Анатолий полотно личная жизнь. Анатолий Полотно: биография и дискография

Игорь Кохановский: «Фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» считаю ужасным»

Он написал стихи ко многим советским шлягерам. Он – автор текстов ко многим любимым нами хитам. Он – близкий друг Высоцкого. Это ему Владимир Семёнович посвятил песни «Мой друг уехал в Магадан», «Получил я недавно письмо» и другие. Игорь Кохановский в интервью «Радио Шансон» рассказал о работе на колымских приисках, о своей новой книге и о дружбе с Владимиром Высоцким.

Один из хитов «Радио Шансон» в исполнении Славы «Слёз умытая печаль» обзавёлся видеоклипом. Напомню, песню написали поэт Михаил Гуцериев и композитор Сергей Ревтов. Съёмки клипа проходили весной, в центре Москвы. По сюжету в фантазийном гареме хозяин влюбляется в свою новую наложницу...

3 июля 1936 года постановлением Совета народных комиссаров в стране была создана Государственная автомобильная инспекция. В документе сказано: «Всё уличное движение обязано придерживаться следующего порядка: пешеходы уступают дорогу ручной повозке, повозка - извозчику, извозчик - автомашине...

Помните, как бывший вице-губернатор Альбин придумал сказку, что бакланы склёвывают покрытие на крыше стадиона? Данную чиновничью брехню сменила другая тема. Теперь на престоле чайка! Этот птиц захватил власть и гадит по полной. Уже исклевал всё, что осталось после Баклана. Нужна система отпугивания! Да, она есть на стадионе. Фурычит на всю катушку. Аудиодорожка, имитирующая выстрелы и птичий клёкот, должна защитить стадион от чаек, клюющих обшивку крыши. Но дальше пьеса делает поворот, который н...

С 1988 года гитара Анатолия Полотно и его голос звучат не только в Перми, но и по всей России. На бесчисленном множестве кассет и компакт-дисков разошлись его песни. Жанр его творчества невозможно определить одним термином – будь то русский шансон или городской романс. Он перерос эти границы.

Спектр музыкальных стилей в песнях Полотно необычайно широк: блатные аккорды и танго, боса-нова и романс, гармонии рока и цыганские напевы. А вот столь же точно обозначить стиль его поззии гораздо труднее. Грубая правда жизни и тонкая лирика, бесшабашность и философская глубина переплелись, и недосказанность порой понятна, а нарисованная несколькими штрихами-словами картина обретает объем и цвет. Импрессионизм? Может быть. Более подробно об этом – в статье Поэзия Анатолия Полотно и роль слушателя доктора физико-математических наук и поэта Стефана Машкевича (New York), написанной им специально для нашего сайта.

Парень улицы, разудалый моряк, уставший от жизни человек – герои его песен. Их черты – черты самого Анатолия. Поэта, композитора, художника.

Анатолий Полотно:

Родился я 18 февраля 1954 г. в городе Перми. Рост средний. Образование высокое. Происхождение – пролетарское. Взгляды либерально-гуманные. Тяга к творчеству с детства – подтягивал застольные песни наравне со взрослыми, под аккомпанемент баяна, на котором наяривал батя. Самостоятельно начал петь в 13-14 лет на танцах, в пригороде Перми, на Майском.

Первый сольный альбом «Ой, лели-лели» вышел в 1988 году. Второй альбом «Парень улицы» – в 1989. Альбом № 3 «Для девочек…» – в 1989 году. Альбом № 4 «Поп-нон-стоп» – в 1989 году. В 1990 году – альбом № 5 «Привет от Леньки Пантелеева». В 1991 году – альбом № 6 «На кухне». В 1992 году выпущен альбом № 7 «Баба Люба». 1994 год ознаменован выходом в свет альбома «Шара № 8». В тысяча девятьсот девяносто пятом сошла с конвейера первая «Золотая карета» – девятый альбом. 1999 год – десятый альбом «Переживем». Начало XXI века было отмечено альбомом «Против ветра» (2001 г.) – переиздан в 2008 году. В 2003 г. «нарисовалась» «Шпана фартовая». После нее, в 2005 году отправился в свой первый рейс «Пароход». Первый «рыбацкий» альбом «На Севере» – был выпущен в том же 2005. Альбом «повышенной культурности» «Эх, Россиюшка…» появился на свет в 2007 году (как и мой сын Кирилл) и был, конечно же, посвящен моей жене Наташе. 2007 год ознаменован и выходом нашего с Федей Кармановым первого дуэтного сборника «Поцелуй меня, удача!»
В 2009 году, к 70-летию Аркадия Северного, записал альбом Здравствуйте, мое почтенье, в котором спел знаменитые Аркашины песни – «Здравствуйте, мое почтенье» (mp3, текст), «Скокарь» (mp3, текст), «Марсель» (mp3, текст), «Нарва» (mp3, текст) и многие другие. 2010 год, март – альбом «Рублики».

