Психическое развитие и обучение. Корниенко А.Ф

Решающая роль процессов обучения и воспитания в развитии человека вряд ли у кого вызывает сомнение. “Развитие не только обусловливает обучение и воспитание, – писал С.Л. Рубинштейн, – но и само обусловлено ими” . “Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь” [Там же].

Но что значит “человек развивается”? Что в человеке может и должно развиваться благодаря обучению и воспитанию? Что развивается в процессе и в результате обучения, а что – в процессе и в результате воспитания? Ответы на все эти вопросы имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Как отмечал С.Л. Рубинштейн, правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения (а также развития и воспитания А.К. ) имеет центральное значение не только для психологии, но и для педагогики .

Структура человека и основные линии его развития

Будучи представителем особого вида живых существ, человек характеризуется особой конституцией, особой структурой своего организма и обладает особыми функциональными возможностями. С этой, можно сказать, биологической точки зрения человек выступает как особый индивид (представитель вида). Развитие человека как индивида это, прежде всего, развитие его организма и систем жизнеобеспечения. В значительной степени их развитие биологически обусловлено и потому соотносимо с понятиями роста и созревания. Однако в развитии организма и соответственно человека как индивида есть и социально обусловленные особенности, которые можно соотнести с понятием физического развития человека. Для развития этих особенностей необходимы специальные физические упражнения и специальные занятия, организуемые и инициируемые членами общества, в котором происходит развитие человека. Физическое развитие человека выражается, в частности, в развитие силы, выносливости, гибкости; в достижение скорости, точности и координации движений; в укрепление здоровья и иммунитета к заболеваниям и т.д. Динамику физического развития человека в обобщенной форме можно представить в виде линии, восходящей в координатах возраста и общего развития человека. У каждого человека свои особенности и своя линия физического развития.

Кроме линии физического развития существенное место в развитии человека занимает линия психического развития – развития его психики. Учитывая, что под психикой понимается способность к субъективному отражению действительности, человек, будучи носителем психики, является субъектом . Соответственно, можно говорить о развитии человека как субъекта. Как показано в работах Л.С. Выготского, психическое развитие человека или развитие его как субъекта в значительной степени является социально (культурно-исторически) обусловленным . Высший уровень развития психики – сознание, а также вербальная форма мышления возникают у человека исключительно благодаря его взаимодействию с другими людьми .

И, наконец, наиболее значимой отличительной особенностью человека, составляющей его сущность, является наличие у него особого свойства (качества), обозначаемого понятием “личность”. А.В. Петровский так определяет суть личности: “личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде” . Несколько иначе определяется суть личности в работе Л.И. Анцыферовой. Согласно ее определению, “личность – это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений” .

Как видно из приведенных определений, сущность человека как личности составляют общественные или социальные отношения. Однако у А.В. Петровского личность – это особое качество индивида, которое проявляется в его поведении в форме социальных отношений, а у Л.И. Анцыферовой – это сама форма социальных отношений. Вместе с тем, широкое распространение получило понимание личности не как особого свойства человека или формы социальных отношений, а как самого человека, рассматриваемого в системе социальных отношений. Личность – это человек как субъект социальных отношений . Учитывая данное обстоятельство, можно говорить о развитии человека как личности. Данная линия в развитии человека соотносится с понятием социального развития.

Таким образом, говоря о развитии человека, следует учитывать, что человек может выступать в трех ипостасях: как индивид, как субъект и как личность (см. рис. 1).

Рисунок 1 – Человек как индивид, субъект и личность

В соответствии с трехкомпонентной структурой человека в его развитии можно выделить три линии:

а) линию физического развития (развития человека как индивида);

б) линию психического развития (развития человека как субъекта);

в) линию социального развития (развития человека как личности).

В графической форме наличие и соотношение трех линий в развитии человека представлены на рис. 2.

Рисунок 2 – Основные линия в развитии человека и их соотношение

Поскольку человек – это целостное системное образование, все его отдельные подструктуры и отдельные линии развития взаимосвязаны и функционируют взаимосогласованно, обеспечивая человеку возможность построения эффективных форм поведения в постоянно изменяющихся условиях предметной и социальной среды. Успехи и достижения по линии физического развития способствуют достижению высокого уровня психического развития, что, в свою очередь, обеспечивает успешность социального развития и развития человека как личности. Взаимосвязь физического и психического развития нашло свое отражение в известной поговорке – “в здоровом теле – здоровый дух”. Взаимосвязь физических качеств и психических процессов у детей дошкольного возраста убедительно продемонстрирована в диссертационном исследовании Н.И. Дворкиной . Несомненно и то, что дефекты физического развития, особенно на ранней стадии онтогенетического развития ребенка, приводят к нарушению, как развития психики, так и последующего развития личности ребенка. Нарушения психического развития точно также негативно сказываются и на уровне социального развития ребенка, и на возможностях его физического развития.

Не подлежит сомнению, что развитие человека по всем трем линиям определяется социальными условиями, организуется и осуществляется обществом. Появляясь на свет как член общества, человек с рождения начинает развиваться во взаимодействии с другими людьми, и каждый из них может в той или иной степени повлиять на его развитие. И вот здесь возникает ряд вопросов. Какое взаимодействие между развивающимся человеком и людьми, занимающимися его развитием, представляет собой то, что мы называем обучением? Чем воспитание отличается от обучения? Что у человека развивается благодаря обучению, а что – благодаря воспитанию?

Обучение и развитие человека

Очевидно, что в обучении есть тот, кто обучает и тот, кого обучают. Но в обучении есть и то, чему обучают, т.е. содержание обучения. При этом предполагается, что в результате обучения человек усвоит то, чему его обучают, и это будет особым новообразованием в его развитии. Как указывал С.Л. Рубинштейн, “обучают тому, чем еще не овладел обучающийся ребенок” .

Чему же могут обучать человека, и что человек может усвоить в результате обучения?

Наверное, можно согласиться с тем, что при взаимодействии человека с окружающей его природной и социальной средой он получает знания об особенностях своего окружения и приобретает умения и навыки адекватного поведения в этом окружении. При этом он может получать эти знания и приобретать соответствующие умения и навыки самостоятельно путем проб и ошибок, проявляя определенные формы познавательной и двигательной активности. Но ребенок, будучи изначально включенным в систему социальных отношений, начинает получать необходимые знания и у него начинают вырабатываться необходимые умения и навыки под руководством взрослых и, что немаловажно, в особых условиях – условиях учебной деятельности.

