Чередование гласных е -и в корне слова. Правописание и – е в корнях с чередованием Чередование е и

Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.

1. Корни с буквами а и о .

гар – гор. буква о , хотя под ударением – а , напр.: гореть, нагореть, угореть, выгорать, загорелый, погорелец, горючий ; но: гарь, загар, нагар, угар . Исключения (гар без ударения): выгарки, изгарь, пригарь, гаревой (наряду с вариантом гаревый ).

зар – зор. На месте безударного гласного пишется а : заря, зарница, заревой, озарить, озаряться, озарение, зарянка (птица), заряница ; под ударением – а и о , ср.: зарево, лучезарный, светозарный и зори (мн. ч. слова заря ), зорька, зоренька, зорюшка, зоря (военный сигнал, обычно в выражении бить или играть зорю ).

кас – кос. В этом корне пишется а , если после корня следует а ; в остальных случаях пишется о : ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно , но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).

клан – клон. На месте безударного гласного пишется о , напр.: поклониться, наклонить, преклонить, склониться, отклоняться, преклоняться, преклонение, склонение ; под ударением – о и а : ср. поклон, наклон, наклонится, склонный, непреклонный и кланяться, раскланяться, откланяться .

крап – кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением ‘покрывать каплями, брызгами’: кропить, кропление (от кропить ), окропить, окроплённый, окроплять ; буква а – в словах со значением ‘покрывать мелкими пятнышками, точками’: краплёный, крапление (от крапать в значении ‘покрывать крапинами, наносить крап’), вкрапление . Под ударением – только а: крапать, крапина, крапинка, вкрапить, вкрапленный, крап .

лаг – лог – лож. На месте безударного гласного перед г пишется а , перед ж о , напр.: излагать, облагать, предполагать, прилагать, разлагать, безотлагательный, отлагательство, влагалище, прилагательное, слагаемое, стихослагатель , но: заложить, изложить, отложить, положить, предложить, приложить, изложение, положение, предложение, стихосложение, обложной, отложной . Под ударением всегда о : налог, залог, подломг, подложный, положит, положенный . В слове полог , где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о .

мак – мок – моч. На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением ‘окунать, погружать в жидкость’: макать, макнуть, обмакнуть ; буква о – в словах со значением ‘становиться мокрым’: намокать, отмокать, обмокать, промокать (под дождём ), в словах, производных от мокрый (напр., мокроватый, мокрота, мокрота, мокрица ) (под ударением – в словах мокрый, мокнуть, намокнуть, промокнуть и т. п.), и в словах со значением ‘осушать чемн. впитывающим влагу’: промокать, промокнуть, промокательный, промокашка . Перед ч – всегда буква о , напр.: мочить, намочи, промочу, вымоченный (ср. под ударением: мочит, смоченный ) о глаголах на -ивать типа смачивать, вымачивать .

пай – пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а : паять, запаять, распаяться, паяльник и т. п. Под ударением – а и о : ср. запаянный, запайка, спайка, спайный и припой, напой .

плав – плов. Без ударения пишется а : плавучий, плавник, поплавок, плавун (трава; жук; водяной опоссум), плавунец (жук), плавунчик (птица), сплавлять, сплавной, на плаву, наплавной ; но: пловец и пловчиха с буквой о . Под ударением – только а : плавать, лесосплав .

В слове плывун (грунт) пишется буква ы , как и в других словах, производных от глагола плыть – плыву: наплывать, подплывать, расплываться и т. п.

равн – ровн. Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным равный ‘одинаковый’, напр.: равнять (кого-что-н. с кемчем?н.), равняться (чему-н. или с кем-чем-н.), приравнять, поравняться, сравнить (ся ), сравнение, сравняться (в чем-н.), сравнять (счёт), подравнять, выравнять (напр., строчки – ‘сделать равными по длине’), уравнять, уравнение, уравниловка, равноправный, равносильный, равноценный, равновесие, равноденствие, наравне, равно .

Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ровный ‘гладкий, прямой, без неровностей’, напр.: ровнять (грядку, поверхность дороги), заровнять, разровнять, подровнять, выровнять (сделать ровным, гладким, прямым).

Однако в словах поровну, ровесник , связанных по значению с равный , пишется буква о ; в слове равнина , связанном по значению с ровный , – буква а . В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а – в глаголе равняться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равнение, подравняться, выровняться (в строю); буква о – в сочетании не ровён час , в слове уровень .

разн – розн. В многочисленных сложных словах с первой частью разно- (разнородный, разносторонний, разноголосица и т. п.) без ударения пишется буква а , в слове порознь – буква о . Под ударением – а (разный, разница, разниться ) и о (рознь, розниться, разрозненный ).

рос(т) – рас(т) – ращ. На месте безударного гласного пишется:

а) перед с (без последующего т ) – буква о : росла, росли, вырос, выросший, заросль, поросль, водоросль, недоросль ; исключение – отрасль и производные от него (отраслевой, межотраслевой, многоотраслевой );

б) перед ст – буква а , напр.: расти, расту, растить, подрасти, вырасти, вырастить, вырасту, вырастать, прорастить, произрастать, нарастать, возрасти, возрастать, возраст, растение, растительность, дикорастущий ; исключения: росток, ростовой, ростовщик, вырост, выростной, выросток, заросток, прорость, подростковый (наряду с вариантом подростковый );

в) перед щ всегда а , напр.: ращу, выращу, выращенный, приращать, наращение, сращение .