Федю Карманова – друга и земляка – продюсирую с 1997 года. Написал для него альбомы «Денежки», «Вагон качается» и «Гоп-стоп, Сало!» Также выходили еще два Фединых сольных альбома – «Бродяга» (к Раджу Капуру отношения не имеет) и «Золотая скрипка шансона». Кроме моих, в них вошли песни и других авторов (часто «народных» или неизвестных).

Хобби: пишу картины. Играю в преферанс, нарды, деберц (все – с Федей) и на гитаре.
Охотник, рыбак, путешественник.

Анатолий Полотно – певец, который еще в 1980-х годах прочно занял место в русском шансоне. Впрочем, творчество исполнителя не ограничивается одним жанром. Своеобразный тембр голоса позволяет играть со стилями и направлениями: в песнях артиста вместе с блатными аккордами звучат и танго, и элементы рока, и цыганские мелодии с романсами.

Детство и юность

Анатолий родился в пермской семье Полотнянщиковых. В кругу друзей получил кличку Полотно, которая и стала позднее сценическим псевдонимом. Когда мальчику исполнилось два года, родители развелись, а наследника отправили жить к бабушке. Вернулся к матери в 9 лет, после смерти бабушки. Дом находился в одном из самых «блатных» районов Перми, где, по словам Анатолия, до сих пор жизнь построена «по понятиям».

Улица внесла свой вклад в воспитание мальчишки. В школе учился хорошо, но после третьего класса тяга к знаниям пропала – на улице интересней. До восьмого класса добрался кое-как, а потом поступил в ПТУ.

Музыка с Толиком жила с детства: дед виртуозно играл на гармони, отец на все праздники веселил гостей под баян, мама и родные тетки хорошо пели застольные песни. Маленький Толик подпевал родственникам, а подростком захотел освоить гитару. Инструмент обнаружил на чердаке отцовского дома.


Но никто из родственников азами игры на гитаре не владел, поэтому парень отправился к соседям-цыганам. Семейство дяди Васи Харитонова было музыкальным, отец с детьми и родственниками сходились с гитарами и пели трогательные цыганские композиции. Для Анатолия это стало самым ярким впечатлением ранних лет.

Уже в 13 лет Полотно сколотил собственный ансамбль, куда вошел и сын Харитонова – Гешка-цыган, только вместо гитары парню почему-то вручили барабаны. Толик впервые попробовал силы на руководящей должности, и с тех пор это амплуа за ним на протяжении всей жизни.


После школы поступил в училище №19. Однажды на талантливого музыканта обратил внимание преподаватель института культуры, посоветовав поступать в вуз. Но Анатолия после выпуска из ПТУ призвали отдать долг родине. Предлагали примкнуть к рядам музвзвода в родном городе, однако по настоянию консервативной матери молодой человек выбрал «нормальную» службу и оказался на берегах озера Балхаш. Позже все же поступил в институт.

Музыка

В ПТУ Полотно принес музыку, создав ВИА. Группа быстро завоевала славу, которая распространилась далеко за пределы училища. Вскоре творчество ребят знал весь город. Музыканты играли классический рок-н-ролл, окрепнув, сменили место дислокации на Дом культуры. Выступали на городских танцплощадках, при этом неплохо зарабатывая. По признанию Анатолия, даже за стипендией приходил раз в полгода.


В 80-х годах песни нового артиста распевала не только Пермь, с репертуаром постепенно знакомилась вся Россия. Полотно создал очередную группу, получившую название «Лоц-Мэн». В соавторы Анатолия вызвался Виктор Батенков, к ним присоединился еще один друг - Сергей Мотин (в будущем исполнитель шансона Сергей Кама).

Трио удивляло плодотворностью, за короткий промежуток времени группа «Лоц-Мэн» накопила много материала, на несколько альбомов бы хватило. Ребята решили записать первую пластинку, которая требовала серьезной суммы денег. Пришлось продать гараж.

