Формирование мотивации учения старшеклассников на уроках истории. Приёмы, формы и методы мотивации деятельности учащихся на уроке Мотивация учебной деятельности на уроках истории

Паршуткина Н. Ф., учитель истории и обществознания

МОУ «Лицей № 43»

Саранск, 2005

«Ученик – это не кувшин, который надо наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь»

«Идеальная дидактика – это ее отсутствие. Ученик сам стремиться к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет – он будет читать при свечах.»

Концепция.

В современном российском обществе, переходящем на стадию постиндустриального развития, поток информации все более усиливается. Сейчас уже ясно, что главная задача современного педагога – это не дать максимально большее количество знаний, а научить ребенка ориентироваться в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать и анализировать информацию. Человек, как существо, идущее по пути наименьшего сопротивления, естественно легче усваивает уже готовые знания, но это тупиковый путь, готовящий исполнителя, но не исследователя, серую массу, но не активную личность. Путь поиска, исследования труден, многих он отталкивает именно своей трудностью, огромными усилиями, которые нужно потратить, чтобы получить крупицу знаний. Достаточно редко встречаются дети, в которых «инстинкт познания» настолько хорошо развит, что подталкивать его не надо – он сам пробьет себе дорогу. Таких детей мы называем гениями, одаренными детьми. Но есть масса других, в которых исследователь либо «спит», либо задавлен вечными «нельзя», «не трогай», «не твоего ума дело». Как разбудить врожденную потребность в познании в таких детях? Как заинтересовать их постоянном поиске, радости своего маленького открытия? Как сформировать устойчивые позитивные мотивы познавательной деятельности? Поистине вечная проблема, стоящая перед педагогикой. Перспектива заманчива – ребенок будет учиться хорошо не потому, что за плохую «оценку» ругают родители, но потому, что ему это станет необходимо, приятно и интересно. И как результат, мы будем иметь активную личность, активно стремящуюся к самореализации.

Именно поэтому, необходимо в первую очередь так построить образовательный процесс, чтобы заинтересовать ребенка трудной, но интересной «дорогой» познания, показать ему направление пути, затем, вооружить всеми необходимыми навыками для активного исследования, анализа и преобразования действительности.

2. Использование игр на уроках истории.

Применение такого вида деятельности, как игра в процессе образования, опосредовано тем, что ребенок получает удовольствие не только от позитивного результата, но и от самого процесса. Применение игр возможно для всех школьных возрастов. Для того, чтобы заинтересовать ребенка необязательно организовывать целое театральное действо, можно включать элементы игры в любую часть урока, многие игры не требуют особой подготовки и их использование не сложно. Необходимыми условиями являются знание особенностей детей, настрой педагога, четко поставленные цели и умение учителя контролировать ситуацию, чтобы не «заиграться».

В процессе моей педагогической деятельности были опробованы некоторые игры, собранные Анатолием Гином в «Приемах педагогической техники». М. Вита-Пресс. 1999.

Использование игровых методик на уроках истории дало следующие результаты:

Игра «Отсроченная отгадка» - позволяет заинтересовать детей на весь урок, активизирует внимание;

игра «Да - нетка» - дети с большим успехом стали выстраивать вопросы;

игра «Компетентность» - успешно применение в старших классах для развития навыков формулирования собственной точки зрения и ее доказательства;

игра «Чистая доска» - более результативно применение этой игры на уроках обобщения и повторения пройденного материала в слабых классах, поскольку позволяет в полном объеме, на доступном уровне повторить весь пройденный материал. Частое использование нежелательно, поскольку расслабляет детей, позволяя надеется на сильных учеников при повторении.

игра «Лови ошибку» - позволяет держать внимание включенным, способствует развитию способности анализировать полученную информацию.

3. Постановка проблемных задач.

Психологи различают два типа мышления: конвергентное (закрытое, нетворческое) и дивергентное (открытое, творческое). Тип личности с преобладание конвергентного мышления называют «интеллектуальным», дивергентного – «креативным». Интеллектуал готов решать задачи, уже кем-то до него поставленные и имеющие известные технологии решения, - так называемые «закрытые задачи». Креатив же способен сам видеть и ставить задачи, стремится выйти за рамки узко поставленного условия. Это настоящий исследователь. «Почемучка» присутствует в каждом ребенке от рождения, но с возрастом это явление затухает, и не потому, что человек все узнал. Не в этом исследовании следует задаваться вопросом о причинах затухания. Педагоги сталкиваются с детской пассивностью, отсутствием самостоятельности, готовностью к единственно правильным ответам как с данностью. Необходимо, поэтому, приложить все усилия для возрождения активного «почемучки».

Осуществление этого процесса не так трудоемко, как кажется на первый взгляд. Во многом здесь может помочь правильно подобранный учебник. Систематическое применение элементов проблемных задач с многовариантными решениями, изложенных в учебной книге, будет способствовать и развитию креативного мышления у детей, и не так трудоемко для реализации педагогом. Главным успехом в данном опыте можно считать повышение активности детей, шквал вопросов, нестандартные ответы.

Начинать использовать такие учебники необходимо как можно раньше.

В рамках этого исследования я участвую в Российской апробации экспериментального учебника для 7 класса Захаровой Е. Н. «Новая истории. Мир с конца XV по XVIII век». М. Мнемозина. 2002.

На момент начала апробации предполагалось, не только повышение степени интереса к предмету, поскольку учебник насыщен реальными подробностями из бытовой жизни всех слоев населения, экскурсиями в мир архитектуры и моды, но развитие у детей навыков анализа полученной информации, стремления самостоятельно расширить познавательное поле, выработку умений находить и решать задачи творческого характера.

Несмотря на некоторые сложности, возникшие в ходе эксперимента, связанные с несоответствием уровня навыков для изучения материала с уровнем подготовки детей, апробация дала положительные результаты. Хотя приходилось «по ходу» вооружать детей необходимыми навыками, их непосредственное использование от темы к теме становилось все успешнее. Особо необходимо подчеркнуть вопросы автора, помещенные непосредственно в тексте – с одной стороны это создает ощущение «разорванности» текста, но эффективность прохождения материала (повышение уровня успеваемости и интереса к изучаемому) показала, что применение этого метода постоянно «подстегивает» детей, не дает отвлечься от информации, обеспечивает смену видов деятельности (почитал, подумал),. Создает высокий уровень «проблемности», что способствует развитию познавательной активности.

