассортиментная группа.

Специальные, объектом которых является отдельный вид выпускаемой продукции или аспект ведения производственной или иной деятельности, с которой связан особый вид риска, не отмеченный в общем регламенте.

Макроотраслевые, сочетающие общие и специальные виды документов.

Что касается деления по способу установления требований, можно выделить две основные группы документов – предписывающие, в которых указаны четкие требования к объекту регламентирования, и основополагающие, где содержатся общие сведения о качестве продукции или ее производства.

    Основополагающие стандарты: назначение , характеристика

ВИДЫ СТАНДАРТОВ

В зависимости от объекта и аспекта стандартизации, а также содержания устанавливаемых требований разрабатываются стандарты следующих видов:

– стандарты на продукцию;

– стандарты на процессы (работы) производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции;

– стандарты на услуги;

– стандарты основополагающие (организационно-методические и общетехнические);

– стандарты на термины и определения;

– стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Стандарты на продукцию устанавливают для групп однородной продукции или для конкретной продукции требования и методы их контроля по безопасности, основным потребительским свойствам, а также требования к условиям и правилам эксплуатации, транспортирования, хранения, применения и утилизации. На продукцию (услугу) разрабатывают следующие основные разновидности стандартов; стандарт общих технических условий; стандарт технических условий. В первом случае стандарт содержит общие требования к группам однородной продукции, во втором – к конкретной продукции. Указанные стандарты в общем случае включают следующие разделы: классификация, основные параметры и (или) размеры; общие технические требования; правила приемки; маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. По группам однородной продукции могут разрабатываться стандарты узкого назначения: стандарты технических требований; стандарты правил приемки; стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

Стандарты на процессы и работы устанавливают основные требования к организации производства и оборота продукции на рынке, к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ, а также методы контроля этих требований в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции. На современном этапе большое значение приобретают стандарты на управленческие процессы в рамках систем обеспечения качества продукции (услуг) – управление документацией, закупками продукции, подготовкой кадров и пр.

Стандарты на услуги устанавливают требования и методы их контроля для групп однородных услуг или для конкретной услуги в части состава, содержания и формы деятельности по оказанию помощи, принесения пользы потребителю услуги, а также требования к факторам, оказывающим существенное влияние на качество услуги.

Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-методические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования (нормы и правила), обеспечивающие взаимопонимание, совместимость и взаимозаменяемость; техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции; охрану окружающей среды; безопасность здоровья людей и имущества и другие общетехнические требования, обеспечивающие интересы национальной экономики и безопасности.

Стандарты на термины и определения устанавливают наименование и содержание понятий, используемых в стандартизации и смежных видах деятельности.

Стандарты на методы контроля, испытаний, измерений и анализа устанавливают требования к используемому оборудованию, условиям и процедурам осуществления всех операций, обработке и представлению полученных результатов, квалификации персонала. Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимые результаты. Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности измерений.

    Правила разработки и утверждения национальных стандартов в соответствии

1. Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов. Национальный орган по стандартизации должен обеспечить доступность программы разработки национальных стандартов заинтересованным лицам для ознакомления. 2. Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо. 3. Уведомление о разработке национального стандарта направляется в национальный орган по стандартизации и публикуется в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Уведомление о разработке национального стандарта должно содержать информацию об имеющихся в проекте национального стандарта положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов. Разработчик национального стандарта должен обеспечить доступность проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта национального стандарта. Плата, взимаемая разработчиком за предоставление указанной копии, не может превышать затраты на ее изготовление. В случае, если разработчиком национального стандарта является федеральный орган исполнительной власти, плата за предоставление копии проекта национального стандарта вносится в федеральный бюджет. 4. Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта национального стандарта и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения. Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до утверждения национального стандарта и представлять их в национальный орган по стандартизации и технические комитеты по стандартизации по их запросам. Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта со дня опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца. 5. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта доработанный проект национального стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления. 6. Порядок опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта и уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта и размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации. 7. Проект национального стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляется разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. 8. На основании указанных в пункте 7 настоящей статьи документов и с учетом результатов экспертизы технический комитет по стандартизации готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта национального стандарта. Данное предложение одновременно с указанными в пункте 7 настоящей статьи документами и результатами экспертизы направляется в национальный орган по стандартизации. Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта. Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение тридцати дней со дня утверждения национального стандарта. В случае, если национальный стандарт отклонен, мотивированное решение национального органа по стандартизации с приложением указанных в пункте 7 настоящей статьи документов направляется разработчику проекта национального стандарта. 9. Национальный орган по стандартизации утверждает и опубликовывает в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов.