Воздействие других людей на человека с целью усвоения им определенных знаний, умений и навыков – это и есть то, что называется обучением. Обучение есть деятельность других людей, направленная на передачу человеку определенной совокупности знаний, умений и навыков или, выражаясь современным языком, на выработку у человека определенных компетенций. Однако поскольку знания, умения и навыки – это формы и результаты определенных процессов, происходящих в психике и личности человека, они могут возникать только в результате его собственной деятельности, в результате психической и социальной активности самого человека. Если человек не будет проявлять внимание и интерес к тому, чему его обучают, и не будет прилагать усилий, чтобы усвоить то, что нужно, рассчитывать на появление у него передаваемых ему ЗУНов не приходится. Следовательно, обучение – это не просто передача ЗУНов, а процесс активного взаимодействия обучающего и обучаемого при котором, с одной стороны, происходит передача ЗУНов обучающим, и, с другой стороны, их усвоение обучаемым. Причем ответственность за проявление необходимой познавательной и двигательной активности обучаемого ложится, как правило, на обучающего. Он должен так организовать и осуществить процесс обучения, чтобы можно было стимулировать активность обучаемого и управлять этой активностью. В связи с этим обучение можно определить и как процесс стимуляции и регуляции внешней и внутренней активности человека, в результате которой у него возникают новые знания, умения и навыки.

По существу, деятельность того, кто обучает, есть не что иное, как педагогическая деятельность, а сам обучающий выступает в качестве педагога или учителя. Собственная деятельность человека, направленная на усвоение того, чему его обучают, представляет собой то, что называется учебной деятельностью или просто учением. Таким образом, обучение человека непосредственно сопряжено с его учением, или, что то же самое, педагогическая деятельность, субъектом которой является педагог, сопряжена с учебной деятельностью, субъектом которой является ученик.

Следует отметить, что не всякое обучение, являющееся педагогической деятельностью, может достигать своей цели. Во-первых, для эффективного обучения у педагога должна быть надлежащая мотивация педагогической деятельности и надлежащий уровень педагогического мастерства. Во-вторых, эффективность обучения зависит и от наличия соответствующей мотивации учения у обучаемого. Кроме того, обучаемый должен обладать уровнем умственного (психического) развития, а также уровнями физического и социального развития, достаточными для усвоения того, чему его обучают. Нельзя обучить человека тому, что он не хочет или не может усвоить в силу недостаточности своего развития. Как отмечал Л.С. Выготский, “что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребенка – это эмпирически установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать” .

Однако в обучении следует не только учитывать актуальный уровень развития человека и опираться на то, что он уже усвоил. В обучении необходимо ориентироваться на то, что человек еще не усвоил, но может усвоить, т.е. на зону его ближайшего развития. “Учение о зоне ближайшего развития, – писал Л.С. Выготский, – позволяет выдвинуть … формулу, гласящую, что только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития” .

Специфика обучения состоит в передаче человеку знаний, умений и навыков (или соответствующих компетенций) в тех или иных предметных и интеллектуальных видах деятельности. Можно обучать, например, письму, счету, танцам, рисованию, настольным и подвижным играм, игре на музыкальных инструментах, вождению автомашины, плаванию, стрельбе из лука, стихосложению, умению учиться и т.д. Но чему бы человек ни обучался, он непременно будет вступать в определенные межличностные отношения и с теми, кто его обучает, и с теми, кто прямо или косвенно принимает участие либо в организации его обучения, либо в осуществлении деятельности, которой он обучился. Будучи субъектом не только деятельности, но и социальных отношений, человек, как было отмечено выше, выступает в качестве личности. Как вести себя по отношению к другим людям в той или иной ситуации социального взаимодействия не дается человеку от рождения. Этому он должен научиться, и этому его можно обучить. Очевидно, что передача человеку знаний, умений и навыков в сфере социальных межличностных отношений тоже есть обучение. Но это особый вид обучения – благодаря ему достигается усвоение человеком моральных норм и правил поведения в обществе. Этот особый вид обучения обозначается особым понятием – “воспитание”.

Воспитание и развитие человека

Говоря об обучении, мы ставим вопрос о том, чему человека обучают, и что он сможет в результате делать самостоятельно, какую деятельность он сможет выполнять. Но если говорится о воспитании, то вопрос ставиться иначе – какие личностные качества у человека вырабатываются, и кем (в смысле какой личностью) он может стать. Если в результате обучения он может стать хорошим или плохим специалистом, то в результате воспитания он может стать хорошим или плохим человеком. Воспитание обеспечивает социальное развитие человека и развитие его как личности.
Исходя из приведенных выше определений понятия “личность”, для того, чтобы ребенок стал личностью, необходимо наличие его взаимодействия с другими людьми. Рассмотрим ситуацию, в которой находится ребенок Р и два взаимодействующих между собой человека А и Б . В силу наличия у ребенка познавательных психических процессов восприятия и мышления, при наблюдении за тем, что происходит в ситуации, в его психике возникают следующие образы :
а) образы человека А и человека Б , которые мы обозначим символами и . Верхние штрих-индексы в обозначениях указывают на то, что это образы, а нижние индексы “ Р ” означают, что образы возникает в психике ребенка Р . В скобках указывается содержание образа, т.е. то, образ чего возникает в психике.
б) образы доступных для наблюдения социальных отношений между человеком А и человеком Б , которые можно обозначить как и . Сочетания букв АБ и БА над стрелками указывают на наличие и направленность социальных отношений (кто и с кем взаимодействует).
в) образы действий, ожидаемых от ребенка взрослыми. Эти образы обозначаются более сложными символами и . Однако понять их нетрудно, если учесть, что принцип обозначения в них тот же – верхний штрих-индекс указывает на наличие образа, нижний – на носителя психики, в которой этот образ возникает, а в скобках содержание образа.
Очевидно, что отражение в психике ребенка социальных отношений, демонстрируемых взрослыми, есть начальная стадия усвоения ребенком социальных отношений и становления его как личности. Однако, получение представлений о социальных отношениях – не означает их усвоения. Необходимо, чтобы эти социальные отношения были представлены в индивидуальном поведении самого ребенка, чтобы он сам мог их демонстрировать в отношениях с другими людьми. А это возможно при соблюдении двух условий:
- во-первых, когда в его психики благодаря процессам мышления из целостных образов восприятия взаимоотношений между взрослыми начинается выделение образов непосредственно социальных отношений, то есть образов и ;
- во-вторых, когда возникает образ ребенка о самом себе и этот образ начинает связываться с одним из выделенных образов социальных отношений, который, в свою очередь, связывается с образом человека, с которым ребенок вступает в социальные отношения (например, когда из трех образов , и образуется образ ).
В этом случае ребенок пытается продемонстрировать во взаимодействии с человеком Б ту форму социального отношения, которую он имел возможность наблюдать во взаимодействии человека А с человеком Б . Однако, очевидно, что будучи ребенком, он не в состоянии в точности воспроизвести отношение . Поэтому он будет демонстрировать свое индивидуальное отношение , которое, тем не менее, будет определенным образом соотноситься с отношением . По мере взросления, развития физических и интеллектуальных способностей его индивидуальные формы социальных отношений будут становиться все более совершенными. Соответственно, более высоким будет становиться и уровень развития ребенка как личности.