4. Использование медиа и компьютерных технологий в образовательном процессе.

Компьютерные технологии с каждым днем все более прочно обосновываются в образовательном процессе. Это уже не эксклюзивное новшество, а жизненная необходимость. Историческая наука, как одна из немногих наук, где возможности научного эксперимента ограничены самим предметом изучения, всегда нуждалась в красочном воспроизведении событийного материала. Учителю, вынужденному опираться, в лучшем случае на тематическую карту, альбомы с репродукциями и старые кинофильмы, приходилось в большей степени полагаться на свои лекторские способности. Появление различных образовательных ресурсов посвященных истории существенно облегчило и разнообразило работу учителя. Особо следует остановиться на расширении возможностей в изучении тем касающихся культуры. Только с помощью медиа- и компьютерных технологий у нас появилась возможность в полной мере приобщить детей к сокровищам не только российской, но и мировой культуры, показать шедевры мировой архитектуры, скульптуры, зодчества, которые многим не доведется увидеть в реальной жизни.

Безусловно, интерес представляет и попытка смоделировать исторические события, великие битвы. Используя желание детей смотреть мультипликационные фильмы, можно ненавязчиво вызвать их интерес к теме или вообще истории, показать, что материал урока может быть легко усвояемым, а затем на этой базе строить ситуацию успеха ребенка. Особенно это актуально для школ с углубленным изучением естественно-технического цикла предметов.

Несомненно, следует обратить внимание и на некоторые сложности, возникающие в процессе применения компьютерных технологий. Если с нерабочим настроем детей и фразами «Ура! Сейчас кино будем смотреть!» удается справиться ко второму-третьему уроку, то вскоре появляются проблемы иного рода. Они во многом связаны с тем, что интерактивные ресурсы созданы для усредненных школьников, но мы имеем дело с личностями. Кто-то из детей просто не успевает вникать в суть происходящего на экране, потому что вынужден вслушиваться и привыкать к голосу диктора, ведь у каждого учителя своя манера говорить, а нужно еще что-то запомнить! Мы корректируем фразы и подстраиваемся под ритм жизни, дыхания каждого класса, каждого ребенка, делая паузы и варьируя темп речи, диктор, же этого не делает. Именно поэтому, на наш взгляд, компьютер никогда не заменит живого учителя, способного чувствовать настрой и настроение ученика. Но не использовать возможности веб-ресурсов в современном образовании просто преступно. Важно использовать их правильно, максимально адаптировано, в необходимых количествах и наилучшего качества. Отдельного разговора заслуживает вопрос о качестве ресурса. Скорее всего наилучшим является тот, который учитель делает для себя сам, ориентируясь на конкретных детей.

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Белова Валентина Ивановна,

преподаватель истории и обществознания

ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум»

Проблема мотивации учебно-познавательной деятельности студентов на дисциплинах гуманитарного цикла, таких как история и обществознание, в технических образовательных организациях очень актуальна. Мотивация - процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для индивида известный личностный смысл, превращает внешне заданные цели во внутренние потребности личности. Уроки у будущих трактористов, автомехаников, сварщиков, технологов, механизаторов, как правило, начинаются со стихийной дискуссии на тему: а зачем будущим профессионалам изучение истории и обществознания? И приходится оппонировать, начиная с призыва к гражданственности и патриотизму, заканчивая тем, что история каждой из наших семей составляет историю России и мира в целом и поэтому изучать эти дисциплины необходимо. Дискуссия заканчивается, в силу опыта преподаватель выходит победителем, но проблема мотивации остается. Чисто внешне студент кажется замотивированным, но внутренне – очень часто нет. Есть такая расхожая фраза «Можно привести коня к водопою, но вот заставить его напиться - нельзя». Так и со студентами – для мотивации учебно-познавательной деятельности нужен ежедневный кропотливый труд. Причем мотивация необходима на каждом этапе урока.

Для возникновения интереса студентов очень важен организационный момент, то есть, то, как мы начнем урок – здесь я считаю важным создать интригу для возбуждения интереса у обучающихся, так как все люди по своей сути любопытные. Интрига может быть создана картинкой - загадкой, выведенной на экран, еще в перемену, например при изучении темы «Этнические общности», был составлен коллаж из картинок, которые рассказывают о различных народах и народностях, населяющих территорию нашей России – и ребята всю перемену пытаются разгадать – кто это, зачем это? Очень важным моментом является самостоятельная формулировка темы студентами и выявление предмета или объекта изучения. При изучении из курса «Истории» темы «Россия в правление Ивана Грозного» ребятам представляется коллаж, сделанный из портретов исторических личностей, причем портрета Ивана Грозного на нем может и не быть – и ребята по косвенным признакам начинают рассуждать, что это за эпоха, и что это за люди, и к началу урока доходят до сути. Кроме коллажей - загадок, используются также картины известных художников исторического жанра, фотографии известных событий.

Очень интригующим являются небольшие видеосюжеты, желательно без слов, сопровождаемые музыкой, благодаря которым студентам становится ясным объект будущего изучения, например, при изучении темы «Глобальные проблемы современности» используется видео, посвященное красоте земли и загрязнению окружающей среды, при изучении темы «Мораль», начиная с перемены, включается мультфильм «Добро пожаловать!», 1986 года по мотивам сказки Доктора Сьюза, к началу урока он заканчивается, и начинаются рассуждения, сводимые к теме нашего урока. Используются также фрагменты из исторических фильмов об исторических личностях.