Под ударением перед с (с последующим т и без него) – только о , напр.: рост, нарост, отросток, подросток, переросток; рос, зарос, подросший, рослый, дикоросы .

скак – скок – скач – скоч. Если корень оканчивается на к , то а , напр.: скакать, прискакать, ускакать, скакнуть, скакалка, скакун, на скаку, скаковой , хотя под ударением – о , напр.: скок, наскок, отскок, поскок, соскок .

Если корень оканчивается на ч , то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу, скачи, обскачу, обскачи, поскачу, поскачи ), а также в слове скачок (проверкой служат формы тех же глаголов – напр., скачет, поскачем , и производные скачка, вскачь ); буква о – в приставочных глаголах на скочить (напр.: вскочить, вскочу, вскочи, выскочить, выскочу, выскочи, соскочить, подскочить ) и в слове выскочка (проверка – формами тех же глаголов, кроме выскочить: вскочит, соскочат и т. п.).

Ср.: проскачу (сто вёрст), проскачи (формы глагола проскакать, проскачет) и проскочу, проскочи (формы глагола проскочить, проскочит ); подскачу, подскачи (формы глагола подскакать, подскачет ‘приблизиться вскачь’) и подскочу, подскочи (формы глагола подскочить, подскочит ‘быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться’).

твор – твар. В словах творить, творение, творец, сотворённый, вытворять и др. без ударения пишется буква о ; под ударением – не только о (творческий, творчество ), но и а (тварь, тварный ). В слове утварь , где корень -твар- в современном языке уже не выделяется, без ударения пишется а .

2. Корни с буквами и и е .

блес(к, т) – блещ – блист. На месте безударного гласного пишутся буквы и и е : и – перед ст при последующем ударном а , напр.: блистать, блистает, блистающий, блистание, блистательный, заблистать; е – в остальных случаях, напр.: блестеть, блестит, блестящий, блестя, блеснуть, заблестеть, проблеснуть, блесна, отблеск, проблеск, блещу, блещи, блеща . Под ударением – е и ё : блеск, блещет, блещущий; поблёскивать, отблёскивать, проблёскивать, блёстки .

вис – вес. На месте безударного гласного пишется буква и в глаголе висеть (висит, вися ) и производных от него (повисеть, отвисеться и т. п.), а также в приставочных глаголах с общей частью -висать : повисать, нависать, свисать и т. п. (ср. под ударением: виснуть, повиснуть, зависнуть ); буква е – в словах вывесить, вывеска, подвесной, навесной, на весу (ср. под ударением: повесить, подвесить, свесить ).

лип – леп. В словах прилипать, налипать и т. п. в безударном положении пишется буква и (ср. под ударением: липкий, прилипнуть ), а в словах лепить, прилепить, налепить и т. п. – буква е (ср. под ударением: лепит, прилепит, лепка ).

сид – се(д). На месте безударного гласного пишутся: буква и – перед мягким согласным д – в глаголе сидеть (сидят, сиди ) и производных от него (просидеть, засидеться, сиделка, посиделки и т. п.); буква е – перед твердым д : седок, седло (в последнем в формах мн. ч. – ё : сёдла ), седлать, седалище, седалищный, восседать, заседать, наседать, приседать, заседатель, председатель , а также – перед мягким д – в производных от слова седло (седельный, седельник, чересседельник, седельце ). Под ударением – и и е , напр.: сидя, отсидка, усидчивый; сесть, присесть, села, домосед, непоседа, наседка, присед ; в формах глагола сесть и приставочных – также а (на письме я ): сяду, сядь, присядут .

В глаголах с общей частью -нимать (например, занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать ), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -нять (занять, принять, поднять, понять, унять и т. п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и ; то же в глаголе вынимать (сов. вид вынуть ). В некоторых глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на -нять ), редко – в производных словах: снимок, в обнимку .

Буква и на месте безударного гласного пишется также в корне глаголов заклинать и проклинать. В соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется (как в безударном положении, так и под ударением) буква я : проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие, проклятие и т. п.

В ряде корней глаголов имеется безударный беглый гласный, который передается на письме (после мягких согласных и шипящих) буквой и и (в части этих корней) буквой е . Буква и пишется (обычно в глаголах несовершенного вида), если сразу после корня стоит под ударением гласный а ; в остальных случаях (при отсутствии ударного а после корня) на месте беглого гласного пишется буква е .

Ниже в перечне глаголов для каждого корня сначала приводятся глаголы с беглым гласным, передаваемым буквой и , затем – формы и слова с буквой е (если такие формы и слова имеются), наконец – формы и слова, где беглый гласный корня отсутствует.