В особенностях развития ребенка как личности отражаются не только особенности социальных отношений, имеющих место в его ближайшем социальном окружении, но и определенные стереотипы социальных отношений, бытующие в обществе, знания о которых он может черпать из доступных для него источников информации – кино, телевидение, радио и печать. Совокупность социальных отношений, характерных для определенной социальной группы, составляет не что иное, как культуру этой группы. Соответственно, совокупность социальных отношений, усвоенных и демонстрируемых личностью, составляет культуру данной личности. Таким образом, можно сказать, что в результате воспитания человек развивается как личность и у него формируется индивидуальная культура личности.

Большое значение в воспитании и выработке у человека необходимых свойств личности, имеет его социальный статус – то место или положение, которое он как личность занимает в структуре общества. В зависимости, например, от того, является ли человек мужского или женского пола, ребенком или взрослым, наследником престола или выходцем из простой семьи, у него будут формироваться разные свойства личности, и ему будут предлагаться для усвоения разные системы социальных отношений. Избирательность и регламентация социальных отношений выражается в системе ожидаемых от личности форм поведения, соответствующих ее социальному статусу. Эти социальные ожидания распространяются не только на внешние формы поведения, но и на внутренние позиции личности – установки, ценностные ориентации, мотивы поведения и деятельности.

Таким образом, воспитание, определяющее особенности социального развития человека, способствует усвоению человеком моральных норм и правил поведения в обществе, развитию мотивационной сферы, системы жизненных ценностей и определенного мировоззрения.

В результате организуемых обществом условий для развития человека и осуществления процессов обучения и воспитания у человека, как индивида, субъекта и личности, происходит развитие соответствующих физических, умственных и социальных способностей, которые обеспечивают ему возможность удовлетворять свои биологические, духовные и социальные потребности (см. рис. 3).

Рисунок 3 – Общая схема взаимодействия человека и общества в процессе обучения, воспитания и развития

Поскольку способы удовлетворения любых потребностей в обществе социально детерминированы и регламентированы как писанными, так и неписанными (моральными) законами, совокупность индивидуальных форм удовлетворения потребностей, демонстрируемых человеком, также как и совокупность усвоенных им социальных отношений, представляет собой индивидуальную культуру человека.

В процессе взаимодействия человека с другими людьми происходит не только его индивидуальное развитие человека и формирование его индивидуальной культуры, но и развитие тех людей, с которыми он взаимодействует. Другие люди, у которых свои особенности развития и своя культура поведения и деятельности, тоже могут изменяться. Взаимообусловливание индивидуальных культур отдельных членов общества при их взаимодействии в рамках тех или иных социальных групп позволяет утверждать, что как общество влияет на развитие отдельного человека и формирование его культуры, так и отдельный человек влияет на развитие общества и вносит свой вклад в формирование общекультурных ценностей. Как показывают многочисленные примеры, роль личности в развитии общества может быть не менее значительной, чем роль общества в развитии отдельно взятого человека.

  • Корниенко А.Ф. Соотношение понятий “язык”, “мышление” и “сознание” в психологии и когнитивной лингвистике // Вопросы когнитивной лингвистики. 2013. № 3. С. 5-15.
  • Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”; Высшая школа, 2000. 512 с.
  • Анцыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 2. С. 8-18.
  • Корниенко А.Ф. Категория “личность” в структуре базисных категорий психологии и ее сущность // Вестник интегративной психологии. Вып. 9 /Материалы международной научно-методической конференции “Интегративная психология: теория и практика”. Ярославль, 25-29 апреля 2011 г. Ярославль: МАПН; ЯрГУ, 2011. С. 62-64.
  • Корниенко А.Ф. Сущность и соотношение понятий “личность” и “сознание” // Психология сознания: Истоки и перспективы изучения: Материалы XIV Международных чтений памяти Л.С. Выготского (12-16 ноября 2013 г. / Под ред. В.Т. Кудрявцева: В 2 т. Т. 1. М.: РГГУ, 2013. С. 110-117.
  • Дворкина Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.04. Краснодар, 2002. 188 c.
  • Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давы­дова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.
  • Количество просмотров публикации: Please wait
    • Обучение и развитие: современная теория и практика

    Обучение и воспитание в развитии человека // Обучение и развитие: современная теория и практика. Материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского. - 2015.

    Обучение и воспитание в развитии человека

    В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что обучение и воспитание лежат в основе развития человека. Согласно С.Л. Рубинштейну, «развитие не только обусловливает обучение и воспитание , но и само обусловлено ими» . «Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь» [Там же]. «Всякое обучение, – писал Л.С. Выготский , – является источником развития» .

    Но что значит «человек развивается»? Что развивается благодаря обучению, а что – благодаря воспитанию? Ответы на все эти вопросы имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Как отмечал С.Л. Рубинштейн , «правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения (А.К. – а также развития и воспитания) имеет центральное значение не только для психологии, но и для педагогики .