Кроме того очень мотивирующим эффектом является использование музыки в начале урока. Например, тема «СССР в годы перестройки», начинается с песни В. Цоя «Перемен требуют наши сердца», тема «Великая Отечественная война» с песни «Священная война» муз. А.Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача. А если еще к тексту песен поставить проблемные вопросы, придумать интересные задания – успех начала урока обеспечен, и время сэкономили на формулировке цели занятия. Вот вопросы, которые обычно задаются после такого начала:
О каком историческом событии идет речь?
Какое значение имело данное событие в истории нашей Родины?
Что бы ты хотел узнать о данном событии?

«Конверт с секретом» - еще один из видов мотивации студентов, в конверте находится изображение или документ, прямо относящееся к теме урока, перед вопросом: Что в этом конверте?- дается краткое описание этого изображения или документа. Например, к теме «Роль образования в жизни современного человека» в конверте «диплом о высшем образовании», его описание – официальный документ, свидетельствующий об уровне образования и присвоении соответствующей квалификации. И отсюда начинаются рассуждения о теме урока.

На этапах актуализации знаний и изучения нового материала мотивация не менее важна, чем на этапе организационного момента. На этом этапе важно использование чередования различных видов деятельности, материала различной степени трудности, создание ситуаций успеха. Кроме того важно активизировать интерес через поисковую деятельность самих студентов.

Первый урок дисциплины «история» «История как наука» содержит такой вид работы как составление своего генеалогического древа, но очень немногие могут закончить эту работу на уроке, так как не знают историю своей семьи, эта работа дается на дом, и ребята, включившись в работу по изучению своей собственной семьи, начинают активно интересоваться и событиями истории и России и мира, в которых участвовали их родственники. Нередко этот интерес выливается в научно-исследовательские проекты.

На уроках обществознания и истории очень часто используется форма подготовки групповых проектов, когда группа из 3-5 человек готовит свой проект, презентацию его для последующий защиты, каждый хочет, чтобы его проект был лучшим, что мотивирует ребят на учебно-познавательную деятельность.

Для более успешного усвоения обществоведческих и исторических понятий используется следующая групповая форма работы на уроке - создаются группы по 3-5 человек, каждой дается конверт, в котором определения понятий даны в форме отдельных слов, из которых нужно составить определения, ребята составляя и проверяя потом эти определения – чувствуют себя учеными – обществоведами в дальнейшем сами формулируют тему урока. Например, понятия «род», «племя», «народность», «нация», «этнос», «межнациональные отношения», «межнациональный конфликт» - определяют тему «Этнические общности». Кроме того, сама групповая работа мотивирует и заставляет работать даже тех, кто обычно «скучает».

Очень эффективно для мотивации использование в процессе работы различные элементы игровых технологий. Применение такого вида деятельности, как игра в процессе образования, опосредовано тем, что ребенок получает удовольствие не только от позитивного результата, но и от самого процесса. Например, при характеристике какой-либо личности, используется игра «снежный ком» - по порядку, по предложению характеризуется личность – последний должен назвать все названные характеристики. Очень успешно проходят элементы «Своей игры», например, перед изучением темы «Смутное время», мы отвечаем на вопросы игры «Подвиг во имя Отечества», что дает повод познакомится с персоналиями, событиями, хронологией периода – и на уроке мы беседуем, структурируя уже полученные знания.

Мотивации учебно-познавательной деятельности также способствуют различные проблемные вопросы, которые заставляют нестандартно отнестись к давно уже известным событиям, вызвать дискуссию. Например, проблемным вопросом, вызывающим дискуссии, являются: на уроке «Россия в эпоху петровских преобразований» - «Петр I – чудо или чудовище для России?», на уроке «Раздробленность на Руси» - «Политическая раздробленность: расцвет Руси или упадок?», на уроке «Монгольское завоевание и его последствия» - «А было ли на Руси монголо-татарское иго?», на уроке «Советское государство и общество в 1920-1930гг.» - «Сталин: кровавый тиран или верный продолжатель дела Ленина?».

1.Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И.. активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории и обществознания//Преподавание истории и обществознания в школе.-2008.-№4.-с.13-19.

2.Балабакина Л. Методика анализа отношений школьников к учению// Школьный психолог.-2000.-№ 23.-с.1-3.

3.Ведута О.В. Становление учебной мотивации студентов технического среднего специального учебного заведения//Инновационные проекты и программы в образовании.-2014.-№4.-с.62-67.

4.Курочкина Н.А. Развитие познавательных интересов школьников на уроках истории и обществознания.-Великий Новгород, 2007.-с.77.

5.Маркова А.П. и др. Формирование мотивации учения.- М.:Просвещение,1990

6.Никифорова Ф.В. Развитие и формирование мотивации учения//Эксперимент и инновации в школе.-2011.-№3.-с.53-56.

7.Овчаренко Л.С. Мотивация обучающихся на уроках обществознания// Эксперимент и инновации в школе.-№1.- с.17-19.

8.Сидорова И.В., Ананьева А.В. Развитие мотивации учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности// Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2011.-№ 1.-с.32-35

9.Четвертак С.В. Учебная деятельность школьников: из практики мотивации.// муниципальное образование: инновации и экперимент.2012.-№1.-с.13-17.

Тема мотивации очень актуальна сейчас, т. к. одна из проблем, стоящих перед современной школой, - снижение мотивации. В планах второго стандарта образования введение обязательного предмета, непосредственно связанного с историей и обществознанием « Россия в мире». Поэтому я всерьез взялась за проблему мотивированности современных школьников на изучение данных предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема мотивации очень актуальна сейчас, т. к. одна из проблем, стоящих перед современной школой, - снижение мотивации. В планах второго стандарта образования введение обязательного предмета, непосредственно связанного с историей и обществознанием « Россия в мире». Поэтому я всерьез взялась за проблему мотивированности современных школьников на изучение данных предметов. Термин мотивации относительно новый для отечественной педагогики термин. В советской педагогике считалось, что ребенок должен быть изначально мотивирован к получению знаний, и поэтому специально заниматься развитием мотивации нет необходимости. Однако современные дети немотивированны к обучению. А зачем? Отметки? Средний балл аттестата не учитывается. Поступление в вуз? Поможет подготовиться репетитор и деньги. Завоевать авторитет среди одноклассников? Есть масса других способов. Задача современной школы – формирование компетентностного подхода, т. е не только уметь применять знания на практике, но и понять, что знания – не отвлеченный абстрактный набор формул, они рождаются из каждодневной деятельности людей из их потребностей. Знание – это не застывшая догма, это живое явление.