Песня Анатолия Полотно «Вниз по Лене по реке»

Дебютный альбом «Ой, лели-лели» родился в 1988 году. В нем гармонично смешались разные направления: угадываются нотки шансона и рока, вплетен городской романс и цыганские мотивы. Пластинка пышет «мужской» романтикой – персонажами композиций стали уличные хулиганы, разочаровавшиеся в жизни люди, бесстрашные моряки.

Эта работа прославила коллектив, о группе узнали и в Москве, пригласив на съемку «Утренней почты». В популярной советской программе Полотно выступил с песней «Черное море», мгновенной ставшей хитом.


Дискография стремительно пополнялась. Музыкальный коллектив записывал альбом за альбомом. В 1989 году свет увидели сразу три работы – «Для девочек», «Поп-нон-стоп» и «Парень улицы». А еще через год к группе примкнул скрипач Фархат Карамов, старый товарищ и земляк Полотнянщикова. Вместе молодые люди выпустили альбом «Привет от Леньки Пантелеева».

В середине 90-х в творческой биографии Анатолия Полотно появилась новая должность. Он попробовал силы в продюсировании. Продвигать взялся Карамова, который с его легкой руки превратился в и оброс альбомами, в которые вошли песни Полотно.

Друзья стали вместе выходить на концертные площадки, став в глазах поклонников полноценным дуэтом. Хотя сами певцы считаю себя двумя самостоятельными исполнителями, а дуэт – только мини-версией группы «Лоц-Мэн». Сотрудничество музыкантов вылилось в альбом «Поцелуй меня, удача» (2007), где впервые звучат оба голоса. Иногда к дуэту присоединяются другие артисты. Например, неплохо с ними спелась Ольга Оболенская.

Анатолий Полотно часто посвящает пластинки знакомым и кумирам. Так, в 2007 году вышел диск «Эх, Россиюшка…», который «подарил» супруге Наталье. Через год свет увидел альбом «Здравствуйте, мое почтенье», созданный в честь 70-летнего юбилея и в память этого артиста. В нем певец исполнил знаменитые композиции легенды шансона, в том числе «Марсель», «Нарва», «Скокарь».

Песня Анатолия Полотно «Поцелуй меня, удача»

Во втором десятилетии нового века Анатолий Полотно сбавил обороты, уже реже радуя поклонников альбомами. Примечателен диск «Рублики» (2010), главная песня которого родилась на спор прямо во время застолья в честь дня рождения друга. Затем вышли еще три диска – «Не жалей» (2011), «Наша сторона» (2015) и «Берег» (2016).

Группу «Лоц-Мэн» время хоть и потрепало, но оставило в живых, удалось выстоять в перестройку и миновать множество кризисов. Половины состава, правда, коллектив лишился. Но основной костяк остался – Мотин-Кама, Карманов и, конечно, Полотно.

Личная жизнь

В 1986 году в личной жизни Анатолия случилось горе – умерла жена. На руках у артиста осталась маленькая дочь Лиза. Помогали воспитывать ребенка родители ушедшей супруги. Певец признается, что не выдержал тогда беды, запил. Но со временем взял себя в руки.


Позже удалось создать вторую семью, в которой появились еще двое детей – дочь Ольга и сын Кирилл. Избранницей стала девушка по имени Наталья, с которой шансонье познакомился на берегу Черного моря в Ялте. Пара разъехалась, но судьба вновь свела молодых людей. Наталья пришла на концерт Анатолия, который проходил в Москве, и с букетом цветов для артиста поднялась на сцену. На три года музыкант выпадал из эстрадной жизни, все время посвящая обустройству семейного гнезда.


У Анатолия Полотно, помимо музыки, в копилке увлечений есть игра в преферанс, нарды и деберц. Любит порыбачить или съездить на охоту. А еще мужчина пишет картины. Жена Наталья так комментирует страсть супруга к рисованию:

«Живопись – это совсем другой пласт Толиного сознания. В этом он подобен многограннику. Как рождаются эскизы, наброски – я видела: сидит, что-то вырисовывает, весь погружен в себя. Мне кажется, картины даже в чем-то больше соответствуют его внутреннему миру, чем песни. В нем есть некая напряженность, как будто в голове идет непрерывная работа».

Анатолий Полотно сейчас

Полотно продолжает колесить с гастролями по России. Вместе с Федором Кармановым устраивают концерты, участвуют в вечерах, где выступает весь цвет русского шансона.