Категории и виды стандартов разрабатываются на основе и по результатам научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и проектных работ с учетом лучших отечествен­ных и зарубежных достижений в соответствующих областях науки и техники, требований международных, региональных и прогрес­сивных национальных стандартов других стран и предусматрива­ют оптимальные решения для экономического и социального раз­вития страны.

Государственные стандарты (ГОСТ Р) обязательны для всех предприятий, организаций и учреждений страны, независимо от форм собственности и подчинения, граждан, занимающихся ин­дивидуально-трудовой деятельностью, министерств (ведомств), других организаций государственного управления Российской Федерации, а также органов местного управления в пределах сфе­ры их деятельности. ГОСТы Р устанавливают преимущественно на продукцию массового и крупносерийного производства, изделия, прошедшие государственную аттестацию, экспортные товары, а также на нормы, правила, требования, понятия, обозначения и другие объекты межотраслевого применения, которые необходи­мы для обеспечения оптимального качества продукции, единства и взаимосвязи различных отраслей науки, техники, производства и др. Например, объектами государственной стандартизации мо­гут быть:

Организационно-методические и общетехнические объекты, в том числе организация проведения работ по стандартизации, единый технический язык, типоразмерные ряды и типовые кон­струкции изделий общего применения (подшипники, крепеж, инструмент и др.), совместимые программные и технические сред­ства информационных технологий, работы по метрологическому обеспечению, справочные данные о свойствах материалов и веществ, классификация и кодирование технико-экономической информации;

Составляющие элементы крупных народно-хозяйственных комплексов (транспорта, энергосистемы, связи, обороны, охра­ны окружающей среды и др.);

Объекты государственных научно-технических и социально-экономических целевых программ и проектов;

Продукция широкого, в том числе межотраслевого, приме­нения;

Достижения науки и техники, позволяющие Российской Федерации (или конкретным предприятиям) обеспечить конку­рентоспособность своей продукции или технологии;

Продукция, производимая в Российской Федерации для удов­летворения внутренних потребностей населения и производства, а также поставляемая в другие государства по двухсторонним обя­зательствам;

Система конструкторской (ЕСКД) и технологической (ЕСТД) документации, документации в области управления и организа­ции производства и т.д.

Разработку государственных стандартов Российской Федера­ции осуществляют, как правило, технические комитеты по стан­дартизации в соответствии с заданными планами государствен­ной стандартизации Российской Федерации, программами (пла­нами) работ технических комитетов и договорами на разработку стандартов. При разработке стандартов следует руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации, госу­дарственными стандартами и другими нормативными документа­ми по стандартизации, а также учитывать документы междуна­родных и региональных организаций по стандартизации.

В государственные стандарты Российской Федерации включают:

Обязательные требования к качеству продукции, работ и ус­луг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и иму­щества человека, охрану окружающей среды, обязательные тре­бования техники безопасности и производственной санитарии;

Обязательные требования по совместимости и взаимозаме­няемости продукции;

Обязательные методы контроля (измерения, испытания, ана­лиза) требований к качеству продукции, работ и услуг;

Параметрические ряды и типовые конструкции изделий;

Основные потребительские (эксплуатационные) свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортиро­ванию, хранению и утилизации продукции;

Положения, обеспечивающие техническое единство при раз­работке, производстве, эксплуатации (применении) продукции и оказании услуг;

Правила оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, со­хранения и рационального использования всех ресурсов, терми­ны, определения и обозначения, метрологические и другие об­щетехнические правила и нормы.

Государственные стандарты содержат следующие структурные элементы: титульный лист; предисловие; содержание; введение; наименование; область применения; нормативные ссылки; опре­деления; обозначения и сокращения; требования; приложения; библиографические данные. Структурные элементы, за исключе­нием элементов "Титульный лист", "Предисловие", "Наимено­вание", "Требования", приводят в зависимости от особенностей стандартизуемого объекта. Построение, изложение, оформление, содержание и обозначение стандартов - по ГОСТ Р 1.5-93.