Перечень (по алфавиту корней, приставочные глаголы приводятся выборочно):

выби рать, заби рать, разби рать, поби раться – бе ру, бе ри, выбе ри, забе ру – брать, выбрать, забрать ;

взи мать – возьму ;

переви рать, зави раться – врать, переврать, завраться, вру, перевру, заврётся ;

зади рать, разди рать, приди раться, уди рать – де ру, де ри, заде ру, разде ру, уде ру – драть, разодрать, придраться, удрать ;

выжи гать, прожи гать, обжи гать, отжи гать, разжи гать – выже г (прош. время), выже чь – жгу, выжгу, прожгу ;

ожи дать, пережи дать, поджи дать – ждать, переждать, подождать, жду, пережду, подожду ;

зажи мать, прижи мать – жму, сожму, прижму ;

нажи нать, пожи нать – жну, нажну, пожну ;

пожи рать, обжи раться – жрать, пожрать, обожраться, жру, пожру, обожрётся ;

запи наться – запнуться, запнусь ;

взи рать, надзи рать, ози раться, прези рать – созе рцать – зреть (‘смотреть, видеть’, устар.), прозреть, узреть, зрю, прозрю, узрю, зрение, презрение ;

подми нать, сми нать, разми нать – мну, подомну, сомну, разомну ;

зами рать, поми рать, уми рать – заме реть, поме реть, уме реть, заме р, уме р, заме рший – мрут, замру, помру, умру; пинать – пнуть, пну ;

запи рать, отпи рать, упи раться – запе реть, запе р, взапе рти, отпе реть, упе реться, пе рила – запру, отопру, упрётся ;

поми нать, вспоми нать, запоми нать, припоми нать – помнить, вспомнить, запомнить, вспомню, запомню ;

попи рать – попрать, попрут ;

препи раться – прения, распря ;

прости рать (протягивать (руки); распространять), прости раться – просте реть, просте реться – простру, прострётся (устарелые формы);

распи нать – распну ;

сози дать – создать ;

высти лать, засти лать, рассти лать – сте лить, высте лить, засте лить, посте лить, рассте лить – стлать, выстлать, застлать, постлать, разостлать ;

нати рать, расти рать, зати рать – те реть, нате реть, расте реть, зате реть – тру, натру, разотру, трение ;

начи нать, зачи нать – начну, зачну ;

вычи тать, счи тать (вести счет), пересчи тать, просчи тать, рассчи тать – выче т, выче сть, выче л – вычту, сочту (сосчитаю), начту, перечту (пересчитаю);

почи тать (относиться с почтением), предпочи тать – поче сть – чтить, почтить, чту, почту, предпочту, почтенный, почтение, почтительный, предпочтение ;

Пишется буква е в словах сочетать, сочетание , которые не являются однокоренными ни с одной из приведенных групп слов с корнем -чит- .

Так же, с буквой и в корне, пишутся отглагольные производные слова, в которых сохраняется после корня с беглым гласным ударный гласный а , например: ожидание, умирание, воспоминание, созидание, растирание, вычитание, избиратель, пожиратель, надзиратель, зачинатель, почитатель, выжигальщик, зажигалка, зажигательный, завиральный, поминальный .

Буква и в корне пишется в глаголах вычитать и высчитать с ударной приставкой вы- , где гласный, передаваемый буквой а , оказывается безударным. Буква и пишется также в существительных, производных от глаголов на -ать , где ударный а не сохраняется: обжиг, отжиг, розжиг, выжимка, выдирка, побирушка, затируха. В слове неразбериха (ср. не разберёшь ) пишется буква е .

Не следует проверять гласную в корнях глаголов на -ать с беглым и – задирать, обжигать, выжимать, обжираться, умирать, упираться, простираться, расстилать, натирать, пересчитать, предпочитать, прочитать и т. п., а также производных от них существительных типа обжиг, выжимка словами тех же корней с ударным е или о (на письме – е , ё или о ) – такими, как например: обжечь, умерший, расстелет, постель, перечесть ‘пересчитать’, предпочесть, прочесть, гвоздодёр, обжёг (глагол), ожог (сущ.), жом, обжора, мёрли, упёрлась, простёрлась, натёр, тёрка, пересчёт, просчёт, почёт, предпочёл, прочёл, перечёл (перечитал), начётчик.

В словах, однокоренныхс поминать, вспоминать, помнить – в глаголах помянуть, вспомянуть, упомянуть, пишется в безударном положении буква я (то же под ударением: помянет, вспомянет, упомянуты и т. п.).

Чередование гласных в корнях слов.

Корней с чередующимися и трудными для написания гласными в русском языке сравнительно немного. Чтобы при письме не делать ошибок в правописании безударных гласных в этих случаях, необходимо знать правила.

Чередование, и - е

В корнях бир-бер-, пир-пер-, мир-мер-, стил-стел-,

дар- дер- и подобных, где и чередуется с е, пишется и только тогда, когда за корнем следует суффикс -а-: собираю - соберу, запирать - запереть, умирать - умереть, постилать - постелить, раздирать - раздеру.

На этом же правиле основано правописание корней, в которых -а-(-я-) чередуется с -им - или -ин -, например: сжать - сжимать, примять - приминать, начать - начинать, снять - снимать; -им- или -ин- пишутся в этих корнях тогда, когда далее за ними следует суффикс -а-.

Надо запомнить правописание слов сочетать, сочетание.

Проверь себя

Упражнение 1 . Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Устно укажите вид глаголов. Подчеркните чередующиеся гласные одной чёрточкой, суффикс -а - двумя.

Уб..раю комнату - уб..ру комнату, отп...рать замок - отпереть замок, зам...реть от восторга - зам...рать от восторга, раст...реть сахар в ступке - раст...рать сахар в ступке, уд...рает без оглядки - уд...рёт без оглядки, разж...гать костёр - разж...чь костёр, выч...тать одно число из другого - выч...сть одно число из другого, пожать руки - пож...мать руки, прокл...нать кого-нибудь-проклясть кого-нибудь, занять позицию - зан...мать позицию.

Чередование а - о.

1 .В корнях лаг- - лож- и кас- - кос- буква а пишется, если за

корнем следует суффикс -а-: полагать - положить (исключение: полог), касаться - коснуться.