    Линии развития человека.

    Будучи представителем особого вида живых существ, человек характеризуется особой конституцией, особой структурой организма и обладает особыми функциональными возможностями. С этой, можно сказать, биологической точки зрения человек выступает как особый индивид. Соответственно можно говорить о развитии человека как индивида. Развитие индивида включает в себя развитие организма, которое в большей степени биологически обусловлено и потому может соотноситься с понятием «созревание ». Однако в развитии организма и соответственно человека как индивида есть и социально обусловленные особенности, которые соотносятся с понятием физического развития человека. Для развития этих особенностей необходимы специальные физические упражнения и специальные занятия, организуемые и инициируемые членами общества, в котором происходит развитие человека. Физическое развитие человека выражается, в частности, в развитие силы, выносливости, гибкости; в достижение скорости, точности и координации движений; в укрепление здоровья и иммунитета к заболеваниям и т.д.

    Второе, что отличает человека от других живых существ, это – особенности его психики, которые, как показал Л.С. Выготский , в значительной степени являются социально обусловленными. Высший уровень развития психики – сознание , а также вербальная форма мышления возникают у человека исключительно в процессе и благодаря его взаимодействию с другими людьми. Будучи носителем психики, человек выступает как субъект . Соответственно, можно говорить о развитии человека как субъекта. Развитие субъекта – это особая линия в развитии человека, которая соотносится с понятием психического развития.

    И, наконец, наиболее значимой отличительной особенностью челове‑ ка, составляющей его сущность, является наличие у него особого свойства (качества), обозначаемого понятием «личность». По определению А.В. Петровского, «личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде» . Аналогичное определение личности дается в одной из работ Л.И. Анцыферовой, согласно которому «личность – это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений» . Вместе с тем, более распространенным является понимание личности не как особого социального качества человека или формы существования социальных отношений, а как самого человека, обладающего особым социальным качеством и демонстрирующего различные формы социальных отношений. Учитывая данное обстоятельство, можно говорить о развитии человека как личности. Данная линия в развитии человека соотносится с понятием социального развития.

    Таким образом, говоря о развитии человека, следует рассматривать особенности его развития как индивида, субъекта и личности. Соответственно, следует учитывать наличие в развитии человека линий физического, психического и социального развития.

    Не подлежит сомнению, что развитие человека по всем трем линиям детерминируется социальными условиями, организуется и осуществляется обществом. Человек с рождения начинает развиваться в обществе и во взаимодействии с другими людьми. И вот здесь возникает ряд вопросов. Какое взаимодействие между развивающимся человеком и людьми, занимающимися его развитием, представляет собой то, что мы называем обучением? Чем воспитание отличается от обучения? Что у человека развивается благодаря обучению, а что – благодаря воспитанию?

    Обучение и развитие человека.

    Очевидно, что в обучении есть тот, кто обучает и тот, кого обучают. Но в обучении есть и то, чему обучают, т.е. содержание обучения. При этом предполагается, что в результате обучения человек усвоит то, чему его обучают, и это будет особым новообразованием в его развитии. Как указывал С.Л. Рубинштейн , «обучают тому, чем еще не овладел обучающийся ребенок» .

    Чему же могут обучать человека, и что человек может усвоить в результате обучения?

    Наверное, можно согласиться с тем, что при взаимодействии человека с окружающей его природной и социальной средой он получает знания об особенностях своего окружения и приобретает умения и навыки адекватного поведения в этом окружении. При этом он может получать эти знания и приобретать соответствующие умения и навыки самостоятельно путем проб и ошибок, проявляя определенные формы познавательной и двигательной активности. Но ребенок, будучи изначально включенным в систему социальных отношений, начинает получать необходимые знания и у него начинают вырабатываться необходимые умения и навыки под руководством взрослых и, что немаловажно, в особых условиях – условиях учебной деятельности.

    Воздействие других людей на человека с целью усвоения им определенных знаний, умений и навыков – это и есть то, что называется обучением. Обучение есть деятельность других людей (педагогическая деятельность), направленная на передачу человеку необходимых знаний, умений и навыков или, выражаясь современным языком, на выработку у человека необходимых компетенций. Собственная деятельность человека, направленная на получение знаний, умений и навыков и соответствующих компетенций, представляет собой то, что называется учебной деятельностью или просто учением. Таким образом, есть обучение человека, где человек выступает как объект педагогической деятельности, субъектом которой является педагог (учитель), и есть учение человека, где сам человек является субъектом своей учебной деятельности.

    Следует отметить, что не всякое обучение может достигать своей цели. Во-первых, для эффективного обучения у педагога должна быть надлежащая мотивация педагогической деятельности и надлежащий уровень педагогического мастерства. Во-вторых, эффективность обучения зависит и от наличия соответствующей мотивации учения у обучаемого. Кроме того, обучаемый должен обладать уровнем умственного (психического) разви‑ тия, а также уровнями физического и социального развития, достаточными для усвоения того, чему его обучают. Как отмечал Л.С. Выготский , «что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребенка – это эмпирически установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать» . Однако в обучении необходимо ориентироваться не на то, что человек уже усвоил, а на то, что он может усвоить, т.е. на зону его ближайшего развития. «Учение о зоне ближайшего развития, – писал Л.С. Выготский , – позволяет выдвинуть … формулу, гласящую, что только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития» .

    Специфика обучения состоит в передаче человеку знаний, умений и навыков (или соответствующих компетенций) в тех или иных предметных и интеллектуальных видах деятельности. Но выполнению какой бы деятельности человек ни обучался, он непременно будет вступать в определенные межличностные отношения и с теми, кто его обучает, и с теми, кто так или иначе принимает участие либо в организации его обучения, либо в осуществлении им какой-либо деятельности. Будучи субъектом социальных отношений, человек выступает в качестве личности.

    Как вести себя по отношению к другим людям в той или иной ситуации социального взаимодействия не дается человеку от рождения. Этому он должен научиться, и этому его можно обучить. Очевидно, что передача человеку знаний, умений и навыков в сфере социальных межличностных отношений тоже есть обучение. Но это особое обучение, благодаря которому достигается усвоение человеком моральных норм и правил поведения в обществе, и обычно оно называется воспитанием.