Весной 2018 года исполнители провели ряд концертов в честь юбилея – 30 лет уже «варятся» в этом музыкальном направлении. В феврале Анатолий Сергеевич презентовал новый альбом, который назвал «Русская судьба». О творчестве и последних новостях артиста рассказывает его официальный сайт , пестрящий фото и видео с концертов и повседневной жизни.

Дискография

  • 1988 - «Ой, лели-лели»
  • 1989 - «Парень улицы»
  • 1989 - «Для девочек»
  • 1989 - «Поп-нон-стоп»
  • 1990 - «Привет от Леньки Пантелеева»
  • 1991 - «На кухне»
  • 1992 - «Баба Люба»
  • 1993 - «Шара № 8»
  • 1995 - «Золотая карета»
  • 1999 - «Переживем»
  • 2001 - «Против ветра»
  • 2003 - «Шпана фартовая»
  • 2005 - «На севере»
  • 2005 - «Пароход»
  • 2007 - «Эх, Россиюшка...»
  • 2008 - «Здравствуйте, мое почтенье»
  • 2010 - «Рублики»
  • 2011 - «Не жалей»
  • 2015 - «Наша сторона»
  • 2016 - «Берег»
  • 2018 - «Русская судьба»

Анатолий Полотно, певец, поэт, композитор: «Какая жизнь – такие песни!»

Анатолий Полотно – необычное явление. Даже для такого богатого на незаурядные личности жанра, как шансон. Два высших образования, высшая партийная школа, охотник, рыболов, художник, моряк, философ… И конечно, удивительно яркий и самобытный певец.

– Анатолий, как следует из вашей биографии, поёте вы достаточно давно, но на пике популярности мы вас увидели буквально пару лет назад. Почему? Когда вы сами почувствовали свою известность?

– Мы с Федей Кармановым до сих пор не почувствовали себя на пике популярности по одной простой причине: нам некогда за этим следить. Где она ходит, эта популярность? С кем она гуляет?.. Есть известность, узнаваемость. Увидели люди кого-то в передаче «Дом-2», а потом увидели в жизни и узнали. Есть категория людей, известных по одной песне или по одной картине. Или спел человек одну песню и настолько она зацепила остальных, что человек стал известным на всю страну. Мы в «Дом-2» мы не ходим, да и хитов до «Поцелуй меня, удача!» толком не было. Несмотря на то, что эта песня появилась и стала узнаваемой, сами продолжали оставаться не узнаваемыми. Да и, знаете, совсем не обязательно быть популярным, узнаваемым и знаменитым. Мне думается, что комфорт человеческой души зависит не от этого. Душа растёт тогда, когда она что-то познаёт и развивается, становясь таким образом больше. Например, когда ты созерцаешь бескрайние северные просторы, душа твоя становится больше. Точно также как от встречи с зрителями, когда с первой песни, с первого такта и до последнего они аплодируют и танцуют, и для не нужно после каждого куплета призывно спрашивать их: «А где же ваши руки?!»

Вы разглядываете людей в зале во время концертов?

С 1988 года гитара Анатолия Полотно и его голос звучат не только в Перми, но и по всей России. На бесчисленном множестве кассет и компакт-дисков разошлись его песни. Жанр его творчества невозможно определить одним термином – будь то русский шансон или городской романс. Он перерос эти границы.

Спектр музыкальных стилей в песнях Полотно необычайно широк: блатные аккорды и танго, боса-нова и романс, гармонии рока и цыганские напевы. А вот столь же точно обозначить стиль его поззии гораздо труднее. Грубая правда жизни и тонкая лирика, бесшабашность и философская глубина переплелись, и недосказанность порой понятна, а нарисованная несколькими штрихами-словами картина обретает объем и цвет. Импрессионизм? Может быть.

Подготовил Михаил Дюков

Биография

Последнее фото с Сергеем Наговицыным.

Удивляется и моя жена Наташа. Глядя всякий раз на мой рабочий стол, заваленный многочисленными бумажками с разными мыслями, записями, она говорит: «Не понимаю, как из этого мусора можно что-то сделать?!».

Чем занимается Наташа?

Она любит наших детей и меня, и это - немало. (Улыбается) С Наташей у нас двое детей - 21-летняя Оля и 6-летний Кирюша. Дочь учится в Институте Искусств при Гнесинке. Есть у меня еще и старшая дочь - 31-летняя Лиза от первого брака. Ее мамы, к сожалению, давно не стало. Лиза закончила иняз, владеет тремя языками, сейчас занимается собственным бизнесом.

Федя Карманов, насколько я понимаю, не только ваш партнер по сцене, но и самый близкий товарищ?