ГОСТы Р утверждаются Госстандартом России (Госстроем России). Перед утверждением стандарта Госстандарт России или Госстрой России проводит их проверку на соответствие требова­ниям законодательства, действующим государственным стандар­там Российской Федерации, метрологическим правилам и нор­мам применяемой терминологии, правилам построения и изло­жения стандартов. При утверждении стандарта устанавливают дату его введения в действие с учетом мероприятий, необходимых для внедрения стандарта. Срок действия стандарта, как правило, не устанавливают. После утверждения ему присваивается индекс ГОСТ Р, номер стандарта и две последние цифры года утвержде­ния или пересмотра (например, ГОСТ Р 248-99). Государствен­ную регистрацию стандарта осуществляет Госстандарт России в установленном порядке.

Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатывают в случаях, когда на объекты стандартизации отсутствуют государственные стандарты Российской Федерации или при необходимости установления тре­бований, превышающих требования государственных стандартов Российской Федерации (требования отраслевых стандартов не дол­жны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов). ОСТы используют все предприятия и организации дан­ной отрасли (например, станкостроительной, автотракторной и т.д.), а также другие предприятия и организации (независимо от их ведомственной принадлежности и вида собственности), разра­батывающие, изготовляющие и применяющие изделия, которые относятся к номенклатуре, закрепленной за соответствующим министерством. ОСТы устанавливают требования к продукции, не относящейся к объектам государственной стандартизации, тех­нологической оснастке, инструменту, специфическим для отрас­ли, а также на нормы, правила, термины и обозначения, регла­ментация которых необходима для обеспечения взаимосвязи в производственно-технической деятельности предприятий и орга­низаций отрасли и для достижения оптимального уровня каче­ства продукции.

ОСТы обязательны для предприятий и организаций данной отрасли, а также для предприятий и организаций других отраслей (заказчиков), применяющих или потребляющих продукцию этой отрасли.

Отраслевые стандарты утверждаются министерством (ведом­ством), являющимся ведущим в производстве данного вида про­дукции. После утверждения им присваивается индекс ОСТ, циф­ровой код отрасли, номер стандарта и две последние цифры года утверждения или пересмотра (например, ОСТ 3.348-98).

Технические условия (ТУ) разрабатывают предприятия, орга­низации и другие субъекты хозяйственной деятельности, когда государственный или отраслевой стандарт создавать нецелесооб­разно или необходимо дополнить или ужесточить те требования, которые установлены в существующих ГОСТах или ОСТах. Нельзя разрабатывать ТУ, требования которых ниже требований катего­рий стандартов или противоречат им.

ТУ применяют на территории Российской Федерации пред­приятия, независимо от форм собственности и подчинения, и граждане, занимающиеся индивидуально-трудовой деятельностью, в соответствии с договорными обязательствами и (или) лицензи­ями на право производства и реализации продукции или оказа­ния услуг.

В состав разделов ТУ входит вводная часть и следующие разделы:

Основные параметры и (или) размеры;

Технические требования;

Требования по безопасности;

Комплектность, правила приемки;

Методы контроля (испытаний, анализа, измерений);

Правила маркировки, транспортирования и хранения;

Указания по эксплуатации;

Гарантии изготовителя.

Проекты ТУ перед утверждением согласовываются с потреби­телями или заказчиками продукции (чтобы отразить в ТУ пожела­ния и замечания потребителей) и другими заинтересованными организациями. При этом проверяется, не противоречат ли они действующим в стране стандартам и другим ТУ.

ТУ утверждает предприятие-изготовитель (разработчик техни­ческих условий), как правило, без ограничения срока действия. Ограничение срока действия ТУ устанавливают по согласованию с предприятием-заказчиком (потребителем).

Обозначения техническим условиям присваивает предприятие-разработчик продукции в соответствии с принятым порядком обо­значения технических условий. Для вновь организуемых предприя­тий и объединений рекомендуются обозначения технических усло­вий со следующей структурой, состоящей из индекса ТУ, четырехразрядного кода класса продукции по ОКП (Общероссий­ский классификатор продукции) и разделенного тире трехразряд­ного регистрационного номера, как правило, восьмиразрядного кода предприятия по ОКПО (Общероссийский классификатор предпри­ятий и организаций), являющегося держателем подлинника тех­нических условий, и двух последних цифр года утверждения доку­мента (например: ТУ 4521-164-34267369-99, где 4521 - группа продукции по ОКП, 34267369 - код предприятия по ОКПО).