2 .В корне плав- - плов- буква а пишется во всех случаях, кроме

слов пловец, пловчиха, например: плавник, плавучий. Слово плывуны пишется с буквой ы .

3 .Корень мак- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в жидкость: макать (хлеб в молоко); обмакнуть (перо в чернильцу); корень мок- пишется в словах со значением „пропускать жидкость", „становиться влажным": сапоги промокают, непромокаемый плащ, промокательная бумага.

Проверь себя

Упражнение 2 . Перепишите слова и словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание. С выделенными словами составьте предложения (устно).

Изл...гать, изл...жить, предпол...гать, предпол...жить, прик...саться, прик...снуться, предпол...жение, предпол...гаемый, соприк...саться, нал...гать, ул...жение, прил...гательное, разложение, разл...гать; пл...вцы, попл...вок, распл...влять, вы-пл...вка, пл...вучесть, выпл...влять; обувь пром...кает, обм...-кнуть кисть в краску, хорошая пром...кашка, непром...каемое пальто, вым...кнуть под дождём.

4 . В корнях клан- -клон-, твар- -твор - под ударением может быть

и а, и о, без ударения - только о, например: кланяться, поклон, наклонение; тварь, творчество, творение. Исключение: утварь.

В корне гар - гор- в безударном положении также обычно бывает о

(под ударением - а ), например: загореть - загорать, загорелый, загар. Исключение: выгарки.

5 . В противоположность рассмотренным в п. 4 корням, в корне зар

зор- в безударном положении пишется а (под ударением бывает и а, и о), например: заря, зарница, озарённый, но зори, зарево.

6 . Необходимо запомнить написание слов с корнем скак-(скач-) - скоч- , например: скакать, вскочить, заскакать, заскочить, скачок, выскочка, подскочить.

7 . Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с „равный" („одинаковый"), например равномерный, равнозначный, сравнить, всё равно, а также в словах равнение, равняться, равняйся, поравняться, равнина; корень роен- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с „ровный" („гладкий", „прямой"), например: ровнять, (дорожки), заровнять (яму), подровнять (клумбы), уровень, ровня.

8 . В корне раст- -рос- гласная а без ударения пишется лишь перед

согласными ст и щ; перед с без последующего т пишется о, например: возраст, наращение, но росла.

Исключение: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, а также производные от них, например: отраслевой, росточек, ростовщический, ростовский и т. д.

Проверь себя

Упражнение 3 . Перепишите, вставляя пропущенные буквы, объясните их правописание.

Держать р...внение в рядах, совершать равномерное движение, разр...внять грядки, ср...внить два числа, неср...внимые величины, подр...внять кусты сирени, увеличить ур...вень производства, р...вняться на передовиков, решить уравнение, удачное сравнение, зар...внять канаву, великолепная р...внина; буйная пор...ель, р...сти вширь и вглубь, неправильное ср...щение кости, зар...стать травой, болото пор...ело мхом, новая отр...сль промышленности, нар...стить силы, отвратительный р...стовщик.

Конспект урока русского языка 5 класс

Тема: Правописание корней с чередованием гласных е//и

Тип урока: урок закрепления

Цель урока

Формирование орфографических умений по теме Правописание корней

с чередованием гласных е//и.

Задачи урока

Предметные

1. Формировать умение осознанно воспринимать, формулировать правило и четко запоминать в ходе действий по его применению.

2. Развивать у учащихся орфографическую зоркость .

Метапредметные

1. Развивать умение правильно оценивать выполнение действия

2 . Развивать логическое мышление и повышать речевую активность школьников.

3. Развивать умение формулировать собственно мнение, обосновывать свой ответ.

Личностные

1. Формирование уважительного отношения к чужому мнению.

2. Развитие навыков сотрудничества с учителем и с одноклассниками.

3. Развитие умения оценивать результаты собственной деятельности.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование урока : компьютер, раздаточный материал

Способы реализации поставленной цели урока: учебный диалог, групповая работа, анализ и самоанализ работы Ход урока

Структура урока

Деятельность учитель

Деятельность учеников

1. Проверка дом. задания.

2 Постановка учебной задачи, объявление темы урока.

1. Сказка, как суффикс а стал вип персоной.(презентация)

2. Ваша мама попросила вас научить младшего брата правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами.

3.Работа с текстом(блестеть-блистать).

4. Мини- сочинение(уборка комнаты)

Мы продолжаем знакомство с правописанием корней с чередующимися гласными. Совместная постановка целей:

формировать умение осознанно воспринимать, формулировать правило и четко запоминать в ходе действий по его применению.

Запишем тему в тетради (1 слайд)

Корни с чередованием гласных е//и

Ребята,

сегодня нам предстоит трудный, но увлекательный путь в волшебную Страну Орфографию. Результат сегодняшнего путешествия будет зависеть от того, насколько хорошо вы знаете орфограмму о правописании буквы Е-И в корнях с чередованием .(2 слайд)

(3 слайд)- нам предстоит…

Оценивают работу рассказчиков.

Формулируют цели урока.

Записывают в тетрадях число,тему урока.

2 Формулировка правила.

(4 слайд) Сундук с орфограммами

Ребята, расскажите орфограмму

о правописании буквы

Е-И в корнях с чередованием(3 слайд)

А теперь каждый расскажет правило своему соседу.

(5 слайд)

Назовите корни с чередованием Е-И

В корнях с чередованием Е-И пишется буква И,

если после корня стоит суффикс -А-.