Âåðíóâøèñü â 1990 ãîäó â Ìîñêâó, îí íà÷èíàåò èãðàòü â ãðóïïå «ËîöÌýí», êîòîðàÿ â òî âðåìÿ óæå ðàáîòàëà â ñòîëèöå. Åãî äåÿòåëüíîñòü â ãðóïïå â òî âðåìÿ óæå ïîïóëÿðíîãî çåìëÿêà Àíàòîëèÿ Ïîëîòíî íå îãðàíè÷èâàëàñü òîëüêî ñêðèïè÷íûìè ïàðòèÿìè – ïî÷òè âî âñåõ ïåñíÿõ áûë åãî áýê-âîêàë, áûëî è ñîëüíîå èñïîëíåíèå ïåñíè Àíàòîëèÿ Ïîëîòíî «Îñòðîâà» â àëüáîìå 1991 ãîäà «Íà êóõíå». Ïðàâäà, ðàáîòà â «ËîöÌýíå» äâà ðàçà ïðåðûâàëàñü íà ïîëãîäà (1992-93 ãã.) – ïî êîíòðàêòó Ôåäÿ Êàðìàíîâ ðàáîòàë â ßïîíèè. À ñ 1993 ãîäà îí áåññìåííûé ïàðòíåð Àíàòîëèÿ Ïîëîòíî, ñêðèïà÷ è âîêàëèñò.

Ñêðèïêà è âîêàë Ôåäè Êàðìàíîâà çâó÷àò âî âñåõ àëüáîìàõ Àíàòîëèÿ Ïîëîòíî íà÷èíàÿ ñ 1989 ãîäà. Àíàòîëèé ñ÷èòàåò Ôåäþ Âîêàëèñòîì ñ áîëüøîé áóêâû. Èõ íàñòîÿùàÿ ìóæñêàÿ äðóæáà ïðèâåëà ê òîìó, ÷òî Àíàòîëèé Ïîëîòíî íà÷àë ïèñàòü ïåñíè ñïåöèàëüíî äëÿ Ôåäè Êàðìàíîâ.  1999 ãîäó âûøåë àëüáîì «Áðîäÿãà» (ïðîäþñåð Àíàòîëèé Ïîëîòíî, àðàíæèðîâùèê Êîíñòàíòèí Êðàñíîâ), ãäå èì áûëî ñïåòî áîëåå äåñÿòêà ïîïóëÿðíûõ áëàòíûõ ïåñåí, â èõ ÷èñëå – «×èêè-áðèêè» Àíàòîëèÿ Ïîëîòíî (àëüáîì «Äëÿ äåâî÷åê», 1989 ã.), «Êàáàêàì – êàáàöêèé äûì» Ñåðãåÿ Íàãîâèöûíà (àëüáîì «Ãîðîäñêèå âñòðå÷è»).

Вернувшись в 1990 году в Москву, начинает играть в группе "Лоц-мэн" (солист А. Полотно).

Это случилось несколько лет назад в новогоднюю ночь на пустой в тот час дороге. Сергей Наговицын летел на своей машине по какой-то надобности. В Новый год все приходится делать бегом - мало ли кого поздравить забудешь или в гости непременно заскочить надо... Когда фары и внимание выхватили из темноты какое-то препятствие прямо по курсу, было уже поздно. Он вошел в перегородившую дорогу аварию третьим, превратив ее из мелкой в крупную, говоря гаишным языком. Двое водителей, оставив на трассе машины с выключенными огнями, тут же, не отходя, разбирались, кто прав, кто виноват. Сергей, врубившись в скопище людей и техники, смертельным исходом подвел черту - не в свою пользу. Приехала ДПС, вызвали экспертизу. Та определила: нетрезв был водитель Наговицын в Новый год - и это решило дело.

Мне трудно представить, что творилось в нем после аварии. Хотя какие-то сантиметры дороги и секунды времени, порой отделяли меня от того, чтобы оказаться в его шкуре. Но "почти" здесь не считается, "почти" превращает сантиметры в километры, а секунды в часы. И как бы и не было ничего особенного страшного в твоей жизни: ну, стукнулись, разобрались и разъехались. А Сергею Наговицыну пришлось стать, пусть и невольно, виновником гибели человека... Был на нем грех, не было - не нам судить. Смерть уравняла их - Сергея и того автомобилиста. А при жизни тремя судами был судим: Божьим, человеческим и внутренним. (Неожиданно вспомнился модный, но бездушный, формалист Пелевин с его внутренним прокурором, адвокатом и ментами.) К какому условному сроку приговорил себя Наговицын - неизвестно. Но отмерян был ему на отбытие этого срока ровно один альбом: "Разбитая судьба" - "Судьба, разбитая в дугу..."