    Воспитание и развитие человека.

    Говоря об обучении, мы ставим вопрос о том, чему человек обучается и чему он может научиться. Но если говорится о воспитании, то вопрос ставится иначе – какие личностные качества у человека вырабатываются и кем (в смысле какой личностью) человек может стать. воспитание обеспечивает социальное развитие человека и развитие его как личности.

    Исходя из приведенных выше определений понятия «личность», для того, чтобы ребенок стал личностью, необходимо наличие его взаимодействия с другими людьми. В процессе взаимодействия ребенка с людьми в психике ребенка возникают образы этих людей, образы доступных для наблюдения социальных отношений между ними и образы действий, ожидаемых от него взрослыми . Отражение в психике ребенка социальных отношений, демонстрируемых взрослыми, является начальной стадией становления ребенка личностью. Но чтобы ребенок стал личностью, необходимо, чтобы эти социальные отношения были представлены в поведении самого ребенка, чтобы он сам мог их демонстрировать в отношениях с другими людьми. А это возможно при соблюдении двух условий:

    • во-первых, когда в психики ребенка благодаря процессам мышления из целостных образов восприятия взаимоотношений между конкретными взрослыми начинается выделение образов социальных отношений безотносительно к их конкретным носителям;
    • во-вторых, когда в психике ребенка образ социального отношения начинает связываться, с одной стороны, с образом ребенка и, с другой стороны, с образом человека, с которым ребенок вступает в социальные отношения.

    В этом случае ребенок начинает пытаться во взаимодействии с другим человеком демонстрировать ту форму социального отношения, которую он имел возможность наблюдать среди людей своего социального окружения. Однако, очевидно, что, будучи ребенком, он не в состоянии в точности воспроизвести взрослую форму отношения. Поэтому у него получится воспроизведение своего индивидуального детского отношения, которое, тем не менее, будет соотноситься с отношением взрослым. Это и будет та самая «индивидуальная форма существования социальных отношений», которая, согласно определению Л.И. Анцыферовой, характеризует человека как личность. По мере взросления ребенка, развития его физических и интеллектуальных способностей индивидуальные формы реализации социальных отношений ребенка будут становиться все более совершенными. Соответственно, более высоким будет становиться и уровень развития личности ребенка.

    Усвоение ребенком социальных отношений и выработка у него социальных форм поведения в процессе воспитания происходит также благодаря механизмам непосредственной трансляции в психику ребенка ожидаемых от него социально приемлемых действий и поступков. Когда взрослый выстраивает свои отношения с ребенком, он дает понять ребенку, чтó от него требуется, какие действия и какое поведение ребенок должен продемонстрировать. Взрослый ожидает от ребенка и фактически навязывает ему те формы социальных отношений, которые он считает необходимыми и приемлемыми в той или иной ситуации социального взаимодействия.

    Большое значение в воспитании и выработке у человека необходимых социальных компетенций и соответствующих свойств личности, имеет социальный статус человека – то место или положение, которое он как личность занимает в структуре общества. В зависимости, например, от того, является ли ребенок мальчиком или девочкой, наследником престола или выходцем из простой семьи, у него будут формироваться разные свойства личности, и ему будут предлагаться для усвоения разные системы социальных отношений. Избирательность и регламентация социальных отношений выражается в системе ожидаемых от личности форм поведения, соответствующих ее социальному статусу. Эти ожидания распространяются не только на внешние формы поведения, но и на внутренние позиции личности – установки, ценностные ориентации, мотивы поведения и деятельности.

    Таким образом, воспитание , определяющее особенности социального развития человека и развития его как личности, способствует усвоению человеком моральных норм и правил поведения, существующих в обществе, развитию его мотивационной сферы, системы жизненных ценностей и определенного мировоззрения.

    Литература

    1. Анцыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. – 1981. – Т.2. – №2. – С.8-18.
    2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536с.
    3. Корниенко А.Ф. Соотношение понятий «субъект», «субъективность», «субъектность» // Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлинского. Том 1 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – С.208-210.

    Одна из главных проблем педагогической психологии - психологические основы процесса обучения и его связь с общим развитием человека.

    Обучение - целенаправленный, системный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, технологий, информации и других составляющих социокультурного опыта.

    В традиционной педагогической психологии обучение рассматривается как деятельность, обеспечивающая овладение знаниями, умениями и навыками. Обучение с этой позиции видится как форма передачи новому поколению опыта предшествующих. В этом подходе акцент чаще делается на педагогическом воздействии педагога на учащегося, а учащийся рассматривается как пассивный объект.

    В современной педагогической психологии все чаще обучение рассматривается как процесс психического и личностного развития учащегося в процессе усвоения знаний, умений и навыков. При таком подходе учащийся является активным субъектом, а не пассивным объектом воздействий. Педагог, с позиций современной педагогической психологии, организует педагогическое взаимодействие, включающее совместное общение, совместную деятельность учащихся, формирует их конструктивное отношение к себе, другим людям и окружающему миру. В этом случае учащийся имеет больше свободы в организации своей учебной деятельности в соответствии с естественной целесообразностью целостного развития.

    Многочисленные и разнообразные цели обучения условно делятся на две большие группы:

    - Формирование знаний и способов деятельности. Под знаниями имеется в виду особая система понятий, специфичная для всякой науки. Эта система принципиально отличается от разрозненного, случайного набора отдельных фактов и явлений. Истинное, профессиональное знание понятийно, целостно и расходится со знанием бытовым, хаотичным, бессистемным. Обучение изначально предназначено для усвоения научного, а не житейского знания. Формирование новых способов и приемов деятельности - это оснащение личности внешними и внутренними действиями, навыками и умениями. Такие образования изменяют саму деятельность, ее результативность и содержание, что способствует возникновению у личности новых деятельностей, качественному преобразованию всей деятельностной сферы.



    - Повышение общего уровня умственного и личностного развития, смена вида мышления, актуализация, формирование и развитие потребностей и способностей человека к учению и самообучению. Реализация такой объемной цели осуществляется не сама по себе и не только за счет достижения первой цели обучения. Необходимо целенаправленное стимулирование педагогом активной и самостоятельной деятельности обучающихся.