После утверждения ТУ подлежат государственной учетной регис­трации. Если ТУ утверждены предприятием, то они направляются в лаборатории государственного надзора за стандартами. Учетной реги­страции не подлежат технические условия на следующую продукцию:

Опытные образцы (опытные партии);

Сувениры и изделия народных художественных промыслов (кроме изделий из драгоценных металлов и камней);

Технологические промышленные отходы сырья, материалов, полуфабрикатов;

Составные части изделия, полуфабрикаты, вещества и мате­риалы, не предназначенные к самостоятельной поставке или из­готовляемые по прямому заказу одного предприятия;

Средства технологического оснащения, выпускаемые в виде отдельных единиц или мелких партий, эпизодически, по мере возникновения потребности в них, за исключением средств изме­рений и средств испытаний;

Продукцию единичного производства.

Сведения о ТУ публикуются в ежемесячных изданиях Госстан­дарта Российской Федерации.

Стандарты предприятий (СТП) разрабатывают и утверждают предприятия и объединения, в том числе союзы, ассоциации, концерны, акционерные общества, межотраслевые, региональ­ные и другие объединения, на создаваемые и применяемые толь­ко на данном предприятии продукцию, процессы и услуги.

СТП распространяются на нормы, правила, методы, состав­ные части изделий и другие объекты, имеющие применение толь­ко на данном предприятии; на нормы в области организации и управления производством; на технологические нормы и требо­вания, типовые технологические процессы, оснастку, инструмент; услуги, оказываемые внутри предприятия; процессы организации и управления производством и т.д. СТП могут разрабатываться также с целью ограничения государственных и отраслевых стан­дартов и особенностей данного предприятия, если это не нару­шает и не снижает качественных показателей и требований, уста­новленных ГОСТами или ОСТами.

В качестве стандарта предприятия допускается применение международных, региональных и национальных стандартов дру­гих стран на основе международных соглашений (договоров) о сотрудничестве или с разрешения соответствующих региональных организаций и национальных органов, если их требования удов­летворяют потребностям народного хозяйства и отсутствуют раз­работанные на их основе государственные и отраслевые стандар­ты. Построение, изложение, оформление, содержание и обозна­чение стандартов предприятий приводятся в ГОСТ Р 1.5-93. СТП утверждает руководство предприятия (главный инженер предпри­ятия, объединения). После утверждения им присваивается индекс СТП, цифровой код предприятия, цеха, отдела, объекта стандар­тизации и две последние цифры года утверждения или пересмотра (например, СТП 0005-48-553-44-92.). СТП утверждают, как правило, без ограничения срока действия, и они не распростра­няются на поставляемую продукцию и государственной регистра­ции в органах Госстандарта России не подлежат.

Стандарты общественных объединений , научно-технических и инженерных обществ (СТО) разрабатывают и утверждают, как правило, на принципиально новые виды продукции, услуг или процессов, передовые методы контроля, измерений, испытаний и анализа, а также на нетрадиционные технологии и принципы управления производством. Общественные объединения, занима­ющиеся этими проблемами, преследуют цель распространять через свои стандарты перспективные результаты и мировые научно-технические, фундаментальные и прикладные исследования. Эти категории стандартов учитываются и применяются субъектами хозяйственной деятельности для динамического использования полученных в различных областях знаний результатов исследова­ний и разработок, а также служат важным источником информа­ции о передовых достижениях. По решению самого предприятия или организации они принимаются на добровольной основе для использования отдельных положений при разработке ОСТов и стандартов предприятия.

СТО, как и ОСТ и СТП, не должны противоречить российс­кому законодательству, а если их содержание касается аспекта безопасности, то проекты этих стандартов должны быть согласо­ваны с органами государственного надзора.

Необходимость применения СТО субъекты хозяйственной де­ятельности определяют самостоятельно и несут за это ответствен­ность. Информацию о принятых стандартах научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений направ­ляются в органы Госстандарта России.

При разработке всех типов отечественных стандартов учитыва­ют рекомендации международных организаций по стандартизации.