"После смерти Сергея, - говорит жанровый исполнитель Игорь Герман, - некоторые стали связывать все три его "блатных" альбома - "Этап", "Приговор" и "Разбитую судьбу" - с, якобы, неким духовным, что ли, уходом его на кичу после аварии и всего, что за ней последовало. Но это не так. Серега в наш жанр пришел задолго до столкновения на ночной дороге. Пришел совершенно сознательно, чтобы петь о настоящем, о том, что попса, с которой он начинал, уж точно дать ему не могла. И хоть сам он не из числа бывалых, но чувствовал, как никто, существо человеческое. Умел сказать, спеть, как надо. Вот, говорят, спился Наговицын, подорвал здоровье напрочь. В запое мог ничего не есть - только пил да курил. После пьянок мне приходилось видеть его лицо в шрамах... Да, бухал конкретно, с конкретными людьми: братвой, бичами, колдырями - не гнушался битыми жизнью. Жуткая мысль, но, возможно, не будь этого пития, он не написал бы своих золотых песен".

"Ругали мы его с Михалычем (Германом - Р.Н.) за пьяные дела, а что толку? - вспоминает еще один поющий земляк Наговицына Сергей Русских (Север). - В конце концов, я ему даже запретил звонить мне под киром. Как-то проездом в Москве все-таки телефонирует с Арбата: мол, я в городе, давай встретимся. Я прошу передать трубу его клавишнику, который тут же, рядом. Спрашиваю: "Серега бухой?" - "Да, бухой". Все. Так мы и не встретились. А через полторы недели его не стало.

Серьезные люди были в курсе его одержимости демонами по киру, пытались вылечить, заряжали хорошую клинику и, любя Серегин талант, смотрели на "косяки" сквозь пальцы. В самых криминальных коллективах Серега чувствовал себя уютно - как минимум морально. Но года два назад чудачества ему боком вышли: весь в шрамах ходил - так, сам по себе хулиганил. А по большому счету он во все эти братковские дела не лез, а если и вмешивался, то на уровне: кто-то что-то не то ляпнул, кто-то не понравился и т.д. Нас с Игорем он все-таки, видимо, уважал, раз прислушивался, советовался, что и как делать в шоу-бизнесе. К Герману вообще относился, как к старшему брату... Но в последний год жизни бесы его уже оседлали и вовсю погоняли".

"С бесами тут не все понятно, - сомневается Игорь Герман. - Мне кажется, Наговицына постигла высшая кара за невольное лишение жизни себе подобного. И похоронили его, некрещеного, без отпевания. Для меня это было, как обухом по голове, потому что и после смерти душу можно спасти, надо только молится за нее, но как?! Ведь некрещеная же! Остается лишь уповать на милость Всевышнего к артисту, затронувшему своими песнями души обездоленных. Наверное, прибрав человека в 31 год, он у себя ему место уготовал, а не там, где души горят".

О том, что случилось с Сергеем Наговицыным после той аварии, в Перми говорили разное. И что под амнистию попал, потому и не ушел на зону. И даже, будто местная братва заплатила кому надо 8 тысяч долларов - все равно, что 80 в Москве. Потом, мол, Сергей с пацанами полностью рассчитался. Но не его, говорят, это мысль - откупиться от приговора. Он здесь был ведомым авторитетными почитателями... И пил он, якобы, как пел - без удержу, оттого и сердце отказало. Все это касалось лишь бренной физической оболочки - ей могло быть холодно и голодно на зоне. А душа его сразу же после аварии стала жить на всем казенном. Перед самым концом она, правда, вернется домой, к друзьям, и отогреется немного.

Из последнего "кухонного" разговора Анатолия Полотно и Сергея Наговицына в 10 числах декабря 1999 года:

С.Н.: "Так сейчас мне тепло, так кайфово... Ребенок, наконец, родился - дочка. (До этого сын родился семимесячным, не выжил.) Альбом ("Разбитая судьба" - Р. Н.) попер, концерты пошли. Суды эти бесконечные закончились... Да не надо мне, Толь, денег на "тачку", убери - у меня есть!"

"Где выступаешь?" - спросил его тогда Анатолий.

"Да в Кургане у меня концерты". - "А, Курган, знаем!"