бер - бир-

Пер - пир-

Дер - дир-

Тер - тир-

Мер - мир-

Стел - стил-

Жег - жиг-

Чет-чит-

Заполняют лист самооценки

3. Формирование умения применять правило

(6 слайд)

Поспешишь -

людей насмешишь

Заб_рает, отд_рать, отт_реть, зам_рать,

переж_гать, заст_лить, расст_лать,

соб_рают, зап_реть, выж_гал, нат_рать,

раст_реть, изб_ру, выб_раю, зам_реть

Списывают слова в рабочую тетрадь, вставляя нужную букву.

(7 слайд) самопроверка

Заполняют лист самооценки

4 Физминутка.

5 Формирование умения находить орфограмму в слове

(8 слайд)

Выбирает,подстелил, утирает, спирает, задирай, дерутся, наберешься,соберу выдираю,замереть, замирать, подбираться, отпирать, вытереть,застелить, блистать, выжигал.

(9 слайд)

1. В каком глаголе пишется -Е-?

А) отп_рать в) зам_реть

Б) заст_лать г) заж_гать

2. В каком глаголе пишется -Е-?

А) пост_лить в) отбл_стать

Б) изб_рать г) прод_раться

3. В каком глаголе пишется -Е-?

А) расст_латься в) отм_рать

Б) выд_ру г) раст_рать

4. В каком глаголе пишется -И-?

А) забл_стеть в) подп_рать

Б) (всё) зам_рло г) подст_лить

(10 слайд)

самопроверка Заполняют лист самооценки

(11 слайд)

Что такое ГИА?

ГИА – это государственная (итоговая)

аттестация учащихся по русскому

языку (экзамен), которая проводится

в 9 классе. Тема «Е-И в корнях с

чередованием» тоже включена в

экзаменационную работу. У нас с вами

есть ещё время, чтобы хорошо

подготовиться к экзамену. Мы попробуем

уже сейчас выполнить задание,

построенное по типу ГИА

Из предложения выпишите слово с

орфограммой о правописании

чередующейся буквы Е-И в корне.

(12 слайд)

«Вдруг рыба заметалась во все

стороны, стала нырять,

извиваться, прыгать и, наконец,

замерла»

(13 слайд)

«Она пела эльфам весёлые песни всю

теплую зиму, а когда в холодных странах

пришла весна, ласточка стала собираться

на родину»

(14 слайд)

«Горько заплакала Элиза и тайком

ушла из дворца. Целый день брела она

по полям и болотам, пробираясь

к лесу»

(15 слайд)

«Глаза у этой собаки словно два чайных

блюдца. Но ты не бойся. Я дам тебе свой

синий клетчатый передник, расстели

его на полу и смело хватай

собаку»

(16 слайд)

«- Что это за сборище у свиных закуток? –

спросил он себя, протирая глаза и надевая

очки. – Э, да это фрейлины

опять что-то затеяли!»

(17 слайд)

Ребята,

а из каких сказок Г.Х.Андерсена

были взяты предложения

предыдущего задания?

Замерла

Собираться

Пробираясь


Расстели

Протирая

Заполняют лист самооценки

1.Стойкий оловянный солдатик.

2.Дюймовочка

3.Дикие лебеди.

4.Огниво.

5.Свинопас.

До 22 слайда

6 Рефлексия

7. Определение уровня.

8. Домашнее задание.

Выберите условные знаки,

соответствующие

вашей работе на уроке (23 слайд)

Возьмите задания для самостоятельной работы. Посмотрите, они не просто разных уровней. Каждый уровень – это ваше умение, то, чему вы научились сегодня на уроке.

Отметьте те утверждения, с которыми вы согласны, и выполните задания, которые подтверждают то, что вы данные умения приобрели.

Домашнее задание 1 уровень-упр.600

2 уровень-упр 601

3 уровень, 4 уровень-инд.задания

Пишут в тетрадях условные знаки.(?!-)

Работают в листах определения уровня

Задание 1

Задание 2

(И.А.Гончаров)

Корни с чередованием гласных е//и

Задание 1 Прочитайте. Найдите слова с чередованием гласных е//и в корне, выпишите их, обозначьте орфограмму.

1. Смелый умирает один раз, а трус каждый день. 2. Солдат службы не выбирает. 3. Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил. 4. Кто детям потакает, сам слезу утирает. 5. На работу спирает дух, а ест за двух. 6. Не задирай нос высоко – споткнешься. 7. Не силой дерутся, а умением. 8. С кем поведешься, от того и наберешься.

Задание 2 Прочитайте. Какие выразительные средства вы увидели в этом тексте? Выпишите 2-3 примера, рядом укажите их названия. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, разберите их по составу.

Когда миновал подъем, открылось широкое ровное пространство, по которому выпирали всюду огромные каменные глыбы. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя. Было тихо, дым пал в лощину и все застелил. (И.А.Гончаров)

Проверь себя

Уровень 1 Я умею находить в предложениях слова, в которых

Есть корни с чередованием гласных е//и.

Выпишите из данных предложений слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму.

1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол. 4. Звон колокольчика стал замирать. 5. Скоро гости к нам соберутся.

Уровень 2

гласных е//и.

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

Соб…рать желуди, зам…рать от восторга, бл…стит на солнце, заж…гательный танец, отд…рет наклейку, выт…рает пыль, отп…реть замок.