В связи с этим можно говорить о крупных блоках в структуре занятия, одним из которых является мотивационный. (слайд).

Рассмотрим основные составляющие мотивационного блока.

  1. Организационная часть. Озвучиваются или совместно формулируются ожидаемые результаты, устанавливаются правила работы, определяются роли, сообщается о системе оценивания, даются инструкции. В отличие от традиционных целей и задач урока, ожидаемые результаты ставятся максимально конкретно, с использованием приема фиксации предполагаемого результата (дать определения следующих понятий, назвать не менее трех характеристик такого-то явления, привести два примера и т.д.); они обращены к учащимся и формулируются от их лица («В результате проведения занятия учащиеся смогут…»), затрагивают не только знаниевые компоненты, но также области умений, ценностей, отношений.
  2. Содержательная часть. В данном случае речь идет о стремлении непосредственно заинтересовать учащихся изучаемой темой. Конкретные примеры я приведу позже.
  3. Проблемная часть. Постановка проблемы может осуществляться с помощью наводящих вопросов, знакомства с разными (противоположными) взглядами, противоречащими друг другу изображениями, графиками и пр. Возможно и простое формулирование проблемы учителем.

Формирование мотивации предполагает разнообразие форм и приемов, с помощью которых большинство учащихся вовлекается в активную учебную работу. При этом надо понимать, что развитие учения не самоцель, но всего лишь одно из средств развития личности учащегося.

Усилению интереса способствуют занимательность изложения (примеры, опыты, факты), необычная форма преподнесения материала (вызов удивления), эмоциональность речи учителя, познавательные игры, ситуации спора и дискуссии, анализ жизненных ситуаций (связь с повседневной жизнью учащихся).

Часто мотивация рассматривается преподавателями только как фактор, вызывающий у учащихся интерес к теме, создающий положительную, эмоциональную атмосферу. Вместе с тем необходимо, чтобы мотивация была связана с актуализацией определенных знаний и умений школьников.

Мотивацию можно рассматривать как структурный компонент урока. Тогда она помогает реализовать цели конкретного урока: объяснить, сформировать, отработать, закрепить, сравнить, узнать, дополнить и т. д.

Мотивацию можно рассматривать и как результат повышения уровня и качества обученности. В этом случае мы можем говорить о формировании у учащихся таких навыков, как умение делать вывод и давать оценку событиям, сравнивать и анализировать явления, работать с несколькими источниками, извлекать информацию, самостоятельно формулировать задачу и создавать алгоритм ее решения.

А сейчас я хочу привести некоторые приемы для проведения мотивационной части занятия.

  1. Рассмотрение ситуации. Ситуативная методика имеет огромное значение в преподавании обществознания и в меньшей мере, по истории. Предлагаемые учащимся ситуации должны быть близки к повседневной жизни и вместе с тем вызывать неоднозначные оценки и подходы. В ходе обсуждения ситуаций важно, чтобы учащиеся не просто обсудили предлагаемый сюжет, но и нашли материал, позволяющий дать им правовую или нравственную оценку случившегося. Ситуации могут быть реальными и выдуманными, но основанными на реальных фактах.(случай в магазине и про Павла 1)
  2. Событие, имеющее широкий общественный резонанс, (про Грузию и Абхазию. Осетию)

Графическое изображение. Картина, рисунок, фотография, карикатура могут стать началом обсуждения проблемы. Задействованы образное мышление и творческие способности учащихся (фото Хрущева н. С. и анекдот)

Умер Хрущев. Идет по загробному миру и видит у всех на груди две буквы - ТК. Он побежал в загробное Политбюро к Вершителю Судеб и спрашивает: почему у всех буквы ТК, а меня обошли?

Сейчас дам указание, и тебе присвоят звание ТК.

А что это означает?

Вон видишь, Карл Маркс с Фридрихом Энгельсом ходят - у них тоже ТК! Это теоретики коммунизма. Владимир Ленин вон читает на лавочке - творец коммунизма. Сосо Джугашвили, или, по-вашему, Иосиф Сталин, сидит, у него ТК означает тиран коммунизма.

Ну, а я, я кто? - допытывается Хрущев.

А ты - тля кукурузная!

Правда ли, что за последнее время здоровье товарища Хрущева ухудшилось?

Да. Он страдает грыжей от поднятия целины, язвой желудка от кукурузы, одышкой от соревнования с Америкой и словесным поносом неизвестно от чего.

  1. Использование нескольких терминов или понятий. Ряд понятий или терминов, представляющих смысловое единство, может быть предложен для самостоятельного определения темы. Кроме того, преподаватель может использовать несколько определений одного понятия, попросив выбрать наиболее удачное и пояснить. Эффективным способом мотивации является предложение учащимся вставить пропущенные слова в высказывание, предложение

«Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставляются»(Сенека)

« Женщины только тогда достигнут равенства с мужчинами, когда они согласятся быть лысыми и находить, что это изысканно» (А. Камю) Ценности демократии. Нужно понять цель урока, може послужить темой для дискуссии.

  1. Произведения художественной литературы. В сказке Андерсена « Новое платье короля»король покупает у портных платье, т. е он является потребителем. Какое уточнение надо внести в текст сказки, чтобы король перестал им быть? (в конце урока учащиеся объяснят, что потребитель тот, кто покупает вещи для личных нужд. Если предположить, что платье – спецодежда, то король не потребитель)

«Прощай, наш красный флаг,-

С Кремля ты сполз не так,

Как поднимался ты –

Пробито, гордо, ловко

По наше «так-растак»

На тлеющий Рейхстаг,

Хотя шла и тогда

Вокруг древка мухлевка…

Лежит наш красный флаг

В Измайлове врастяг.

За доллары его

Толкают на удачу.

Я Зимнего не брал,

Не штурмовал рейхстаг,

Я не из « коммуняк»,

Но глажу флаг и плачу»..