В этом городе в свое время состоялся первый большой выездной концерт Полотно. В гастрольном маршруте Сергея Наговицына этот пункт стал последним.

Сергей взял свою сумку - там у него была передача кому-то на зону в Соликамск - и уехал в аэропорт. Это была их последняя встреча.

"Вот, говорят, пил, себя не щадил, и потому сгорел человек, - размышляет Анатолий Полотно. - Горел ли он? Да, но не тем факелом, что бьет вверх на три метра, а тепла от него - никому. В Сереге был русский огонь. От него жар изнутри шел, как в хорошей печке от дров. Он не колотил себя в грудь, не кричал, что дико занят. Прост и доступен был. И говорил он по-русски - скупым мужицким языком, обтекаемо и, в то же время, емко. Позвонит бывало: "Толян, ну ты в курске?" - "В каком Курске?" - "Ну, в смысле, в курсе: я же тут альбом выпустил!"

"По последней работе Сергея - "Разбитой судьбе" - я отчетливо понял: этот парень ближе всех нас, людей этого жанра, подошел к черте сегодняшнего дня. Рок не допускает таких вещей. Такого четкого, неразмытого, явственного видения и осознания этой жизни".

"После несправедливо раннего ухода Сергея Наговицына, - говорит Игорь Герман, - название альбома сделалось как бы исчерпывающим в своей емкости для всей его жизни. Между тем, автору имя его детища виделось куда более оптимистичным: "На свиданку". Но выпускающая фирма "Мастер Саунд Рекордс" выбрала для всего альбома название другой песни - "Разбитая судьба". Сереге это не очень понравилось, но свой гонорар за эту работу он уже получил, поэтому в бутылку не полез.

Какая разбитая судьба? Кто сказал? Да, слишком рано Сергея не стало. Но жить-то он умел и делал это красиво. Анекдоты травил так, что я ржал, как конь. Широк был душой, с бабками расставался легко. Помню, как-то мы с ним шли в гости к его тренеру по боксу, который, перебравшись в столицу, жил где-то в районе Нового Арбата. Серега прихватил с собой бутылку какого-то дорогого бухла, рублей за 400. "Михалыч, да разве это те деньги, которые мы должны считать? - говорил он. - Ведь у нас еще все впереди". Наговицын всегда надеялся на то, что запишет еще не один альбом. А осталась после его смерти одна-единственная заезженная рабочая кассета, куда они с Эдиком Андриановым скидывали то, что Сергей напел под гитару. Песни 3-4 там есть. Все".

Желаю удачи и благополучия Вам и Вашей семье!

С зоны долгожданное письмо
Приволок домой знакомый мент,
В нем официальный документ из ИТК –
Документ, заверенный врачом:
От туберкулеза умер он. «Можете забрать».
Из рук конверт уронила мать.

© Роман Никитин

Куда движется Полотно? От трех аккордов к гармониям рок-музыки, как в песне «Статуя Свободы»? Или вообще в противоположную сторону – к частушкам? От бытописаний тюрьмы к философским обобщениям? «Возрастное это у меня, возрастное, – говорит он на полном серьезе. – Пора уже задуматься о смысле жизни». Известно, что в последнее время его увлекает литература религиозно-философского плана, недавно перечитал Библию, Коран и Каббалу... Иногда его внутренние импульсы непонятны даже ему самому. Сейчас его почему-то не тянет к кистям и карандашам, а вот к прозе хочется вернуться, но уже не к пройденной форме маленьких рассказиков, а написать нечто более масштабное.

«Убежден, истоки всех проблем, удач, неудач, побед, поражений – в самом человеке, – говорит Анатолий. – Надо только уметь распознавать их. Путем ли медитации, самоанализа, другим ли образом...»

Есть у него безумное желание сходить на Валаам, именно сходить, а не съездить. Ну, а до самого острова – доплыть. Совершенно иначе, чем в городе, он чувствует себя в тайге, за сотни километров от цивилизации.

«Мне до конца не ясна связь человека и реки. Осознаю, что река несет некую информацию, обладает энергетикой, но как это происходит, понять не могу».

Речка в тайге, как дороженька –
Гладкая, гладкая.
Дома ждет меня, ждет у порожека –
Сладкая, сладкая...

Постичь суть вещей – вот кредо Анатолия Полотно. Проблема некоммерческости лишь в глубине его песен. Они – всегда нечто большее, чем банальные зарисовки с натуры, нашпигованные блатной «феней». «Реальная жизнь российская не только тюрьмой мерится. Нельзя бесконечно пилить тайгу напильником, иначе жанр превратится в опилки лесоповала».