Уровень 3 Я умею образовывать и правильно писать новые

слова с чередованием гласных е//и в корне.

От данных глаголов образуйте с помощью приставок, указанных в скобках, по два однокоренных глагола.

О б р а з е ц: утирать – стереть, растирать.

Нат…рать (вы-, об-), отп…рать (за-, под-), наст…лать (прер-, под-), ум…рать (за-, вы-).

Уровень 4 Я умею правильно писать слова с чередованием

Гласных е//и в корне, я могу отличить корень с чередованием

гласных от корня с проверяемой безударной гласной.

Спишите слова с пропущенными буквами в два столбика. В первый столбик запишите слова с пропущенными чередующимися гласными в корне, а во второй столбик запишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Зам..рать от восторга, прим…рять платье, пом…рить друзей, зам…реть на месте, отм…рять кусок, вым…рающее растение, пойти на м…ровую, отм…рающий элемент.

Компетентностно - ориентированное задание:



1.Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.
2. Постели салфетку на колени.
3. Не задирай ноги и не болтай ими.
4. Убирай локти со стола.
5. Вытирай рот не рукавом, а салфеткой.
6. Не втирай в скатерть пролитый суп.
7.После еды убери за собой посуду.
8. Не поленись, собери крошки и другой мусор

Ваша мама попросила вас научить младшего брата правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив данное начало:

  1. Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно .

Перед выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки:
1) Используй короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч и передавать совет, просьбу.

Используйте данные глаголы с чередующимися гласными в корнях:
собирать, убирать, вытирать, расстилать, постелить, задирать, растирать.

Ваша мама попросила вас научить младшего брата правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив данное начало:

  1. Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно .

Перед выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки:
1) Используй короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч и передавать совет, просьбу.

Используйте данные глаголы с чередующимися гласными в корнях:
собирать, убирать, вытирать, расстилать, постелить, задирать, растирать.

Ваша мама попросила вас научить младшего брата правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив данное начало:

1.Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно .

Перед выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки:
1) Используй короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч и передавать совет, просьбу.

Используйте данные глаголы с чередующимися гласными в корнях:
собирать, убирать, вытирать, расстилать, постелить, задирать, растирать.


Материал расскрывает основные задачи темы
Предметные

  1. Формировать умение осознанно воспринимать, формулировать правило и четко запоминать в ходе действий по его применению.
  2. Познакомить учащихся с опознавательными признаками и графическим обозначением орфограммы.
  3. Развивать у учащихся орфографическую зоркость.
Метапредметные
  1. Развивать умение правильно оценивать выполнение действия
  2. Развивать логическое мышление и повышать речевую активность школьников.
  3. Развивать умение формулировать собственно мнение, обосновывать свой ответ.
Личностные
  1. Формирование уважительного отношения к чужому мнению.
  2. Развитие навыков сотрудничества с учителем и с одноклассниками.
  3. Развитие умения оценивать результаты собственной деятельности.

Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материалом.

Оборудование : компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент (слайд 1)
- Здравствуйте, дети!
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
- Мы продолжаем с вами изучать такой раздел как морфология. Что же такое морфология? Правильно морфология изучает слово как часть речи, а какие части речи мы с вами уже изучили? Что такое существительное, прилагательное, глагол? (нас окружают части речи)
- Какую часть речи мы изучаем? (Глагол)
- Давайте посмотрим, как хорошо вы знаете эту тему и некоторые другие, которые мы уже прошли в разделе «Глагол». Вы будете отвечать на мои вопросы «да», если согласны, «нет», если не согласны, записывая ответы в оценочный лист.
Я утверждаю, что... (Слайд 2)
1. Глагол - это часть речи, обозначающая действие предмета.
2. Слово «удивление» - это глагол.
3. В слове «не(?)годовать» не пишется отдельно.
4. Глаголы неопределённой формы не показывают ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.
5. Слова Ростов, отрасль, росток, ростовщик, Ростислав являются исключением из правила о корнях -раст-(-ращ-) /-рос-.
6. В неопределённой форме глагола после Ч пишется Ь.
7. Брат учит(?)ся. Данный глагол стоит в 3-ем лице и пишется с Ь
8. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: Что сделать? Что сделал? Что сделаю?
9. В слове «предполагать» пишется корень -лаг-, т.к. после корня стоит суффикс -А-.
10. Глагол «положить» несовершенного вида.
11. Чередующиеся гласные проверять ударением нельзя.

Самооценка (Слайд 4)

Нет ошибок - «5»
1-2 ошибки - «4»
3-4 ошибки - «3»

Внесите оценку в оценочный лист

III. Постановка учебной задачи
Давайте откроем тетради и запишем число, классная работа. Но прежде чем определить тему урока, нам необходимо вспомнить одно правило, которое нам поможет в определении темы.
- Для того чтобы определить тему урока, обратимся к материалу для наблюдений. Перед вами слайд, на котором даны слова. Вамнеобходимо распределить их по столбикам. Данные в них слова нужно распределить в два столбика.

Подбирать, стереть, заблестеть, блистать,
разбери, запереть, напирать, растирать.

Проверим. (Слайд 5)
- Почему вы распределили слова таким образом? (у одних слов в корне пишется Е, у других - И)
- Какие это слова? (Однокоренные)
- Какое фонетическое явление представлено в этих словах? (Чередование гласных)
- Какие гласные чередуются? (Чередование гласных Е и И)

Наша задача разобраться, когда в корнях с чередованием пишется Е, а когда - И. Сформулируйте тему нашего урока. (Буквы е и и в корнях с чередованием.) (Слайд 6)
- Записываем тему урока.