  1. Ролевая игра. (случай с курткой)
  2. Документ. Начало занятия может быть посвящено обсуждению письма, интервью в газете. Кроме того, документы могут представлять взгляды известных исторических деятелей, публицистов, ученых.

« Жизнь забила ключом, и всеобщая тусовка приобрела грандиозные размеры. На улицах объявилось множество экстравагантно одетых молодых людей… Металлисты пугали прохожих черной кожей и кучей железных заклепок. Брейкеры фланировали пружинящей походкой во всем спортивном и американском. Возродились былые хиппи – они называли себя « Система».. Кто там еще? Да, новые стиляги в штиблетах и костюмах ломятся на концерты « Браво» и « Мистер Твистер». (А. Троицкий)

  1. Афоризм. « Малое знание дает людям гордыню, великое – дает смирение: так пустые колосья поднимают к небу надменные головы, полные зерном склоняют их долу к земле, своей матери»(Мережковский)Многообразие путей познания.
  2. Видеосюжет. (Парфенов, 9 рота)
  3. Неоконченное предложение. Гражданин заплатил налоги. Родители должны воспитывать детей.
  4. Определение автора. Предположения об авторе, теме произведения. Времени его создания способны превратить начало занятия в увлекательную игру и вызвать интерес к изучаемой теме.
  5. Структурированная учебная дискуссия.

Выбор вида мотивации зависит от многих факторов: темы урока, уровня подготовленности и эмоционального настроя класса, технических возможностей школы и даже психологических аспектов взаимодействия учителя и учащихся. Но безусловно одно: мотивация – не эпиграф к уроку, она важная составляющая элемент урока. К мотивации можно возвращаться в ходе занятия, на этапе рефлексии, сформулировать на ее основе домашнее задание. И, конечно, мотивация должна использоваться в системе уроков, а не от случая к случаю, иначе теряется всякий смысл.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 р. п.. Октябрьский

« Повышение мотивации учащихся на уроках истории и обществознания»

(материалы к докладу)

Подготовила : Сельцова Ю. В. ,

учитель истории и обществознания


Приёмы мотивации учащихся на уроке истории в 6-7 классах

«Не пытайтесь удовлетворить своё тщеславие,

стараясь научить кого-то слишком многому.

Разбудите в человеке любопытство.

Достаточно приоткрыть разуму дверь,

не перегружая его, просто заронить в него искру.

Если там есть чему гореть, разум будет охвачен пламенем».

Анатоль Франс

В условиях современной школы мотивация является одной из наиболее актуальных проблем. Редко встретишь учителя, который не жалуется на то, что детям ничего не нужно, что они не выполняют домашних заданий, скучают на уроках, а то и вовсе на них не ходят. Очевидно, что низкая мотивация сегодняшних школьников ставит под сомнение эффективность учебной деятельности в целом. И многое в решении этого вопроса зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Творческий учитель постоянно спрашивает себя:

    • что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться?
    • Как спланировать виды деятельности на уроке и вне его?

Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями

Пришлось задуматься над вопросом: что я могу сделать для того, чтобы повысить мотивацию к изучению своего предмета, какие использовать приёмы, чтобы ученикам было интересно на уроках истории, чтобы у них развивались интеллектуальные качества и стремление к творчеству, чтобы они получали удовольствие от своей деятельности и повышали качество знаний по предмету.

Однажды мне ученик сказал на уроке: «Мне тогда все понятно, когда интересно». Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Так как же сформировать его у ребенка? Ответ на это вопрос простой, необходимо использовать различные приемы на уроках, которые делают их неповторимыми. И держит в напряжении интерес учащихся. Применение их на уроках позволяет разнообразить образовательный процесс, повысить интерес к своему предмету, а главное выполнить преподавателю свою главную функцию – сформировать разносторонне развитую, думающую и анализирующую личность.

Сейчас мне хотелось бы остановиться на тех приемах мотивации, которые я использую на уроках истории 6-7 классах:

Самый частый прием, который я использую, «прием проблемное обучение».

Проблемное обучение – обучение, при котором учащимся знания не сообщаются в готовом виде. Знания приобретаются только в процессе разрешения проблемных ситуаций.

Используя проблемное обучение, я учитываю готовность учащихся каждого класса к восприятию проблемного материала: общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обучения в данном классе. Для оптимизации проблемного обучения необходима вариативность, т. е. выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данного класса. В классе с высоким уровнем мотивации учащихся после изложения факта можно ставить проблемы одну за другой, в классе со слабой мотивацией можно объяснить материал самой и в конце провести опрос проблемного характера. Составляю вопросы таким образом, чтобы дети их с нетерпением встречали и радовались поиску ответов на них; чтобы не ответить на них совсем, промолчать было бы просто невозможно, и чтобы даже неправильный, неточный ответ не понижал, а, напротив, повышал познавательную активность ученика.

При объяснении нового материала я использую две формы проблемного обучения - проблемное изложение и поисковую беседу.

В ходе проблемного изложения проблему ставит и решает учитель. Не просто излагаю материал, а размышляю, рассматриваю возможные подходы и пути решения. Учащиеся следят за логикой рассуждения, анализом, глубже усваивают материал. Проблемное изложение применяю, когда материал совсем новый и слишком сложный.

Проблемное изложение можно использовать при изучении темы «Истоки образования российского государства», в 7-м классе спорным, например, остается вопрос: откуда взялся на Руси образ двуглавого орла? Учащимся предлагаются разные точки зрения историков по этому вопросу. Таким образом, приходим к выводу, что вопрос о происхождении орла на печати Ивана III пока остается открытым.

Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов. Использую эту форму в тех случаях, когда дети обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем.

Когда я стала подавать содержание нового материала в проблемном ключе, то заметила, что дети стали активнее и самостоятельнее. Например, если раньше при изучении темы «Средневековый город» в 6-ом классе, детям навязывалась точка зрения, что в городе жить лучше, то сейчас при постановке проблемы «Где в средневековом городе лучше жить: в городе или в деревне?» учащимся предоставляется возможность высказать собственную точку зрения и обосновать ее.