Родился я 18 февраля 1954 г. в городе Перми. Рост средний. Образование высокое. Происхождение - пролетарское. Взгляды либерально-гуманные. Тяга к творчеству с детства - подтягивал застольные песни наравне со взрослыми, под аккомпанемент баяна, на котором наяривал батя. Самостоятельно начал петь в 13-14 лет на танцах, в пригороде Перми, на Майском.

С 1988 года гитара Анатолия Полотно и его голос звучат не только в Перми, но и по всей России. На бесчисленном множестве кассет и компакт-дисков разошлись его песни. Жанр его творчества невозможно определить одним термином - будь то русский шансон или городской романс. Он перерос эти границы.

Спектр музыкальных стилей в песнях Полотно необычайно широк: блатные аккорды и танго, боса-нова и романс, гармонии рока и цыганские напевы. А вот столь же точно обозначить стиль его поззии гораздо труднее. Грубая правда жизни и тонкая лирика, бесшабашность и философская глубина переплелись, и недосказанность порой понятна, а нарисованная несколькими штрихами-словами картина обретает объем и цвет. Импрессионизм? Может быть. Более подробно об этом - в статье "Поэзия Анатолия Полотно и роль слушателя" доктора философии С. Машкевича (New York), написанной им специально для сайта "Фрегат".

Парень улицы, разудалый моряк, уставший от жизни человек - герои его песен. Их черты - черты самого Анатолия. Поэта, композитора, художника.

Не будет сильным преувеличением сказать, что Полотно - явление необычное даже для такого богатого на незаурядные личности и судьбы жанра, как шансон. Два высших образования, высшая партийная школа, охотник, рыболов, художник, моряк, философ…И конечно - удивительно яркий и самобытный певец!

Его голос - хриплый и в то же время мелодичный, предельно богатый интонациями и силой. Сравнивать Полотно с кем - то - невозможно. Стиль и колорит песен Анатолия - это только его стиль и колорит! Он похож на Полотно и только на Полотно!

Его манера исполнения может меняться от разбойничьего посвиста "Лёньки Пантелеева" до глубокой философии " Островов", от сжатых зубов и сдавленного сердца " Ветра северного" до пронзительно нежных " Чем дальше, тем ближе…" и " Наше танго" - но всегда в ней остаётся главное - то, как он соединяет слова и музыку. Соединяет подчас странно, вне всякой логики и законов и, наверное, именно это - неуловимое - рождает осязаемый, шероховатый и завораживающий рисунок его песен.

Его герои. Есть в каждом из них что - то от героев Джека Лондона. Они - люди сильные, весёлые, дерзкие и, как все живые люди - противоречивые. В них уживаются грубость и интеллигентность, порядочность и хитрость. Могут украсть, а могут и отдать последнюю рубаху. Но главное - они люди умные, мужественные и, как ни парадоксально - честные.

Каждая его песня - это он сам, только в разном своём возрасте. Кусочек его жизни. Поэтому в своих песнях никогда ничего не переделывает. Как нельзя переделать уже прожитое… Всякое бывало. Нельзя сказать, что жизнь всегда гладила Толю по головке…Била наотмашь, отбирала дорогих людей…Но в его песнях нет ни злобы, ни обид. И любая из них - это слово в шансоне. Слово веское и честное - Полотно не терпит халтуры. Слово нежное - в каждом его альбоме есть посвящение жене. Слово человека, живущего той же самой жизнью, что и мы, ходящего по тем же самым улицам и понимающего наши печали и наши радости…

"…Мне нравится понятие - именно понятие - " Наши! ". Ведь почему этот жанр такой живучий? Ведь его запрещали, при советской власти за него карали, сажали - потому что он не лицемерил, в отличие ото всех искусственных образований типа ансамбля советской песни. Его ничто не разрушало изнутри…"

Наши…Это можно сказать и о его песнях. Анатолий записывает новые альбомы и звучат они по - новому, ещё раз доказывая, что шансон - это не застывший в жёстких формах жанр, не только " Мурка "…Эти песни могут быть разными настолько, насколько это можно себе представить. Главное - они всегда будут скроены по меркам сердца и души.

Хобби: пишу картины. Играю в преферанс, деберц и на гитаре. Охотник, рыбак, наездник.


Желаю удачи и благополучия Вам и Вашей семье!