    Таким образом, психологическая сущность эффективного обучения заключается в актуализации психологического потенциала учащегося в учении, учете педагогом возрастных и индивидуальных особенностей обучаемого. Важным в этой связи является вопрос о соотношении обучения и развития.

    Обучение самым непосредственным образом связано с развитием, которое означает необратимые, направленные, закономерные изменения человека, сопровождающиеся возникновением нового качественного состояния сознания, физиологических и психических функций.

    Есть различные точки зрения относительно соотношения развития и обучения. Л. С. Выготский, проанализировав классические труды Ж. Пиаже, Э. Клапареда, В. Штерна, К. Бюлера, У. Джемса, Э. Торндайка и Э. Меймана, касающиеся соотношения развития и обучения, выделил три точки зрения относительно данной проблемы.

    Первая заключается в признании того, что развитие и обучение - независимые процессы. Развитие ребенка подчинено природным законам, подобно созреванию. Возможности, которые возникают в процессе развития, и использует обучение. Для доказательства такого суждения ученые разделили результат развития и продукт обучения. Подобная точка зрения означает: развитие идет своим чередом и достигает оптимального уровня без посредства обучения. Получается, что интеллектуальные возможности детей, которые никогда не учились, такие же, как и у обучающихся в образовательных учреждениях. Иногда признается и зависимость между двумя процессами: развитие создает возможности, а обучение их реализует. Последнее, следовательно, как бы надстраивается над созреванием, не является приоритетным. Развитие должно пройти определенные стадии, чтобы осуществилось обучение. Такой логики придерживались В. Штерн и Ж. Пиаже.

    Вторая точка зрения состоит в том, что обучение и развитие сливаются воедино. Различия между ними не рассматриваются. У. Джеймс, Д. Уотсон, К. Коффка утверждали, что ребенок развит настолько, насколько он обучен. Обучение и есть развитие. Развитие и есть обучение. Базируясь на этой позиции, некоторые ученые полагали, что посредством внешнеорганизованного обучения можно развить любые психические функции.

    Третья точка зрения, которой придерживался Л. С. Выготский, основана на том, что обучение, опережая развитие, должно «ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Ведущая роль обучения не отрицает важности учета биологического развития ребенка. Важна опора на биологические индикаторы для выявления того, что изменилось в личности ребенка, переходит ли он на другую ступень и начинает ли выполнять элементы новой для него деятельности. Например, в возрасте между 5-ю и 7-ю годами совершается скачок в развитии мозга, особенно лобных долей. Известно, что они выполняют функцию планирования и организации временной последовательности действий и мыслей. Согласно Л. С. Выготскому, развитие речи приводит к развитию вербального мышления, что знаменует переход к новому этапу (соответствующему среднему школьному возрасту). В этот период благодаря обучению увеличивается объем памяти и эффективность ее использования. Школьники начинают понимать сильные и слабые стороны своей памяти, в результате чего более осознанно усваивают учебный материал.

    Значимой для практики организации образовательного процесса является идея Л. С. Выготского о двух уровнях развития детей: зоне актуального развития , характеризующей наличные особенности психических функций ребенка и сложившейся на сегодняшний день, и зоне ближайшего развития . Выдвинув это положение, ученый подчеркивал, что при обучении, с одной стороны, нельзя предъявлять ребенку непосильных требований, не соответствующих уровню его актуального развития и ближайшим возможностям. В то же время, зная о том, что ребенок сегодня может выполнить с помощью взрослого, наводящих вопросов с его стороны, примеров, показа, а завтра - самостоятельно, учитель имеет возможность целенаправленно совершенствовать развитие детей в соответствии с целями обучения: «То, что ребенок оказывается в состоянии сделать с помощью взрослого, указывает на зону его ближайшего развития... Таким образом, зона ближайшего развития поможет нам определить «завтрашний день» ребенка, динамическое состояние его развития...» - писал Л. С. Выготский.

    Зона ближайшего развития представляет собой потенциальный уровень развития ребенка, который может быть достигнут при создании оптимальных внешних условиях и при содействии со стороны взрослых.

    Активное поведение способствует переходу ребенка на новый уровень самостоятельной работы. По мере обучения зона ближайшего развития становится зоной актуального развития.

    Зона актуального развития - уровень психического развития ребенка на данный момент времени.

    Достигнутый уровень психического развития, т. е. зона актуального развития, определяет новый уровень потенциального развития, т. е. зону ближайшего развития. Так циклично обучение «ведет» за собой развитие.

    Для того чтобы правильно организовать обучение, важно понимать, к каким изменениям в развитии ребенка оно приведет. Необходим учет факторов, влияющих на эффективность обучения, социальной ситуации и движущих сил развития личности. Под движущими силами развития понимаются противоречия между целями, задачами учебной деятельности и имеющимися для их достижения средствами; между потребностями, возникающими в учебной деятельности школьника и возможностями для их удовлетворения. Задачей обучения является создание таких условий среды, которые бы обеспечивали максимально прогрессивное взаимодействие субъектов образования.

    Обучение связано с комплексным, системно организованным процессом познания окружающей действительности. Комплексность подразумевает, что в процессе обучения в различных сочетаниях участвуют все познавательные процессы: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. Однако сами по себе познавательные процессы не обеспечивают воспроизведения действительности. Человеческое познание направляется и реализуется всей личностью, в том числе и эмоциями, чувствами, смыслами, речью, волей поэтому и результат данного процесса может быть представлен в самых различных формах психического отражения. Например, это может быть понятие как фиксированный результат работы мышления и речи, либо отношение к миру и самому себе как следствие участия самосознания и чувств.

    Изучение особенностей процесса обучения невозможно без анализа его соотношения с процессами научения и учения.

    Научение - самый широкий из трех процессов, представляющий собой процесс и результат приобретения индивидуального опыта.

    Научение - процесс и результат приобретения индивидом жизненного опыта в ходе организованного и стихийного влияния.

    Впервые понятие «научение» было употреблено в работах американского психолога Э. Торндайка и его коллег. Путем научения может приобретаться любой опыт у человека (знания, умения и навыки) и новые формы поведения у животных. Как и всякое приобретение опыта, научение включает в себя протекающие неосознаваемо уяснение содержания материала и его закрепление (непроизвольное запоминание). У животных оно является основной формой приобретения опыта и происходит либо постепенно (в повторяющихся актах поведения), либо сразу (запечатление).