Приступая к применению метода проблемного обучения в том или ином классе, учитель должен быть уверен, что ученики способны к репродуктивному получению знаний и у них имеется определенный базис. Проблемный метод требует большой затраты времени, и нецелесообразно применять его при проверке домашнего задания. В процессе решения новой проблемы материал предыдущих уроков сам по себе актуализируется.

Пример. В 6-м классе по теме « Византийская империя» я знакомлю детей с политикой императора Юстиниана по фрагментам документа, даю собственное изложение темы. Учащимся предлагаю выразить свое отношение к этому правителю. В ходе урока дети «собирают», записывают мысли учителя, слушают информацию, чтобы обоснованно выразить свое мнение на этапе закрепления.

Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он - консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся.

Безусловно, если решение проблемной задачи на каком-то этапе зашло в тупик, учитель может и должен направить ребят в нужное русло.

Таким образом, постановка проблемы обеспечивает мотивацию учеников, а новые знания приобретают для детей личную значимость. Такая форма организации урока активнее формирует мышление и речь учащихся, они радуются тому, что сами решают проблемы, о которых спорят ученые. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу.

После недолгих наблюдений при использовании стандартной формой опроса, у учеников снижается интерес, к самому предмету. И я решила попробовать нестандартные формы опроса. Нестандартные формы опроса, воспринимаются учениками гораздо лучше, чем стандартные, и предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока. Пусть он будет не каждый урок, но эффект новизны даст знать повышением интереса учащихся к уроку, к материалу и к конкретному «учителю с искоркой».

Вот некоторые из таких заданий, которые я использую на своих уроках:

  • «Скорое место».

Рядом с рабочим местом учителя, но боковым положение к ученикам класса устанавливаю 2-3 стула. Ученикам объясняется, что те учащиеся, которые будут приглашены на эти места, смогут получить оценку «9,8», «7,6» или «5,4» при условии быстрых и верных ответов на задания. Соответственно оценивается по 1 баллу за верный ответ.

На подготовку к ответам дается 2-3 минуты, в это время остальные ученики готовятся к фронтальному опросу.

Оценки выставляются, они «прозрачны». Можно проводить дальнейший опрос во фронтальной форме.

  • «Да или нет?».

Опрос всего класса по рядам, поочередно. Задаю вопросы на которые можно ответить да или нет. Учитывается дисциплина, ведется открытый подсчет баллов на доске. Всему ряду, давшему наибольшее количество правильных ответов, оценки не выставляются, но разрешаются дополнения короткими рассказами учащихся, которые учитель и оценивает.

  • «Вопрос другу».

Можно данную форму опроса использовать после традиционного, когда учащиеся не успевшие ответить, но имеющие желание это сделать, приглашаются встать со своего рабочего места и класс по домашнему материалу задает вопросы (обычно 5-6). Учитель корректирует вопрос, если это необходимо. Данная форма позволяет ученикам учится слушать друг друга более внимательно, вникать в вопрос, учиться его задавать.

  • «От первого лица»

Учащимся дается задание при прочтении материала домашнего задания приготовить небольшой рассказ от первого лица любого человека, о котором упоминается в материале.

  • «Интервью»

Учитель дает задание 6 ученикам сформировать пары, в которых один - журналист, другой - историческое лицо. Цель журналиста – продумать не менее 10 вопросов к историческому лицу, цель исторического лица – знать, что нужно отвечать. Оценивается, как умение задавать вопросы, так и умение конкретно на них отвечать.

  • «Блиц»

Учащиеся в быстром темпе отвечают на предложенные учителем вопросы по пройденному материалу. Ученик, выбранный учителем в качестве помощника, раздает цветные фишки. По количеству набранных фишек выставляется оценочный балл. Учитель должен заранее сообщить соотношение количества набранных фишек и оценок.

  • «Дай пять»

Учитель просит ребят на своих листочках обвести карандашом свою ладошку. Далее говорит, что в Позднем средневековье начинается объединение страны под властью короля, и королевская власть стала центром государства, и в изучении данного вопроса нам с вами помогли знаем следующее понятия:

Централизованное государство

Сословно-представительная монархия

Парламент

Генеральные штаты

Учащиеся в изображения своих пальчиков вписывают термины и дают пояснения.

  • «Путаница»

Учитель рассказывает ребятам: «Представляете, у меня до урока упала книжка на пол, и в некоторых словах перепутались буквы. Ребята, помогите им найти свои места!»

  • Прием «Крепкий орешек»

Расставьте в хронологическом порядке события и прочитайте зашифрованное слово, объясните его.

  • Прием «Древо мудрости»

На доске прикреплено дерево с плодами и листочками, на которых с обратной стороны написаны вопросы. Тот, кто сорвал плод и правильно ответил на вопрос, получает 3 балла, зеленый листочек – 2 балла, желтый – 1 балл.

На своих уроках, я часто использую наглядность (рисунки, фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры, учебные картины), чтобы сделать историю живой, яркой, зрительно ощутимой - такова одна из задач наглядного обучения. «Лучше один раз увидеть, чем 10 раз услышать», - гласит народная мудрость. Наглядность помогает учащимся конкретно представить яркие и точные зрительские образы прошлого. Как бы ни ярки мои слова, отрывок из документа или художественное описание исторического факта, все же этого недостаточно для образования представлений о жизни людей прошлых времен. Если ученики ни разу не видели изображения средневекового, рыцаря, феодала, крестьянина, их жилища, как они одевались - им будет трудно, и неинтересно изучать историю. На своих уроках используя учебную картину, добиваюсь, чтобы школьники не просто «взглянули на картинку», а действительно увидели, что там изображено, обратили внимание не только на общий план, но и рассмотрели детали, которые часто наиболее важны для исторического анализа.