Международный стандарт (ИСО) разрабатывает и выпускает международная организация по стандартизации. На основе ИСО создаются национальные стандарты, их используют также для меж­дународных экономических связей. Основная цель ИСО - содей­ствовать благоприятному развитию стандартизации в мире, чтобы облегчить международный обмен товарами и развивать взаимное сотрудничество в области интеллектуальной, научной, техничес­кой и экономической деятельности.

После утверждения международному стандарту присваивается индекс, номер стандарта и год утверждения или пересмотра (на­пример, ИСО/Р 1989).

Госстандарт России допускает следующие правила примене­ния международных стандартов:

Принятие без дополнений изменения текста международно­го стандарта в качестве государственного российского ГОСТ Р. Обозначается такой стандарт так, как это принято для отечествен­ных стандартов;

Принятие текста международного стандарта, но с дополне­ниями, отражающими особенности российских требований к объекту стандартизации. При обозначении такого стандарта к шифру отечественного стандарта добавляется номер соответствующего международного.

В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов: основополагающие; на продукцию (услуги); на работы (процессы); методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-технические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования, нормы и правила, обеспечивающие:

общие требования в процессах создания и использования продукции, охране окружающей среды, безопасности продукции, процессов и услуг для жизни, здоровья, имущества;

взаимосвязь процессов управления в различных областях деятельности (науке, технике, производстве);

информационную совместимость и однозначность понимания объекта стандартизации;

установление общих методов проектирования, подготовки производства, хранения, транспортирования, эксплуатации и ремонта продукции.

Основополагающие стандарты, как правило, образуют определенные системы (комплексы), которые состоят из государственных (межгосударственных, международных) стандартов и отраслевых, дополняющих государственные с учетом специфики отраслей. К таким стандартам относятся: основные (общие) положения, порядок (правила), термины и определения, общие требования или нормы, методы, допуски, типовые технологические методы.

Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования к группам однородной продукции (услуг) или к конкретной продукции (услуге).

В этих стандартах устанавливаются:

всесторонние требования к разработке и производству продукции;

типоразмерные и параметрические ряды, обеспечивающие унификацию и взаимозаменяемость продукции;

условия обеспечения сохранности свойств продукции при ее транспортировании и обращении.

Стандарты и технические условия на продукцию должны формироваться в совокупности взаимоувязанных стандартов и технических условий, регламентирующих информационную, конструктивную, метрологическую, эргономическую, технологическую, эксплуатационную и надежностную совместимость и обеспечивающих высокий научно-технический уровень продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.

Технические условия должны, как правило, разрабатываться на конкретную продукцию на основе и в строгом соответствии (взаимодействии) со стандартами, разработанными на группу однородной продукции, в которую входит эта конкретная продукция.

К таким стандартам относятся: основные параметры и (или) размеры, типы, марки, сортамент, конструкция и размеры, общие технические требования, маркировка, упаковка, транспортирование, хранение, эксплуатация, ремонт, общие технические условия, технические условия.

Стандарты на работы (процессы) устанавливают основные требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.

Большую роль в оперативном освоении новой продукции играют стандарты системы автоматического проектирования (САПР), модульного конструирования и по принципиальным схемам технологического процесса изготовления изделий. Типичным объектом стандартов на работы являются типовые технологические процессы.

Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной среды при проведении технологических операций. Эти воздействия могут иметь химический (выброс вредных химикатов), физический (радиационное излучение), биологический (заражение микроорганизмами) и механический характер.

На современном этапе большое значение приобретают стандарты на управленческие процессы в рамках систем обеспечения качества продукции (услуг).

Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) устанавливают методы (способы, приемы, методики и др.) проведения испытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании. Такие стандарты должны в наибольшей степени обеспечивать объективность, точность и воспроизводимость результатов оценки обязательных требований к качеству продукции (услуги). Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности измерений.

Несмотря на многообразие методик, приемов и способов контроля можно выделить и общие положения, подлежащие стандартизации. К ним относятся: средства контроля и вспомогательные устройства; порядок подготовки и проведения контроля; правила обработки и оформления результатов; допустимая погрешность испытания.

Чтобы результаты были достоверны и сопоставимы, в стандартах даются рекомендации относительно способа и места отбора пробы от партии товара с ее количественными характеристиками, схемами испытательных установок, правилами, определяющими последовательность проводимых опе­раций и обработку полученных результатов.

Возможны и смешанные стандарты, например, в стандартах на продукцию (услуги) оговариваются и методы контроля.