    У человека роль и значение научения меняются в процессе онтогенеза. В дошкольном возрасте научение является основным способом приобретения опыта, затем оно отодвигается на второй план, уступая место учению, учебной деятельности, хотя и не теряет совсем своего значения.

    Результат научения является самой значительной частью индивидуального опыта личности, который может быть получен и преобразован в течение всей жизни в самых различных ситуациях и обстоятельствах. Научение может быть как организованным, так и стихийным, неосознанным, скрытым, не имеющим сформулированной цели. Это, например, подражание как социально-психологический феномен, заключающийся в копировании чужих мыслей и поведения, а также результат того, чему «учит улица», не навязываемый специально опыт соседей, одноклассников, коллег, встреченных в транспорте людей, современников и предшественников. Пространство человеческого научения огромно, разнообразно, не упорядочено, поэтому как ребенок, так и взрослый может зачастую научиться совсем не тому, чего хотелось бы педагогам и родителям, посторонним и близким людям, обществу в целом.

    Ж. Годфруа, анализируя существующие в психологической науке виды научения, распределяет их по трем категориям.

    Схема 1. Виды научения

    (Приводится по: Годфруа, Ж. Что такое психология: в 2 т. /Ж. Годфруа; пер. с франц. М., 1999 Т. 1.)

    Выделенные категории различаются по степени участия организма как целого в процессе познания: 1) реактивное научение (поведение); 2) оперантное научение; 3) когнитивное научение (поведение).

    Реактивное научение - вид научения, в ходе которого у индивида непроизвольно формируются нейронные структуры на основе пассивного реагирования на внешние стимулы среды.

    Реактивное научение наблюдается в случаях, когда организм пассивно реагирует на какие-либо внешние факторы и в нервной системе более или менее непроизвольно возникает образование или изменения нейронных цепей, формируются новые следы памяти. В рамках этого вида научения выделяют следующие типы: адаптация (привыкание); сенсибилизация (повышение чувствительности нервных центров под воздействием раздражителя); импринтинг (мгновенный «запуск» функционирования какой-либо формы поведения в результате ее прямого включения под влиянием стимула, закодированного в генетической программе созревания и работы данной формы поведения) и условные рефлексы.

    При оперантном научении наблюдается большая по сравнению с реактивным научением активность индивида во взаимодействии со средой.

    Оперантное научение - вид научения, при котором субъект приобретает знания и навыки в результате активного «экспериментирования» с внешней средой.

    Оперантное поведение предполагает различные активные воздействия на окружающий мир, в результате которых познаются связи между различными ситуациями, объектами, процессам. Этот вид научения включает использование метода проб и ошибок, метода формирования реакций и метода наблюдения. При всех методах организм изменяет поведение в зависимости от результатов взаимодействия со средой. От того, какие сигналы поступают извне и какие они имеют последствия (желательные или нежелательные) для индивида, зависит, какая именно реакция организма будет закрепляться.

    К третьей группе относятся формы поведения, обусловленные когнитивным научением.

    Когнитивное научение - вид научения, в основе которого лежит процесс оценки ситуации на основе имеющегося жизненного опыта и принятие решения с учетом прогноза возможных последствий определенного поведения.

    Когнитивное научение предполагает не просто формирование ассоциативной связи между какими-то двумя ситуациями или между ситуацией и ответом организма, а оценку данной ситуации с учетом прошлого опыта и определение возможных ее последствий. В результате этой оценки принимается наиболее подходящее решение. К этому типу научения относятся латентное научение , выработка психомоторных навыков , инсайт и научение путем рассуждений .

    Научение в своих высших формах представляет собой учение - сознательное и активное приобретение опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами и целями или только мотивами. Обучением принято считать научение, лишенное случайности и стихийности. Это целенаправленный, планомерный, организованный, систематический процесс передачи и усвоения знаний и новых способов деятельности. В реальной жизни обучение всегда перекрещивается с другими разнообразными видами научения.

    ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

    В отечественной психологии эта проблема была впервые сформулирована Л . С . Выготским в нач. 1930-х гг. Он обосновал ведущую роль обучения в развитии, отметив, что обучение должно идти впереди развития, быть источником нового в развитии. Введенное им понятие «зона ближайшего развития» раскрывает это общее теоретическое положение: ребенок, обучаясь с помощью взрослого, успешно начинает выполнять то, чего он до этого не мог выполнить самостоятельно. Мера этой помощи (способность ее воспринять) выступает как показатель потенциальных возможностей ребенка к обучению (см. ). То же, чего ребенок уже достиг к моменту обучения, характеризуется Выготским как «зона актуального развития».

    Вместе с тем он подчеркивал, что развитие влияет на обучение и имеет свои собственные закономерности. Выготский подверг критике 2 против. направления, представленные в 1930-х гг. в зарубежной психологии: 1) рассматривающее развитие в отрыве от обучения (Ж . Пиаже ) и 2) отождествляющее развитие с обучением (Э. Торндайк).

    Дальнейшее развитие эта проблема получила в трудах П . П . Блонского , показавшего сложное соотношение между знанием и мышлением : овладение знаниями, с одной стороны, - необходимое условие развития мышления, а с др. - вне мыслительного процесса не м. б. усвоения знаний. Интенсивные исследования в 1940-60-е гг. способствовали дальнейшей разработке проблемы О. и р., прежде всего по линии выявления условий, при которых обучение становится развивающим , определения конкретных форм обучения, обеспечивающего более высокое умственное развитие уч-ся в условиях как индивидуальных, так и групповых экспериментов (с целыми классами). При этом одни психологи придавали решающее значение изменению содержания образования (Д . Б . Эльконин , В . В . Давыдов ; см. Развивающее обучение ), др. достигали развивающего эффекта обучения г. о. посредством усовершенствования методов обучения (Л . В . Занков ), третьи пытались средствами обучения изменить способы умственной деятельности уч-ся и тем самым повысить эффективность усвоения (Н . А . Менчинская , Д. Н. Богоявленский, Е. Н. Кабанова-Меллер и др.).