ІІІ. Новый материал
- Наблюдение. На маркерной доске слова с чередующимися гласными Е // И.

подбирать - разбери
растирать - стереть
блистать - заблестеть
напирать - запереть

Определите вид глаголов.
- Какой вывод можно сделать? (Глаголы образуют видовые пары)
- Выделите корни и подчеркните чередующиеся в них гласные
- Посмотрите внимательно. В каких корнях пишется буква Е, а в каких - буква И? От чего зависит выбор Е // И в корнях?
- Попробуйте сформулировать правило. (Если за корнем следует суффикс А, то в корне пишется И. Если суффикс А отсутствует, то в корне пишется Е).
- Мы работали только с четырьмя корнями, но их больше. Давайте с ними познакомимся. (Слайд 7)

БИР - БЕР

подбирать - разбери

напирать - запереть

задирать - дерёт

растирать - стереть

замирать - замереть

БЛИСТ - БЛЕСТ

блистать - заблестеть

СТИЛ - СТЕЛ

расстилать - подстелить

разжигать - зажечь

заним ать

начин ать

IV. Закрепление изученного

1) Выборочный диктант (Слайд 8)
Задание: выпишите из предложений только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных е // и.
1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой.
2) Песня замирает далеко в полях.
3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать.
4) С кем поведешься, от того и наберешься.
5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
6) Улицы упирались в голые скалы.
7) За селом расстилается гладкое зеркало большого озера.
8) Не задирай нос высоко - споткнешься.
9) Сердце замирает от восторга.
10) Одной рукой поджигает, а другой тушит.

2) Динамическая пауза (Слайд 9)
- Учитель диктует слова с чередующимися Е и И в корне. Если в слове есть И, руки вперёд и присесть, если в слове Е, руки вверх.
Собирать, запереть, не задирайся, обжигают, подстелить, вспоминать, затереть, замерло .

3) Задание на развитие быстроты реакции и мышления (Слайд 10)
Соедините половинки слов, вставьте пропущенную букву, объясните правописание е // и.

Ответ; 1-8; 2-1; 3-6; 4-7; 5-10; 6-3; 7-2; 8-9; 9-4; 10-5.
(выжигал; заблистал; постелить; замер; заблестело; изберу; растирать; соберёшь; растереть; запер)

4) Творческий диктант
Задание : заменить словосочетания глаголами, обо-значить гласную в корне с чередованием.
Сверкать на солнце (блестеть), подниматься на гору (взбираться), выдергивать сорную траву (выдирать), закрывать дверь (запирать), разгораться ярко (зажигаться), оцепенеть от страха (заме-реть), убегать от погони (удирать).
5) Распределительный диктант
- Ребята, я буду диктовать слова. Ваша задача - правильно распределить их по колонкам в зависимости от орфограммы: безударная гласная в корне, проверяемая ударением, непроверяемая безударная гласная в корне, корни с чередующимися гласными. (Два ученика у доски) Взаимопроверка .
Расти, замер, удивлять, предлагать, стареть, решать, сверкать, вытер, веселиться,
предложить, командовать, росли, вытирать.

6) Компетентностно-ориентированное задание (слайд 11)
- Представьте, что ваша мама попросила вас научить младшего брата правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив предложенный:

- Перед выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки:
1) Используй короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч и передавать совет, просьбу.
- Возможные варианты.
1. Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.
2. Постели салфетку на колени.
3. Не задирай ноги и не болтай ими.
4. Убирай локти со стола.
5. Вытирай рот не рукавом, а салфеткой.
6. Не втирай в скатерть пролитый суп.
7. После еды убери за собой посуду.
8. Не поленись, собери крошки и другой мусор.

Давайте проверим.

V. Рефлексия
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Чему научились
- Вспомним еще раз правило написания корней с чередованием е // и.

VІ. Самостоятельная работа (слайд 12)
- Возьмите задания для самостоятельной работы. Посмотрите, они не просто разных уровней. Каждый уровень - это ваше умение, то, чему вы научились сегодня на уроке.
Выберите те утверждения, с которыми вы согласны, и выполните задания, которые подтверждают то, что вы данные умения приобрели.

Уровень 1 Я умею находить в предложениях слова, в которых есть корни с чередованием гласных е // и.

Выпишите из данных предложений слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму.
1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол. 4. Звон колокольчика стал замирать. 5. Скоро гости к нам соберутся.

_________________________________________________________________

Уровень 2 Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е // и.

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.
Соб…рать желуди, зам…рать от восторга, бл…стит на солнце, заж…гательный танец, отд…рет наклейку, выт…рает пыль, отп…реть замок.

Уровень 3 Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е // и в корне, я могу отличить корень с чередованием гласных от корня с проверяемой безударной гласной.

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне.
Зам..рать от восторга, прим…рять платье, пом…рить друзей, зам…реть на месте, отм…рять кусок, вым…рающее растение, пойти на м…ровую, отм…рающий элемент.

_________________________________________________________________

VІІ. Домашнее задание : п.113; составить связный текст на тему «Как я убираю комнату», используя слова с чередующимися гласными е // и, а // о в корне или упр. 653 (слайд 13)

В русском языке часто встречается такое явление, как чередование в главной морфеме. В данной статье речь пойдет о чередовании в корне «е» и «и». Разберем правило и особенности, приведем примеры и исключения.