Главная > Урок

Приёмы, формы и методы мотивации деятельности учащихся на уроке

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает удовольствие от самой деятельности. Однажды мне ученик сказал на уроке: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: “хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому” (Якиманская И.С.), то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока. Сейчас мне хотелось бы остановиться на тех приемах и методах создания мотивации Прием первый: апелляция к жизненному опыту детей. Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной и интересной, а не надуманной. Так, при изучении тем по Базам данных в качестве яркого примера можно привести следующую ситуацию - приобретение какого-либо товара. Вначале, вместе с детьми необходимо определиться с видом приобретаемого товара. Например, это будет монитор. Затем решается вопрос о его технических характеристиках (заметим еще одно преимущество такой беседы - дети незаметно для себя одновременно повторяют ранее изученный материал из темы “Аппаратное обеспечение ПК”). Далее необходимо рассмотреть все возможности приобретения монитора с характеристиками, названными детьми. Предлагаемые детьми варианты весьма разнообразны, но непременно прозвучит такой способ как поиск фирмы, специализирующейся на продажах оргтехники посредством сети Интернет. Таким образом, есть возможность поиска конкретной информации через Интернет в базах данных, что, кстати, и является основной темой урока. Прием второй: создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов Бесспорно, что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. Мы думаем, что не всегда создание проблемной ситуации гарантирует интерес к проблеме. И здесь можно использовать какие-то парадоксальные моменты в описываемой ситуации. Пример1: Краткий рассказ учителя: Каждый из вас не раз попадал под теплый веселый летний дождь. Или под осенний моросящий. Давайте прикинем, какую скорость имеет около поверхности Земли капля, сорвавшаяся с высоты 8 км. На уроках физики вы узнали формулу для скорости тела при его движении в поле силы тяжести, если начальная скорость была нулевая: V=корень(2gh), то есть: скорость = корень(2 * ускорение *высоту)Ученики подсчитывают и получают скорость = 400 м/сНо капля, летящая с такой скоростью подобна пуле, ее удар пробивал бы насквозь оконное стекло. А этого не происходит. В чем дело?Парадокс налицо. Как его разрешить обычно интересно всем. В качестве парадоксальной ситуации мы также используем софизмы. Вы, конечно, знаете, что софизмы - это преднамеренные ошибки в рассуждениях, с целью запутать собеседника. Пример2:2 х 2 = 5. Доказательство: Имеем числовое тождество 4:4=5:5 Вынесем за скобки общий множитель 4(1:1)=5(1:1) Числа в скобках равны, их можно сократить, Получим: 4=5 (!?) Парадокс… Третий прием: ролевой подход и деловая игра. В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны самих учащихся, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся. Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения. Четвертый прием: решение нестандартных задач на смекалку и логику. Задачи такого характера воспринимаются учениками гораздо лучше, чем стандартные, и предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома. Кроме того, такие задачи позволяют выявить одаренных детей. Вот некоторые из таких задач: Пример. «Загадочная автобиография» В бумагах одного чудака математика найдена его автобиография. Она начиналась следующими удивительными словами: «Я окончил курс университета 44 лет от роду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте – всего 11 лет – способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня уже была и маленькая семья из 10 детей. Жалованье я получал в месяц всего 200 рублей, из которых 1/10 приходилось отдавать сестре, так что мы с детьми жили на 130 руб в месяц» и т.д. Чем объяснить странные противоречия в числах этого отрывка? (Ответ: все числа в этом отрывке приведены в пятиричной системе счисления. «Я окончил курс университета 24 лет от роду. Спустя год, 25-летним молодым человеком, я женился на 19-летней девушке. Незначительная разница в возрасте – всего 6 лет – способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня уже была и маленькая семья из 5 детей. Жалованье я получал в месяц всего 50 рублей, из которых 1/5 приходилось отдавать сестре, так что мы с детьми жили на 40 руб в месяц») Пятый прием: игры и конкурсы Всем нам известно как трудно удержать внимание ребенка в течение урока. Для разрешения этой проблемы можно предложить игровые и конкурсные ситуации различного характера. Вызывают большой интерес у учащихся конкурсы творческих работ, на которых они могут показать все свои практические навыки работы с компьютером. Пример1: Игра “Веришь, не веришь”Верите ли вы, что… Основатель и глава фирмы Microsoft Билл Гейтс не получил высшего образования (да) Были первые версии персональных компьютеров, у которых отсутствовал жесткий магнитный диск (да) Если содержание двух файлов объединить в одном файле, то размер нового файла может быть меньше суммы размеров двух исходных файлов (да) В Англии есть города Винчестер, Адаптер и Дигитайзер (нет) Кроме дискеты диаметром 3,5’ и 5,25’ ранее использовались дискеты диаметром 8’ Пример 2. Тест «Крылатые слова» 1. «На ошибках учатся». 1) Написание программы. 2) Резервное копирование программы на дискету. 3) Отладка программы. 2. «Доверяй, но проверяй». 1) Проверка наличия в программе вспомогательных процедур и функций. 2) Тестирование результатов выполнения программы. 3) Проверка дискеты программой Scandisk. 3. «Подальше положишь - поближе возьмешь». 1) Резервное копирование программы на дискету. 2) Размещение файла в папке, которая вложена в другую папку, а эта папка, в свою очередь, вложена в третью папку. 3) Использование операторов программы во вложенных циклах. 4. «Были когда-то и вы рысаками…» 1) Компьютер с процессором типа 286. 2) Программа, выполняющая расчеты быстрее другой про-граммы. 3) 128-скоростной CD-ROM. 5. «Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду». 1) Использование элементов компьютера с различным быст-родействием. 2) Использование компьютера с процессором Intel Pentium II с винчестером вместимостью 40 мегабайт. 3) Несколько программистов разрабатывают одну большую программу, не согласовывают программы между собой. 6. «Возмутитель спокойствия». 1) Звуковой сигнал на компьютере. 2) Антивирусная программа. 3) Компьютерный вирус. 9. «На деревню дедушке». 1) Использование в программе оператора перехода. 2) Неправильный адрес оперативной памяти. 3) Неправильное имя файла. 10. «Как белка в колесе». 1) Зацикливание программы. 2) Использование в программе рекурсии. 3) «Зависание» компьютера. В качестве поощрения за наилучшие результаты работы учащихся на уроке можно предложить сюрпризы - игры, встроенные в офисные программы. Процесс запуска таких игр также помогает ученикам глубже освоить навыки работы с какой-либо офисной программой. Шестой прием: кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п. Для контроля учебных достижений широко используются привычные для детей (и учителей!) такие способы контроля знаний, как контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.д., Но, проверить знания учеников можно, предложив им работу как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной разработке таковых. Например, изучив какой-нибудь раздел, в качестве итоговой работы ученикам необходимо создать кроссворд по одной из тем данного раздела, используя таблицу Word или Excel. В качестве поощрения можно добавлять баллы за оригинальность созданного кроссворда. Отдельно хочется остановиться на использовании исторического материала в целях мотивации учебного процесса. Ведь, прежде всего, целью математического образования является культурное развитие учащихся. Надо научить детей ценить духовное и материальное богатство, накопленное человечеством, ну а с точки зрения мотивации вопрос можно поставить иначе “человек, не получивший достойного математического образования, не может считаться культурным”. Величайшая личность истории Петр I считал математику одной из важнейших дисциплин. 14 января 1701 года Петр I издал Указ об учреждении первого русского государственного светского учебного заведения, которым стала знаменитая Московская математико-навигацкая школа. Отдельно хочется остановиться на некоторых методах обучения, способствующих мотивации. Это, конечно же, метод сравнения , весьма эффективный инструмент не только познания, но и мотивации. Ученики на деле убеждаются, как один материал увязывается с другим. Ребята понимают, как важно учиться не от случая к случаю, а систематически. За долгие годы работы в школе обратила внимание, что есть такие понятия в математике, при изучении которых дети очень часто путаются или просто забывают. Если понятие “противоположных чисел” усваивается легко, то понятие “обратное число” улетучивается, не оставив следа. И вот тогда на помощь пришел метод сравнения.