    В ряде исследований было установлено, как влияет на интеллектуальное развитие поэтапное формирование умственных действий (П . . Гальперин , Н. Ф. Талызина), какое воздействие на него оказывают разные методы обучения (Б . Г . Ананьев , А. А. Люблинская и др.), какую роль в этом развитии играет (Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин). В работах Г. С. Костюка и его сотрудников специально рассматривались различные формы взаимозависимости О. и р.

    Т. зр., признающая ведущую роль обучения в развитии (при всей сложности их соотношения) и широко представленная в работах психологов разных стран, противостоит взглядам Ж. Пиаже и Б. Инельдер, утверждающих, что обучение лишь пассивно следует за психическим развитием, приспосабливаясь к его наличному уровню, что развитие имеет законы, независимые от обучения. Наиболее четко эти различные позиции были представлены на XVIII Межд. психологическом конгрессе (М., 1966).

    Многие вопросы, касающиеся решения данной проблемы, еще требуют разработки. Актуальны, в частности, вопросы о стадиях развития мышления в различных условиях обучения, о критериях умственного развития в процессе обучения. Особую актуальность имеет вопрос о воздействии различных форм обучения на развитие личности уч-ся, на становление ее мировоззрения, убеждений .


    Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

    Смотреть что такое "ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ" в других словарях:

      ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ - – совместная учебная деятельность педагога и учащихся, направленная на усвоение учащимися знаний, на активизацию учебно познавательной деятельности учащихся, овладение ими способами и приемами добывания знаний. Р. – процесс возникновения на… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

      ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АНОМАЛЬНОГО РЕБЕНКА - целенаправленный коррекционно педагогический процесс, организуемый и осуществляемый в специальных детских учреждениях (детских садах, школах интернатах и др.) с целью оказания помощи детям в овладении знаниями, умениями и навыками и подготовки их … Психомоторика: cловарь-справочник

      Закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Р. п. характеризуется относительной обратимостью изменений, направленностью (т. е. способностью к накапливанию… …

      Процесс целенаправленной передачи общественно исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков. Проблема О. рассматривается не только в педагогической психологии (наряду с вопросами психологии воспитания), но и в общей,… … Большая психологическая энциклопедия

      ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ - обучение чтению и письму Выбор способа. О.г. определяется соотношением между устной и письменной речью, между звуками и буквами Способ О.г. опирается на знания о простейших элементах речи звуках и их обозначении буквами. Обучающийся грамоте… … Российская педагогическая энциклопедия

      Развитие психики ребёнка - Развитие психики ребенка процесс созревания и усложнения психич. функций и личности. Содержание 1 Факторы, которые влияют на развитие психики ребёнка … Википедия

      Система методов и средств обучения, основой коего выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания ситуации проблемной и управления поиском решения проблемы. Организованный преподавателем способ активного взаимодействия… … Большая психологическая энциклопедия

      ОБУЧЕНИЕ - основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. д. В ходе обучения усваивается социальный опыт, формируется эмоционально ценностное отношение к… … Большой Энциклопедический словарь

      Развитие персонала на производстве - целенаправленное и систематическое обучение работников, ориентированное на достижение целей организации путем расширения, углубления имеющейся профессиональной компетенции, обучения новым профессиям, а также повышения мотивации и организационных… … Официальная терминология

      ОБУЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ ПСИХОТЕРАПИИ - С развитием организационных основ психотерапевтической помощи все большую актуальность приобретает разработка основных принципов и методов подготовки и повышения квалификации в области психотерапии. Важнейшей задачей является создание и… … Психотерапевтическая энциклопедия

    Книги

    • Обучение и развитие менеджеров отдела продаж , Сотников Сергей, Медведева Мария, Назаров Алексей. Алексей Назаров - бизнес-консультант в области продаж с 20-летним опытом работы на позициях от коммерческого представителя до директора по продажам, тренер, преподаватель высшей школы бизнеса…

    Обучение и развитие - Обучение и развитие не совпадают непосредственно, а представляют собой два процесса, находящиеся в сложном взаимоотношении.

    Обучение только тогда эффективно, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и заключается главнейшая роль обучения в развитии. Обучение оказывается наиболее плодотворным только тогда, когда оно совершается в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития.

    Когда мы наблюдаем за ходом развития ребенка в школьном возрасте и за ходом его обучения, мы действительно видим, что всякий предмет обучения требует от ребенка больше, чем он может дать на сегодняшний день, т. е. ребенок в школе осуществляет деятельность, которая заставляет его подыматься выше самого себя. Это, конечно, относится к здоровому школьному обучению.

    Правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения имеет центральное значение не только для психологии, но н для педагогики. Каждая концепция обучения, которой руководствуется педагог, включает в себя (сознает он это или нет) определенную концепцию развития. Точно так же каждая концепция психического развития, которой придерживается психолог (сознает он это или нет), заключает в себе и определенную теорию обучения.

    Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь. Это значит: воспитание и обучение включается в самый процесс развития ребенка, а не надстраиваются над ним. Задача воспитания и обучения не в том, чтобы приспосабливать педагогический процесс к будто бы независимой от него природе ребенка, а в том, чтобы формировать развитие. Личностные психические свойства ребенка, его способности, черты характера и т. д., а также различные на разных ступенях развития и у разных индивидов особенности психических процессов (восприятия, памяти и т. д.) не только проявляются, но и формируются в ходе собственной деятельности ребенка, посредством которой он под руководством учителя активно включается в жизнь коллектива, осваивая правила и овладевая знаниями, добытыми в ходе исторического развития познавательной деятельности человечества.

    Педагогический процесс как деятельность учителя-воспитателя формирует развивающуюся личность ребенка в меру того, как учитель руководит деятельностью ребенка, а не подменяет ее. Всякая попытка воспитателя-учителя в ребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка.

    Формирующиеся в ходе развития, на основе задатков как предпосылок развития личностные свойства ребенка, его способности и характерологические особенности являются не только предпосылкой, но и результатом его деятельности; их развитие в холе ее не только проявляется, но и совершается.

    Если школьник понимает, на доступном ему уровне, основания тех операций, которыми он овладевает, то их изучение вносит определенный вклад в фонд его развития. Если же путем немало кратных упражнений ребенок научается производить те или иные операции, не осознавая их логики, это не продвигает его в общем развитии.