Корни с чередованием. Что это?

При изменении формы внутри основной морфемы часто могут изменяться как согласные, так и гласные. Так, например, бежать - бегу, сказать - скажу. Здесь мы наблюдаем чередование согласных. Следующие примеры: замирать - замереть, расположить - располагать. Эти слова отличаются чередованием гласных. Это явление обусловлено следующими причинами: является ли корень ударным или безударным, присутствует ли суффикс, какое именно значение заложено в главной морфеме и пр.

Чередование в корне «е» и «и». Правило

В ряде главных морфем в безударной позиции употребляется как «е», так и «и». Это означает, что в лексических единицах присутствует чередование в корне «е» и «и». От чего же это зависит? На написание той или иной буквы влияет наличие «а» (суффикс), стоящего за главной морфемой. Итак, если суффикс присутствует, то в корне пишется гласная «и». В случае если он отсутствует, то следует писать «е». Изучим подробно несколько примеров.

«Вытирать». При разборе по составу выделяем корень «тир». За ним следует суффикс «а». Таким образом, в главной морфеме требуется написать «и» («тир»). Второй пример: вытереть. Главной морфемой является «тер», после которой следует суффикс «е» (не «а»). Следовательно, в корне необходимо написать «е» (тер).

Рассмотрим еще одну пару «стел» / «стил». В качестве примеров используем слова «расстелить» и «расстилать». В первом варианте необходимо написать «е», потому что в лексической единице отсутствует «а» (суффикс), во втором случае - «и», так как «а» присутствует.

Чередование «е» / «и» в корне слова. Примеры

Лексические единицы с вышеуказанными основными морфемами являются распространенными. В речи можно часто встретить корни с чередованием «е» / «и». Примеры подобных лексических единиц приведены ниже.

  • Основные морфемы «бер» / «бир».

Выбирать, забирать, собирать, взбираться, добираться, отбирать, собираться, подбирать, перебирать, побираться, убирать, разбирать, пробираться, избирательность, разбирательства, соберет, разберусь, выберут, уберусь, отберет, взберешься, доберешься, неразбериха и пр.

  • Основные морфемы «мер» / «мир».

Замирать, вымирающий, умирать, вымирать, помирающий, замирание, умереть, умерший, вымерший и пр.

  • Основные морфемы «тер» / «тир».

Вытирать, втирать, протирать, натирать, стирать, постирать, перестирать, притирание, растирание, вытереть, вытертый, стереть, растеряться, оттереть, натереться, затеряться и пр.

  • Основные морфемы «дер» / «дир».

Задирать, обдирать, отдирать, задираться, продираться, сдирание, обдерет, продерется, задерешься, отдеру и пр.

  • Основные морфемы «пер» / «пир».

Запираться, подпирать, напирать, отпираться, отпирательство, запереться, припереть, подпереть и пр.

  • Основные морфемы «чет» / «чит».
  • Основные морфемы «жег» / «жиг».

Зажигать, разжигать, зажигалка, зажигание, прижигать, обжигать, поджигатель, обжиг, сжигать, выжегший и пр.

  • Основные морфемы «стел» / «стил».

Расстилать, настилать, перестилать, перестелить, постелить, расстелить, достелить, стелющийся, постеленный и пр.

  • Основные морфемы «блест» / «блист».

Заблистать, проблистать, блистательный, отблистать, блистающий, блестеть, заблестеть, блестящий, поблестеть, блестяще и пр.

  • Основные морфемы «леп» / «лип».

Прилипать, налипать, залипать, отлипать, влипать, прилипала, отлипание, слипаться, прилипавший, облепить, вылепить, перелепить, залепить, долепить, лепнина и пр.

Примечания

Чередование в корне «е» и «и» имеет ряд особенностей. Ниже разберем каждую из них.

После шипящих согласных и мягких в ударном положении может употребляться не только «е», но и «е». Зависит от звука, который появляется при произношении. Это может быть либо звук «е» (ему соответствует буква «е»), либо звук «о» (ему соответствует буква «е»). Приведем несколько примеров. Тереть - терка, считать - счет, блестеть - блестка, блестеть - блеск и пр.

Вышеуказанным корням характерно такое явление, как беглый гласный. Что именно это обозначает? То, что в некоторых формах, из корня слова выпадает гласная буква. Рассмотрим примеры, на которые распространяется данное правило.

Прибирать - приберу - прибрать и пр.

Раздирать - раздерет - разодрать и пр.

Выжигать - выжег - выжгу и пр.

Умирать - умереть - умрет и пр.

Подпирать - подпереть - подопри и пр.

Перестилать - перестелить - перестлать и пр.

Протирать - протереть - протрешь и пр.

Таким образом, мы видим, что в последних примерах отсутствует как гласная буква «и», так и «е». Они являются беглыми.

Употребление в речи

Рассмотрим, каким образом можно применять лексические единицы с чередование в корне «е» и «и» в речи.

  • К ним домой приходить прибираться прислуга.
  • Ребенок сам застелил утром кровать.
  • Девушка испугалась громкого звука и замерла на месте.
  • После еды необходимо протирать крошки со стола.
  • Этим утром снег очень ярко блестел на солнце.

Попробуйте продолжить этот ряд самостоятельно.

Теперь вы знаете правила и особенности употребления корней с чередованием «е» / «и» и сможете с легкостью употреблять их в речи и на письме.