Число Противоположное Обратное
3 -3 1/3
2/5 -2/5 5/2=2 1/2
-7/10 7/10 -10/7=-1 3/7
1 3/7 -1 3/7 7/10
-1,5 1,5 10/15=2/3
1/8 -1/8 8
0 0 Нет
А 1/а, при а =0
Подобная тренировка и сопутствующая беседа при составлении такой таблицы помогает ребятам прочно усвоить тему “обратное число” (6 класс), а заодно повторить “противоположное число”, а также учит умениям учебной деятельности – сравнивать. При изучении темы “Десятичные дроби” (5 класс) на первый урок изучения действий с десятичными дробями я приглашаю старшеклассников, и, после того, как будет рассказано о десятичных дробях и истории их возникновения, слово предоставляется гостям: я их прошу показать, как выполняются действия с десятичными дробями.
Действия Десятичные дроби Натуральные числа
Сложение 72,13+5,16
Вычитание 102,34-71,56
Умножение 5,16*2,7
Деление 25,5: 15
Примеры задаются несложные, пятиклассники быстро замечают, что это они уже имеют делать с натуральными числами, завязывается диалог, желающие поочередно подходят к доске, записывают и решают свои пример. Я подвожу итог дискуссии, предупреждаю о сложностях: а) 148,127+2,3; б) 144-0,144 и т.д. Далее зачитывается стихотворение о незадачливом Косте Жигалине (“Три десятых” Вл. Лифшица). Успокаивает, что упорство и труд помогут справиться с любыми трудностями, надо только с уважением относиться к запятой. Эту тему ученики 5-го класса будут отрабатывать по индивидуальной, уровневой системе обучения. Отдельно хочется поговорить о нетрадиционных уроках : игровых и интегрированных, которые бесспорно относятся к эмоциональным методам мотивации. Это, как правило, живые, интересные уроки, полные выдумок, фантазий, показывающие роль математики во всех областях науки. Особенно мне нравятся уроки “Следствие ведут знатоки”. Здесь имеется широкое поле для фантазии учителя при его подготовке. А интегрированный урок – это находка для учителя осуществить межпредметную связь. Уникальнейшие уроки, вызвавшие удивление, когда мне удалось математику соединить с биологией в теме “Симметрия”, биологию и физику в теме «Электричество». Математика и немецкий язык нашли точки соприкосновения вкладом английских и немецких ученых в математику и т.д.. Интегрированный урок – это не только один из впечатляющих мотивационных приемов, у этих уроков есть возможность помочь уйти от перегрузок. Если продумать систему уроков всей школы, с помощью этих уроков можно учебное пространство сделать более однородным, взаимосвязанным. И сколько еще таких примеров можно привести и рассказать ученикам на уроке! Мое личное убеждение заключается в том, что “математика ум в порядок приводит”. Я верю медикам, что математика продлевает жизнь, давая возможность на долгие годы сохранять голову светлой, а человека работоспособным, энергичным, и моя задача – убедить в этом учеников. Также очень эффективен, особенно, в младшем и среднем звене такой вид работы как написание сказки, фантастической истории или рассказа , главными героями которых могут являться изученные на уроках устройства компьютера, программы и т.д Проверка знаний учащихся – один из важнейших этапов урока, который влияет на отношение обучающихся к изучаемому предмету. На этом шаге легко можно понизить с трудом сформированный уровень мотивации учения. Чтобы этого не произошло, чтобы поддержать интерес к предмету я развиваю в обучающихся творческий подход к любому предложенному заданию. Создание презентаций процесс несложный, но он побуждает к исследовательской и поисковой деятельности. В подобной работе с интересом участвуют все учащиеся. Так, для подготовки проекта ученик сначала проводит огромную научно-исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превращает каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красочным и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). К тому же, вовлекая учащегося в творческую работу, у него развивается умение самостоятельно собирать информационно- иллюстративный материал, творческую смекалку, способности дизайнерского оформления, а самое главное – радость от результатов своего труда и чувство самодостаточности, что является для старшеклассника первостепенным мотивом. Очень важен такой фактор формирования положительной мотивации, о котором нельзя не сказать, это доброжелательный настрой урока . Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь к ребенку. Именно так я и стараюсь проводить свои уроки.